СПбГУ запускает магазин сувенирной продукции
Санкт-Петербургский университет открывает официальный магазин сувенирной продукции. Теперь студенты и выпускники СПбГУ, проживающие на любом континенте мира, смогут приобрести сувениры и практичные вещи с гербом alma mater.
Уже сейчас в ассортименте представлена самая разнообразная продукция: ручки и блокноты, открытки, холщовые сумки, термокружки, дождевики и многое другое. Интернет-магазин запускается в тестовом режиме, большая часть самой интересной продукции еще в производстве и появится в ближайшие месяцы. Организаторы исходили из того, что студент связывает свою жизнь с Университетом как минимум на несколько лет, поэтому предполагается, что в линейке товаров должно быть все, что может понадобиться обучающемуся в разные годы студенчества, и не только.
Мы попросили начальника Управления маркетинга СПбГУ Дмитрия Шишмакова подробнее рассказать о том, как создавался дизайн сувенирной продукции, кто сможет принять участие в его разработке и как можно будет сделать заказ.
Когда появилась идея создания университетского магазина сувенирной продукции? Какие товары появились в первую очередь?
Идея создания собственного магазина в Санкт-Петербургском университете готовилась несколько лет. Первым шагом к открытию стала возможность предложить участникам Международного культурного форума в 2019 году блокноты и открытки с символикой Музея В. В. Набокова СПбГУ на русском и английском языках, чтобы отправить из Петербурга своим друзьям, что довольно популярно среди гостей города. Этой весной была разработана сувенирная продукция для Музея-архива Д. И. Менделеева, но вскоре началась пандемия, поэтому организовать выездную торговлю у нас не было возможности. Затем появились и товары с изображением Ботанического сада Университета. К слову, пока они разрабатывались, впервые в истории СПбГУ у сада появился логотип.
После создания музейных сувениров мы перешли к общеуниверситетским. Первыми у нас в производство были запущены блокноты. Издательство СПбГУ самостоятельно изготавливает любую полиграфическую продукцию, поэтому мы имеем возможность гибко подходить к дизайну, выбору формата и материала. Если у нас возникнет идея по макету нового блокнота, мы можем быстро его напечатать. В магазине СПбГУ представлена продукция в разных ценовых сегментах, к тому же мы также постарались предложить продукцию в стилях от строгого классического до современных креативных вариантов. Во главу угла, независимо от ценовой категории и стиля, мы ставим высокое качество продукции. Мы ориентируемся на проекты таких университетов, как Оксфорд или Гарвард, где с символикой университета можно купить все, вплоть до подгузников.
Кто занимался разработкой дизайна продукции интернет-магазина?
В создании сувенирной продукции СПбГУ участвуют не только профессиональные дизайнеры Университета: в середине октября стартовал студенческий конкурс по разработке новых дизайн-проектов. Обучающиеся проявили к нему большой интерес, предложений было так много, что прием заявок пришлось продлить на две недели. Уже скоро члены жюри выберут лучшие работы, и изготовленная по макетам победителей продукция будет запущена в производство. Хотя конкурс завершился, СПбГУ открыт для новых идей: на сайте магазина конкурсам посвящен отдельный раздел, куда любой желающий сможет присылать свои идеи и проекты. Это могут быть не только решения по оформлению или выбору носителя, но и слоганы, которые можно будет разместить на стикерах и блокнотах. Сотрудники Управления маркетинга и издательства СПбГУ готовы изучать любые предложения для дальнейшей реализации с обязательным указанием автора работы.
Как устроен магазин?
Мы хотели создать единое техническое решение, позволяющее размещать товары не только на сайте, но и в наших многочисленных аккаунтах в социальных сетях, например на страничке Музея Набокова «ВКонтакте». В новом магазине все это возможно. Специально для него был создан отдельный портал store.spbu.ru, который станет лишь одной из точек входа. Приобрести продукцию можно будет в магазинах «Дом университетской книги», в соцсетях — в официальных пабликах Университета, музеев и Ботанического сада «ВКонтакте». Более того, сам магазин устроен таким образом, что виджеты каких-либо разделов или отдельных товаров при желании можно добавлять на другие порталы Университета. Например, продукцию с символикой Высшей школы менеджмента СПбГУ можно будет разместить прямо на сайте ВШМ, и студенты смогут там же сделать заказ. Магазин связан с единым платежным сервисом СПбГУ. Все платежи будут проходить через него, тем самым для Университета сохраняется низкая комиссия и происходит сбор единой статистики по онлайн-платежам. Иными словами, мы запускаем качественно новый сайт.
Как будет организована доставка товаров?
Доставка брендированной продукции СПбГУ будет возможна в любой город России или страну мира. Универсанты, проживающие в Санкт-Петербурге или в Петергофе, смогут оформить самовывоз, чтобы приехать за товарами в «Дом университетской книги» по наиболее удобному из семи адресов, или курьерскую доставку. Она также будет доступна для жителей других городов наравне с доставкой через отделения Почты России. Издательство Санкт-Петербургского университета имеет большой опыт по доставке книг за рубеж, поэтому заказать футболку или блокнот с гербом СПбГУ смогут выпускники по всему миру.
Расскажите, пожалуйста, немного о проектах победителей. Как скоро мы увидим продукцию, созданную по их макетам?
Это займет от одного до нескольких месяцев, все зависит от того, на чем нужно будет напечатать университетскую символику. Производством блокнотов, открыток, стаканчиков, магнитов, карандашей, ручек и других товаров займутся издательство СПбГУ и подрядчики.
От конкурсантов поступило много интересных дизайн-макетов. Интересно, что около 40 % работ были связаны с музеями СПбГУ и Ботаническим садом. Мы продолжаем изучать любые другие предложения, причем связанные не только с дизайном и оформлением, но и с выбором новых форм сувенирной продукции, и будем рады идеям универсантов.
Как в дальнейшем будет расширяться линейка товаров? Будет ли появляться тематическая продукция, посвященная фестивалям, международным форумам или юбилейным университетским датам?
Сейчас мы только начинаем, и полученные результаты лягут в основу будущих проектов. Одним из важнейших станет разработка сувениров к празднованию 300-летия со дня основания Санкт-Петербургского университета, которое будет отмечаться в 2024 году. Со временем мы планируем создавать памятные вещи к крупным мероприятиям и другим круглым датам. Также ведется работа над тем, чтобы студенты — математики, юристы, биологи, географы, лингвисты и другие — могли приобрести различные товары, посвященные своему учебному подразделению. Более того, мы хотим ориентироваться на создание индивидуального дизайна, хотя для нас это определенный вызов. Выпускники, которые прошли обучение по нескольким направлениям, смогут заказать уникальную футболку с гербом Университета и символикой сразу нескольких подразделений СПбГУ. Сейчас дизайнеры работают над тем, как органично вписать до двух-трех таких наименований.
В магазине появятся не только футболки и термокружки, но значки выпускника. Как они будут выглядеть?
Недавно в СПбГУ начался опрос среди директоров институтов и деканов, в котором предложено выбрать один из вариантов дизайна значка. Мы предложили два вида: с отблеском или с патиной, обсуждалось также предложение возрождения нагрудных знаков выпускников Императорского Санкт-Петербургского университета.
Новые значки выполнены в традиционной для высших учебных заведений форме ромба с белой окантовкой. Обычно на подобных значках герб вписывается в синей области, но вы можете заметить, что двуглавый орел СПбГУ выходит за ее пределы. Это сделано неслучайно. Такое решение отвечает современным трендам дизайна, но здесь есть и более важная смысловая составляющая. У Санкт-Петербургского университета есть Научный парк и издательский комплекс, наши сотрудники выполняют высококачественные экспертизы и проводят языковое тестирование, а также многое другое, что говорит о том, что СПбГУ — это больше чем просто высшее учебное учреждение. Значки будут изготавливаться из латуни и серебра. Приобрести их можно будет и в подарочной упаковке, в которую будет вложена небольшая брошюра с информацией об истории нагрудного знака. Предусмотрен выпуск лимитированных серий. Это будет отдельное направление с разными ценовыми категориями, поэтому значок Университета сможет себе позволить любой универсант.
Во что будут вкладываться средства, вырученные от продажи брендированной продукции?
Когда мы занимались разработкой сувениров с символикой Ботанического сада СПбГУ, мы изначально рассчитывали, что полученные средства пойдут на его реконструкцию. Думаю, что они будут направлены на развитие и других подразделений Университета, изображенных на наших блокнотах, термокружках и других товарах. Кроме того, часть дохода пойдет в расширение разнообразия нашей продукции. Мы преследуем цель продвижения бренда Университета и также получения финансовых средств для его развития. В перспективе мы рассматриваем и возможность продажи брендовой одежды в туристических местах для того, чтобы Санкт-Петербургский университет стал одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга в глазах гостей города.