Эксперты СПбГУ предложили вывести сферу высшего образования из‑под действия закона о защите прав потребителей
В СПбГУ состоялась конференция «Конкуренция в сфере высшего образования в условиях глобальных экономических и социальных изменений». Участники обсудили, применимо ли к высшему образованию понятие «экономическая конкуренция» и в каких случаях кооперация в высшей школе полезнее соперничества.
Открывая конференцию, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова подчеркнула, что распространенное в последние годы понимание образования как услуги сегодня кажется ошибочным. «Образование не сводится к получению знаний и умений. Наряду с формируемыми в ходе обучения компетенциями неотъемлемая часть образовательного процесса — воспитание в интересах семьи, общества, в целях интеллектуального, духовного, нравственного развития, погружение в традиции и формирование ценностей», — пояснила Марина Юрьевна.
В основе образования, считают эксперты, лежат публичные интересы, а гражданско‑правовые отношения вторичны. Это значит, что к образованию нельзя в полной мере применять понятие «экономическая конкуренция», как к товарным рынкам и сферам услуг, и нормы правового регулирования, свойственные другим отраслям экономики. Эксперты Санкт‑Петербургского университета считают, что сферу образования нужно вывести из‑под действия закона о защите прав потребителей и постепенно менять сложившуюся судебную практику.
Однако конкуренция, соперничество между вузами, безусловно, есть. Они борются за места в рейтингах, за самых сильных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, за объем приема на договорные формы обучения.
«При этом конкуренция не является руководящим принципом, например, когда государство распределяет контрольные цифры приема, то есть бюджетные места, — отметил декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. — Это административная процедура, и не всегда больше бюджетных мест получают те вузы, которые победили бы в реальной конкуренции».
Такая же ситуация, заметили участники конференции, складывается и в отношении распределения госимущества. Юристы СПбГУ подчеркнули: государственное имущество, которым наделяются вузы, должно быть или в коллективном управлении, пользовании, распоряжении, или вузы должны честно и открыто конкурировать за право пользования им.
Эксперты Санкт‑Петербургского университета считают, что кооперация в этом случае лучше соперничества, а значит, разработки, продукты, оборудование и прочие ресурсы образовательных организаций, созданные или приобретенные за счет бюджетных средств, должны быть доступны студентам и сотрудникам всех государственных вузов.
Пример такой удачной кооперации привел директор Центра образовательного права СПбГУ доцент Вячеслав Суязов. Он рассказал о созданных в регионах России ресурсных учебно‑методических центрах (РУМЦ) по обучению людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Задача таких центров — аккумулировать на своих площадках устройства, позволяющие людям с ограниченными возможностями, например, по слуху или зрению воспользоваться ими во время учебы. Такие инструменты финансируются государством и доступны любому университету региона при обращении в РУМЦ. В Северо‑Западном регионе такой центр расположен в РГПУ имени А. И. Герцена.
Участники напомнили, что необходимость кооперации в образовании особенно остро проявилась в самом начале пандемии коронавируса. Именно тогда стало понятно, что далеко не все вузы готовы перейти на «удаленку» из‑за недостаточной технологической оснащенности и цифровых возможностей коммуникации и обучения. Весной 2020 года СПбГУ, являясь одним из лидеров в системе российского онлайн‑образования, открыл бесплатный доступ к онлайн‑курсам для других вузов, чтобы они могли интегрировать их в свой учебный процесс. Тогда около сотни вузов из стран СНГ воспользовались этой возможностью и, подписав сетевой договор с СПбГУ, использовали онлайн‑курсы Санкт‑Петербургского университета как аналог дисциплины или ее части. Более 13 тысяч студентов в период вынужденной самоизоляции смогли пройти онлайн‑курсы СПбГУ.
Профессор СПбГУ, руководитель магистерской программы «Юрист в сфере финансового права» Дмитрий Петров заметил, что сегодня не только вузы конкурируют между собой, конкуренции есть место и между научными школами, факультетами, кафедрами разных учебных заведений и внутри университета — какую образовательную программу выберет абитуриент, выпускники какой программы будут наиболее востребованы у работодателя. Оставаться в лидерах Университету помогает сотрудничество с представителями рынка труда — сегодня это тоже один из критериев успешности вуза, напомнила профессор СПбГУ, руководитель программы магистратуры «Правовое сопровождение бизнеса» Нелли Дивеева. В Санкт‑Петербургском университете этому уделяется большое внимание: работодатели влияют на жизнь Университета, участвуют в разработке и реализации программ, вырабатывают требования к уровню развития компетенций сегодняшних студентов — своих будущих коллег.
«Для качественного образования все должны находиться в конкурентной среде. Это мощнейший стимул, который заставляет нас работать лучше», — подытожил Сергей Белов.