Эксперты СПбГУ на форуме БРИКС: «Задача университетского образования заключается в формировании личности»
В Санкт-Петербурге прошел V Международный муниципальный форум стран БРИКС, участниками которого стали более 7000 экспертов, представителей бизнеса и политики из 56 стран мира. В рамках круглых столов и панельных дискуссий ученые СПбГУ поделились своим опытом в области повышения финансовой грамотности обучающихся, рассказали о цифровой трансформации Университета и выступили с другими докладами.
Обучение студентов финансовой грамотности
В рамках форума стран БРИКС состоялась сессия «Финансовая грамотность в условиях новой реальности», соорганизатором которой выступил Санкт‑Петербургский университет. Доклад «Информационно‑образовательная среда формирования финансовой грамотности» представила доцент СПбГУ Анна Кольцова (кафедра экономической теории и экономической политики).
Форум БРИКС ориентирован на социально‑экономическое развитие территорий и выстраивание многопрофильного сотрудничества со странами Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока.
По мнению спикера, важно различать уровни информационно‑образовательной среды. Так, для образовательной организации в целом значимы параметры используемых технических средств и программных продуктов. В свою очередь, для предметного уровня гораздо большую ценность приобретают педагогические навыки и технологические приемы, используемые преподавателем для создания напряженного информационного поля.
«Обучение по любой дисциплине не может ограничиваться системной подачей формализованных знаний посредством электронной базы, включающей материалы лекций, методические разработки для семинаров и практических занятий или статистические данные. Необходимо не просто предоставить данные, а научить студентов работать с информацией, делая упор на процесс обмена неформализованными знаниями, который может проходить в формате групповых обсуждений, обмена практическим опытом или выступлений с индивидуальными идеями», ― подчеркнула Анна Кольцова.
Особое внимание необходимо уделять информационно‑образовательной среде (ИОС) формирования финансовой грамотности, поскольку для данного направления характерен высокодинамичный информационный поток. Регулятивные нормы, системы и условия взаимодействия постоянно изменяются, в связи с чем образовательную информацию приходится актуализировать. Как пояснила доцент СПбГУ, финансовая грамотность подразумевает функциональное раскрытие и вследствие этого оперирует неформализованными знаниями, максимально соприкасается с текущей и будущей деятельностью обучающихся.
В рамках V Международного муниципального форума стран БРИКС профессор СПбГУ Наталья Еремина стала участником круглого стола «Индустриализация, инновации и инфраструктура — залог устойчивого развития территорий» и сессии «Электоральные процессы в современной России. Текущие тренды и актуальные вызовы». Круглый стол «Пульмонология в практической медицине. Современные тренды» посетил профессор СПбГУ, заместитель главного врача по терапии — главный врач — терапевт ООО «Мой медицинский центр — высокие технологии» Виталий Середа (кафедра госпитальной терапии). Писатель, публицист, преподаватель СПбГУ Дмитрий Орехов представил доклад на секции «Антиколониализм 2.0: мифы, которые мы выбираем».
В СПбГУ разработана и активно применяется модель ИОС финансовой грамотности, включающая такие электронно‑технические средства системы управления обучением, как Blackboard Learn, Microsoft Teams, и приложения «Яндекс». Также студентам предлагаются задания, направленные на поиск и обработку данных: подготовка аналитических справок, реферативных обзоров, новостных заметок для сайта, подбор статистики по теме, разработка опросников и создание инфографики, кластеров, интеллект‑карт или конспектов в схемах и таблицах. На занятиях применяются различные диалоговые форматы работы, развивающие умение обмениваться информацией. Кроме того, в Университете используется система управления компонентами ИОС в образовательном взаимодействии, где хорошо зарекомендовала себя модель SECI.
Опыт СПбГУ в области цифровой трансформации образования
В рамках панельной сессии «Приоритет 2030. Новый взгляд на образование» профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ Владислав Архипов рассказал о достигнутых в этой области результатах. В своем докладе он подчеркнул, что Санкт‑Петербургский университет — лидер в сфере онлайн‑образования, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», где занимает первое место по количеству курсов и объему аудитории. До блокировки российского контента на международной образовательной платформе Coursera в марте 2022 года СПбГУ входил в топ‑5 вузов мира по количеству размещенных на этой площадке онлайн‑курсов. Университет стал единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн‑курсов, а также первым российским вузом, заключившим соглашение с крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн‑платформой XuetangX.
На сегодняшний день в СПбГУ разработано и реализуется более 450 образовательных онлайн‑продуктов, отметил Владислав Архипов. Их общее число слушателей из России и других стран мира — более 4 миллионов человек. Также они активно используются как в собственном образовательном процессе (в 2022/23 учебном году онлайн‑курсы проходят более 90 % от общего числа студентов Университета), так и в образовательном процессе других вузов РФ.
Владислав Архипов является автором множества популярных онлайн‑курсов СПбГУ. В их числе «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы», «Информационная безопасность для каждого», «Большие данные с точки зрения права: введение в проблематику», «Правовое регулирование отношений в интернете: российская перспектива», «Технологии распределенных реестров: правовое регулирование», «Теория права и государства», «Основы правоведения».
«За много лет плодотворной работы Университетом накоплено огромное количество данных, что позволяет говорить о том, что сейчас образование в СПбГУ формируется на основе науки о данных, — отметил директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ. — Также Университет развивает цифровой профиль студента, что представляет собой очень сложную задачу, в том числе и юридически, с точки зрения процессов и требований в области защиты персональных данных».
При этом Владислав Архипов подчеркнул, что, несмотря на активное внедрение и развитие цифровых технологий, СПбГУ не заменяет ими‑подлинную гуманитарную реальность и потребности современного образования.
В центре образования находится именно человек, наделенный свободой и ответственностью. На наш взгляд развивать цифровые технологии необходимо, но они могут служить только подспорьем для формирования разносторонней личности и никогда не смогут полностью заменить непосредственное живое общение.
Директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ Владислав Архипов
В качестве примера спикер привел новые вызовы, которые связаны с использованием генеративных нейросетей для подготовки студенческих работ. «Лично я, как исследователь, убежден в том, что мы не должны давать возможность студентам заменять опыт личностного развития опытом управления нейросетями. Если студент использует нейросети для сдачи работ, но при этом не может сам повторить тот же результат, получается, что мы не достигаем цели образования. Ведь задача университетского образования заключается в формировании личности. А личность и субъект формируются за счет языка, речи — именно так говорят современные нейронауки, и именно такой подход соответствует образу человека, который отвечает представлениям о традиционных духовно‑нравственных ценностях», — подытожил Владислав Архипов.