Материалы ректорского совещания

№ 462
от 15.02.2021

    Ограничительные меры продлеваются до 10 марта

    Губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым издано постановление № 58 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121». Указанным постановлением ограничительные меры, ранее установленные по 28.02.2021, продлеваются до 10.03.2021, смягчение ограничений деятельность СПбГУ не затрагивает.

    Об организации вакцинации против COVID-19

    Как уже сообщалось, Университет провел переговоры и получил предварительное согласие руководства поликлиники № 4 Василеостровского района и Николаевской больницы на вакцинацию профессорско-преподавательского состава СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 18.01.2021). С 9 февраля в поликлинике № 4 началась вакцинация: в первую очередь почетных профессоров СПбГУ и далее — по графику.

    По инициативе профессора Д. Ю. Мадая, заместителя декана факультета стоматологии и медицинских технологий, достигнута договоренность о вакцинации против COVID-19 желающих сотрудников СПбГУ. Все сотрудники СПбГУ могут пройти ее в поликлинике РЖД (пр. Мечникова, д. 27).

    Об образовательной политике СПбГУ

    С 2018 года рабочая группа учебно-методической комиссии Ученого совета СПбГУ под руководством председателя комиссии, директора Института химии профессора СПбГУ И. А. Баловой работала над документом, который призван отразить основные принципы и направления образовательной политики СПбГУ, зафиксировать стратегические цели и задачи образовательной деятельности Университета в современных условиях.

    Концепция образовательной политики несколько раз обсуждалась на заседаниях УМК Ученого совета, проходила общественное обсуждение, дорабатывалась с учетом новых решений и стратегических нормативных актов федерального уровня, появлявшихся за время работы над документом.

    По результатам этой длительной и важной для Университета коллективной работы документ под названием «Образовательная политика СПбГУ» утвержден приказом первого проректора по учебной и методической работе от 11.02.2021 № 1056/1. Предложения по внесению изменений в этой документ можно направлять в адрес М. Ю. Лавриковой.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 22 обращения от студентов и преподавателей (в том числе шесть обращений учебно-методического характера), 12 обращений поступило на электронную почту проректора. Были вопросы о женской сборной по академической гребле, о поступлении в Университет, о вакцинации иностранных обучающихся, о требованиях по оформлению портфолио НПР, об обучении в весеннем семестре, о процедуре переводов и восстановлений. По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения.

    Поступил вопрос от студента о возможностях организации обучения. Когда студенты вернутся в аудитории, могут быть и те, кто по разным причинам не сможет приехать в Петербург из других регионов. И обучающийся спрашивал, как такие студенты смогут обучаться вместе с теми, кто занимается очно. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения о том, как ответить на вопрос, заданный студентом, и по конкретным форматам обучения по разным образовательным программам с 1 марта. Как организовать учебный процесс, чтобы все студенты могли эффективно заниматься и в аудитории, и вне ее.

    Также был вопрос от группы студентов-политологов второго курса с просьбой принять их заявления о смене формы обучения с договорной на бюджетную к рассмотрению комиссией по изменению формы обучения позднее окончания сроков приема заявлений. Разъяснялось, что прием заявлений в целях переводов и восстановлений в соответствии с приказом от 16.11.2020 № 10492/1 «О графике работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное в 2021 году» осуществлялся с 14.12.2020 до 29.01.2021 (18:00) через Личный кабинет обучающегося. В тот же день у студентов проходил последний экзамен зимней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года, результаты экзамена не были известны к 18:00. Поэтому некоторые студенты не подали заявления, считая, что без всех результатов промежуточной аттестации они не могут подать заявление.

    При этом вся информация о правилах и сроках приема документов и сроках заседания Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и комиссий по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений давно размещена на портале СПбГУ (Информация Центральной комиссии по переводам и восстановлениям) и доступна всем студентам, которые претендуют на изменение основы обучения, перевод или восстановление. Заседание комиссии по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений по направлению «Политология» состоялось 3 февраля. Все поданные в установленные сроки заявления этой комиссией были рассмотрены с учетом информации об успеваемости студентов.

    Разъяснялось, что при подаче заявления на смену основы обучения студенты не указывают свои оценки (они доступны сотрудникам Учебного управления в ИС «Обучающиеся»). Поэтому возможность подачи заявления на перевод или восстановление не связана со сроками информирования обучающихся о результатах аттестации. Часть студентов второго курса бакалавриата направления «Политология» в схожей ситуации воспользовалась своим правом подать заявление. Комиссия по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений по соответствующему направлению рассмотрела на заседании поданные заявления с учетом результатов промежуточной аттестации, поступивших позднее срока окончания приема документов, и провела оценку соответствия показателей заявителей условиям перевода на бюджетную основу.

    ЦКПиВ на основании п. 7.1.14 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в СПбГУ приняла единогласное решение об отказе в рассмотрении заявок студентов-политологов, обратившихся значительно позже установленного предельного срока подачи заявлений: «В случае пропуска сроков приема документов документы принимаются и рассматриваются на следующем заседании Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное, на котором она уполномочена рассматривать вопросы о соответствующем переводе или восстановлении».

    Комиссией были рассмотрены заявления, поданные другими студентами в установленный срок. Одному студенту отказано в связи с получением оценки «удовлетворительно», в отношении второго принято решение о переводе с платной на бюджетную основу обучения.

    Также студент бакалавриата по направлению «Юриспруденция» обратился с вопросом о том, что время проведения учебных занятий по основной образовательной программе совпадает с временем занятий по программе военной подготовки. Проблема в том, что свободный от других занятий день невозможно выделить для занятий в военном учебном центре без ущерба для других занятий, так как военную подготовку проходят студенты из 13 учебных групп, каждая из которых имеет свое расписание.

    Для решения этого вопроса 11 февраля первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова провела рабочее совещание с участием декана юридического факультета С. А. Белова, руководителя ВУЦ СПбГУ А. В. Завгороднего, первого заместителя проректора по учебной и методической работе С. В. Бегеза, начальника учебного управления Н. Г. Бойко и заместителей начальника учебного управления. По словам А. В. Завгороднего, из-за насыщенности программ обучения как по направлению подготовки, так и по военной специальности каждый год возникают вопросы у некоторых студентов относительно совмещения обучения по двум программам. И каждый год эти проблемы разрешаются за счет гибкого подхода при организации занятий в ВУЦ.

    По результатам обсуждения заместителю начальника учебного управления по направлениям медицина, медицинские технологии, стоматология и юриспруденция дано поручение еще раз проработать вопрос внесения изменений в расписание, которое позволит студентам не пропускать занятия по военной подготовке. Поручено предусмотреть в этот день в расписании по основной образовательной программе освоение онлайн-курса, включенного в учебный план, а также участие в занятиях по иностранному языку, проводимых в формате электронного обучения, либо проработать другие варианты разрешения возникшей ситуации. Декану юридического факультета и руководителю ВУЦ СПбГУ поручено встретиться со студентами (с участием заместителя начальника учебного управления) и обсудить варианты решения проблемы с учетом имеющихся возможностей.

    На совещании сообщалось также, что 10 февраля состоялось очередное совместное заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное. Всего на рассмотрение было подано 1962 заявления, из которых по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и СПО — 1907 заявлений, из них:

    • об изменении основы обучения — 334
    • о переводе из других образовательных организаций — 845, в том числе на договорную основу — 202, на обучение за счет бюджетных ассигнований — 643
    • о восстановлении — 354, в том числе на договорную основу — 165, на обучение за счет бюджетных ассигнований — 189

    По программам аспирантуры и ординатуры рассмотрено 55 заявлений (36 — по программам аспирантуры, 19 — по программам ординатуры), из них:

    • об изменении основы обучения — 11
    • о переводе из других образовательных организаций — 16, в том числе на договорную основу — 8, на обучение за счет бюджетных ассигнований — 8
    • о восстановлении — 6, в том числе на договорную основу — 2, на обучение за счет бюджетных ассигнований — 4

    Рекомендовано к восстановлению и переводу из других образовательных организаций на договорную (платную) основу — 178. Изменена основа обучения с договорной (платной) на обучение за счет ассигнований федерального бюджета — 74.

    Информация о результатах работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и комиссии по принятию решений о переводе с платного обучения на бесплатное размещается на портале СПбГУ не позднее трех рабочих дней после дней заседания указанных комиссий.

    В большинстве отчетов директоров и деканов указано, что за прошедшую неделю встречи с представителями студенческого сообщества не планировались и не проводились в связи с каникулярным временем или отсутствием вопросов для обсуждения.

    На встрече руководителя восточного факультета с представителями студсовета обсуждались вопросы: о форме проведения занятий в весеннем семестре, о выборах президиума студсовета восточного факультета, об организации электронного студенческого архива учебных материалов на сервере СПбГУ, о прохождении зимней сессии, о форме проведения защит ВКР. Студенты обратили внимание на ошибки, затрудняющие качественное прохождение курса «Цифровая культура», в частности, несоблюдение норм русского языка, нечеткость формулировок, технические сбои верстки и пр. Первый заместитель декана А. А. Родионов сообщил, что он считает введение данного курса в учебный план соответствующим потребностям времени, но при этом содержание курса должно отвечать заявленным целям и быть методически выверенным. В связи с этим руководство факультета предложило провести комплексную экспертизу онлайн-курса «Цифровая культура» на предмет соблюдения норм русского языка; корректности формулировок и тестовых заданий; соответствия содержания курса его названию и задачам; наличия программных ошибок и адаптации его отображения на различных устройствах. По всем вопросам были даны разъяснения.

    На встрече декана факультета политологии с представителем студсовета обсуждались вопросы: об организации прохождения практик студентами четвертого курса, о возможности внесения изменений в темы выпускных квалификационных работ, о готовности расписания на весенний семестр.

    Согласно отчетам большинства руководителей учебно-научных подразделений, на прошлой неделе учебный процесс начался в штатном режиме согласно расписанию. Проблем не выявлено, все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке.

    К декану факультета международных отношений поступило два обращения от студентов. Студентка первого курса бакалавриата обратилась с просьбой об индивидуальной консультации по поводу написания курсовой работы, специфики этого научного жанра и процедуры ее защиты. Студентка была приглашена на очную консультацию, в ходе которой получила ответы на интересующие ее вопросы. Выпускница магистратуры 2020 года обратилась с просьбой дать характеристику с места учебы. Проект характеристики готовится совместно учебным отделом по направлению и научным руководителем выпускницы.

    Изучение истории России иностранными обучающимися

    В Виртуальную приемную обратилась иностранная обучающаяся с вопросом, почему для иностранцев нет упрощенного курса по истории России. На совещании разъяснялось, что дисциплина по истории России и освоение соответствующих универсальных компетенций обязательны для всех обучающихся (включая иностранных) по программам бакалавриата и специалитета в соответствии с образовательным стандартом СПбГУ и федеральным государственным образовательным стандартом. И создание «упрощенного» курса будет противоречить требованиям единства качества образования (в соответствии с законодательством об образовании).

    По итогам обсуждения возникшего вопроса директор Института истории принял решение: в целях оказания поддержки при изучении онлайн-курса СПбГУ «История России» всем обучающимся, в том числе иностранным, предложить в качестве дополнительной литературы уже подготовленный преподавателями коллектива Института истории учебник для иностранцев по россиеведению (в распоряжении библиотеки СПбГУ имеется электронная версия этого учебника). В связи с этим в п. 3.4.2 («Дополнительная литература») рабочей программы онлайн-курса СПбГУ «История России» внесены соответствующие дополнения, и в список литературы включено учебное пособие: Дворниченко А. Ю., Даудов А. Х., Кривошеев Ю. В., Тот Ю. В., Ходяков М. В. «История России с древнейших времен до наших дней» (Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019, 368 с.). В дальнейшем планируется создание для иностранных граждан дополнительных материалов для изучения истории России в электронном виде (учебное пособие либо онлайн-модуль).

    Деятельность СПбГУ в Союзе массовых открытых онлайн-курсов

    Со вступлением СПбГУ во всемирный союз МООК (GMA) открылись широкие возможности для участия Университета в глобальных инициативах в сфере дистанционного обучения. Обсуждались планы Университета в рамках сотрудничества с GMA на 2021 год.

    Одним из первых шагов стало открытие пользователям платформы XuetangX бесплатного доступа к онлайн-курсам СПбГУ. На 2021 год было согласовано участие СПбГУ в стимулирующей стипендиальной программе, инициированной Университетом Цинхуа и платформой XuetangX. В рамках данной программы слушатели курсов СПбГУ, в том числе обучающиеся ведущих китайских вузов, получат возможность компенсировать затраты на обучение при условии успешного завершения курсов. Программа нацелена на повышение мотивации и заинтересованности обучающихся. В стипендиальную программу будут включены курсы по русскому языку для начинающих, по истории России, по математической теории игр, а также предстоящие курсы по деловому русскому языку для уровня А2-А2+.

    В качестве подготовительных мер по включению курсов по русскому языку (А1) в стипендиальную программу платформы XuetangX курсы дополнены заданиями на взаимную проверку, нацеленными на повышение вовлеченности студентов и их заинтересованности в практическом применении изученного материала. Запуск стипендиальных сессий состоялся 4 февраля. Помимо курсов по деловому русскому языку, в 2021 году на платформе XuetangX планируется запуск курса «Практики цифровой трансформации», продолжение серии курсов по русскому языку для начинающих (4 курса для уровня A1+).

    Первым глобальным мероприятием GMA станет Международный день образования, проведение которого в дистанционном формате запланировано в конце января начале февраля. В ходе мероприятия будет объявлено о старте всемирного конкурса студенческих проектов для решения глобальных проблем образования и реализации Цели 4 в области устойчивого развития ООН. Проведение конкурса нацелено на формирование долгосрочных практических решений и реализацию проектов по улучшению образовательной среды в каждой стране-участнице GMA. Студенческие команды и менторы получат возможность представить свои проекты, отобранные участники получат средства на их реализацию, а в следующий Международный день образования — 24 января 2022 года будет объявлена команда-победитель. Публикация официальной информации доступна на информационных ресурсах наших китайских партнеров.

    В рамках членства СПбГУ в GMA могут быть рассмотрены следующие варианты взаимодействия, в первую очередь с китайскими коллегами: содействие в размещении избранных китайских курсов (о китайской культуре, истории, экономическом развитии) на российской платформе, проведение совместных онлайн-мероприятий (вебинаров) на интересующие слушателей темы (изучение русского языка, экзамен ТРКИ), создание совместных онлайн-продуктов.

    Другим направлением деятельности может стать установление контактов и развитие сотрудничества с другими членами союза, продвижение и размещение англоязычных курсов СПбГУ, в том числе и на новых платформах.

    Организация психологической помощи студентам СПбГУ

    Год назад, 31 января 2020 года, было издано распоряжение первого проректора по учебной и методической работе № 199 «Об утверждении плана реализации мер, направленных на психологическую поддержку обучающихся СПбГУ». В соответствии с этим распоряжением был предусмотрен комплекс мер, направленных на психологическую поддержку обучающихся СПбГУ:

    • распространение информации для обучающихся и работников СПбГУ о возможности бесплатного получения психологической помощи в приоритетном порядке у специалистов Психологической клиники СПбГУ, о способах записи на прием к этим специалистам на сайте СПбГУ в разделе «Внеучебная деятельность»
    • подготовка для распространения среди обучающихся статей просветительского характера по вопросам выявления признаков психологического неблагополучия, также популяризирующих важность обращения за психологической помощью в сложных жизненных ситуациях
    • подготовка списка кризисных организаций и служб Санкт-Петербурга, оказывающих квалифицированную бесплатную психологическую помощь, с целью информирования обучающихся и работников СПбГУ о возможностях получения дополнительной бесплатной психологической помощи
    • организация сотрудничества с отдельными кризисными организациями и службами Санкт-Петербурга по вопросам получения обучающимися и работниками СПбГУ дополнительной бесплатной психологической помощи
    • обеспечение включения клинической формы обучения и прохождения практики во все образовательные программы по направлению подготовки «Психология»
    • привлечение к работе в формате Психологической клиники дополнительного числа стажеров из числа студентов и аспирантов, прошедших специальную подготовку
    • организация дежурства специалистов Психологической клиники для оказания экстренной помощи без предварительной записи
    • проведение специалистами Психологической клиники открытых групп психологической поддержки для обучающихся
    • разработка и организация программы повышения квалификации «Основы кризисной психологии» для кураторов студенческих групп и работников СПбГУ, отвечающих за работу с обучающимися
    • реализация программы повышения квалификации «Основы кризисной психологии» для кураторов студенческих групп и работников СПбГУ, отвечающих за работу с обучающимися

    Все пункты плана реализации мер, направленных на психологическую поддержку обучающихся СПбГУ, были успешно реализованы в 2020 году.

    Кроме того, с конца 2020 года на регулярной основе на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе г. Санкт-Петербурга организована работа двух специалистов-психологов Психологической клиники СПбГУ, которые оказывают высококвалифицированную психологическую помощь универсантам.

    Программы международного научно-технического сотрудничества и академической мобильности

    Обсуждались вопросы реализации программ международного научно-технического сотрудничества СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами и другими организациями в рамках текущих соглашений и вопрос об организации академической мобильности научно-педагогических работников СПбГУ.

    Исходящая мобильность научно-педагогических сотрудников СПбГУ в зарубежные вузы-партнеры в 2020 году составила 24 визита, из них:

    • три визита (в том числе два, реализованные в рамках программы Erasmus+) — в рамках программ межвузовского академического обмена научно-педагогическими работниками, реализуемых в рамках межуниверситетских соглашений СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами
    • 21 визит — в рамках прочих совместных программ, реализуемых СПбГУ с зарубежными вузами и организациями-партнерами, предусматривающих исходящую мобильность, из них девять визитов в рамках Стипендиальной программы СПбГУ и JTI для молодых ученых; четыре визита в рамках программы «Немецко-российский междисциплинарный научный центр G-RISC»; восемь визитов в рамках совместной программы СПбГУ и DAAD «Дмитрий Менделеев» (13 визитов было осуществлено научно-педагогическими работниками СПбГУ, восемь визитов — обучающимися СПбГУ)

    Входящая мобильность сотрудников зарубежных вузов-партнеров в СПбГУ составила семь визитов, причем все семь визитов — в рамках реализуемых на основании межуниверситетских соглашений СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами программ межвузовского академического обмена научно-педагогическими и административными работниками (в том числе четыре визита в рамках программы Erasmus+).

    График на слайде 3 Презентации демонстрирует динамику численности входящих и исходящих визитов в СПбГУ за период с 2006 по 2020 год в рамках международных соглашений. Как видно на графике, в период с 2006 по 2019 год наблюдался устойчивый и значительный рост международной мобильности НПР. В 2020 году наблюдается резкий спад мобильности, что полностью обусловлено ограничениями, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции. Начиная с середины марта 2020 года, все входящие и исходящие международные визиты в СПбГУ были невозможны ввиду закрытия границ и запрета на оформление зарубежных командировок для сотрудников СПбГУ.

    График на слайде 4 Презентации также иллюстрирует динамику международной мобильности в СПбГУ в период с 2006 по 2020 год. На нем более наглядно продемонстрировано соотношение входящей и исходящей мобильности в указанный период.

    Рисунок на слайде 5 Презентации демонстрирует распределение научно-педагогических работников СПбГУ — участников программ межвузовского обмена по областям научных знаний. На рисунке на слайде 6 Презентации представлена информация о распределении иностранных специалистов, прием которых осуществлялся в СПбГУ в 2020 году, по направлениям.

    В 2020 году было проведено две очереди конкурса на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена, реализуемых в рамках международных соглашений СПбГУ. Всего на конкурс 2020 года было подано 64 заявки, из них 37 на первую очередь, 27 — на вторую. Было поддержано всего 54 заявки: 33 — по результатам первой очереди, 21 — по результатам второй.

    Кроме того, было реализовано две очереди конкурса на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программе Erasmus+. Всего на конкурс в 2020 году было подано 37 заявок, из них 28 заявок — на первую очередь и 9 заявок — на вторую очередь. Всего было поддержано 25 заявок, из них 17 — по результатам первой очереди, 8 — по результатам второй.

    График на слайде 8 Презентации демонстрирует динамику количества заявок, поданных на конкурс на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена, реализуемых в рамках международных соглашений СПбГУ в период с 2018 по 2020 год. Стоит отметить, что отдельный конкурс на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программе Erasmus+ проводится, начиная с 2019 года. До этого квоты, имеющиеся в рамках соглашений по программе Erasmus+, выставлялись на единый в то время конкурс на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена.

    Пандемия — студенческим обменам не помеха

    Отрицательная динамика количества заявок, поданных на конкурс в 2020 году, обусловлена двумя факторами. Во-первых, в связи с приостановкой поездок и проведения публичных мероприятий в рамках внутренних конкурсов СПбГУ третья и четвертая очереди конкурсов не проводились. Во-вторых, на вторую очередь конкурсов заявок было подано меньше, чем могло бы быть. Это связано с тем, что к моменту объявления в марте второй очереди конкурса уже были предпосылки к тому, что поездки не смогут быть реализованы, что вызвало меньшую заинтересованность потенциальных участников конкурса (участие в международных конференциях и симпозиумах крайне важно для ученых, поскольку здесь они могут представить результаты своей работы и услышать мнение коллег).

    График на слайде 10 Презентации демонстрирует распределение заявок, поданных в 2018–2020 годах на конкурсы на участие в совместных стипендиальных программах СПбГУ: Совместную программу Германской службы академических обменов (DAAD) и СПбГУ «Дмитрий Менделеев»; Программу поддержки начальных этапов совместных проектов СПбГУ и Свободного университета Берлина; Программу финансовой поддержки JTI и СПбГУ научных стажировок молодых ученых в вузах Японии; Совместную стипендиальную программу для постдоков СПбГУ и Свободного университета Берлина.

    На рисунке на слайде 11 Презентации представлен график динамики заключения международных соглашений (в том числе рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, протоколы об академическом и научном обмене, протоколы о студенческом обмене, соглашения о сотрудничестве по программе Erasmus+ и др.) с зарубежными организациями в период с 2017 по 2020 год.

    Как мы видим, график демонстрирует достаточно стабильную динамику с небольшим ростом в 2017–2019 годах. Спад количества заключаемых международных соглашений в 2020 году также обусловлен последствиями распространения коронавирусной инфекции, которые способствовали общему снижению интенсивности международных процессов, а также физическим ограничениям возможности подписания документов в период карантина в организациях-партнерах («Вынужденный дистанционный формат работы открыл перед вузом новое "окно возможностей"»).

    Далее были подведены итоги академической мобильности обучающихся в 2020 году. Сообщалось, что в течение 2020 года были заключены / продлены 23 протокола о студенческом обмене с зарубежными университетами-партнерами, в стадии согласования находятся восемь соглашений с вузами-партнерами (из них новыми партнерами будут являться два университета из Индии, по одному — из Бразилии и Малайзии).

    В 2020 году в число новых партнеров СПбГУ добавились следующие вузы:

    • Индия: Индийский научный институт
    • Израиль: Междисциплинарный центр Герцлии
    • Иран: Тегеранский университет медицинских наук
    • Венгрия: Университет Дебрецен
    • Германия: Бохумский университет прикладных наук
    • Польша: Силезский Университет
    • Республика Корея: Университет Халлима
    • Швейцария: Геологический институт, Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (партнер с одними из самых высоких показателей в мировых рейтингах: QS (2021) — #6, THE (2021) — #14, ARWU (2020) — #20, #1 в национальном рейтинге университетов Швейцарии)
    • КНР: Китайский университет политологии и права

    По итогам состоявшегося в 2020 году конкурса Европейской комиссии на финансирование академической мобильности студентов и сотрудников вузов в рамках программы Erasmus+KA107 из 60 заявок, поданных европейскими вузами-партнерами совместно с СПбГУ, по результатам рассмотрения Национальными агентствами Erasmus+ европейских стран, по состоянию на 21.12.2020, было поддержано 39 заявок, предполагающих возможность выделения до 48 стипендий обучающимся СПбГУ с целью прохождения включенного обучения в вузе-партнере, 25 стипендий — для научно-педагогических работников СПбГУ для визитов с целью преподавания и 18 стипендий для научно-педагогических и административных сотрудников для визитов с целью прохождения стажировки в вузе-партнере. А 13 заявок поддержаны не были. По нескольким заявкам информация от вузов-партнеров ожидается.

    В 2020 году в число новых партнеров СПбГУ в рамках программы Erasmus+ KA107 добавились следующие вузы:

    • Германия: Университет Гамбурга
    • Испания: Университет Комплютенсе в Мадриде
    • Македония: Университет Гоце Делчев (УГД)
    • Польша: Университет имени Николая Коперника
    • Румыния: Ясский университет имени А. Кузы
    • Словакия: Университет имени Константина Философа в Нитре, Университет имени Матея Бела в г. Банска-Быстрица
    • Турция: Университет Думлупинар в городе Кутахья, Университет имени Джелала Байара, Университет Ататюрка

    В связи с началом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в марте 2020 года сроки рассмотрения заявок на программу Erasmus+ KA107 и оглашения результатов были существенно сдвинуты: традиционно результаты публикуются национальными агентствами в августе-сентябре, в 2020 году эти сроки перенеслись на ноябрь-декабрь. В связи с чем также сдвинулись сроки подписания соответствующих межуниверситетских соглашений по поддержанным заявкам. На конец 2020 года заключено 12 новых соглашений о сотрудничестве в рамках программы Erasmus+ KA107. С 27 вузами ведется работа по заключению новых соглашений или продлению действия старых. Предположительно окончательное число поддержанных проектов и подписанных по ним соглашений может быть озвучено в феврале-марте 2021 года.

    В 2020 году 488 иностранных студентов были зачислены или продолжали включенное обучение в СПбГУ (в том числе 82 студента на договорной (платной) основе — free-mover), в том числе с использованием дистанционных технологий, 414 обучающихся СПбГУ были направлены на обучение в другие образовательные организации, 49 обучающихся проходили включенное обучение по программам принимающих вузов в дистанционном формате, находясь на территории РФ (Вопреки коронавирусу: международная деятельность СПбГУ в новых условиях).

    Исходящая студенческая мобильность

    Год

    2020

    2019

    2018

    2017

    2016

    2015

    2014

    2013

    2012

    2011

    Количество обучающихся

    463

    986

    1019

    1027

    850

    885

    882

    880

    797

    587

    Входящая студенческая мобильность

    Год

    2020

    2019

    2018

    2017

    2016

    2015

    2014

    2013

    2012

    2011

    Количество обучающихся,

    488

    1239

    1104

    834

    790

    882

    807

    717

    611

    233

    в том числе на договорной основе

    82

    129

    81

    35

    52

    За период с 2011 года, за исключением 2016 года, наблюдается устойчивый рост в отношении входящей мобильности в СПбГУ. В 2020 году этот показатель уменьшился в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. В марте-апреле 2020 года более половины иностранных обучающихся покинуло территорию Российской Федерации, однако практически все студенты продолжили свое обучение в СПбГУ с использованием дистанционных технологий. В осеннем семестре 2020/21 учебного года приглашение иностранных обучающихся было невозможно в связи с ограничением въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции, поэтому студентам, подавшим заявку на включенное обучение, было предложено обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Данный формат оказался менее востребованным среди иностранных студентов в связи с тем, что он ограничивает возможности для культурного и языкового погружения, однако для тех студентов, которые выбрали обучение в данном формате, была обеспечена полная поддержка (консультации по электронной почте, зачисление и оформление всех необходимых документов в дистанционном формате, проведение ориентационных и социальных мероприятий совместно со студенческой организацией ESN СПбГУ, организация языковых клубов и тандем-программы также совместно со студенческой организацией ESN СПбГУ).

    В 2020 году показатели исходящей мобильности также были значительно ниже аналогичного показателя 2019 года и составили 463 обучающихся СПбГУ. Учитывая обстоятельства, многие вузы-партнеры предоставили возможность обучения в дистанционном формате, 49 обучающихся СПбГУ воспользовались этой возможностью. В результате ограничений, введенных как в РФ, так и в странах вузов-партнеров, часть студентов, планировавших пройти программы обмена, перенесла свое обучение на более поздний срок, например, на осенний семестр 2020/21 учебного года или на весну 2021 года.

    По итогам семестра, пройденного в дистанционном формате, а также при досрочном возвращении с включенного обучения, студентам производился перезачет программ включенного обучения, пройденных в вузах-партнерах, в соответствии с нормативным порядком. В течение года всем студентам, как прибывшим на обучение в СПбГУ, так и направленным в зарубежные вузы, оказывалась постоянная информационная и прочая поддержка со стороны координаторов Университета.

    Также стоит отметить: несмотря на непростой период, студенты, зарегистрированные в качестве послов СПбГУ, продолжают способствовать распространению информации об имеющихся программах мобильности и партнерах СПбГУ, актуальная информация размещается на сайте СПбГУ, в группе «Академическая мобильность» социальной сети «Вконтакте», на странице послов СПбГУ в «Инстаграме», также проводятся постоянные консультации по электронной почте.

    Принципы формирования общих объемов КЦП на 2022 год

    Подход государства к принципам установления контрольных цифр приема образовательным организациям высшего образования изменился. Распределение контрольных цифр приема теперь происходит в серьезной конкуренции, в рамках которой учитываются объективные характеристики качества реализации образовательных программ. Вопрос об основных подходах к распределению контрольных цифр приема рассматривался на ректорском совещании, состоявшемся 28 декабря 2020 года.

    Порядком проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.04.2020 № 550, определены базовые показатели, на основании которых формируется рейтинг заявок образовательных организаций высшего образования и определяются возможные к распределению объемы контрольных цифр приема в рамках укрупненных групп направлений подготовки (специальностей).

    Таким образом, формирование внутренних университетских принципов (критериев) распределения контрольных цифр приема между образовательными программами в рамках соответствующих укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) как при формировании заявки на конкурс по распределению контрольных цифр приема, проводимый Минобрнауки России, так и по результатам данного конкурса основывается на определенных Минобрнауки России базовых показателях.

    Учитывая базовые показатели Минобрнауки России, распределение контрольных цифр приема между образовательными программами в рамках соответствующих укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) будет осуществляться в соответствии со следующими внутренними университетскими принципами (критериями):

    • средний балл единого государственного экзамена по результатам приема года, предшествующего году проведения конкурсного распределения контрольных цифр приема
    • минимальный балл единого государственного экзамена, которым «закрылся» прием на соответствующую образовательную программу, по результатам приема года, предшествующего году проведения конкурсного распределения контрольных цифр приема
    • позиция образовательной программы в общероссийском рейтинге Мониторинга качества приема
    • количество абитуриентов, выбравших данную образовательную программу в качестве первого приоритета, то есть конкурсная ситуация по количеству лиц, а не заявлений
    • количество иностранных граждан, подававших заявление для поступления на образовательную программу, и количество иностранных граждан, зачисленных на образовательную программу
    • количество граждан Российской Федерации, зачисленных на платную основу обучения
    • наличие международной и (или) профессиональной общественной аккредитации образовательной программы
    • включение образовательных программ соответствующих направлений подготовки (специальностей) решениями федеральных органов государственной власти в национальные или федеральные проекты и программы (например, «Кадры для цифровой экономики», «Здравоохранение» и т. п.)
    • вхождение образовательных программ в перечень приоритетных направлений развития научных исследований Университета, определенных Программой развития СПбГУ до 2030 года

    Кроме того, необходимо учитывать, что в Университете действует Положение о системе обеспечения качества и менеджменте качества высшего образования, утвержденное приказом первого проректора по учебной и методической работе от 15.07.2020 № 6682/1. Положение предусматривает оценку качества реализуемой образовательной программы в рамках внутренней независимой оценки качества образования (далее — НОКО), которая проводится в течение всего срока реализации образовательной программы с целью получения объективной информации о текущем качестве освоения образовательной программы или ее отдельных элементов (дисциплин / модулей, практик, итоговой аттестации) и осуществляется с помощью проведения оценочных мероприятий с участием обучающихся, научно-педагогических работников, выпускников, представителей профильных организаций и предприятий, социальных партнеров, независимых экспертных сообществ и иных заинтересованных лиц.

    Таким образом, следует учитывать соответствующие требования качества, предъявляемые в рамках учебно-методического обеспечения реализации соответствующих образовательных программ, поскольку они также будут влиять на возможности распределения контрольных цифр приема на данные образовательные программы.

    Работает Центр фотофиксации и оцифровки СПбГУ

    Проведен анализ результатов работы по разработке и реализации проекта создания Центра фотофиксации и оцифровки СПбГУ в 2017–2020 годах. По данным на 30.01.2020, ориентировочное количество единиц хранения музейного фонда — 291190 (точное число возможно установить только в результате полной сверки наличия музейных предметов).

    Заполнение электронной базы данных КАМИС в период с 01.01.2020 по 15.12.2020

    Статьи

    Остальное

    Всего

    Год

    2017

    2018

    2019

    Всего

    2017

    2018

    2019

    Всего

    2017

    2018

    2019

    2020

    Всего

    Конвертировано

    435

    0

    435

    26627

    2476

    29538

    27062

    2476

    29538

    Введено

    71

    1276

    0

    1347

    716

    8837

    10427

    10427

    6648

    Особенности работы с базой данных связаны мерами во время пандемии и ограниченностью доступа сотрудников к музейным предметам с 16.03.30- 17.08.20

    к 3.09.2018

    506

    1276

    0

    1782

    27343

    8837

    36180

    27849

    10113

     

    к 12.10.2018

    00

    0

    0

    0

    0

    0

    1384

    0

    1384

    1384

    к 13.12.2018

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    3093

    0

    3093

    3093

    506

    1276

    0

    1782

    27343

    8837

    40651

    27849

    14584

    42439

    к 11.07. 2019

    0

    0

    0

    0

    0

    12903

    12903

    12903

    к 15.12.2019

    12926

    12926

    12926

    к 01.07.2020

    6648

    к 15.12.2020

    4261

    Итого

    506

    1276

    1782

    27343

    8837

    49083

    10 909*

    75 998

    * Общее количество обработанных карточек в базе данных — 19138 шт. (20631), из них 10909 введено новых, 8229 — ранее внесенных записей после конвертации, отредактированных по результатам сверки.

    В году конвертация не производилась. Все имеющиеся записи из сторонних информационных систем конвертированы в КАМИС.

    Введено в базу данных КАМИС:

    • в 2017 году — 716 записей
    • с 1.01 по 1.09.2018 — 8837 записей
    • с 1.09 по 12.10.2018 — 1384 записи, из которых 72 имеют изображения
    • с 12.10 по 13.12.2018 — 3093 записи, из которых 318 имеют изображения

    I полугодие 2019

    • С 14.12.2018 по 08.07.2019 — 12903 записи, из которых 2150 имеют изображения

    II полугодие 2019

    • С 11.07.2019 по 15.12.2019 — 12926 записей, из которых 2948 имеют изображения

    I полугодие 2020

    • С 01.01.2020 по 01.07.2020 — 6648 записей.

    II полугодие 2020*

    • С 01.07.2020 по 15.12.2020 — 4261 запись**

    Всего в базе данных на 15.12.2020 — 75998 записей (100457 единиц хранения), из которых 15455 имеют изображения. Общее количество изображений предметов в базе данных — (главный вид + ракурсы + персоналии).

    ** Общее количество обработанных карточек в базе данных —19138 шт. (20631), из них 10909 введено новых, 8229 — ранее внесенных записей после конвертации, отредактированных по результатам сверки.

    Всего в базе данных на 09.07.2019 — 55342 записи (79540 единиц хранения), из которых 4156 имеют изображения. Общее количество изображений предметов в базе данных — 9329 (главный вид + ракурсы).

    Всего в базе данных на 15.12.2019 записей (88878 единиц хранения), из которых имеют изображения. Общее количество изображений предметов в базе данных — (главный вид + ракурсы).

    Всего в базе данных на 01.07.2020  71737 записей (96220 единиц хранения), из которых 12523 имеют изображения. Общее количество изображений предметов в базе данных — 24694(главный вид + ракурсы + персоналии).

    Всего в базе данных на 15.12.2020 — 75998 записей (100457 единиц хранения), из которых 15455 имеют изображения. Общее количество изображений предметов в базе данных — (главный вид + ракурсы + персоналии).

    Требуется ввести паспорта в базу данных ориентировочно на единицы хранения. Точное количество будет определено по результатам полной сверки предметов.

    Несмотря на осложнение условий работы и доступа к коллекциям музеев во время пандемии, сотрудники управления выполнили необходимые объемы работ по решению задач оцифровки музейных коллекций СПбГУ: пополнение электронной базы данных КАМИС, проведение сверочных мероприятий.

    Оцифровка учетной документации и музейных предметов

    Отдел УЭК

    Сканирование учетной документации (листы)

    Оцифровка музейных предметов (ед. хр.)

    До 01.09.18

    01.09-12.10.18

    12.10.18-14.12.18

    На 08.07.19

    На 15.12.19

    Остаток

    До 01.09.18

    01.09-12.10.18

    12.10.18-14.12.18

    На 08.07.19

    На 15.12.2019

    I полугодие

    2020

    На

    15.12.20

    Осталось ввести

    Музей истории СПбГУ

    5747

    -

    -

    -

    -

    0

    916

    121

    0

    1546

    1611

    761

    3 369

    "11 000

    Музей-архив Д. И. Менделеева

    134

    -

    -

    -

    -

    0

    0

    0

    0

    500

    600

    1106

    468

    "32 000

    Музей В. В. Набокова

    -

    258

    -

    -

    -

    0

    881

    312

    30

    345

    "6000

    158

    1 319

    Загрузка в КАМИС

    Отдел естественнонаучных коллекций

    -

    2143

    2599

    -

    -

    0

    1154

    259

    0

    490

    7136

    1738

    4 274

    "217 500

    Музей современного искусства имени С. П. Дягилева

    -

    -

    -

    -

    -

    0

    0

    0

    0

    300

    300

    34 (новые поступления)

    400 (новые поступления)

    0

    Музей истории физики и математики

    219

    330

    0

    30

    1400

    80

    150

    Точное количество будет определено по результатам сверки

    По мере проведения сверки наличия музейных предметов, внесения данных о них в базу данных КАМИС цифровые изображения музейных предметов загружаются в карточки предметов в информационной системе.

    По состоянию на 15.12.2020 в отделах УЭК учетная документация отсканирована в полном объеме, сканирование музейных предметов и загрузка в базу данных продолжается.

    Государственный каталог Музейного фонда РФ

    Отдел УЭК

    Регистрация в реестре музеев РФ

    Регистрация предметов в Госкаталоге РФ

    (ед.)

    2019

    2020

    2021

    2019

    2020

    Всего:

    Музей истории СПбГУ

    КОПУК 154497

     

    +

       

    316

    316

    Музей-архив Д. И. Менделеева

    КОПУК 154069

    +

       

    100

    499

    599

    Музей В. В. Набокова

    КОПУК 150814

    +

       

    96

    1717

    1813

    Музей современного искусства имени С. П. Дягилева

    КОПУК 150763

    +

       

    241

    42

    283

    Минералогический музей

    КОПУК 154413

     

    +

       

    93

    93

    Палеонтологический музей

               

    Палеонтолого-стратиграфический музей

               

    Петрографический музей

               

    Музей истории физики и математики*

    Итого

    3104

    *Музей истории физики и математики (подготовка к регистрации: книги регистрации музейных предметов подписаны и утверждены в МК РФ, сбор и отправка пакета документов для регистрации).

    Изображения, полученные посредством сканирования и фотосъемки штатным фотографом Управления экспозиций и коллекций И. В. Чариным

    Отдел УЭК

    за I полугодие 2020 года

    за II полугодие 2020 года

    Год

    Фотосъемка

    (ед.)

    Сканирование (ед.)

    Репортажная

    фотосъемка (ед.)*

    Фотосъемка

    (ед.)

    Сканирование (ед.)

    1

    Музей истории

    42

    -

    -

    -

    88

    2

    Палеонтолого-стратиграфический музей

    125

    -

    -

    422

    -

    3

    Минералогический музей

    -

    -

    -

    422

    -

    4

    Петрографический музей

    -

    -

    -

    214

    -

    5

    Музей В. В. Набокова

    10

    21

    62

    -

    -

    6

    Гербарий

    561

    -

    719

    -

    7

    Музей Менделеева

    52

    16

    -

    125

    -

    8

    Работа в рамках проекта по изданию альбома «Персидские рукописи из коллекции СПбГУ»

    РК-4172 от 25.12.2019

    148

    -

    -

    -

    9

    Работа над альбомом «Alma mater. Архитектурный облик СПбГУ»

    РК 01-116-14985 от 12.11.2020

    1318

    -

    -

    7802

    -

    10

    Работа в рамках запроса Эрмитажа:

    о предоставлении электронных копий предметов из собрания СПбГУ для публикации в издании UNIVERSUS / о предоставлении неисключительного права на воспроизведение и на использование изображений

    192

    11

    Итого

    2345

    9984

    12329

    * Закрытие выставки «Вербовка-100».

    1. Базой данных музейных коллекций КАМИС занимается профессиональный администратор, работающий на ставке 1.0 (А. В. Масленникова).
    • Внедрен и настроен КАМИС 5.0 в новом музее СПбГУ — отдел истории физики и математики с целью регистрации в Музейном фонде РФ и выгрузки предметов коллекции музея в Госкаталог МФ РФ; 1 лицензия, 1 рабочее место
    • Обучение работе в КАМИС 5.0 сотрудника отдела истории физики и математики проводится силами штатного администратора базы данных
    • Осуществлена поставка и настройка нового модуля системы «КАМИС: Аудит»
    • Ведется работа по регистрации и выгрузке коллекций музеев СПбГУ из системы КАМИС в информационную систему Госкаталога РФ
    • Ведутся работы по наполнению публичной части дополнительного модуля системы КАМИС «Коллекции-онлайн» параллельно с регистрацией предметов коллекций СПбГУ в Музейном фонде РФ и выгрузкой в Госкаталог
    • Онлайн-каталог коллекций СПбГУ (выгружаемый из системы КАМИС) — первый каталог университетских коллекций в России, созданный и выгруженный на базе КАМИС; доступен к просмотру широкому кругу пользователей
    • По состоянию на 15.12.20 электронный каталог «Коллекции-онлайн» насчитывает 1436 предметов, 22 выставки, четыре тематических альбома. Работа по наполнению каталога продолжается.

    Выставки электронного каталога «Коллекции-онлайн»:

    1. По местам Набокова (Музей В. В. Набокова)
    2. Экслибрис серебряного века (Музей В. В. Набокова)
    3. Эхо войны: судьбы Менделеевых (Музей-архив Д. И. Менделеева)
    4. Онлайн-выставка работ Анны Марамыгиной «Ночь на земле» (Музей В. В. Набокова)
    5. Пионеры супрематизма. Проект «Вербовка-100» (Музей В. В. Набокова)
    6. Новые минеральные виды (Минералогический музей)
    7. Орнамент каменного века (Палеонтолого-стратиграфический музей)
    8. Палеонтологическое открытие профессора В. П. Амалицкого (Палеонтолого-стратиграфический музей)
    9. Петербург глазами туриста (Музей В. В. Набокова)
    10. Код 812 (Музей В. В. Набокова)
    11. Не только химик. Изобретения Д. И. Менделеева (Музей-архив Д. И. Менделеева)
    12. Мои друзья — герои мифов (Музей современных искусств имени С. П. Дягилева)
    13. К 160-летию со дня рождения К. К. Фохта, автора первой геологической карты Крыма (Палеонтолого-стратиграфический музей)
    14. Археологические находки 2002 года у здания Двенадцати коллегий (Музей истории СПбГУ)
    15. Ботанические модели Бренделя. Часть 1. Природа и искусство (Гербарий СПбГУ)
    16. Владимир Иванович Вернадский — выдающийся естествоиспытатель и минералог (Минералогический музей)
    17. Геологические находки в окрестностях Санкт-Петербурга
    18. Древнейшие позвоночные: костнощитковые рыбообразные (Палеонтолого-стратиграфический музей)
    19. Живопись из коллекции Музея-архива Д. И. Менделеева
    20. Защита Лужина. К 90-летию романа (Музей В. В. Набокова)
    21. Космос и геология (Петрографический музей)
    22. Москва: Genius-Loci (Музей В. В. Набокова)

    Об организации выборов делегатов конференции Ассоциации выпускников СПбГУ

    Как известно, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев , первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова, проректор — начальник аппарата ректора М. И. Гусарова, председатель коллегии почетных профессоров, председатель комиссии по этике СПбГУ Г. Г. Богомазов, заместитель председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, почетный профессор СПбГУ Р. А. Эварестов, председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, декан юридического факультета С. А. Белов были приглашены на заседание правления Ассоциации выпускников СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 18.01.2021). На встрече ректор проинформировал членов правления ассоциации о заключении юристов СПбГУ — членов ассоциации по вопросу проведения общего собрания членов ассоциации, а также механизма принятия решений органами управления ассоциации.

    В заключении говорится: «К сожалению, продемонстрированный подход к организации проведения конференции, принятое правлением положение свидетельствуют о непонимании сути тех положений устава Ассоциации, которые гарантируют гласность, публичность принимаемых решений, учет мнения каждого члена Ассоциации. Формальное и буквальное прочтение тех или иных положений устава, без учета их совокупности и смысла, заложенного законодателем, и приводит к ситуации, когда член Ассоциации не может реально воспользоваться своим безусловным правом на участие в управлении организацией. В таких условиях принимаемые органами управления Ассоциации решения, особенно по ключевым вопросам, не будут отражать действительного мнения членов ассоциации, а потому не будут легитимными.

    Прежде всего необходимо привести локальные акты Ассоциации в соответствие с уставом Ассоциации и действующим законодательством. Важно обеспечить право каждого члена Ассоциации на участие в управлении, голос и мнение каждого должны быть услышаны. При этом нужно понимать, что мнение члена Ассоциации и, соответственно, доверие к конкретному представителю может меняться в зависимости от обсуждаемого вопроса».

    Председатель коллегии почетных профессоров, председатель комиссии по этике СПбГУ Г. Г. Богомазов сообщил членам правления ассоциации, что все присутствующие представители СПбГУ разделяют это мнение. После чего хотел сказать несколько слов председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, декан юридического факультета С. А. Белов, но ему слова не дали. В сложившейся ситуации представители Университета были вынуждены покинуть заседание правления ассоциации.

    Несмотря на заключение юристов СПбГУ о необходимости внесения изменений в локальные нормативные акты ассоциации в целях обеспечения открытости деятельности ассоциации и гласности принятия управленческих решений, обеспечения реального участия членов ассоциации в управлении ассоциацией, выполнения требований устава и обеспечения легитимности принимаемых решений, правление ассоциации коррективы в регулирование этого вопроса не внесло.

    Более того, 1 февраля 2021 года Ассоциация выпускников СПбГУ объявила о начале избирательной кампании делегатов конференции.

    Учитывая указанные обстоятельства, ректор и другие универсанты — члены ассоциации, принимавшие участие в заседании правления ассоциации, не будут участвовать в голосовании и заседании конференции.