«Это должно стать нормой для всех»: ведущие вузы страны обсудили преимущества клинической модели обучения
Ассоциация ведущих университетов России провела круглый стол «Развитие клинической модели обучения в вузах Российской Федерации». Представители вузов, органов власти и экспертного сообщества рассмотрели преимущества клинической модели обучения и перспективы ее внедрения в российских вузах.
Первая юридическая клиника в России появилась еще в XIX веке в Императорском Санкт-Петербургском университете благодаря профессору Дмитрию Ивановичу Мейеру.
«Я искренне убежден, что подобные форматы обучения должны стать нормой для всех образовательных программ — как минимум социально-гуманитарного плана, не только юриспруденции», — подчеркнул председатель президиума Совета ректоров вузов СЗФО, ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев. Он напомнил, что в 1998 году первая в современной России юридическая клиника открылась именно в СПбГУ. Спустя 10 лет работы клиники стало понятно, какое преимущество она дает студентам: молодые юристы уже в процессе обучения получали реальный опыт работы, в отличие от выпускников других программ Университета. В связи с этим была поставлена задача организовать обучение по клинической модели для студентов различных направлений СПбГУ.
На онлайн-встрече представители ведущих вузов России поделились опытом внедрения клинической модели обучения. Об особенностях работы клиник в Санкт-Петербургском университете рассказала руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов, исполнительный директор Совета ректоров вузов СЗФО, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Она напомнила, что в настоящее время в Санкт-Петербургском университете работают клиники не только гуманитарных специальностей, но и естественно-научных (всего их 14). Это IT-клиника, Юридическая, Психологическая, Социальная, Экологическая, Музейно-архитектурная клиники, Центр медиации, Центр финансовой грамотности, Социальный центр переводов, Медиацентр, Социологическая клиника прикладных исследований, Педагогическая, Архивная и Клиника коммуникационных проектов. Три последние клиники появились в Университете уже в 2021 году. Несколько новых клиник планируется к открытию в следующем учебном году.
За все время существования клиник в СПбГУ в их работе приняли участие более 25 тысяч студентов, ежегодно клиническое обучение проходят около трех тысяч. В пяти клиниках — Юридической, Социологической, Психологической, Конфликтологической и Социальной — клиническое обучение является обязательным.
Клиника — это сочетание академического образования, знаний, получаемых во время традиционных учебных занятий, с практическими возможностями. Именно возможность применить и отработать свои компетенции на практике получают студенты во время клинического обучения.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова
Также она отметила, что клинический подход позволяет преподавателям, наставникам методически грамотно сопровождать практическую деятельность студентов, что существенно повышает уровень подготовленности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Другая важная черта — это тесное взаимодействие с работодателями. Марина Лаврикова отметила, что в СПбГУ представители организаций-работодателей выполняют в клиниках функции профессиональных наставников, проводят мастер-классы, делятся новыми технологиями, а затем предлагают студентам стажировку или даже работу. Ежегодно в клиники от частных лиц поступает более пяти тысяч обращений. Среди партнеров СПбГУ, в том числе клиник, более восьми тысяч организаций — органов государственной власти, благотворительных, общественных организаций, коммерческих компаний и других.
Вместе с тем клинический подход в обучении, используемый в СПбГУ и других вузах, и обучение через проектную деятельность студентов — это разные модели работы в рамках практико-ориентированного обучения.
В результате состоявшейся дискуссии стало очевидно, что разные вузы внедряют клиническую модель по-разному.
Например, по словам директора Центра проектного взаимодействия бизнеса и права НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрия Грица, к работе в Юридической клинике ВШЭ допускаются не все студенты: чтобы попасть на клиническую практику, обучающиеся проходят отбор.
Директор Центра клинических методов обучения Юридического института Томского государственного университета Татьяна Трубникова отметила, что на сегодняшний день не существует единой клинической модели обучения в высших учебных заведениях. Из-за этого возникают проблемы: с одной стороны, без поддержки высшего учебного заведения деятельность таких клиник поддерживается силами одних преподавателей, а это для них в большинстве случаев является неоплачиваемой нагрузкой. С другой, работа в клиниках, если она не встроена в образовательный процесс грамотно, может пересекаться с основным учебным планом и не подходить студентам по графику. Кроме того, непонятно, кто обязан контролировать этот вопрос, поскольку не все вузы работают по федеральным государственным образовательным стандартам. Татьяна Трубникова призвала всех представителей вузов к институциональной поддержке клинического подхода, чтобы у клиник были гарантии для дальнейшего развития.
Марина Лаврикова напомнила, что СПбГУ работает по собственным образовательным стандартам, как и некоторые другие ведущие вузы России, поэтому клиническая модель обучения в таких университетах внедряется легче. Первый проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского университета подчеркнула, что изменение федеральных стандартов позволит всем вузам без ограничений воспользоваться этим опытом.
Эту мысль поддержал и доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института Вадим Омельянович. Он отметил, что включение клинической модели в учебный процесс в обязательном порядке необходимо как минимум для «экспертно-консультационных» образовательных программ. В связи с этим он заявил о необходимости внести изменения в действующие ФГОС.
В рамках круглого стола также обсудили изменения в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которые рассматриваются в первом чтении. Дмитрий Гриц указал на то, что новые поправки позволят участвовать в работе юридических клиник только тем студентам, кто проучился не менее половины срока освоения образовательной программы и не имеют академической задолженности. Татьяна Трубникова отметила, что, согласно предлагаемым поправкам, действие бесплатных юридических клиник в университетах могут передать под контроль сразу двум государственным органам: Министерству образования и науки и Министерству юстиции. Кроме того, согласно поправкам, курировать студентов смогут только сотрудники университета, что исключает работодателей из образовательного процесса по клинической модели.
С моей точки зрения, нужно отдать принятие решения о том, кого мы допускаем к работе в клинике, руководителям этой клиники, представителям вуза, потому что они несут все репутационные и даже юридические риски.
Директор Центра проектного взаимодействия бизнеса и права НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Гриц
«Они не поставят тех, кто не компетентен, им самим это невыгодно. Студенты третьего и четвертого курса чаще всего работают на организации, где их труд достойно оплачивается. Соответственно, с принятием этих поправок в клинике останутся лишь единицы энтузиастов. То же касается академической задолженности. Гениальный юрист может иметь задолженность по физкультуре», — высказался Дмитрий Гриц.
Эту позицию прокомментировала и Марина Лаврикова: она обратила внимание на то, что данный подход может повлиять на деятельности клиник любых направлений, которые помогают гражданам и организациям и выполняют важнейшие социальные задачи. В качестве альтернативы она предложила ввести систему контроля качества предоставляемых клиниками услуг, однако отметила, что предоставляемая на базе клиник помощь не является некачественной по определению.
«Бесплатная помощь — не значит некачественная. Она, наоборот, во многом более качественна, потому что существенно проработана целым коллективом профессионалов, проверена специалистами из преподавательского корпуса и организаций», — отметила первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.