Материалы ректорского совещания

№ 492
от 27.09.2021

    Заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ

    В Университете состоялось заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ. Провел заседание заместитель председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко. Он отметил: «СПбГУ на протяжении всего своего существования являлся одним из важнейших центров науки, образования и культуры в нашей стране. Здесь проводятся исследования практически во всех научных областях. Сохраняя лучшие традиции отечественного высшего образования, университет активно внедряет современные технологии и уже стал лидером цифровой среды. Его выпускники всегда востребованы...».

    Оргкомитет утвердил план основных праздничных событий. В рамках празднования 300-летия Университета запланировано проведение более 30 мероприятий. Среди них — присвоение имени СПбГУ космическому объекту, реконструкция университетского Ботанического сада, капитальный ремонт общежитий и Дворца культуры и науки в Петергофе, выпуск памятной монеты, совместное заседание Ученого совета СПбГУ и президиума РАН. В честь юбилея будут изготовлены медальоны с изображениями универсантов — нобелевских лауреатов. Медальоны украсят ограду перед входом в здание Двенадцати коллегий (Дмитрий Чернышенко провел заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета).

    По итогам заседания Д. Н. Чернышенко поручил Минобрнауки и Университету также включить в план мероприятий реализацию проекта Территории развития СПбГУ и научно-технологической долины. Оргкомитет предложено расширить за счет выпускников Университета.

    Распределение педагогических поручений

    Завершается работа по распределению педагогических поручений на дисциплины осеннего семестра 2021/22 учебного года и их отражению в расписании занятий по образовательным программам. По состоянию на 24 сентября, количество нераспределенных дисциплин по всем учебным планам — чуть больше 200 (меньше 2 %).

    Оформление преподавателей находится под контролем всех участвующих в этом процессе служб, что позволяет оперативно вносить информацию в систему SAP, формировать соответствующие педпоручения в ИС Assignment и вносить в расписание Ф. И. О. преподавателей, реализующих конкретные дисциплины.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 56 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 22 вопроса, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 30 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Обращения на различные темы: о практике студентов в рамках Всероссийской переписи населения; о возможности получения рабочих программ дисциплин по образовательной программе «Журналистика»; о возможности перевода в СПбГУ; об учебном плане по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; о возможности выбора элективных дисциплин; о занятиях по физической культуре и спорту; о праве студентов СПбГУ на посещение занятий, не входящих в их учебный план; о размещении ВКР в Репозитории СПбГУ; об изменении формата обучения с использованием ИКТ для групп обучающихся по направлению «Психология» и группы по направлению «Филология»; об организации поездки в рамках программы академической мобильности; о выдаче справок; о смене направления подготовки. По всем обращениям проводятся проверки и оперативно направляются ответы.

    В Виртуальную приемную обратилась студентка бакалавриата по направлению «История». По мнению студентки, согласно Уставу университета, студент СПбГУ имеет право посещать любые занятия, если это не совпадает с расписанием и есть места в классе, аудитории. Но когда студентка решила изучать немецкий язык со студентами другой образовательной программы, возникли трудности.

    Разъяснялось, что согласно части 1 пункта 6 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке.

    Однако студенты СПбГУ должны помнить и уважительно относиться к тому, что в ряде случаев может отсутствовать организационно-техническая возможность допуска к посещению занятия, не включенного в учебный план программы, по которой обучается студент (например, требования к предельной численности студентов, мотивированный отказ преподавателя, несовпадение в расписании учебных занятий и т. п.).

    Освоение других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в СПбГУ, возможно с прохождением или без прохождения промежуточной аттестации по ним в соответствии с рабочими программами в порядке, установленном локальными актами СПбГУ.

    В том случае, если обучающийся планирует наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой им образовательной программе освоение любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) с прохождением промежуточной аттестации, ему необходимо подать заявление на имя первого проректора по учебной работе в учебный отдел по соответствующему направлению, с указанием перечня дисциплин, желаемых к освоению в качестве вольнослушателя с прохождением промежуточной аттестации по ним (п. 4 Порядка освоения наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утвержденного приказом от 04.02.2019 № 798/1).

    Согласно п. 5 указанного Порядка, для освоения других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в СПбГУ, с прохождением промежуточной аттестации необходимо соблюдение следующих установленных условий:

    • 5.1. возможность их изучения без ущерба для освоения образовательной программы (несовпадение в расписании учебных занятий)
    • 5.2. соблюдение требований к установленной максимальной величине недельной учебной нагрузки обучающегося
    • 5.3. наличие кадровых, материально-технических, учебно-методических условий (предельная численность студентов на занятиях по дисциплине)
    • 5.4. отсутствие у обучающегося академической задолженности по осваиваемой образовательной программе

    Минимальная и максимальная численность обучающихся, которые могут посещать занятия в рамках учебных групп, установлена в рабочей программе дисциплины.

    В настоящее время идет проверка в отношении информации, представленной заявителем, по итогам которой будет подготовлен ответ.

    В Виртуальную приемную Университета обратился обучающийся первого курса бакалавриата с вопросом, почему первокурсники занимаются по дисциплине «Физическая культура и спорт» в удаленном формате с применением ИКТ, а второкурсники — аудиторно.

    Студенту подготовлен ответ: при составлении расписания учитывались положения Методических рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденных главным государственным санитарным врачом России от 29.07.2020 (МР 3.1/2.1.0205- 20), приказа СПбГУ от 03.08.2020 № 6991/1 «Об организации выполнения Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», приказа от 31.08.2021 № 8361/1 «Об утверждении порядка организации работы спортивных объектов СПбГУ в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в осеннем семестре 2021/22 учебного года», которым установлено, что пропускная способность спортивных объектов определяется с учетом единовременной пропускной способности чел. / час. Методическими рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденных главным государственным санитарным врачом России от 29.07.2020 (МР 3.1/2.1.0205-20), установлена необходимость разобщения занятий у студентов разных групп, поэтому занятия у студентов первого курса бакалавриата по физической культуре, в которых в рамках этой дисциплины на первом курсе формируются группы из студентов разных направлений и программ, проводятся в удаленном формате с применением ИКТ.

    Студенты второго курса посещают занятия индивидуально по выбранным ими видам спорта по расписанию проведения таких занятий, их количество регулируется в зависимости от пропускной способности спортивных объектов. Важно отметить, что рабочая программа дисциплины по физической культуре позволяет набрать баллы для аттестации по этой дисциплине на протяжении обучения на первом и втором курсе и предусматривает разные способы набора баллов для аттестации.

    В Виртуальную приемную поступили вопросы об организации практики обучающихся в рамках проведения Всероссийской переписи населения (ВПН). Перепись населения — общенациональное мероприятие. Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории РФ в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Сбор и анализ такой информации является необходимым условием формирования и реализации планов социально-экономического развития РФ в целом и ее регионов, в частности. Важно получить ответы каждого гражданина нашей страны, поэтому работа по сбору этой информации имеет большое государственное и общественное значение.

    Постановлением Правительства РФ определено, что с 15.10.2021 по 14.11.2021 на всей территории Российской Федерации проводится Всероссийская перепись населения. В соответствии с поручениями Министерства науки и высшего образования РФ от 23.07.2021 № МН-15/3023-АМ «О привлечении студентов к работе по сбору сведений о населении при ВПН-2020» и от 04.08.2021 № МН-15/АН-1926 «О Всероссийской переписи населения 2020 года», все вузы Российской Федерации участвуют в работе по сбору сведений о населении при проведении Всероссийской переписи населения 2020 года.

    СПбГУ, как и все другие государственные вузы, принимает участие в проведении Всероссийской переписи населения. По результатам обсуждения первого проректора по учебной работе с руководителями учебно-научных подразделений СПбГУ на совещании 3 сентября принято решение о том, что в рамках практики студентов старших курсов бакалавриата тех программ, в которых в этом учебном году предполагается практика и компетенции могут быть отработаны в рамках переписи населения, студенты будут проходить практику в форме участия в переписи населения.

    Важно отметить, что практика в рамках участия в переписи позволит студентам по девяти направлениям подготовки отработать предусмотренные в образовательных программах СПбГУ компетенции, отражающие овладение навыками эффективной коммуникации, системного и критического мышления, социально ответственного поведения и командной работы, и другие. Например, такие как: «Способен осуществлять деловую коммуникацию в сферах обязательного использования государственного языка РФ в устной и письменной формах», «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности», «Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам деятельности», «Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения» и т. д.

    С целью организации практики между органом Росстата и СПбГУ заключены соответствующие соглашение и договор о практической подготовке. Для прохождения практики такие студенты будут направлены в управление Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с 15.10.2021 по 14.11.2021. Расписание занятий на этот период для студентов, проходящих практику, будет изменено в целях создания условий для участия в такой деятельности.

    Кроме того, студенты других направлений подготовки, достигшие возраста 18 лет, могут по собственной инициативе принять участие в переписи. В этом случае они могут представить заявление на имя первого проректора по учебной работе об участии в переписи и заключенный договор ГПХ с органами Росстата. Решение об учете результатов такой деятельности в качестве результатов обучения (например, практики) может быть принято на основании приказа «Об учете результатов внеучебной деятельности обучающихся СПбГУ» от 12.08.2021 № 7971/1. В переписи также может принимать участие преподавательский состав вузов.

    В рамках практики студенты привлекаются к работе в качестве переписчиков. Переписчик может работать несколько часов в день, как правило, во второй половине дня (в выходные — в течение дня). Вуз в этот период создает условия для возможности совмещения освоения образовательной программы и участия в переписи.

    Для участников ВПН предусмотрены меры финансовой поддержки (заработная плата на основании заключения договора ГПХ: для переписчика — 18 000 руб., для контролера — 20 000 руб.) и дополнительное страхование от несчастных случаев. С целью профилактики рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), переписной персонал обеспечивается индивидуальными средствами защиты, переписные участки будут функционировать при соблюдении мер, рекомендованных Роспотребнадзором. Предусматриваются и другие меры безопасности при проведении ВПН.

    Перед началом работы для участников ВПН органами Росстата будет организовано краткосрочное обучение. Лучшие участники Всероссийской переписи населения будут представлены к награде ведомственной медалью Федеральной службы государственной статистики, а также к поощрению в СПбГУ.

    Участники совещания выразили благодарность обучающимся медицинских направлений, которые активно принимают участие (в том числе в рамках своей практической подготовки) в помощи городской системе здравоохранения, испытывающей особые нагрузки в период пандемии коронавируса. А также участники совещания выразили уверенность в том, что наши студенты разных направлений и образовательных программ примут активное участие в столь важном государственном и общественном деле, каким является Всероссийская перепись населения. Тем более, что этот практический опыт станет составляющей формирования универсальных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными программами СПбГУ.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию.

    Поступил вопрос об оказании помощи преподавателю-экономисту в организации проведения занятия в гибридном формате. Вопрос решен с учетом потребности в цифровой доске.

    В связи с информацией о планируемых работах на электросетях ПАО «Россети Ленэнерго», обеспечивающих электроснабжением некоторые здания СПбГУ, возникла необходимость оперативных изменений в расписании студентов-психологов и студентов некоторых других направлений. В течение дня изменения были внесены.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.

    22 сентября состоялась встреча директора Института истории с председателем студсовета. На вопрос о причинах временных изменений формата занятий было разъяснено, что эта замена носит разовый характер, поскольку в здании по адресу: Менделеевская линия В. О., д. 5 планировалось отключение электроэнергии 23 и 24 сентября.

    Вопросы изменений в организации проведения некоторых занятий были затронуты и в ходе встречи директора Института философии со студсоветом. Были даны такие же разъяснения: о проведении аварийных работ ПАО «Россети Ленэнерго», связанных с ремонтом объектов электросетевого хозяйства 23 и 24 сентября.

    Состоялась встреча руководителя восточного факультета с обучающейся первого курса бакалавриата. Причина встречи была в том, что от других обучающихся первого курса одной из образовательных программ была получена информация о пугающих высказываниях в социальных сетях со стороны этой обучающейся. А. А. Родионов разъяснил обучающейся принятые в Университете правила поведения в публичном пространстве и призвал студентку воздержаться от привнесения в университетское общение элементов субкультуры, вызывающей активное отторжение у большинства однокурсников. Студентка была проинформирована о действующей в Университете службе психологической помощи, в которую можно обращаться, ей также было предложено обращаться к сотрудникам Управления по работе с молодежью по вопросам, связанным с внеучебной жизнью обучающихся. Студентка пояснила: она полагала, что студенты, участвующие в чате и не разделяющие ее взгляды, не будут читать размещаемые ею тексты. Студентка пообещала принять во внимание замечания и не допускать эпатирующего поведения в чатах с однокурсниками.

    На встрече руководства филологического факультета с председателем студсовета обсуждались в том числе вопросы о цикле внеучебных мероприятий «Ты ж переводчик! Честный разговор о современном переводческом рынке», о подготовке к проведению Международного дня переводчика.

    Директор Института наук о Земле провел обсуждение со студсоветом. Были затронуты вопросы условий закупок мебели, условий предоставления материальной помощи студентам и др.

    В ходе встреч директора Института истории, декана факультета социологии, декана факультета психологии даны разъяснения относительно условий проведения практики в рамках Всероссийской переписи населения.

    Участники ректорского совещания обсудили участие студентов СПбГУ в практике в ходе Всероссийской переписи населения. Предлагалось учитывать работу студентов во время переписи как дополнительный бонус при их поступлении в СПбГУ на следующий уровень обучения (в магистратуру, аспирантуру), другие формы поощрения участников переписи и студентов-медиков.

    О формате обучения в СПбГУ и информировании о нем

    На ректорском совещании в очередной раз (Материалы ректорского совещания от 19.07.2021) сообщалось о том, что некоторые СМИ публикуют непроверенную, недостоверную информацию об организации обучения в Университете. Содержание недавно опубликованных материалов («Одно очное занятие раз в две недели». Студенты СПбГУ жалуются на бесконечный дистантСтуденты СПбГУ жалуются на постоянные дистанционные занятияТриста тысяч ни за что: студенты СПбГУ жалуются на бесконечную дистанционку) снова говорит о том, что авторы слабо знакомы с темой, о которой пишут.

    Журналисты утверждают, что студенты СПбГУ жалуются на постоянные дистанционные занятия. А между тем чуть ли не на каждом ректорском совещании сообщается о том, что среди студентов Университета есть сторонники как аудиторных, так и дистанционных занятий (примерно поровну). И факты говорят, что соотношение занятий с использованием ИКТ к аудиторным сейчас 60:40. И это естественно, так как в сентябре в сетке учебных занятий преобладают лекции, которые в силу ограничений просто не могут проводиться в офлайн-формате. В октябре это соотношение меняется в сторону перевеса занятий в аудиторном формате (все больше занятий семинарских, лабораторных, практических). В некоторых случаях (если один студент из группы заболевает ковидом) все занятия этой учебной группы переводятся в дистанционный формат. Например, только за прошлую неделю 12 студентов заболели коронавирусной инфекцией.

    Разъяснялось, что в Университете соблюдаются все требования и рекомендации органов государственной власти по вопросам организации образовательного процесса в условиях профилактики COVID-19. В соответствии с Приказом от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году», в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения защиты жизни и здоровья обучающихся и профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь Методическими рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденных главным государственным санитарным врачом России 29.07.2020 (MP 3.1/2.1.0205-20), а также приказами СПбГУ от 03.08.2020 № 6991/1 «Об организации выполнения Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», от 28.08.2020 № 7516/1 «О реализации основных образовательных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», с учетом текущей эпидемиологической ситуации в СПбГУ установлен смешанный формат обучения в 2021/22 учебном году, сочетающий аудиторные занятия и обучение с применением информационно-коммуникационных технологий, при котором потоковые занятия проводятся удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий, а занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия) — в аудиторном формате.

    Соотношение аудиторных занятий и проводимых удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий отличается по разным программам. Так, например, у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования почти все занятия проводятся аудиторно (95,3 %), по программам среднего профессионального образования по направлению «Сестринское дело» — 90 % занятий проходит в аудиториях, более половины дисциплин реализуется в аудиторном формате по направлениям: география, геология, геоэкология и почвоведение, политология, востоковедение, журналистика, математика и компьютерные науки. В среднем по Университету в текущем семестре 40 % занятий проходит аудиторно и 60 % — удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Актуальная информация о формате и месте проведения учебных занятий размещается в Электронном расписании.

    Комиссия по этике рассмотрела обращения, поступившие в связи с действиями В. Дубровского

    22 сентября состоялось заседание комиссии по этике СПбГУ, на котором рассматривалось обращение студентов-политологов по поводу действий студента третьего курса Владислава Дубровского, обучающегося по направлению «Политология». В начале сентября этот студент в группе в социальной сети предлагал за определенную плату принять участие в голосовании сразу на нескольких избирательных участках (Материалы ректорского совещания от 13.09.2021).

    В результате обсуждения, которое продолжалось больше часа, комиссия по этике СПбГУ пришла к выводу, что поведение обучающегося В. Е. Дубровского, с точки зрения этических и нравственных норм, не соответствует высокому статусу универсанта. Председатель комиссии по этике профессор Г. Г. Богомазов отдельно поблагодарил студентов Университета за то, что они проявили свою гражданскую позицию, отвергнув провокационные предложения В. Е. Дубровского («Не соответствует высокому статусу студента СПбГУ»).

    Блокировка пропусков в случаях заболевания коронавирусной инфекцией

    Заместитель ректора по безопасности Д. В. Грязнов сообщил о новой организации работы по блокировке / разблокировке пропусков в случаях заболевания работниками или обучающимися коронавирусной инфекцией. Разработан алгоритм прямого информирования должностных лиц Университета (и в первую очередь заведующего бюро пропусков А. В. Кузнецова). После получения информации о заболевшем заведующий бюро пропусков в течение одного рабочего дня организует работу по блокировке / разблокировке электронных пропусков обучающихся и работников СПбГУ для прохода / проезда на территорию СПбГУ (распоряжение от 24.09.2021 № 3238/1р). Таким образом обеспечивается безопасность универсантов.

    Предложения по изменению или дополнению этого распоряжения можно направлять на адрес электронной почты: org@spbu.ru.

    Организация переселения лиц, проживающих в общежитиях СПбГУ

    Д. В. Михайлов, начальник Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий, баз практик и базы «Горизонт» — заместитель заместителя по эксплуатации материально-технической базы первого проректора, напомнил, что еще 18.03.2020 приказом № 2073/1 «О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» в общежитиях СПбГУ были введены ограничения, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Среди них — временный запрет на переселение и ограничение свободного прохода между общежитиями. Таким образом, переселение в общежитиях не проводилось в течение полутора лет.

    В связи с относительной нормализацией эпидемиологической обстановки в августе 2021 года было принято решение о постепенном снятии ограничений. Так, с 15 сентября, как сообщалось ранее в Виртуальной приемной, организовано переселение между общежитиями. Характер интенсивности этого переселения такой же, как и в прежние годы, когда ограничений не было. За первые пять дней переселено 156 человек, затем количество желающих переселиться существенно снизилось, сейчас поступает по 3–5 заявлений в день. Отмечено, что в ходе переселения студенты соблюдают действующие противоэпидемические требования. Начальники участков общежитий принимают жилые помещения у студентов по актам, в которых фиксируется состояние помещений и находящегося в них имущества Университета. Случаев причинения существенного ущерба движимому и недвижимому имуществу СПбГУ не зафиксировано. Обнаруженные в ходе передачи помещений мелкие недостатки оперативно устраняются проживавшими в них студентами.

    С 1 октября планируется провести переселение студентов из общежитий, расположенных в Петродворцовом районе, в общежития, расположенные в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга. Для переселения доступно 160 свободных мест. При этом будет создана комиссия, которая будет контролировать ход переселения и выполнение проживающими противоэпидемических мер.

    Следующим шагом будет снятие ограничений на свободный проход проживающих между общежитиями. Для постепенного снятия ограничений, связанных с переселением, и принятия решений о возможности снятия других ограничений проводится анализ динамики заболеваемости COVID-19. Существенного роста заболеваемости удастся избежать только в том случае, если студенты будут строго соблюдать противоэпидемические меры.

    Отмечено, что, несмотря на предпринятые Университетом шаги, не все студенты готовы соблюдать эти меры. К сожалению, за последнюю неделю произошло два инцидента, связанных с массовым распитием спиртных напитков группами студентов в общежитиях и на территории, прилегающей к зданию ДКиН. За употребление спиртных напитков обучающиеся были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в 85 отдел полиции. В отношении задержанных (семерых обучающихся Университета) составлены протоколы об административном правонарушении и назначено наказание в виде административного штрафа. Подчеркнуто, что потребление (распитие) алкогольной продукции на территории Университета нарушает федеральное законодательство и локальные нормативные акты Университета, в частности Правила внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ. А следовательно, виновные в нарушении этих правил лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления.

    Подобные инциденты не способствуют нормализации эпидемиологической обстановки, а наоборот, способны ее усугубить. Поэтому Д. В. Михайлов принял решение отозвать свое предложение о снятии ограничений на свободное перемещение проживающих между общежитиями и отложить решение вопроса до 10 октября.

    На ректорском совещании также обсуждалось обращение заместителя ректора по безопасности Д. В. Грязнова в правоохранительные органы по поводу инцидента на недавнем заседании Студсовета СПбГУ. На это заседание члены Студсовета пригласили гостей: аспиранта-экономиста и выпускника факультета ПМ-ПУ. На заседании Студсовета обсуждался вопрос о нарушении общественного порядка в Студгородке СПбГУ в ночь с 18 на 19 сентября, и в частности, тот факт, что сотрудники Управления режима и охраны СПбГУ вызвали наряд Росгвардии (Материалы ректорского совещания от 20.09.2021). Как рассказал Д. В. Михайлов, гости заседания Студсовета вели себя хулигански: оскорбляли сотрудников Университета, выражались нецензурно (а это заседание транслировалось в Интернете, его посмотрели 5–7 тысяч человек, большинство из которых осудили такое поведение). По этому вопросу Д. В. Грязнов и обратился в правоохранительные органы.

    Позиции СПбГУ в медиарейтингах

    8.1. Медиарейтинг «Медиалогии»

    Опубликован очередной медиарейтинг российских вузов, подготовленный компанией «Медиалогия». По результатам работы в августе 2021 года Санкт-Петербургский государственный университет занял пятое место с показателем медиаиндекса 39 922,2.

    В первую тройку вошли МГУ (187 996,3), НИУ ВШЭ (98 024,7), а также РАНХиГС (69 909,5). Ниже СПбГУ в ранжированном списке разместились Финансовый университет при Правительстве РФ (36 378,0), МГИМО (29 536,9), МФТИ (25 699,4) и другие вузы.

    СПбГУ — единственный университет Петербурга, оказавшийся в десятке лидеров, в топ-10 также вошли восемь московских вузов и один дальневосточный. Ближайший петербургский вуз, следующий за СПбГУ в ранжированном списке, — это ИТМО, разместившийся на 18 строчке.

    Самые заметные сюжеты с упоминанием СПбГУ в августе 2021 года по данным системы Brand Analytics по медиаприсутствию (медиаприсутствие учитывает роль объекта и «вес» издания: «вес» для онлайн-СМИ определяется по цитируемости издания, для газет и журналов — по тиражу, для ТВ — по аудитории передачи):

    Ежегодный рейтинг медиаприсутствия российских вузов «Медиалогии» начал регулярно публиковаться в 2017 году, до этого формировались только ежемесячные ранжированные списки. По итогам 2017 и 2018 годов СПбГУ занимал шестое место, уступая Дальневосточному федеральному университету, МГИМО, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и МГУ. В 2019 году СПбГУ не вошел в топ-10 из-за зашкаливающих показателей медиаприсутствия, не связанных с актуальной повесткой Университета (основная причина — дело Соколова, этот же критерий оказывал негативное влияние и в следующем году), а по итогам 2020 года вернулся в рейтинг на восьмую позицию с показателем 321 204,7, уступив МГИМО (354 722,2), РЭУ имени Плеханова (409 753,4), Финансовому университету при Правительстве РФ (423 510,2), Первому Московскому государственному медицинскому университету имени И. М. Сеченова (Сеченовскому Университету) (531 947,1), РАНХиГС (1 062 729), НИУ ВШЭ (1 191 476,7) и МГУ (1 386 395,5).

    8.2. Национальный рейтинг университетов 2021 «Интерфакса» (критерий «Бренд»)

    Недавно «Интерфакс» опубликовал Национальный рейтинг университетов 2021. В общем рейтинге Университет занял шестое место с показателем в 799 баллов. На первых позициях разместились МГУ (1000 баллов), МИФИ (946 баллов), МФТИ (945 баллов), НГУ (873 балла) и НИУ ВШЭ (869 баллов). При этом по критерию «Бренд» СПбГУ занял второе место в стране с показателем в 588 баллов, уступив только МГУ (1000 баллов).

    «Интерфакс» начал публиковать информацию по «Бренду» по результатам 2017 года. Уже тогда СПбГУ занял второе место и удерживал его до 2020 года. В 2020 году (в том числе в связи с волной негатива, связанной с делом Соколова) Университет опустился на третью позицию с показателем в 603 балла, «серебро» получил НИУ ВШЭ с 605 баллами. В 2021 году СПбГУ вернулся на вторую позицию.

    8.3. Публикации о СПбГУ в российских СМИ

    Стоит отметить, что большинство университетов в топе различных медиарейтингов использует инструменты платного продвижения в СМИ, чего пресс-служба СПбГУ принципиально не делает.

    Несмотря на это, нейтральные и позитивные упоминания СПбГУ в российских СМИ, опубликованные при участии пресс-службы Университета, за последние годы выросли многократно:

    • в 2016 году — более 32 000
    • в 2019 году — более 80 000
    • в 2020 году — более 86 000

    Отдельно подчеркивалось, что по итогам 2020 года новости СПбГУ не раз входили в подборки различных СМИ в качестве главных научных открытий года:

    1. новость об исследованиях ученых СПбГУ в области паразитологии вошла в топ научных сенсаций 2020 года по версии известного популяризатора науки Ильи Колмановского, которые он озвучивал в интервью YouTube-проекта «А поговорить?» с Ириной Шихман (1,75 миллиона просмотров у ролика, 1,87 миллиона подписчиков у канала)
    2. новость об обнаружении учеными СПбГУ на берегу Мертвого моря природных циклофосфатов, из которых могла возникнуть жизнь на Земле, вошла в подборку главных достижений российской науки в 2020 году от РИА Новости
    3. открытие генетиков СПбГУ, которые обнаружили белки-амилоиды у растений, стало частью материала Российского научного фонда о десяти ярких научных открытиях 2020 года; эта же новость попала в аналогичную подборку научно-популярного издания «Индикатор»

    8.4. Публикации о СПбГУ в иностранных СМИ

    Также растет узнаваемость Университета за пределами Российской Федерации. Только в 2020 году на основании материалов, подготовленных Управлением по связям с общественностью, было опубликовано более 530 материалов в зарубежных СМИ. В 2016 году не было публикаций в ведущих иностранных СМИ, инициированных информационной службой Университета, в 2017 — 9, в 2018 — 23, в 2019 — более 30, в 2020 — более 530. Такой рост связан с тем, что именно с 2019 года увеличение представленности Университета в иностранных СМИ было определено в качестве одной из приоритетных задач.

    Среди самых известных иностранных СМИ — Daily Mail, Daily Mirror, DPA, FoxNews. С 2019 года на регулярной основе — ведущие научно-популярные ресурсы: Phys.org, IFL Science, News-medical, Bioengineer.org, Science Codex, SciTechDaily, Breaking News, X-mol.com, Medical Xpress, Neuroscience news, ScienMag, Geology Page, Agenparl и многие другие.

    География публикаций о СПбГУ также значительно расширилась. В 2016–2017 годах публикации выходили преимущественно в России и на территории стран СНГ. Сегодня о наших достижениях узнают в таких странах, как Франция, Португалия, США, Китай, Индия, Великобритания, Ирландия, Канада, Испания, Финляндия, Италия, Украина, Индонезия, Бразилия, Куба, Швейцария, Германия, Аргентина, Узбекистан, Мексика, Казахстан, Австралия, Пакистан, Бразилия, Австрия, Киргизия, Азербайджан, Гватемала, Перу, Колумбия, Венесуэла, Египет, Иордания, ЮАР, Чили, Доминиканская Республика, Гана, Польша, Албания, Сербия, Коста-Рика, Корея, Черногория, Тунис, Новая Зеландия, Болгария, Греция, Тайвань, Турция, Вьетнам, Сингапур, Румыния, Нигерия, Босния и Герцеговина, Бруней, Саудовская Аравия.

    Уже в 2021 году был установлен новый рекорд по распространению информации о достижениях ученых СПбГУ за рубежом. Предыдущий рекорд относится к 2020 году: около 150 публикаций в иностранных СМИ были посвящены исследованию наших ученых о мозге динозавра. А в этом году информация о новом минерале, обнаруженном нашими исследователями, была опубликована в 175 СМИ из 34 стран. Вот только некоторые издания, разместившие эту информацию.

    • Ekstra Bladet (Дания) — датская общенациональная общественно-политическая ежедневная газета. В настоящее время входит в крупнейший газетный концерн Дании JP/Politikens Hus A/S. «Экстра бладет» входит в число наиболее влиятельных СМИ Дании. Сайт ekstrabladet. dk — одна из самых читаемых новостных страниц Дании.
    • «Факти» (Болгария) — крупнейшее новостное интернет-издание на болгарском языке.
    • Russia Today Arabic (Арабские страны) — дочерний телеканал Russia Today. Сайт RT Arabic является одним из лидеров по посещаемости в Интернете среди арабоязычных новостных телеканалов.
    • Al Youm As Sabi (Египет) — электронная газета Египта, начала издаваться в октябре 2008 года как еженедельная периодика, с 31 мая 2011 года выходит ежедневно. Более 11 миллионов подписчиков в Twitter, более 4,1 миллиона — на YouTube, 8 миллионов — в Instagram.
    • Denik.cz (Чехия) — одна из крупнейших газет Чехии, имеющая сеть изданий в каждом районе страны. Является самой читаемой газетой Чехии (более 2 миллионов читателей), а сайт издания ежемесячно посещают почти 4 миллиона человек.
    • Interia (Польша) — польский портал, входящий в Interia Group, являющийся ведущим игроком на польском рынке средств массовой информации нового поколения. Ежемесячно их информационные продукты охватывают около 19 миллионов человек.
    • Science Alert (Австралия) — австралийское СМИ о науке, основанное в 2006 году и выросшее до 15 миллионов читателей в месяц. Издание очень тщательно подходит к выбору научных новостей: на его страницы попадает информация только о важных и проверенных открытиях.
    • El Heraldo de México (Мексика) — мексиканская национальная ежедневная газета, основанная в 1967 году. Имеет газетный, электронный, теле- и радиоформаты.
    • Europa Press (Испания) — испанское информационное агентство, основанное в 1953 году. Оно транслирует новости 24 часа в сутки, публикуя в среднем 3000 статей в день. Обслуживает контентом почти 2000 клиентов, включая основные испанские СМИ: радио, газеты, телеканалы, а также национальные, автономные и местные цифровые СМИ.
    • Clarín (Аргентина) — аргентинская общенациональная ежедневная газета, штаб-квартира которой находится в Буэнос-Айресе. Крупнейшая газета в Аргентине и вторая по распространению в испаноязычном мире.

    Отмечалось что зарубежные СМИ также позволяют нам продвигать информацию о научных журналах СПбГУ. Передовиком в этом плане стал журнал СПбГУ Biological Communications: еще в декабре 2018 года мы использовали в качестве пилотного сюжета для продвижения статью о новом динозавре, ее удалось разместить на международной платформе для продвижения научных новостей EurekAlert!. Тогда суммарное количество публикаций составило более 140, при этом на зарубежные приходилось лишь около 20, однако без этого успеха у нас не было бы сегодняшних достижений.

    Организация премирования

    В ходе ректорского совещания обсуждался вопрос об объемах премирования научно-педагогических работников, передаваемых в распоряжение директоров и деканов. Проведено сравнение объемов, выделенных в 2021 году и за сопоставимый период в 2020 году. Отмечено, что в связи с оптимизацией численности научно-педагогических работников в 2020/21 учебном году объем средств, выделяемых в распоряжение директоров и деканов для премирования научно-педагогических работников, должен был быть уменьшен на 214 млн рублей. А фактическая сумма средств, переданная в распоряжение директоров и деканов, была уменьшена только на 134,6 млн рублей.

    Было обращено внимание на средства, направляемые в распоряжение проректоров по видам деятельности на премирование научно-педагогических работников по кодам премиальных выплат. Эти суммы не уменьшились по сравнению с прошлым годом. И это позволит не просто выполнить Указ Президента РФ № 597 в части обеспечения среднего уровня оплаты труда научно-педагогических работников по итогам года на уровне 200 % от среднерегионального дохода от трудовой деятельности, но и обеспечить достижение этого показателя у 50 % научно-педагогических работников (против 45 % по итогам 2020 года).

    В то же время проведенный анализ эффективности расходования премиальных выплат деканами и директорами (Материалы ректорского совещания от 26.07.2021) показал низкий уровень эффективности этих расходов по ряду коллективов. В этой связи средства будут перераспределяться в пользу тех коллективов, в которых премирование обеспечивает эффективное исполнение показателей Программы развития и показателей третьего этапа плана оптимизации планово-финансовой и хозяйственной деятельности.

    Профессор Т. В. Черниговская — лауреат премии «Профессор года»

    Объявлены лауреаты премий Российского профессорского собрания 2021 года. Победителем в номинации «Профессор года» признана профессор СПбГУ, директор Института когнитивных исследований Т. В. Черниговская. Коллеги поздравили Татьяну Владимировну с заслуженной наградой.

    Вручение премий состоится в рамках Профессорского форума 2021 года «Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы».

    Универсанты — лауреаты премии Правительства РФ в области образования

    24 сентября М. В. Мишустин утвердил перечень лауреатов премии Правительства РФ в области образования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2021 № 2655-р).

    Участники совещания поздравили лауреатов премии — коллектив авторов СПбГУ: Н. В. Бордовскую, профессора кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, академика РАО, доктора педагогических наук, и С. И. Розума, кандидата психологических наук, бывшего доцента кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ (до 30.06.2018, в настоящее время — пенсионера).

    Премия присуждена за создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации — за учебник междисциплинарного типа Н. В. Бордовской и С. И. Розума «Психология и педагогика» (издан в 2011 году, последующие издания в 2012, 2013, 2016, 2017 годах). Учебник в течение последних десяти лет использовался в российских вузах для формирования базовых (психолого-педагогических) компетенций, необходимых выпускнику любого профиля и направления подготовки. За последние десять лет учебник выдержал 11 тиражей, распространен в 117 городах, внедрен в 49 вузах. При номинировании на премию на это издание было получено 18 отзывов из вузов и организаций Российской Федерации.

    Конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования объявляется ежегодно. Присуждение премий производится по решению Правительства РФ на основании предложений межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования. Может быть вручено до десяти ежегодных премий Правительства РФ в области образования в размере 2 млн рублей каждая.

    В Университете объявлен сбор средств для помощи пострадавшим и семьям погибших в Пермском университете

    Т. А. Трубинская, заместитель по социальному направлению председателя профкома сотрудников СПбГУ, сообщила, что трагедия в Пермском государственном университете болью отозвалась в сердцах сотрудников и студентов СПбГУ. Беда случилась в университетском сообществе. Она выразила соболезнования родным погибших и пострадавшим в этой страшной трагедии.

    Пермь исторически связана с Ленинградом — Санкт-Петербургом. Старшее поколение помнит, что в годы Великой Отечественной войны Пермь, как и другие города нашей страны, принимала сотни тысяч ленинградцев, эвакуированных из блокадного Ленинграда (Ленинград-Пермь, Пермь-Ленинград (60-летию снятия блокады с Ленинграда посвящается)).

    Профком сотрудников СПбГУ предложил организовать сбор средств для помощи пострадавшим и семьям погибших в этой страшной трагедии.