Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
- Конкурсы на издание научных трудов
- Опросник для пользователей Научного парка
- Где «хранятся» достижения студентов?
- Blackboard и результаты ГИА по образовательной программе «Экономика»
- Не прячься, сбрось маску
- Об организации работы с прекурсорами
- Еще не все старые ошибки исправлены
- Сохранить объекты культурного наследия
- Дар от Теофила Яворского
- Слишком «дорогое» оппонирование
- Отчего «болеют» книги?
- О невыплате заработной платы преподавателям
1. Конкурсы на издание научных трудов
Монографии и учебно-методические работы ученых Университета будут публиковаться в Издательстве СПбГУ на конкурсной основе. Принципы издания одинаковые, вне зависимости от источника финансирования: будут публиковаться книги, отражающие наиболее значимые результаты деятельности ученых Университета. В основе конкурсного отбора — наукометрические показатели ученых, которые, естественно, могут быть разными в разных предметных областях (например, требуемое количество публикаций или уровень цитируемости в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, в области химии, физики, юриспруденции, экономики будет разным). Будет производиться обязательное рецензирование рукописей, готовящихся к изданию (минимум — две рецензии, причем одна из них — внешняя). Рецензентов будет назначать директор Издательства СПбГУ. Директорам и деканам поручено направлять предложения по дополнению и корректировке перечня критериев (Материалы ректорского совещания от 17.07.2017, п. 4).
2. Опросник для пользователей Научного парка
На основе предложений директоров и деканов о совершенствовании механизмов обратной связи (Материалы ректорского совещания от 22.05.2017, п. 6) составляется онлайн-опросник для пользователей ресурсов Научного парка. Он даст возможность пользователям оценить ситуацию, процедуру проведения исследований, эффективность работы коллективов ресурсных центров.
Анализ поступивших предложений от директоров и деканов выявил две группы вопросов: об оценке качества проведения конкретных исследований на оборудовании СПбГУ.
Удовлетворяет ли вас
- качество экспериментальных данных (да / нет)
- сроки выполнения работ (да / нет)
- степень детализации информации, полученной от членов коллектива Научного парка, по результатам выполнения вашей заявки (да / нет)
Оказывалась ли членами коллектива Научного парка
- помощь в интерпретации экспериментальных данных (оцените по пятибалльной системе)
- консультация по полученным результатам измерений (оцените по пятибалльной системе) если «да», укажите фамилии членов коллектива Научного парка, работу которых хотели бы особо отметить
Оказывалось ли давление
- с целью включения членов коллектива парка в соавторы публикаций (да / нет)
- с целью получения членами коллектива парка дополнительных доплат (да / нет)
О достаточности имеющегося оборудования ресурсных центров и рациональности его размещения
- каких приборов в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ не хватает для проведения исследований в вашей области науки
- насколько оборудование ресурсных центров отвечает современным требованиям, предъявляемым к экспериментальным работам в вашей области науки
- ваши предложения по перемещению оборудования внутри Научного парка? Все предложения будут проанализированы и учтены в работе над опросником
3. Где «хранятся» достижения студентов?
В рамках программы «Открытый университет» информация о достижениях и задолженностях студентов и выпускников СПбГУ публикуется на портале СПбГУ в разделе «Информация для работодателей». Доступ к ней можно получить не только через портал Университета, но и напрямую — через QR-код в дипломе выпускника. В Виртуальную приемную продолжают поступать вопросы студентов о том, как они могут сообщить о своих достижениях, чтобы эта информация попала в соответствующий раздел портала СПбГУ (см. О размещении сведений о выпускниках СПбГУ для потенциальных работодателей). К сожалению, еще далеко не все студенты знают о том, что информация о достижениях и нарушениях студентов размещается на портале СПбГУ. Во время обсуждения на ректорском совещании прозвучали предложения: рассказывать о возможностях портала СПбГУ студентам через кураторов первого курса, во время Дня первокурсника, а также с помощью членов студсоветов.
4. Blackboard и результаты ГИА по образовательной программе «Экономика»
19 мая во время междисциплинарного государственного экзамена 67 обучающихся бакалавриата по направлению «Экономика» (из 258 сдававших) получили оценки «неудовлетворительно» (из них пять были удалены с госэкзамена за использование технических средств связи и заранее подготовленные «шпаргалки»). По результатам апелляции 23 студентам оценка была изменена, а 44 студента подлежат отчислению как не прошедшие итоговую государственную аттестацию (см. Технический сбой? Вопрос о результатах государственного экзамена).
В этом году госэкзамен по направлению «Экономика» впервые проводился в письменной форме в автоматизированной системе Blackboard. Выбор такой формы проведения экзамена обусловлен возможностью системы формировать индивидуальные варианты экзаменационных заданий, что не позволяет студентам консультироваться друг с другом и списывать ответы. Проблему списывания при проведении экзаменов подняли сами обучающиеся по направлению «Экономика» (например, во время встреч проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк со студенческим советом экономического факультета в 2014 и 2015 годов).
5. Не прячься, сбрось маску
Только за последние три недели в СПбГУ поступили анонимные обращения, в которых коллектив Университета обвиняется: в антисемитизме, в пропаганде иудаизма, в клерикализме, в воинствующем атеизме... Должностные лица Университета регулярно проводят проверки по обращениям в Виртуальную приемную студентов и сотрудников, результаты публикуются. Но если вопрос направляется анонимно (об организации опросов обучающихся, о качестве работы преподавателей, об их аттестации и др.), уточнить и проверить поступившую информацию нет возможности. Такие обращения не рассматриваются.
6. Об организации работы с прекурсорами
Приказом от 05.04.2017 № 3037/1 утверждена новая инструкция по организации работы в СПбГУ с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, которые входят в перечень веществ, закупаемых и используемых в Университете в учебных и научных целях. Причины строгой регламентации работы с прекурсорами ясны: необходимо обеспечить безопасность жизни и здоровья студентов и сотрудников СПбГУ.
В инструкции описаны особенности закупки, хранения и использования прекурсоров в учебно-научной деятельности, а также правила контроля за их использованием (см. Организация работы с прекурсорами). В соответствии с принятой в Университете практикой любой желающий может представить свои предложения по совершенствованию инструкции. Эта информация прямо указана в изданном приказе.
7. Еще не все старые ошибки исправлены
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга ежегодно проводит конкурсный отбор заявок на получение гранта Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации. В целях получения дополнительного финансирования для издания журнала «Санкт-Петербургский университет» (как наиболее соответствующего критериям проведения конкурса), учредителем и издателем которого является СПбГУ, было решено принять в 2017 году участие в этом конкурсе. В ходе сбора пакета документов для подачи заявки на получение гранта было выявлено, что отсутствуют правоустанавливающие документы (свидетельство о регистрации журнала «Санкт-Петербургский университет» и устав редакции), являющиеся обязательными для приложения к заявке участника конкурса. Поэтому Университет не смог подать заявку на участие в конкурсе на грант комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, что соответственно привело к невозможности получить дополнительное финансирование на развитие СМИ.
Журнал «Санкт-Петербургский университет» был зарегистрирован еще в 2001 году. Учитывая отсутствие в то время надлежащим образом организованного централизованного учета каких-либо документов (читайте в интервью ректора Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах и Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее), быстро выяснить историю оформления и получения документов, связанных с регистрацией журнала «Санкт-Петербургский университет», не удалось. Даны необходимые поручения в целях организации проверки (и восстановления при необходимости) документов, связанных с деятельностью средств массовой информации, учредителем которых является СПбГУ.
8. Сохранить объекты культурного наследия
Продолжается системная работа по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которые находятся в распоряжении Университета. Разработан и утвержден приказ от 15.05.2017 № 4891/1 «О порядке проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, принадлежащих СПбГУ».
- Издан приказ начальника ГУЭМТБ от 10.05.2017 № 4654/1 «О запрете перемещения предметов декоративно-прикладного искусства». Предметы декоративно-прикладного искусства закреплены за материально ответственными лицами, проводятся регулярные проверки их сохранности и технического состояния. Ряд предметов отправлен для проведения реставрационных работ (приведение в эксплуатационное состояние) членами коллектива кафедры реставрации факультета искусств (см. Сохранность предметов ДПИ).
- В период с 02.05.2017 по 31.05.2017 представители КГИОП совместно со специалистами УГИ провели проверку технического состояния и хозяйственного использования объектов культурного наследия. Основными замечаниями являются: не согласованные перепланировки, ведение ремонтных работ без согласования с КГИОП. По имеющейся информации, предметы декоративно-прикладного искусства, согласно охранным обязательствам, в наличии.
- Разработан план проверки текущего хозяйственного использования объектов культурного наследия на предмет соблюдения требований ФЗ № 73 от 2002 года об объектах культурного наследия и выявления случаев, при которых существующий режим содержания и использования объектов культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта и предмета охраны данного объекта.
- Разработан и 3 мая 2017 года утвержден план-график по своевременному обследованию технического состояния принадлежащих СПбГУ охраняемых объектов культурного наследия.
- Ежедневно проводится проверка фасадов всех эксплуатируемых зданий (в том числе объектов культурного наследия) на предмет размещения не санкционированных информационных надписей и рекламы.
- На объектах культурного наследия, закрепленных за СПбГУ, установлено: 24 домовых (адресных) указателя и три фасадные таблички, а также получено разрешение на установку еще 23 фасадных табличек. Закуплены фасадные таблички на объекты культурного наследия в количестве 12 шт., из них семь — на объекты с историческими названиями.
Кроме того, приказом проректора по экономическому развитию от 15.05.2017 № 4891/1 в целях предотвращения возможного нарушения законодательства об охране памятников запрещено проводить процедуры по выбору подрядчика на ремонтные работы в зданиях — памятниках истории и культуры в отсутствие документации, согласованной с соответствующими органами, а также запрещено допускать подрядчиков до работ при отсутствии разрешений на производство работ на объекте — памятнике истории и культуры.
Ведется работа по подготовке уведомления в КГИОП о выполнении требований охранного обязательства (распоряжение КГИОП от 24.03.2017 № 07–19–83/17).
9. Дар от Теофила Яворского
Теофил Яворский завещал Университету свое наследство. В феврале 2017 года в СПбГУ поступило письмо от Стэна А. Мамака с оригиналом банковского чека на сумму 98 102,64 канадских доллара. В письме разъяснялось, что денежные средства являются завещанным наследством Теофила Яворского, умершего в декабре 2015 года. После обязательной в таких случаях стандартной проверки достоверности поступившей информации, подлинности чека и получения подтверждений, в том числе из банка-эмитента, оригинал чека был передан в банк. 19 мая 2017 года денежные средства (в размере 70 тыс. долларов США) поступили на счет Университета. Кроме того, Университетом направлялся уточняющий запрос приказчику наследодателя о целевом характере завещанных денежных средств.
10. Слишком «дорогое» оппонирование
Доцент СПбГУ С. А. Черкашина выступала оппонентом на защите кандидатской диссертации в диссовете, работающем на базе одного из российских вузов. А через несколько месяцев она узнала, что оплата ее работы по оппонированию, стоимость билетов и проживания были включены в договор о возмездном оказании услуг. И с этой суммы (47 500 руб.) она должна заплатить налоги в сумме 6 500 рублей. Получается, что она отправилась в командировку на работу, но в итоге осталась должна значительную сумму. Как объясняет С. А. Черкашина, она подписала договор с этим вузом, не вникая в его суть. А текст договора она смогла прочитать гораздо позже, только когда по ее запросу ей прислали копию по почте. Ее запросы в Минобрнауки и Минфин результатов не дали. На совещании было предложено решение подобных вопросов: заключать договор между вузами. Тогда Университет (а не преподаватель СПбГУ) был бы стороной договора и нес ответственность за соблюдение его условий. А работник получил бы вознаграждение в срок (Материалы ректорского совещания от 03.07.2017, п. 3, от 25.07.2017, п. 5).
11. Отчего «болеют» книги?
Недавней проверкой было установлено, что в 2000 году декану филологического факультета С. И. Богданову приказом и. о. ректора В. Н. Трояна от 06.07.2000 № 844/1 было поручено организовать перевод библиотеки филологического факультета из неприспособленных помещений в здании Же-де-пом по адресу: Университетская наб., д. 7–9–11, лит. О в специально закрепленные за филологическим факультетом для этой цели помещения в здании по адресу: 9-я линия, д. 2/11. Однако это распоряжение С. И. Богдановым не было выполнено. Свыше 100 тысяч томов, которые хранились в подвальных помещениях, имеющих повышенную влажность, были поражены плесневыми грибками и другими вредителями, что привело к уничтожению значительной части фонда, а также к существенным затратам на устранение грибковых поражений (см. Лечебница для книг).
Приказом от 06.07.2000 № 844/1 было принято решение «в соответствии с п. 2 распоряжения Мингосимущества РФ от 19.05.2000 № 688–р и п. 3 распоряжения КУГИ СПб от 28.02.2000 № 396-р закрепить за филологическим факультетом здание по адресу: 9-я линия, д. 2/11, лит. А площадью 4550,1 кв. м» (п. 1 приказа). Поскольку на тот момент филологический факультет уже являлся обособленным структурным подразделением СПбГУ, наделенным правомочиями юридического лица, а его единоличным руководителем был декан С. И. Богданов, то одновременно с этим С. И. Богданову было поручено «обеспечить ремонт указанного здания за счет средств, полученных от платных образовательных программ, с вводом в эксплуатацию 1 очереди (3 и 4 этажи) в сентябре 2000 года» (п. 2.1 приказа). Цель передачи филологическому факультету под руководством С. И. Богданова названного здания однозначно вытекает из пункта 2.3 приказа от 06.07.2000 № 844/1, согласно которому С. И. Богданову было поручено «организовать в течение 2000–2002 годов перевод библиотеки, находящейся в здании по адресу: Университетская наб., д. 7–9–11, лит. О, в здание по адресу: 9-я линия, д. 2/11, лит. А».
В нарушение требований пункта 2.3 приказа от 06.07.2000 № 844/1 перевод библиотеки С. И. Богдановым так и не был организован (вплоть до прекращения его полномочий декана факультета в 2010 году). Вместо этого значительная часть помещений в здании по адресу: 9-я линия, д. 2/11, лит. А (пом. 11Н–21Н) была передана в аренду сторонним организациям. В этих помещениях расположился ресторан «Айвенго» (под видом «студенческого кафе»), а еще часть площадей была сдана по заниженной ставке в аренду В. М. Монахову (договор был заключен с ООО «Бельведер», в котором В. М. Монахов являлся и учредителем, и генеральным директором).
Необходимость срочного перемещения библиотечных фондов Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ из здания Же-де-пом в новое здание была вызвана реальной угрозой повреждения и уничтожения книг из-за аварийного состояния коммуникаций, а также из-за отсутствия влагоизоляции подвальных помещений и проникновения в них грунтовых вод. Однако фонды библиотеки ни к 2002 году, ни позднее, так и не были переведены в новые помещения. В 2002–2011 годах общая изношенность коммуникаций и отсутствие влагоизоляции в здании Же-де-пом привели к тому, что подвалы, в которых были расположены библиотечные фонды, заливались в результате прорыва систем отопления, а также затапливались при повышении уровня грунтовых вод.
Проверки состояния этих библиотечных фондов в период с 2007 по 2014 год, проводившиеся с участием представителей Российского государственного исторического архива, показали, что в результате отсутствия должного температурно-влажностного режима в этом подвале был приведен в полную негодность 3 021 экземпляр изданий, выпущенных в период с 1806 по 1946 год (согласно Акту о списании исключенных объектов библиотечного фонда от 19.12.2014 № 5206). Примерный размер ущерба от утраченных изданий (большинство из которых относится к числу дореволюционных) по предварительным оценкам составляет 6 042 000 рублей. Кроме того, до сих пор продолжаются восстановительные работы в отношении тех изданий, которые не были уничтожены безвозвратно.
Библиотекари до сих пор (уже третий год) «лечат» книги, зараженные плесневым грибком. Это тяжелая и грязная работа, она потребовала немалых усилий всего коллектива отраслевого отдела Научной библиотеки имени М. Горького по направлению «Филология». Работа ведется посменно, вахтовым методом. Библиотекари в резиновых перчатках, халатах и масках обеспыливают каждую книгу, обрабатывают химическим раствором поврежденные страницы, затем просушивают и переносят на стеллажи в сухих помещениях (см. Лечебница для книг). Согласно составленному расчету затрат, только за период 2014–2017 годов Санкт-Петербургским государственным университетом на обеспечение этих работ было израсходовано 665 124,48 руб. Материалы проверки направлены в правоохранительные органы (Материалы ректорского совещания от 11.09.2017, п. 6).
12. О невыплате заработной платы преподавателям
На встрече с ректором члены коллектива нового факультета иностранных языков сообщили, что в прошлые годы они не получали зарплату за работу по проведению учебных занятий по иностранному языку со студентами, обучавшимися по образовательным программам в области международных отношений, медицины, биологии и т. д. В ходе проверки было установлено, что часть внебюджетных средств, которые находились в распоряжении проректора по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология С. И. Богданова и были предназначены именно для выплаты заработной платы этим преподавателям, в 2013–2014 годах не была выплачена преподавателям кафедр иностранных языков, а тратилась на иные цели (несколько миллионов рублей). Около 50 преподавателей кафедр иностранных языков написали заявления с просьбой выплатить им зарплату. После проверки каждого заявления, в случае подтверждения изложенных фактов, деньги преподавателям будут выплачены. Материалы проверки направлены в правоохранительные органы (Материалы ректорского совещания от 25.07.2017, п. 4, Дело на Богданова, Следов канадского колледжа в Университете не обнаружено).