СПбГУ предложил российским вузам присоединиться к единой системе цифровых портфолио

В Санкт-Петербургском университете состоялся круглый стол Ассоциации ведущих университетов России «Проблемы формирования и фиксации электронного портфолио индивидуальных достижений обучающихся».

О чем рассказывает диплом СПбГУ

Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова сообщила, что Санкт-Петербургский университет готов безвозмездно поделиться со всеми российскими вузами своей информационной экосистемой, которую Университет представил в ходе обсуждения. Также на встрече прошла презентация проекта СПбГУ по созданию уникальной единой системы электронных портфолио на основе технологии распределенных реестров.

Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич, внедрение инструментов цифрового портфолио и эксплуатация отдельных модулей, в частности, системы «Прием» в Университете началось в 2009 году, а полноценный запуск работы цифрового портфолио обучающегося произошел в 2015 году с введением в эксплуатацию ИС «Обучение». Этот сервис представляет собой целостную информационную систему, которая накапливает сведения об индивидуальных достижениях сначала абитуриента — с момента его поступления в Университет, а затем студента и выпускника и предоставляет доступ к этим данным как самим обучающимся, так и заказчикам обучения. Цифровая среда позволяет обеспечить оперативный доступ к накапливаемой информации, которая используется для быстрого и прозрачного принятия решений о назначении различных видов стипендий, предоставлении мест в общежитиях и организации летнего отдыха.

Пандемия коронавируса повлияла на порядок работы университетов всего мира, а электронный формат стал необходимой и уже привычной для многих частью жизни. Благодаря наличию развитой цифровой экосистемы СПбГУ оказался подготовлен к переходу в дистанционный режим, поэтому приемная кампания и выпускные экзамены прошли без сбоев.

В Университете системы поддержки дистанционного доступа развивались достаточно давно и для учебного процесса, и для проведения интеллектуальных соревнований молодежи, одним из которых является как раз Олимпиада школьников СПбГУ. С ее помощью мы реализуем этот конкурс на протяжении восьми лет, и в этом году его участниками стали более 100 тысяч человек.

Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич

Первой информационной системой, с который встречается абитуриент Университета, становится личный кабинет поступающего — именно через него производится прием на все уровни обучения. Здесь хранятся персональные данные поступающего и документы, подтверждающие наличие у него индивидуальных достижений.

После зачисления данные об абитуриентах переходят в ИС «Обучающиеся», связанную с многочисленными системами жизнеобеспечения Университета — с системой контроля доступа, поселения в общежития, библиотечного хранения, а также с личным кабинетом обучающегося , где содержатся сведения об учебной и внеучебной деятельности студента. С его помощью универсант может подать документы на повышенную академическую и социальную стипендию, материальную помощь, поселение в общежитие, участие в конкурсе на обучение в военном учебном центре СПбГУ и даже внести плату за проживание и бытовые услуги. А начиная с марта 2021 года абитуриенты из других стран могут подать через этот сервис заявление на въезд в Россию.

Личный кабинет обучающегося является единым окном входа, через который наши студенты имеют возможность получить как информацию о своей текущей деятельности, так и различные услуги.

Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич

Также в кабинете действует сервис «Электронная зачетная книжка обучающегося», благодаря которому студент может получить информацию обо всех своих учебных достижениях, результатах зачетов и экзаменов, сформировать выписки по успеваемости. Дополнительно он интегрируется с подсистемой «Электронное расписание».

После завершения обучения студента в Университете данные о нем заносятся в подсистему «Выпускник». С помощью графического идентификатора в дипломе универсанта потенциальные работодатели могут получить информацию о его достижениях, освоенных дисциплинах, узнать о наличии задолженностей в библиотеке или по оплате проживания в общежитии, а также ознакомиться с текстом выпускной работы. С 2017 года такой же QR-код содержится и в дипломах кандидатов и докторов наук, защитившихся по правилам Санкт-Петербургского университета.

«Такая цифровая среда позволяет обеспечить электронный документооборот в рамках организации приема и учебного процесса, снимает необходимость оформления документов в бумажном виде, ― отметил Александр Вячеславович. ― Это позволяет автоматизировать многие информационные и административные процессы, связанные с образовательной деятельностью, и обеспечить коммуникацию с обучающимися в режиме одного окна: с помощью информационных систем обучающиеся могут оформить и подать необходимые документы, не посещая учебный отдел, и получить обратную связь от сотрудников Университета». Более того, студенты сами понимают, что, наполняя личный кабинет информацией о своих достижениях, они получают возможность получить преимущества в участии в конкурсе на ПГАС или заселении в общежитие. Универсанты самостоятельно предоставляют сведения о своих успехах, которые затем верифицируются сотрудниками учебных отделов: таким образом, в рамках учебного процесса происходит наполнение цифрового портфолио.

О том, что такое блокчейн и в каких сферах применяется эта технология, читайте в интервью Максима Рукинова для журнала «Санкт-Петербургский университет».

По словам директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, вопрос создания цифрового портфолио важен не только для студентов, но и для школьников. Основная задача портфолио ― научить школьника или студента отбирать и структурировать знания о себе самом, чтобы получить навык его критериальной оценки, а также понять, как работать по техническому заданию. Она отметила, что идея цифрового портфолио сегодня часто связывается с переходом к накопительной системе оценивания, в которой достижения обучающегося становятся подтверждением того, что он овладел той или иной компетенцией. Традиционная вычитательная модель, в свою очередь, строится на ином принципе: проверяющий подсчитывает количество ошибок в выполненной работе, на основании которого и ставит оценку.

Несмотря на популярность инструмента в системе среднего и высшего образования, сообщество педагогов школ столкнулось с рядом вызовов. В условиях цифровизации, с одной стороны, отношение к портфолио стало более позитивным, поскольку электронный формат позволяет удобно хранить и накапливать большой объем документов, но с другой стороны — в стране происходит буквально гонка сервисов хранения подобной информации. Только в системе школьного образования насчитывается около 15 крупных платформ, каждая из которых позиционирует себя как самую надежную и защищенную. В связи с этим становятся актуальными проблемы экспертизы документов, а также защиты персональных данных. Еще одна тревога общества связана с возможностью превращения портфолио за счет естественной оцифровки в балльно-рейтинговую систему, которая будет подсчитывать успехи каждого человека едва ли не с раннего детства и на их основании определять его место в первых или последних рядах.

Елена Казакова отметила, что цифровое портфолио будет работать успешно, только когда станет бесшовной технологией, соединяющей школьное, высшее и послевузовское образование. Для этого необходимо выработать единую методологию и стратегию работы с этим инструментом. Для надежного хранения сведений об успехах и достижениях студентов в университетский сервис дипломов интегрируется технология блокчейн. Принципы ее работы слушателям представил руководитель Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Максим Рукинов. Он пояснил, что такая база данных позволит каждому студенту лично распоряжаться персональной информацией в своем цифровом портфолио. «Только он сам будет давать доступ к своим данным и определять, кто имеет право их просмотреть. Никто не сможет сделать это без его ведома, что переводит доверие к базе на совершенно другой уровень», ― сказал Максим Владимирович.

Сегодня каждый университет хранит сведения о своих обучающихся в том формате, который удобен ему, не согласовывая его с другими вузами.

В эпоху цифровизации нужно опираться на новые технологии, которые появились недавно и в ближайшие 10–15 лет изменят наше представление о хранении и обработке информации.

Руководитель Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Максим Рукинов

Базы данных существуют разрозненно и обладают своими преимуществами и недостатками, главным из которых становится проблема доверия: мировой опыт показывает, что централизованные базы оказались недостаточно надежны и даже у самых защищенных сервисов может произойти утечка информации. Технология блокчейна позволяет решить этот вопрос ― в отличие от классической базы данных здесь отсутствует необходимость в центральном администраторе, каждый пользователь сам распоряжается своими данными. Именно поэтому к единой системе цифровых портфолио, разработанной в СПбГУ, смогут присоединиться любые заинтересованные вузы России и стран СНГ.