Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О заработной плате научно-педагогических работников СПбГУ
Ректор СПбГУ Н.М. Кропачев сообщил, что первый проректор по экономике И. П. Бойко выполнил поручение, данное ему неделю назад на ректорском совещании, и посчитал показатели средней заработной платы работников Университета. По предварительным данным, в 2011 году начисленная заработная плата научно-педагогических работников (НПР), работающих на полную ставку, составила 44 545 рублей в месяц. Она включает в себя основной оклад, надбавки, премии и все другие выплаты, получаемые сотрудниками СПбГУ. Средняя зарплата 10 % наиболее высокооплачиваемых сотрудников была в прошлом году 107 687 рублей, а 10 % наименее оплачиваемых — 15 091 рублей. Для сравнения можно привести соответствующие цифры 2010 года. Тогда средняя зарплата НПР была 38 991 рублей, 10 % наиболее высокооплачиваемых — 98 095 рублей и 10 % наименее оплачиваемых — 12 865 рублей. Все цифры за год выросли, как мы видим.
Ректор назвал цифры средней зарплаты сотрудников — по коллективам факультетов, сказав о том, что эти данные могут еще измениться в большую сторону после уточнения данных по выплатам каждому работнику.
Их можно сравнить с данными 2010 года. Радует, что за год существенно уменьшился разрыв между наиболее и наименее оплачиваемыми сотрудниками. Средний децильный коэффициент в 2011 году — 7,1, самый большой разрыв — на математико-механическом факультете: 11,2, самый маленький — на Факультете свободных искусств и наук: 4,2. Самая большая средняя заработная плата у одного из профессоров Математико-механического факультета — 657 900 рублей в месяц. Количество научно-педагогических работников, заработавших за год больше, чем ректор Университета, — 171 человек.
Эти данные наверняка станут поводом для обсуждения разных вопросов. Ректор выразил надежду, что обсуждать будут не столько чужие зарплаты, сколько критерии и принципы установления стимулирующих выплат. Не менее важно обсудить принципы и правила определения нагрузки преподавателя и научного задания преподавателя-научного сотрудника, повысить требовательность при проведении конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников, а также справедливо решать вопрос об оформлении на дополнительные 0,25 или 0,5 ставки (в рамках внутривузовского совмещения).
Реально оценить уровень зарплат может только свой коллектив. Поэтому деканы будут регулярно получать информацию о зарплатах сотрудников факультета (проректорам даны соответствующие указания) для того чтобы видеть полную картину, решая вопросы о премировании работников. Разрыв между уровнями зарплат в коллективе может быть, но он должен быть обоснован и понятен для коллектива. Ректор попросил деканов принять все меры, чтобы справедливость премирования, конкурсного отбора, внутривузовского совместительства, распределения научно-педагогической нагрузки увеличивалась.
Сейчас в Университете сотни преподавателей ведут занятия для студентов разных образовательных программ и поэтому получают заработок из разных источников (и им начисляют зарплату разные проректоры). Надо наладить обмен информацией и сделать так, чтобы декан получал полную информацию о заработной плате сотрудника по всем источникам дохода — в простом, удобном для всех режиме. Отладка системы информирования потребует некоторого времени. Ректор попросил, если будут накладки и сложности, информировать его оперативно.
Ректор подчеркнул: то, что в Университете в 2011 году вырос показатель средней зарплаты в коллективах всех факультетов, удалось сделать благодаря тому, что руководство Университета в последние месяцы 2011 года имело всю информацию о зарплатах сотрудников и могло оперативно принимать решения. Ректор отметил, что увеличение зарплат удалось добиться в ситуации, когда значительно сократились доходы из внебюджетных источников по многим образовательным программам. Например, за 2011 год объем внебюджетных средств, находящихся в распоряжении проректора С. И. Богданова, направленных на зарплату сотрудников факультетов, сократился на 54 млн рублей по сравнению с 2010 годом. Внебюджетные средства, которые проректор Л. А. Цветкова могла израсходовать на зарплату сотрудников, сократились по сравнению с 2010 года на 34 млн рублей, проректор Е.Г. Чернова — на 29 млн меньше. За счет активной работы руководства Университета удалось привлечь дополнительное бюджетное финансирование и закрыть «дыры» в бюджете всех образовательных программ, образовавшиеся в результате сокращения внебюджетных доходов (Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3, от 20.02.2012, п. 11; Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 10, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 6).
Права и обязанности председателей методических и научных комиссий, а также заведующих кафедрами
В продолжение темы обеспечения гласности при решении вопросов стимулирования работы сотрудников Университета, а также темы совершенствования правового статуса деканов факультетов (Материалы ректорского совещания от 16.01.2012) ректор сообщил, что проректор Е. Г. Бабелюк и один из деканов в декабре 2010 года инициировали внесение изменения в дополнительное соглашение с преподавателем, выполняющим обязанности председателя учебно-методической комиссии факультета. Они предложили наделить председателя учебно-методической комиссии правом/обязанностью ежемесячно получать информацию о зарплатах преподавателей коллектива факультета, участвовать в согласовании расписаний занятий и расписаний сессий, информировать коллектив Университета на сайте СПбГУ об итогах заседания учебно-методической комиссии факультета.
После непродолжительного обсуждения на ректорском совещании стало ясно, что никто из участников ректорского совещания не возражает против предложения предоставить такое право и возложить такие обязанности на председателей всех учебно-методических комиссий всех факультетов, а право получать информацию о зарплатах и обязанность информировать сотрудников — еще и на председателей научных комиссий факультета. Нашло поддержку и предложение ректора предоставить заведующим кафедрами право получать информацию о зарплатах всех сотрудников коллектива кафедры.
Ректор поручил проректорам и начальнику ГУАТОиД В.П.Журавлеву издать необходимые локальные акты и внести необходимые изменения в дополнительные соглашения с преподавателями, выполняющими обязанности председателей комиссий и с заведующими кафедрами (см. Приказ № 186/1 от 26.01.2012 «О внесении изменений в приказ № 1961/1 от 18.08.2010 "Об организации работы учебно-методических и научных комиссий факультетов" (в редакции приказов от 05.04.2011 № 882/1 и от 11.10.2011 № 3667/1)»). Председатели комиссий будут получать информацию о зарплатах от проректоров по направлениям, а заведующие кафедрами — от декана факультета.
Впервые — институциональная международная аккредитация управления образовательной программой
Ректор напомнил, что в Университете есть уже несколько образовательных программ, которые прошли международную аккредитацию. Впервые в этом году Университет будет пытаться получить международную аккредитацию, которая предполагает оценку не только качества образовательных программ, эффективности научной деятельности, качества преподавателей и т.д., но и оценку качества организации управления по обеспечению реализации образовательных программ и научных исследований. Оцениваться будет и академическое содержание, и организация управления программой «Менеджмент». Оценка международных экспертов будет происходить на разных уровнях: работа ректора, проректоров, декана, бухгалтерии, библиотеки, службы безопасности и т.д. Несколько вузов России пытались получить согласие на проведение аккредитации, но на основании формальных критериев им было отказано даже в праве на попытку пройти аккредитацию. Таким образом, на сегодняшний день ни один из вузов России не только не имеет такой аккредитации, но и не был допущен до самой процедуры аккредитации. Даже если оценка комиссии будет негативная, то, заметил ректор, мы узнаем мнение квалифицированных экспертов о недостатках в организации нашей работы, — это будет очень ценная для нас информация.
Н.М. Кропачев предложил деканам: если кому-то, кроме наших менеджеров и сотрудников ректората будет интересна процедура международной аккредитации, то все могут получить информацию о ней. Возможно, кто-то из деканов пожелает инициировать аналогичные международные аккредитации по другим направлениям (см. Приказ № 101/1 от 19.01.2012 «О проведении международной профессиональной аккредитеции EQUIS»; Материалы ректорского совещания от 21.12.2015, п. 1; от 22.10.2012, п. 1; «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).
О мерах по соблюдению законодательства в области противодействия коррупции
Ректор сообщил, что в Университете введен новый порядок выдачи доверенностей. Согласно приказу начальника юридического управления Ю. В. Пенова, любое лицо, которое претендует на получение доверенности, должно представить справку об аффилированности. Проблема очень важная: нужно уйти от попыток лоббирования сторонних или своих личных интересов. Причем речь идет не только о доверенности в сфере гражданских сделок. Еще свежи примеры из недавней университетской истории: как известно, договоры с ДЕЛОРами подписывал С. В. Петров, который одновременно был одним из учредителей этих фирм, а договоры Университета с АНО «Поликлиника СПбГУ» тоже подписывал С. В. Петров, который был также главврачом поликлиники. И когда его спрашивали: «Как же это? Разве прилично подписывать договор с обеих сторон?» — он отвечал: «А разве мне кто-то запрещал?..»
Для того чтобы впредь исключить подобные случаи, в распоряжении Ю. В. Пенова теперь сказано, что непредоставление информации или предоставление ложной информации о себе — это основание для принятия дисциплинарных мер воздействия. СПбГУ — первый вуз, кто так делает, но и другие пойдут следом (Материалы ректорского совещания от 16.04.2013, п. 5; от 18.03.2013, п. 7).
О новом порядке расчета, начисления и выплаты заработной платы
Первый проректор по экономике И. П. Бойко сообщил о том, что раньше в каждом подразделении были свои даты выплаты заработной платы. В соответствии с требованиями трудового законодательства и на основании дополнительного соглашения к коллективному договору издан его приказ № 42/1 от 12 января, и в 2012 году вводятся единые даты выплаты зарплаты:
- за первую половину отработанного месяца — в течение трех рабочих дней начиная с 25-го числа данного месяца
- за вторую половину отработанного месяца — в течение трех рабочих дней начиная с 10-го числа следующего месяца
Также в соответствии с требованиями трудового законодательства и первая, и вторая часть зарплаты будут выплачиваться за фактически отработанное время — на основании табеля учета, подаваемого дважды в месяц (первого и 16-го). В табеле учета работы преподавателя должны оперативно отражаться все отклонения от нормального течения: командировка, болезнь, отпуск, отгул. Как известно, в эти дни оплата труда исчисляется по-другому.
В зарплату за первую половину месяца будут включены и выплаты за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за работу в ночное время и пр. А в зарплату за вторую половину месяца — помимо оплаты за отработанные дни еще и стимулирующие премиальные выплаты по итогам месяца.
Председатель совета молодых ученых Д. Н. Разеев спросил, в какие сроки теперь будут оплачивать договоры подряда по грантам. Раньше бухгалтерия отказывалась оформлять их во время расчета зарплаты, стремилась сделать это во время начисления аванса. И. П. Бойко ответил, что гражданско-правовые договоры подразумевают иной механизм оплаты. И регулярность выплат должна быть прописана в договоре подряда — она может быть и раз в год, и два раза в месяц. Н.М. Кропачев добавил, что если договор закрывается 23-го, то вряд ли к 25-му успеют сделать начисление. Ректор поручил И. П. Бойко дать объяснение на сайте и в журнале о сроках и принципах / правилах выплаты, чтобы каждый сотрудник СПбГУ понимал свои права — и мог обращаться при их нарушении. Кроме того, необходимо прописать в отдельном приказе первого проректора по экономике: сколько дней требуется для расчета платы по договорам подряда, через сколько дней после получения отчета о командировке обязаны перевести деньги, компенсирующие расходы и т. д.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, как платят за командировки. Ведь есть компенсация командировочных расходов, а есть заработок сотрудника за этот срок. И. П. Бойко ответил: за период командировки заработок платится по среднему за три предыдущих месяца — это дело расчетчиков. И, как правило, нет существенной разницы в оплате.
Отвечая на вопрос Р. А. Эварестова о сроках выплаты стимулирующих надбавок, ректор подчеркнул, что они должны выплачиваться только по итогам работы. Ни в коем случае нельзя стимулировать в начале месяца за месяц. И оценка должна быть по труду, а не потому, что работы много. Премия (вознаграждение) выплачивается только за фактически выполненную работу, сделанную качественно и в срок (или досрочно).
О новом составе экспертной комиссии СПбГУ
Экспертная комиссия СПбГУ работает уже почти два года. В СПбГУ вот уже несколько лет все научные деньги расходуются только на конкурсной основе. А ведь еще четыре года назад все знали, в каком кабинете и кто принимает решение о расходовании научных денег, не было никаких правил и процедур принятия таких решений. Тогда Н. М. Кропачев (еще будучи первым проректором СПбГУ) пытался принять первое в Университете положение о гласных конкурсных процедурах при распределении научных денег, но научная комиссия Ученого совета СПбГУ по предложению одного из членов комиссии, бывшего проректора по научной работе, отказалась поддержать это предложение. Только после того как Ученый совет СПбГУ провел ротацию состава научной комиссии, решение о введении конкурсных процедур удалось провести.
Н. М. Кропачев поблагодарил тех, кто работал в Экспертной комиссии, и попросил проректора по научной работе Н. Г. Скворцова представить предложения по их поощрению. Ректор также поручил Н. Г. Скворцову до 10 февраля представить проект приказа о составе новой комиссии — на следующие два года. Н. М. Кропачев подчеркнул, что в Экспертную комиссию не могут входить ученые, которые сами претендует на получение научных грантов. Надо изменить положение о комиссии и подбирать ее новый состав, исходя из этого принципа.
Ректор напомнил о предложениях начинать ежегодные конкурсы научных грантов СПбГУ в более ранние сроки — в феврале-марте предыдущего года. Тогда будет больше времени для подачи заявок и для проведения более длительной и тщательной экспертизы. И финансирование тоже можно открывать раньше.
Ректор попросил Н. Г. Скворцова обратить особое внимание на привлечение в состав Экспертной комиссии внешних экспертов. В том числе тех, кто работает в СПбГУ временно, — к примеру, ученых с мировым именем, создавших четыре лаборатории в рамках проекта мегагрантов. В Университете есть много сотрудников, в чьей независимой экспертной оценке можно быть уверенным. Н. М. Кропачев попросил деканов направлять свои предложения Н. Г.Скворцову как можно быстрее, чтобы с марта начать работу по новым конкурсам.
О выплате заработной платы и стипендии за январь
На предыдущем ректорском совещании 16 января проректор И. А. Дементьев уже говорил о пока не открытых лимитах бюджетного финансирования СПбГУ в этом году. Ректор сообщил, что Университет до сих пор не получил разрешение на расходование бюджетных средств, хотя каждый день обещают, что вот-вот откроют. Понимая, что задержка с разблокированием счета может привести к нарушению прав работников, студентов и аспирантов, ректор принял решение об осуществлении в этом случае выплат из внебюджетных средств Университета. Можно и нужно призывать министра финансов совершать неординарные действия в ситуации крайней необходимости, но надо и самим уметь принимать неординарные решения.
На счетах Университета достаточно средств для выплаты и зарплаты за первую половину января и выплаты компенсации в размере стипендии. Эти средства получены от приносящей доход деятельности в области менеджмента, юриспруденции и экономики. Поэтому проректоры В. С. Катькало, М. Ю. Лаврикова и Е. Г. Чернова (как в свое время поступали деканы соответствующих факультетов) запланировали произвести выплаты зарплаты из внебюджетных средств. После открытия бюджетных счетов необходимо будет произвести соответствующую компенсацию. А что должны делать другие проректоры? Раньше в таких случаях предыдущий ректор на просьбу декана «бедного» факультета или института предлагал ему самому попросить деканов факультетов юридического, экономического или менеджмента «дать денег взаймы». Кто-то давал «взаймы», а кто-то и нет, кто-то просил «взаймы», а кто-то и нет. Но Университет — единая организация, и проблему надо решать в целом Университете.
Еще совсем недавно и принять, и реализовать на практике такое решение было нельзя. В том числе и потому, что никто, кроме каждого декана в отдельности, не обладал информацией о том, сколько в Университете финансовых средств, кому и сколько средств должно быть выплачено в качестве зарплаты.
Показательна и первая реакция проректора И. П. Бойко (между прочим, ответственного именно за определение источников определения финансирования любых выплат, производимых со счетов Университета) на предложение проректора И. А. Дементьева просто проанализировать ситуацию с возможностью произвести выплату зарплаты всем сотрудникам из внебюджетных средств, полученных за реализацию образовательных программ по экономике, юриспруденции и менеджменту. Эта реакция — типичная для декана факультета девяностых — нулевых годов: «Производить из этих денег выплату зарплаты химикам, физикам, биологам и т. д. нельзя — ведь это чужие (!) деньги, деньги экономистов, юристов, менеджеров…». Но затем последовало здравое размышление и, как итог, — справедливое решение.
Ректор сообщил, что он дал поручение первому проректору по экономике И. П. Бойко, главному бухгалтеру Н. В. Гаврилюк, проректорам по обеспечению работы коллективов факультетов (В. С. Катькало, Е. Г. Черновой, М. Ю. Лавриковой) обеспечить осуществление выплаты зарплаты всем сотрудникам Университета из внебюджетных средств образовательных программ «Менеджмент», «Экономика» и «Юриспруденция» и произвести необходимые зачеты после открытия бюджетных счетов Университета.
Но произвести простой арифметический перезачет бюджетных/внебюджетных средств, будет недостаточно. Например, проректору М. Ю. Лавриковой нужны значительные средства уже в начале февраля, чтобы закрыть договоры по строительству на 22 линии В.О. Эти договоры можно оплатить только из внебюджетных средств, и если «вернуть» в распоряжение М. Ю. Лавриковой бюджетные средства, которые расходуют по другой процедуре, то на цели строительства их нельзя будет потратить. Аналогичные проблемы возникнут у проректоров В. С. Катькало и Е. Г. Черновой. Вопрос находится в компетенции проректора И. П. Бойко и ему надо будет определить логистику движения всех бюджетных и внебюджетных средств в Университете.
Несмотря на значительное общее уменьшение средств, полученных в Университете от реализации на платной основе различных образовательных программ, доход от реализации двух программ продолжает увеличиваться («Менеджмент» и «Юриспруденция»). Ректор попросил деканов Юридического факультета и ВШМ рассказать сотрудникам, что временное использование внебюджетных средств создаст сложности только в работе проректора И. П. Бойко, главного бухгалтера и проректоров по обеспечению работы факультетов (в первую очередь, проректора М. Ю. Лавриковой), но не у преподавателей.
Сложнее со стипендиями — их нельзя выплатить из внебюджетных средств. Университет из внебюджетных средств может произвести не стипендиальные выплаты, а, к примеру, материальную помощь в размере стипендии. Решение о таких выплатах в СПбГУ принято. И студенты Университета сначала получат материальную помощь, а потом, когда откроют бюджетное финансирование, еще и стипендию за январь. И не выплатить стипендию Университет не может. В результате Университет может потерять 30 млн рублей. Некоторые из деканов предложили не выплачивать стипендию из бюджетных средств, если к тому времени студенты уже получат компенсационную выплату в размере стипендии из внебюджетных средств. Ректор еще раз подчеркнул, что такие действия с его стороны будут безусловно незаконны, а потому после разблокированная счетов стипендия безусловно будет выплачена (Материалы ректорского совещания от 12.03.2012, п. 2; Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4–6, 8).
Об инфраструктуре Университета
Недавно Дмитрий Михайлов, и.о. директора студгородка (и председатель студсовета физфака) высказал идею инициировать строительство культурно-досугового центра за счет привлеченных средств инвесторов и не на территории студгородка СПбГУ. Он предложил обратиться к губернатору Санкт-Петербурга, чтобы соседняя территория использовалась только для строительства этого центра. Это системное действие, подчеркнул ректор. Смысл этой идеи в том, что мы не всё должны строить сами — есть другой подход. Для обеспечения нормальной работы Университета надо использовать инфраструктуру города, в том числе принадлежащую частным лицам.
Ректор попросил деканов сформулировать свои предложения, какие элементы инфраструктуры Университета могут быть созданы за счет городского бюджета, за счет частных лиц. Например, открытие парковок, столовых, прачечных и так далее. Их можно строить даже не за счет средств города, а путем целевого предоставления земельных участков. Ректор направит соответствующие письма губернатору Санкт-Петербурга и в ЗакС, чтобы городские власти понимали потребности Университета и учитывали их в своей работе.
Никто раньше так не делал, но Университет может подать хороший пример. Например, декан Философского факультета Ю.Н. Солонин в свое время поставил вопрос об организации пешеходного перехода на Менделеевской линии. Сам декан там не переходил дорогу, но студенты ходили постоянно. А он обратился к ректору — и соответствующий знак и разметка появились. Это правильный подход, его можно использовать при организации работы комитета по науке и высшей школе, КУГИ и других городских служб. Вместо того, чтобы только ругать городские власти, лучше четко формулировать свои предложения. Кто лучше нас самих знает о наших потребностях — и о стоянках общественного транспорта, и о пешеходных переходах, и т. д.? Срок для предложений ректор определил до 1 марта (Материалы ректорского совещания от 25.03.2013, п. 1, от 19.03.2012, п. 7; Н.Кропачев, СПбГУ: Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета, ответы 1–6, «Университету кризис не страшен», ответы 2–5).
Об использовании компьютерной техники
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что 18 января он подписал приказ: для научно-педагогических работников в подразделения Университета направляется 1577 комплектов техники (компьютер, монитор, блок питания), 583 МФУ, 882 принтера. Это сделано по заявкам, которые рассматривались в прошлом году. В приказе предусмотрено согласование списков с деканами. Это важно — каждая единица компьютерной техники должна попасть именно на стол преподавателям и ученым, а не АУП. И это только начало общей программы информатизации. И. А. Горлинский попросил деканов после завершения этой акции направлять в его адрес предложения по дополнительному выделению оборудования. Возможности в Университете есть.
Декан Физического факультета С. Ф. Бурейко спросил, планируется ли централизованно закупать «начинку», компьютерные программы. И. А. Горлинский ответил, что компьютеры приходят не пустые, и «начинка» у них разная. Кроме того, заканчивается работа (она будет завершена на этой неделе) по созданию системы, которая позволит программные продукты распределять по такому же принципу. СПбГУ имеет особые лицензии от компании Adobe Systems и от Microsoft, которые позволяют устанавливать всю линейку продуктов этой компании на все наши компьютеры. А по другим программным продуктам вопрос будет решен до конца недели.
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва сказала, что у них идет ремонт и поэтому они не могут указать помещения, где будут установлены компьютеры. Возможны ли другие варианты? И. А. Горлинский объяснил, что в его приказе специально установлена таблица, которую нужно заполнить, указав оборудование, номер комнаты и фамилию конечного пользователя. Но если нельзя выполнить приказ в полном объеме, то надо в служебной записке это объяснить и попросить отложить выдачу компьютеров. Оборудование будет находиться на складе до той поры, пока помещения не будут готовы.
Представление директора колледжа
На ректорских совещаниях уже сообщалось о передаче СПбГУ Колледжа физкультуры и спорта (подробнее о колледже — см. Материалы ректорского совещания от 14.11.2011 и от 26.12.2011). На этом совещании ректор представил Татьяну Михайловну Жидких, директора колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии. Ректор проинформировал деканов, что в связи изданием распоряжения Правительства РФ о присоединении к Университету колледжа, он подписал приказ о создании в структуре Университета, как это и предписано в распоряжении Правительства, колледжа СПбГУ. Распоряжение уже подписано, и сотрудники переводятся из колледжа в колледж, являющийся структурным подразделением СПбГУ.
Ректор попросил деканов представить свои предложения о развитии структуры, обеспечивающей преподавание в СПбГУ физической культуры и спорта, и направлять их И. А. Горлинскому. До 1 сентября надо решить все вопросы о включении колледжа в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 19.03.2012, п. 5, от 06.03.2012, п. 2)