Академическая гимназия СПбГУ станет первой российской школой, которая введет цифровое портфолио для всех обучающихся
Об этом стало известно во время совещания Рособрнадзора «Введение цифрового портфолио как средства фиксации индивидуальных достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности», которое прошло в Санкт-Петербургском государственном университете. Представители органов исполнительной власти и экспертного сообщества рассказали об опыте разработки подобных систем, которые могли бы учитываться вузами, в том числе и при отборе абитуриентов.
Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сказал о том, что цифровые портфолио уже стали реальностью и проведение совещания в стенах Университета не случайно, ведь СПбГУ — единственный вуз в стране, который столь успешно использует цифровые портфолио при оценке успехов студентов и преподавателей. При этом над внедрением системы цифрового портфолио работают во многих учебных заведениях, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Я считаю, было бы абсолютно ошибочно наблюдать за этим процессом и ничего не предпринимать. Весь мир сейчас занимается этим вопросом. Когда серьезные достижения учеников никак не учитываются, потому что не входят в рамки ЕГЭ — это несправедливо.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев
По его мнению, в создании цифровых портфолио заинтересованы сами школьники, студенты и выпускники, которые хотят, чтобы их достижения были учтены и вузом, и работодателями. Важно, чтобы данные не собирались ради данных, подчеркивает Анзор Музаев: «Не должно быть массива абсолютно ненужных дополнительных справок, сертификатов, порою фиктивных, которые никем не используются. Если мы что-то собрали — оно обязательно должно учитываться в дальнейшем при начислении баллов, бонусов или каких-либо других поощрений».
Санкт-Петербургский государственный университет является родоначальником проекта цифрового портфолио для студентов. Цифровое портфолио успешно применяется в СПбГУ с 2015 года, а в дипломах СПбГУ в 2016 году впервые появились QR-коды, позволяющие работодателям через личный кабинет выпускника узнать о его достижениях. Данные цифрового портфолио абитуриентов учитываются при проведении приема на все уровни образования (общее образование, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и ординатура). Данные цифрового портфолио обучающихся учитываются при принятии решений о предоставлении студентам повышенной государственной академической стипендии, именных стипендий, грантов, путевок на базы отдыха и еще многих и многих других решений. Важность цифрового портфолио признало Министерство просвещения Российской Федерации. С этого года аттестаты об основном и среднем общем образовании, так же как и дипломы СПбГУ, будут содержать двумерный матричный штриховой код.
Любой работодатель, взяв в руки диплом СПбГУ, может благодаря QR-коду зайти в личный кабинет выпускника и увидеть там все достижения студента: участвовал ли он в работе студсовета, был ли волонтером, какие оценки получал, где проходил практику.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
«Он также сможет прочитать выпускную квалификационную работу соискателя и рецензию на нее. Мы добились того, что работодатели оценивают наших выпускников, опираясь на огромный массив информации, который мы можем им предоставить», — подчеркнул Николай Кропачев.
И руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, и ректор СПбГУ Николай Кропачев отметили, что более широкое внедрение цифрового портфолио в школах России поможет мотивировать школьников участвовать в различных видах общественно полезной деятельности, а также расширить горизонты Единого государственного экзамена.
В СПбГУ ближайшим шагом в этом направлении станет появление цифрового портфолио в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Система, которую начнут поэтапно запускать уже через три месяца, позволит как родителям, так и преподавателям отслеживать все изменения в профиле ученика, а технология блокчейн поможет предотвратить любые попытки фальсификации данных, а также ограничит доступ к информации для посторонних лиц. СПбГУ готов бесплатно поделиться своими наработками в этой области с другими организациями и помочь с внедрением системы.
Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ станет первой в России школой, которая полностью перейдет на систему цифрового портфолио обучающихся.
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Бабич
«Она позволит аккумулировать информацию об успеваемости, достижениях в учебной и научной деятельности, внеучебных успехах, а также о результатах участия в олимпиадах и конкурсах», — рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Бабич. Несмотря на то, что Санкт-Петербургский государственный университет пока осуществляет прием именно по результатам ЕГЭ, как отметил проректор, он также уделяет особое внимание учету индивидуальных достижений поступающих, которые зачастую играют решающую роль в конкурсных ситуациях.
Директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» ПАО «Сбербанк» доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Елена Казакова сказала, что абсолютно удовлетворена использованием цифрового портфолио в Университете и считает его инструментом «справедливой, разумной и гуманистической направленности».
«Современная реальность навсегда сплавлена с цифровой — мы теперь живем именно в таком мире. И здесь ключевой фигурой становится сам человек — его субъектная позиция, индивидуальность, активность, включенность в жизнь и понимание правил. Это не мы учим ребенка — это он учится. И по мере взросления школьник начинает понимать собственную ответственность за свои образовательные шаги. Это он формирует свое цифровое портфолио как совокупность достижений. Оно же станет для него сигналом для осмысления жизненного пути и образовательного выбора. При этом цифровое портфолио нельзя резко принять во всей стране — без осмысления учителями процесса приобретения ребенком его культуры ничего не получится», — считает Елена Казакова.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ доктор биологических наук, член-корреспондент РАО Татьяна Черниговская также убеждена, что огромную важность сегодня приобретает подготовка учителей, которые часто оказываются не готовы грамотно использовать все цифровые возможности современного мира. «Цифровое портфолио способно показать родителю, учителю и самому ребенку, как все идет. Это очень серьезная помощь, которую мы не должны упустить», — сказала она.