Профессор СПбГУ Анна Карцова: «На хороших уроках у школьников есть желание понять и разобраться»
Сегодня в России отмечается День преподавателя высшей школы. 19 ноября 1711 года родился выдающийся русский ученый‑энциклопедист Михаил Ломоносов, который был одним из первых студентов, а впоследствии ректором Санкт‑Петербургского университета.
Спустя три столетия преподаватели Университета продолжают славиться высоким уровнем педагогического мастерства, стремятся сохранять традиции высококлассного российского образования и идти в ногу со временем, модернизируя и совершенствуя подходы к обучению студентов. В их число входит один из самых знаменитых преподавателей химии в России — Анна Алексеевна Карцова.
Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Научного совета по аналитической химии РАН «За существенный вклад в развитие аналитической химии», обладатель звания «Золотое имя высшей школы» профессор СПбГУ Анна Карцова уже почти 40 лет успешно преподает в Санкт‑Петербургском университете. Многие ее воспитанники прошли путь от гимназиста до студента Института химии СПбГУ. В дальнейшем многие из них стали достойными врачами или учеными, а кто‑то стал педагогом, чтобы подобно своему учителю, Анне Алексеевне Карцовой, воспитать собственных учеников. Несмотря на различия в выбранных профессиях, учеников профессора Карцовой объединяет главное: любовь к своей работе, которую они унаследовали от наставницы.
Анна Алексеевна, у вас много учеников. Вы почетный профессор СПбГУ, заслуженный учитель Российской Федерации, удостоены звания «Золотое имя высшей школы». Это вдохновляет?
Обязывает? Обязывает, это точно. Ощущаю большую ответственность, в первую очередь перед своими учениками. Дорожу их отношением.
За многолетний опыт педагогической деятельности у вас, конечно же, сложилась своя школа. Какая метафора наиболее полно может отразить вашу систему преподавания?
Мне очень близки слова Гельвеция: «Знание принципов может компенсировать незнание некоторых фактов», то есть в преподавании любой дисциплины должен быть стержень, чтобы материал не рассыпался «на лоскуточки». Образование нельзя сообщить. Также не менее важно, что сам по себе приобретенный навык не вызывает никакой тенденции к продолжению, — овладеть знаниями человек должен в процессе собственной деятельности.
Академик Григорий Самуилович Ландсберг говорил: «Учить надо так, чтобы в дальнейшем человек доучивался, но не переучивался». Как это сделать?
Знания часто не усваиваются из‑за того, что материала много, взаимосвязь отдельных фрагментов непонятна, а целесообразность их запоминания не очевидна. Неосвоенная информация не может быть востребована, возникает эффект «выученной беспомощности» и отторжение от данной науки, имеющее подчас необратимый характер.
Качество усвоенных знаний, полученных школьником или студентом во время обучения, зависит не только от педагога, но и от самого ученика. Как, на ваш взгляд, можно научиться учиться?
Гораздо легче обозначить проблему, чем решить ее. Это самый трудный вопрос и при этом, наверное, самый важный. Зависит от многого: от семьи, от приобретенной привычки работать, навыка размышлять над полученной информацией, сопоставлять, систематизировать. В этом отношении, конечно, миссия учителя, научного руководителя особая: быть катализатором саморазвития для учащихся, позволяющим овладеть «стратегией научения». Все это вносит в образовательный процесс эмоциональный комфорт и чувство сопричастности.
Чем отличается ваша преподавательская деятельность в Университете от преподавания в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ?
Школа требует больших усилий и большего проникновения в плане индивидуального подхода к ученику: надо увидеть каждого, надо суметь и успеть многое сказать именно в школьные годы. Перед учащимися старших классов Гимназии стоит большая ответственность — они в этот период определяются и со своей будущей профессией. Выбрав класс химической специализации, важно, чтобы они не потеряли мотивации к этой науке.
Как вы считаете, почему ваши студенты выбрали химию своей профессией?
Среди моих студентов есть не только бывшие выпускники Академической гимназии. Думаю, что на их выбор профессии в первую очередь повлиял учитель, хотя, конечно, возможны и другие причины: семья, друзья и собственные приоритеты. Многие из тех, кто поступил в десятый химический класс университетской школы, тепло вспоминают прежних педагогов, которые дали им совет для дальнейшего профессионального роста и не побоялись отпустить от себя своих учеников.
В таком случае возникает вопрос: какие качества, на ваш взгляд, необходимы преподавателю, чтобы ученик запомнил его на всю жизнь?
Мне кажется, что это очевидно: высокий профессионализм, интеллектуальная и педагогическая компетентность, уважение к тем, кого учишь, умение четко расставлять акценты в процессе чтения лекций, инициируя самостоятельную работу студентов. Убеждена, что в профильных школах и вузах преподавать должны те, кто занимается наукой. Чтобы это была не только передача фундаментальных знаний, накопленных человечеством и переходящих из учебника в учебник, но чтобы знания школьники и студенты получали «из первых рук».
Анна Алексеевна, скажите, пожалуйста, что такое хороший урок?
Наверное, вариантов ответа несколько. Замысел учителя в подаче материала крайне важен, и надо, чтобы его удалось реализовать. При этом важно понимать место конкретного урока в общей связке всего курса (речь о взаимосвязанности и логической обоснованности). Удавшийся урок — это прежде всего такой, на котором на все и на всех хватает времени и внимания, когда работаешь не только ты, но с тобой вместе и ученики. Необходима системность и последовательность в отборе и изложении материала. Хотя одна из моих учениц, закончившая обучение сначала в химическом классе Академической гимназии, потом в Институте химии СПбГУ и получившая звание «Учитель года», дала понятие успешно проведенного занятия так, как может сформулировать только вдумчивый, неравнодушный и внимательный учитель: «Хороший урок — это когда ученик поднимает руку и говорит: "Спросите меня, я ничего не понял"». Суть в том, что на таких уроках у школьников нет страха перед учителем и доской, а есть лишь желание понять и разобраться. Он видит этот шанс, встав непосредственно у доски, рядом с учителем.
Согласно высказыванию британского государственного и политического деятеля Уильяма Уорда, «посредственный учитель излагает, хороший — объясняет, выдающийся — вдохновляет». С момента рождения этого высказывания прошел целый век. Как думаете, можно ли сейчас добавить к этой классификации иную категорию учителя?
Я думаю, что время эту истину отменить не сможет. Роль личности никто не отменял. Пикассо, которого как‑то спросили: «Важнее "что" или "как"?» — ответил: «Кто!»