Начальник УСИТ Сергей Севрюков: «Поиск баланса между надежностью и удобством — неотъемлемая задача разработчика»
СПбГУ непрерывно занимается внедрением новых электронных сервисов, которые делают жизнь универсантов проще и комфортнее. Некоторые из них приобретаются у IT-компаний, а другие самостоятельно разрабатываются инженерами УСИТ. Но эпизодически сотрудники и студенты Университета выступают со своими наработками и предложениями по созданию информационных систем, которые не всегда отвечают всем требованиям, предъявляемым СПбГУ.
Начальник Управления — службы информационных технологий СПбГУ Сергей Севрюков рассказал, о чем нужно помнить при создании новых электронных сервисов, какой вклад в эту работу могут внести студенты и как стать частью команды разработчиков.
Что должны учитывать те, кто занимается самостоятельным созданием информационных систем, приложений или сайтов?
Современный цифровой ландшафт, состоящий из информационных систем — сложная многокомпонентная экосистема. Чтобы добавить в него новый сервис, нужно не только разработать его: необходимо запланировать и выделить ресурсы на эксплуатацию и поддержку, удовлетворить требования федерального законодательства (например, 152 ФЗ «Об обработке персональных данных»), заложить в архитектуру возможности быстрой модификации и адаптации под изменяющиеся требования. Все эти задачи сильно сужают круг потенциальных решений и удлиняют сроки тестирования и внедрения. Но не стоит останавливаться в желании разработать прототип (или MVP — minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) какого-либо сервиса — это существенно упрощает проработку требований к конечному решению и повышает шансы на то, что идея получит необходимую форму и найдет свое место в цифровой экосистеме СПбГУ.
Какие качества информационных систем и сервисов являются приоритетными при разработке — надежность, интуитивность интерфейса, чистота дизайна или какие-либо другие?
Поиск компромисса между комфортом и безопасностью — всегда неблагородная задача. Нельзя пренебрегать защищенностью, но и отпугивать клиента сложным и требовательным интерфейсом тоже будет серьезным упущением. Энтузиасты, желающие разработать и внедрить новый сервис должны учесть, что поиск баланса между надежностью и удобством является неотъемлемой задачей разработчика.
Расскажите, пожалуйста, куда могут обратиться инициативные универсанты, желающие помочь в разработке новых сервисов? Готовы ли специалисты УСИТ включить их в команду разработчиков, и как студенты могут узнать о потребности в помощи для создания какого-либо сервиса?
Уже более десяти лет Управление — служба информационных технологий СПбГУ приглашает обучающихся на прохождение практики, и это самый простой и эффективный способ влиться в команду разработчиков УСИТ, получить необходимые ресурсы и поддержку со стороны квалифицированных специалистов. При активном участии таких практикантов были созданы Электронное расписание, Личный кабинет обучающегося и другие сервисы.
Еще один способ узнать, требуется ли помощь в разработке — запросить информацию у начальника УСИТ. Он лично или его коллеги помогут получить необходимы сведения и знания, которые помогут лучше понять современную цифровую экосистему СПбГУ и открытые задачи.
«Личный кабинет поступающего — является ключевой информационной системой, обеспечивающей прием заявлений абитуриентов по всем уровням образования, реализуемым Университетом, начиная с общего образования (Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева) и заканчивая программами подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Сервис позволяет абитуриентам подать заявление и необходимые документы из любой точки мира, что существенным образом расширяет возможности для поступления в Университет. Ежегодно, учитывая опыт приемной кампании и пожелания абитуриентов, проводится работа по модификации Личного кабинета поступающего. Удобный для пользователя интерфейс, стабильность и корректность работы, надежность защиты передаваемых данных — вот главные качества, на которые ориентируется Университет при совершенствовании данной информационной системы». Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич.
По словам начальника УСИТ Сергея Севрюкова, организация работы Личного кабинета во время приемной кампании стала для сотрудников управления большой и сложной задачей по круглосуточной поддержке сервиса и его модернизации под изменяемые требования.
Сейчас к запуску готовится новый электронный сервис для подачи заявлений на повышенную государственную академическую стипендию, который откроется на базе Личного кабинета обучающегося. Почему вы не стали создавать отдельную платформу? Какими преимуществами он будет обладать благодаря такому решению?
Подробнее о работе с персональными данными в Университете читайте в интервью первого заместителя первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ Светланы Бегезы.
Для формирования решения о выдачи ПГАС отдельному заявителю используются практически все актуальные данные о претенденте, накопление и систематизация которых производится в ИС «Обучающиеся», частью которой и является Личный кабинет. Но важно и то, что собираемые данные являются персональными, а значит среда и инструменты для их сбора и обработки должны удовлетворять соответствующим требованиям. Реализовать отдельное решение в таких условиях возможно, но более сложно: вырастут затраты на механизмы интеграции и изменения состава защищенной среды сбора и обработки такой информации (затраты на тестирование на отсутствие уязвимостей).