Материалы ректорского совещания
Средний балл ЕГЭ и другие показатели конкурса на распределение контрольных цифр приема
В рамках конкурса на распределение контрольных цифр приема (КЦП), проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, учитываются 13 критериев, на основании которых формируется сводный рейтинг заявки образовательной организации высшего образования. Конкурс проводится по каждой отдельной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) (справка об укрупненных группах направлений, специальностей СПбГУ).
В соответствии с Порядком проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.04.2020 № 550, учитываются следующие критерии:
- средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ) зачисленных (23 балла из 100 возможных) по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (Презентация «СПбГУ в рейтинге качества приема 2020 года»)
- процент трудоустройства выпускников за три года по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 25 баллов
- масштаб реализации «верхнеуровневых» программ по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 6 баллов
- масштаб реализации дополнительных образовательных программ по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 6 баллов
- процент сохранности контингента студентов по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 5 баллов
- процент выполнения КЦП за три года по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 3 балла
- наличие профессионально-общественной аккредитации по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 2 балла
- публикации по базе WOS и Scopus (на 100 НПР), среднее за три года в целом по образовательной организации (справка) — 5 баллов
- доходы от НИОКР (на одну НПР) в тыс. руб., среднее за три года в целом по образовательной организации (справка) — 5 баллов
- доля обучающихся — иностранных граждан в контингенте обучающихся в целом по образовательной организации (справка) — 5 баллов
- доходы организации на одного студента в тыс. руб., среднее за три года в целом по образовательной организации (справка) — 5 баллов
- процент приема по квоте целевого приема по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 4 балла
- доля целевого обучения (процент обучающихся, с которыми договоры о целевом обучении были заключены в период их обучения в Университете) по каждой конкретной укрупненной группе направлений подготовки (специальностей), по которой образовательная организация высшего образования участвует в конкурсе (справка) — 6 баллов
Ближайший конкурс на распределение КЦП будет объявлен в марте 2021 года, и это будет конкурс на КЦП в 2022 году. Только достижение максимального показателя по каждому из 13 критериев гарантирует победу в конкурсе на выделение контрольных цифр приема и получение максимального числа бюджетных мест.
На совещании рассматривались показатели СПбГУ по отдельным укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), которые учитываются при проведении конкурса на распределение КЦП.
После обсуждения представленной информации ректор поручил первому проректору Е. Г. Черновой провести с каждым из руководителей учебно-научных подразделений обсуждение достигнутых коллективом показателей по каждому из 13 критериев, возможности их улучшения и, следовательно, возможности сохранения / повышения контрольных цифр приема по каждой конкретной группе направлений подготовки (специальностей) в рамках планирования заявки СПбГУ на контрольные цифры приема на 2022 учебный год.
Кроме того, директорам институтов и деканам факультетов до 22 января 2021 года поручено представить ректору, первому проректору и проректору по воспитательной работе и организации приема предложения по контрольным цифрам приема на 2022 учебный год.
Участие университетов в программе «Приоритет-2030»
В рамках подготовки постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности системы высшего образования Российской Федерации» прошло общественное обсуждение шести проектов приказов Минобрнауки России. Все они посвящены отдельным аспектам отбора университетов в конкурсах на оказание финансовой поддержки на период до 2030 года в рамках программы «Приоритет-2030».
В рамках программы «Приоритет-2030» предполагается разделение университетов на три группы:
- университеты, получающие базовую часть гранта
- университеты, ориентированные на проведение прорывных научных исследований, наращивание кадрового потенциала сектора научных исследований и разработок, повышение глобальной конкурентоспособности российской науки и высшего образования (получающие специальную часть гранта № 1 — на развитие исследовательского лидерства университета)
- университеты, ориентированные на научно-технологическое и кадровое обеспечение инновационного развития субъектов Российской Федерации и (или) отраслей экономики и социальной сферы (получающие специальную часть гранта № 2)
Презентация «О программе "Приоритет-2030"»
МГУ и СПбГУ не участвуют в конкурсе на получение финансирования по программе «Приоритет-2030», поскольку (согласно федеральному законодательству) эти два университета имеют особый правовой статус национальных университетов и потому (по решению Правительства РФ) дополнительное финансирование им выделяется вне конкурсных процедур под выполнение программ развития этих университетов, которые утверждаются Правительством РФ.
На совещании рассматривались отдельные аспекты и критерии отбора университетов в конкурсах на оказание финансовой поддержки на период до 2030 года в рамках программы «Приоритет-2030». Обсуждались вопросы сотрудничества СПбГУ с ведущими вузами, участвующими в этой программе. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения о формах возможного участия СПбГУ в реализации программ вузов-партнеров.
Позиции СПбГУ в рейтинге университетов новой экономики
21 декабря опубликован пилотный рейтинг университетов новой экономики. СПбГУ вошел в тройку лидеров этого рейтинга (вместе с МГУ и ВШЭ). Были проанализированы позиции СПбГУ по профессиональным областям и отдельным показателям данного рейтинга в сравнении с позициями других российских вузов.
Под «университетами новой экономики» составители рейтинга понимают университеты, работающие в четырех профессиональных областях:
- информационные технологии
- химико-биологические науки и технологии
- энергетика
- машиностроение и промышленность
Рейтинг подготовлен на основе опроса, проведенного осенью 2020 года среди 500 компаний-работодателей в 74 регионах России. Более 90 % опрошенных компаний представляют средний и крупный бизнес.
При составлении рейтинга оцениваются:
- масштаб деятельности (30 %; количество компаний, нанявших выпускников университета — вес 15 %, количество выпускников, нанятых опрошенными компаниями — 15 %)
- удовлетворенность работодателей (50 %; репутация вуза — 15 %, профессиональные навыки выпускников (hard skills) — 15 %, универсальные компетенции выпускников (soft skills) — 10 %, цифровые компетенции выпускников — 10 %)
- средний балл ЕГЭ при приеме на образовательные программы, соответствующие указанным профессиональным областям — 10 %
- наличие партнерских программ (раздельно по профессиональным областям) с опрошенными компаниями — 10 %
Презентация «СПбГУ в рейтинге университетов новой экономики»
Пилотный выпуск этого рейтинга, несмотря на возможные недостатки методики, определенно показывает, что при достаточно высоком качестве подготовки выпускников по профессиональным навыкам и универсальным компетенциям СПбГУ уступает другим университетам по уровню сотрудничества с компаниями среднего и крупного бизнеса и по уровню цифровых компетенций выпускников. Мы вовлекли работодателей в работу над содержанием обучения и оцениванием результатов обучения, но насколько широко наши достижения известны в сфере крупного и среднего бизнеса? Много ли компаний, на которые мы можем рассчитывать как на заказчиков и «потребителей» наших выпускников и получать обратную связь? Вероятно, не слишком много, раз мы не выбираем лимит по численности экспертов при подаче списков для репутационных опросов рейтингового агентства QS. Хотя бы для представления более полных сведений в QS нужно поработать в этом направлении. По-видимому, необходимы и другие меры по организации сотрудничества с работодателями. Возможно, надо организовывать информационную кампанию для СМИ, которые популярны в бизнес-сообществах. Наверное, следует привлечь работодателей и к определению конкретного перечня цифровых компетенций в зависимости от предметной области.
Директорам и деканам поручено обсудить в коллективах факультетов и институтов и представить предложения по мероприятиям по повышению уровня сотрудничества с работодателями, прежде всего с компаниями крупного бизнеса (и участию членов коллективов в этих мероприятиях), и повышению уровня цифровых компетенций выпускников с учетом специфики коллектива и особенностей профессиональных областей новой экономики. Само собой разумеется, что эти мероприятия будут иметь эффект только при сохранении или повышении качества подготовки выпускников по профессиональным навыкам и универсальным компетенциям.
Воспитательная работа с обучающимися СПбГУ в 2020 году
Подведены итоги реализации сводного плана воспитательной работы 2020 года (проведение с обучающимися мероприятий, направленных на профилактику социально опасных проявлений девиантного поведения, а также обеспечение охраны здоровья и популяризацию здорового образа жизни).
Этот план воспитательной работы построен с учетом возрастных особенностей обучающихся и предусматривает проведение различных по содержанию мероприятий с учащимися по программам общего образования (Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева), среднего профессионального образования (колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии; медицинский колледж) и высшего образования.
Следует учитывать, что принят Федеральный закон от 31.07.2020 №
План воспитательной работы включает проведение профилактических мероприятий по следующим направлениям: профилактика правонарушений; профилактика распространения ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний; профилактика табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ; пропаганда здорового образа жизни; противодействие коррупции; профилактика экстремистских проявлений, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества.
План воспитательной работы предусматривает около 100 мероприятий различной направленности, которые в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции практически все были проведены с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Об организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 24 обращения от преподавателей, студентов и их родителей (из них 12 — вопросы учебно-методического характера), 14 обращений поступило на электронную почту проректора. В том числе были вопросы о выплате материальной помощи, о материально-техническом обеспечении в общежитиях, о переводе в СПбГУ и т. д. По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения.
Студент-биолог четвертого курса не раз обращался с вопросами в Виртуальную приемную, сообщая о своем нежелании давать согласие на использование персональных данных для применения прокторинга системы Examus при сдаче зачетов по онлайн-курсам. По его просьбе ему была предоставлена возможность сдать зачеты в здании Университета в аудиторном формате под наблюдением сотрудников учебного отдела по направлению «Биология». В результате этот студент успешно сдал итоговые тесты по онлайн-курсам и получил зачеты по истории России и по философии.
Студент-менеджер спрашивает, каким нормативным актом СПбГУ регулируются сроки назначения промежуточных контрольных работ, дающих дополнительные баллы при сдаче экзаменов на зимней сессии в 2020/21 учебном году? Допустимо ли назначение подобных контрольных работ после окончания последней лекции (и семинара), но до проведения экзамена? Соответственно, на 31 декабря или на период с 1 по 8 января включительно? На совещании разъяснялось, что контрольные работы — это не зачеты и не экзамены, это текущий контроль успеваемости.
Освоение студентом учебной дисциплины, методика и система оценивания учебной дисциплины осуществляются согласно рабочей программе дисциплины. В рабочей программе перечисляются виды работ, которые учитываются при выставлении итоговой оценки. Сроки представления и сдачи проектов, презентаций, всех видов работ, включаемых в итоговую оценку по дисциплине, определяются преподавателем, в электронном расписании эта информация не указывается. Студент самостоятельно определяет время выполнения заданий до определенного преподавателем срока. Все виды работ, в том числе контрольные, проверочные, проекты, презентации и т. п., влияющие на итоговую оценку, направлены на контроль теоретических и практических знаний и навыков по учебной дисциплине. Итоговая оценка за контрольные работы в семестре объявляется студентам не позднее дня консультации перед экзаменом. Учебный процесс (занятия, зачеты, экзамены) осуществляется в соответствии с календарными учебными графиками и электронным расписанием занятий и промежуточной аттестации.
Также, в ответ на вопрос студента, отмечалось, что постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году» регламентирует перенос выходных дней в 2021 году: выходной день с 03.01.2021 переносится на 31.12.2021 (то есть через год).
Студентка-иностранка сообщила, что курс «История России» для нее очень сложен, так как историю России она прежде не изучала, а курс, по ее мнению, ориентирован на выпускников российских школ. Она спрашивает, почему нет адаптированного под иностранцев курса «История России»? На совещании разъяснялось, что в соответствии с образовательным стандартом СПбГУ, утвержденным приказом от 09.08.2018 № 7828/1 (с последующими изменениями и дополнениями), выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать компетенциями, предусмотренными образовательной программой. Совокупность компетенций, закрепленных в образовательной программе, включает в себя, в частности, универсальные компетенции, установленные соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), универсальные компетенции, установленные образовательным стандартом СПбГУ.
Одной из универсальных компетенций, установленных образовательным стандартом, является способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) и на иностранном языке (иностранных языках), в связи с чем все образовательные программы бакалавриата и специалитета СПбГУ реализуются на русском языке, а также предполагают формирование иноязычной компетенции. Данная информация размещается на портале СПбГУ до начала приемной кампании, и каждый абитуриент может с ней ознакомиться.
Онлайн-курс «История России» является общеуниверситетским, участвует в формировании универсальных компетенций у всех обучающихся бакалавриата и специалитета, включая иностранных обучающихся, и обязателен для изучения. С учетом единых требований образовательного стандарта обучающиеся находятся в равном положении при изучении онлайн-курса «История России», а создание «упрощенного» курса будет противоречить требованиям действующих образовательных стандартов, поскольку у выпускника должны быть сформированы все компетенции в полном объеме.
Вместе с тем студенты при изучении предмета могут и должны пользоваться источниками (в том числе электронными), имеющимися в библиотеке СПбГУ, получать консультации у преподавателей по вопросам, вызвавшим затруднения. Кроме того, при освоении онлайн-курса методическую поддержку всем обучающимся оказывает преподаватель-модератор онлайн-курса.
Студентка первого курса магистратуры сообщила, что им ставят не просто зачеты, а буквы, соответствующие оценке за зачет (от А до F), — по европейской системе. Она спрашивает, какие оценки будут в дипломе (буквы или «зачтено»)? На совещании разъяснялось, что в соответствии с Положением о системе оценивания в соответствии с требованиями Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS), утвержденным приказом от 20.07.2018 № 7293/1, промежуточная и государственная итоговая аттестации обучающихся производятся параллельно по двум системам оценивания: системе СПбГУ, определяемой оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено», и системе ECTS, определяемой оценками А, В, С, D, Е, F. Оценки СПбГУ и оценки ECTS, полученные по результатам промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации, переносятся в приложение к диплому СПбГУ в установленном в СПбГУ порядке.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдаче и хранении документов о высшем образовании Санкт-Петербургского государственного университета, утвержденной приказом от 18.06.2010 № 1507/1 (с изменениями и дополнениями), в приложении к диплому по каждой дисциплине в графе «Итоговая оценка ECTS» будет проставлена итоговая оценка по шкале ECTS, а в графе «Итоговая оценка» — итоговая оценка в соответствии с основной системой оценивания, принятой в СПбГУ. При этом диплом с отличием выдается по правилам, учитывающим российскую систему оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено»).
Согласно отчетам руководителей институтов и факультетов, за прошедшую неделю учебный процесс и промежуточная аттестация проходят в штатном режиме согласно расписанию. Отчеты не представили деканы факультета искусств, факультета математики и компьютерных наук.
При проведении встреч директоров институтов и деканов факультетов со студенческими советами выяснилось, что во время сдачи зачетов в формате онлайн-курсов у некоторых студентов разных направлений и программ были технические проблемы. Разъяснялось, что для предотвращения проблем при освоении онлайн-курсов нужно руководствоваться Инструкцией для обучающегося по прохождению промежуточной аттестации по онлайн-курсам СПбГУ (она заранее разослана всем обучающимся на корпоративные электронные адреса). Промежуточная аттестация проводится в форме компьютерного теста с отложенным прокторингом (процедура экзамена фиксируется на видео, а далее проверяется в асинхронном режиме специалистом-проктором). Все тесты размещены на платформе «Открытое образование». Продолжительность тестирования — один час. Результаты аттестации отражаются в Личном кабинете обучающегося.
Все дополнительные вопросы по процедуре итогового тестирования по онлайн-курсам можно задать по электронной почте support.online@spbu.ru, также по вопросам о возникающих затруднениях следует обращаться к начальнику учебного отдела. Напоминалось, что в п. 5.3 приказа от 11.12.2020 № 11231/1 «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году» указано, что при возникновении технических сбоев, которые не удалось устранить путем обращения в технические службы, обучающийся направляет заявление с описанием возникшей проблемы на адрес корпоративной электронной почты начальника учебного отдела по соответствующему направлению для принятия решения о предоставлении права повторной сдачи зачета (экзамена).
Члены студенческого совета Института философии СПбГУ во время очередной встречи с директором института попросили прояснить, чем руководствуется преподаватель при выставлении оценок на зачетах и экзаменах, и каков возможный порядок действий, если есть основания судить о необъективности преподавателя. С. И. Дудник разъяснил, что все академические требования, все формы работ и критерии их оценивания, включая проведение промежуточной аттестации, должны быть описаны в рабочей программе дисциплины. Директор института рекомендовал обучающимся заранее ознакомиться с ними. РПД находятся в открытом доступе в разделе «Учебно-методическая документация» на сайте СПбГУ. При выявлении случаев нарушения преподавателями принципов объективности и справедливости (как в период промежуточной аттестации, так и в любое иное время) С. И. Дудник попросил обращаться к нему.
Представитель студсовета Института философии СПбГУ И. Ю. Ларионов сообщил о проделанной членами студенческого совета работе по сбору информации о наличии и оснащении учебных комнат в общежитиях СПбГУ, а также их готовности к использованию в период сессии. Доступ ко всем комнатам для обучающихся СПбГУ свободный. Во всех учебных комнатах имеется бесплатный Интернет. В большинстве общежитий имеется по
На встрече с представителями студенческого совета физического факультета первый заместитель декана А. В. Титов получил непроверенную информацию о том, что студентам четвертого курса бакалавриата, возможно, не проведены занятия преподавателем, не входящим в штат физического факультета. По результатам последующей проверки выяснилось, что данная ситуация действительно имела место, принято решение о том, что занятия будут восполнены, а в отношении зачета — будет предоставлен индивидуальный график для прохождения этого зачета. Также проведена разъяснительная работа со студентами о недопустимости сокрытия фактов отсутствия запланированных занятий и необходимости своевременного информирования соответствующих служб Университета.
Представители студенческого совета физического факультета задали вопрос о существующих возможностях оказания технической поддержки обучающимся в организации проведения промежуточной аттестации с использованием информационно-коммуникационных технологий. А. В. Титов проинформировал обучающихся о том, что они могут воспользоваться инфраструктурой Университета. Для того чтобы пройти промежуточную аттестацию в помещениях СПбГУ с использованием соответствующих технических средств, необходимо заранее обратиться в учебный отдел с соответствующим заявлением.
Члены студсовета медицинского факультета сообщили декану о работе волонтеров из числа обучающихся старших курсов, которые участвуют в оказании помощи медицинским организациям в борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Студенты заверили, что таких активистов было бы больше, если бы была возможность сдать экзамен по допуску к медицинской деятельности в качестве среднего медицинского персонала. Декан факультета П. К. Яблонский ответил, что экзамен состоится в ближайшие после новогодних праздников дни, и обратился к студентам-волонтерам с просьбой продолжать оказывать помощь во время праздников в связи с прогнозируемым в этот период пиком заболеваемости.
Развитие дополнительных образовательных программ
Рассматривались вопросы системного подхода к созданию и реализации дополнительных образовательных программ СПбГУ и задача развития системы непрерывного образования. Было отмечено, что руководители учебно-научных коллективов пока не уделяют должного внимания системному развитию дополнительных программ, считая, что этим занимаются центры ДОП по направлениям и дополнительных усилий не требуется. Это неправильно, и задачу эту необходимо решать наряду с развитием основных программ.
Недавно было проведено совещание с разъяснением задач развития непрерывного образования и развития ДОП СПбГУ (в том числе через участие в различных конкурсах на обучение персонала и госслужащих) и о внедрении в критерии конкурса на КЦП показателя о ДОП (см. здесь, п. 1 Средний балл ЕГЭ и другие показатели конкурса на распределение контрольных цифр приема). Особое внимание предлагалось уделить программам повышения квалификации и переподготовки.
К сожалению, в СПбГУ есть направления, где по программам повышения квалификации и переподготовки за год (например, в 2018 или 2019 году) было обучено менее 100 обучающихся (в коллективах институтов истории и философии, факультетов восточного, математико-механического, ПМ-ПУ, социологии, свободных искусств и наук, физического). При том, что по другим направлениям число обучающихся значительно выше (например, в 2019 году обучено: 332 — в ИНоЗ, 212 — на факультете психологии, 563 — на юридическом факультете, 478 — на экономическом факультете, 372 — в ВШМ, 1490 — на медицинском факультете и т. д.).
Формат проведения такого обучения может быть комбинированным (как аудиторным, так и удаленным с использованием ИКТ). Кроме того, при реализации ДОП можно использовать создаваемые онлайн-курсы. Доход, приносимый от реализации образовательных программ — это внебюджетные средства, которые используются как на оплату труда преподавателей, так и на другие цели. Директорам и деканам поручено представить предложения по развитию системы непрерывного образования в СПбГУ.
Встреча ученых СПбГУ с А. В. Гуцаном
24 декабря состоялась встреча директора Института трансляционной биомедицины СПбГУ и научного руководителя Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Р. Р. Гайнетдинова и заведующего кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ Н. В. Кузнецова с полномочным представителем президента Российской Федерации в СЗФО А. В. Гуцаном. В ходе встречи ученые рассказали об основных результатах своей научной работы в СПбГУ и научных планах. А. В. Гуцан вручил универсантам Благодарности полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе «За выдающийся вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность».
Ранее на ректорском совещании сообщалось, что Р. Р. Гайнетдинов и Н. В. Кузнецов вошли в список самых цитируемых ученых мира Web of Science (WoS) Highly Cited Researchers 2020 (Материалы ректорского совещания от 23.11.2020).
Объединение РНФ и РФФИ и грантовая активность научно-педагогических работников СПбГУ
В связи с объединением РНФ и РФФИ, возможно, изменятся и правила предоставления грантов. Хорошо известно, что ученый может участвовать не более чем в двух грантах РНФ одновременно. Если это правило будет перенесено на период после объединения фондов, то могут возникнуть трудности при прохождении конкурсных процедур у некоторых научно-педагогических работников из-за естественного уменьшения базы для участия в грантах.
При обсуждении вопроса отмечалось, что конкурсные требования в части грантовой активности ослабляться не будут. Директорам и деканам поручено обсудить в коллективах необходимость расширить список лиц, подающих заявки на гранты РНФ, а также необходимость для научно-педагогических работников занять более активную позицию по поиску возможности подачи заявок и получения грантов (в том числе иных, не относящихся к грантам РНФ и РФФИ). Имеются в виду гранты Правительства Санкт-Петербурга, различные гранты для молодых ученых и аспирантов, предложения от других грантодателей, а также заключение договоров на проведение НИР и НИОКР с различными организациями.
О награждении директора Социальной клиники СПбГУ А. Н. Воронова
Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.12.2020 № 1031 «О награждении наградой Правительства Санкт-Петербурга — почетным знаком «Нагрудный знак губернатора Санкт-Петербурга "За милосердие"» в 2020 году. Указанной награды удостоены 50 граждан нашего города за особые заслуги в деле профилактики бездомности в Санкт-Петербурге, помощь социальным учреждениям, проведение мероприятий и оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, разработку и реализацию программ поддержки социально незащищенных граждан. Среди награжденных — четыре работника учреждений высшего образования: преподаватель РАНХиГС, начальник юридического отдела Педиатрического медицинского университета, начальник отдела кадров Горного университета и Александр Николаевич Воронов, директор Социальной клиники — заместитель начальника отдела организации практик и содействия трудоустройству СПбГУ.
О бюсте А.-З. Валиди
На территории главного городка СПбГУ около здания на Университетской наб., д. 11 в 2008 году был установлен бюст ученого-тюрколога А.-З. Валиди, переданный Университету Министерством культуры Республики Башкортостан. За последние полтора года в Виртуальную приемную СПбГУ поступило несколько обращений граждан и общественных организаций по поводу законности размещения бюста А.-З. Валиди в университетском дворике (Бюст Ахмед-Заки). В связи с этим в сентябре 2019 года СПбГУ направил обращение в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой проверить законность действий Университета. Недавно Университет направил дополнительное обращение в прокуратуру Санкт-Петербурга. Был получен ответ о том, что проверочные мероприятия еще не завершены (О бюсте Ахмет-Заки Валиди).
См. также: Материалы ректорского совещания от 22.01.2021, Запросы о бюсте Ахмет-Заки Валиди
Встреча руководства Университета с правлением Ассоциации выпускников СПбГУ
24 декабря по инициативе ректора СПбГУ состоялась встреча с правлением Ассоциации выпускников СПбГУ. В ней приняли участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ Г. Г. Богомазов, почетный профессор СПбГУ Р. А. Эварестов, директор Института когнитивных исследований СПбГУ профессор Т. В. Черниговская, проректоры Е. Г. Чернова и М. И. Гусарова, члены правления Ассоциации выпускников Г. Л. Абдушелишвили, А. Н. Архипов, М. А. Горизонтова, И. А. Дементьев, А. В. Денисенков, М. А. Евневич, А. А. Нестеров, И. А. Ходачек и член ассоциации А. В. Якунин.
В ходе встречи представители СПбГУ хотели понять, насколько легитимным является утверждение о том, что А. В. Якунин все еще является президентом ассоциации. Почему, если полномочия А. В. Якунина истекли еще в марте 2020 года, выборы президента ассоциации не прошли ранее в очном формате: например, заблаговременно в 2019 году или летом 2020 года, когда коронавирусные ограничения были фактически сняты? Какова причина заявления А. В. Якунина (от 18 декабря 2020 года) о том, что «ситуация с выбором следующего руководителя ассоциации осложняется тем, что, если мы не найдем решение до конца этого года, то в новом году ассоциация останется без руководства и финансирования, что, к моему сожалению, заставит нас обсуждать ликвидацию»? Почему в начале декабря утверждается, что выборы президента нужно обязательно успеть провести в 2020 году, а во второй декаде декабря — выборы нужно провести «не позже января / февраля 2021 года»? Правда ли, что правлением ассоциации уже принято решение о дате проведения выборов? В каком порядке должны осуществляться выборы, и насколько этот порядок соответствует действующему законодательству?
На ректорском совещании также сообщалось об обращении в кадровую службу Университета известного тюрколога, доцента А. С. Аврутиной, которая хочет претендовать на должность президента Ассоциации выпускников СПбГУ. Разъяснялось, что Ассоциация выпускников СПбГУ — самостоятельное юридическое лицо, поэтому данный вопрос не решается кадровой службой СПбГУ. Как только ассоциация официально объявит о проведении выборов президента организации, все желающие универсанты смогут выдвигать свои кандидатуры для участия в этих выборах.