Коммерсант: «Важно, какими нас видят студенты»
С ректором Санкт-Петербургского университета профессором (СПбГУ) Николаем Кропачевым корреспондент «Д» Павел Апрелев беседовал не только как с ученым и руководителем, но и как с человеком, много лет отвечающим за работу штаба «Петербургского диалога», который находится в СПбГУ.
Могли бы вы вспомнить самые важные для вас моменты участия в «Петербургском диалоге»?
Уточню, Петербургский университет — штаб российского секретариата Форума. В университете создана и работает российская дирекция, которая обеспечивает организацию всех мероприятий с российской стороны: двусторонние расширенные заседания членов координационных комитетов и руководителей рабочих групп, заседания рабочих групп, Молодежный форум «Петербургский диалог», иные мероприятия, проводимые при поддержке Форума. И, конечно же, ежегодный большой Форум «Петербургский диалог», который обычно насчитывает более 300 участников. В основном ежегодном мероприятии принимают участие лидеры обеих стран, поэтому подготовка и проведение таких форумов для университета событие знаковое.
Впрочем, наш университет обеспечивает не только организацию: ведется серьезная исследовательская работа, результаты которой используются при подготовке и проведении встреч руководителей и членов рабочих групп.
А каковы связи с Германией у университета?
У Петербургского университета, первыми профессорами которого почти 300 лет назад были именно немецкие ученые, масштабные связи с немецкими партнерами. Среди них — отдельные исследователи, университеты, научные сообщества Германии. За последние пять лет ученые университета опубликовали совместно с коллегами из Германии около 2 тыс. научных статей.
Об одном примере сотрудничества я бы хотел рассказать особо. Это проект, который мы (первыми в мире из университетов и научных организаций) два года назад начали с DFG . Его суть — в конкурсном отборе пар исследовательских коллективов (немецких и российских), которые предлагают свои заявки на проведение научных исследований. Экспертизу проводит DFG, а те коллективы, которые становятся победителями конкурса, получают финансирование на реализацию своих идей. Немецкие коллеги — из средств DFG, а российские — из средств СПбГУ. Таким образом, мы реализуем крупный совместный проект с международным коллективом и международным финансированием. Сегодня DFG использует предложенную нами модель в сотрудничестве c ведущими вузами мира.
Каждый культурный человек в нашей стране хотя бы немного благоговеет перед именем Петербургского университета. Что делается, чтобы поддерживать его европейский престиж? Как сделать выпускника специалистом европейского уровня?
Мы не ставим перед собой таких задач — поддерживать «европейский престиж» университета или готовить выпускников «европейского уровня». Во-первых, я уверен, что в некоторых областях (например, математика) многим мировым университетам еще стоит немало поработать, чтобы достичь уровня СПбГУ. А во-вторых (и это главное!), наша задачи — создавать в университете комфортные условия для работы ученых и студентов, иметь современное исследовательское оборудование, лучшие информационные системы, подбирать коллектив из ведущих ученых. В такой среде и наука будет развиваться как передовая, и студенты будут оканчивать университет, становясь настоящими профессионалами.
Ну и, наконец, нельзя забывать, что престиж, «имидж марки» создают прежде всего люди. Как те, кто работал в нашем университете за всю почти 300-летнюю историю его существования, так и те, кто работает в нем сегодня: лауреат Премии Филдса С. Смирнов, лауреат Нобелевской премии по экономике К. Писсаридес, ведущий генетик С. О`Брайен, биоинформатики П. Певзнер, маэстро В. Гергиев, директор Государственного Эрмитажа М. Пиотровский, президент Курчатовского института М. Ковальчук и многие другие.
А в чем, на ваш взгляд, разрыв, если он, конечно, существует, между европейскими и российскими студентами?
Такой «разрыв» в СПбГУ вряд ли можно обнаружить. Многие из наших студентов проходят включенное обучение в ведущих мировых вузах, к нам приезжают студенты в рамках обменов. Отношение к работе (учебе) зависит вовсе не от страны, из которой приехал студент, а от уровня его внутренней мотивации... Наши студенты прекрасно интегрируются в среду зарубежных вузов и кампусов. Более того, получение образования по некоторым программам просто предусматривает обязательное обучение в вузе-партнере в течение одного семестра.
В то же время приезжающие к нам иностранные, в том числе, конечно, европейские, студенты отлично адаптируются и к университетской действительности, и к нашему прекрасному городу. Один пример: в 2015 году на вручение дипломов выпускникам международной магистерской программы CEMS, реализуемой 30 ведущими бизнес-школами мира, в Санкт-Петербургский университет приехали более 1 тыс. выпускников-иностранцев.
Вы сами ощущаете себя со студентами человеком другого поколения и если да, то в чем видите, чувствуете различия?
Здесь вы всегда находитесь в обновляющейся среде ученых и студентов. Студенты заставляют нас не просто меняться, но и соответствовать духу времени. Конечно, у каждого поколения есть свои особенности: гаджеты, шахматы, Всемирный фестиваль молодежи... Но одно остается неизменным (и это хорошо!): в университет приходят люди, нацеленные на познание, готовые к трудной работе и обладающие повышенным чувством справедливости и собственного достоинства. Наша задача — помочь этому развитию.
Немало российских студентов формулируют цель своей учебы как возможность уехать из страны. Можно ли и нужно ли с этим бороться?
Для большинства студентов в мире получение высшего образования — путь в лучшее будущее. Причем совершенно не важно, о какой именно стране мы говорим. Для некоторых это связано с возможностью переехать в другой город, в другую страну. У этого явления множество причин и обстоятельств. Поэтому лучше рассуждать не о «борьбе», а о создании условий, в которых выпускники вузов хотели бы работать, о появлении задач, которые молодые амбициозные люди хотели бы решать.
Обратите внимание, у нас создан научный парк площадью более 30 тыс. кв. м, доступ к 26 ресурсным центрам которого имеют не только наши ученые, но и сотрудники любой научной организации или университета. В оборудование научного парка вложено около 7 млрд руб.— таких инвестиций в научное оборудование в России нет ни в одной организации! И оно используется более 20 часов в сутки! Именно поэтому к нам в Санкт-Петербургский университет за последние пять лет приехали работать ученые из почти 40 стран. Многие из них получили постоянные позиции в университете, создали свои лаборатории и успешно конкурируют на мировой арене. Понимаете, наука по природе своей не имеет ни национальных, ни государственных границ...И если приоритет страны обеспечен — работа с иностранными коллегами эффективна.
Как вы, видный российский ученый-юрист, объясняете такой огромный спрос у нашей молодежи на профессию юриста? Есть ли что-то подобное в других странах?
Эта отрасль знаний заставляет человека знать многое из смежных отраслей — психологии, химии, менеджмента, логики и др., позволяет изучать природу человека и общества, находить закономерности, которые способствуют развитию государства и человечества в целом. Как же можно не заинтересоваться?!
Отмечу еще одно обстоятельство. Среди профессиональных юристов—выпускников нашего университета такие выдающиеся деятели мировой культуры, как Бенуа и Стравинский, Дягилев и Рерих. Юридическое образование стало прочной основой для государственной деятельности руководителей нашей страны в разные эпохи: Путина, Медведева, Штюрмера и Ульянова-Ленина.
Чуть выше я уже говорил о том, что повышенное чувство справедливости — одна из особенностей молодых людей в любую эпоху. Я сам, замечу, принял в седьмом классе школы решение стать юристом именно по этой причине.
Ребята преодолевают невероятные трудности, побеждая в сложнейшем конкурсном отборе при поступлении на юрфак и встречаясь с государственной аттестационной комиссией, состоящей в основном из работодателей.
Когда вы готовитесь выступать перед очередными первокурсниками, о чем в первую очередь вы думаете?
Мой научный руководитель профессор Прохоров не раз говорил мне, что выступление перед студентами, да и любое выступление вообще, должно быть в первую очередь искренним. Я не только думаю, но и каждый раз говорю нашим первокурсникам о том, какие прекрасные возможности открываются перед ними. Важно рационально этими возможностями распорядиться: получить не только максимальный эффект от обучения в университете, но и максимум удовольствия.