СПбГУ — соучредитель и первый представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов

Санкт-Петербургский государственный университет — соучредитель и первый представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). О создании союза было официально объявлено на Всемирной онлайн-конференции в Пекине «Революция обучения и трансформация высшего образования», которая проходила с 9 по 11 декабря 2020 года.

Всемирный союз МООК — некоммерческое партнерство вузов, образовательных онлайн-платформ и международных общественных организаций, инициаторами создания которого выступили Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO IITE) и Университет Цинхуа (Китай). Участие СПбГУ в учреждении Всемирного союза МООК — это большая честь и общемировое признание достижений Санкт-Петербургского государственного университета в области развития онлайн-образования.

Среди учредителей — инициаторы создания Всемирного союза МООК: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO IITE) и Университет Цинхуа (Китай), три крупнейшие образовательные онлайн-платформы — XuetangX, Thai MOOC и edX — и вузы, активно создающие и использующие массовые открытые онлайн-курсы.

XuetangX — крупнейшая в мире китайская национальная образовательная онлайн-платформа, на которой размещены более 3100 онлайн-курсов, на которых обучаются более 228 миллионов слушателей. edX — одна из крупнейших мировых онлайн-платформ с открытым кодом, основанная Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом в мае 2012 года. В настоящее время содержит более 2800 онлайн-курсов с аудиторией в 100 миллионов слушателей. Системы управления обучением, построенные на базе платформенного решения Open edX с открытым кодом, очень популярны и используются для поддержки образовательного процесса. Собственная образовательная онлайн-платформа Санкт-Петербургского государственного университета open.spbu.ru также создана на базе технологий open edX. Thai MOOC — проект Тайского киберуниверситета, который собрал более 100 партнеров, представивших 472 онлайн-курса.

Среди вузов представлены университеты — лидеры в своих регионах. Так, Корнеллский университет (США), входящий в состав «Лиги плюща», — один из известнейших университетов в США. Наньянский технологический университет (Сингапур) занимает 11 место в мире и третье место в Азии в рейтинге QS World University Rankings 2020. Миланский политехнический университет в 2019 году занял 16 место в мире среди технических университетов по рейтингу Top Universities, составленному Times Higher Education, а в настоящий момент занимает второе место среди европейских вузов — партнеров платформы Coursera по количеству онлайн-курсов. Университет Найроби (Кения) (входит в топ-10 университетов Африки) — лидер онлайн-образования в Африканском регионе и инициатор создания африканской платформы онлайн-образования. Университет Торонто (Канада) — лидер в высшем образовании в Канаде, по версии Times; онлайн-курс этого университета Mind Control: Managing Your Mental Health During COVID-19, представленный на крупнейшей международной онлайн-платформе Coursera, вошел в число самых популярных в Канаде (записаны почти 140 000 человек), а курс «Учимся программировать: основы», реализуемый на платформе Coursera, вошел в топ-100 курсов в 2020 году (записаны более 220 000 человек).

Ректор СПбГУ Николай Кропачев обратился к участникам первой Всемирной онлайн-конференции Союза МООК (Global MOOC Conference) с приветственным словом. В том числе он рассказал об опыте Университета в развитии онлайн-образования как до пандемии COVID-19, так и после ее начала, когда СПбГУ смог оперативно адаптироваться к новым условиям и сохранил качество преподавания на самом высоком уровне. Ректор отметил основные выводы, сформулированные в СПбГУ во время работы в условиях пандемии.

«В условиях пандемии образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет, с одной стороны, в полной мере использовать знания, опыт, талант и творческий потенциал педагога и, с другой стороны, внедрять в образовательную деятельность достижения информатизации. Цифровой формат не дезавуирует и не может дезавуировать качество университетского образования. Сложившаяся в результате пандемии ситуация в мире показала, насколько академическое сообщество нуждается в сотрудничестве», — сказал Николай Кропачев.

Академическому сообществу остро необходимо развитие национальной и международной кооперации, недостаточный уровень которой высветила пандемия. Отдельно консолидация усилий требуется в вопросах онлайн-образования. Поэтому мы с готовностью согласились вступить во Всемирный союз массовых открытых онлайн-курсов — в организацию, которая, без сомнения, станет центром сотрудничества и распространения передовых педагогических практик.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев

Также он отметил, что СПбГУ давно взаимодействует с Китаем: среди партнеров Петербургского университета — более 50 организаций из Китайской Народной Республики и 30 компаний с китайским капиталом. В списке партнеров СПбГУ — Министерство образования КНР, Университет Цинхуа, Пекинский университет, Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, технологическая компания Huawei и многие другие организации. «Я уверен, что Всемирный союз МООК станет эффективной площадкой для продолжения нашего взаимодействия с китайскими партнерами, затормозить которое не смогут никакие внешние факторы, включая пандемию», — заключил ректор СПбГУ.

Министр образования Китая Чэнь Баошэн, выступая на конференции, отметил, что КНР сегодня — мировой лидер по количеству МООК. Он рассказал, что в Китае действуют более 30 крупных онлайн-платформ, предлагающих доступ к 34 тысячам онлайн-курсов. Эти курсы слушают 540 миллионов обучающихся, сообщил министр, и сегодня это самая массовая аудитория онлайн-курсов в мире. Чэнь Баошэн подчеркнул, что одной из целей создания Всемирного союза МООК стало расширение возможностей для доступа к китайским образовательным продуктам. «Мы создали Всемирный союз МООК, чтобы повысить качество наших курсов, а также чтобы благодаря международной кооперации у обучающихся во всем мире появился доступ к ним», — отметил Чэнь Баошэн.

Кроме того, добавил министр, создание союза было направлено на повышение уровня доступности знаний и глобальное развитие непрерывного образования, которое может продолжаться в течение всей жизни человека.

Образование — больше не привилегия классных комнат и книг. Им на смену пришли огромные массивы знаний в интернете, который предоставляет гораздо больше возможностей для обучения.

Министр образования Китая Чэнь Баошэн

Один из инициаторов создания Союза МООК и организатор конференции — давний партнер СПбГУ Университет Цинхуа. Президент Университета Цинхуа Цю Юн, выступая на конференции, отметил, что современным образовательным организациям необходимо развивать принцип открытости. «Большая открытость поможет преодолеть физические и технологические границы, культурные различия и позволит легче и эффективнее делиться более качественными образовательными ресурсами с каждым учащимся в мире. Университеты с большей открытостью смогут скорее достичь равных возможностей в образовании в самом крупном масштабе, смогут развить непрерывное образование и способствовать обменам и сотрудничеству с большей инклюзивностью и более широким видением», — подчеркнул Цю Юн.

Помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини в своем приветственном слове к участникам конференции также отметила важность развития онлайн-образования для расширения доступа к знаниям. Она подчеркнула — на передний план должны выйти принципы инклюзии, равенства и качества и каждая обучающая платформа или ресурс должны служить этим принципам.

При этом она отметила, что образование не может полностью уйти в онлайн и пандемия, как это ни удивительно, это доказала.

Давайте будем честны: мы вынесли из пандемии один важный урок — ученик нуждается в своем учителе. Взаимодействие между людьми, живое общение остается в основе образовательного процесса. Мы должны развить новый тип отношений: между технологиями, учителями и учениками, чтобы избежать цифрового «разрыва» и не выпадать из современности. Учителя должны развивать свои профессиональные навыки в этом направлении, искать новые пути, чтобы бороться с подобными вызовами.

Помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини

Все участники первой всемирной конференции союза поддержали принятие Пекинской декларации по развитию МООК 2020 года (2020 Beijing Declaration on MOOC Development).
Отметим, что Санкт-Петербургский университет по праву считается лидером в области онлайн-образования: СПбГУ является одним из учредителей российской онлайн-платформы «Открытое образование» и занимает первое место по количеству размещенных там курсов — 146 курсов из 663. Аудитория платформы — семь миллионов человек, из них слушателей онлайн-курсов СПбГУ на национальной платформе — почти два миллиона человек.

Кроме того, сегодня Университет по числу онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera (со 130 курсами) занимает первое место среди европейских вузов и третье место в мире после Google Cloud (США) и University of Illinois at Urbana-Champaign (США). Два года назад Санкт-Петербургский университет стал первым и остается единственным российским вузом, чьи онлайн-курсы представлены на крупнейшей китайской платформе XuetangX.

Одна из задач Союза МООК — сформировать мировое сообщество, заинтересованное в обмене качественными образовательными ресурсами. Союз будет продвигать МООК и лучшие педагогические практики в онлайн-образовании, а также развивать международное сотрудничество лидеров в сфере инновационных образовательных технологий. Работа Союза МООК будет направлена на реализацию одной из ключевых целей глобального устойчивого развития, определенных ООН, — обеспечение равенства и доступности образования и предоставление возможностей для непрерывного образования.