Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Встреча ректора СПбГУ с руководителем Росимущества О. К. Дергуновой
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что 22 марта состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с заместителем министра экономического развития РФ — руководителем федерального агентства по управлению государственным имуществом О. К. Дергуновой и руководителем территориального управления Росимущества в Санкт-Петербурге Л. Д. Самойленко.
Обсуждались вопросы развития инфраструктуры СПбГУ. И. А. Дементьев напомнил, что по предложению ректора в Университете несколько месяцев обсуждаются вопросы решения инфраструктурных проблем СПбГУ за счет разумного / эффективного использования возможностей территорий и зданий (федеральных и городских), прилегающих к зданиям СПбГУ. Ректором были даны соответствующие поручения деканам и проректорам (см. Материалы ректорского совещания от 23.01.2012, п. 8; от 19.03.2012, п. 7; от 13.08.2012, п. 2; от 20.08.2012, п. 2; от 27.08.2012, п. 1; от 08.10.2012, п. 2).
Руководитель Росимущества предложила ректору подготовить и представить ей пакет соответствующих предложений, которые касаются развития инфраструктуры Университета во всех субъектах РФ. В этот документ войдут в том числе и предложения, представленные деканами факультетов. И. А. Дементьев подчеркнул, что это новация СПбГУ и что подобных документов прежде не рассматривалось в органах федеральной власти.
Руководитель Росимущества согласилась с тем, что развитие федеральной инфраструктуры в местах расположения Университета должно, по крайней мере, обсуждаться с руководством СПбГУ. Напомним, что подобное предложение недавно было направлено и губернатору Санкт-Петербурга. И. А. Дементьев попросил деканов еще раз проанализировать предложения Университета — возможно, появятся новые идеи (см. также: Материалы ректорского совещания от 15.09.2014, п. 2).
Система ученых степеней СПбГУ
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» развернулась широкая дискуссия по вопросу присуждения собственных ученых степеней СПбГУ (см. Обсуждение проекта Положения о присуждении ученой степени доктора наук / Ph. D. Санкт-Петербургского государственного университета, а также Материалы ректорского совещания от 04.03.2013, п. 5, от 11.03.2013, п. 3). Мнения и предложения участников обсуждения были учтены при подготовке двух приказов И. А. Горлинского (см. Приказ о системе ученых степеней СПбГУ и Приказ об утверждении общих принципов присуждения ученых степеней СПбГУ).
В приказе «О системе ученых степеней СПбГУ» указано, что в СПбГУ, кроме предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней кандидата наук и доктора наук, признаются ученые степени по определенным областям науки, присужденные зарубежными образовательными учреждениями, входящими в топ–300 трех мировых рейтингов (Ph. D., хабилитированный доктор и доктор наук), а по специальному решению Ученого совета Университета — и других иностранных вузов. Кроме того в СПбГУ теперь действуют также и ученые степени, присужденные самим Санкт-Петербургским государственным университетом. Ученые степени СПбГУ делятся на две группы: Ph. D. СПбГУ и доктор наук СПбГУ. Процедура присуждения ученых степеней СПбГУ и правовой статус их обладателей определяется локальными нормативными актами СПбГУ.
В приказе «Об утверждении общих принципов присуждения ученых степеней СПбГУ» указано, что соискателем ученой степени СПбГУ может быть лицо, обладающее степенью магистра или квалификацией специалиста (никаких иных ограничений не предусмотрено). Проректор по научной работе СПбГУ утверждает состав диссертационного совета для рассмотрения каждой диссертации в отдельности. Диссертационный совет состоит из семи человек, из них не менее двух специалистов СПбГУ, двух специалистов других российских образовательных организаций, двух специалистов иностранных образовательных организаций. Председателем диссертационного совета может быть только сотрудник СПбГУ. Материалы представляются соискателем на русском или английском языке с обязательным переводом на другой язык (те же требования относятся и к защите, и к информационным материалам на сайте СПбГУ). Каждый член диссертационного совета представляет письменный отзыв на диссертацию, все отзывы размещаются на сайте СПбГУ. Заседание диссертационного совета происходит публично, транслируются на сайте СПбГУ, при этом обеспечивается возможность дистанционного участия в заседании иногородних и иностранных членов диссертационного совета.
См. также: Он был первым (ответы 7–9); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 4); Ректорский прием (ответы 11 и 12).
И. А. Горлинский подчеркнул, что оба приказа опубликованы на двух языках — русском и английском (это сделано впервые в истории СПбГУ). И попросил направлять предложения по организации защит проректору по научной работе С. П. Тунику. При этом отметил, что при поступлении научных материалов от соискателя ученой степени СПбГУ проректор по научной работе рассматривает не соответствие материалов требованиям, предъявляемым к Ph. D. или докторской степени, а возможность организации защиты в СПбГУ.
Об аккредитациях СПбГУ
И. А. Горлинский сообщил, что 11 марта приказом Рособрнадзора Университет получил аккредитацию по 182 научным специальностям, по которым осуществляется обучение в аспирантуре Университета. Это в том числе означает и то, что все университетские аспиранты получили право на отсрочку от призыва на службе в Вооруженных Силах РФ.
И. А. Горлинский сообщил, что образовательные программы MBA СПбГУ получили повторную аккредитацию международной Ассоциации МВА (АМВА) на пять лет. Первый заместитель декана ВШМ СПбГУ С. П. Кущ напомнил, что в 2008 году программа MBA СПбГУ стала первой в России, получившей эту аккредитацию (и сразу на максимальный срок — пять лет). А теперь СПбГУ получил реаккрелитацию и снова на пять лет.
С. П. Кущ также подчеркнул, что наиболее престижной для бизнес-школ является международная профессиональная институциональная аккредитация EQUIS (Европейской системы повышения качества). В настоящее время на всем постсоветском пространстве только СПбГУ имеет аккредитацию EQUIS. Попытки других российских школ пока не увенчались успехом в прохождении даже первой стадии аккредитации EQUIS — Eligibility (первоначального определения пригодности к аккредитации).
Кроме аккредитаций AMBA и EQUIS СПбГУ имеет также аккредитацию программы бакалавриата по направлению менеджмент — аккредитацию EPAS, которая, в отличие от институциональной аккредитации EQUIS, является программной. Аккредитация EPAS получена в 2008 году и в 2011 году подтверждена — впервые в России — на максимально возможный срок, пять лет.
Для российского бизнес-образования наличие такого портфеля международных аккредитаций — EQUIS, AMBA, EPAS — является уникальным достижением. Тем более что процесс получения аккредитации длительный (около трех лет) и сложный: не все бизнес-школы получают аккредитацию, даже после прохождения стадии Eligibility, и не все школы получают реаккредитацию. Он назвал конкретные московские бизнес-школы, которые лишились международной аккредитации, а также школы, не получившие аккредитации.
О квалификационных характеристиках кандидата на выполнение обязанностей заведующего кафедрой СПбГУ
И. А. Горлинский напомнил, что на ректорском совещании обсуждался вопрос о требованиях к кандидатам на заведование кафедрой (см. Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 4). И сообщил, что 14 марта он подписал приказ «О квалификационных характеристиках кандидата на выполнение обязанностей заведующего кафедрой СПбГУ».
О требованиях к участникам конкурсного отбора на замещение должностей НПР
И. А. Горлинский сообщил, что от некоторых деканов поступили предложения о повышении требований к участникам конкурсного отбора на замещение должностей НПР (ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора). Эти предложения сведены в таблицу и разосланы всем деканам — с тем, чтобы коллеги дополнили их своими предложениями. После того, как поступят новые предложения, они будут обобщены, а также будет разработана единая форма требований, включающая основные группы критериев (публикации, опыт учебно-методической работы, владение иностранными языками, ΙΤ-технологиями и др.).
См. также: Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
Ректор отметил важность публичного обсуждения различных вопросов жизни Университета (присуждения ученых степеней СПбГУ, требований к участникам конкурсного отбора на замещение обязанностей заведующего кафедрой и должностей НПР). При этом он подчеркнул, что порой публикуемые проекты приказов и уже действующие приказы — по результатам общественного обсуждения — существенно перерабатываются и улучшаются.
Замена окон в общежитиях
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил, что закончилась замена окон в общежитиях. Всего заменили больше 5300 окон на сумму около 38 млн рублей. И при этом сэкономили 28 млн руб. за счет взимания неустойки с подрядчиков из-за нарушения ими сроков работы.
Г. С. Васильев отметил, что существенную помощь в работе оказали активные универсанты, студенты и сотрудники. Он рассказал о системе взаимодействия со студентами в ходе проведения ремонтных работ по замене окон, о возникавших проблемах и их решении. По уже устоявшейся традиции представители студентов (и профкома сотрудников) были включены в комиссии по приемке выполняемых работ. Таких комиссий было создано 42, по числу контрактов. Контактные данные председателей комиссии были доступны на сайте (см. ответ Г. С. Васильева в «Виртуальной приемной» от 13 февраля: Куда обращаться по вопросам эксплуатации). Но к председателям комиссий студенты не обращались.
Зато активно работал другой механизм: вопросы замены окон ежемесячно (начиная с октября 2012 года) обсуждались на заседаниях студенческого совета СПбГУ. Студенты регулярно собирали замечания и предложения, направляли их председателю Студенческого совета Университета О.Баранову, который, в свою очередь, переправлял их Г. С. Васильеву.
Каждое такое обращение регистрировалось, по нему проводилась индивидуальная проверка, недостатки (их было больше 50) устранялись оперативно.
Также активно работала обратная связь через «Виртуальную приемную СПбГУ». Было задано больше 20 вопросов, их можно разбить, отметил Г. С. Васильев, на три группы. Первая: почему замена окон происходит в это время? (см. ответ Г. С. Васильева в «Виртуальной приемной» от 7 февраля: Замена окон в комнате: с дополнениями от 16.01.2013 и от 06.02.2013) Вторая группа: почему ремонт идет долго, и третья: сообщения о конкретных недостатках выполненных работ.
Г. С. Васильев сообщил также, что теперь, после того, как окна установлены, большинство недостатков устранено, студенты стали жаловаться на то, что в комнатах стало слишком жарко. Этот вопрос, видимо, очень актуален (в «Виртуальной приемной» за месяц его просмотрели больше 2100 раз: см. ответ Г. С. Васильева от 12 февраля: Можно ли отрегулировать температуру батареи?). Но кардинально его можно будет решать только летом, после отключения системы отопления.
О создании системы самозаписи к врачу
Проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский сообщил, что в работе поликлиники СПбГУ внедряются новые методы работы с пациентами. После проведения опытной эксплуатации будет запущена система самозаписи студентов к врачам-специалистам. Это позволит планировать работу поликлиники, исходя из потребностей пациентов, облегчит доступ к врачам, обслуживание будет происходить более оперативно (часть отчетных медицинских документов будут готовить заранее, до визита пациента к врачу).
Для внедрения новой системы будет проведена подготовительная работа, отметил М. Н. Кудилинский. Будет создана электронная база данных пациентов — студентов СПбГУ, запущена система идентификации по номеру полиса ОМС. А перед этим будет собрана информация о наличии у студентов полисов ОМС и при необходимости — организованы их получение или замена (по некоторым полисам ОМС, полученным студентами ранее, в регионах, из-за несовершенства обмена данными между территориальными фондами ОМС, не перечисляются средства медицинским учреждениям Санкт-Петербурга — и поэтому их отказываются принимать).
Планируется развитие электронной системы поликлиники СПбГУ. Во-первых, в систему самозаписи к врачам будут включены и сотрудники СПбГУ. Во-вторых, будет организована система оперативной связи специалистов поликлиники СПбГУ со специалистами, работающими на клинических базах СПбГУ, с целью оперативного консультирования между врачами. Это позволит существенно сэкономить время пациентов, которым не нужно будет «путешествовать» по больницам.
См. также: Открыт всему миру (ответы 5 и 12); Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию Университета (ответы 2–3); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 9).
М. Н. Кудилинский попросил деканов довести информацию до студентов и сотрудников, присылать предложения по усовершенствованию работы поликлиники.
Возвращение медицинских карточек
М. Н. Кудилинский сообщил, что в начале марта следователь Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу вернул Университету 650 медицинских амбулаторных карт пациентов центра «Делор». Они были изъяты в 2009 году в ходе выборочной проверки, которую проводил «СОГАЗ» в центре «Делор», а после выявления случаев двойного учета медицинских услуг и оказания медицинских услуг «мертвым душам» переданы следственным органам как вещественные доказательства по уголовному делу о хищении сотрудниками центра «Делор». Все остальные медицинские карточки (более 40 тыс.) были экстренно уничтожены.
Поскольку речь идет о персональных данных, то сотрудникам СПбГУ — владельцам медицинских карт сообщат о возвращении карты и предложат или оставить ее в поликлинике СПбГУ, или забрать себе. М. Н. Кудилинский сообщил, что первые карты уже переданы сотрудникам СПбГУ, в течение месяца отдадут и остальные.
Ректор напомнил, что Университет проходит по этому делу «потерпевшим». Дело, насколько нам известно, расследовано в полном объеме, но не передается в суд, поскольку обвиняемая уже несколько лет постоянно находится на больничном!
О конкурсе на услуги ДМС
М. Н. Кудилинский сообщил, что конкурс на страхование сотрудников СПбГУ по полису ДМС в этом году выиграла страховая группа «Макс», новая на петербургском страховом рынке. Проекты программ ДМС были размещены на сайте СПбГУ и широко обсуждались. Принципы и программа вырабатывались с активным участием профкома сотрудников СПбГУ. Был сформирован окончательный вариант программ ДМС, который обсуждался в ходе открытых общественных слушаний. Программа ДМС — 2013 расширена в соответствии с пожеланиями универсантов, в нее включена медицинская помощь в стационаре (не больше двух недель).
Сейчас составлены списки лиц, желающих получить полисы ДМС. По настоятельной рекомендации профкома сотрудников, приоритет при этом отдавался тем, для кого СПбГУ является основным местом работы (вне зависимости от доли ставки).
Контроль за реализацией программы ДМС будет осуществлять совместная комиссия СПбГУ и профкома сотрудников под руководством Л. О. Иванова. Аналогичная комиссия работала и в прошлом году и доказала свою эффективность.
Организация серии публикаций о науке в СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил, что на заседании Ученого совета СПбГУ 25 февраля один из лауреатов премии СПбГУ «За научные труды» член-корреспондент РАН профессор кафедры гидрогеологии СПбГУ В. Г. Румынин выступил с научным докладом. Научные доклады других лауреатов премии СПбГУ «За научные труды» за 2012 год были розданы членам Ученого совета, а затем все доклады опубликованы на сайте СПбГУ (см. Итоги заседания Ученого совета от 25.02.2013). Планируется перевести эти доклады на английский язык для англоязычной версии сайта.
Но это только один из шагов популяризации научных исследований ученых Университета — важной части активности университетского сообщества. Анализ показывает, что доклады лауреатов сильно отличаются по доступности изложения материала для широкой аудитории. Только профессор А. Ф. Хлебников постарался изложить полученные результаты в манере, понятной не только специалистам-химикам. Продвижение исследований университетских ученых не только в среде специалистов крайне важно и на сайте СПбГУ, и в журнале «Санкт-Петербургский университет» должны чаще появляться научно-популярные материалы (см. Материалы ректорского совещания от 17.12.2012, п. 6). Например, лауреат премии Президента РФ для молодых ученых Н. А. Бокач готовит для публикации материал, посвященный ее работам, получившим столь высокое признание.
С. П. Туник отметил: после того, как ученый опубликовал результаты своих исследований в Science, Nature, других ведущих журналах, он может представить эти результаты для широкого круга читателей-универсантов. Он поручил деканам раз в месяц (к десятому числу) представлять ему интересные материалы, популяризующие исследования университетских ученых для дальнейшей публикации на сайте СПбГУ и в журнале «Санкт-Петербургский университет».
См. также: Материалы ректорского совещания от 05.11.2013, п. 1; Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1–4); Из России с дипломом (ответ 4); Правила жизни Университета (ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (ответы 7–8); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответы 5 и 9).
Декан Химического факультета И. А. Балова предложила расширить читательскую аудиторию и публиковать статьи о достижениях наших ученых не только в университетской прессе. С. П. Туник согласился с этой идеей и еще раз попросил тщательнее готовить материалы для публикации.
Благодарность преподавателя
Ректор сообщил, что в его адрес поступила благодарность от преподавателя-филолога М. Л. Рязановской, матери студентки Маши Рязановской, которой универсанты помогли собрать необходимую сумму (больше 1 млн рублей) для проведения операции в немецкой клинике. Н. М. Кропачев поблагодарил универсантов за оказанную помощь, отметил, что больше всего средств собрали наши химики. Большую активность проявил профком сотрудников СПбГУ.