Материалы ректорского совещания
Правительством Санкт-Петербурга учреждена премия имени Г. А. Леонова
8 сентября губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов подписал постановление об учреждении новой премии Правительства Санкт-Петербурга — за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в номинации «Кибернетика и искусственный интеллект». Премия носит имя всемирно известного ученого, выдающегося универсанта — Геннадия Алексеевича Леонова (Премия Правительства Санкт‑Петербурга в области кибернетики и искусственного интеллекта будет носить имя Геннадия Леонова).
Профессор Г. А. Леонов — член-корреспондент РАН и иностранный член Финской академии наук и литературы, основатель всемирно известной научной школы в области математической кибернетики и теории управления, основатель и заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, многолетний декан математико-механического факультета нашего Университета, основатель и заведующий лабораторией информационно-управляющих систем Института проблем машиноведения РАН. Геннадий Алексеевич внес фундаментальный вклад в развитие кибернетики и информационных технологий.
Возможность обсуждения идеи такой премии появилась благодаря поддержке со стороны губернатора Санкт-Петербурга высокоцитируемых российских ученых, в список которых в последние два года включался (посмертно) Г. А. Леонов (Исследователи из СПбГУ вошли в список самых цитируемых ученых мира; Среди 6 российских ученых, вошедших в топ самых цитируемых в мире, трое исследователей СПбГУ). Идея премии получила широкую поддержку академического сообщества и бизнес-сообщества города, а также ряда известных зарубежных ученых (Материалы ректорского совещания от 05.04.2021, Губернатор Петербурга поддержал предложение ученых СПбГУ об учреждении премии имени Геннадия Леонова).
Заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ профессор Н. В. Кузнецов (Среди 6 российских ученых, вошедших в топ самых цитируемых в мире, трое исследователей СПбГУ) выразил уверенность в том, что присвоение премии Правительства Санкт‑Петербурга в области кибернетики и искусственного интеллекта имени Г. А. Леонова, который учился и всю жизнь проработал в нашем Университете, подчеркнет уникальный потенциал и возможности профессиональной реализации в СПбГУ в этой актуальной для страны междисциплинарной области научных исследований, а также позволит привлечь в Университет талантливых ученых для дальнейшего развития этого направления и достижения в нем новых выдающихся успехов.
Позиция СПбГУ в рейтинге Фонда Владимира Потанина
С 2000 года Благотворительный фонд Владимира Потанина реализует программы в сфере образования, направленные на поддержку талантливых студентов и преподавателей наиболее динамично развивающихся вузов России. В соответствии с принятой в 2017 году новой стратегией, деятельность фонда направлена на объединение активных творческих профессионалов и лидеров изменений, участвующих в решении общественно значимых задач, добивающихся устойчивых изменений, и поддержку реализации идей, развивающих социальную среду. Стипендиальная программа Владимира Потанина объединяет конкурс на получение именной стипендии Владимира Потанина для студентов магистратуры, конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры, а также школу фонда и ряд других конкурсов и мероприятий.
В стипендиальном и грантовом конкурсах этой стипендиальной программы могут принимать участие студенты и преподаватели очной магистратуры из 75 вузов, список которых формируется на основе ежегодного «Рейтинга высших учебных заведений по версии Благотворительного фонда Владимира Потанина». Рейтинг отображает в том числе агрегированную экспертную оценку достижений студентов и преподавателей, участвовавших в конкурсах в предшествующем году. Фонд Потанина оказывает индивидуальную финансовую поддержку студентам и преподавателям, прошедшим конкурсный отбор. Участники программы получают дополнительные ресурсы для развития профессиональных навыков, реализации творческого и лидерского потенциала в образовательной сфере. Фонд поддерживает социально значимые инициативы вузов, проектные группы и организации, заинтересованные в развитии российской системы образования, а также в системном изучении российской магистратуры.
В стипендиальном конкурсе могут принимать участие магистранты первого и второго курсов очной формы обучения. Победители конкурса — молодые профессионалы в своей предметной и научной области. Это творческие личности, способные генерировать идеи, воплощать их в жизнь и брать на себя личную ответственность за результат. Это лидеры, готовые объединить вокруг себя команду и вдохновить ее на достижение общей цели.
В процессе отбора оценивается академический, интеллектуальный, творческий и лидерский потенциал соискателей, а также их мотивация к развитию, социальная активность, готовность брать на себя ответственность, осознание общественной значимости выбранной для учебы специальности. Все соискатели должны показать активную научно-исследовательскую работу в рамках своего направления. Предпочтение отдается участникам, имеющим по итогам обучения в бакалавриате / специалитете / на первом курсе магистратуры / в предыдущей магистратуре / аспирантуре академическую успеваемость на «отлично» или на «хорошо» и «отлично».
С февраля, когда ежегодно подводятся итоги стипендиального конкурса, и до срока окончания обучения в магистратуре (но не более шести месяцев для студентов второго года магистратуры и не более 18 месяцев для студентов первого года магистратуры) победителям конкурса выплачивается именная стипендия в размере 25 тысяч рублей в месяц.
Грантовый конкурс создан для поддержки преподавателей магистратуры, которые разрабатывают новые образовательные программы и учебные курсы, внедряют оригинальные методики обучения. Победители конкурса получают грант на разработку магистерской программы / учебного курса или на внедрение новых образовательных практик. Размер гранта — до 500 тысяч рублей. Средства могут быть использованы на проект по созданию образовательного продукта в одной из четырех номинаций: новая магистерская программа, новый учебный курс, новый учебный онлайн-курс или новые методы и технологии в обучении.
Конкурс проводится среди преподавателей магистратуры из 75 вузов, включенных в Стипендиальную программу Владимира Потанина. Участвовать могут как академические и научные руководители магистерских программ, так и преподаватели отдельных дисциплин, специальных курсов и семинаров, работающие на очных магистерских программах в вузе-участнике по основному месту работы, по совместительству или по гражданско-правовому договору.
В процессе отбора оцениваются:
- компетентность и профессиональные достижения участников
- лидерские качества
- уровень мотивации
Представленные на конкурс проекты рассматриваются с точки зрения:
- инновационности
- актуальности
- востребованности
- адаптивности / гибкости использования образовательного продукта при дистанционном, смешанном (гибридном) обучении и т. п.
- реалистичности и устойчивости
- возможности внедрения в других вузах
СПбГУ принимает участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе с момента реализации программы. Количество участников конкурсного отбора ежегодно растет, увеличивается и количество победителей. Как следствие, Университет закрепился на верхних строчках рейтинга высших учебных заведений по версии Благотворительного фонда Владимира Потанина. В 2019 году СПбГУ занял первое место (СПбГУ стал лидером среди российских вузов по версии Фонда Владимира Потанина), в этом году также оказался на вершине, опередив МГУ имени М. В. Ломоносова (2 место), НИУ ИТМО (3 место).
В 2021 году от СПбГУ на конкурсы было допущено 194 заявки от студентов и 14 — от преподавателей. Победителями грантового конкурса стали четыре преподавателя, а стипендиальной программы — 62 студента СПбГУ. В этом году Университет сделал существенный рывок в стипендиальной программе: с 2016 года количество стипендиатов составляло от 31 до 34 студентов.
Позиции СПбГУ в мировых рейтингах QS Business Masters Rankings и FT Global Masters in Management
Программа магистратуры Высшей школы менеджмента СПбГУ Master in Business Analytics and Big Data впервые вошла в престижный мировой рейтинг QS Business Masters Rankings 2022. MiBA бизнес-школы включена в группу
Магистерские программы ВШМ СПбГУ, получившие высокие оценки международных экспертов QS, сегодня продолжают трансформироваться, ориентируясь на практические навыки и запросы работодателя. Конечная цель их модернизации — обеспечение широких карьерных перспектив выпускникам СПбГУ, в том числе на международном рынке труда. И это элемент стратегии ВШМ СПбГУ до 2025 года (QS Business Masters Rankings: магистерская программа Высшей школы менеджмента СПбГУ MiBA вошла в сотню лучших в мире).
Кроме того, магистерская программа Высшей школы менеджмента СПбГУ (Master in Management — MiM) заняла 25 строчку среди 100 лучших программ магистратуры в мире, по версии престижного делового издания Financial Times. ВШМ СПбГУ по-прежнему остается единственным представителем России в этом рейтинге.
Впервые ВШМ СПбГУ вошла в рейтинг FT Global Masters in Management в 2013 году, заняв 65 строчку. За прошедшие восемь лет программе MiM удалось подняться в рейтинге на 40 позиций, благодаря уникальности образовательного контента и поддержке выпускников и корпоративных партнеров (Магистерская программа «Менеджмент» ВШМ СПбГУ вошла в топ-25 ведущего мирового рейтинга FT Global Masters in Management 2021).
Распределение педагогических поручений
Продолжается работа по распределению педагогических поручений и их отражению в расписании занятий по образовательным программам. По состоянию на 10 сентября, по всем учебным планам между 4800 преподавателями распределено 10256 дисциплин, что составляет 96 % от общего числа дисциплин осеннего семестра. Пока не распределено 458 дисциплин (реализация которых начнется в октябре, а также элективные курсы). На совещании было отмечено: требуется активизировать распределение поручений на дисциплины, реализация которых начинается с октября (Материалы ректорского совещания от 06.09.2021).
После оформления всех необходимых документов и внесения данных в систему SAP формируется соответствующее педагогическое поручение, и в расписание вносится Ф. И. О. преподавателя, реализующего конкретные дисциплины. Сроки внесения в расписание необходимых изменений по кандидатурам преподавателей напрямую зависят от сроков представления и оформления всех необходимых документов и внесения данных в соответствующие ИС.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 37 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 13 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 36 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения на различные темы: о начислении академической стипендии, о формате обучения, о возможности перевода с платной формы обучения на бюджетную, о получении справки, о возможности сдачи кандидатского минимума в режиме соискательства, об отчислении из СПбГУ, о сроках опубликования решения комиссии по переводам и восстановлениям, о возможности получения зачета по результатам окончания онлайн-курса, о въезде иностранного обучающегося на территорию РФ, о сохранении формата обучения с ИКТ, о возможности обучения в удаленном формате, о выходе из академического отпуска.
По состоянию на 06.09.2021, от обучающихся по направлению «История» поступило семь коллективных обращений от групп с просьбой о переводе на удаленный формат обучения. На обращения готовятся ответы со ссылкой на приказ о формате учебного процесса в 2021/22 учебном году.
К первому проректору по учебной работе обратилась студентка, осваивающая программу бакалавриата «Международные отношения», с вопросом об отсутствии академической стипендии. При рассмотрении обращения выяснилось, что причина задержки с назначением стипендии связана с тем, что студентка вернулась с включенного обучения. Согласно п. 4.9 Положения «О стипендиальном обеспечении обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете», утвержденного приказом от 25.08.2015 № 6196/1 (с последующими изменениями и дополнениями), обучающимся, вернувшимся в СПбГУ с включенного обучения из иных образовательных организаций, государственная академическая стипендия назначается с даты представления документов (сертификата) с оценками и трудоемкостью изученных дисциплин, выданных принимающей стороной (или их копий).
Студентка представила транскрипт, но после осуществления зачета периода обучения студенткой было подано заявление на смену фамилии и отчества. В результате чего приказ о назначении стипендии был издан с задержкой. Студентке принесены извинения, по телефону даны разъяснения о порядке предоставления индивидуального графика обучения. Студентка отозвала свое обращение.
В Виртуальную приемную поступило обращение от выпускника Университета, который дал разрешение на размещение ВКР в Репозитории СПбГУ. Заявителя интересует вопрос авторских прав (копирайта) на его ВКР. Принадлежат ли авторские права теперь СПбГУ или выпускник может использовать текст ВКР в своих последующих работах со ссылкой на ВКР (Репозиторий СПбГУ)?
В соответствии с п. 38 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636, тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются организацией в электронно-библиотечной системе организации и проверяются на объем заимствований.
Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ должен быть обеспечен в соответствии с законодательством РФ, с учетом изъятия по решению правообладателя производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.
Во исполнение указанных положений в СПбГУ был принят ряд локальных нормативных актов, регулирующих размещение выпускных квалификационных работ обучающихся в электронно-библиотечной системе СПбГУ. Конкретным местом размещения ВКР является Репозиторий СПбГУ (архив открытого доступа Университета) — институциональная электронно-библиотечная система для длительного хранения, накопления и обеспечения долговременного и надежного открытого доступа к результатам научных исследований и связанных с ними интеллектуальных продуктов академического сообщества СПбГУ.
Перемещение выпускных квалификационных работ в Репозиторий СПбГУ и их хранение в Репозитории СПбГУ в течение срока, установленного локальными актами, осуществляется при наличии письменного согласия обучающегося на размещение текста ВКР в Репозитории СПбГУ. При этом обучающийся, подписывая разрешение, дает свое согласие на:
- воспроизведение ВКР или ее части в любой материальной форме на всех видах носителей любого формата
- включение ВКР или ее части в состав баз данных, создаваемых федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»
- доведение ВКР в полном объеме или частично до всеобщего сведения таким образом, чтобы любое лицо могло получить доступ к ВКР из любого места и в любое время, в том числе в составе баз данных федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», в том числе путем размещения ВКР на портале СПбГУ: spbu.ru
В соответствии с п. 1 ст. 1268 Гражданского кодекса РФ, под действием, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, подразумевается обнародование произведения. Свободное использование правомерно обнародованного произведения осуществляется в соответствии со ст.
Таким образом, в том случае, если третье лицо использует результаты научных исследований или связанных с ними интеллектуальных продуктов обучающегося СПбГУ, оно должно сделать ссылку на автора работы и указать место ее размещения. В случае если использование интеллектуальных достижений обучающегося СПбГУ происходит без указания автора, обучающийся СПбГУ, чья работа размещена в Репозитории СПбГУ, сможет доказать свое авторство и преимущество в случае возможности практического использования интеллектуальных достижений.
Следует отметить, что разрешение на размещение ВКР в Репозитории СПбГУ никак не отражается на авторском праве обучающегося, поскольку в соответствии со ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности будет считаться гражданин, творческим трудом которого создан такой результат, поскольку право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. (См. также: Пять причин разместить свою выпускную работу в репозитории СПбГУ; Правда ли, что поступившим выдают студенческие в обмен на согласие о публикации ВКР?).
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в смешанном формате.
На почту декана факультета международных отношений поступило обращение от студентов одной из групп третьего курса бакалавриата с просьбой о том, чтобы семинарские занятия проходили в аудиторном формате. В соответствии с действующим приказом СПбГУ «О формате обучения», семинарские и практические занятия будут проводиться в аудиторном формате.
Имеются отдельные заявления студентов-психологов, которые без официальных медицинских оснований хотели бы сохранить удаленный формат. В соответствии с действующим приказом СПбГУ «О формате обучения», в таком случае основания для удовлетворения заявлений отсутствуют.
Руководители некоторых учебно-научных подразделений за прошедшую неделю встречи со студсоветами не проводили.
Состоялась встреча директора Института истории СПбГУ с активом студенческого совета. Обсуждался вопрос организации образовательного процесса. Поступают обращения с просьбой перевода учебного процесса в формат с применением ИКТ. Оснований для удовлетворения таких обращений в настоящее время нет.
Проведено совещание первого заместителя декана биологического факультета с обучающимися в магистратуре по направлению «Биология». Обсуждались вопросы реализации образовательной программы. Студентам было указано на необходимость взвешенного выбора элективных дисциплин с учетом их трудоемкости; представлены возможности для проведения научных исследований; подчеркнута необходимость соблюдать противоэпидемические меры во время аудиторных занятий при смешанном формате обучения.
Организация подачи документов для получения повышенной стипендии
С весеннего семестра 2020/21 учебного года подача заявлений-анкет на получение государственной академической стипендии в повышенном размере (ПГАС) организована посредством информационной системы СПбГУ — специального сервиса в Личном кабинете обучающегося.
Сбор заявлений обучающихся проходил с 15 февраля по 1 марта. Было получено более 1500 заявлений от обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры и имеющих достижения в учебной, научной, культурно-творческой, общественной и спортивной деятельности. По итогам работы в весеннем семестре сотрудниками Управления по работе с молодежью при участии Студенческого совета СПбГУ были получены, обобщены и проработаны вместе с сотрудниками Управления — службы информационных технологий замечания и предложения студентов по совершенствованию работы нового электронного сервиса (Материалы ректорского совещания от 10.03.2021).
Большая часть собранных предложений, касающихся интерфейса Личного кабинета обучающегося, была реализована к началу подачи заявок на получение ПГАС в осеннем семестре 2021/22 учебного года. В частности, реализованы следующие предложения.
- С целью сокращения времени, которое студенты могут затрачивать на заполнение заявлений-анкет на ПГАС, составленных по критериям, выработанным студенческими советами факультетов / институтов и одобренным Студенческим советом СПбГУ, разработаны и размещены на портале СПбГУ обновленные и дополненные инструкции, при участии Студенческого совета СПбГУ.
- Категории достижений, которые доступны при формировании заявки, можно увидеть на вкладке «Анкетные данные» Личного кабинета обучающегося. При формировании заявки доступны те категории, которые входят в диапазон, указанный в Порядке назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 27.12.2016 № 1663.
- Обеспечено ранжирование достижений и критериев.
- Комментарии обучающегося к созданной категории достижения отражаются на вкладке «Анкетные данные». При создании категории достижения есть поле «Аннотация», где перечислены примечания, утвержденные в критериях по соответствующему направлению обучения.
- Расширена форма «Уровень категории», возникающая при создании новой категории (так как название уровня в некоторых случаях высвечивалось не полностью).
- Реализована возможность редактирования или замены прикрепленных документов. Обучающиеся могут редактировать созданные документы с качеством данных «Без подтверждения», «В данных неточности и ошибки». Эта информация отражена в инструкции по подаче заявлений на ПГАС.
- Поле комментария к заявке заполняется автоматически в зависимости от указанных в заявке категорий и достижений.
- Размещены тексты-подсказки при формировании заявки.
- Документы сгруппированы по типам документов, просмотр атрибутов документа и его сканированной копии доступен через стандартный элемент управления web интерфейса.
- Заявки сгруппированы по типам заявок, просмотр атрибутов заявки доступен через стандартный элемент управления web интерфейса.
Внедрение собственной информационной системы, позволяющей принимать и обрабатывать в дистанционном формате заявления и документы на ПГАС от обучающихся по всем направлениям подготовки / специальностям, сделало возможным выход на помесячную выплату этой стипендии. Подача заявок на получение ПГАС в осеннем семестре была открыта 16 августа и завершилась 5 сентября.
Такой срок подачи заявлений позволяет провести конкурс и назначение стипендии таким образом, чтобы обучающиеся получили эту стипендию за сентябрь без задержки, что обеспечит выполнение требований законодательства о ежемесячном характере выплаты стипендии.
Информация о сроках приема заявлений была размещена на сайте Университета 3 августа 2021 года, а также направлена на корпоративные адреса обучающихся, имеющих право на ее получение (Материалы ректорского совещания от 16.08.2021).
В части обучающихся, которые были зачислены на первый курс программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, доступ к Личному кабинету обучающегося был обеспечен с 18 августа после издания приказов о зачислении на очную форму бюджетной основы обучения (именно эта категория обучающихся имеет право подавать заявление на повышенную государственную академическую стипендию). Также этим обучающимся на адреса электронной почты, указанные ими при поступлении, были направлены информационные письма о возможности подачи заявлений на ПГАС. Таким образом, у зачисленных на первый курс программ бакалавриата, специалитета и магистратуры с 18 августа была возможность подать заявление и необходимые документы для участия в конкурсе на ПГАС.
Достижения в научно-исследовательской области (публикации и тезисы) представляются обучающимися в информационной системе Pure. Эти сведения проходят верификацию сотрудниками Научной библиотеки имени М. Горького. Использование информационной системы Pure в процессе подачи заявок на ПГАС необходимо ввиду того, что содержащаяся в системе Pure информация показывает уровень научно-исследовательской деятельности обучающихся СПбГУ и позволяет сотрудникам Управления научных исследований составить отчет о научной работе обучающихся, сформировать исследовательское портфолио обучающегося. Кроме того, информация из системы Pure необходима при составлении международных и российских рейтингов высших учебных заведений.
В осеннем семестре 2021/22 учебного года было подано 1727 заявок на получения ПГАС. По итогам сбора заявок было получено два обращения от студентов через Виртуальную приемную СПбГУ. Так как доработка сервиса по подаче заявок на ПГАС является важной задачей, с обучающимися были организованы дистанционные встречи, в ходе которых прошло обсуждение вопросов, изложенных в обращениях.
В целях совершенствования сервиса «Личный кабинет обучающегося» всем заинтересованным лицам предложено направлять свои предложения в Виртуальную приемную СПбГУ.
Обращение в Виртуальную приемную и совершенствование организации сопровождения научных проектов
В Виртуальную приемную СПбГУ поступило обращение от доцента кафедры гидрологии суши О. М. Макарьевой с просьбой оказать содействие в вопросе организации сопровождения проекта «Комплексная оценка естественных и антропогенных факторов интенсификации водообменных процессов криолитозоны в условиях изменения климата» (Мероприятие 1).
В рамках проекта (в течение
Это обращение в Виртуальную приемную вызвано потерей коммуникации: работник УНИ, сопровождавший проект, уволился и не проинформировал своего руководителя о наличии вопросов по проекту, которые требовали решения. Через два дня после поступления обращения состоялось обсуждение в формате онлайн-конференции в Zoom с участием О. М. Макарьевой и проректора по научной работе С. В. Микушева. По новому месту работы сотрудника УНИ, который при увольнении не зафиксировал и не передал информацию о проблемах, будет направлено соответствующее письмо с информацией.
Коллектив под руководством О. М. Макарьевой активно участвует в формировании научно-образовательного центра «Север — территория устойчивого развития», что, несомненно, представляется перспективным направлением сотрудничества с точки зрения участия СПбГУ в масштабных проектах по развитию северных регионов. Несомненно, такой проект должен получать всестороннюю поддержку. В настоящее время ведется работа по формированию заявок на закупку расходных материалов и оборудования, необходимых для выполнения проекта.
Это обращение позволило не только решить конкретную проблему, но и выявить серьезную внутреннюю организационную проблему сопровождения научных проектов: в электронной системе учета и управления научной информацией Pure СПбГУ отсутствует информация о масштабных / комплексных проектах. Сейчас в электронной системе Pure ведется сбор информации о поданных заявках на участие в различных конкурсах (внутренних конкурсах СПбГУ, конкурсах научных фондов, конкурсах министерств и т. д.), договорной деятельности, публикационной активности, экспертной деятельности, достижениях работников СПбГУ (наградах, грамотах и т. д.). Но в связи с отсутствием ряда данных система не позволяет выполнить анализ и связать между собой отдельные разрозненные проекты (РФФИ, РНФ и др.) под руководством одного и того же сотрудника СПбГУ либо под руководством членов коллектива одной научной группы в «единый крупный проект».
На текущий момент наиболее полной информацией относительно действующих и потенциальных коллабораций обладают руководители проектов, в связи с чем организована работа по доработке функционала Pure СПбГУ в части организации технической возможности ввода соответствующей информации о взаимосвязи с текущими (завершенными) проектами при заполнении регистрационной карты проекта. Также будет организована привязка проектов к международным и государственным программам сотрудничества и поддержки реализации научных исследований: научно-образовательному кластеру «Менделеев» СПбГУ, программам поддержки научно-образовательных центров мирового уровня и др.
На совещании обращалось внимание на то, что в целях оперативного рассмотрения и решения вопросов работникам Университета следует активно использовать ресурс Виртуальной приемной, особенно в случае отсутствия коммуникации с ответственными административными лицами.
Онлайн-просмотры материалов о Дне первокурсника — 2021
В связи с ограничениями Роспотребнадзора на проведение массовых мероприятий День первокурсника СПбГУ — 2021 вновь прошел в онлайн-формате. Торжественная церемония транслировалась на официальном YouTube-канале Университета и собрала тысячи просмотров.
Пик одновременных онлайн-просмотров пришелся на первую часть церемонии: в момент, когда ректор СПбГУ Н. М. Кропачев вручил студенческие билеты лучшим абитуриентам и объявил начало
В 2021 году впервые учебный год ректор объявил вместе с лучшими первокурсниками и студентами-победителями международной олимпиады по математике. Состоялись традиционные элементы церемонии:
- торжественная часть (8,5 тыс. просмотров, вовлеченность 100 % от общей аудитории)
- «Час науки» с ведущими учеными СПбГУ (А. В. Кавокин — 3,5 тыс. просмотров, вовлеченность 41 % от общей аудитории; В. С. Запасский — 3,8 тыс. просмотров, вовлеченность 46 %; П. Е. Мусиенко — 3,7 тыс. просмотров, вовлеченность 44 %)
- парусная регата, поздравления выпускников СПбГУ и пожелания от второкурсников (6,5 тыс. просмотров, вовлеченность 77 %)
- запуск «корабликов надежды» (6,3 тыс. просмотров, вовлеченность 75 %)
Помимо традиционных частей церемонии, «Посвящение в студенты» в этом году включало и новые форматы:
- интервью с ректором Н. М. Кропачевым (5,6 тыс. просмотров, вовлеченность 67 %)
- разговор в прямом эфире о ходе приемной кампании и 2021/22 учебном годе с проректорами М. Ю. Лавриковой и А. В. Бабичем (5,3 тыс. просмотров, вовлеченность 62 %)
- ток-шоу со студентами — руководителями дебат-клубов, студенческих научных обществ (3,4 тыс. просмотров, вовлеченность 40 %) о возможностях во внеучебной деятельности, которые им дает Университет
Общая продолжительность трансляции была чуть более четырех часов. По сравнению с прошлым годом значительно выросла средняя продолжительность просмотра (с 22 минут до 2 часов 20 минут). Это означает, что многие зрители смотрели церемонию целиком, не прерываясь и не пропуская отдельные блоки видео.
Также у зрителей трансляции и всех желающих была возможность запустить виртуальный «кораблик надежды» на сайте: dreams.spbu.ru. В 2021 году в плавание отправились 4000 заветных желаний универсантов.
С полной видеозаписью церемонии можно ознакомиться на официальном YouTube-канале СПбГУ.
Директорам и деканам поручено представить в адрес О. Л. Тульсановой предложения по организации будущего Дня первокурсника.
Организация вакцинации против гриппа
В сентябре стартовала ежегодная профилактическая вакцинация против гриппа. Глава Роспотребнадзора Анна Попова, объявляя начало прививочной кампании, отметила, что уже регистрируются единичные случаи гриппа, причем выявлен вариант вируса А (H3N2) — «свиной» грипп, который считается одним из опасных, так как вызывает довольно тяжелое течение заболевания. Прививку нужно делать обязательно. Доказано, что одновременное заражение гриппом и коронавирусом делает течение каждой из инфекций тяжелее, увеличивает риск осложнений и летального исхода. Вакцинация от гриппа и COVID-19 позволяет минимизировать эти риски. Однако при проведении вакцинации против гриппа рекомендуется учитывать сроки вакцинации против коронавирусной инфекции: разница между введением препаратов должна составлять не менее одного месяца.
Вакцинация от гриппа учащихся, профессорско-преподавательского состава и прочих категорий сотрудников в текущей эпидемиологической ситуации является одной из приоритетных задач образовательных учреждений. В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2021 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне
Сделать прививку от гриппа можно бесплатно в прививочных пунктах всех городских поликлиник и в мобильных прививочных пунктах у станций метро (в конце сентября и в октябре мобильные прививочные пункты будут работать в 14 районах города). Вакцинацию на хозрасчетной основе осуществляют также в большинстве медицинских центров города.
В прошлом году была организована вакцинация от гриппа обучающихся и сотрудников СПбГУ силами выездных прививочных бригад СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» и СПб ГБУЗ «Николаевская больница»:
- прививочными бригадами СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» в помещениях здравпункта на
7-й линии В. О. и в поликлиническом отделении КВМТ (ул. Кораблестроителей, д. 20) за четыре дня было привито всего 30 обучающихся СПбГУ из запланированных 660 человек - прививочными бригадами СПб ГБУЗ «Николаевская больница» за три дня было привито 100 сотрудников и 143 обучающихся
Крайне низкая явка вызвала много нареканий со стороны указанных медицинских учреждений. Затраченные силы и время работников поликлиник, снятых с основного места работы, были несоизмеримы с количеством привитых лиц. В связи с этим сотрудникам и обучающимся СПбГУ было предложено в дальнейшем обращаться для вакцинации в прививочные кабинеты поликлиник.
С учетом опыта проведения вакцинации сотрудников и обучающихся в 2020 году, при принятии решения об организации вакцинации выездными бригадами необходимо заранее подготовить списки лиц, планирующих вакцинацию (с обязательным указанием Ф. И. О., даты рождения, должности, номера СНИЛС), и обеспечить их обязательную явку. Важно учитывать, что прививочная кампания против гриппа уже начата и ограничена сроками ее проведения: вакцинация групп риска проводится до 01.11.2021.
О форме диплома кандидата / доктора наук СПбГУ
В настоящее время в дипломы кандидата / доктора наук СПбГУ включен текст только на русском языке. Отмечалось, что выпускникам образовательных программ СПбГУ с 2010 года выдаются дипломы собственного образца с параллельным текстом на двух языках (СПбГУ выдал первые дипломы собственного образца).
Участникам совещания были представлены разные варианты оформления двуязычного текста (русского и английского) в дипломах кандидата / доктора наук СПбГУ:
- английский текст на оборотной стороне листа формата А4
- оформление на двух листах формата А4 (альбомная ориентация)
- оформление на двух листах формата А4 (книжная ориентация)
- перевод на английский язык на одном листе формата А4 (книжная ориентация)
Кроме того, обсуждалось описание информации, доступ к которой предоставляется по QR-коду на дипломах кандидата / доктора наук.
Директорам и деканам поручено представить в адрес Ю. В. Пенова предложения по форме диплома кандидата / доктора наук СПбГУ.
О действиях студента В. Е. Дубровского
Декан факультета политологии профессор А. В. Курочкин сообщил о том, что 6 сентября к нему обратилась студентка СПбГУ, которая рассказала, что ей и другим студентам, состоящим в группе
В то же время А. В. Курочкину и заместителю начальника Учебного управления О. Е. Ремизовой поступили копии обращения студентов в комиссию по этике СПбГУ с просьбой о проведении проверки и этической оценке действий студента В. Е. Дубровского.
После получения этой информации декан и научный руководитель основной образовательной программы высшего образования бакалавриата «Политология» доцент Д. А. Мальцева провели совещание с представителями студенческого совета факультета, на котором обсуждался данный инцидент. Студенты однозначно осудили появление подобных «предложений» в социальных сетях и высказались о необходимости в ближайшее время вызвать студента В. Е. Дубровского на заседание студенческого совета для дачи объяснений по данному вопросу, а также выяснения подробностей и истинных причин его поведения.
В ходе совещания также было предложено принять обращение к студентам СПбГУ с призывом об особой бдительности по отношению к возможным провокациям и сомнительным предложениям об участии в избирательной кампании. Такое обращение было принято и опубликовано на официальной странице Студенческого совета факультета.
Профессор А. В. Курочкин считает, что действия студента-политолога В. Дубровского — это, скорее всего, провокация, имевшая целью дискредитировать как Университет, так и определенные партии и кандидатов, баллотирующихся на предстоящих выборах. Об этом можно судить по некоторым последовавшим позже публикациям отдельных интернет-изданий, домысливших имеющиеся факты по собственному усмотрению (Что студенты-политологи думают о своем «коллеге»?).