Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об институциональной международной аккредитации СПбГУ в области менеджмента
Аккредитационный комитет EQUIS (European Quality Improvement System, Европейской системы усовершенствования качества) Европейского фонда развития менеджмента (EFMD, The European Foundation for Management Development) принял решение об институциональной аккредитации СПбГУ на следующие три года. Институциональная международная аккредитация в области менеджмента по системе EQUIS, которую СПбГУ получил в 2012 году, предполагает оценку не только качества образовательных программ, эффективности научной деятельности, качества преподавания и т. д., но и оценку качества организации в Санкт-Петербургском университете управления по обеспечению реализации образовательных программ и научных исследований в области менеджмента (см. Материалы ректорского совещания от 22.10.2012, п. 3; от 23.01.2012, п. 3). СПбГУ остается единственным вузом России, который получил эту международную аккредитацию. Прохождение образовательными программами международных аккредитаций станет одним из приоритетных направлений развития Университета и в 2016 году.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответы 1–3, 6–7); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 8, 9).
О бессрочных трудовых договорах
Утверждено Положение о порядке аттестации научно-педагогических работников, и тем самым завершено формирование нормативных условий для заключения в СПбГУ бессрочных трудовых договоров. Показатели для оценки научной, педагогической и экспертной деятельности профессора, с которым будет заключаться бессрочный трудовой контракт, объем требований к таким работникам обсуждались на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 05.10.2015, п. 2; от 14.09.2015, п. 5). Рассмотрение вопроса о заключении бессрочного трудового контракта с профессором может происходить как по инициативе начальника главного управления по организации работы с персоналом, так и по предложению любого профессора.
О кадровых квалификационных комиссиях
В ходе встречи ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с членами кадровой квалификационной комиссии в области социологии обсуждались вопросы в области кадровой работы в Университете и роль кадровых квалификационных комиссий по областям знаний. В ходе встречи поступило предложение приказом закрепить условие: на заседании ученого совета института / факультета, совета образовательной программы должны рассматриваться только те кандидатуры, которые одобрены кадровой квалификационной комиссией. В ответ ректор предложил немного подождать и посмотреть, как будут проходить первые конкурсы на заседаниях ученых советов институтов / факультетов.
В ближайшее время в Университете должно завершиться формирование кадровых квалификационных комиссий по областям знаний. В настоящее время создано только десять таких комиссий:
- в области истории и археологии
- в области философии, этики и религиоведения
- в области математики
- в области химических наук
- в области физики и астрономии
- в области наук о Земле и смежных экологических наук
- в области менеджмента
- в области СМИ и массовых коммуникаций
- в области социологических наук
- в области международных отношений
См. также: Материалы ректорского совещания от 25.01.2016, п. 2; Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8-9).
О приглашении работодателей для работы в ГЭК
В течение двух месяцев проводилась работа по подбору кандидатур представителей работодателей из бизнес-структур, органов государственной власти и научных учреждений для работы в университетских ГЭК (см. Материалы ректорского совещания от 02.11.2015, п. 3).
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13 и 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
Участие в ГЭК независимых представителей работодателей, которые заинтересованы в наших выпускниках, втройне полезно: и для студентов (они сдают экзамены и защищают выпускную квалификационную работу реальному работодателю и таким образом могут обеспечить себе реальное трудоустройство), и для работодателей (они видят высокий уровень выпускников Университета, передают им свой опыт и продвигают наши образовательные программы), и для Университета (мы получаем независимую оценку наших образовательных программ).
Об установлении на здании СПбГУ памятной доски для увековечивания памяти Г. Н. Селезнёва
Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ С. Е. Нарышкин обратился к ректору СПбГУ с предложением об увековечивании памяти Г. Н. Селезнёва, государственного и политического деятеля, выпускника СПбГУ и для этого установить памятную доску на здании Университета. Несмотря на то, что такие решения относятся к исключительной компетенции ректора Университета, по решению ректора вопрос о формировании экспертного мнения внесен в повестку дня заседания Ученого совета Университета (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 21.12.2015).
Об итогах рейтинга журнала Nature
Проректор по научной работе С. П. Туник проанализировал позиции СПбГУ и других научных организаций и вузов России в рейтинге журнала Nature. Этот рейтинг формируется на основе публикаций ученых из научных организаций, вузов и стран в 68 журналах, которые отобраны экспертами Nature. В рейтинге журнала Nature Россия на 19 месте в мире и на 8 месте среди европейских стран. Кроме того, Nature составляет и региональные рейтинги. И Россия занимает первое место в регионе Восточной и Центральной Европы, а сам регион находится на 5 месте в мире. Среди российских организаций в рейтинге журнала Nature позиции распределились так: РАН (число исследователей больше, чем в любом университете), МГУ, НИЦ «Курчатовский институт», Институт теоретической и экспериментальной физики, СПбГУ. С. П. Туник также проанализировал позиции СПбГУ по областям знаний в сравнении с позициями других научных организаций и вузов России.
См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1-5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1 и 6).
О результатах научной деятельности в области химии
Директор института химии И. А. Балова провела анализ результатов научной деятельности в области химии научно-педагогических работников СПбГУ в сравнении с коллегами из других вузов России. Взяв за основу рейтинг QS по областям знаний, она проанализировала изменение наукометрических показателей в 2014 и 2015 годы по областям знаний «Химические науки», «Химические технологии», «Технологии материалов»: рост числа публикаций (в целом и в топ–10 журналов), рост числа цитирований. А также проанализировала изменение внешнего финансирования НИР в СПбГУ по этим областям. По результатам анализа директором института были даны оценки эффективности деятельности в данной области научно-педагогических работников как по категориям должностей (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, постдоки), так и отдельных коллективов и сотрудников.