Материалы ректорского совещания
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19 среди сотрудников и студентов. Было отмечено, что студенты стали вакцинироваться более активно, но динамика в разных коллективах институтов и факультетов порой существенно различается.
Согласно приказу от 29.04.2021 № 4430/1 «Об информировании обучающимися СПбГУ о случаях заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19)», обучающиеся СПбГУ обязаны сообщать о прохождении полного цикла вакцинации от коронавирусной инфекции в Личном кабинете обучающегося с указанием названия вакцины. Информация аккумулируется в информационной системе «Обучающиеся». Сотрудники СПбГУ также обязаны сообщать о своей вакцинации — в Управление по работе с персоналом.
Информация о вакцинации студентов, по данным на 22 ноября, по направлениям обучения представлена в таблице:
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы |
---|---|
Востоковедение и африканистика |
55,5 % |
Институт когнитивных исследований |
47,1 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
46,3 % |
Биология |
42,2 % |
Институт химии |
41 % |
Институт наук о Земле |
35,3 % |
Медицина |
35,1 % |
Физика |
33,7 % |
Институт педагогики |
31,8 % |
Филология |
31,3 % |
Математика и механика |
30,1 % |
Институт истории |
29,6 % |
Институт философии |
29,6 % |
Математика и компьютерные науки |
29 % |
Психология |
29 % |
Свободные искусства и науки |
28,8 % |
Медицинский колледж |
26,9 % |
Международные отношения |
25,3 % |
Процессы управления |
24,7% |
Менеджмент |
22 % |
Социология |
21,8 % |
Юриспруденция |
21,1 % |
Политология |
21 % |
Экономика |
17,6 % |
Стоматология и медицинские технологии |
15,5 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
15,2 % |
Искусства |
14 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
8,3 % |
Физическая культура (СПО) — без учета 409 несовершеннолетних обучающихся |
4,4 % |
Итого |
26,4 % |
Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов представлена в таблице:
Подразделение |
Общее кол-во |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Прирост |
Процент |
---|---|---|---|---|---|---|
Академическая гимназия |
85 |
58 |
6 |
5 |
0 |
81,2 % |
Биологический факультет |
281 |
223 |
23 |
1 |
4 |
87,9 % |
Военно-учебный центр |
31 |
28 |
3 |
0 |
0 |
100 % |
Восточный факультет |
151 |
113 |
20 |
11 |
18 |
95,4 % |
ВШЖиМК |
104 |
74 |
11 |
4 |
14 |
85,6 % |
ВШМ |
73 |
60 |
4 |
4 |
20 |
93,2 % |
ИНоЗ |
217 |
178 |
14 |
0 |
45 |
88,5 % |
Институт истории |
117 |
94 |
7 |
3 |
3 |
88,9 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
17 |
3 |
0 |
0 |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
0 |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
4 |
3 |
0 |
0 |
77,8 % |
Институт философии |
123 |
87 |
9 |
1 |
5 |
78,9 % |
Институт химии |
206 |
182 |
19 |
5 |
6 |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
54 |
40 |
4 |
9 |
12 |
98,1 % |
КФКиСЭТ |
78 |
45 |
12 |
3 |
0 |
76,9 % |
Мат-Мех |
277 |
208 |
28 |
0 |
0 |
85,2 % |
Медицинский колледж |
21 |
18 |
3 |
0 |
0 |
100 % |
Медицинский факультет |
326 |
241 |
23 |
3 |
24 |
81,9 % |
ПМ-ПУ |
178 |
128 |
24 |
5 |
17 |
88,2 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
191 |
28 |
11 |
47 |
77,2 % |
Факультет искусств |
104 |
82 |
7 |
1 |
1 |
86,5 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
171 |
123 |
8 |
1 |
68 |
77,2 % |
Факультет международных отношений |
119 |
83 |
18 |
5 |
0 |
89,1 % |
Факультет политологии |
43 |
29 |
9 |
1 |
0 |
90,7 % |
Факультет психологии |
131 |
96 |
18 |
6 |
0 |
91,6 % |
Факультет свободных искусств и наук |
89 |
68 |
5 |
0 |
1 |
82 % |
Факультет социологии |
94 |
68 |
8 |
3 |
23 |
84 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
1 |
34 |
80 % |
Физический факультет |
447 |
341 |
27 |
6 |
103 |
83,7 % |
Филологический факультет |
474 |
301 |
56 |
17 |
17 |
78,9 % |
Экономический факультет |
157 |
121 |
13 |
9 |
21 |
91,1 % |
Юридический факультет |
101 |
82 |
18 |
0 |
0 |
99 % |
Итого |
4676 |
3444 |
448 |
115 |
483 |
85,7 % |
Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев отметил, что все директора институтов и деканы факультетов сделали прививку от COVID-19. Однако на день совещания около 35 заведующих кафедрами все еще не вакцинированы. Списки преподавателей, не сообщивших о прохождении вакцинации, будут переданы руководителям подразделений — для проведения индивидуальной работы.
Участники совещания обсуждали меры для стимулирования темпов вакцинирования среди студентов. Был предложен вариант: если в коллективе института / факультета вакцинировано больше 85 % преподавателей, то переводить их занятия в очный формат только в тех учебных группах, где показатели вакцинирования среди студентов выше средних по Университету. Далее, если процент вакцинированных в какой-то группе не растет, переводить занятия в дистанционный формат. Директорам и деканам поручено представить предложения о конкретных требованиях к коллективам каждого института / факультета по темпам вакцинации.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 34 обращения от студентов и преподавателей (в том числе 12 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). Еще 18 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе о допуске невакцинированных студентов СПбГУ к занятиям, о возможности восстановления в СПбГУ в случае отчисления, о переводе (О переводе в СПбГУ), о возможности получения приложения к диплому СПбГУ по европейскому образцу, об обучении иностранных студентов в аспирантуре СПбГУ, о вакцинации студентов и дистанционном формате обучения (О самоизоляции и дистанционном формате обучения), о возможности перезачета китайского языка при наличии сертификата, о возможности получения документа о системе оценивания студентов СПбГУ, о возобновлении выплаты стипендии, о результатах пересдачи зачета, о подготовке справок, о подготовке выписки из учебного плана, об отчислении за академическую неуспеваемость, об обучении групп 18Б.11, 18Б.12, 18Б.13 очно-заочного отделения по направлению «Журналистика» с использованием ИКТ, о внесении изменений в образовательную программу «Психология личности». По всем обращениям проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
М. Ю. Лаврикова сообщила: по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
Как рассказала Марина Юрьевна, вопросы вакцинации против COVID-19 обсуждали руководители Института философии, факультетов свободных искусств и наук, медицинского, биологического, физического и факультета искусств в ходе встреч с представителями студсоветов.
В ходе встречи декана факультета свободных искусств и наук с членами студенческого совета обсуждалась организация учебного процесса с 15.11.2021. Выбор формата проведения занятий определяется приказом, в настоящее время установлен смешанный формат обучения. Представитель студенческого совета предложил организовать проведение занятий в более просторных аудиториях. Обучающимся было рекомендовано обратиться в отдел планирования учебных занятий и аттестаций Учебного управления с предложением по возможности переместить занятия в аудитории с большей площадью.
В ходе встречи и. о. декана медицинского факультета с членами студенческого совета обсуждался вопрос о проведении практических занятий по дисциплине «Неотложная доврачебная помощь при критических состояниях» на клинической базе.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено и далее ежедневно до 19:00 представлять первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой информацию обо всех проблемах, возникающих в ходе организации учебного процесса. Ректор отметил, что эти сведения помогают оперативно решать многие текущие вопросы (поэтому их перечень на совещании становится короче).
О возможности перезачета иностранного языка при наличии сертификата
В Виртуальную приемную поступил вопрос от студентки А. В. Барановой о возможности перезачета иностранного языка при наличии документа, подтверждающего уровень владения иностранным языком.
И. о. проректора по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова сообщила, что проведенная экспертиза соответствия сертификатов HSK и HSKK (указанных в обращении А. В. Барановой) показала, что требования этих сертификатов ниже требований СПбГУ к аттестации по китайскому языку, поскольку важной частью аттестации являются навыки перевода с китайского на русский язык и с русского на китайский язык. Эти компетенции не проверяются ни в письменном тесте HSK, ни в устном тесте HSKK, что делает невозможным их учет при промежуточной и итоговой аттестации по китайскому языку. И в целом в российских вузах нет широкой практики признания сертификатов по китайскому языку.
Вместе с тем сертификат HSK (уровни 5 и 6) учитывается в конкурсе портфолио при поступлении в магистратуру по направлению «Востоковедение и африканистика».
Возможность перезачета сертификатов об уровне владения иностранным языком связана с указанием в рабочих программах дисциплин уровней владения по примеру общеевропейской шкалы языковых компетенций. Например, наличие такой информации в программах по английскому языку позволяет осуществлять перезачет на основании приказа от 12.07.2021 № 7171/1 «О порядке подтверждения коммуникативной компетенции по английскому языку на уровни В1 / В2 в СПбГУ».
Директорам и деканам поручено представить предложения по расширению перечня сертификатов по иностранным языкам, которые могут быть перезачтены в СПбГУ.
Перечень олимпиад школьников, утвержденный Минобрнауки России
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ от 31.08.2021 № 804 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год».
Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, Олимпиада школьников СПбГУ включена в перечень по 17 предметам (комплексам предметов), из которых 13 предметов имеют первый (наиболее высокий) уровень: биология, география, журналистика, иностранный язык, информатика, история, математика, медицина, обществознание, право, социология, филология, химия; три предмета — второй уровень (китайский язык, физика, экономика); один предмет — третий уровень (инженерные системы). Олимпиада школьников СПбГУ стабильно занимает высокие позиции среди олимпиад, в сравнении с перечнем 2020/21 учебного года наш Университет сохранил имеющиеся уровни по всем предметам (комплексам предметов) Олимпиады школьников.
По общему количеству предметов (комплексов предметов) Олимпиада школьников СПбГУ в 2021/22 учебном году занимает из 86 олимпиад пятое место после олимпиады школьников «Ломоносов» (организатор — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 27 предметов), Всероссийской междисциплинарной олимпиады школьников «Национальная технологическая олимпиада» (олимпиада кружкового движения Национальной технологической инициативы, организаторы — группа учреждений высшего образования, 26 комплексов предметов), олимпиады школьников «Высшая проба» (организатор — Высшая школа экономики, 26 предметов) и Московской олимпиады школьников (организатор — департамент образования и науки города Москвы совместно с учреждениями высшего образования, 19 предметов).
По количеству предметов (комплексов предметов), имеющих первый уровень, Олимпиада школьников СПбГУ занимает третье место после олимпиады школьников «Ломоносов» (16 предметов) и олимпиады школьников «Высшая проба» (15 предметов).
Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета проводится в два этапа. В 2021/22 учебном году отборочный этап проходит с 20.10.2021 по 12.01.2022, заключительный этап — с 01.02.2022 по 14.03.2022.
А. В. Бабич отметил, что (согласно части 12 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») победителям и призерам олимпиад школьников, включенных в перечень Минобрнауки России, при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета может быть предоставлено особое право: право на прием без вступительных испытаний либо право быть приравненным к лицам, имеющим максимальное количество баллов (100 баллов) по вступительному испытанию.
Олимпиада школьников СПбГУ пользуется большой популярностью среди учащихся. В 2020/21 учебном году количество участников отборочного этапа составило 100504 школьника, что на 32 % больше, чем в 2019/20 учебном году. Для сравнения: в олимпиаде школьников «Высшая проба» в прошлом году приняло участие 117000 школьников, а во Всероссийской междисциплинарной олимпиаде школьников «Национальная технологическая олимпиада» — 82467 школьников.
А. В. Бабич выделил коллективы, которые активно принимают участие в организации олимпиад школьников: Институт истории, филологический факультет, Институт наук о Земле, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. Директорам и деканам поручено представить предложения по расширению перечня предметов Олимпиады школьников СПбГУ.
Организация условий для внеучебной работы обучающихся
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) резко повысилась необходимость наличия мест для проведения досуга, занятий спортом, самостоятельных учебных занятий рядом с местом проживания студентов. Если в прошлом году из общежитий временно уехали в свои родные города более 60 % обучающихся, то к 01.10.2021 дополнительно к 3000 проживающих вернулись еще около 5000 человек. Судя по всему, ограничения, связанные с пандемией, будут продолжаться. В связи с этим в Университете ведется работа по созданию дополнительных условий для внеучебной, досуговой деятельности и отдыха обучающихся.
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич рассказал, что на территории комплекса общежитий, расположенного в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, сейчас работают тренажерный зал, бильярдный зал с дополнительным пространством для досуга, уличные спортивные площадки. Также студентам предоставляются для внеучебных мероприятий помещения во Дворце культуры и науки, расположенном рядом с общежитиями. С начала пандемии во всех общежитиях были оборудованы учебные комнаты, предназначенные для самостоятельной работы (36 помещений). 1 ноября в общежитии № 16 открыта досуговая комната, в которой установлена мебель, подаренная Университету посольством Государства Катар (Комната досуга в общежитии № 16). В помещении имеется доступ к беспроводному Интернету (Wi-Fi).
Ведутся ремонтные работы в помещении, расположенном в левом крыле первого этажа общежития № 12, которое освободил арендатор. Работы планируется завершить до конца года и также передать помещение студентам для организации досуга. Кроме того, на первых этажах общежитий № 13, 14, 15 имеются помещения, которые могут быть использованы для организации досуга проживающих в общежитиях студентов. На встрече 5 октября начальника Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий Дмитрия Владимировича Михайлова с представителями комитета по работе с общежитиями Студенческого совета СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021) обсуждался вопрос ремонта и оборудования этих помещений. Студенты обещали представить свои предложения до 13.10.2021, однако на сегодняшний день предложения не поступили.
Екатерина Некрасова — победитель всероссийского конкурса «Большая перемена» для студентов колледжей
В Нижнем Новгороде 19 ноября завершился финал всероссийского конкурса «Большая перемена» (проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» для студентов колледжей).
Конкурс проводится в рамках национального проекта «Образование». Его организаторами выступают Росмолодежь, АНО «Россия — страна возможностей» и Российское движение школьников. Конкурс проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, студенты средних профессиональных образовательных учреждений в этом году впервые получили возможность участвовать во всероссийском конкурсе «Большая перемена». По данным оргкомитета, в конкурсе приняли участие более 410 тысяч студентов программ среднего профессионального образования. В финале конкурса участвовали 600 студентов из 67 регионов Российской Федерации. По итогам проведения финала конкурса было определено 300 победителей из числа обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Во всероссийском конкурсе «Большая перемена» приняли участие студенты СПбГУ, обучающиеся по программам среднего профессионального образования «Физическая культура» в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии СПбГУ Григорий Зайцев и Екатерина Некрасова. Победителем всероссийского конкурса «Большая перемена» стала Екатерина Некрасова — студентка третьего курса, будущий педагог по физической культуре и спорту. Участники совещания поздравили Екатерину с победой и пожелали ей дальнейших успехов.
Ученые СПбГУ — в списке самых высокоцитируемых ученых мира
16 ноября на сайте компании Clarivate Plc (NYSE: CLVT) опубликован список «Высокоцитируемые исследователи». В этом году в список включены 6602 исследователя со всего мира, которые продемонстрировали значительное влияние в своих дисциплинах, опубликовав высокоцитируемые научные работы в течение последних десяти лет.
Проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев сообщил, что в списке наиболее высокоцитируемых ученых мира Highly Cited Researcher 2021 — шесть исследователей из России, из которых двое — работники СПбГУ. Это Геннадий Леонов (ушедший из жизни в 2018 году) и Николай Кузнецов, которые входят в перечень уже третий год подряд по направлению междисциплинарных исследований (Cross-field).
Остальные представители, аффилированные с российскими организациями, включены в перечень высокоцитируемых ученых впервые:
- Cichocki Andrzej, аффилиация со Сколковским институтом науки и технологий, направление Cross-field, сейчас работает в области искусственного интеллекта и биомедицинских приложений
- Koteliansky Victor, аффилиация со Сколковским институтом науки и технологий, направление Biology and Biochemistry, занимается разработкой веществ для профилактики и борьбы с раком
- Sheremet Mikhail, аффилиация с Томским государственным университетом, направление Cross-field, область интересов лежит в математическом моделировании теплового излучения и сопряженных задачах конвективного теплопереноса
- Aschner Michael, аффилиация с Сеченовским университетом, направление Cross-field, специализируется на исследованиях взаимосвязи генетики и окружающей среды в возникновении заболеваний центральной нервной системы
Участники совещания поздравили заведующего кафедрой прикладной кибернетики, профессора, доктора физико-математических наук Николая Кузнецова с успехом и пожелали ему не останавливаться на достигнутом.
Утвержден сводный перечень мероприятий, рекомендуемых к проведению СПбГУ в 2022 году
В соответствии с приказом от 05.02.2020 № 9653/1 «Об утверждении Положения о конкурсном отборе научных мероприятий СПбГУ» (с изменениями и дополнениями), проведен конкурсный отбор научных мероприятий, планируемых к проведению СПбГУ в 2022 году.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, отбор проходил в два этапа. Заявки на проведение научных мероприятий в первом полугодии 2021 года принимались до 18.05.2021, заявки на проведение мероприятий во втором полугодии 2021 года — до 17.09.2021. Сбор заявок осуществлялся через систему Pure СПбГУ. Экспертизу конкурсных заявок проводили сначала научные комиссии по областям наук, а затем — комиссия по конкурсному отбору научных мероприятий (приказ от 20.05.2021 № 5176/1).
По итогам рассмотрения заявок первого и второго этапов конкурса утвержден сводный перечень из 69 мероприятий, планируемых к проведению в 2022 году (приказ от 15.11.2021 № 11006/1 «Об утверждении сводного перечня мероприятий, рекомендуемых к проведению СПбГУ в 2022 году»). В перечень включены, например, такие мероприятия, как международная конференция «Теория игр и ее приложения» (The International Conference «Game Theory and Applications»), которая вошла в перечень сателлитных мероприятий Международного конгресса математиков 2022, XIII International Conference on Chemistry for Young Scientists «Mendeleev 2023» с ежегодным количеством участников более 600 молодых ученых, и др.
Объемы финансирования из средств СПбГУ самых высокорейтинговых мероприятий будут определены после установления лимитов средств на 2022 год.
Результаты второго этапа экспертизы заявок на участие в конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы
21 мая 2021 года был объявлен конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы. Предмет конкурса — отбор исследовательских программ (проектов) по научным направлениям федеральной программы, реализуемым в целях решения принципиально новых фундаментальных и крупных прикладных задач, направленных на создание ведущих мировых исследовательских коллективов в области синхротронных и нейтронных исследований (разработок).
Согласно конкурсной документации, отбор проводили по 11 лотам:
Лот |
Тема лота |
Период |
Размер гранта по одному соглашению не более, млн руб. |
Планируемое кол-во соглашений с победителями (не более), шт. |
||
2021 |
2022 |
2023 |
||||
1 |
Методы синхротронных и нейтронных исследований конструкционных материалов, в том числе изготавливаемых для работы в экстремальных условиях |
85,00 |
108,00 |
112,00 |
305,00 |
2 |
2 |
Методы синхротронной и нейтронной диагностики материалов и наноразмерных структур для перспективных технологий и технических систем, включая принципиально новую природоподобную компонентную базу |
85,00 |
108,00 |
112,00 |
305,00 |
3 |
3 |
Методы синхротронной и нейтронной диагностики материалов и изделий для ядерной и термоядерной энергетики, термоэлектрических и сверхпроводящих материалов |
71,00 |
91,00 |
94,00 |
255,00 |
2 |
4 |
Метрологический контроль и сертификация изделий промышленности с использованием синхротронного излучения и нейтронов |
71,00 |
91,00 |
94,00 |
255,00 |
1 |
5 |
Методы синхротронных и нейтронных исследований структуры и динамики биологических систем на разных уровнях организации (биомолекул, макромолекулярных комплексов, вирусов, клеток) |
71,00 |
91,00 |
94,00 |
255,00 |
3 |
6 |
Методы синхротронных и нейтронных исследований гибридных, биоподобных иннервированных материалов и элементов робототехнических устройств с биологическими компонентами |
102,00 |
130,00 |
134,00 |
366,00 |
2 |
7 |
Новые подходы к изучению, консервации и реставрации объектов культурного наследия, разработанные на основе результатов синхротронных и нейтронных исследований |
35,00 |
40,00 |
41,50 |
116,50 |
2 |
8 |
Новые технологии ускорителей электронов и протонов, необходимые для создания новых источников синхротронного излучения четвертого и последующих поколений, рентгеновского лазера на свободных электронах и импульсных нейтронных источников |
102,00 |
130,00 |
134,00 |
366,00 |
2 |
9 |
Новые технологии диагностики и терапии ряда заболеваний с применением ядерно-физических методов |
100,00 |
125,00 |
130,00 |
355,00 |
2 |
10 |
Новые технологии получения синхротронного излучения на принципах лазерного ускорения элементарных частиц |
95,00 |
120,00 |
125,00 |
340,00 |
1 |
11 |
Новые технологии создания элементов и систем экспериментальных станций источников синхротронного излучения и нейтронов |
102,00 |
130,00 |
134,00 |
366,00 |
3 |
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в конкурсном отборе участвовала 51 заявка. От СПбГУ было подано шесть заявок: одна заявка, в которой СПбГУ — головная организация в консорциуме с Институтом физики микроструктур РАН по теме «Диагностика низкоразмерных, квантовых и природоподобных материалов и структур на основе спектроскопических, микроскопических и дифракционных методов с использованием синхротронного излучения и E-XFEL для создания перспективных технологий и технических систем» (руководитель — Е. О. Филатова, лот 2), и пять заявок в составе участников соглашений о консорциуме со следующими организациями: ИФП СО РАН (руководитель коллектива от СПбГУ — А. М. Шикин, лот 2); ИФВД РАН (руководитель коллектива от СПбГУ — И. А. Митропольский, лот 2); ФИЦ ХФ РАН (руководитель коллектива от СПбГУ — Д. Ю. Усачев, лот 2); НИЦ «Курчатовский институт» (руководитель коллектива от СПбГУ — Б. А. Носков, лот 5); ИТЭФ НИЦ «Курчатовский институт» (руководитель коллектива от СПбГУ — С. В. Григорьев, лот 8).
Экспертиза заявок проводилась в два этапа. В рамках второго этапа были проведены публичные защиты заявок в формате онлайн-конференций научными руководителями проектов. По итогам конкурсного отбора была поддержана 21 заявка. Сведения о победителях представлены в таблице.
Победитель |
Баллы по результатам оценки заявки НТС |
Размер гранта всего на 2021-2023 гг., млн руб. |
Всего победителей по лоту, шт. |
Кол-во заявок, участвующих в отборе, шт. |
---|---|---|---|---|
Лот 1 «Методы синхротронных и нейтронных исследований конструкционных материалов, в том числе изготавливаемых для работы в экстремальных условиях» |
||||
ФГБУ «Институт сильноточной электроники Сибирского отделения РАН» |
89,0 |
305,00 |
2 |
6 |
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» |
88,0 |
305,00 |
||
Лот 2 «Методы синхротронной и нейтронной диагностики материалов и наноразмерных структур для перспективных технологий и технических систем, включая принципиально новую природоподобную компонентную базу» |
||||
ФГАОУ ВО НИУ ИТМО |
89,0 |
305,00 |
3 |
14 |
ФГАОУ ВО НИУ «Московский институт электронной техники» |
87,0 |
302,00 |
||
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» |
84,33 |
305,00 |
||
Лот 3 «Методы синхротронной и нейтронной диагностики материалов и изделий для ядерной и термоядерной энергетики, термоэлектрических и сверхпроводящих материалов» |
||||
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ» |
89,33 |
255,00 |
2 |
2 |
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» |
88,33 |
255,00 |
||
Лот 4 «Метрологический контроль и сертификация изделий промышленности с использованием синхротронного излучения и нейтронов» |
||||
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» |
84,00 |
255,00 |
1 |
1 |
Лот 5 «Методы синхротронных и нейтронных исследований структуры и динамики биологических систем на разных уровнях организации (биомолекул, макромолекулярных комплексов, вирусов, клеток)» |
||||
ФГУ ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии РАН» |
97,67 |
255,00 |
3 |
8 |
ФБУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии ‘Вектор’» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
86,00 |
255,00 |
||
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» |
77,50 |
255,00 |
||
Лот 6 «Методы синхротронных и нейтронных исследований гибридных, биоподобных иннервированных материалов и элементов робототехнических устройств с биологическими компонентами» |
||||
ФГБУ «Институт молекулярной генетики НИЦ ‘Курчатовский институт’» |
93,00 |
366,00 |
1 |
1 |
Лот 7 «Новые подходы к изучению, консервации и реставрации объектов культурного наследия, разработанные на основе результатов синхротронных и нейтронных исследований» |
||||
ФГУП «Институт химических реактивов и особо чистых химических веществ НИЦ ‘Курчатовский институт’» |
89,33 |
110,00 |
1 |
1 |
Лот 8 «Новые технологии ускорителей электронов и протонов, необходимые для создания новых источников синхротронного излучения четвертого и последующих поколений, рентгеновского лазера на свободных электронах и импульсных нейтронных источников» |
||||
ФГБУ «Институт теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова НИЦ ‘Курчатовский институт’» |
95,00 |
366,00 |
2 |
3 |
ФГБУН «Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН» |
90,00 |
366,00 |
||
Лот 9 «Новые технологии диагностики и терапии ряда заболеваний с применением ядерно-физических методов» |
||||
ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова НИЦ ‘Курчатовский институт’» |
93,00 |
355,00 |
2 |
6 |
ФГБУН «Физический институт имени П. Н. Лебедева РАН» |
89,67 |
355,00 |
||
Лот 10 «Новые технологии получения синхротронного излучения на принципах лазерного ускорения элементарных частиц» |
||||
ФГБ НУ ФИЦ «Институт прикладной физики РАН» |
90,25 |
340,00 |
1 |
1 |
Лот 11 «Новые технологии создания элементов и систем экспериментальных станций источников синхротронного излучения и нейтронов» |
||||
ФГУ «Федеральный научно-исследовательский центр ‘Кристаллография и фотоника’ РАН» |
94,67 |
366,00 |
3 |
8 |
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» |
88,33 |
366,00 |
||
Объединенный институт ядерных исследований |
84,00 |
366,00 |
Заявка СПбГУ, поданная от головной организации по лоту 2, набрала 82 балла, заняла пятое место и не вошла в число победителей конкурсного отбора (на четвертом месте — НИУ «Московский институт электронной техники», заявка набрала 84,33 балла).
Вместе с тем СПбГУ вошел в состав победителей в консорциуме с НИЦ «Курчатовский институт» — ИТЭФ (проект «Разработка компактных источников фотонов и нейтронов на базе новых технологий линейных ускорителей — основных элементов лазера на свободных электронах и импульсных нейтронных источниках», руководитель от СПбГУ — С. В. Григорьев). Проект получил финансирование на 2021–2023 годы в размере 366 млн руб., из них для СПбГУ — 30 млн рублей на три года.
Заместитель декана физического факультета Алексей Викторович Титов рассказал, что в этом конкурсе грантов участвовал коллектив ведущих специалистов физического факультета СПбГУ, включающий научные группы под руководством профессоров Е. О. Филатовой, В. Г. Дубровского, А. М. Шикина, Д. Ю. Усачова. Лот № 2, в котором участвовала заявка СПбГУ «Методы синхротронной и нейтронной диагностики материалов и наноразмерных структур для перспективных технологий и технических систем, включая принципиально новую природоподобную компонентную базу», оказался наиболее конкурентным из всех: для участия в нем было подано 14 заявок от различных вузов и академических институтов. По результатам первой стадии второго этапа экспертизы, который проводился научно-техническим советом ФНТП (при головной научной организации федеральной программы — Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»), представленная СПбГУ заявка набрала сумму баллов, необходимую для следующей стадии оценки заявок на участие в конкурсе — рассмотрения материалов заявки на заседании совета по реализации ФНТП с участием руководителей исследовательских программ. В эту стадию отбора попали лишь шесть организаций, набравших максимальное количество баллов по результатам экспертизы.
23 сентября состоялось онлайн-выступление руководителя проекта от СПбГУ — профессора Е. О. Филатовой с презентацией проекта перед советом по реализации ФНТП. Выступление и презентация получили высокую оценку членов совета, однако по результатам второго этапа экспертизы СПбГУ не попал в число победителей конкурса.
Несмотря на то, что заявка от СПбГУ не вошла в число победителей конкурса, следует отметить, что она получила очень высокую оценку экспертного сообщества и обошла многие заявки от известных научных организаций и вузов. Коллектив исполнителей от СПбГУ, подавший и отстаивавший на разных этапах конкурса эту заявку, получил бесценный опыт участия в подготовке масштабных междисциплинарных проектов с использованием установок класса мегасайенс, а также:
- впервые за последние годы были объединены в едином проекте исследования отдельных научных групп для решения одной научной задачи
- изучены возможности кооперации с научными партнерами для решения единой задачи
- приобретен опыт создания программы научных исследований, конечным итогом которых является практический результат
- приобретен опыт обсуждения (в том числе дистанционного) программы научных исследований в большом научной коллективе
Ценный опыт, приобретенный учеными-физиками СПбГУ, будет способствовать тому, чтобы в дальнейшем более успешно участвовать в крупных научных проектах / конкурсах, и повысит их шансы оказаться в числе победителей.
А. В. Титов поблагодарил коллег из УНИ, которые помогали готовить заявки на конкурс, и коллег из УСИТ, которые обеспечили бесперебойную связь во время онлайн-конференций, когда проводились публичные защиты заявок научными руководителями проектов.
С. В. Микушев отметил высокую конкурентную среду этого конкурса и подчеркнул необходимость тщательной содержательной проработки каждой заявки, а не только соблюдения технических требований к ней.
Об экспертах СПбГУ
Продвижение деятельности СПбГУ в сети «Интернет» обеспечивается в том числе за счет публикации сведений о достижениях научно-педагогических работников. К таким сведениям относятся не только данные об образовании, ученой степени или научных публикациях, но и информация об экспертной активности. Учет соответствующих сведений предусмотрен в информационной системе Pure. Средствами этой же системы данные представляются на портале СПбГУ.
Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев выступил с презентацией, в которой была изложена пошаговая инструкция для научно-педагогических работников о том, как вводить данные о своей экспертной деятельности в информационную систему Pure (Презентация), от входа в систему до поиска данных, представленных на портале СПбГУ.
Квалификационные требования в части публикаций
С 2013 года для всех научно-педагогических работников СПбГУ установлены количественные требования в отношении их публикационной активности. Разумеется, эти требования различаются в зависимости от должности и предметной области исследований. Однако отсутствие научных публикаций у научно-педагогического работника за период действия трудового договора не может считаться допустимым.
Как отметил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, количество публикаций в высокорейтинговых журналах, индексируемых международными системами научного цитирования, является важным показателем Программы развития СПбГУ до 2030 года, и его целевое значение увеличивается с каждым годом.
Этот показатель является только частью общего количества публикаций научно-педагогических работников СПбГУ. Если же говорить о конкуренции среди ведущих университетов, которую отражают международные рейтинги, то нужно напомнить, что еще в отчете о научной работе СПбГУ за 2015 год приводились сопоставительные данные, из которых следовало, что в университетах, ведущих активные научные исследования, количество авторов публикаций и количество публикаций тесно связаны, а среднее их соотношение равно 2:1 в расчете на год, то есть 0,5 публикации на автора в год (по данным Scopus).
Вместе с тем количество научно-педагогических работников в ведущих университетах в разы меньше, чем количество авторов публикаций, среди которых широко представлены студенты, аспиранты, постдоки и иные сотрудники, поэтому количество публикаций, индексируемых в международных базах, на одного НПР составляет примерно две публикации в год (при усреднении по большим коллективам).
Это только среднее значение, которое может применяться для контроля исполнения целевых показателей коллективов НПР, но не для каждого научно-педагогического работника в отдельности. В настоящее время количество публикаций, индексируемых в международных базах данных и аффилированных с СПбГУ, в расчете на одного научно-педагогического работника в год меньше единицы (в целом по Университету). Поэтому для существенного продвижения в международных рейтингах и эффективной конкуренции даже с ведущими российскими университетами в среднесрочной перспективе требуется кратное увеличение количества публикаций в расчете на одного научно-педагогического работника без снижения их качества.
В. В. Еремеев подчеркнул: одним из путей решения задачи повышения конкурентоспособности СПбГУ является постепенное усиление требований к научно-педагогическим работникам в части публикационной активности, что будет приводить к более тщательному отбору кадрового состава. Уже сейчас практически готовы квалификационные требования к научно-педагогическим работникам для прохождения конкурсных процедур в 2022/23 году, в которых усилены требования по количеству и качеству публикаций, необходимые для успешного прохождения конкурсов.
Как правило, показатели публикационной активности, зафиксированные в трудовых договорах научно-педагогических работников, ниже минимальных квалификационных требований на момент прохождения ими конкурса. Поэтому даже исполнение требований трудового договора не гарантирует допуск к конкурсу на замещение занимаемой должности, а следовательно, не гарантирует продолжение трудовых отношений с СПбГУ.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что порой на прием к ректору или проректорам приходили научно-педагогические работники, которые жаловались на то, что они исполняли требования трудового договора, но не могли подать документы на новый конкурс на ту же должность, поскольку квалификационные требования по публикациям были выше их уровня. Ректор подчеркнул, что подобные квалификационные требования будут и дальше повышаться.
Установлен профессиональный праздник — День преподавателя высшей школы
19 ноября в России впервые отмечали День преподавателя высшей школы. Праздник совсем новый: приказ о его установлении министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал в начале ноября. Введение Дня преподавателя высшей школы приурочено к тому, что 2021 год был объявлен президентом РФ Годом науки и технологий. Дата для праздника выбрана также неслучайно: 19 ноября родился Михаил Ломоносов.
Директорам и деканам поручено представить предложения по форме празднования Дня преподавателя высшей школы в СПбГУ в следующем году.
О праздновании 200-летия кафедры зоологии
Декан биологического факультета СПбГУ Игорь Анатольевич Тихонович сообщил, что в 2022 году исполнится 200 лет с момента начала работы кафедры зоологии Императорского Санкт-Петербургского университета. Тогда был назначен первый ординарный профессор-зоолог, ученик знаменитого Жоржа Леопольда Кювье — Андрей Васильевич Ржевский, и начал читаться курс зоологии. Кроме того, в конце 2021 года исполняется 150 лет с момента официального разделения зоологического и зоотомического кабинетов кафедры зоологии, что фактически означает начало существования нынешних кафедр зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных СПбГУ.
Кафедра зоологии — одно из старейших в России естественнонаучных подразделений и первая в России кафедра зоологии. Имевшиеся к тому времени кафедры сходной тематики в Харьковском, Казанском и Московском университетах были кафедрами естественной истории. Тематика их учебно-научной деятельности включала и биологические, и минералогические направления. Таким образом, Императорский Санкт-Петербургский университет впервые в России отразил в своей учебно-научной деятельности новейшую на тот момент специализацию науки.
За два века своей истории кафедра зоологии стала местом формирования целых научных направлений. Именно здесь сформировались имеющие мировую известность научные школы экологической паразитологии, протистологии, эволюционной морфологии, орнитологии, палеонтологии.
Знаменитые ученые и педагоги, работавшие на кафедре зоологии (Степан Семенович Куторга, Карл Федорович Кесслер, Александр Онуфриевич Ковалевский, Илья Ильич Мечников, Владимир Михайлович Шимкевич, Владимир Тимофеевич Шевяков, Юрий Александрович Филипченко, Валентин Александрович Догель, Владимир Николаевич Беклемишев, Александр Александрович Любищев, Николай Михайлович Книпович, Константин Михайлович Дерюгин, Юрий Иванович Полянский, Даниил Николаевич Кашкаров, Артемий Васильевич Иванов, Алексей Сергеевич Мальчевский и многие другие), составили цвет российской биологии XIX–XX веков. Выпускники кафедры создавали научные школы, возглавляли и сейчас возглавляют кафедры многих российских университетов и учреждения Академии наук. Многие сотрудники и выпускники кафедры зоологии (а позже — зоологического и зоотомического кабинетов) стали членами Императорской Академии наук — Академии наук СССР — Российской академии наук.
Кафедра зоологии стала основой для формирования других подразделений нынешнего биологического факультета. Ее выпускники участвовали в создании вновь появлявшихся кафедр физиологии, цитологии и гистологии, генетики, энтомологии, ихтиологии и гидробиологии, эмбриологии. В целом трудно переоценить роль кафедры зоологии в формировании современной структуры биологического факультета.
Профессор зоотомического кабинета Николай Петрович Вагнер с сотрудниками кафедры зоологии впервые в России начал систематическое исследование биоты арктических морей России. Именно с кафедрой зоологии (зоотомическим кабинетом) связано открытие первой в России морской биостанции — на Большом Соловецком острове Белого моря (1881 год), что ныне позволяет говорить о 140-летии собственных морских исследований СПбГУ.
Заведующий кафедрой зоологии и одновременно ректор Императорского Санкт-Петербургского университета К. Ф. Кесслер в 1868 году основал Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей — второе после Московского общества испытателей природы российское научное общество, успешно работающее и в наши дни.
Учебно-научная деятельность сотрудников кафедр зоологии и сейчас признается в России эталоном, отражающим функционирование сильнейших научных школ в стране. В наши дни на новейшей методической базе сотрудники кафедр успешно продолжают двухвековую традицию зоологии. Их современные работы используют современную молекулярно-генетическую, биохимическую, экологическую, ультраструктурную, биоинформатическую методологии. По сути, формируется новая междисциплинарная область — интегративная биология. В наши дни кафедра зоологии беспозвоночных СПбГУ признается коллегами из других университетов сильнейшей зоологической кафедрой в России. А статус выпускника СПбГУ по кафедре зоологии беспозвоночных / зоологии позвоночных всегда был и остается знаком качества как в нашей стране, так и за рубежом.
В связи с этим И. А. Тихонович просил поддержать инициативу проведения в СПбГУ в 2022 году Года зоологии. Объявление такого мероприятия позволит в течение года, ориентируясь на текущую эпидемиологическую обстановку, последовательно провести ряд мероприятий, объединенных общей идеей.
В рамках Года зоологии планируется организация: научно-исторической конференции «200 лет зоологии СПбГУ»; шестьдесят седьмых Догелевских чтений с научной программой, посвященной Году зоологии в СПбГУ; серии семинаров с научными докладами, иллюстрирующими основные современные направления интегративной биологии, развиваемые на кафедрах зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных; докладов ведущих зарубежных зоологов; арт-выставки «200 лет зоологии в СПбГУ»; студенческой фотовыставки, посвященной юбилеям; презентации новых изданий; юбилейного выпуска журнала «Санкт-Петербургский университет»; вечера воспоминаний и информационной программы для выпускников и бывших сотрудников кафедр зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных и других мероприятий.
Официальное объявление Года зоологии СПбГУ позволило бы придать юбилею звучание, далеко выходящее за пределы Университета, и создать серию позитивных информационных поводов, которые положительно сказались бы на имидже СПбГУ.
Директорам и деканам поручено обсудить в коллективах институтов и факультетов и представить предложения по празднованию Года зоологии и аналогичных годов, посвященных другим наукам.
Встреча ректора СПбГУ с генеральным консулом Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге
16 ноября состоялась встреча ректора Николая Михайловича Кропачева с генеральным консулом Норвегии в Санкт-Петербурге господином Скарборо Ричардом Нюгором.
Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин сообщил, что по итогам встречи стороны выразили интерес в развитии сотрудничества по следующим направлениям:
- расширение взаимодействия СПбГУ с университетами и научными центрами Норвегии (в частности, с Университетом Осло)
- приглашение в СПбГУ ведущих ученых, политических и культурных деятелей Норвегии с целью выступления с публичными лекциями, участия в семинарах, научных конференциях
- содействие в установлении и развитии сотрудничества с компаниями-работодателями Норвегии, привлечение представителей норвежских компаний и иных организаций к участию в советах образовательных программ СПбГУ
- создание совместно с ведущими университетами Норвегии онлайн-курсов по норвежскому языку и истории
- поддержка Генеральным консульством Норвегии проекта по созданию норвежского кабинета в СПбГУ
- открытие представительства СПбГУ в одном из университетов Норвегии, а также Центра тестирования по русскому языку как иностранному
- признание сертификата о тестировании по русскому языку как иностранному СПбГУ в Норвегии
Участники совещания обсуждали также предложения по организации практик студентов СПбГУ в консульствах, прямых договоров СПбГУ с министерствами науки и образования других стран, вопросы сотрудничества с зарубежными вузами. Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации совместных проектов.
Встреча ректора СПбГУ с генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге
18 ноября состоялась встреча ректора Николая Михайловича Кропачева с генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге госпожой Саннамаариа Ванамо.
Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин сообщил, что по итогам встречи стороны выразили интерес в развитии сотрудничества по следующим направлениям:
- установка бюста одному из финских ученых на территории СПбГУ
- разработка и реализация образовательной программы «Туризм» с углубленным изучением финского языка, бизнеса, культуры двух стран совместно с одним из вузов Финляндии, где развита русистика
- открытие представительства СПбГУ в Университете Хельсинки, а также центров тестирования по русскому и финскому языкам
- признание в Финляндии сертификата о тестировании по русскому языку как иностранному СПбГУ
- организация встречи с финскими предпринимателями для организации презентации, создание финского кабинета в СПбГУ при поддержке финских предпринимателей
- создание совместно с Генеральным консульством Финляндии онлайн-курса, посвященного России и Финляндии
- приглашение лекторов для чтения лекций обучающимся СПбГУ
- организация выступления госпожи Генерального консула с открытыми лекциями в СПбГУ
- реализация проектов, посвященных экологическим проблемам, арктическим исследованиям
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации совместных проектов.
Переговоры с представителями катарских университетов
Соглашения с двумя ведущими катарскими университетами были подписаны ректором СПбГУ Николаем Михайловичем Кропачевым в рамках Петербургского международного экономического форума (Материалы ректорского совещания от 08.06.2021). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, в целях реализации соглашений проведены видеоконференции с участием экспертов и должностных лиц СПбГУ и катарских университетов, по итогам которых определены направления развития академического сотрудничества.
О развитии сотрудничества с Университетом Хамад Бин Халифа
22 сентября состоялись переговоры с представителями Университета Хамад Бин Халифа (Катар). В ходе обсуждения стороны рассмотрели возможность реализации следующих направлений сотрудничества:
- совместная разработка и реализация ДОП на английском языке (возможно, на арабском)
- разработка совместных онлайн-курсов по тематике «Арабский язык»
- приглашение преподавателей для чтения лекций
- организация студенческого обмена
- в частности, для Университета Хамад Бин Халифа (HBKU) представляют интерес магистерские программы СПбГУ в следующих областях: Корпоративные финансы (MCF), Бизнес-аналитика и Big Data, Теория игр и исследование операций, Государственная политика, Исследования в европейских обществах, Международные отношения, Юридическое сопровождение международного бизнеса, Инновационные технологии в переводе, Межкультурная коммуникация, Язык и общение, Культурология
В свою очередь HBKU может предложить обучающимся СПбГУ лекции, семинары или курсы, преподаваемые на английском языке по следующим направлениям: «Ближневосточные исследования», «Межкультурная коммуникация», «Исламские финансовые механизмы», «Анализ данных и машинное обучение», «Кибербезопасность», «Переводоведение», «Современные исламские исследования», «Международное право и международные отношения», «Международное экономическое и коммерческое право», «Цифровые технологии и мягкая сила на Ближнем Востоке», «Экологическая политика и природоохранная деятельность».
По итогам видеоконференции партнерам также направлены следующие предложения:
- совместная разработка и преподавание на английском или арабском языке дополнительных образовательных программ:
- по истории и культуре России, по русской историографии всеобщей и отечественной истории, по отдельным периодам истории России или всеобщей истории для студентов Университета Хамад Бин Халифа
- по изучению русского языка как иностранного
- по исламоведению с акцентом на изучении исламской политико-правовой теории и исламской цивилизации, а также по исламским финансам (для востоковедов, юристов и экономистов)
- развитие сотрудничества по преподаванию арабского языка
- подготовка совместно с Университетом Хамад Бин Халифа арабских субтитров для онлайн-курсов, которые пользуются наибольшей популярностью (Japanese for beginners, Competitive Programmer’s Core Skills, Russian Alphabet, Neurolinguistics)
- создание курса «Арабский язык. Продвинутый уровень» на английском языке для размещения на платформе Coursera
О развитии сотрудничества с Университетом Катара
11 ноября состоялась видеоконференция с представителями Университета Катара. В рамках встречи были установлены контакты между координаторами программ академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, определены механизмы работы по организации обменов, а также обсуждены отдельные потенциально перспективные проекты:
- совместная реализация проекта по публикации книги «Жест и знак: невербальное общение в культуре Катара» в Издательстве СПбГУ на русском языке в количестве 500 экземпляров
- развитие сотрудничества с Центром исследований Персидского залива (директор центра пригласил ученых СПбГУ к совместной работе по публикации совместных монографий, статей, организации обменов студентами и преподавателями, проведению совместных научных конференций, семинаров, круглых столов)
- проведение совместных научных исследований, разработка и реализация программ по модели двух дипломов; cо стороны Катарского университета высказана заинтересованность в организации сотрудничества в области юриспруденции
- открытие центров тестирования по русскому и арабскому языку в обоих университетах
По предложению катарской стороны на начальном этапе организации сотрудничества важно определить два-три ключевых направления и организовать эффективную работу по их развитию (академические обмены, организация открытых лекций, языковые стажировки и тестирование, сотрудничество научных коллективов).
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации совместных проектов.
Открытие совместных образовательных программ с вузами Республики Узбекистан
С. В. Андрюшин сообщил, что СПбГУ совместно с образовательными организациями Узбекистана реализует две образовательные программы по модели двух дипломов:
- «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» (магистратура, направление «Лингвистика», партнер — Ферганский государственный университет, реализуется на русском языке с 2020 года)
- «Международные отношения на постсоветском пространстве» (магистратура, направление «Международные отношения», партнер — Ташкентский государственный университет востоковедения (ТашГУВ), реализуется на русском и английском языке с 2021 года)
Также прорабатывается вопрос о совместной с ТашГУВ реализации образовательной программы магистратуры «Международное предпринимательство» по направлению подготовки «Экономика».
В целях реализации соглашения между СПбГУ и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, постановления президента Республики Узбекистан о создании филиала СПбГУ в Ташкенте (СПбГУ открывает филиал в Узбекистане) предложен перечень основных образовательных программ СПбГУ для реализации в филиале:
- «Исламоведение» по направлению бакалавриата «Востоковедение и африканистика»
- «История Центральной Азии» по направлению бакалавриата «Востоковедение и африканистика»
- «Современный Китай: экономика, политика, общество (с изучением китайского языка)» по направлению магистратуры «Востоковедение и африканистика»
- «Международные отношения на постсоветском пространстве» по направлению магистратуры «Международные отношения»
- «Социальная психология и политическая психология» по направлению магистратуры «Психология»
Ведется работа по подготовке документации для лицензирования филиала СПбГУ в Ташкенте по направлениям:
- «Востоковедение и африканистика» (бакалавриат)
- «Востоковедение и африканистика» (магистратура)
- «Международные отношения» (магистратура)
- «Психология» (магистратура)
21 октября состоялось совместное совещание СПбГУ и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, в рамках которого обсуждены текущие вопросы открытия филиала.
16 ноября в рамках Второго российско-узбекского образовательного форума в Москве подписано два соглашения:
- о сотрудничестве между СПбГУ и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан: соглашение посвящено реализации проекта «Онлайн-школа СПбГУ», организации обучения и тестирования по русскому языку
- о сотрудничестве между СПбГУ и Бухарским государственным университетом
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации совместных проектов.
Развитие сотрудничества с научно-образовательными и иными организациями Арабской Республики Египет
В сентябре состоялся визит в СПбГУ атташе по вопросам образования и культуры посольства Египта господина Эльсергани. В ходе визита состоялась его встреча с египетскими студентами-магистрантами СПбГУ, а также прошли переговоры с руководством Университета.
Как сообщил С. В. Андрюшин, в рамках перекрестного Года гуманитарного сотрудничества между Россией и Египтом стороны выразили взаимный интерес в реализации следующих направлений сотрудничества в случае стабилизации эпидемиологической обстановки:
- организация выставки «Дни культуры Египта» на площадке СПбГУ
- организация публичной лекции министра культуры Египта и встречи с руководством Университета с целью обсуждения возможных перспективных направлений сотрудничества в рамках ее визита в Санкт-Петербург для участия в Международном культурном форуме (МКФ)
Поскольку Санкт-Петербургский государственный университет имеет действующие соглашения с двумя высшими учебными заведениями Египта (с Хелуанским университетом — соглашение о научном и образовательном сотрудничестве; с Университетом Айн-Шамс — меморандум, протокол о студенческом и научном обмене, письмо о согласии), в ходе переговоров был рассмотрен вопрос поддержания имеющихся контактов, а также установление и развитие сотрудничества с другими ведущими вузами республики по следующим возможным направлениям взаимодействия:
- реализация совместно с Александрийским университетом магистерской программы двойных дипломов в области технологии рассеяния нейтронов на исследовательских установках мегакласса (в качестве базовой программы в этой области была предложена магистерская программа на английском языке «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках мегакласса»)
- организация совместных с вузами Египта научно-исследовательских проектов, посвященных вопросам истории, археологии и изучению древних рукописей
- организация студенческих, научных и академических обменов
- организация языковых стажировок для преподавателей и студентов
- открытие представительства СПбГУ на базе одного из ведущих вузов республики
В целях развития сотрудничества с Университетом Айн-Шамс при содействии посольства Арабской Республики Египет с египетскими коллегами были проведены переговоры в онлайн-формате. Стороны обсудили возможность совместной реализации следующих инициатив:
- создание центра нанотехнологий совместно с Университетом Айн-Шамс
- создание центра русского языка
- открытие представительства СПбГУ в Университете Айн-Шамс
Организована работа по реализации указанных инициатив.
По рекомендации руководителя представительства Россотрудничества в Каире Алексея Робертовича Теваняна и при содействии атташе по вопросам культуры и образования посольства Арабской Республики Египет в адрес СПбГУ было направлено письмо за подписью президента группы компаний «Модерн групп» господина Валида Диабеса с предложением о сотрудничестве. В ходе переговоров с президентом группы компаний была рассмотрена возможность развития сотрудничества с египетской компанией как с будущим работодателем для выпускников СПбГУ с целью организации прохождения практик и стажировок для студентов и преподавателей-арабистов СПбГУ на базе одного из частных египетских вузов, основателем которых является ГК «Модерн групп».
В рамках онлайн-встречи господин Валид обратился также с предложением об открытии филиала СПбГУ на территории Каира. Как сообщил господин Валид, создание филиала одобрено руководством Арабской Республики Египет и рассматривается как проект, который будет способствовать стратегическому развитию российско-египетских отношений, а также сближению большинства арабских стран с Россией.
Образовательная деятельность филиала будет осуществляться в соответствии со стандартами СПбГУ. Основными приоритетными направлениями подготовки бакалавриата и магистратуры, по мнению доктора Валида, могут стать медицина, изучение русского языка как иностранного, технические науки (в частности, атомная энергетика — в связи со строительством АЭС в Египте на основании межправительственного соглашения, подписанного между Россией и Египтом о сотрудничестве в сооружении по российским технологиям и эксплуатации первой египетской АЭС), а также гуманитарные науки. В рамках проекта предполагается создать комиссию, состоящую из представителей СПбГУ и ГК «Модерн групп» для подбора научно-педагогических работников с целью преподавания в филиале СПбГУ.
Поскольку в состав ГК «Моден групп» входит строительная компания, строительство зданий для филиала может быть завершено уже к 2022–2023 годам. В перспективе планируется открытие филиала и на территории близлежащих арабских стран (ОАЭ, Саудовская Аравия и др.). Финансирование проекта рассматривается за счет египетской стороны в полном объеме. Для проведения переговоров, презентации проекта, обсуждения разработки дорожной карты, заключения соглашения, а также других перспектив будущего взаимодействия египетская сторона обратилась с предложением об организации визита (за счет принимающей стороны) руководства и экспертов СПбГУ в Каир. С представителями компании проведены дополнительные переговоры, запрошена программа визита, а также бизнес-план проекта.
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации совместных проектов.
Выпуск книги президента Республики Корея «Судьба Мун Чжэина»
В ходе встречи ректора СПбГУ Николая Михайловича Кропачева с генеральным консулом Республики Корея в 2020 году в рамках деятельности форума «Диалог Россия — Республика Корея» было предложено организовать перевод на русский язык и издание в России книги президента Республики Корея Мун Чжэина. Книга посвящена описанию жизни и карьерного пути корейского президента. Перевод осуществляли эксперты СПбГУ. Книга вышла в издательстве Университета. Ведутся переговоры с заинтересованными лицами и организациями об организации презентации книги.
Директорам и деканам поручено представить предложения по использованию книги в образовательном процессе в рамках реализации конкретных образовательных программ и научной деятельности.