Материалы ректорского совещания
Заседание попечительского совета института ВШМ
16 декабря спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Борисович Иванов провел очередное заседание попечительского совета Высшей школы менеджмента СПбГУ. Как рассказал на совещании ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев, совет рассмотрел результаты деятельности ВШМ СПбГУ в 2021 году, среди которых: получение третьей из «короны» престижных международных аккредитаций, ввод новых общежитий для студентов-менеджеров, а также планы работы на 2022 год. Было отмечено, что в состав попечительского совета ВШМ СПбГУ вошел министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков (Министр науки и высшего образования Валерий Фальков вошел в попечительский совет ВШМ СПбГУ).
Создание Института теологии
Теология как направление подготовки на уровне бакалавриата появилось в России в 1992 году, на уровне магистратуры — в 1999 году, на уровне аспирантуры — в 2015 году. В настоящее время образовательные программы различных уровней реализуются в 96 вузах страны, причем аккредитацию имеют 60 из них. Изучение теологии и теологические исследования имеют важное общекультурное, мировоззренческое значение, раскрывая и соединяя прошлое, настоящее и будущее страны, этноса, семьи, отдельного человека в едином научном и образовательно-воспитательном процессе.
СПбГУ активно участвует в этой работе. В Университете программы в области теологии аккредитованы на уровне аспирантуры и магистратуры (Материалы ректорского совещания от 06.12.2021). Реализуются или находятся на стадии лицензирования несколько образовательных программ в теологической и смежных предметных областях. Разрабатываются и внедряются онлайн-курсы. По правилам, установленным в СПбГУ, успешно проведены две защиты (одна кандидатская и одна докторская). Кроме того, Университет является одним из учредителей АОО «Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА)» (2018), в которую на данный момент входят 77 вузов. С 2019 года в СПбГУ издается международный отраслевой журнал «Вопросы теологии», который выпускается совместно с общецерковной аспирантурой и докторантурой. Университет на протяжении пяти лет является соорганизатором ежегодной всероссийской конференции «Теология в научно-образовательном пространстве» (НОТА), в том числе в качестве федеральной площадки (2020). Ученые Университета приняли активное участие в первом междисциплинарном теологическом конкурсе РФФИ (2021), подав максимальное среди всех вузов России число заявок, и вышли на первое место по числу поддержанных проектов.
Следующим этапом в развитии теологии в СПбГУ может стать объединение организационных и интеллектуальных ресурсов в целях изучения культурно-исторического, духовного опыта традиционных религий (конфессий), осуществляющих служение в России, как в собственно теологическом, так и в междисциплинарном и поликонфессиональном контекстах, с учетом всех исследовательских направлений, определенных нормативно-правовыми документами, действующими в сфере науки, а также теоретических и прикладных задач, которые способна решать теология.
Речь идет о корреляции с задачами защиты «традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» и «общественно значимых ориентиров социального развития» («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», 2021, статья 92). Указанный подход позволит системно использовать возможности теологии как предметной области в образовании и отрасли знания, не только отражающей культурно-исторический аспект, но и нацеленной на изучение человека и общества в контексте современных социокультурных, технологических, геополитических и иных процессов. «Теология как наука выполняет ответственную воспитательную, мировоззренческую миссию, содействует сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны, помогает сформулировать ответы на глобальные вызовы» (из приветствия президента России В. В. Путина участникам конференции «Теология в научно-образовательном пространстве», 01.12.2021).
Структурное объединение научно-образовательной деятельности в сфере теологии в СПбГУ позволит реализовать конкурентные преимущества ведущего классического университета страны, располагающего научно-педагогическими кадрами и разработками в различных областях социального и гуманитарного знания, в научной, экспертной, образовательной деятельности и организации воспитательной работы.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 30 обращений на различные темы, в том числе 16 заявлений, касающихся организации учебной и учебно-методической работы. Еще 19 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе о возможности перевода на бюджетную основу обучения в СПбГУ, об условиях предоставления академического отпуска, о въезде в РФ иностранных обучающихся СПбГУ, о возможности зачета внеучебной деятельности в качестве прохождения практики, о формате проведения зачета, об отказе от изучения второго иностранного языка, о выдаче справки о периоде обучения, о сдаче зачетов по онлайн-курсам (ранее были размещены ответы на подобные вопросы: Почему СПбГУ использует систему прокторинга?, Будет ли совершенствоваться работа прокторинга?, Об эффективности использования системы прокторинга, О пересдаче с использованием системы прокторинга, Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов, О прокторинге на промежуточной аттестации, Сколько студентов в действительности отчисляют из-за прокторинга? Во всех ли университетах правила прохождения прокторинга одинаковые? О не пройденном испытании в системе прокторинга). От студентов нескольких направлений обучения поступили вопросы о формате проведения промежуточной аттестации.
К первому проректору по учебной работе обратился студент по направлению «Юриспруденция» с вопросом о том, может ли преподаватель вносить корректировки в рабочую программу элективной дисциплины, в том числе изменять форму аттестационного испытания: «Один из преподавателей (по элективной дисциплине) предупредил студентов, что после сдачи письменного зачета возможно проведение "устной беседы" со студентом в целях окончательного определения оценки». Однако в обращении нет информации о названии дисциплины и фамилии преподавателя. В таких условиях провести проверку не представляется возможным. Вместе с тем Марина Юрьевна обратила внимание участников совещания на это обращение студента и поручила директорам и деканам провести соответствующую разъяснительную работу в своих коллективах и напомнить коллегам, что формат проведения зачета, указанный в рабочей программе учебной дисциплины, самовольно менять нельзя.
В Виртуальную приемную поступило обращение от родителя иностранного обучающегося. У заявителя возник вопрос: допустят ли обучающегося на очные занятия в Университете и в общежитие после въезда на территорию Российской Федерации, если он был трижды вакцинирован в Эстонии вакциной «Пфайзер».
Как разъяснил проректор по медицинской деятельности Петр Казимирович Яблонский, в настоящее время механизм получения российского сертификата иностранными гражданами, привитыми вакцинами, не произведенными в РФ, на федеральном уровне уполномоченными органами пока не разработан. Когда это произойдет, иностранные обучающиеся будут об этом проинформированы.
В настоящее время для иностранных студентов предусмотрена возможность получить российский сертификат о вакцинации. Подробная информация о порядке действий иностранных граждан, прибывающих в СПбГУ из других стран, размещена на портале СПбГУ.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, учебный процесс идет по расписанию.
От директора Института наук о Земле поступила информация, что занятия по курсу «Математическое моделирование речного стока» (бакалавриат по направлению «Гидрометеорология») доцентом Ольгой Михайловной Макарьевой не проводились в течение полутора месяцев. От преподавателя была запрошена объяснительная записка, в которой она сообщила, что в связи с командировкой в Магадан и большой нагрузкой в проведении полевых работ по проекту провести лекции по назначенному расписанию у нее не получилось. Лекции будут проведены в более уплотненном режиме с середины декабря в часы, не занятые другими учебными занятиями. Проректор по работе с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев проведет служебную проверку по этому факту. Директору института поручено провести разъяснительную работу с членами коллектива и объяснить коллегам, что самовольный перенос занятий является нарушением трудовой дисциплины, а о невозможности проведения занятий и предложениях по изменению расписания необходимо своевременно (заранее) информировать руководство, указывая объективные причины для таких изменений.
На ректорском совещании директор Института наук о Земле Кирилл Валентинович Чистяков подчеркнул, что в течение полутора месяцев студенты бакалавриата, посещающие занятия по курсу «Математическое моделирование речного стока», держали втайне от руководителя образовательной программы и заведующего кафедрой информацию о том, что преподаватель занятия не проводит. А теперь, фактически накануне сессии, выставили перечень пропущенных занятий.
Директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Анатолий Степанович Пую рассказал об опыте информирования в коллективе ВШЖиМК: после каждого онлайн-занятия каждый преподаватель отчитывается перед руководителем образовательной программы о его проведении — когда началось занятие, когда закончилось, какие вопросы рассматривались, какие задания даны студентам.
Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев предложил коллегам обсудить предложение А. С. Пую, однако отметил, что постоянный контроль — это не университетский стиль общения. Он высказал удивление, почему студенты, которые пришли в Университет за знаниями, так долго не сообщали об отсутствии у них занятий. Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская тоже высказала возражения против принятой в ВШЖиМК практики. Она предложила больше говорить со студентами и разъяснять им необходимость реального содействия в организации учебного процесса. Ректор поручил проректору по воспитательной работе и организации приема Александру Вячеславовичу Бабичу и директору Института наук о Земле обсудить этот инцидент с руководством студенческого совета института.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители УНП за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встречах руководителей физического факультета, факультета социологии, Института философии, Института наук о Земле с представителями студенческих советов обсуждались меры стимулирования вакцинации среди студентов. Подчеркивалась также важность отражения сведений о вакцинации в Личном кабинете обучающегося.
На встречах руководителей физического факультета, Института философии, Института наук о Земле, факультета прикладной математики — процессов управления с представителями студенческих советов обсуждались вопросы проведения аттестации с использованием системы электронного контроля (прокторинга).
Представитель студенческого совета физического факультета сообщила о ряде технических сложностей, возникших у студентов при сдаче зачета с использованием системы электронного контроля. И. о. декана физического факультета пояснил, что о возникших технических проблемах было оперативно доложено компании, предоставляющей сервис электронного контроля, которая в свою очередь устранила последствия некорректной работы системы. На данный момент эти технические проблемы компанией решены, ситуация полностью нормализована.
М. Ю. Лаврикова напомнила руководителям учебно-научных подразделений о необходимости проведения встреч со студсоветами с участием директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимира Андреевича Старостенко, который готов дать необходимые пояснения по использованию системы электронного контроля (прокторинга) при проведении экзаменов и зачетов.
На прошлой неделе такая встреча прошла на факультете прикладной математики — процессов управления. Директор ЦРЭОР подтвердил слова декана о небольшом количестве студентов, отчисленных по результатам сдачи зачета с использованием прокторинга, и разъяснил, что двухэтапная проверка практически исключает возможность случайных ошибок. В. А. Старостенко отметил, что прокторы не оставляют без внимания обращения студентов. Директор центра предложил студентам представить предложения по совершенствованию системы и выразил готовность провести дополнительные встречи по этому вопросу.
Аналогичный вопрос обсуждался на встрече руководства факультета свободных искусств и наук с представителями студсовета факультета при участии директора ЦРЭОР В. А. Старостенко. На встречу явился только один студент, однако ему были даны подробные разъяснения о технологии работы системы прокторинга и было предложено направить предложения о совершенствовании системы.
Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались также на встречах с членами студенческих советов руководителей факультета социологии, Института философии, Института истории, Высшей школы менеджмента, Института наук о Земле.
О действиях обучающегося СПбГУ, информация о которых поступила от компании «Экзамус»
В адрес СПбГУ поступило сообщение от компании «Экзамус», которая организует для Университета аттестационные испытания с применением системы электронного контроля (прокторинга). В нем говорится, что в техническую поддержку компании обратился один из обучающихся СПбГУ с просьбой аннулировать результаты другого студента, который, по его словам, непосредственно в день зачета начал выкладывать в общий чат в социальной сети перечень ответов к вопросам итогового тестирования, тем самым серьезно нарушив правила проведения аттестации. К сообщению были приложены скрин-копии переписки, подтверждающие слова заявителя.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова отметила, что нечестность при сдаче экзаменов и зачетов не должна восприниматься как должное в университетской среде, поскольку любые проявления академического мошенничества не просто помогают нечестным образом получить оценку самим нарушителям, но и ставят под сомнение результаты обучения других студентов, а также пагубно сказываются на репутации вуза. Декан экономического факультета профессор Отар Леонтьевич Маргания обратился в комиссию по этике по этому факту с просьбой дать оценку ситуации. Обращение будет рассмотрено на ближайшем заседании комиссии.
Как уже ранее сообщалось, СПбГУ намерен выступить с инициативой создания на базе Ассоциации ведущих университетов коллегиального органа для того, чтобы популяризировать идеи академической честности среди российских вузов (СПбГУ предложил создать в России ассоциацию академической честности). И в такую деятельность, без сомнения, необходимо активно вовлекать самих студентов, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в пропаганде принципов академической честности в студенческом сообществе.
Об участии обучающихся СПбГУ во Всероссийской переписи населения
Обучающиеся СПбГУ приняли активное участие во Всероссийской переписи населения (ВПН) в ноябре 2021 года. Все вузы страны, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направляли своих студентов для участия в этой важной для страны акции.
Как ранее неоднократно сообщалось, Росстатом с переписчиками и контролерами заключались договоры на выполнение работы в рамках переписи.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова сообщила, что в настоящее время из Росстата стали поступать сведения о переписчиках СПбГУ и контролерах, с которыми были заключены договоры и которые участвовали в переписи. В списках Петростата на данный момент представлено 329 студентов СПбГУ. В том числе 67 обучающихся, указанных в списках, участвовали в ВПН как волонтеры.
Все студенты, успешно работавшие в рамках переписи, получат зачет по результатам практики, однако информация от Росстата еще будет поступать и уточняться. Поэтому первый проректор по учебной работе приняла решение: если сведения в отношении обучающихся, у которых предусмотрен зачет по практике в Петростате, не поступят до начала зимней промежуточной аттестации (до 25 декабря 2021 года), оформление этого зачета по практике будет продлено, и таким студентам предоставят возможность сдать зачет по индивидуальному графику — до конца января 2022 года. Это должно позволить решить все организационные вопросы, связанные с зачетом по результатам прохождения практики в Петростате, в отношении тех студентов, которые успешно выполнили свою работу в рамках ВПН и прошли практику, но сведения о них пока не поступили.
О правовом регулировании практической подготовки обучающихся
Из департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования России получено информационное письмо с ответами на вопросы о правовом регулировании практической подготовки обучающихся.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в письме разъяснено: как вуз может проверить наличие справки об отсутствии судимости у лиц, ответственных за практическую подготовку студентов со стороны работодателя; что делать, если профильная организация не проводит оценку условий труда на рабочих местах; что делать, если обучающийся является «целевиком» от профильной организации и профильная организация не согласовывает договор; возможно ли сделать «переходный» период, когда студенты могут проходить практику как по старым договорам о практике, так и по новым; правомерно ли заключать один договор о практической подготовке и сопровождать его дополнительными соглашениями к договору по конкретным направлениям подготовки; дан ответ о невозможности проведения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей и другие ответы.
В письме Минобрнауки затронуты не только организационные, но и методические вопросы, в частности: как практическая подготовка должна быть представлена в рабочих программах дисциплин, как практическая подготовка должна быть отражена в рабочих программах практик, какой объем целесообразно выделять на практическую подготовку в рамках практики, в какой форме проводится практическая подготовка и как это должно быть отражено в учебных планах, должны ли учебная и производственная практики в полном объеме проводиться в форме практической подготовки и пр.
Даны разъяснения по использованию примерной формы договора о практической подготовке, в частности, о возможности исключения из договора отдельных пунктов. Согласно письму Минобрнауки, положения, установленные примерной формой договора о практической подготовке, являются обязательными для исполнения, поскольку основаны на нормах законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми обеспечиваются безопасные условия обучения. В то же время примерная форма позволяет сторонам договора устанавливать иные, не противоречащие законодательству, условия прохождения обучающимися практической подготовки.
Марина Юрьевна напомнила, что в Университете практики осуществляются в соответствии с Положением о практике обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета, утвержденным приказом от 29.03.2021 № 2408/1, изданным в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 885/390 и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1430/390.
В профильных организациях практика обучающихся проводится на основании договоров, которые заключаются в установленном локальным актом СПбГУ порядке. Типовая форма договора и Перечень организаций-партнеров, с которыми заключены договоры о проведении практики обучающихся, размещены на портале СПбГУ.
С учетом полученного письма, руководителям практик, учебно-методическим комиссиям по УГСН поручено рассмотреть разъяснения министерства на заседаниях УМК и (при необходимости) внести изменения в рабочие программы практик.
Также полученные разъяснения будут использованы сотрудниками Учебного управления при заключении новых и актуализации уже заключенных договоров.
Подготовка к новому 2022/23 учебному году
В соответствии с поручением ректора об организации процесса распределения педагогических поручений проведена оптимизация процесса подготовки к новому 2022/23 учебному году.
Проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова рассказала, что согласование, утверждение и загрузка учебных планов основных образовательных программ на 2022/23 учебный год в ИС «Обучение» должны завершиться до 31 января 2022 года.
Для определения перечня педагогических поручений для постоянного состава научно-педагогических работников и приглашенных специалистов-практиков в информационной системе Assignment, а также передачи этой информации проректору по организации работы с персоналом в срок до конца апреля 2022 года смещены на более ранние сроки:
- процедура выбора преподавателями педагогических заданий на 2022/23 учебный год (самозапись) в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» с последующим подтверждением (комментированием) деканом / директором и / или уполномоченным им должностным лицом в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» выбора постоянного состава НПР и приглашенных специалистов-практиков должна завершиться 1 марта 2022 года
- кадровые конкурсы, которые должны быть проведены в феврале-апреле 2022 года
- участие директоров институтов и деканов факультетов в формировании педагогических поручений совместителям и технических заданий для заключения договоров гражданско-правового характера с преподавателями на 2022/23 учебный год (в том числе с отложенным сроком начала работ) будет организовано с помощью специального интерфейса в ИС «Обучение» и должно завершиться до конца мая 2022 года
В результате процесс заключения договоров гражданско-правового характера и прием на работу совместителей должен завершиться до 1 июля 2022 года, что позволит сформировать расписание занятий на новый учебный год (семестр) в установленные сроки.
Директорам и деканам поручено до 24 декабря 2021 года представить предложения по совершенствованию графика подготовки к новому учебному году.
О выдвижении кандидатуры магистранта на пост заместителя председателя Ученого совета СПбГУ
В адрес ректора СПбГУ, председателя Ученого совета СПбГУ Николая Михайловича Кропачева поступило обращение Студенческого совета СПбГУ с просьбой назначить заместителем председателя Ученого совета СПбГУ Андрея Вячеславовича Кошкина, который является представителем обучающихся в Ученом совете СПбГУ. В письме сообщается, что А. В. Кошкин в этом году закончил освоение программы бакалавриата СПбГУ по направлению «Политология» и продолжает обучение в магистратуре СПбГУ по программе «Прикладная макроэкономика и государственное регулирование», а также говорится о научных и общественных достижениях студента.
Ректор направил обращение в постоянные комиссии Ученого совета.
Участие делегации СПбГУ в конгрессе молодых ученых и церемонии закрытия Года науки и технологий
С 8 по 10 декабря в Парке искусства и науки «Сириус» (Сочи) прошли мероприятия, приуроченные к церемонии закрытия Года науки и технологий. Ключевыми событиями на площадке стали конгресс молодых ученых и выставка «ВУЗПРОМЭКСПО-2021». Количество участников мероприятия превысило 3000 человек, среди которых были представители 280 высших учебных заведений и 125 подразделений РАН.
Проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош рассказала, что конгресс молодых ученых проходил в формате деловой программы. В рамках панельных дискуссий, спикер-лекций, мастер-классов подводились итоги тематических месяцев Года науки и технологий. Всего в программе приняли участие 489 спикеров. Ученые СПбГУ приняли участие в дискуссиях «Социогуманитарные исследования» (член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Владимировна Черниговская: Исследователи СПбГУ рассказали на Конгрессе молодых ученых об интеграции наук и новых научных вопросах) и «Привлечение иностранных аспирантов и высококвалифицированных специалистов в российскую науку. Перспективные области исследований» (научные сотрудники Рауль Гангопадхай, Кейси Александр Блэкер: Нейропротезы, развитие генетики и привлечение иностранных аспирантов — СПбГУ принимает участие в Конгрессе молодых ученых). Из петербургских вузов заметное число спикеров было у СПбПУ (Политеха) — девять в семи мероприятиях и у Университета ИТМО (преподаватели и исследователи выступили в 13 дискуссиях).
В параллельной программе «ВУЗПРОМЭКСПО-2021» была представлена стендовая экспозиция 40 вузов и семи НОЦ мирового уровня, а также дискуссионная панель, посвященная ключевым программам национального проекта «Наука и университеты» (ранее «Наука») — проектам по созданию НОЦ, НЦМУ, СУНЦ и, конечно, «Приоритет-2030». На стенде СПбГУ был представлен видеоматериал, демонстрирующий широту спектра исследований ученых СПбГУ и результаты их работы в 2021 году: от палеонтологии до химии и нейропротезирования.
Отдельное внимание в программе было уделено проекту НЦМУ «Агротехнологии будущего». В рамках дискуссии «Генетические технологии — для освоения новых территорий» при участии декана биологического факультета Игоря Анатольевича Тихоновича обсуждались вопросы обеспечения связи между крупными государственными программами, нацеленными на прорывные научные исследования, и практической реализацией приоритетов развития России, а также расширение и диверсификация сельскохозяйственной практики в новых осваиваемых регионах. В программу мероприятий НЦМУ вошло подписание соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и АО «Щелково Агрохим» (СПбГУ и АО «Щелково Агрохим» будут вместе работать над созданием высокоурожайных сортов сахарной свеклы).
Также в рамках программы «ВУЗПРОМЭКСПО-2021» прошло профильное совещание директоров СУНЦ в формате панельной дискуссии «Специализированные учебно-научные центры — кузница молодых ученых». В ее работе приняли участие представители СУНЦ СПбГУ, УрФУ, КФУ, НГУ, КНИТУ — КАИ. СУНЦ СПбГУ представляла директор Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева Дарья Дмитриевна Андрианова. Ключевыми вопросами в обсуждении стали поддержка одаренных детей; тенденции, перспективы и современные подходы к обучению; авторские программы подготовки квалифицированных кадров для науки и промышленности. Отдельно обсудили модель СУНЦ в качестве стартовой площадки для школьников для определения перспективной в ближайшем будущем профессии и целенаправленного обучения.
Анализируя участие СПбГУ в программе мероприятий, А. С. Ярмош отметила, что спикеры Университета были недостаточно представлены в панельных дискуссиях, а в программе отсутствовали специальные тематические мероприятия СПбГУ (мастер-классы, спикер-лекции). Проректорам и руководителям учебно-научных подразделений при подготовке имиджевых публичных мероприятий федерального масштаба рекомендовано предметно готовить предложения в программу, в том числе анализируя ее архитектуру и заявленную тематику, направление деятельности организаторов и генеральных спонсоров, и своевременно направлять предложения лицу, ответственному за координацию и взаимодействие с организаторами мероприятия.
Визит в СПбГУ председателя комитета Северного экономического развития при президенте Республики Корея
В процессе обсуждения стороны рассмотрели перспективы реализации возможных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
- Развитие сотрудничества с вузами Республики Корея в области академических обменов.
- Содействие в установлении контактов с Министерством образования Республики Корея для заключения прямого соглашения о сотрудничестве по возможным направлениям будущего взаимодействия, в том числе по организации и проведению совместных мероприятий, посвященных
300-летию СПбГУ. - Содействие в установлении и развитии сотрудничества с корейскими компаниями-работодателями для:
- организации стажировок, практик обучающихся СПбГУ в корейских компаниях как на территории России, так и в Республике Корея
- создания и реализации специальных дополнительных образовательных программ по заказу компаний
- обучения сотрудников корейских компаний по программам повышения квалификации и / или профессиональной переподготовки
- участия представителей корейских компаний в работе советов образовательных программ с корейским компонентом — в качестве экспертов
- участия представителей корейских компании в разработке кейсовых заданий в области интернета вещей для студентов СПбГУ
- поддержки издания альманаха современной российской прозы на корейском языке в Республике Корея, а также альманаха современной корейской прозы на русском языке в России
- поддержки программ академической мобильности обучающихся СПбГУ с корейскими вузами-партнерами со стороны корейских компаний
- Углубление сотрудничества по линии форума «Диалог Россия — Республика Корея»
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации обозначенных и иных совместных проектов.
Визит в СПбГУ генерального консула Израиля
16 декабря в Университете состоялась встреча с генеральным консулом Израиля г-ном Ури Резником. В ходе обсуждения стороны рассмотрели перспективы реализации возможных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош перечислила их.
- Развитие академических и студенческих обменов с университетами Израиля.
- Разработка и реализация совместных образовательных программ с университетами Израиля по различным направлениям подготовки, в том числе по физике, математике и медицине.
- Развитие сотрудничества с университетами Израиля в рамках программ академических обменов между вузами Erasmus+.
- Заключение прямого соглашения между СПбГУ и Министерством образования Израиля для предоставления возможности большему числу студентов участвовать в программах обмена между СПбГУ и университетами Израиля, подготовки научных статей и сравнительных комментариев по образовательным системам двух стран и расширения количества образовательных программ по модели двух дипломов.
- Приглашение преподавателей университетов Израиля для чтения лекций, преподавания практических кейсов в СПбГУ.
- Приглашение генерального консула Израиля для чтения курса лекций, посвященных вопросам применения теории игр для обучающихся по направлениям «Международные отношения», «Менеджмент» СПбГУ.
- Содействие генерального консульства Израиля в установлении прямых контактов с вузами Израиля для развития сотрудничества по всем возможным направлениям, представляющим взаимный интерес, включая проведение совместных конференций, семинаров, круглых столов по тематикам «Еврейская культура», «Иудейская теология» и др.
- Разработка совместно с университетами Израиля онлайн-курсов, посвященных языку, культуре, истории Израиля и другим темам.
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации обозначенных и иных совместных проектов.
Подготовка и издание публикаций в рамках подготовки к проведению празднования 300-летия СПбГУ
Университет продолжает подготовку к
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова отметила, что этот вопрос уже неоднократно обсуждался на ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021; Материалы ректорского совещания от 26.07.2021). Она еще раз обратила внимание директоров институтов и деканов факультетов: речь идет о публикациях не в собственных журналах Университета, а в индексируемых журналах международного уровня — чтобы информация об Университете и его достижениях в различных научных областях распространилась максимально широко.
Особое внимание Елена Григорьевна обратила на предложение коллектива химиков, которые приняли решение, что в 2023 году все научные публикации научно-педагогических работников института будут выходить с посвящением
О мероприятиях, направленных на предотвращение распространения COVID-19 в СПбГУ
В связи с обнаружением COVID-19 у студентов, проживающих в общежитии № 8 (г. Петергоф, ул. Халтурина, д. 15, к. 1), управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу выдало СПбГУ два предписания (от 14 и от 15 декабря 2021 года) о проведении в Университете в срочном порядке ряда противоэпидемических мероприятий. Отчеты об исполнении этих предписаний необходимо было представить не позднее 17 декабря (О мерах по защите студентов СПбГУ от распространения коронавирусной инфекции).
На совещании первый проректор Елена Григорьевна Чернова рассказала о мерах, которые было поручено принять. Среди них: составить списки всех студентов и сотрудников, имевших контакт с заболевшими, и представить эти списки в региональное управление Роспотребнадзора; провести барьерный осмотр совместно со специалистами СПб ГБУЗ «Николаевская больница»; обеспечить обследование контактных лиц на COVID-19; совместно с работниками Николаевской больницы установить медицинское наблюдение за всеми контактными сотрудниками и обучающимися на 14 календарных дней с момента последнего контакта с заболевшими с ведением листов наблюдения.
До особого распоряжения в Университете отменяются досуговые мероприятия с участием студентов и массовые мероприятия на территории общежитий.
Как пояснила первый проректор, лиц, находящихся под медицинским наблюдением, будут допускать к работе и учебе в офлайн-режиме при условии:
- обязательного медицинского осмотра (если человек в течение последних шести месяцев прошел полный курс вакцинации против COVID-19 либо перенес COVID-19, при отсутствии у него симптомов заболевания)
- только по истечении 14 календарных дней с момента последнего контакта с заболевшим COVID-19 (если человек в течение последних шести месяцев не прошел полный курс вакцинации против COVID-19 и не перенес COVID-19, при отсутствии у него симптомов заболевания)
Во исполнение предписаний Роспотребнадзора 15 декабря 2021 года первым проректором было издано два приказа об организации соответствующей работы: Об организации работы по исполнению предписания Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу; Об организации работы по исполнению предписания Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Также в Университете сохраняется контроль за соблюдением всех принятых ранее противоэпидемических мер.
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла незначительно: прирост — 1,83 % (с 33,58 до 35,41 %). Среди научно-педагогических работников прирост количества вакцинированных — 0,2 %, общая доля привитых преподавателей по Университету — 92,9 %.
Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 03.12.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 10.12.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 17.12.2021) |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
91,67 % |
91,67 % |
Востоковедение и африканистика |
62,17 % |
64,29 % |
65,98 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
52,38 % |
57,14 % |
61,9 % |
Институт химии |
54,68 % |
57,78 % |
60,68 % |
Биология |
47,13 % |
49,93 % |
50,79 % |
Медицина |
45,7 % |
48,63 % |
49,89 % |
Физика |
39,87 % |
43,97 % |
48,58 % |
Институт когнитивных исследований |
41,18 % |
47,06 % |
47,06 % |
Математика и компьютерные науки |
43,06 % |
45,24 % |
46,53 % |
Филология |
34,71 % |
39,1 % |
42,6 % |
Институт педагогики |
40,95 % |
42,86 % |
42,45 % |
Институт наук о Земле |
39,11 % |
40,86 % |
42,14 % |
Свободные искусства и науки |
33,73 % |
36,64 % |
38,41 % |
Математика и механика |
33,33 % |
36,64 % |
38,18 % |
Психология |
33,47 % |
35,35 % |
37,59 % |
Институт философии |
33,44 % |
35,76 % |
37,09 % |
Институт истории |
33,33 % |
35,02 % |
36,72 % |
Медицинский колледж |
30,36 % |
35,71 % |
36,36 % |
Процессы управления |
31,9 % |
34,15 % |
36,32 % |
Международные отношения |
30,16 % |
32,76 % |
34,34 % |
Стоматология и медицинские технологии |
21,12 % |
30,6 % |
32,59 % |
Менеджмент |
25,2 % |
28,55 % |
29,63 % |
Социология |
24,15 % |
27,02 % |
29,08 % |
Политология |
22,51 % |
25,55 % |
27,02 % |
Юриспруденция |
23,94 % |
25,4 % |
26,62 % |
Экономика |
18,89 % |
20,75 % |
22,98 % |
Искусства |
16,4 % |
18,73 % |
20,2 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
16,09 % |
16,53 % |
17,93 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
12,45 % |
16,12 % |
17,08 % |
Итого |
30,89 % |
33,58 % |
35,41 % |
Прирост |
2,99 % |
2,68 % |
1,83 % |
Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:
Подразделение |
Общее кол-во (пост+внеш) |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 10.12.212 |
Процент на 17.12.21 |
Академическая гимназия |
82 |
58 |
7 |
7 |
88 % |
87,8 % |
Биологический факультет |
342 |
302 |
22 |
7 |
96,7 % |
96,8 % |
Военно-учебный центр |
34 |
29 |
3 |
2 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
151 |
125 |
12 |
10 |
97,3 % |
97,4 % |
ВШЖиМК |
113 |
90 |
13 |
10 |
100 % |
100 % |
ВШМ |
83 |
66 |
6 |
5 |
91,4 % |
92,8 % |
ИНоЗ |
249 |
230 |
13 |
4 |
100 % |
99,2 % |
Институт истории |
147 |
125 |
8 |
5 |
100 % |
93,9 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
18 |
1 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
143 |
121 |
12 |
9 |
98,6 % |
99,3 % |
Институт химии |
220 |
194 |
17 |
9 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
53 |
41 |
5 |
7 |
100 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
59 |
7 |
7 |
89,7 % |
93,6 % |
Мат-Мех |
286 |
226 |
21 |
2 |
86,8 % |
87,1 % |
Медицинский колледж |
24 |
20 |
2 |
1 |
100 % |
95,8 % |
Медицинский факультет |
324 |
248 |
21 |
7 |
84,4 % |
85,2 % |
ПМ-ПУ |
185 |
152 |
18 |
9 |
96,7 % |
96,8 % |
Факультет иностранных языков |
299 |
206 |
29 |
18 |
82,9 % |
84,6 % |
Факультет искусств |
103 |
87 |
6 |
5 |
95,1 % |
95,1 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
180 |
139 |
6 |
2 |
81,7 % |
81,7 % |
Факультет международных отношений |
119 |
87 |
9 |
16 |
95,8 % |
94,1 % |
Факультет политологии |
44 |
33 |
5 |
0 |
88,6 % |
86,4 % |
Факультет психологии |
136 |
114 |
13 |
7 |
99,2 % |
98,5 % |
Факультет свободных искусств и наук |
88 |
68 |
4 |
0 |
82 % |
81,8 % |
Факультет социологии |
94 |
71 |
6 |
5 |
87,2 % |
87,2 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Физический факультет |
484 |
435 |
39 |
7 |
99,3 % |
99,4 % |
Филологический факультет |
453 |
342 |
46 |
24 |
86,5 % |
90,9 % |
Экономический факультет |
161 |
129 |
14 |
8 |
95,5 % |
93,8 % |
Юридический факультет |
151 |
113 |
19 |
6 |
99,3 % |
91,4 % |
Итого |
4952 |
3995 |
404 |
202 |
92,7 % |
92,9 % |
С началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где этот показатель у преподавателей превысит 80 % (все коллективы достигли этого уровня), а у студентов — 40 % (на данный момент таких показателей достигли только 12 коллективов обучающихся).
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу о важности вакцинации в коллективах и среди студентов.
Празднование Дня преподавателя высшей школы в СПбГУ в 2022 году
19 ноября в России впервые отмечали День преподавателя высшей школы. В связи с этим событием директорам и деканам было поручено представить предложения по форме празднования Дня преподавателя высшей школы в СПбГУ в следующем году (Материалы ректорского совещания от 22.11.2021).
Как сообщил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, все представившие предложения руководители учебно-научных подразделений сошлись в необходимости приурочить к Дню преподавателя высшей школы подведение итогов конкурсов и объявление лауреатов премий СПбГУ «За педагогическое мастерство», «За учебно-методическую работу», «За научную работу» на сайте СПбГУ. Для этого планируется изменить сроки проведения конкурсов и утверждения их результатов. Необходимые поручения будут даны соответствующим должностным лицам.
Кроме этого, предложено:
- организовать приуроченную к этой дате публичную информационно-поздравительную кампанию с размещением поздравлений преподавателям от выпускников и студентов на сайте Университета, сайтах учебно-научных подразделений и страничках в соцсетях
- подготовить специальный выпуск журнала СПбГУ (обзорную статью), в которой отметить знаменательные события прошедшего года, касающиеся работников СПбГУ (публикация монографий, вручение премий, присуждение научных степеней, званий)
- вручить в Актовом зале СПбГУ благодарственные письма и награды, не забыв о ветеранах и универсантах, находящихся на пенсии, а закончить мероприятие праздничным концертом университетских творческих коллективов
В. В. Еремеев заметил, что руководителям УНП следует запланировать мероприятия, посвященные Дню преподавателя высшей школы, и непосредственно в коллективах факультетов и институтов.
О рассмотрении обращений в отношении И. Е. Минтусова
С лета 2021 года в СПбГУ поступают обращения в отношении доцента кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении, руководителя агентства «НикколоМ», руководителя Российской ассоциации политических консультантов Игоря Евгеньевича Минтусова (Почему преподаватель с неоднозначной репутацией опять читает лекции?). В обращениях высказываются обвинения в адрес И. Е. Минтусова — в том числе в лоббировании результатов студенческого конкурса PolitPRpro, за имевшую, якобы, место интимную связь, а также в высказывании в одной из телепередач неоднозначных суждений о судьбе немецких военнопленных в ходе Сталинградской битвы.
Поступившие обращения были направлены в ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для проведения соответствующих проверок. Из ведомства были получены ответы, что факты, указанные в обращениях, не нашли объективного подтверждения, и материал списан в архив.
Об участии СПбГУ в благотворительной акции «Елка желаний»
На ректорском совещании было объявлено об участии Санкт-Петербургского университета во всероссийской благотворительной акции «Елка желаний», в рамках которой участники исполняют новогодние желания детей и пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, ребят из малообеспеченных семей (Универсанты смогут подарить новогоднее чудо тем, кто особенно в нем нуждается).
Участие в акции первыми примут ректор, заместители ректора и проректоры СПбГУ, однако такая возможность есть и у каждого универсанта. Для этого необходимо сообщить о своем желании руководителю (декану факультета, директору института или руководителю подразделения), который до 15 января 2022 года должен составить коллективную заявку, заполнив форму.
Зарегистрировавшимся участникам направят инструкцию о дальнейших действиях. Чтобы обрадовать подопечного, получив желание, нужно связаться с его семьей, уточнить детали вручения подарка и возможности встречи и вручить подарок.
Подробная информация доступна на официальном сайте акции.