Материалы ректорского совещания
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 60 обращений от студентов и преподавателей (25 из них — по учебным вопросам), 22 обращения поступило на электронную почту проректора. По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения.
Был вопрос от студента-биолога четвертого курса, который ранее не раз обращался с вопросами в Виртуальную приемную, сообщая о своем нежелании давать согласие на использование персональных данных для применения прокторинга системы Examus при сдаче зачетов по онлайн-курсам (Материалы ректорского совещания от 28.12.2020). Теперь он отказывается от идентификации личности во время экзамена с использованием ИКТ: не хочет показывать свою зачетку или студенческий билет в веб-камеру компьютера. Этот вопрос решается. Как один из возможных вариантов — этому студенту может быть предоставлена возможность сдать экзамены в здании Университета в аудиторном формате в присутствии сотрудника учебного управления.
Студентка-экономист сообщила, что во время экзамена, проводимого с использованием системы Blackboard, у нее не открываются все вопросы задания. Была проведена проверка: не найдено ограничений в отношении того, в какой последовательности должны открываться задания. Была организована встреча со студентами, в ходе которой выяснилось, что студентка просто высказала свои опасения. Никаких нарушений нет. Студенты просили увеличить продолжительность экзамена. Им объяснили, что любые изменения процедуры проведения аттестационных испытаний должны быть предусмотрены в рабочей программе дисциплины.
Также был вопрос от слушателей дополнительной образовательной программы по ландшафтному дизайну, обучение по которой летом из-за пандемии было приостановлено: они хотели иметь возможность посетить Ботанический сад СПбГУ, чтобы там были проведены занятия. С этими слушателями будут заключены дополнительные соглашения о продолжении обучения. Они согласны возобновить занятия после 18 января, как только появится такая возможность. Слушатели высказали также встречные предложения, которые будут учтены при заключении дополнительных соглашений.
Все директора и деканы продолжают проводить регулярные встречи с представителями студсоветов институтов и факультетов и присылают соответствующие отчеты об этих встречах. Например, декан факультета международных отношений И. Н. Новикова сообщила, что у магистрантов-международников имеются опасения: по их мнению, преподаватели по-разному оценивают результаты контрольных работ в разных учебных группах. На ректорском совещании разъяснялось, что обеспечивать методическое единство аттестационных испытаний в разных группах необходимо. Но следует также учитывать, что у студентов (многие из которых пришли в наш Университет из других вузов) завышенные ожидания к оценке результатов их обучения в СПбГУ. Очень важно сообщать им аргументацию: почему снижена или повышена оценка в том или ином случае. Чтобы они понимали: оценки в Университете ставятся в точном соответствии с критериями методики оценивания студенческих работ, которые указаны в рабочей программе дисциплины. Было организовано обсуждение этих вопросов со студентами с участием декана и сотрудников учебного отдела.
В ходе встреч с представителями студсоветов институтов и факультетов студенты задавали вопросы: почему результаты прохождения онлайн-курсов СПбГУ по истории России и по философии появляются не сразу. На совещании разъяснялось, что иногда это происходит из-за проверки процедуры аттестационного испытания с использованием отложенного прокторинга. Прокторы тщательно просматривают все записи зачетов в присутствии сотрудника учебного управления. И обычно результаты итоговых тестов появляются через неделю-полторы в личных кабинетах обучающихся.
Об организации образовательного процесса в весеннем семестре
Директора институтов и деканы факультетов представили предложения по формату проведения занятий в следующем семестре на основе имеющегося опыта прошлого семестра и опыта прошлого учебного года. Большинство из них предлагает начать занятия в прежнем формате, с использованием ИКТ, но быть готовыми к переходу на комбинированное обучение и на обучение в аудиторном формате. Директор Института химии предложила в рамках расписания сместить лабораторные работы на более позднее время. Это предложение будет учтено при составлении расписания занятий.
Работа УМК и советов образовательных программ в осеннем семестре
Проведен анализ работы учебно-методических комиссий по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (сейчас их 29) и советов образовательных программ (сейчас их 182).
В связи с продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции и необходимостью соблюдения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения работа учебно-методических комиссий по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки ведется в дистанционном режиме согласно п. 4 регламента работы УМК (приказ от 24.12.2019 № 13058/1).
Утверждены председатели и секретари УМК на 2020/21 учебный год. Обновлены составы УМК, в которые входят научно-педагогические работники, представители организаций-работодателей и обучающиеся СПбГУ. Включение обучающихся в составы УМК производилось на основании протоколов / выписок из протоколов заседаний студенческих советов институтов и факультетов.
Заседания УМК проводятся в дистанционном формате с использованием свободно распространяемого программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий в соответствии с планами работ и календарем ежегодных работ УМК, согласно графикам проведения заседаний. Все УМК работали активно и весной, и осенью (провели от трех до десяти заседаний за семестр). Все вопросы, подлежащие рассмотрению УМК, проходят обсуждение на заседаниях с соблюдением кворума. Повестки и протоколы заседаний УМК согласовываются посредством системы электронного документооборота и делопроизводства.
На ректорском совещании были обозначены и проблемы. По разным причинам (в том числе из-за того, что составы УМК были обновлены) иногда в ходе заседаний УМК возникают предложения внести в повестку дня те вопросы, которые не относятся к полномочиям этих комиссий. Например, вопросы зарплаты научно-педагогических работников, кадровые вопросы, вопросы контрольных цифр приема и др. Членам и председателям УМК сотрудники Управления образовательных программ объясняют, что УМК и советы программ должны придерживаться своих полномочий.
Приказом первого проректора по учебной и методической работе от 02.11.2020 № 8860/1 «О внесении изменений в приказ от 24.12.2019 № 13058/1 "Об утверждении регламента работы учебно-методических комиссий"» внесены изменения в действующий регламент работы УМК в части организации дистанционных заседаний УМК, а также обновлен календарь ежегодных работ УМК. Скорректированы необходимые для рассмотрения вопросы и сроки их рассмотрения.
В рамках заседаний УМК в обновленных составах сформированы составы комиссий контроля качества образовательной деятельности по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (ККК). Начальником Управления образовательных программ М. А. Соловьевой организована работа УМК и ККК, в частности, направлены информационные письма председателям УМК о критериях оценки работы учебно-методических комиссий и взаимодействии с работодателями и об организации работы комиссий контроля качества образовательной деятельности. Кроме того, председателям УМК предложена новая форма отчета о работе УМК 2020/21 учебного года на основе распоряжения от 21.04.2020 № 1218 «Об утверждении критериев оценки работы учебно-методических комиссий».
Советы образовательных программ, в том числе советы, наделенные функциями УМК (такие имеются в бакалавриате: по программам «Математика», «Математика, алгоритмы, анализ данных», «Современное программирование» и в магистратуре: «Современная математика», «Правовая защита экономической конкуренции»), во время пандемии не прекращали свою работу. Заседания советов с функциями УМК проходили раз в месяц, остальные советы работали в установленном режиме. Эксперты СОП оперативно решали вопросы, связанные с текущей ситуацией: особенности перехода обучения в онлайн-формат, проведение ГИА и защит ВКР в цифровом формате. СОП-УМК оперативно решали все вопросы. Так, в сентябре были проанализированы результаты проведения ГИА-2020 с учетом соблюдений требований НОКО. Открыт новый совет образовательной программы «Современная математика», наделенный функциями УМК, заседания совета проводятся в рабочем порядке. В осеннем семестре эксперты рассмотрели кандидатуры членов и председателей ГЭК-2021, темы ВКР и иные вопросы, запланированные в соответствии с графиком работ.
На совещании обсуждались возможности объединения некоторых советов образовательных программ. Разъяснялось, что эти вопросы должны решаться с учетом целесообразности таких объединений для решения задач, поставленных перед советами.
СПбГУ — в составе консорциума университетов «Недра»
СПбГУ вошел в состав консорциума университетов «Недра», объединяющего российские вузы, ведущие подготовку студентов по укрупненной специальности «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия». Консорциум представляет собой общественно-профессиональное сообщество вузов, выпускающих специалистов минерально-сырьевого комплекса. Цель интеграции: повышение качества образования и эффективности научных исследований, создание единой научно-образовательной среды, поддержка талантливых молодых исследователей.
Этот консорциум был создан по инициативе Горного университета при поддержке Минобрнауки. Представители СПбГУ приняли участие в первом заседании консорциума, где обсуждался план работы объединения.
На совещании отмечались возможности консорциума для развития Университета: совместное производство онлайн-курсов с вузами-партнерами по этой тематике; расширение международных контактов; решение вопросов повышения квалификации специалистов, расширения числа баз практик; решение проблем сертификации специалистов в области прикладной геологии, горного дела, геодезии и картографии, геоинформатики, нефтегазового дела, эколого-геологической проблематики и др.
Утверждены общие объемы КЦП для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в вузах РФ
Приказом Минобрнауки России от 11.01.2021 № 1 утверждены общие объемы контрольных цифр приема (КЦП) по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год.
По уровням образования изменение установленных КЦП по очной форме обучения по сравнению с объемом на 2021/22 учебный год в целом по Российской Федерации составило:
- по программам бакалавриата — увеличение на 4241 место (1,52 %) до 283561 места
- по программам специалитета — увеличение на 415 мест (0,52 %) до 79994 мест
- по программам магистратуры — увеличение на 5671 место (5,82 %) до 103101 места
- по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре — увеличение на 1000 мест (6,06 %) до 17500 мест
- по программам ординатуры — увеличение на 2354 места (13,57 %) до 19699 мест
В разрезе уровней образования и укрупненных групп специальностей (направлений подготовки), по которым СПбГУ ведет образовательную деятельность, изменения в целом по Российской Федерации имеют следующий характер: в таблицах приведены данные по очной форме обучения, если не указано иное.
14 января Министерство науки и высшего образования Российской Федерации разместило объявление о проведении открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год.
На ректорском совещании 28 декабря 2020 года директорам институтов (деканам факультетов) было дано поручение: представить ректору, первому проректору и проректору по воспитательной работе и организации приема предложения по контрольным цифрам приема на 2022/23 учебный год с учетом результатов приема 2020 года (Материалы ректорского совещания от 28.12.2020).
Портфолио индивидуальных профессиональных достижений научно-педагогических работников СПбГУ
В ходе проведения процедур аккредитации одним из требований к оценке сведений о реализации образовательных программ является наличие приказа о формировании портфолио привлекаемых научно-педагогических работников. При подготовке приказа от 14.01.2021 № 161/1 о формировании портфолио НПР в СПбГУ учитывался опыт других вузов, проект документа совместно прорабатывался работниками Главного управления по организации работы с персоналом и Управления образовательных программ.
Основная задача, которую решает документ: систематизация и определение источников информации, характеризующей квалификацию научно-педагогических работников СПбГУ. При этом планируется организовать работу так, чтобы преподавателю не приходилось раз за разом «собирать одни и те же бумажки». Единожды внесенные в ту или иную информационную систему данные при последующей оценке достижений должны использоваться без участия самого преподавателя.
Такой подход не исключает необходимости научно-педагогическим работникам СПбГУ оперативно обновлять информацию о своих достижениях, в том числе представлять актуальные сведения в соответствующие службы СПбГУ или вносить их самостоятельно «там, где это возможно». Так, например, удостоверение о повышении квалификации (копию) либо сведения о наличии опыта практической работы по профилю реализуемой образовательной программы следует представлять в отдел кадров. Данные, внесенные сотрудником отдела кадров в информационную систему SAP «Управление персоналом и расчет заработной платы», могут использоваться столько раз, сколько это может потребоваться.
В информационной системе Pure преподавателем самостоятельно могут быть добавлены списки его достижений: не только научные статьи и гранты, но и участие в конференциях, выступления в СМИ и т. п.
Портфолио в различных областях знаний могут иметь существенные различия по набору значимых показателей. Какие из перечисленных показателей, указанных в приложении к этому приказу, следует использовать для оценки деятельности научно-педагогических работников в рамках конкретной образовательной программы, определяет ее руководитель. Он же, опираясь на портфолио преподавателей, осуществляет предварительное планирование реализации учебных дисциплин, относящихся к образовательной программе.
Повышение квалификации научно-педагогических работников
Еще в конце 2019 года в СПбГУ была проведена подготовительная работа по массовому повышению квалификации в различных областях, в том числе по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Необходимость повышения квалификации определяется профстандартами и вытекает из требований образовательных программ СПбГУ.
В результате только по курсу «Основы работы преподавателя в системе Blackboard» после успешной аттестации 2769 преподавателей получили соответствующие удостоверения.
Кроме того, силами преподавателей СПбГУ по заданию ГУОРП были подготовлены и проведены обучающие семинары «Работа с офисными программами (MS Word, Excel, PowerPoint и др.)» и «Компьютерная грамотность».
Летом 2020 года после принятия решения об использовании в учебном процессе MS Teams оперативно были организованы семинары «Работа с платформой MS Teams», рассчитанные на разные уровни подготовки слушателей.
В разработке семинаров приняли участие как преподаватели СПбГУ, так и представители компании, сопровождавшей внедрение платформы MS Teams.
Кроме того, по просьбе деканов факультетов психологии и международных отношений А. В. Шаболтас и И. Н. Новиковой были дополнительно подготовлены и проведены обучающие семинары:
- «Работа с платформой MS Teams (основной уровень для психологов)»
- «Использование MS Teams для проведения аттестации» (международные отношения)
Представители компании, сопровождавшей внедрение платформы MS Teams, в декабре провели еще серию из семи обучающих вебинаров, предназначенных как для начинающих, так и для продвинутых пользователей (в них приняли участие 1027 НПР СПбГУ):
- «Основы Microsoft Teams (вебинар для начинающих пользователей)»
- «Эффективное общение в Teams (воркшоп для продвинутых пользователей)»
- «Эффективная командная работа в Teams (воркшоп для продвинутых пользователей)»
- «Собрания в Teams — организация, настройка, модерация, презентации и удаленный рабочий стол (воркшоп для продвинутых пользователей)»
- «Совместная работа с документами в Office 365 в Teams (воркшоп для продвинутых пользователей)»
- «Образовательные технологии в Teams EDU (воркшоп для продвинутых пользователей)»
- «Инструменты для работы проектной команды в Teams (воркшоп для продвинутых пользователей и руководителей подразделений)»
Всего за 2020 год прошли обучение в области ИКТ 4359 человек.
В конце 2020 года издан приказ № 27175/2 от 29.12.2020 «О направлении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу СПбГУ, на дистанционное обучение», в соответствии с которым должны пройти обучение по ИКТ еще 1517 человек.
На совещании обращалось внимание на то, что обучение, на которое научно-педагогические работники направляются по приказу, является обязательным. Неисполнение без уважительной причины этого приказа будет расцениваться как дисциплинарное нарушение.
Итоги реализации плана мероприятий по противодействию коррупции
Обсуждались итоги реализации в СПбГУ плана мероприятий по противодействию коррупции (2018–2020). Отмечалось, что кроме основных направлений антикоррупционной работы в СПбГУ принимаются и дополнительные антикоррупционные меры. Например, в соответствии с законодательством контроль за доходами, расходами, обязательствами и имуществом работников, членов их семей осуществляется только в отношении ректора, проректоров, заместителей ректора и главного бухгалтера (в СПбГУ всего 13 человек). В СПбГУ установлены повышенные требования: с 2016 года контроль осуществляется в отношении всех работников, замещающих должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий (с 27.02.2020 это свыше 80 должностей, 165 человек).
Кроме того, введены дополнительные меры по обеспечению общественного контроля за приемом на обучение в Университет, расширен перечень контролируемых хозяйственных операций, предусмотрены дополнительные обязанности, направленные на противодействие коррупции в учебной работе, расширены права и обязанности участников кадровых процедур, построена эффективная система общественного контроля, обеспечена информированность работников по противодействию коррупции и информационная открытость, принимаются и другие меры (Презентация).
Возможность переселения нанимателей в другое жилое помещение на время текущего ремонта
СПбГУ пять раз (в 2018, 2019 и 2020 годах) обращался в Министерство науки и высшего образования РФ с запросом о наличии права образовательных организаций переселять обучающихся в другие помещения общежитий в случае необходимости проведения текущего ремонта и при устранении неисправностей общего имущества общежитий (в явном виде правом на принудительное переселение образовательные организации наделены только в том случае, когда весь жилой дом подлежит капитальному ремонту).
И только недавно, 12 января, поступили соответствующие разъяснения, в которых был дан анализ существующих положений Жилищного и Гражданского кодексов РФ. Позиция министерства сводится к тому, что переселение нанимателя в другое жилое помещение в правовом смысле означает расторжение договора найма и заключение нового договора или изменение существенных условий действующего договора найма по воле одной стороны, то есть в одностороннем порядке. Жилищный кодекс РФ таких оснований для расторжения (изменения условий) договора найма не содержит. Таким образом, вузы Российской Федерации не вправе устанавливать своими локальными актами в качестве основания для расторжения договора найма осуществление текущего ремонта или устранение неисправностей общего имущества общежитий. Таким образом, в принудительном порядке без согласия нанимателя переселить его в другое помещение на время текущего ремонта нельзя.
Внесены изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
30 декабря приняты изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (федеральный закон № 517-ФЗ). Внесенные изменения в основной своей части касаются подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). С 1 сентября 2021 года подготовка в аспирантуре перестанет быть третьим уровнем высшего образования.
Действующая модель аспирантуры (адъюнктуры) реализуется в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами, устанавливаемыми образовательными организациями самостоятельно, и больше направлена на освоение образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), а не на научную деятельность и подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, что вытекает из цели проведения государственной аккредитации образовательных программ, установленной Законом об образовании в Российской Федерации.
Вместе с тем основной целью обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) исторически является подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В связи с чем возникла необходимость модификации программ аспирантуры (адъюнктуры) и смещения акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.
Закрепляемая федеральным законом № 517-ФЗ концепция программ аспирантуры (адъюнктуры) принципиально отличается от существующей сегодня модели. Программы аспирантуры (адъюнктуры) будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований к программам аспирантуры (адъюнктуры). Предлагается отказаться от проведения государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры), сохранив все академические права обучающихся по указанным программам (включая право на отсрочку от призыва на военную службу).
Государственная итоговая аттестация по программам аспирантуры (адъюнктуры) заменяется на итоговую аттестацию в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», усилив таким образом научную составляющую подготовки обучающихся к научной деятельности с последующей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры). Упраздняется документ об образовании в форме диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
В отношении Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета федеральным законом № 517-ФЗ устанавливается, что данные вузы реализуют программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) на основе самостоятельно устанавливаемых требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). При этом требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), самостоятельно устанавливаемые Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, не могут быть ниже федеральных государственных требований.
Федеральный закон № 517-ФЗ устанавливает новые правила подготовки не только научно-педагогических, но и научных кадров — в целях обеспечения кадрами высшей квалификации как образовательных, так и научных организаций.
Федеральный закон № 517-ФЗ согласно его статье 14 вступает в силу с 1 сентября 2021 года и содержит положения, касающиеся переходного периода (сроков действия свидетельств о государственной аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров, прав обучающихся по соответствующим программам, отсрочки от призыва на военную службу, размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о соответствующих программах, имеющих или не имеющих государственную аккредитацию). Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами прекращается с 2022/23 учебного года.
Реализация федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов. Федеральный закон определяет полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров, устанавливает требования о лицензировании образовательной деятельности по научным специальностям (наряду с направлениями подготовки, видами и уровнями образования). Поэтому нужно дождаться издания соответствующих нормативных актов Российской Федерации и после этого менять наше внутреннее регулирование, вносить изменения в локальные нормативные акты Университета.
Внесены изменения в Устав СПбГУ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2421 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Устав Санкт-Петербургского государственного университета.
Принятие этого нормативного акта обусловлено необходимостью приведения положений Устава СПбГУ в соответствие с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральными законами от 25.05.2020 № 157-ФЗ и от 25.05.2020 № 159-ФЗ. Изменения носят в основном технический характер.
О бюсте А.-З. Валиди
В 2007 году по просьбе Правительства Республики Башкортостан, поддержанной руководством восточного факультета СПбГУ (декан Е. И. Зеленев), руководство СПбГУ дало согласие и обещание установить бюст ученому-тюркологу Ахмету-Заки Валиди с памятной доской во дворах СПбГУ. В 2007 году по заказу Правительства Республики Башкортостан бюст был изготовлен за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Башкортостан), государственный контракт № 91 от 28.06.2007. Исполнителем контракта на создание памятника выступило региональное отделение Всероссийской творческой организации «Союз художников России» Республики Башкортостан. Приказом от 22 мая 2007 года № 12/1 регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан изготовление бюста и памятной доски поручено В. А. Дворнику.
В 2008 году бюст А.-З. Валиди был установлен во внутреннем дворике комплекса зданий СПбГУ (Университетская наб., д. 7-9—11). Установка бюста также производилась за счет средств регионального бюджета субъекта федерации (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 18 мая 2007 год № 527-р). В Башкортостане уже тогда имя А.-З. Валиди носили, например, улица, на которой располагается Государственное собрание — Курултай Республики Башкортостан, государственный университет, академия государственной службы, имя А.-З. Валиди было присвоено государственному учреждению «Национальная библиотека» (г. Уфа).
В 2016 году к руководству СПбГУ и руководству Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило письмо от председателя ОО «Центр общественного контроля» А. Л. Филоненко, в котором ставился вопрос о законности установки бюста Ахмета-Заки Валиди (Бюст Ахмед-Заки).
После неоднократных обращений общественности к руководству СПбГУ и непосредственно в правоохранительные органы Университет в сентябре 2019 года обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга за разъяснениями и с просьбой проверить законность действий Университета. В 2020 году был направлен повторный запрос в прокуратуру Санкт-Петербурга. 17 декабря 2020 года из прокуратуры Санкт-Петербурга поступил ответ о том, что проверочные мероприятия по ранее направленному Университетом обращению еще не завершены, а длительность проверки «обусловлена необходимостью истребования значительного объема информации из архивных учреждений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, осуществления переводов иностранных информационных источников, а также получения объяснений представителей научного сообщества» (Материалы ректорского совещания от 28.12.2020).
А 14 января 2021 года в Университете прошла проверка прокуратуры Василеостровского района. Вечером 18 января 2021 года, уже после окончания ректорского совещания, в Университет из прокуратуры Василеостровского района поступил документ об окончании проверки. Согласно этому документу Университет должен принять незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, а также организовать рассмотрение представления с участием представителя прокуратуры и о принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом срок (О результатах проверки).
На запросы СМИ о том, собирается ли Университет обжаловать или выполнять поручение прокуратуры района, 19 января 2021 года в Виртуальной приемной был опубликован ответ заместителя ректора по правовым вопросам Ю. В. Пенова. В ответе сказано: «Санкт-Петербургский университет не намерен обжаловать поручение районной прокуратуры. Оно будет исполнено в соответствии с требованием законодательства» (Запросы о бюсте Ахмет-Заки Валиди).
Об организации вакцинации против COVID-19
В ответ на вопросы универсантов в Виртуальной приемной на совещании разъяснялось, что Университет провел переговоры и получил предварительное согласие руководства поликлиники № 4 Василеостровского района и Николаевской больницы на организацию вакцинации против COVID-19 для профессорско-преподавательского состава СПбГУ при условии, что целевым образом будет выделено необходимое количество доз вакцины «Спутник V» для универсантов (О вакцинации работников СПбГУ от COVID-19). СПбГУ направил соответствующий запрос в администрацию Санкт-Петербурга.
Встреча ученых СПбГУ с губернатором Санкт-Петербурга
15 января состоялась встреча директора Института трансляционной биомедицины СПбГУ и научного руководителя Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Р. Р. Гайнетдинова и заведующего кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ Н. В. Кузнецова с губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым. Ученые обратились к губернатору с предложением учредить городскую премию в области кибернетики и искусственного интеллекта имени выдающегося математика, профессора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Г. А. Леонова. А. Д. Беглов поддержал инициативу и поручил вице-губернатору В. Н. Княгинину проработать этот вопрос (Губернатор Петербурга поддержал предложение ученых СПбГУ об учреждении премии имени Геннадия Леонова).
Встреча руководства Университета с правлением Ассоциации выпускников СПбГУ
Правление Ассоциации выпускников СПбГУ пригласило ректора СПбГУ члена-корреспондента РАН профессора Н. М. Кропачева, первого проректора Е. Г. Чернову, проректора — руководителя аппарата ректора М. И. Гусарову, председателя коллегии почетных профессоров Г. Г. Богомазова, заместителя председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, почетного профессора СПбГУ Р. А. Эварестова, председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, декана юридического факультета С. А. Белова на заседание правления 14 января 2021 года.
Повестка заседания правления
- Бюджет на 2021 год
- Проведение Реюниона-2021 и определение члена правления, ответственного за соответствующий фандрайзинг
- Мобильное приложение: решение об отказе от проекта или переходе на следующий этап — на контрактование разработчиков; определение члена правления, ответственного за соответствующий фандрайзинг
- Стипендиальная программа: продолжаем ли проект на 2021/22 учебный год? Если продолжаем, то определение члена правления, ответственного за соответствующий фандрайзинг
- Утверждение повестки и даты проведения общего собрания
- Разное
Приглашение поступило 30 декабря. К сожалению, материалы к заседанию по 1, 2, 3 и 4 вопросам повестки заседания, проект бюджета и какие-либо материалы к обсуждению этих вопросов не были разосланы представителям СПбГУ — членам Ассоциации. Ректор проинформировал членов правления Ассоциации о заключении по пятому вопросу повестки дня юристов СПбГУ — членов Ассоциации.
В заключении говорится: «К сожалению, продемонстрированный подход к организации проведения конференции, принятое правлением положение свидетельствуют о непонимании сути тех положений устава Ассоциации, которые гарантируют гласность, публичность принимаемых решений, учет мнения каждого члена Ассоциации. Формальное и буквальное прочтение тех или иных положений устава, без учета их совокупности и смысла, заложенного законодателем, и приводит к ситуации, когда член Ассоциации не может реально воспользоваться своим безусловным правом на участие в управлении организацией. В таких условиях принимаемые органами управления Ассоциации решения, особенно по ключевым вопросам, не будут отражать действительного мнения членов ассоциации, а потому не будут легитимными.
Прежде всего необходимо привести локальные акты Ассоциации в соответствие с уставом Ассоциации и действующим законодательством. Важно обеспечить право каждого члена Ассоциации на участие в управлении, голос и мнение каждого должны быть услышаны. При этом нужно понимать, что мнение члена Ассоциации и, соответственно, доверие к конкретному представителю может меняться в зависимости от обсуждаемого вопроса».
Председатель коллегии почетных профессоров Г. Г. Богомазов сообщил членам правления ассоциации, что все присутствующие представители СПбГУ разделяют это мнение. После этого хотел сказать несколько слов председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, декан юридического факультета С. А. Белов, но ему слова не дали. В сложившейся ситуации представители Университета были вынуждены покинуть заседание правления.