Полезная конкуренция: в СПбГУ обсудили изменения в антимонопольном регулировании
В Санкт-Петербургском университете состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений». Участники обсудили, какие изменения произошли в сфере антимонопольного регулирования в России в прошлом году и почему важно, чтобы любые законодательные новеллы основывались на методологии и научных исследованиях.
В работе конференции приняли участие представители науки и высшей школы, ФАС России, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Суда Евразийского экономического союза, Арбитражного суда Северо-Западного округа, Государственной думы, бизнеса. Участники обсудили условия осуществления конкуренции на отраслевых товарных рынках, факторы ценообразования в России, условия продажи товаров на биржах, правовые механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления, механизмы проведения имущественных торгов.
Путин: перспективные проекты к 2030 году привлекут в экономику РФ 10 трлн руб. инвестиций
Первый проректор по учебной работе Марина Лаврикова назвала сотрудничество Университета с Федеральной антимонопольной службой уникальным. В сентябре 2017 года при участии ФАС в Санкт-Петербургском университете была открыта кафедра правовой защиты экономической конкуренции, затем преобразованная в Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования.
Годом позднее СПбГУ и ФАС России заключили соглашение о сотрудничестве в экспертной, научной и образовательной сферах, в том числе при реализации Национального плана развития конкуренции, утвержденного указом президента РФ. Тогда же Игорь Артемьев, выпускник СПбГУ, помощник председателя Правительства Российской Федерации (в то время — глава ФАС), возглавил совет новой университетской магистерской программы «Правовая защита экономической конкуренции».
Программа готовит юристов по антимонопольной тематике, дефицитных для юридического рынка труда. Ключевая особенность программы — междисциплинарность. В программе объединены правовые, экономические, социологические дисциплины. Другая важная особенность — практическая направленность обучения, связанная с регулированием ведущих отраслей экономики со стороны антимонопольного органа: тарифное регулирование, закупки, торги, антиконкурентные соглашения, естественные монополии, торговая деятельность, иностранные инвестиции, реклама.
Руководитель ФАС России Максим Шаскольский подчеркнул, что любые законодательные изменения должны иметь методологическое обоснование, поэтому служба в своей работе опирается на научные исследования, изучает передовые мировые практики и уделяет большое внимание развитию образования в сфере развития конкуренции.
Максим Алексеевич поделился итогами работы ведомства в прошлом году и обозначил задачи на текущий. Так, он рассказал участникам встречи о работе по совершенствованию контроля цен. Например, в 2022 году сразу 11 федеральных торговых сетей снизили наценки на 25 категорий социально значимых продовольственных товаров. Снижение наценки с 22 до 5,5 % сразу стало заметно конечному потребителю. Такой подход поддержали, помимо федеральных, 79 региональных торговых сетей.
Другая важнейшая задача антимонопольной службы — контроль цен на жизненно необходимые лекарственные препараты, в том числе установление предельных цен.
Важно, что меры должны не только усиливать контроль за игроками на рынке, но и развивать конкуренцию, увеличивать производство на территории России, не допускать возникновения дефицита на российском рынке лекарств.
В 2022 году ответом на внешние экономические ограничения стало введение механизмов параллельного импорта. Глава ФАС подчеркнул необходимость введения параллельного импорта на все товары, за исключением тех, которые локализованы в РФ. Этот механизм важен для поддержки конкурентной среды, поскольку снижает рыночную власть правообладателя, насыщает рынок, снижает или сдерживает цены, создает новые рабочие места и дает новые возможности для малого и среднего бизнеса.
Получила развитие биржевая торговля, что позволило снизить влияние мировых цен, например, на топливном рынке. Усилился контроль за злоупотреблениями цифровых гигантов, таких как Google, Microsoft и Apple, и занимающих все большую долю рынка маркетплейсов, которые, пользуясь доминирующим положением, навязывают лишние услуги потребителю, ставят поставщиков в невыгодные условия, меняя условия договоров, демонстрируют незаконную, недостоверную рекламу, используют непрозрачные условия выдачи контента.
Кроме того, как рассказали участники конференции, в 2022 году реализован ряд временных мер, снижающих административную нагрузку на бизнес. Например, снижен размер платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Изменился порядок предоставления преференций предпринимателям. Теперь вместо согласования с ФАС органам власти в ряде случаев достаточно уведомить службу о предоставлении преференций.
Ученые, представители власти и бизнеса подчеркнули: любые законодательные изменения должны, помимо прочего, решать задачу установления баланса частных и публичных интересов — бизнеса, потребителей и государства.
Накануне научно-практической конференции в СПбГУ состоялось расширенное заседание Научно-методического совета образовательных организаций, кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) и комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Ассоциации юристов России (АЮР).
Участники обсудили содержание государственного стандарта системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения (антимонопольного комплаенса). В стандарте закреплены общие подходы и требования, правила и процедуры разработки и принятия внутренних документов компании о механизме предупреждения рисков. Разработка стандарта продолжится, введение ГОСТа в действие планируется в начале 2024 года.