Пандемия — студенческим обменам не помеха
В Санкт-Петербургском университете продолжается прием заявок на участие в программах академической мобильности в весеннем семестре 2020/21 учебного года. О том, как проходят студенческие обмены в новых условиях, какие вопросы интересуют их участников и как происходит выбор формата обучения, рассказал заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин.
Ежегодно сотни студентов СПбГУ участвуют в программах академической мобильности, но в прошлом семестре, когда универсанты находились в зарубежных вузах-партнерах, в мире началась пандемия коронавируса. Где они решили продолжать обучение?
Как изменилась система организации международной деятельности СПбГУ
Студенты, которые обучались в рамках программ обмена в зарубежных университетах-партнерах, принимали решение индивидуально, в зависимости от того, как менялась обстановка в стране пребывания и каким было расписание международных рейсов. Многие решили остаться и учиться в условиях карантина, но часть ребят вернулись в Россию, где продолжили обучение дистанционно, находясь дома или в общежитиях СПбГУ. Каждый раз это была индивидуальная ситуация. Тем не менее мы отрабатывали все подобные вопросы, и все студенты получили соответствующие консультации и помощь. Мы работали как с самими обучающимися, так и с нашими университетами-партнерами для того, чтобы обеспечить универсантам максимально комфортное обучение в тех условиях, которые сложились весной 2020 года.
Какой формат обучения был выбран для иностранных студентов, прибывших в Санкт-Петербургский университет?
Иностранные обучающиеся, которые находились в СПбГУ в тот момент, когда мы перешли на дистанционный формат проведения занятий, так же как и российские студенты, получили возможность обучаться онлайн с помощью информационных технологий, которые сегодня активно развиваются в Университете.
Обращались ли за поддержкой к представителям СПбГУ универсанты, направленные в зарубежные вузы, и студенты, прибывшие в Университет? С какими проблемами они столкнулись? В каких вопросах им чаще всего требовалась помощь?
Насколько мобильна академическая мобильность студентов СПбГУ
Конечно, обращались и обращаются до сих пор, потому что изменились условия их обучения в Университете. Иностранных студентов интересовал прежде всего механизм подключения к занятиям в онлайн-формате, условия прохождения карантина и помощь с доставкой продуктов и предметов первой необходимости, когда они вынужденно находились в общежитии на самоизоляции. Во всем этом мы оказывали им поддержку, в первую очередь силами волонтеров и сотрудников отделов и служб, которые задействованы в работе с иностранными обучающимися. Ребят интересовали и многие другие вопросы. Мы консультировали их о том, когда может быть снят карантин и как они могут выехать в свою страну, для этого мы взаимодействовали со многими дипломатическими представительствами зарубежных государств в Российской Федерации, с Министерством иностранных дел РФ, с авиакомпаниями и даже часто с родителями студентов, чтобы помочь в решении вопросов, которые были актуальны в тот момент и остаются таковыми сегодня.
Российских студентов, универсантов, также интересовали схожие вопросы. Часто они спрашивали, как им вернуться домой или какую поддержку мы можем оказать им в той стране, где они находились. Здесь мы во многом полагались на наших партнеров, которые всегда проявляли отзывчивость и отвечали нам взаимностью, помогали нашим обучающимся с продлением виз, материальным обеспечением, предоставляли им проживание и так далее.
Часть дисциплин все участники академических обменов были вынуждены осваивать в дистанционном формате. Расскажите, пожалуйста, как было организовано их преподавание?
В Санкт-Петербургском университете есть возможность получить перезачет пройденных онлайн-курсов, разработанных как СПбГУ, а таких у нас больше 100, так и другими ведущими университетами мира. Остальная часть учебного процесса была переведена в видеорежим, когда преподаватель работал со студентами напрямую, только не в аудитории, а с использованием различных платформ — MS Teams, Zoom и других. Рекомендации по выбору формата обучения по каждой дисциплине давали преподаватели и учебные отделы образовательных программ.
Зачет за онлайн-курс: как получить и на что обратить внимание?
Основная масса предметов просто была переведена в видеорежим, когда преподаватель в прямом эфире проводил лекции и семинары с обучающимися. Некоторые дисциплины предполагают проведение практических занятий, которые было решено перенести на то время, когда появится возможность их организовать. В этом Университет всегда шел навстречу своим обучающимся и преподавателям. Мы все оказались в нестандартной ситуации, и представить, чтобы все проблемы были автоматически решены, а образовательный процесс стал таким же, каким был до пандемии, мы не можем. Поэтому СПбГУ работает над поиском решений, позволяющих обеспечить максимально комфортное, эффективное обучение студентов и работу преподавателей. В одних случаях это было изменение времени проведения занятий и зачетов, в других — перенос на другой период или другие варианты. Повторю, что у каждого предмета и области знаний своя специфика и все решения принимались с учетом требований преподавателей, учебных отделов и мнения студентов.
Как студенты оценивают качество онлайн-обучения в СПбГУ? Существует ли, на их взгляд, разница между очными и дистанционными занятиями?
Отзывы были разные, поскольку здесь есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, у студентов появляется больше времени для занятий и подготовки, ведь его не нужно тратить на дорогу, они могут обучаться находясь непосредственно дома. Посещаемость стала выше, появилась возможность использовать во время видеолекций дополнительные материалы со своего компьютера.
С другой стороны, у обучающихся нет прямого контакта с преподавателем и они не могут получить доступ к оборудованию. Существуют и другие проблемы, связанные, например, с часовыми поясами. Российские студенты, которые живут в других регионах, и иностранные обучающиеся порой были вынуждены присутствовать на занятиях в дистанционном формате в то время, когда у них наступал поздний вечер или, наоборот, слишком раннее утро. Безусловно, выбрать оптимальное время, которое было бы всем удобно, невозможно. Но здесь ничего не поделаешь, все мы — и не только те, кто работает в университетах и школах, — оказались в таких непростых условиях и должны их учитывать.
Прием заявок для конкурсного отбора на участие в программах академической мобильности продолжается до 18 октября 2020 года. Подробнее о правилах и сроках подачи документов вы можете прочитать в профильном разделе официального сайта и при необходимости обратиться за консультацией к сотрудникам отдела международного образовательного сотрудничества СПбГУ.
Могут ли обучающиеся отправиться за рубеж по обмену в этом учебном году?
Да, они и планируют, и готовы ехать в том случае, если университет-партнер согласен принять иностранных студентов. Это опять же зависит от тех правил, которые введены в той или иной стране. Постановление Правительства РФ позволяет обучающимся однократно выезжать за рубеж для прохождения обучения в зарубежных вузах. Поэтому в случае согласия университета-партнера принять таких студентов в рамках программ академической мобильности мы направляем туда универсантов — естественно, предупреждая обо всех рисках, с которыми они могут столкнуться, в случае если будут введены новые ограничения. Учитывая всю сложность ситуации, мы просим их адекватно оценивать обстановку и принимать взвешенное решение о том, выезжать им за рубеж или нет.
По сравнению с прошлым годом заявок от желающих отправиться на учебу в университеты-партнеры стало, наверное, чуть-чуть меньше, но ненамного. Дело не в том, что студенты боятся ехать за рубеж, просто во многих странах остаются ограничения на прием иностранцев. В частности, программы отменили ряд вузов Дании, Норвегии, Канады, по-прежнему остается закрыт Китай, на который приходилась значительная доля наших программ академической мобильности.
Из зарубежных университетов пока никто не может к нам приехать, за исключением тех стран, с которыми возобновлено авиасообщение: это Великобритания, Казахстан, Киргизия, Турция, Швейцария и Танзания. Но с этими странами у нас не такая большая мобильность, как, например, с Германией, Францией, Испанией, Италией, Китаем или Польшей. Поэтому здесь поток студентов практически нулевой, поскольку они не готовы приезжать в существующих условиях.
Поступают ли уже в СПбГУ вопросы от иностранных студентов о том, когда они смогут приехать по программам включенного обучения? Много ли таких обращений?
Конечно, поступают. И мы основываемся на соответствующих постановлениях Правительства РФ, а также других органов государственной власти, которые определяют правила и рекомендации в эпоху пандемии. Желающих приехать много, все хотят, чтобы авиасообщение возобновилось и программы мобильности стали доступны. Мы обычно принимаем большое количество иностранцев — более тысячи человек в год, и, конечно, они все хотели бы приехать в Университет в рамках программ обмена. Поэтому, как только это станет возможным, мы полностью восстановим входящую и исходящую мобильность.