Материалы ректорского совещания

№ 508
от 24.01.2022

    О мероприятиях, направленных на предотвращение распространения COVID-19

    Принимая во внимание поручение председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина «О переходе на дистанционный формат работы и проведения совещаний», в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения защиты жизни и здоровья обучающихся и работников, профилактики распространения COVID-19 порядок организации рабочего и учебного процессов в Университете с 24 января установлен в соответствии с приказами № 348/1 и № 349/1 от 21.01.2022.

    Согласно приказу № 348/1 от 21.01.2022 «О мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с 24 января общая численность работников Университета, присутствующих на своих рабочих местах, не должна единовременно превышать 2500 человек, в том числе обеспечивающих медицинскую деятельность (850), охрану зданий и сооружений (800), обеспечивающих обслуживание серверного оборудования и информационных систем (150), обеспечивающих работу общежитий (100), поддерживающих непрерывный режим работы высокотехнологичного и неотключаемого научного оборудования (50), осуществляющих текущий уход за коллекциями микроорганизмов, за лабораторными животными и рыбами (50).

    Приказ № 391/1 от 24.01.2022 «О внесении изменений в приказ от 21.01.2022 № 348/1 "О мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»

    Согласно приказу № 349/1 от 21.01.2022 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 24.01.2022», с 24 января обучение в Санкт-Петербургском государственном университете до особого распоряжения будет организовано в дистанционном формате.

    Информация об издании этих приказов опубликована на официальном сайте и других ресурсах СПбГУ, а также направлена на корпоративные адреса всех сотрудников и студентов Университета. Как все последние годы, и эти приказы по СПбГУ завершаются словами: «Предложения по изменению и / или дополнению настоящего приказа направлять по адресу: org@spbu.ru». И как всегда, на ректорском совещании всем участникам было предложено в случае наличия таких предложений их высказать.

    В ходе совещания руководители ряда учебно-научных подразделений задали вопросы о порядке действия приказа № 349/1 и высказали предложения внести в документ корректировки, в том числе распространить его действие с начала семестра только на те коллективы, где не достигнута необходимая доля вакцинированных преподавателей и студентов. Как отметил ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев, в этой части в приказ можно внести изменения. Уже сейчас службы ректората составляют расписание занятий на новый семестр, исходя из правила, что в тех подразделениях, где доля вакцинированных студентов достигла 40 %, а преподавателей — 80 %, учебный процесс будет организован в смешанном либо полностью в аудиторном формате. На данный момент необходимых показателей достигли 18 коллективов. После обсуждения участники совещания пришли к выводу о необходимости внесения уточнений в приказ в этой части.

    Также руководители учебно-научных подразделений спросили о порядке согласования списков сотрудников для доступа в здания, в том числе для поддержания работы высокотехнологичного оборудования, осуществления ухода за лабораторными животными и других непрерываемых процессов. Е. Г. Чернова разъяснила, что для этого необходимо до конца дня 24 января направить профильным проректорам списки сотрудников с указанием помещений, в которые необходим доступ, с учетом необходимости организовать процессы таким образом, чтобы на рабочих местах одновременно присутствовало не более 10 % от всего коллектива подразделения. Такие заявления будут рассмотрены максимально оперативно.

    Восстановление деятельности академической структуры на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области

    На ректорском совещании выступил член президиума РАН, академик Андрей Георгиевич Забродский. Он, как председатель координационного комитета по восстановлению академической структуры на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассказал о ходе реализации этой инициативы.

    А. Г. Забродский напомнил, что с момента создания Российской академии наук в 1724 году и до переезда в Москву в 1934 году академия размещалась в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В настоящее время академический потенциал Санкт-Петербурга составляет примерно 10 % членов РАН и профессоров РАН, а также более 40 научных организаций, ранее подведомственных Российской академии наук. До 2013 года в региональную инфраструктуру РАН входил Санкт-Петербургский научный центр РАН, который по своему функционалу был близок к региональным отделениям РАН, а по научному потенциалу превышал Уральское и Дальневосточное отделения РАН вместе взятые. Особая роль СПбНЦ РАН была закреплена в Уставе РАН, действовавшем до 2013 года. На него, в частности, возлагались задачи по координации научных исследований в академических организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организации международного сотрудничества на уровне региона, взаимодействия научного сообщества с региональными органами государственной власти.

    И хотя принятый в 2013 году закон № 253-ФЗ устанавливал возможность вхождения в структуру РАН региональных научных центров, порядок создания которых устанавливается Правительством РФ, все региональные центры, включая СПбНЦ, были переданы в ведение Федерального агентства научных организаций, а затем — в ведение Минобрнауки, при этом они перестали выполнять свои координирующие функции. С другой стороны, решение задач, сформулированных в стратегических документах по развитию Российской Федерации, требует возрастания роли и участия региональной науки в их решении, обеспечения эффективного взаимодействия науки, образования и реального сектора народного хозяйства, что делает актуальным воссоздание СПбНЦ РАН как академической структуры.

    28 декабря 2018 года президент РФ В. В. Путин поддержал обращение президента РАН, академика Александра Михайловича Сергеева о воссоздании Санкт-Петербургского научного центра как структурного подразделения РАН в виде самостоятельного юридического лица, наделенного необходимым имущественным комплексом. На центр предполагалось возложить следующие основные задачи:

    • координация научных исследований, проводимых академическими институтами и вузами
    • научно-методическое руководство научными организациями и организациями высшего образования на территории СПб и ЛО
    • проведение научно-технической экспертизы
    • взаимодействие научного сообщества с администрацией СПб и ЛО
    • развитие международной научной деятельности с участием региона

    15 января 2019 года президиум РАН единогласно поддержал (постановление № 3) предложение о воссоздании Санкт-Петербургского научного центра РАН как самостоятельного юридического лица в структуре РАН с функционалом, близким к функционалу регионального отделения РАН. Однако обнаружившиеся расхождения в подходах РАН, министерств и аппарата правительства к решению этой задачи привели к тому, что темпы продвижения по пути согласовательных процедур были весьма низкими.

    Для ускорения процесса в мае 2020 года распоряжением РАН была создана рабочая группа по подготовке проекта устава центра и ряда других документов. В нее вошли четыре члена РАН из Санкт-Петербурга, а также четыре представителя руководства и аппарата президиума РАН. Группой в трехмесячный срок был разработан и согласован с руководством РАН ряд документов по вопросам организации центра, включая проект устава.

    Принимая во внимание опыт работы этой группы и затягивающийся выпуск правительственного документа, определяющего порядок создания центра, руководством РАН было принято решение начинать работу на уровне региона в рамках полномочий РАН, взяв за основу организацию работы в региональных отделениях РАН. 30 июня 2021 года за № 10103-686 и 1 июля 2021 года за № 10103-700 были выпущены распоряжения РАН (размещены на сайте РАН), регламентирующие решение научно-организационных вопросов, связанных с формированием центра РАН в Санкт-Петербурге, в переходный период до создания его органов управления. Первым из них были созданы аналоги существующих в региональных отделениях РАН объединенных научных советов: утвержден перечень из 11 профильных советов по направлениям, относящимся к ведению отделений РАН на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также назначены их координаторы. Вторым распоряжением образован рабочий комитет по координации деятельности профильных советов по направлениям, относящимся к ведению отделений РАН, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Координационным комитетом было утверждено типовое положение о профильном совете, разработаны, согласованы с академиками-секретарями отделений РАН и утверждены Положения о профильных советах вместе с их списочными составами. Ежемесячные заседания координационного комитета начинаются с научных сессий, к участию в которых в онлайн-формате приглашаются заинтересованные ученые. На этих сессиях заслушиваются и обсуждаются рекомендованные координаторами профильных советов проблемные научные доклады по актуальным темам (в числе уже затронутых: профилактика коронавирусной инфекции, создание дрейфующей полярной станции на основе ледостойкой платформы, агротехнологии Севера, использование генетических ресурсов растений в повышении урожайности и др.). По окончании научных сессий координационный комитет, уже в узком составе, рассматривает и другие вопросы в сфере своей компетенции. Схожим образом работают профильные советы.

    В планах на 2022 год — поддержка выборов профессоров РАН с обкаткой системы электронного голосования, подготовленной в РАН; участие в выборах новых членов РАН во второй половине мая; координация усилий при подготовке научных проектов с участием организаций и ученых региона, в том числе междисциплинарных, требующих создания консорциумов научных организаций, университетов и организаций реального сектора Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    А. Г. Забродский отметил, что двухлетний опыт деятельности академических структур в условиях сложной эпидемической ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции, и вызванное ею резкое ограничение мобильности ученых показали, что принятое руководством РАН решение об образовании прообразов структуры будущего центра в лице профильных советов по направлениям, относящимся к ведению отделений РАН, и координационного комитета было весьма своевременным.

    Вакцинация против COVID-19

    На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла на 1,19 % (с 38,89 до 40,08 %).

    Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения

    Направление обучения

    Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы

    п/с на 06.01.2022

    п/с на 14.01.2022

    п/с на 21.01.2022

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    91,67 %

    91,67 %

    91,67 %

    Физическая культура (бакалавриат)

    64,29 %

    69,05 %

    69,05 %

    Востоковедение и африканистика

    64,2 %

    67,35 %

    68,99 %

    Институт химии

    64,52 %

    66,52 %

    66,88 %

    Биология

    53,62 %

    54,35 %

    54,43 %

    Физика

    52,17 %

    52,97 %

    53,53 %

    Медицина

    51,48 %

    51,86 %

    52,24 %

    Институт педагогики

    45,54 %

    46 %

    50 %

    Математика и компьютерные науки

    48,58 %

    49,76 %

    50 %

    Филология

    46,45 %

    47,61 %

    47,94 %

    Свободные искусства и науки

    42,96 %

    44,95 %

    47,04 %

    Институт наук о Земле

    43,73 %

    45,87 %

    47,02 %

    Институт когнитивных исследований

    44,44 %

    44,44 %

    44,44 %

    Математика и механика

    40,08 %

    41,13 %

    42,56 %

    Институт философии

    39,93 %

    41,13 %

    42,52 %

    Психология

    40,21 %

    41,46 %

    42,26 %

    Институт истории

    39,41 %

    40,47 %

    41,49 %

    Процессы управления

    38,43 %

    39,81 %

    40,11 %

    Медицинский колледж

    37,5 %

    39,29 %

    39,29 %

    Международные отношения

    35,94 %

    36,8 %

    37,47 %

    Менеджмент

    32,23 %

    34,11 %

    37,1 %

    Стоматология и медицинские технологии

    35,5 %

    35,87 %

    36,55 %

    Социология

    30,56 %

    31,91 %

    33,23 %

    Политология

    30,52 %

    31,96 %

    32,9 %

    Юриспруденция

    27,31 %

    28,47 %

    30,27 %

    Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних)

    19,07 %

    21,21 %

    28,06 %

    Экономика

    24,92 %

    27,16 %

    26,89 %

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    20,56 %

    21,64 %

    22,54 %

    Искусства

    21,19 %

    21,94 %

    22 %

    Итого

    37,6 %

    38,89 %

    40,08 %

    Прирост

    0,87 %

    1,29 %

    1,19 %

    Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов

    Подразделение

    Общее кол-во НПР (пост+внеш)

    Вакцинировано

    Наличие антител

    Медотвод

    Процент на 14.01.22

    Процент на 21.01.22

    Академическая гимназия

    81

    57

    6

    7

    86,4 %

    86,4 %

    Биологический факультет

    327

    278

    20

    6

    92,9 %

    93 %

    Военно-учебный центр

    34

    29

    3

    2

    100 %

    100 %

    Восточный факультет

    150

    127

    10

    10

    97,3 %

    98 %

    ВШЖиМК

    119

    89

    13

    10

    94,1 %

    94,1 %

    ВШМ

    86

    66

    8

    5

    91,9 %

    91,9 %

    ИНоЗ

    238

    214

    12

    3

    98,3 %

    96,2 %

    Институт истории

    141

    122

    6

    5

    93,7 %

    94,3 %

    Институт когнитивных исследований

    14

    12

    1

    1

    100 %

    100 %

    Институт педагогики

    7

    7

    0

    0

    100 %

    100 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    9

    6

    3

    0

    100 %

    100 %

    Институт философии

    131

    112

    10

    9

    100 %

    100 %

    Институт химии

    208

    187

    12

    9

    100 %

    100 %

    Кафедра физкультуры и спорта

    53

    41

    5

    7

    100 %

    100 %

    КФКиСЭТ

    78

    59

    8

    7

    94,9 %

    94,9 %

    Мат-Мех

    329

    259

    22

    4

    85,7 %

    86,6 %

    Медицинский колледж

    23

    19

    2

    1

    95,7 %

    95,7 %

    Медицинский факультет

    320

    245

    21

    7

    85,3 %

    85,3 %

    ПМ-ПУ

    210

    149

    18

    9

    83,8 %

    83,8 %

    Факультет иностранных языков

    299

    211

    28

    19

    85,6 %

    86,3 %

    Факультет искусств

    103

    88

    6

    4

    96,1 %

    95,1 %

    Факультет математики и компьютерных наук

    117

    93

    3

    1

    82,9 %

    82,9 %

    Факультет международных отношений

    120

    92

    7

    16

    95,8 %

    95,8 %

    Факультет политологии

    42

    35

    5

    0

    95,2 %

    95,2 %

    Факультет психологии

    167

    128

    11

    8

    84,6 %

    88 %

    Факультет свободных искусств и наук

    88

    74

    4

    1

    81,8 %

    89,8 %

    Факультет социологии

    91

    69

    6

    5

    87,9 %

    87,9 %

    Факультет стоматологии и медицинских технологий

    90

    54

    17

    2

    81,1 %

    81,1 %

    Физический факультет

    389

    330

    27

    6

    94,1 %

    93,3 %

    Филологический факультет

    455

    355

    44

    21

    92,1 %

    92,3 %

    Экономический факультет

    167

    130

    13

    8

    93,8 %

    90,4 %

    Юридический факультет

    153

    116

    19

    6

    92,2 %

    92,2 %

    Итого

    4839

    3853

    370

    199

    91,3 %

    91,4 %

    По данным на 21 января, во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету количество сотрудников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысило 90 %.

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 17 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 30 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Темы обращений разные:

    Как сообщила первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, зимняя промежуточная аттестация 2021/22 учебного года походит к концу. Количество экзаменов и зачетов, которые в целом по Университету запланированы после 24.01.2022, составляет всего 8 %. В некоторых подразделениях (например, Институт педагогики, медицинский факультет, факультет иностранных языков, факультет социологии, факультет стоматологии и медицинских технологий) этот показатель составляет менее 5 %.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    На встрече с представителями студенческого совета и. о. директора Института химии обратил внимание обучающихся на то, что представлять для получения индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов поддельные справки из учреждений здравоохранения недопустимо. Все справки проходят обязательную проверку на подлинность. Обучающийся, представивший справку, факт выдачи которой не подтверждается учреждением здравоохранения, подлежит отчислению, а информация о представлении поддельной справки передается в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Студент, отчисленный в соответствии с подпунктом «з» пункта 51 Устава СПбГУ за представление поддельных документов и (или) справок при прохождении обучения, не подлежит восстановлению в Университете (Протокол совещания и. о. директора института химии с представителями студенческого совета от 14.01.2022).

    На встрече с представителями студенческого совета первым заместителем декана восточного факультета до обучающихся была доведена информация о ходе проведения промежуточной аттестации, а также об эпидемиологической обстановке на факультете и предполагаемом формате занятий в следующем семестре. Первый заместитель декана упомянул об инциденте с обучающимся, получившим незачет по дисциплине «Введение в языкознание» и обратившимся в Виртуальную приемную за разъяснением правил проведения зачетов в СПбГУ. Проверка обстоятельств проведения зачета на предмет их соответствия действующим нормам обнаружила недостоверность указанной студентом информации. Фактические обстоятельства проведения зачета документированы в протоколах MS Teams и могут быть верифицированы. Таким образом, студент при обращении в Виртуальную приемную заведомо вводил в заблуждение руководство Университета. Первый заместитель декана подчеркнул важность осознания студентами ответственности за свои действия, включая поступки в виртуальной среде (Протокол встречи декана Восточного факультета с представителями Студенческого совета от 14.01.2022).

    В ходе встречи обучающимися был поднят ряд вопросов. В частности, студенты поинтересовались, как полученная на зачете по системе ECTS отметка А—Е влияет на назначение стипендии. Обучающимся разъяснено, что повышенная академическая стипендия может быть назначена тем, у кого есть основания для назначения повышенной стипендии, и при этом назначена обычная академическая стипендия. На сегодняшний день не предусмотрена зависимость условий назначения стипендий от градации зачета в системе ECTS. Ранее данный порядок разъяснялся в Виртуальной приемной: Об условиях выплаты стипендии с учетом системы оценивания ECTS.

    Обучающихся также беспокоили расписание и формат пересдач, в том числе по онлайн-курсам. С учетом того, что в настоящее время продолжается промежуточная аттестация, расписание пересдач еще не установлено. Периоды пересдачи могут быть разными по различным направлениям подготовки, с учетом календарных графиков образовательных программ. В соответствии с п. 2.3.7 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, расписание пересдач зачетов доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за три календарных дня до даты проведения пересдачи первого зачета посредством сервиса «Электронное расписание». Для пересдачи зачетов по дисциплинам в период с 24.01.22 предусмотрен удаленный формат с использованием ИКТ (издан приказ от 21.01.2022 № 349/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 24.01.2022»). Пересдачи зачетов по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов, будут проводиться в том же формате, в котором проходил зачет.

    На встрече с деканом юридического факультета представители студенческого совета сообщили, что (по информации от обучающихся) во время проведения некоторых экзаменов в аудиториях юридического факультета на компьютерах возникли технические проблемы, в результате чего студенты были вынуждены прекратить выполнение заданий. Проблема была своевременно устранена сотрудниками УСИТ, а студентам продлили время проведения экзамена, но обучающиеся опасаются новых технических проблем. В связи с этим сотрудникам УСИТ поручено провести дополнительную работу по предотвращению технических сбоев (Протокол встречи декана юридического факультета СПбГУ от 13.01.2022).

    При проведении конференц-связи с директором Института истории председатель студенческого совета института сказал, что у студентов двух групп возникли жалобы на нарушение регламента проведения экзамена по дисциплине «Техника изобразительного искусства». Директор отметил, что обращения студентов должны направляться в учебное управление в письменной форме (с указанием конкретных данных студентов, даты и времени совершения предполагаемого нарушения и прочих обстоятельств) для рассмотрения и принятия необходимых решений.

    На встречах руководителей Института химии, юридического факультета обсуждался вопрос об ответственном отношении к распространению в СМИ и социальных сетях информации об обучающихся, коллегах, преподавателях и сотрудниках СПбГУ. Руководители учебно-научных подразделений напомнили студентам, что за разъяснением информации необходимо обращаться к сотрудникам СПбГУ, в том числе с использованием сервиса «Виртуальная приемная» (Протокол совещания и. о. директора института химии с представителями студенческого совета от 14.01.2022, протокол встречи декана юридического факультета СПбГУ от 13.01.2022).

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также проведения промежуточной аттестации обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями Института химии, факультета социологии, Института философии (Протокол совещания и. о. директора института химии с представителями студенческого совета от 14.01.2022, протокол встречи декана с представителями студенческого совета факультета социологии от 19.01.2022, протокол встречи директора Института философии с представителями Студенческого совета от 17.01.2022).

    Публикация на портале СПбГУ материалов о прокторинге

    Национальная платформа «Открытое образование» запущена в 2015 году. За это время внешняя аудитория слушателей на платформе уже приняла процедуру прокторинга при проведении итоговых тестов по онлайн-курсам, научилась ею пользоваться и привыкла четко выполнять инструкции и правила.

    Как отметил в ходе совещания директор Центра развития электронных и образовательных ресурсов СПбГУ (ЦРЭОР) Владимир Андреевич Старостенко, часть студентов, несмотря на постоянное разъяснение этих правил и информирование о процедуре прокторинга (в рамках ответов в Виртуальной приемной, встреч со студенческими советами, информационных рассылок и т. п.), зачастую не полностью понимает процедуру прохождения тестирования с прокторингом, что влияет на концентрацию и психологическое состояние сдающих.

    Поэтому Управление по связям с общественностью совместно с Центром развития электронных и образовательных ресурсов СПбГУ подготовили страницу «Аттестация с применением электронного контроля» на официальном сайте СПбГУ в разделе «Студентам», рассказывающую о проведении в СПбГУ испытаний с применением технологии прокторинга.

    На странице представлена информация о прокторинговой системе, которую использует Университет, размещен видеоролик ЦРЭОР о правилах прохождения испытаний с применением прокторинга, аккумулируются последние новости Университета по этой теме, размещена «кнопка», ведущая на главные вопросы и ответы по данной теме в Виртуальной приемной, а также «кнопка», ведущая в раздел ЦРЭОР на сайте СПбГУ (аналогичная «кнопка» со ссылкой на новую страницу появилась в разделе ЦРЭОР).

    Также был создан блок «Часто задаваемые вопросы о прокторинге», куда вошли самые актуальные вопросы по теме и ответы на них от экспертов Центра развития электронных и образовательных ресурсов СПбГУ. Среди них — «Какие действия являются нарушениями в системе прокторинга?»; «Отличаются ли правила проведения прокторинга в различных вузах?»; «Что делать, если я обнаружил техническую ошибку во время прохождения испытания с применением электронного контроля?» и другие. Новый раздел дополняется актуальной информацией.

    В работе над созданием страницы и контента для нее принимали участие первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, директор Центра развития электронных и образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко, первый заместитель первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, начальник Учебного управления Наталья Геннадьевна Бойко, а также сотрудники УСО и ЦРЭОР.

    Как отметил В. А. Старостенко, в рамках реализации онлайн-курсов в собственном образовательном процессе система прокторинга активно используется при проведении аттестационных испытаний. Количество студентов, обучающихся на онлайн-курсах, а также количество аттестационных испытаний с использованием прокторинга растет с каждым годом.

    Так, в 2019/20 учебном году было проведено более 10500 зачетов по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курса, в 2020/21 учебном году — более 34500 зачетов (практически троекратный рост), а в 2021/22 учебном году уже проведено более 26000 зачетов в онлайн-формате по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов (и прогнозируется проведение около 50000 аттестаций).

    Таким образом, количество проводимых зачетов по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов, выросло практически в пять раз за последние три года, и в 2021/22 учебном году уже более 18 тысяч студентов изучают хотя бы один онлайн-курс в рамках образовательного процесса, а это около 80 % от всего контингента обучающихся СПбГУ.

    Система прокторинга применяется не только на онлайн-курсах, но и при прохождении итогового тестирования по РКИ в рамках деятельности коллектива Центра языкового тестирования СПбГУ (ЦЯТ СПбГУ), при проведении предметных олимпиад школьников, интернет-олимпиады школьников по физике, олимпиады «Я — профессионал».

    Во взаимодействии с ЦЯТ СПбГУ на платформе по тестированию слушателей в 2021 году проводились экзамены по ТРКИ в дистанционном формате с применением технологий идентификации личности (прокторинга). Всего было проведено более 16700 тестирований с использованием прокторинга (включая аудирование, чтение, проверку лексики / грамматики, письменную и устную части, общей продолжительностью более 8870 часов) для 3081 уникального пользователя.

    Также прокторинг в 2021 году применялся при проведении олимпиад для более чем 12000 участников (общая продолжительность сеансов прокторинга составила около 55000 часов).

    Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов спросил, можно ли проводить с системой электронного контроля не только зачеты по онлайн-курсам, но и обычные экзамены (в связи с тем, что они проводятся сейчас в дистанционном формате)? М. Ю. Лаврикова объяснила, что с весны 2020 года такая процедура приема экзаменов и зачетов не раз была организована в СПбГУ. При подготовке каждой сессии с руководителями учебно-научных подразделений заранее обсуждается вопрос: в каком формате (очно / дистанционно / очно-дистанционно) и с использованием каких систем ПО будет проводиться каждый зачет и экзамен (рекомендованные системы ПО для проведения промежуточной аттестации в дистанционном или очно-дистанционном формате: MS Teams, Мoodle; Blackboard). Эта информация размещается в Личном кабинете обучающегося.

    Заседание научно-методического совета Научного парка по направлению «Информационные системы и технологии»

    В целях методического, экспертного и консультативного сопровождения работ, выполняемых в Научном парке СПбГУ в 2020 году, сформирован и ведет свою работу научно-методический совет Научного парка по направлению «Информационные системы и технологии». Совет состоит из двух групп, каждая из которых включает в свой состав экспертов из числа научно-педагогических работников СПбГУ по направлениям деятельности ресурсного центра «Вычислительный центр» (РЦ ВЦ) и ресурсного центра «Центр социологических и интернет-исследований» (РЦ ЦСИИ). Работники ресурсных центров Научного парка присутствуют на заседаниях в качестве приглашенных участников.

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, за это время проведено два заседания совета. 22 ноября 2021 года состоялось заседание по вопросу о результатах работы РЦ ЦСИИ. На заседании заслушали отчет и. о. директора ресурсного центра Майи Михайловны Русаковой о деятельности центра за II и III кварталы 2021 года. Ключевой темой доклада директора было развитие центра. В качестве основных направлений развития РЦ ЦСИИ предложены:

    • поддержка исследованиями стратегических направлений развития СПбГУ
    • поддержка стратегически важных для СПбГУ научных исследований НПР (выполнение функции ресурсного центра)
    • формирование собственных инициативных ниш совместно с лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов
    • включение в образовательный процесс (как площадка для проведения различных видов практик)
    • включение в профессиональную среду
    • организация ежегодных мероприятий
    • разработка стратегии продвижения центра

    В качестве специального направления также предложено выделить методологическое и методическое обновления (использование новых методов исследования: панельные исследования, интернет-исследования и др.). По итогам заседания совета были приняты решения: поддержать основные направления развития РЦ «Центр социологических и интернет-исследований», рекомендовать расширить взаимодействие РЦ с ведущими российскими социологическими центрами в форме участия в проводимых мероприятиях и обмена опытом работы.

    Принимая во внимание, что сегодня, как показывают отчетные материалы, деятельность центра шире, чем это задумывалось в 2013 году при его открытии в составе Научного парка, в декабре 2021 года проректором по стратегическому развитию и партнерству Анастасией Сергеевной Ярмош было принято решение о реструктуризации центра, его профиля и портфеля проектов. Новая концепция центра будет представлена в феврале 2022 года.

    18 января 2022 года состоялось заседание группы по вопросу о результатах работы РЦ ВЦ. На заседании заслушали отчет директора ресурсного центра «Вычислительный центр» Валерия Ивановича Золотарева о деятельности центра за 2021 год. Итоги деятельности были оценены как удовлетворительные. В текущей деятельности центра присутствует ряд проблемных вопросов. Директор Научного парка А. Е. Лосев обратил внимание на несоответствие фактических результатов минимально допустимому уровню, на который должен выходить РЦ ВЦ по таким показателям, как загрузка сервисов, процент внешних пользователей от общего числа, привлеченное финансирование (заключение коммерческих договоров на оказание услуг РЦ ВЦ). Директор Научного парка Александр Евгеньевич Лосев обратился к членам совета за оказанием содействия в части рекомендаций по наращиванию показателей РЦ ВЦ. Также в докладе обращено внимание на регулярные технические проблемы: сбои в системе питания, которые негативно сказываются как на самой аппаратуре, так и на качестве работ.

    По итогам заседания принято решение: признать работу РЦ ВЦ удовлетворительной.

    Особенности въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан

    29 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» и Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

    Заместитель ректора по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов сообщил, что (согласно этому закону) с 29 декабря 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях обучения на срок, превышающий 90 календарных дней, обязаны пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование в течение 90 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию, а иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в том числе высококвалифицированные специалисты) обязаны пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию либо при обращении с заявлением об оформлении патента, или при получении разрешения на работу.

    Разъяснения о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования и медицинского освидетельствования опубликованы на сайте управления по вопросам миграции главного управления МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в разделе «Полезная информация для иностранных граждан», а также на сайте главного управления по вопросам миграции МВД РФ в разделе «О государственной дактилоскопической регистрации и прохождении медицинского освидетельствования в Российской Федерации».

    В целях соблюдения требований закона иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию для обучения в СПбГУ или осуществления в нем трудовой деятельности, необходимо:

    • уведомить паспортно-визовый отдел СПбГУ о своем прибытии в РФ лично или по электронной почте: pvo@spbu.ru
    • пройти медицинское освидетельствование в одной из медицинских организаций, уполномоченных на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний (перечень аккредитованных медицинских организаций опубликован на сайте ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: https://78.мвд.рф/ms в разделе «Полезная информация для иностранных граждан»)
    • обратиться в подведомственное предприятие территориального органа МВД России (ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10–12, лит. В (вход № 2 со двора), где необходимо представить документ, удостоверяющий личность, пройти дактилоскопирование и фотографирование; по указанному адресу иностранные граждане также могут пройти медицинское освидетельствование
    • представить в паспортно-визовый отдел СПбГУ лично или направить на электронную почту: pvo@spbu.ru копии документов, подтверждающих прохождение дактилоскопической регистрации и фотографирования, а также справки о приеме государственным органом исполнительной власти медицинских документов иностранного гражданина

    Внесены изменения в Устав СПбГУ

    Издано постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2022 года № 11 «О внесении изменений в Устав СПбГУ», подписанное председателем Правительства РФ М. В. Мишустиным. Теперь в Уставе СПбГУ появилась запись о филиале в Ташкенте.

    Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, в рамках реализации дорожной карты по открытию филиала продолжается активная работа к подготовке приема обучающихся с сентября 2022 года.

    • 13 января проведено очередное совместное заседание рабочих групп СПбГУ и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан по вопросу открытия филиала СПбГУ в Ташкенте
    • В постановление президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности филиала СПбГУ в г. Ташкенте» от 12 января 2021 года № ПП-4942 внесены изменения о начале образовательной деятельности в филиале с сентября 2022 года (СПбГУ открывает филиал в Узбекистане)
    • В бюджете Республики Узбекистан заложены средства на деятельность филиала СПбГУ в 2022 году
    • Ведется работа по подготовке документов для регистрации филиала на территории Республики Узбекистан и получения лицензии Рособрнадзора на осуществление образовательной деятельности в филиале СПбГУ
    • Прорабатываются вопросы реализации совместных образовательных программ СПбГУ в партнерстве с Ташкентским государственным университетом востоковедения. Получено согласие руководства ТашГУВ на реализацию программ магистратуры по модели двух дипломов «Международное предпринимательство» и «Международные отношения на постсоветском пространстве» (Материалы ректорского совещания от 22.11.2021).

    Информирование о достижениях ученых СПбГУ

    В рамках подготовки к празднованию 300-летия СПбГУ от декана факультета международных отношений Ирины Николаевны Новиковой поступило предложение о создании на сайтах структурных учебно-научных подразделений специальной рубрики, посвященной выходу в свет новых книг и монографий ученых СПбГУ. По мнению декана, виртуальная презентация новинок научной литературы скажется на академической репутации, играющей важную роль в критериях международных рейтингов.

    Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев напомнил, что с 2013 года в трудовые договоры всех научно-педагогических работников СПбГУ включался пункт о их обязанности «Регистрироваться и размещать информацию о результатах своей учебно-методической, учебной, научно-исследовательской и экспертной деятельности в базах данных СПбГУ в порядке, установленном локальными актами СПбГУ».

    С мая 2018 года этот пункт был усилен и изложен в новой редакции: «Регистрироваться, размещать и поддерживать в актуальном состоянии информацию о результатах своей учебно-методической, учебной, научно-исследовательской и экспертной деятельности в базах данных СПбГУ (Blackboard, Pure и пр.) в порядке, установленном локальными актами СПбГУ».

    Кроме того, в трудовых договорах научно-педагогических работников имеется пункт, обязывающий информировать о наиболее значимых результатах научных исследований, изложенных в доступной форме, для подготовки материалов в целях размещения работниками УСО на сайте СПбГУ или в средствах массовой информации.

    Список публикаций сотрудников доступен в системе Pure, ссылки на профили каждого сотрудника размещены в соответствующих разделах на сайтах учебно-научных подразделений. Поддержание в актуальном состоянии информации в своих профилях, своевременное внесение ее в систему — обязанность научно-педагогических работников. Отнесение тех или иных работ к разряду выдающихся — ответственность деканов факультетов и директоров институтов, поскольку оценка научных результатов и их важности, а также необходимость широкого распространения информации о них возлагается в первую очередь на руководителей учебно-научных подразделений.

    Как рассказала начальник Управления по связям с общественностью Дарья Игоревна Скороспелова, основа для претворения в жизнь предложения декана Н. И. Новиковой имеется, а его реализация не требует серьезных финансовых затрат и значительных трудовых ресурсов. Соответствующий раздел будет внедрен на новом сайте факультета, макет которого в настоящий момент разрабатывается. Однако она подчеркнула: подобные тематические рубрики целесообразно открывать на сайтах подразделений только в том случае, если в коллективах реализуются проекты, о новостях которых хотелось бы заявлять особо. В остальном же информация о достижениях научно-педагогических работников публикуется в новостных разделах сайтов подразделений и главного сайта. По большому счету, рубрика «Новости» на сайте и есть рубрика «Достижения». Создание дополнительной рубрики с таким названием, во-первых, может рассеять внимание аудитории, а во-вторых, привести к ненужному дублированию информации на сайтах. В случае необходимости тематические рубрики о тех или иных достижениях можно реализовать на сайтах подразделений, однако делать это на постоянной основе нецелесообразно.

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено в недельный срок представить в адрес начальника УСО предложения по совершенствованию структур сайтов вверенных им подразделений (при наличии такой необходимости).

    Малая планета — в честь Университета

    24 сентября 2021 года был утвержден план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ. В рамках празднования 300-летия Университета запланировано проведение более тридцати мероприятий. Среди них — присвоение имени Санкт-Петербургского государственного университета космическому объекту (малой планете в поясе астероидов).

    Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, при содействии ФГБУН «Институт прикладной астрономии Российской академии наук» найдена малая планета, имя которой предложено присвоить Санкт-Петербургскому государственному университету. Для присвоения имени планете необходимо написать обоснование и придумать малой планете имя. Обоснование должно быть кратким (не более 3–4 строк) и выполнено на английском языке.

    На прошлой неделе состоялось заседание коллегии почетных профессоров СПбГУ, в ходе которого прошло обсуждение вариантов наименования планеты. Как отметил на совещании председатель коллегии, доктор экономических наук, профессор Геннадий Григорьевич Богомазов, почетным профессорам пришлось отклонить почти все предложения универсантов в связи с тем, что существуют ограничения для наименования небесных тел. В соответствии с требованиями Международного астрономического союза (International Astronomical Union | IAU), имя не должно содержать более 15 знаков. Также не приветствуются имена, содержащие слово «Университет», и имена, являющиеся сокращениями наподобие СПбГУ или «СПбУнивер». По результатам обсуждения коллегии почетных профессоров было предложено два названия.

    1. «Альма Матер 1724» (его предложили почетные профессора Роберт Александрович Эварестов и Николай Васильевич Егоров). Альма матер издавна ассоциируется с понятием «Университет», а цифра указывает на год основания Университета.

    2. «Петроколлегиум» (его предложил почетный профессор Александр Данилович Ноздрачев). В этом названии отражены: роль Петра I (как автора идеи и автора ее воплощения в жизнь), здание Двенадцати коллегий (как некий материальный символ Университета) и комплексность подхода к решению проблем развития науки в России — Академия наук, Университет, гимназия.

    В результате обсуждения участники совещания единогласно пришли к выводу о том, что первый вариант названия предпочтительнее (В честь СПбГУ назовут космический объект). Всем универсантам предложено высказать мнение об одном из представленных вариантов либо предложить свой вариант с соответствующим обоснованием. Предложения необходимо направлять посредством сервиса «Виртуальная приемная» в адрес ученого секретаря СПбГУ А. В. Гнётова (на имя председателя коллегии почетных профессоров Г. Г. Богомазова) в срок до 27 января 2022 года включительно.

    Работа интернет-магазина СПбГУ

    Интернет-магазин сувенирной продукции СПбГУ был запущен в ноябре 2020 года. Купить сувенирную продукцию можно на сайте, а также во всех магазинах «Дом университетской книги». При заказе через сайт сувенирную продукцию можно забрать самостоятельно в пунктах самовывоза, а можно заказать доставку в любую точку мира. Возможна оплата онлайн или наличными / картой при получении.

    Как рассказал начальник Управления маркетинга Дмитрий Эдуардович Шишмаков, работа над реализацией сувенирной продукции ведется при тесном взаимодействии сразу нескольких подразделений СПбГУ: Издательства СПбГУ, управления маркетинга, управления по связям с общественностью, центра языкового тестирования.

    Объем продаж за первые два месяца работы в 2020 году составил 188585 рублей. Объем продаж в 2021 году составил 1193795 рублей, в том числе в декабре — 239345 рублей. Отмечено, что текущий объем продаж сдерживается в первую очередь дистанционным режимом обучения и работы, который привел к снижению числа посетителей магазинов «Дом университетской книги» и музеев СПбГУ.

    Кроме того, работа по увеличению ассортимента продукции велась последовательно в течение всего 2021 года. Если в начале проекта в продаже были преимущественно канцелярские изделия (ручки, карандаши, папки), то сейчас это большой ассортимент, куда входят 15 видов ручек — от самых простых до представительских, более 20 видов блокнотов и открыток, ежедневники, нагрудные знаки, сумки и рюкзаки, футболки и толстовки, термокружки и бутылки для воды, френч-прессы и другая продукция. На сегодняшний день ассортимент состоит из 103 уникальных наименований (это без учета того, когда один товар представлен в разных цветах).

    Д. Э. Шишмаков отметил: самый большой доход в истекшем году принесла продажа значков, на втором месте — футболки, третье место почти с одинаковым доходом делят сумки и ручки. А по количеству проданного с большим отрывом лидируют блокноты с видами Университета, музеев, Ботанического сада СПбГУ, которые печатает наше издательство.

    С учетом постоянного увеличения уровня информирования о магазине универсантов ожидается рост выручки на 30 % — при условии сохранения ограничений, вызванных пандемией.

    В конце 2021 года был установлен уникальный автомат по продаже книжной и сувенирной продукции в Музее В. В. Набокова СПбГУ. Отмечено, что этот автомат выдает покупателю продукцию бережно: не бросает ее в лоток, а доставляет на специальном лифте, что является уникальной разработкой российской компании.

    В связи со стартом продаж одежды (футболок, толстовок и худи в ассортименте), которая предусматривает возможность быстрого расширения вариантов дизайна за счет возможности изготовления футболок «под заказ», предложено предусмотреть заказ продукции с упоминанием учебно-научных подразделений СПбГУ.

    Медики и юристы СПбГУ совместными усилиями защищают права граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь

    В апреле 2020 года СПбГУ, среди прочего, было оказано 59 случаев медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, но по которым Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга в выплате отказал.

    Заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов сообщил: СПбГУ вновь вменялось включение в реестр случаев медицинской помощи, где в медицинских документах пациентов отсутствовало направление врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях медицинской организации, выбранной гражданином для получения первичной медико-санитарной помощи, или направления, выданного органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Территориальный фонд ОМС опять посчитал, что направления лечащих врачей Клиники СПбГУ, которые были представлены в медицинских документах пациентов, не являются законным основанием для получения застрахованными лицами первичной медико-санитарной помощи, а лечащий врач медицинской организации, к которой пациент не приписан, но в которую он самостоятельно обратился для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, не имеет права выдавать (даже при наличии показаний) направления на оказание специализированной медицинской помощи.

    После отказа в оплате представленных счетов Санкт-Петербургским университетом в адрес ТФОМС СПб была направлена претензия, которая также была отклонена ТФОМС СПб.

    В октябре 2020 года СПбГУ подал в суд иск к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на сумму 5615376 рублей 64 копейки (плюс расходы по уплате пошлины — 51077 руб.) по 59 случаям специализированной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, застрахованных как за пределами Санкт-Петербурга, так и на территории Санкт-Петербурга.

    После подачи в суд искового заявления ТФОМС СПб добровольно произвел оплату услуг, оказанных пяти пациентам: всего на сумму 1667276,22 рублей, частично погасив задолженность, предъявленную ко взысканию.

    Сумма исковых требований СПбГУ была снижена, соответственно, до 3948100,42 рублей. 13 января 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение: удовлетворить исковые требования в полном объеме.

    На решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 января 2021 года ТФОМС СПб подал апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба была рассмотрена 25.03.2021, решение суда было оставлено без изменений, жалоба ТФОМС СПб — без удовлетворения (Материалы ректорского совещания от 29.03.2021). После апелляционной инстанции решение суда было обжаловано ТФОМС СПб в кассационной инстанции, которая также приняла решение оставить без изменений решение суда первой инстанции. Верховный суд также отказал в принятии жалобы ТФОМС СПб к рассмотрению в судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

    В августе 2021 года СПбГУ вновь подал иск к ТФОМС СПб о взыскании задолженности за оказание специализированной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации. В этот раз взыскание производилось более чем по 200 случаям оказания специализированной медицинской помощи. 14 декабря 2021 года исковые требования СПбГУ были удовлетворены, решением суда была взыскана задолженность в размере 29974146,5 рублей. 14 января 2022 года указанная сумма была оплачена ТФОМС СПб в полном объеме, денежные средства перечислены на счет СПбГУ.

    Рейтинг медийной активности российских вузов, подведомственных Минобрнауки России

    17 января Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало рейтинг медийной активности вузов в декабре 2021 года. Рейтинг учитывает медийную активность 219 вузов, подведомственных Минобрнауки. Согласно данным рейтинга за декабрь, лидером по медиапредставленности является Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, второе место занимает Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, третье — Казанский (Приволжский) федеральный университет.

    Как рассказала начальник Управления по связям с общественностью СПбГУ Дарья Игоревна Скороспелова, рейтинг складывается из трех основных показателей: эффективность работы вуза со СМИ (Index Mass Media), социальными сетями (Index Social) и официальным сайтом (Index Site). При этом каждый из трех показателей имеет свой удельный вес в итоговой формуле и рассчитывается отдельно (внутри каждого индекса могут быть «подиндексы»).

    Согласно информации на сайте министерства, показатель эффективности работы вуза со СМИ (Index Mass Media) учитывает количество публикаций о вузе и его сотрудниках в региональных, федеральных и интернет-СМИ, аудиторию этих источников, количество вышедших сюжетов на телеканалах, а также количество эксклюзивных новостей о вузе или его проектах, размещенных на ресурсах Минобрнауки России.

    Показатель эффективности работы вуза с социальными сетями (Index Social) учитывает наличие у вуза аккаунтов и работу в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, а также трафик, приведенный на сайт вуза из социальных сетей. При этом значимость для «социального индекса» у социальных сетей разная. Наибольший удельный вес имеют социальные сети «ВКонтакте» и Telegram.

    Показатель эффективности работы вуза с сайтом (Index Site) учитывает такие факторы, как аудитория сайта, время, которое пользователи проводят на нем, количество посещений сайта за месяц, а также показатели отказов.

    К сожалению, поскольку в данном рейтинге представлены данные только по подведомственным министерству образования и науки вузам, в нем не представлены Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

    Методика подсчета показателей указанных индексов и инструменты, которые используют составители, на сайте не указаны. Таким образом, сложно судить о позиции СПбГУ относительно других вузов. Сотрудники УСО с помощью доступных систем мониторинга и аналитики медиа ведут сравнительный анализ показателей СПбГУ и лидеров рейтинга Минобрнауки для понимания собственного положения по этим параметрам относительно других вузов.