Материалы ректорского совещания
Вакцинация против COVID-19
На совещании была представлена информация о ходе вакцинации сотрудников и студентов СПбГУ от COVID-19. По данным на 11 апреля, общее число вакцинированных / имеющих антитела / имеющих медотвод научно-педагогических работников — 4548, что составляет 91,1 % (при общей численности НПР 4993). Общее число вакцинированных / имеющих антитела / имеющих медотвод работников из числа административного персонала — 5320, что составляет 92 % (при общей численности АУП 5776). Таким образом, общий процент вакцинированных / имеющих антитела / имеющих медотвод работников СПбГУ составляет 91,6 %.
Отмечено, что снятие определенных ограничений, связанных с пандемией, не отменяет необходимости как преподавателям, сотрудникам, так и обучающимся своевременно проходить вакцинацию и ревакцинацию от COVID-19, учитывая, что хотя уровень заболеваемости и снизился, риски заболевания сохраняются.
Согласно приказу от 29.04.2021 № 4430/1 «Об информировании обучающимися СПбГУ о случаях заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с дополнениями и изменениями), обучающиеся СПбГУ обязаны сообщать о прохождении полного цикла вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) посредством заполнения формы заявки «На представление сведений о вакцинации от COVID-19» в Личном кабинете обучающегося с указанием названия вакцины. Информация аккумулируется в информационной системе «Обучающиеся».
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медицинские отводы, из числа совершеннолетних по состоянию на 11 апреля составляет 42,31 %. Небольшой прирост вакцинированных студентов есть только в семи коллективах обучающихся (факультеты физический, ПМ-ПУ, политологии, медицинский колледж, Институт наук о Земле, Институт когнитивных исследований, Институт антимонопольного регулирования). У обучающихся бакалавриата по направлению «Физическая культура» изменений не произошло. В других коллективах доля вакцинированных заметно снижается. В коллективе обучающихся Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций процент вакцинированных составляет ниже 25 %. В целом в отношении всей численности обучающихся СПбГУ по истечении месяца наблюдается снижение процента вакцинированных обучающихся на 1,04 %.
Информация о вакцинации обучающихся представлена в таблице.
Направление |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы из числа совершеннолетних обучающихся |
|
---|---|---|
на 04.03.2022 |
на 08.04.2022 |
|
Биология |
52,65 % |
49,93 % |
Востоковедение и африканистика |
69,07 % |
65,9 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
24,38 % |
23,67 % |
Институт истории |
42,59 % |
40,37 % |
Институт когнитивных исследований |
42,11 % |
44,44 % |
Институт наук о Земле |
47,91 % |
47,97 % |
Институт педагогики |
47 % |
46,46 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
83,33 % |
Институт философии |
44,58 % |
43,1 % |
Институт химии |
69,2 % |
66,6 % |
Искусства |
42,19 % |
41,32 % |
Математика и компьютерные науки |
51,68 % |
47,82 % |
Математика и механика |
45,37 % |
44,71 % |
Медицина |
53,75 % |
52,08 % |
Медицинский колледж |
60 % |
64,15 % |
Международные отношения |
40,78 % |
39,23 % |
Менеджмент |
42,66 % |
42,46 % |
Политология |
36,09 % |
36,59 % |
Процессы управления |
41,94 % |
43,15 % |
Психология |
43,14 % |
40,74 % |
Свободные искусства и науки |
47,68 % |
46,32 % |
Социология |
36,33 % |
35,91 % |
Стоматология и медицинские технологии |
44,42 % |
43,84 % |
Физика |
55,24 % |
56,19 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
76,19 % |
76,19 % |
Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних) |
42,23 % |
41,71 % |
Филология |
49,13 % |
47,44 % |
Экономика |
29,81 % |
29,41 % |
Юриспруденция |
36,25 % |
35,88 % |
Итого |
43,35 % |
42,31 % |
Обучающихся еще раз призвали ответственно отнестись к необходимости вакцинации, руководителям коллективов УНП поручено продолжать разъяснительную работу с обучающимися.
Как отметил проректор по медицинской деятельности Петр Казимирович Яблонский, вакцинация и ревакцинация работников и обучающихся СПбГУ будет организована с использованием выездных прививочных бригад по мере готовности информации от учебного управления и управления кадров о количестве желающих, желаемых ориентировочных датах. Заявки на вакцинацию и получение направления осуществляются учебным управлением.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило семь обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще восемь зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: О публикации приказов об отчислении; О порядке расчета среднего балла и его учете при распределении элективных дисциплин.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, к ней обратился родитель студента-психолога с вопросом о сроках перевода в аудиторный формат всех занятий. В ответ на это обращение дано разъяснение, что расписание по всем образовательным программам на дату начала занятий в весеннем семестре 2021/22 учебного года было составлено с учетом соблюдения всех локальных актов СПбГУ и требований органов государственной власти по вопросам организации образовательного процесса в условиях профилактики COVID-19.
Во избежание смешения академических групп потоковые занятия, занятия по элективным дисциплинам проводились с использованием информационно-коммуникационных технологий. В связи с тем, что учебными планами по основным образовательным программам по направлению «Психология» предусмотрено большое количество элективных дисциплин, с начала семестра доля аудиторных занятий составляла 28,21 %. Принимая во внимание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2022 № 163 «О внесении изменений в Постановление от 13.03.2020 № 121», на основании предложений декана факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас и других руководителей учебно-научных подразделений издан приказ от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022», согласно которому был определен смешанный формат учебных занятий и промежуточной аттестации по основным образовательным программам по направлению «Психология» с 07.03.2022.
В течение марта доля аудиторных занятий по направлению «Психология» была увеличена до 46,33 %, с начала апреля — до 49,49 %. Процесс наращивания доли аудиторных занятий требует времени и определенной перестройки учебного процесса, поскольку часть преподавателей задействована в проведении занятий на разных направлениях обучения, поэтому выезд к месту проведения аудиторных занятий в различных зданиях СПбГУ значительно меняет их график. Многие преподаватели являются совместителями или оказывают услуги по договорам гражданско-правового характера, имея при этом основное место работы, в связи с чем во избежание накладок и срывов любые изменения в расписании необходимо заранее согласовывать.
Сотрудниками Учебного управления ведется постоянная работа с целью максимально быстрого изменения формата занятий на аудиторный с учетом технических и организационных возможностей. Количество аудиторных занятий будет и далее увеличиваться.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.
По информации от руководителя факультета международных отношений, в адрес декана 03.04.2022 поступило обращение от студента второго курса, гражданина Украины, об оказании помощи: у него заканчивается срок действия заграничного паспорта, а выехать к месту оформления паспорта по объективным причинам он не может.
Заместитель ректора по безопасности связался со студентом и разъяснил возможные варианты решения вопроса. Один из вариантов, который может быть использован: при непосредственной помощи СПбГУ каждые 90 дней студент подает в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Петродворцовому району Санкт-Петербурга документы (уведомление) о постановке на миграционный учет по месту пребывания. Продление будет осуществляться циклично, пока не будет урегулирована геополитическая обстановка.
Иностранный обучающийся принял предложенный вариант и в установленные сроки (не менее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока действующего миграционного учета) представит необходимые для продления документы сотрудникам паспортно-визового отдела СПбГУ. Со студентом налажена обратная связь. Ситуация взята на контроль.
Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ, старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встрече с обучающимися декан математико-механического факультета проинформировал студентов о том, что в связи с поступлением различных жалоб от обучающихся на качество преподавания организована запись учебных занятий, которые проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Эти видеозаписи занятий будут сохраняться в специальном хранилище и использоваться при возникновении вопросов относительно качества обучения, посещения занятий, инцидентов, которые могут возникать в период занятий и т. д. В ходе встречи также обсуждалось заявление от обучающегося о пересмотре результатов экзамена. Об этом сообщалось на ректорском совещании 04.04.2022.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями факультета искусств, физического факультета, факультета социологии, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), филологического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), факультета иностранных языков, Института философии.
Состоялись встречи обучающихся с руководителями Института истории, Института наук о Земле, факультета стоматологии и медицинских технологий, экономического факультета.
Развитие системы дополнительных образовательных программ
В текущем году в портфеле дополнительных образовательных программ (ДОП) СПбГУ находится около 750 программ, в том числе 580 профессиональных программ повышения квалификации (ПК). Перечень программ постоянно обновляется, ежегодный прирост составляет порядка
Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, за последние два года число программ, реализуемых полностью или частично с использованием дистанционных образовательных технологий, достигло 60 % (активно используется система Blackboard и платформа MS Teams); внедрен гибридный формат реализации ДОП: сочетание аудиторного и удаленного форматов с использованием ИКТ одновременно в рамках обучения одной группы слушателей.
Новые программы создаются:
- по инициативе научно-педагогических работников (самыми инициативными являются представители медицинских специальностей — 16 программ)
- в рамках образовательных проектов (например, по проекту «Международное сотрудничество в сфере ядерного образования» госкорпорации «Росатом»)
- по заказу вузов (например, для ФГБОУ ВО «СахГУ» были созданы программа профессиональной переподготовки «Биоинформатика», программа повышения квалификации «Международное право и сравнительное право ведущих стран АТР» и другие)
- по заказу корпоративных партнеров: Петербургской сбытовой компании, компании «Газпроминвест», Банка России
По инициативе заказчиков открывается около четверти ДОП.
В целях развития портфеля образовательных программ СПбГУ разработана система повышения квалификации, состоящая из модулей непродолжительных (от 16 часов) ДОП по общепрофессиональным (управленческим) компетенциям для руководителей организаций, руководителей среднего звена и модулей по отраслевым, профессиональным компетенциям специалистов, которые могут быть предложены вниманию заинтересованных организаций. Каждый руководитель и специалист отрасли может построить индивидуальную траекторию повышения своей квалификации, выбрав те программы и модули, которые необходимы для его профессионального развития, самостоятельно определив сроки и порядок их прохождения (суммируя все пройденные ДОП, вплоть до уровня программы профессиональной переподготовки). А организация получает возможность повысить квалификацию целой команды руководителей и специалистов.
Для формирования управленческих компетенций в рамках повышения квалификации руководителей организаций, руководителей среднего звена Университет предлагает обучение в форме стажировок на базе управлений / служб СПбГУ. Например, на базе Научной библиотеки имени М. Горького возможна стажировка специалистов в области библиотечного дела; на базе управления экспозиций и коллекций предложена стажировка специалистов в области музейного дела. При создании ДОП можно эффективно использовать сочетание учебных занятий и формата стажировки.
В соответствии с таким подходом формируется блок предложений для специалистов определенной отрасли. Такие предложения были подготовлены для комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Э. А. Зелетдинова отметила, что СПбГУ выступил с инициативой по организации повышения квалификации для преподавателей вузов стран СНГ по широкому перечню гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Эти предложения выстроены в систему, в рамках которой предлагаются модули по современным методам и формам обучения, а также модули по предметной области, позволяющие преподавателям вузов разных стран СНГ (в том числе российских) построить индивидуальную траекторию повышения своей квалификации, а СПбГУ — формировать группы из представителей разных вузов, записавшихся на один модуль.
Проведение дополнительных образовательных программ в формате летних / зимних школ пользуется спросом у иностранных слушателей. Это успешная практика привлечения иностранных студентов в англоязычную магистратуру Университета. С учетом актуальной ситуации от директоров / деканов поступили предложения по открытию 11 новых ДОП в формате летних / зимних школ. Пример — программа «Кризисные коммуникации бизнеса в условиях цифровых и ESG вызовов». Программа предназначена для иностранных студентов (бакалавриат / магистратура), занимающихся по образовательным программам в области коммуникации, журналистики, маркетинга, связей с общественностью, менеджмента, а также специалистов, работающих в этой сфере. Программа ориентирована на слушателей стран БРИКС, постсоветского пространства (прежде всего Центральной Азии), а также студентов государств Восточной Азии, Дальнего Востока.
В настоящее время идет активная работа по созданию дополнительных программ на основе онлайн-курсов СПбГУ, которые будут иметь форму ДОП, при условии прохождения слушателями итоговой аттестации.
В соответствии с задачами развития сетевого взаимодействия, с одной стороны, и дополнительного образования, с другой, в СПбГУ создан новый формат участия СПбГУ в совместных образовательных программах с региональными вузами-партнерами в виде ДОП. К примеру, заключено соглашение с Петрозаводским государственным университетом, по которому студенты Республики Карелия будут обучаться по ДОП СПбГУ «Современные финансовые технологии и риск-менеджмент», которая станет частью их основной образовательной программы.
Э. А. Зелетдинова добавила, что для дальнейшей реализации ДОП, их актуализации, модернизации необходима руководящая роль директоров и деканов по организации работы НПР — специалистов в конкретных областях. Ответ на запросы по повышению квалификации, которая в современном мире изменяется с большой скоростью, должен быть столь же быстрым. Э. А. Зелетдинова подчеркнула, что Университет может предлагать стратегическим партнерам развернутые системы повышения квалификации по «командному» принципу, не только отвечая на их запросы, но и формируя более широкое видение возможностей повышения квалификации сотрудников, исходя из самых широких возможностей СПбГУ. Успешная реализация дополнительных образовательных программ в СПбГУ может быть обеспечена только за счет слаженной совместной работы руководителей УНП, служб СПбГУ и преподавателей, при активном участии всех лиц, задействованных в создании и реализации дополнительных образовательных программ.
Ответственность каждого участника этого процесса (в том числе разработчиков и научных руководителей) закреплена в Регламенте создания и реализации дополнительных образовательных программ СПбГУ, утвержденного приказом от 28.06.2019 № 7272/1. Сложности, возникающие в процессе создания и реализации ДОП, необходимо решать сообща сотрудникам служб СПбГУ, руководителям коллективов учебно-научных подразделений, директорам центров ДОП и научным руководителям программ.
- На этапе открытия и перерегистрации ДОП (с целью актуализации программ) научным руководителям дополнительных программ необходимо своевременно представлять информацию о планируемых изменениях в учебно-методическую документацию для переутверждения, возможного изменения стоимости обучения на следующий учебный год и о предлагаемых сроках (графике) реализации программы в следующем учебном году.
- При регистрации ДОП должен быть заранее сформирован понятный для слушателей график проведения обучения (начало — окончание, число занятий в неделю, продолжительность одного занятия, формат занятий) на учебный / календарный год в целях планирования заблаговременного анонсирования набора на ДОП и заключения договоров с корпоративными заказчиками.
- При открытии ДОП разработчику или потенциальному научному руководителю необходимо проанализировать и представить сведения о целевой аудитории открываемой программы для организации привлечения слушателей, готовых обучаться по ДОП.
- Необходимо представлять сотрудникам управлений и служб Университета информацию о ДОП для подготовки рекламной информации и размещения на сайте. Описание программы в учебно-методической документации часто не подходит для рекламных текстов, поэтому требуются более доступные для понимания слушателей тезисные формулировки.
- Для организации обучения необходимо своевременно определять кадровый состав преподавателей. Соответственно, руководители программ совместно с руководителями УНП должны своевременно представлять предложения по кандидатурам преподавателей для реализации ДОП (в том числе активно принимать участие в решении вопроса в случае необходимости экстренной замены преподавателя). Особенно остро этот вопрос стоит в случае привлечения преподавателей-практиков по договорам ГПХ, так как в этом случае необходимо соблюдать сроки надлежащего оформления таких договоров, и начинать это делать необходимо задолго до начала занятий по программе.
Э. А. Зелетдинова обратила внимание участников совещания на то, что сроки подготовки дополнительных образовательных программ к следующему учебному году определены приказом от 24.11.2021 № 11347/1 «О подготовке к реализации дополнительных образовательных программ в новом учебном году».
Также необходимо учитывать, что в трудовых договорах руководителей УНП отражено условие об организации работы по системному развитию непрерывного образования, в том числе дополнительных образовательных программ, с целью существенного увеличения числа обучившихся и требование обеспечивать ежегодное увеличение числа реализуемых дополнительных образовательных программ и числа обучающихся, слушателей по различным предметным областям.
Назначены стипендии обучающимся — финалистам конкурса «Start-up СПбГУ—2022»
В СПбГУ продолжается традиционный конкурс междисциплинарных проектов обучающихся СПбГУ «Start-up СПбГУ — 2022». За победу в конкурсе команда сможет получить 350000 рублей, за второе место — 250000 и за третье — 150000. Кроме того, финалистов, которые решатся открыть малое инновационное предприятие при СПбГУ, ждут гранты в один миллион и 700000 рублей от Эндаумент-фонда Университета.
24 февраля состоялось заседание экспертного совета конкурса второго отборочного этапа (полуфинала конкурса). Участниками этого этапа стали 16 команд, но только восемь из них были отобраны экспертным жюри и встретятся в финале конкурса 24 мая, а именно: NuMa (Nuclear Matrix); Lingvera; ДокторЮра; DoctorScript; trash to treasure («преврати мусор в сокровище»); Модульная платформа на базе конвертоплана (МПК); RoboKorr; U-stat. Подробная информация о командах-финалистах и их проектах доступна на сайте СПбГУ.
В состав этих команд входят 35 обучающихся (26 студентов бакалавриата, в том числе один обучающийся по очно-заочной форме, один студент специалитета, семеро студентов магистратуры, один аспирант). В соответствии с условиями конкурса всем финалистам назначены стипендии от фонда управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ» (Эндаумент-фонда) в размере 10000 рублей в месяц на срок с марта по май 2022 года. Приказ об этом был издан 28 марта. Общий размер стипендиального фонда составил 1 050 000 рублей.
Участники совещания поздравили финалистов конкурса и пожелали им успехов в заключительном этапе и в дальнейшей реализации проектов.
Открытая международная олимпиада СПбГУ среди студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search
Санкт-Петербургский государственный университет с 2016/17 учебного года проводит открытую международную олимпиаду среди студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search. Принимать участие в олимпиаде могут обучающиеся и выпускники программ высшего образования.
В 2021/22 учебном году олимпиада проходит по 17 направлениям:
- Математика
- Фундаментальная механика
- Вычислительные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)
- Физика
- Международный турнир естественных наук
- Науки о Земле
- Психология
- Экономика и финансы
- Управление городским развитием (менеджмент)
- Социальные науки (социология и социальная работа)
- Политология
- Международные отношения
- Педагогика
- Филология
- Лингвистика
- Междисциплинарные исследования (искусства и гуманитарные науки)
- История искусств
Олимпиада по большинству направлений включает два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный этап проходит в заочной форме. Олимпиада в рамках отборочного и заключительного этапов предполагает выполнение различных видов заданий:
- подготовка научно-исследовательских работ и последующая публичная защита результатов своей работы в рамках заключительного этапа
- письменные испытания (решение задач, выполнение тестовых заданий)
Формат заданий зависит от специфики направления олимпиады, что позволяет наиболее точно оценить знания и умения участников.
Заключительный этап олимпиады проводится очно с применением дистанционных технологий: публичная защита представленных в рамках отборочного этапа научно-исследовательских работ проводится в режиме аудио- и видео-конференц-связи, письменное решение задач организовано в системе дистанционного проведения олимпиады Санкт‑Петербургского государственного университета с применением технологий онлайн-прокторинга.
Результаты олимпиады учитываются при приеме в Санкт-Петербургский государственный университет на обучение по программам магистратуры и по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре: победители и призеры олимпиады в зависимости от выбранного направления подготовки могут получить до 100 дополнительных баллов за индивидуальные достижения.
Одна из форм методического обеспечения Petropolitan Science (Re)Search: лекции-консультации в онлайн-формате по направлениям олимпиады, в рамках которых научно-педагогические работники СПбГУ разбирают задания и разъясняют особенности проведения олимпиады.
В 2021/22 учебном году олимпиада Petropolitan Science (Re)Search второй год подряд по результатам оценки заявки СПбГУ включена в утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации перечень мероприятий для предоставления грантов президента Российской Федерации лицам, поступившим в образовательные и научные организации по программам магистратуры. Дипломанты олимпиады, поступившие на обучение по программам магистратуры, могут стать претендентами на получение грантов президента Российской Федерации и получать 20000 рублей ежемесячно. Перечень мероприятий для получения грантов в отношении поступивших на обучение по программам магистратуры утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно.
На основании приказа от 07.04.2022 № 3456/1 «О проведении заключительного этапа открытой международной олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета среди студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search в 2021/22 учебном году»: в первоначально утвержденный график проведения заключительного этапа олимпиады были внесены изменения, позволяющие в том числе провести заключительный этап по направлению «Математика» в дату, не совпадающую с датой финальных соревнований чемпионата по программированию ICPC Northern Eurasia Regionals 2021, в которых заняты участники олимпиады по направлению «Математика». Информация об изменении даты размещена на сайте Санкт-Петербургского государственного университета в разделе, посвященном олимпиаде.
О мерах, утвержденных правительственной комиссией по повышению устойчивости экономики РФ
В связи с необходимостью дополнительной поддержки науки в сложившихся условиях заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации А. В. Омельчук представил перечень нефинансовых мер, утвержденных правительственной комиссией по повышению устойчивости экономики РФ; финансовых мер, согласованных рабочей группой по повышению устойчивости финансово-экономической системы и противодействию негативным последствиям неправомерных ограничений со стороны недружественных стран, введенных против нашей страны; мер, прорабатываемых Минобрнауки России, а также общесистемных мер.
На ректорском совещании были озвучены принятые меры.
- Нефинансовые меры, утвержденные правительственной комиссией по повышению устойчивости экономики Российской Федерации.
- Смягчение требований в рамках предоставления грантов организациям, реализующим инновационные проекты, или конечным получателям государственной поддержки в части:
- условий привлечения внебюджетного софинансирования
- представления обязательной отчетности по использованию средств гранта
- внесения изменений в утвержденные планы (программы) реализации инновационных проектов
- условий возврата гранта, выданного до 01.03.2022, при недостижении предусмотренных грантом результатов
Планируется, что соблюдение указанной меры уменьшит риски по недостижению результатов предоставления грантов, приведет к снижению финансового бремени организаций / конечных получателей средств государственной поддержки в части приостановки / отсрочки уплаты штрафов, снижению бюрократической нагрузки в части представления отчетности.
- Приостановка на 2022 год требований по наличию публикаций в зарубежных научных изданиях, включенных в WOS или Scopus, при выполнении федеральных проектов, программ поддержки образования и науки, а также государственных заданий на научные исследования (согласно Постановлению Правительства от 19 марта 2022 № 414). Планируется, что соблюдение указанной меры приведет к отсутствию штрафов в случае недостижения заявленных к выполнению показателей, а также к увеличению количества публикаций в отечественных журналах и повышению конкурентоспособности отечественных научных журналов.
- Обеспечение упрощенного приема в российские вузы студентов, отчисленных из иностранных вузов (Постановление Правительства от 21 марта 2022 № 434 «Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году»). Планируется, что соблюдение указанной меры позволит создать условия для приема на первый курс в 2022/23 учебном году и перевода на второй и последующие курсы граждан РФ, ранее проживавших на территории ДНР, ЛНР, Украины; граждан РФ, отчисленных из иностранных вузов; граждан ДНР, ЛНР, Украины, иностранных граждан, проживающих на территории ДНР, ЛНР, Украины, не имеющих гражданства.
- Смягчение требований в рамках предоставления грантов организациям, реализующим инновационные проекты, или конечным получателям государственной поддержки в части:
- Финансовые меры, согласованные рабочей группой по повышению устойчивости финансово-экономической системы и противодействию негативным последствиям введения неправомерных ограничений со стороны недружественных стран в экономической сфере.
- Увеличение количества бюджетных мест по программам магистратуры по приоритетным направлениям научно-технологического развития (очная форма обучения). Планируется, что соблюдение указанной меры позволит не менее 30000 человек продолжить обучение в магистратуре. Предусмотрено 4,364 млрд рублей.
- Расширение программы предоставления молодым ученым в 2022 году жилищных сертификатов. Планируется к выдаче 259 сертификатов на приобретение жилых помещений. Предусмотрен один миллиард рублей.
- Меры, прорабатываемые Минобрнауки России.
- Утверждение проекта постановления, предусматривающего возможности для оперативного проведения закупок (нефинансовая мера). Планируется, что реализация указанной меры приведет к появлению возможности закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также к совершенствованию механизма определения начальной (максимальной) цены государственного контракта.
- Запуск федерального проекта «Развитие отечественного научного приборостроения» (финансовая мера). Планируется, что реализация указанной меры приведет к производству в РФ не менее 42 новых научных приборов в 2024 году. Предусмотрено восемь миллиардов рублей.
- Создание новых научных лабораторий для молодых ученых, которые проводят исследования в наиболее перспективных областях наук (финансовая мера). Планируется, что реализация указанной меры приведет к созданию дополнительно 150 новых лабораторий для молодых ученых. Предусмотрено 2,68 млрд рублей.
- Общесистемные меры.
- Реализация программы импортозамещения комплектующих (в пределах бюджетных ассигнований соответствующих государственных программ).
- Отмена ответственности для параллельного импорта продукции по номенклатуре в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ (в том числе утверждение соответствующего перечня товаров / товарных групп).
- Упрощение и ускорение бюджетных процедур в части гибкости перераспределения средств федерального бюджета (региональных бюджетов) без внесения изменений в закон о бюджете.
- Продление сроков реализации проектов по соглашениям о предоставлении субсидий из федерального бюджета на два года, а также не применение штрафных мер по таким соглашениям до конца 2023 года.
- Уточнение требований (в части их упрощения) по предоставлению субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.
Всего предусмотрено 12 мер поддержки науки и образования, в том числе четыре нефинансовых и восемь финансовых (с общей потребностью в финансировании в размере 27,167 млрд рублей).
Порядок действий в случае отказа в публикации научных статей
В последнее время стали появляться случаи отказа в принятии к публикации научных работ по политическим мотивам / признаку российской аффилиации со стороны международных журналов, в том числе индексируемых базами данных WOS и Scopus, а также со стороны оргкомитетов международных конференций. На ректорском совещании 28.03.2022 года был анонсирован сбор сведений об отказах такого рода (Материалы ректорского совещания от 28.03.2022).
В адрес проректора по научной работе поступило семь примеров таких отказов: от организационного комитета конференции EURAM 2022 (Швейцария,
СПбГУ считает такие действия представителей международного научного сообщества неприемлемыми и готов защищать интересы своих работников. По каждому случаю отказа такого рода СПбГУ будет направлять письма в соответствующие издательства и оргкомитеты конференций с претензией по факту отказа, а также будет принимать иные меры, направленные на восстановление прав работников Университета.
Работники СПбГУ могут уведомлять проректора по научной работе о получении отказа в публикации по политическим мотивам посредством направления письма по адресу электронной почты: science@spbu.ru с приложением подтверждающих отказ материалов.
Утверждено Положение о высокоцитируемых исследователях
Приказом от 4 апреля 2022 года № 3198/1 утверждено Положение о высокоцитируемых исследователях. Положение разработано в целях привлечения к работе в СПбГУ высококвалифицированных исследователей, результаты профессиональной деятельности которых могут обеспечить существенный вклад в реализацию Программы развития СПбГУ до 2030 года.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, к высокоцитируемым исследователям в СПбГУ могут быть отнесены специалисты, профессиональные достижения которых отмечены включением в реестр, ежегодно формируемый представителями компании Clarivate analytics на основании данных базы Web of Science (Highly Cited Researchers list from Clarivate, Реестр HCR). Решение об отнесении к высокоцитируемым исследователям в СПбГУ принимает проректор по научной работе на основании актуального Реестра HCR.
Среди закрепленных мер поддержки высокоцитируемых исследователей:
- заключение трудового контракта на срок до трех лет, с возможностью продления (ежемесячное вознаграждение в объеме 560 тысяч рублей в месяц в пределах ежегодно сформированного фонда оплаты труда)
- закрепление помещений для проведения лабораторных исследований
- компенсация затрат на обеспечение публикационной активности
- приоритетный доступ к имеющимся научно-техническим ресурсам СПбГУ
- приоритетное административное сопровождение в случае организации научных семинаров, мастер-классов и конференций
- организационная поддержка административной деятельности, в том числе посредством выделения ставки соответствующего специалиста в штатном расписании
При этом высокоцитируемый исследователь обязуется указать в Реестре HCR аффилиацию с СПбГУ; обеспечить публикацию не менее пяти статей Q1 и трех статей Q2 в изданиях, индексируемых наукометрической базой Web of Science СС, ежегодно (публикации должны быть аффилированы с СПбГУ); обеспечить привлечение не менее шести миллионов рублей ежегодно из внешних по отношению к СПбГУ источников финансирования; проводить в СПбГУ не менее шести месяцев в год — для иностранных граждан и не менее шести месяцев в год — для граждан РФ.
Трудовой контракт с высококвалифицированным исследователем может быть продлен на новый срок при условии наличия этого исследователя в актуальном Реестре HCR, а также выполнения обязательств, установленных Положением.
На совещании декан биологического факультета Игорь Анатольевич Тихонович спросил, почему установлена такая высокая планка высококвалифицированных исследователей — восемь статей в журналах первого и второго квартиля ежегодно. С. В. Микушев объяснил, что главное требование для них — включение в Реестр HCR, а среди исследователей в этом реестре нет ни одного, у кого опубликовано меньше восьми статей в год (с одной-двумя статьями не добьешься сверхвысокой цитируемости). Если будет кто-то, у кого статей меньше, а цитируемость достаточно высокая, требования приказа могут быть изменены.
СПбГУ предлагает вместо системы SWIFT использовать международную систему обмена финансовыми сообщениями на основе технологий распределенных реестров (блокчейн)
Решение об отключении ряда российских банков от системы SWIFT свидетельствует о высоких рисках, возникающих при ее использовании. Вне зависимости от того, будут ли российские банки снова подключены к системе SWIFT в будущем, сам факт состоявшегося отключения создает регулятору такой системы репутацию ненадежного партнера с трудно прогнозируемым поведением даже при наличии юридически обязывающих соглашений, а также ставит под удар устройство межбанковских расчетов в целом.
В России с 2015 года разработана собственная система, к которой в основном подключены банки РФ. Альтернатива SWIFT существует и в других странах. Каждая из систем использует блокчейн-технологии для повышения безопасности, но, несмотря на это, не сможет разрешить вопрос доверия всех участников из-за принадлежности ее регулятора к одной или нескольким странам.
Санкт-Петербургский университет готов предложить решение. Как рассказал на ректорском совещании директор Центра технологий распределенных реестров СПбГУ, заместитель первого проректора по коммерциализации, начальник Управления маркетинга СПбГУ Дмитрий Эдуардович Шишмаков, таким решением может стать система обмена финансовыми сообщениями с использованием блокчейн, который выступит независимым и беспристрастным регулятором. Сама эта технология создана для децентрализации финансовой системы. Д. Э. Шишмаков подчеркнул: Центр технологий распределенных реестров СПбГУ уже начал разработку децентрализованной международной системы межбанковских сообщений.
Планируется, что все узлы в системе (общая база данных с копией всех операций) будут размещаться в каждой стране-участнице. В таком случае каждый участник является хранителем транзакционных сведений и совладельцем системы в целом, что полностью исключает риск неправомерного исключения из системы (при этом банк-участник может не принимать адресованные ему платежи). Технологии распределенных реестров, в частности блокчейн, выступают гарантом доступа к системе, сохранности транзакций и открытости информационной системы.
Д. Э. Шишмаков отметил, что определенная участниками организация будет являться лишь техническим оператором, но не лицом, которое может определять, кто подключен к системе, а кто не подключен.
Такое решение предоставит всем участникам банковской системы новый инструмент, который позволит с высокой степенью надежности обмениваться финансовыми сообщениями, не опасаясь негативных последствий, а государствам — проводить более самостоятельную политику.
Напомним, что Центр технологий распределенных реестров СПбГУ создан в 2018 году в рамках национальной технологической инициативы (НТИ). Специалисты ЦТРР создают программные решения с использованием технологии блокчейн для финансовых и энергетических секторов, образования, органов государственной власти, логистики и объективного контроля за объектами перемещения (Последние новости о ЦТРР).
Центр обладает всеми необходимыми компетенциями для создания подобной системы. В то же время масштаб задачи требует вовлечения организаций и экспертов из разных областей деятельности. ЦТРР приглашает принять участие в совместной реализации проекта в рамках консорциума, который создан центром совместно с НП «РУССОФТ». Заявки принимаются по электронной почте: dltc@spbu.ru.
Участники совещания вспомнили, что заседания Ученого совета СПбГУ несколько лет проводятся в дистанционном режиме с использованием электронных систем коммуникации. При проведении тайного голосования используется программа «Криптовече» — система электронного голосования, разработанная в СПбГУ. Программу «Криптовече», приобретенную у СПбГУ, эффективно используют уже более ста российских организаций от Калининграда до Владивостока, и все время появляются новые желающие.
О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022; Материалы ректорского совещания от 21.03.2022; Материалы ректорского совещания от 28.03.2022; Материалы ректорского совещания от 04.04.2022). Как отметил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
В СПбГУ проводится конкурс на участие обучающихся СПбГУ в программах академической мобильности на 2022/23 учебный год. По результатам двух прошедших конкурсных этапов (результаты третьей, заключительной волны будут известны после 13 апреля) было отобрано 68 студентов, большинство из которых отправятся в университеты Восточной Азии: Республика Корея (10 человек), Китайская Народная Республика (15 человек). Схема работы с университетами этих стран не претерпела никаких изменений в связи с текущей обстановкой, все финансовые обязательства (при условии их наличия) выполняются.
С весеннего семестра 2022 года свои границы для студентов открыла Япония, в текущем семестре в японских вузах планируют обучаться десять человек, на обучение в осеннем семестре 2022/23 учебного года отобрано 24 человека. Также о своей готовности принимать студентов СПбГУ сообщили вузы-партнеры из Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Малайзия), Иран и Турция, а также вузы стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Уругвай).
Несмотря на некоторое число европейских вузов, временно приостановивших сотрудничество с СПбГУ, часть вузов-партнеров из Австрии, Испании, Италии, Сербии, Словении, несколько вузов Франции заявили о готовности продолжать сотрудничество и поддерживать студенческий обмен, несмотря на сложность текущей международной обстановки. Так, например, от Университета Ка’ Фоскари (Италия) получено официальное письмо о твердом намерении продолжать сотрудничество и развивать студенческий обмен с СПбГУ. Коллеги в своих письмах делают акцент на высокой ценности партнерства между нашими университетами.
Кроме того, университеты Великобритании сообщили, что в связи с непростой обстановкой они временно приостанавливают отправку своих студентов в российские вузы, но будут рады принять студентов от нашего Университета (письма из Университета Эдинбурга и Университета Чичистера).
За последнюю неделю был проведен ряд мероприятий в сфере международной деятельности.
Онлайн-выставки в СПбГУ при содействии Посольства Турецкой Республики в Российской Федерации
В СПбГУ при содействии Посольства Турецкой Республики в Российской Федерации 6 апреля открылись онлайн-выставки, посвященные искусству турецкого костюма. Экспонаты первой выставки «Дилемма. Традиционное и современное» отражают традиции национальной турецкой одежды, многие элементы которой были утеряны или вышли из употребления. В своей лекции Эмине Коджа, профессор Университета Хаджи Байрам Вели, рассказала о том, как менялся турецкий национальный костюм на протяжении столетий. Такие исследования важны для понимания традиций народа, его верований и стиля жизни, убеждена она. Турки долгое время сохраняли традиции своих предков, сформировавшиеся еще до прихода в Анатолию. Однако со временем одежда предков менялась и постепенно стала самобытным и оригинальным явлением турецкой культуры.
13 апреля пройдет вторая лекция цикла, посвященного искусству турецкого костюма. Она затронет историю свадебного платья в Османской империи и будет приурочена к открытию выставки традиционной одежды из войлока в современном прочтении. Лекцию прочтет профессор Университета Хаджи Байрам Вели, специалист в области моды и дизайна Фатма Коч.
Соглашения с научно-образовательными организациями ЛНР и ДНР
Заключено соглашение о сотрудничестве с Донецким национальным техническим университетом, включающее в себя следующие направления сотрудничества:
а) реализация совместных научных проектов
б) организация совместных образовательных и научных мероприятий, курсов, конференций, семинаров, симпозиумов и лекций
в) академический и научный обмен
г) обмен обучающимися
д) обмен библиографическими материалами и иной информацией, представляющей взаимный интерес
е) реализация совместных образовательных проектов, в том числе работа по разработке и реализации образовательных программ
Ведется работа по заключению соглашения о сотрудничестве и протокола об академическом и научном обмене с Луганским государственным педагогическим университетом.
Реализация образовательных программ в сетевой форме с зарубежными партнерами
В СПбГУ поступило предложение Университета Циндао (Китайская Народная Республика) о совместной разработке и реализации магистерской образовательной программы «Математические методы и методы искусственного интеллекта для цифровой экономики» в сетевой форме. Организована работа по созданию рабочей группы по подготовке учебно-методической документации и проекта договора на основе рекомендованной Минобрнауки РФ и утвержденной локальным актом СПбГУ формы договора о реализации образовательной программы в сетевой форме для объявления приема в 2023 году.
Работа представительства СПбГУ в Испании
5 апреля в 19:00 прошла онлайн-лекция «Анна Ахматова, Амедео Модильяни, Николай Гумилев», в продолжение цикла конференций «История одной любви». Лекцию прочла Анна Силюнас, театральный критик, искусствовед и директор представительства СПбГУ, директор фонда «Русский Дом в Барселоне».
Проведение сессии ТРКИ в Русском доме в Монголии
Начиная с 4 апреля СПбГУ при поддержке Русского дома в Улан-Баторе проводит государственное тестирование по русскому языку как иностранному для монгольских русистов. В первой сессии принимают участие более 100 человек из разных городов страны. В будние дни тестирование проходило онлайн на специальной платформе Университета, а в выходные дни русисты Улан-Батора сдают экзамен очно в Русском доме. Перед тестом для участников был проведен подготовительный курс. До конца года планируется оценить знания около 500 специалистов.
Организации тестирования по восточным языкам
По инициативе ректора СПбГУ несколько лет назад было выделено направление деятельности в рамках работы Центра языкового тестирования по проведению сертификационных экзаменов по восточным языкам. На совещании были представлены недавние результаты.
10 апреля в СПбГУ состоялась тестовая сессия экзамена по корейскому языку TOPIK (тестирование проводится в сотрудничестве с генеральным консульством Республики Корея). В ней приняли участие 417 человек.
Также СПбГУ активно ведется регистрация на экзамен по китайскому языку HSK (экзамен Университет проводит во взаимодействии с Институтом Конфуция). На предстоящее тестирование зарегистрировано уже более 150 кандидатов. Предыдущая тестовая сессия 26 марта собрала 100 человек. Наблюдается определенный рост интереса к экзамену HSK. Большим преимуществом СПбГУ в этом направлении является то, что помимо письменного экзамена HSK, в Университете есть возможность пройти проверку навыков устной речи (экзамен HSKK). Это привлекает китаистов со всей Ленинградской области.
Завершилась регистрация на экзамен по японскому языку JLPT, Университет проводит этот экзамен с 2019 года при содействии генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге. Тестовая сессия в СПбГУ состоится 3 июля, в экзамене примут участие 775 человек.
Можно констатировать, что в сфере проведения сертификационного тестирования по восточным языкам, благодаря системной работе СПбГУ, наблюдается постоянный интерес к экзаменам, количество кандидатов ежегодно растет. В тестировании принимают участие не только универсанты, но и учащиеся иных языковых школ Санкт-Петербурга. Работниками СПбГУ регулярно проводятся маркетинговые мероприятия по распространению информации об экзаменах, консультации перед тестом, создаются партнерские центры, которые оказывают содействие в привлечении аудитории тестируемых.
В заключение заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин проинформировал участников совещания о том, что за последнюю неделю он направил более 50 писем-претензий в адрес руководителей европейских вузов, ранее приславших в СПбГУ уведомления о приостановлении сотрудничества с нашим вузом.
Подготовка к 2022/23 учебному году
Подготовка к 2022/23 учебному году проходит в соответствии с графиком, утвержденным приказом от 30.12.2021 № 13239/1. В установленные сроки проведены:
- загрузка учебных планов основных образовательных программ на новый учебный год в ИС «Обучение»
- выбор преподавателями педагогических заданий на 2022/23 учебный год в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» ИС «Обучение»
- подтверждение деканом / директором в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» (комментирование) выбора постоянного состава НПР и приглашенных специалистов-практиков
- внесение в ИС «Обучающиеся» академических групп на новый учебный год
Формирование педагогических заданий и оформление распределения педагогических поручений постоянного состава научно-педагогических работников и приглашенных специалистов-практиков в информационной системе Assignment по результатам самозаписи и комментариев деканов / директоров связано с завершением конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников, которое продолжается до конца апреля.
Не менее важным является своевременное (строго до конца апреля) внесение в информационную систему SAP данных по результатам этих конкурсов.
В соответствии с графиком, после 15 апреля (до 30 апреля) откроется дополнительное комментирование для директоров / деканов предложений по корректировке педагогических поручений для постоянного состава, привлекаемого к учебному процессу в различных учебно-научных подразделениях СПбГУ.
Распределение нераспределенных дисциплин, реализуемых в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе для формирования технического задания, в специальном интерфейсе запланировано с 1 по 31 мая.
На основе и в целях реализации графика подготовки к 2022/23 учебному году, утвержденного приказом от 30.12.2021 № 13239/1, разработан Порядок подготовки технического задания для закупки преподавательских услуг для обеспечения основного учебного процесса (далее — Порядок), утвержденный приказом от 05.04.22 № 3273/1 «Об организации закупки образовательных услуг» (Приложение).
Ранее в рамках исполнения поручения проректора по УМР (от 02.03.22) о потенциальных ДГПХ директорами / деканами представлено 603 кандидатуры (не представлены деканами факультета МКН и факультета психологии). Из них 495 кандидатов ранее работали в СПбГУ. На основе предложений и сведений директоров / деканов с учетом планируемой к распределению нагрузки на конкретных исполнителей, учетные сведения о которых содержатся в информационной системе SAP СПбГУ, начальник Управления образовательных программ организует подготовку информации по п. 2 Приложения к Порядку и направляет ее начальнику контрактной службы и проректору по организации работы с персоналом для заключения договоров гражданско-правового характера в период с 10 апреля до 15 мая.
Ранее не работали (не состояли в трудовых и / или гражданско-правовых отношениях с СПбГУ) — 108 кандидатов из 603 (максимум на филологическом факультете — 40 человек из 62, юридический факультет — 20 из 105, восточный факультет и ВШЖиМК — по 8, ВШМ и факультет искусств — по 7, остальные факультеты — по
Только по этим кандидатурам директора / деканы в период с 1 по 31 мая представляют начальнику Управления образовательных программ сведения о потенциальных исполнителях по договорам гражданско-правового характера, ранее не состоявших в трудовых и / или гражданско-правовых отношениях с СПбГУ (по п. 1 Приложения к Порядку).
На основе предложений и сведений директоров / деканов о распределении нагрузки на конкретного исполнителя (п. 2.2) начальник Управления образовательных программ организует подготовку проектов технических заданий на потенциальных исполнителей по договорам гражданско-правового характера, ранее не состоявших в трудовых и / или гражданско-правовых отношениях с СПбГУ, и направляет их начальнику контрактной службы и проректору по организации работы с персоналом для заключения договоров гражданско-правового характера в период с 1 по 30 июня.
Таким образом, формирование технического задания для закупки преподавательских услуг будет завершено до 30.06.2022, что позволит сформировать расписание в установленные сроки.
Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов спросил, каким образом директора и деканы будут собирать сведения о преподавателях, которые ранее не состояли в трудовых и / или гражданско-правовых отношениях с СПбГУ, в том числе их персональные данные. Ранее требовалось, чтобы директора и деканы представили только контактные данные этих преподавателей. Было решено, что приказ будет исправлен: эти данные будут собирать должностные лица СПбГУ, которые будут готовить и заключать трудовые договоры с этими преподавателями.
Материальная помощь работникам СПбГУ
В СПбГУ в рамках программы социальной защиты работников действует «Положение о порядке и условиях оказания материальной помощи работникам СПбГУ», утвержденное приказом от 22.04.2020 № 3425/1, позволяющее структурировать и упорядочить предоставление материальной помощи работникам СПбГУ по различным основаниям. Эти основания для выдачи материальной помощи работникам СПбГУ нашли отражение в новом Коллективном договоре на
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, для расширения мер социальной поддержки работников СПбГУ ранее действующее Положение было дополнено новыми социально значимыми пунктами, обеспечивающими, в частности, поддержку лиц, имеющих группу инвалидности. Кроме того, в Положении определено, что в сложных случаях, связанных с тяжелым состоянием здоровья и особо трудной материальной ситуацией, решение о выплате материальной помощи рассматривается на заседании специальной комиссии, состав и задачи которой зафиксированы в Положении.
В. В. Еремеев сообщил, что в 2021 году материальная помощь была оказана 881 работнику. По результатам рассмотрения заявлений комиссией были приняты положительные решения и осуществлены выплаты на общую сумму 10 102 019 рублей, в том числе 1088 тысяч рублей из внебюджетных средств.
Университет в вопросах социальной политики успешно выстраивает партнерские отношения с профсоюзной организацией СПбГУ, совместно с которой реализуется программа добровольного медицинского страхования работников СПбГУ и членов их семей. Из бюджета Университета ежегодно выделяются средства на выплату частичной компенсации стоимости полиса ДМС работникам СПбГУ. В 2021 году правом на получение частичной компенсации за полис ДМС воспользовались 372 работника. Общая сумма компенсации составила 1116 тысяч рублей, в том числе из внебюджетных средств — 48000 рублей. Для реализации программы добровольного медицинского страхования почетных профессоров СПбГУ в 2021 году использованы внебюджетные средства Университета в объеме 7 734 350 рублей.
Для социальной поддержки сотрудников Университета, начиная с 2022 года, планируется предоставление работникам СПбГУ и членам их семей льготных путевок на учебно-оздоровительную базу «Горизонт», расположенную на Черном море в поселке Ольгинка в 26 км от города Туапсе, со скидкой 50 % от стоимости проживания. Кроме того, одна из мер социальной поддержки сотрудников Университета — предоставление служебного жилья (сейчас 49 семей научно-педагогических работников проживают в служебных квартирах).
О допущенных обучающимися и работниками СПбГУ нарушениях положений законодательства РФ, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров, других документов
За первый квартал 2022 года зафиксировано 20 нарушений, по каждому из которых было проведено служебное расследование и приняты меры (для сравнения: за четвертый квартал 2021 года было 22 нарушения).
По-прежнему некоторые нарушения носят повторяющийся характер: курение на территории Университета (замечание объявлено заместителю начальника отдела УГИ А. М. Соломкину, ведущему инженеру УГИ А. В. Чебунину), несоблюдение масочного режима (главный специалист УНИ А. В. Козик).
Продолжают наказываться и должностные лица СПбГУ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. По результатам проверки, проведенной Контрольно-ревизионным управлением СПбГУ, по исполнению федерального бюджета в части распределения и использования субсидии в целях выплаты стипендии обучающимся привлечены к дисциплинарной ответственности работники УБУ и ФК Л. И. Баринова, Н. А. Смирнова, Е. А. Белякова. Проверка КРУ СПбГУ по исполнению федерального бюджета в части распределения и использования субсидии по модернизации инфраструктуры и в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования выявила нарушения, допущенные начальником отдела организации закупок КМВТ имени Н. И. Пирогова О. Н. Дубиновым (ему объявлено замечание). За эксплуатацию маломерного судна на УНБ «Беломорская» без должным образом оформленных документов выговор объявлен заведующему учебно-научной базой М. И. Бессонову. Неудовлетворительная подготовка к проведению снегоуборочных работ стала поводом объявить замечание начальнику отдела УГИ А. В. Жаркову.
Как отметил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, к сожалению, встречаются нарушения трудовой дисциплины научно-педагогическими работниками Университета. Так, за отсутствие без должных оснований на комиссии по приему зачета и экзамена, приведшее к отмене принятых этой комиссией решений, профессору кафедры компьютерного моделирования и многопроцессорных систем А. Б. Дегтяреву объявлено замечание. Обнаружение факта самовольного подключения инженером-исследователем Научного парка СПбГУ А. В. Королевой к силовой электророзетке для заправки личного транспортного средства (электромобиля) стало основанием для объявления ей замечания. Инженер учебной лаборатории лазерной химии и лазерного материаловедения А. Я. Яралиев, являясь материально ответственным лицом, препятствовал проведению инвентаризации, за что ему был объявлен выговор.
Как уже не раз отмечалось, источники информации о возможных нарушениях могут отличаться, но по итогам рассмотрения и проведения необходимых проверок обязательно выносится решение с учетом тяжести проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующего поведения работника и его отношения к труду. Вместе с тем, как отметил В. В. Еремеев, наличие дисциплинарного взыскания является основанием к уменьшению размера или полному отказу в начислении стимулирующих выплат по итогам работы.
Вице-премьер Правительства РФ Д. Н. Чернышенко вошел в состав Попечительского совета СПбГУ
На совещании было объявлено, что 28 марта 2022 года на заседании Ученого совета СПбГУ единогласно было принято решение: ввести в состав Попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрия Николаевича Чернышенко, заместителя председателя Правительства Российской Федерации. Информация о Попечительском совете Университета доступна на официальном сайте СПбГУ.
О разделе портала СПбГУ «Университет оказывает помощь в новых условиях»
В связи с поступившими обращениями универсантов о разрозненном размещении информации о жизни и инициативах Санкт-Петербургского университета в текущей ситуации на официальном сайте СПбГУ открыта информационная страница «Университет оказывает помощь в новых условиях».
На странице представлена информация о мерах поддержки, доступных для граждан ДНР, ЛНР и Украины, для российских студентов, обучающихся за рубежом, а также для всех универсантов:
- бесплатная психологическая, юридическая и иная помощь в клиниках СПбГУ
- меры финансовой поддержки
- возможность перевода в СПбГУ для российских студентов, столкнувшихся с трудностями в продолжении обучения в зарубежном вузе
- возможность продолжить обучение в СПбГУ для иностранных студентов, вынужденных выехать из России по требованию стран, гражданами которых они являются
- организация сбора гуманитарной помощи
Кроме того, на страницу для удобства пользователей выведены ссылки на разделы учебно-научных подразделений на главном портале СПбГУ: для оперативного доступа к протоколам встреч руководителей институтов и факультетов; ссылки на раздел с материалами всех ректорских совещаний, а также на раздел «Виртуальная приемная». Для тех, кто не сможет обнаружить на странице интересующую информацию, выведена кнопка «Задать вопрос», переводящая пользователя в Виртуальную приемную.
Отдельными блоками на странице размещены новости о жизни Университета в новых условиях, а также комментарии экспертов СПбГУ в российских СМИ по тематикам, связанным со специальной операцией, а также ее геополитическими, социальными и экономическими последствиями для России и мира. Директорам и деканам поручено направить предложения по дополнению списка экспертов для организации комментариев текущих событий в СМИ.
Ссылка на страницу доступна в меню раздела «Университет» на главном портале СПбГУ.
Транспортное обеспечение объектов СПбГУ, расположенных в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга
Как известно, в Санкт-Петербурге проходит транспортная реформа. В связи с этим в Виртуальной приемной были обращения студентов и сотрудников Университета, которые переживают о том, будут ли в коммерческих маршрутках действовать транспортные льготы ветеранам, инвалидам и студентам. По поручению ректора первый проректор Елена Григорьевна Чернова обсудила эти вопросы с руководством комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Как она рассказала на совещании, автобусный маршрут № 210 до 2025 года обслуживается СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — городским предприятием, процент выполнения рейсов у которого является одним из самых высоких в городе. Установленный режим работы: с 06:00 до 00:39, на маршруте работают автобусы как большого класса (вместимостью около 100 человек), так и особо большого класса (вместимостью около 140 человек), с интервалом движения
Взамен коммерческого маршрута № К-424А, обслуживаемого ООО «Шпунт-Северо-Запад», с 1 июня устанавливается маршрут № 204. Перевозку по данному маршруту на основании заключенного государственного контракта будет осуществлять ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» 22 автобусами среднего класса в режиме полуэкспресса, то есть лишь с некоторыми промежуточными остановками. Благодаря этому время следования в таком режиме будет соизмеримо со временем в пути действующих коммерческих маршрутов, даже с учетом осуществления заезда в 23 квартал Петергофа (Карта).
При этом плановый интервал движения составит не более
Директорам и деканам поручено проинформировать студентов и сотрудников о новых условиях транспортного обеспечения в Петергофе.
О Постановлении Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году»
29 марта 2022 было издано Постановление Правительства Российской Федерации № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году», разрешающее бюджетным учреждениям при закупке товаров, работ, услуг в 2022 году устанавливать аванс в размере до 50 % от цены договора.
Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, при этом остается возможность 100 % предоплаты по следующим видам услуг: оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение, обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки, участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, оказание гостиничных услуг по месту командирования.
Устанавливая аванс в размере 50 %, следует помнить, что при проведении конкурентных процедур размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, что может привести к дополнительным расходам победителя закупки по оформлению банковской гарантии на соответствующую сумму.
О результатах проверки ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области материалов, размещенных в профиле профессора СПбГУ в социальной сети
16 марта на сайте Санкт-Петербургского государственного университета была размещена информация об онлайн-курсе «Украина: морфология и мифология» (СПбГУ создал онлайн-курс о новейшей истории Украины). 17 марта в Интернете и в СМИ появилась информация о том, что автор курса, профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Николай Маратович Межевич, якобы, размещает на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» высказывания, которые могут быть направлены на разжигание ненависти по национальному признаку.
18 марта в Санкт-Петербургский государственный университет из президиума Студенческого совета СПбГУ поступило обращение за подписью председателя Студенческого совета М. М. Мочалова. В нем говорится о возможных случаях совершения, по мнению членов президиума Студенческого совета, профессором Н. М. Межевичем противоправных действий, выразившихся в публикации на страницах различных интернет-ресурсов высказываний, направленных на разжигание ненависти по национальному признаку.
Одновременно с обращением Студенческого совета в Виртуальную приемную СПбГУ поступил вопрос о мерах, принимаемых Университетом в отношении профессора Н. М. Межевича (Будет ли Университет проводить проверку высказываний своего преподавателя в соцсетях?).
С учетом того, что полномочия об определении наличия в действиях гражданина признаков какого-либо уголовного преступления или административного правонарушения полностью возложены на правоохранительные органы, обращение, поступившее из Студенческого совета 18.03.2022 (в соответствии с ч. 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №
4 апреля в СПбГУ из Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило уведомление о результатах проведенной проверки, согласно которому фактов, нарушающих законодательство Российской Федерации со стороны профессора Н. М. Межевича в сфере противодействия экстремистской деятельности, не установлено, о чем опубликован ответ на вопрос в Виртуальной приемной (О результатах проверки высказываний преподавателя СПбГУ в социальных сетях).
Профессор Н. М. Межевич так комментирует эту ситуацию: «Мой аккаунт ВКонтакте имеет признаки внешнего вмешательства. Часть информации была отредактирована, появилась информация и оценки, которые размещались неизвестными лицами. Все изменения относятся к периоду после 24 февраля 2022 года. Кроме того, в отношении меня была начата кампания кибербуллинга и травли, к которой, по имеющейся у меня информации, имеют отношение студенты СПбГУ Е. Углева и М. Мочалов. Оставляю за собой право обратиться в комиссию по этике нашего Университета для оценки их действий».
200 лет развития зоологии в СПбГУ
Декан биологического факультета Игорь Анатольевич Тихонович напомнил, что в Университете открыта выставка, посвященная
На выставке представлены материалы по истории кафедр зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных, а также экспонаты зоологических коллекций. Выставка организована с элементами интерактивности: можно, например, посмотреть препараты под микроскопом, что вызывает огромный интерес у школьников. Некоторые юные посетители попросили о возможности зарисовать увиденное под микроскопом, что позволило расширить интерактивный компонент программы выставки.
Как было отмечено на совещании, экспозиция получила множество положительных отзывов. Новость об открытии выставки в официальном сообществе СПбГУ ВКонтакте (https://vk.com/spb1724) собрала почти девять тысяч просмотров, а в связи с повышенным интересом со стороны посетителей время работы выставки было продлено на три часа.
Экспозиция доступна для посещения в выставочном зале здания Двенадцати коллегий до конца апреля. В планах сотрудников кафедр — подготовить видеозапись экскурсии по выставке и разместить в открытом доступе.