Материалы ректорского совещания
Расширенное заседание совета по региональной политике РАН
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялось расширенное заседание совета по региональной политике РАН. Сопредседателями заседания выступили президент РАН, академик РАН Александр Михайлович Сергеев, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова, председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Владимирович Кабышев.
С приветственным словом к участникам заседания обратились ректор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев и и. о. председателя комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Ирина Юрьевна Ганус.
Среди докладчиков заседания — известные ученые, в том числе универсанты — проректор по медицинской деятельности СПбГУ, профессор Петр Казимирович Яблонский и декан биологического факультета СПбГУ, академик РАН Игорь Анатольевич Тихонович.
Видеозапись заседания доступна по ссылке.
Праздничные мероприятия, посвященные дню рождения Университета
8 февраля в честь
Заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора Ольга Леонидовна Тульсанова рассказала, что представление началось в 21:45 и продлилось около семи минут. Тематика фигур, которые создали дроны, связана с историей российской науки и Университета. Впервые дата основания российского университета сопровождалась таким масштабным и ярким мероприятием (1000 дронов создали светящиеся фигуры над главным корпусом СПбГУ). Символично, что шоу открылось огромной светящейся фигурой основателя Университета — Петра Великого, чей
Техническую сторону шоу обеспечила компания «Геоскан», занимающаяся производством беспилотных летательных аппаратов. В портфолио этой компании: шоу к
По словам зрителей и создателей представления, эффектнее всего шоу выглядело на некотором расстоянии от здания Двенадцати коллегий. Среди идеальных мест для просмотра были стрелка Васильевского острова, Сенатская площадь, Дворцовый и Благовещенский мосты.
Мероприятие было широко освещено на ресурсах СПбГУ, а также региональными и федеральными средствами массовой информации. Репортаж о шоу дронов доступен на Youtube-канале Медиацентра СПбГУ (1000 дронов создали светящиеся фигуры над главным корпусом СПбГУ).
Днем 8 февраля в честь основания Санкт-Петербургского государственного университета традиционно состоялся полуденный выстрел пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. В этом году честь сделать торжественный выстрел была предоставлена Сергею Лисенкову, магистранту первого курса программы «Экология и природопользование» Санкт-Петербургского государственного университета (Полуденный выстрел в честь дня рождения Санкт-Петербургского университета).
Сергей Лисенков активно занимается популяризацией экологических и географических знаний в университетской среде. Он является одним из организаторов открытого чемпионата СПбГУ по географическому брейн-рингу и игры экологического брейн-ринга на кафедре геоэкологии и природопользования. В декабре 2020 года четвертый год подряд под руководством Сергея прошла юбилейная Неделя географии в Университете. С 2019 года Сергей возглавляет организационный комитет международного Большого географического фестиваля, который уже в 16 раз объединяет в Санкт-Петербурге более 2000 географов разных поколений и специализаций из России, стран СНГ и ближнего зарубежья.
Фотовыставка академика РАН Ю. В. Наточина
В день рождения Университета в галерее здания Двенадцати коллегий открылась первая персональная фотовыставка почетного профессора СПбГУ, академика РАН Юрия Викторовича Наточина «Магия воды: от реализма до экспрессионизма».
Автор снимков ― почетный профессор СПбГУ, доктор биологических наук, академик РАН Юрий Викторович Наточин. Область его научных интересов включает физиологию почки и водно-солевого обмена, эволюционную и гравитационную физиологию. Именно он в 1994 году предложил проект создания в Университете медицинского факультета и первым возглавил новое подразделение. Сегодня Юрий Викторович активно проводит научные исследования, участвует в грантовых конкурсах и читает лекции будущим медикам.
На выставке представлены фотографии переменчивых отражений старинных особняков в волнах Мойки и канала Грибоедова, деревья в прудах Елагина острова представят новый взгляд на образы, знакомые каждому жителю города. В экспозицию вошли 27 фотографий, снятых Юрием Викторовичем во время прогулок по Петербургу.
Сотрудниками Управления по связям с общественностью была организована онлайн-версия фотовыставки, которая доступна по ссылке. Информация о выставке размещена на ресурсах Университета, в том числе на официальном сайте СПбГУ и в социальных сетях, а также направлена в СМИ. Среди ресурсов, опубликовавших информацию о выставке: официальный сайт КНВШ, агентство ТАСС.
Всем желающим также доступно интервью с Юрием Викторовичем, подготовленное Медиацентром СПбГУ накануне открытия выставки.
Присвоение имени космическому объекту
Институт прикладной астрономии Российской академии наук в рамках своей компетенции рассмотрел просьбу Санкт-Петербургского государственного университета о передаче выбранного коллегией почетных профессоров СПбГУ имени для малой планеты ее первооткрывателю (Материалы ректорского совещания от 24.01.2022).
В письме, поступившем в СПбГУ за подписью директора Института прикладной астрономии РАН Дмитрия Викторовича Иванова, сообщается: в связи с особенностями процедуры рассмотрения возможных наименований для космических объектов рабочей группой по номенклатуре малых тел Международного астрономического союза (International Astronomical Union) Университету необходимо в кратчайшие сроки направить несколько новых вариантов. Это позволит уменьшить сроки рассмотрения в том случае, если один из вариантов не подойдет по критериям, а также предоставит рабочей группе возможность выбора.
Заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничеству с партнерами первого проректора Ольга Леонидовна Тульсанова напомнила, что на заседании коллегии почетных профессоров СПбГУ, помимо выбранного варианта Альма Матер 1724 (Alma Mater 1724), было также предложено наименование Петроколлегиум. В этом названии отражена роль Петра I (как автора идеи и автора ее воплощения в жизнь), здание Двенадцати коллегий (как некий материальный символ Университета) и комплексность подхода к решению проблем развития науки в России — Академия наук, университет, гимназия.
Через Виртуальную приемную СПбГУ поступило предложение выпускника СПбГУ назвать малую планету именем Minerva. Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, искусств, наук. Название содержит отсылку к гербу Санкт-Петербургского государственного университета.
Рассматривались также предложения назвать планету Двенадцать коллегий или Иоганн Коль в честь первого руководителя Санкт-Петербургского университета. Все эти предложения и будут направлены в ИПА РАН.
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла на 1,02 % (с 42,12 до 43,14 %).
Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:
Направление обучения |
Количество заболевших и доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы |
|||||
п/с на 28.01.2022 |
п/с на 04.02.2022 |
п/с на 11.02.2022 |
||||
Кол-во заболевших |
Доля вакцинированных |
Кол-во заболевших |
Доля вакцинированных |
Кол-во заболевших |
Доля вакцинированных |
|
Биология |
4 |
54,64 % |
3 |
54,71 % |
1 |
54,71 % |
Востоковедение и африканистика |
3 |
68,93 % |
4 |
68,8 % |
3 |
69,15 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
1 |
23,7 % |
3 |
24,15 % |
4 |
24,3 % |
Институт истории |
5 |
41,49 % |
3 |
41,77 % |
3 |
42,14 % |
Институт когнитивных исследований |
0 |
44,44 % |
0 |
44,44 % |
0 |
44,44 % |
Институт наук о Земле |
5 |
47,57 % |
4 |
48,25 % |
11 |
48,58 % |
Институт педагогики |
0 |
50 % |
0 |
50,5 % |
0 |
49,5 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
0 |
91,67 % |
0 |
91,67 % |
0 |
91,67 % |
Институт философии |
4 |
43,12 % |
4 |
43,31 % |
0 |
43,96 % |
Институт химии |
2 |
67,52 % |
1 |
69,03 % |
1 |
70,54 % |
Искусства |
1 |
29,02 % |
0 |
29,67 % |
1 |
40,08 % |
Математика и компьютерные науки |
5 |
50,72 % |
5 |
50,72 % |
3 |
50,72 % |
Математика и механика |
2 |
43,73 % |
1 |
43,98 % |
2 |
44,71 % |
Медицина |
6 |
53,54 % |
6 |
53,22 % |
6 |
53,38 % |
Медицинский колледж |
0 |
39,29 % |
0 |
39,29 % |
0 |
53,57 % |
Международные отношения |
1 |
38,22 % |
3 |
38,87 % |
6 |
40,69 % |
Менеджмент |
3 |
39,77 % |
7 |
41,75 % |
4 |
42,97 % |
Политология |
3 |
33,26 % |
2 |
33,62 % |
2 |
34,84 % |
Процессы управления |
8 |
40,73 % |
5 |
40,78 % |
3 |
41,55 % |
Психология |
0 |
43,13 % |
1 |
43,07 % |
2 |
43,17 % |
Свободные искусства и науки |
1 |
48,17 % |
1 |
48,44 % |
2 |
48,79 % |
Социология |
1 |
33,49 % |
1 |
34,17 % |
0 |
35,12 % |
Стоматология и медицинские технологии |
1 |
43,84 % |
0 |
43,78 % |
0 |
44,24 % |
Физика |
1 |
54,08 % |
0 |
54,47 % |
0 |
55,5 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
0 |
71,43 % |
0 |
73,81 % |
0 |
76,19 % |
Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних) |
11 |
34,82 % |
15 |
39,19 % |
20 |
41,51 % |
Филология |
1 |
48,37 % |
3 |
48,51 % |
3 |
49,5 % |
Экономика |
1 |
27,71 % |
3 |
28,33 % |
2 |
29,15 % |
Юриспруденция |
19 |
32,62 % |
18 |
33,75 % |
19 |
34,69 % |
Итого |
89 |
41,51 % |
93 |
42,12 % |
98 |
43,14 % |
Прирост доли вакцинированных |
|
1,43 % |
|
0,61 % |
|
1,02 % |
Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:
Подразделение |
Общее кол-во НПР (пост+внеш) |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 04.02.222 |
Процент на 11.02.22 |
Военно-учебный центр |
34 |
29 |
3 |
2 |
100 % |
100 % |
Институт когнитивных исследований |
14 |
12 |
1 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
2 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
130 |
111 |
10 |
9 |
100 % |
100 % |
Институт химии |
264 |
242 |
14 |
8 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
53 |
41 |
5 |
7 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
150 |
128 |
9 |
10 |
98 % |
98 % |
ИНоЗ |
248 |
223 |
12 |
4 |
96,4 % |
96,4 % |
Факультет международных отношений |
120 |
92 |
7 |
16 |
95,8 % |
95,8 % |
Медицинский колледж |
23 |
19 |
2 |
1 |
95,7 % |
95,7 % |
Факультет политологии |
42 |
35 |
5 |
0 |
95,2 % |
95,2 % |
КФКиСЭТ |
78 |
59 |
8 |
7 |
94,9 % |
94,9 % |
Факультет искусств |
104 |
88 |
6 |
4 |
94,2 % |
94,2 % |
ВШЖиМК |
119 |
89 |
13 |
10 |
94,1 % |
94,1 % |
Институт истории |
141 |
121 |
6 |
5 |
93,6 % |
93,6 % |
Биологический факультет |
329 |
279 |
20 |
6 |
92,7 % |
92,7 % |
Филологический факультет |
456 |
357 |
43 |
21 |
92,3 % |
92,3 % |
ВШМ |
89 |
69 |
8 |
5 |
92,1 % |
92,1 % |
Экономический факультет |
167 |
133 |
12 |
8 |
91,6 % |
91,6 % |
Юридический факультет |
153 |
116 |
19 |
5 |
92,2 % |
91,5 % |
Физический факультет |
434 |
359 |
32 |
6 |
91,5 % |
91,5 % |
Факультет свободных искусств и наук |
88 |
76 |
3 |
1 |
90,9 % |
90,9 % |
Факультет психологии |
169 |
130 |
15 |
8 |
90,5 % |
90,5 % |
Факультет социологии |
90 |
70 |
6 |
4 |
88,9 % |
88,9 % |
Мат-Мех |
328 |
258 |
24 |
4 |
87,2 % |
87,2 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
212 |
28 |
17 |
86,2 % |
86,2 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
122 |
100 |
3 |
2 |
86,1 % |
86,1 % |
Медицинский факультет |
320 |
246 |
21 |
7 |
85,6 % |
85,6 % |
Академическая гимназия |
81 |
57 |
6 |
6 |
85,2 % |
85,2 % |
ПМ-ПУ |
209 |
148 |
18 |
9 |
83,7 % |
83,7 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Итого |
4959 |
3966 |
378 |
196 |
91,5 % |
91,6 % |
По данным на 11 февраля, во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету количество сотрудников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысило 90 %.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило девять обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 17 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения были на разные темы, в том числе: о возможности перевода на другую образовательную программу СПбГУ; о критериях оценки студента при переводе на другую образовательную программу СПбГУ.
В Виртуальную приемную Университета поступил вопрос от обучающейся по образовательной программе «Журналистика» о формате обучения по направлению «Журналистика», где доля вакцинированных студентов не превышает 40 %, но удаленный формат обучения с применением ИКТ установлен только до 28 февраля.
Студентке сообщено следующее: занятия в Университете с 11.02.2022 проводятся на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений в соответствии с приказом от 08.02.2022 № 894/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 11.02.2022».
По направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», учитывая, что доля вакцинированных и перенесших заболевание COVID-19 обучающихся не достигла на данный момент 40 %, занятия на основании предложения директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» проводятся с применением информационно-коммуникационных технологий до 28.02.2022. После 28.02.2022 формат занятий с применением информационно-коммуникационных технологий может быть продлен до тех пор, пока не будет достигнут необходимый показатель вакцинированных обучающихся.
Аналогичные вопросы поступали и от студентов других направлений. Им были даны соответствующие разъяснения. Также подчеркивалось, что при определении формата обучения по тому или иному направлению, кроме показателя вакцинированности студентов, учитывается позиция директора или декана. Показатель в 40 % дает возможность руководителю учебно-научного подразделения выбрать аудиторный либо смешанный формат. Однако если он сочтет необходимым сохранить дистанционный формат занятий, расписание составляется соответствующим образом. Например, у студентов-востоковедов давно уже был достигнут показатель в 40 % вакцинированных студентов, но очные занятия начнутся только с 21 февраля (такова была позиция первого заместителя декана восточного факультета).
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, зимняя промежуточная аттестация проходила по расписанию в установленном порядке. До 10 февраля у обучающихся был каникулярный период.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили в связи с каникулярным периодом.
На встречах декана факультета социологии, и. о. декана факультета политологии с представителями студенческого совета обсуждался вопрос о формате обучения. В начале весеннего семестра обучение будет проходить с использованием информационно-коммуникационных технологий. В дальнейшем, при улучшении эпидемиологической обстановки, возможно изменение на смешанный формат. Для установления аудиторного формата обучения сохраняется необходимость увеличения числа вакцинированных студентов до необходимого минимума в 40 %.
На встрече первого заместителя декана филологического факультета с представителями студенческого совета обсуждалось проведение промежуточной аттестации. Было высказано мнение о том, что проведение промежуточной аттестации в письменной форме с последующим шифрованием работ по поточным лекционным дисциплинам сэкономит время обучающихся и преподавателей, исключит саму возможность учета каких-либо субъективных факторов при оценивании учебных достижений обучающихся, а также повысит доказательность выставляемых обучающимся в ходе промежуточной аттестации оценок. Особо было отмечено, что промежуточную аттестацию в этом случае следует проводить в помещениях Университета в присутствии преподавателей в условиях видеофиксации процесса написания обучающимися письменной работы, при этом работа должна выполняться на бумажном носителе без использования каких-либо технических средств.
Состоялись встречи с представителями студенческого совета руководителей Института истории, факультета прикладной математики — процессов управления.
Предоставление доступа к материалам онлайн-курсов
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко рассказал участникам ректорского совещания о практике предоставления открытого доступа к онлайн-курсам СПбГУ студентам других вузов, которую наш Университет организовал одним из первых в России и к которой сегодня государство призывает и другие образовательные организации.
В. А. Старостенко подчеркнул: пандемия выявила и обострила многие значимые проблемы государственной системы образования и науки в Российской Федерации, которые ранее имели скрытый характер. «В первую очередь это касается принципов и подходов к организации финансового и иного ресурсного обеспечения системы государственных вузов, которые должны ориентироваться на ресурсы коллективного, общего пользования не декларативно (как это имеет место, например, в отношении многих центров коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием), а в повседневной практике. Государство регулярно реализует программы поддержки проектов в области образования и науки. Так, Минобрнауки России проводит конкурсы на предоставление бюджетного финансирования на проведение научных исследований, разработку и внедрение в процесс обучения онлайн-курсов, содействует созданию центров Национальной технологической инициативы, центров коллективного пользования научным оборудованием и так далее», — рассказал директор ЦРЭОР СПбГУ.
Эти программы, добавил В. А. Старостенко, призваны повысить общий уровень качества и доступности образования, способствовать развитию всей системы науки и технологий, системы высшего образования. «К сожалению, на практике для реализации этих целей порой не хватает надлежащих организационных, управленческих и правовых механизмов. Например, еще отсутствуют правовые механизмы, регламентирующие порядок возможного общего использования государственными вузами публичных ресурсов, созданных за счет бюджетного финансирования: методических материалов, онлайн-платформ, программного обеспечения, приобретенного за счет бюджетных средств, научного оборудования и другого имущества», — пояснил В. А. Старостенко.
На эту проблему в течение последних лет неоднократно обращали внимание эксперты СПбГУ как в своих выступлениях на конференциях, например, Совета ректоров вузов СЗФО, Ассоциации ведущих университетов, так и в научных публикациях на соответствующую тематику. К примеру, это отражено в материалах заседания рабочей группы при Министерстве науки и высшего образования РФ по совершенствованию методической и нормативно-правовой базы по вопросам ведения образовательными организациями высшего образования финансово-хозяйственной деятельности (Представители ведущих вузов России обсудили инициативы, направленные на развитие материально-технической базы университетов; Белов С. А., Линская Ю. В., Кропачев Н. М. 2020. Единство системы государственных вузов в современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент19 (2):
В 2019 году Правительство Российской Федерации утвердило правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1876).
С 2020 года Минобрнауки России регулярно проводит конкурсы на предоставление бюджетного финансирования для разработки онлайн-курсов в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».
«Однако права на использование подготовленных за счет этих средств онлайн-курсов, как правило, остаются у их разработчиков, не оформляются в государственную собственность, и доступ к ним предоставляется всем, в том числе другим государственным вузам, на условиях, которые определяют вузы-разработчики. Проблема организации доступа к онлайн-курсам, разработанным государственными вузами, стала особенно актуальной в марте 2020 года, когда начали действовать коронавирусные ограничения, потребовавшие массового перехода на удаленный режим обучения», — подчеркнул В. А. Старостенко.
«Поскольку условия грантов не предусматривали права грантодателя требовать от разработчиков предоставления возможности бесплатного использования созданных онлайн-курсов кому-либо, то весной 2020 года в связи с массовым переводом обучающихся на дистанционный режим обучения руководство Министерства науки и высшего образования РФ было вынуждено обратиться к ректорам вузов с просьбой открыть публичный доступ к разработанным ими за бюджетный счет онлайн-курсам. И на эту просьбу вузы постепенно откликнулись, причем некоторые настойчиво говорили о необходимости выделения дополнительного бюджетного финансирования "на покрытие выпадающих доходов" от предоставления студентам других вузов доступа к этим курсам на платной основе», — отметил В. А. Старостенко.
Санкт-Петербургский государственный университет весной 2020 года по собственной инициативе (еще до обращения руководства Минобрнауки России) открыл бесплатный доступ к своим онлайн-курсам для всех российских обучающихся. Помимо слушателей образовательных платформ, на собственных ресурсах СПбГУ более 13 тысяч студентов из 89 вузов страны смогли в период вынужденной изоляции пройти обучение по необходимым дисциплинам и перезачесть их в своем учебном заведении, не подвергая свое здоровье дополнительным рискам (СПбГУ поможет российским студентам зачесть онлайн-курсы Петербургского университета в их вузе; СПбГУ открывает бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов со всей страны до конца осенней сессии).
Практика предоставления нашим Университетом доступа к онлайн-курсам продолжилась осенью 2020 года и сохраняется по настоящее время: все онлайн-курсы, созданные работниками СПбГУ за счет средств федерального гранта, размещены в открытом доступе на образовательной платформе «Открытое образование» и доступны для обучения всем желающим.
В июне 2020 года были подведены итоги нового грантового конкурса Минобрнауки России в рамках проекта «Молодые профессионалы», в соответствии с условиями которого победителям было предоставлено бюджетное финансирование на создание онлайн-курсов, при этом права на созданный интеллектуальный продукт вновь сохраняются за разработчиками, которые самостоятельно определяют условия доступа к нему.
«В результате, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, переходом на удаленную работу и обучение предприятий и организаций, Министерство науки и высшего образования РФ снова было вынуждено обратиться к организациям-разработчикам с просьбой обеспечить доступ к материалам онлайн-курсов, разработанных в рамках предоставленных грантов, для всех пользователей, что предоставит возможность проходить обучение людям, находящимся на карантине в связи с пандемией. Такое обращение поступило в СПбГУ в конце января 2022 года (письмо от 27.01.2022 № МН-19/60-АН)», — подчеркнул В. А. Старостенко.
«На мой взгляд, ни с организационной, ни с экономической, ни с правовой, ни с этической точки зрения нет никаких препятствий к тому, чтобы государство требовало передачи в государственную собственность и бесплатное общее коллективное использование продукта, созданного за счет средств бюджета, по крайней мере в условиях пандемии», — заключил В. А. Старостенко.
Заведующий кафедрой квантовой химии, почетный профессор СПбГУ Роберт Александрович Эварестов спросил, не будет ли возражать крупная компания, которая занимается распространением онлайн-курсов, против того, что СПбГУ открывает доступ к своим онлайн-курсам для всех. Директор Института когнитивных исследований, профессор Татьяна Владимировна Черниговская задала вопрос о правах на совместный онлайн-курс, который разрабатывается в сотрудничестве со Сбером. В ходе обсуждения этих вопросов были даны пояснения о том, что авторские права на каждый онлайн-курс принадлежат ученым-разработчикам, а имущественные права — Университету. Онлайн-курсы СПбГУ — это собственность Университета, и Университет распоряжается ими, а не платформы — агрегаторы курсов. Министерство науки и высшего образования РФ, предоставляя гранты (бюджетные деньги) для создания онлайн-курсов, конечно же, могло включить в условия договоров по грантам оговорку о том, кто и в каком порядке будет определять условия доступа к ним.
Итоги работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям перед весенним семестром 2021/22 учебного года
10 февраля состоялось совместное заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ) и комиссии по переходу с платного обучения на бесплатное (по программам СПО «Физическая культура» совместное заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и комиссии по переходу с платного обучения на бесплатное состоялось 25 января).
В соответствии с Приказом от 12.12.2018 № 11980/1 «Об утверждении Положения об организации деятельности Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переводе с платного обучения на бесплатное и комиссий по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений» и Приказом от 17.11.2021 № 11117/1 «О графике работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное в 2022 году», прием заявлений от претендентов на перевод и восстановление осуществлялся с 13.12.2021 до 28.01.2022 (по программам СПО «Физическая культура» — с 13.12.2021 до 14.01.2022).
Вся информация о сроках, необходимых документах, форме и сроках аттестации, наличии вакантных мест своевременно была опубликована на портале Университета.
В период с 31.01.2022 по 04.02.2022 была организована работа аттестационных комиссий по проведению аттестации претендентов на восстановление, перевод из других образовательных организаций, изменение образовательной программы, изменение формы обучения, проведены заседания 27 комиссий по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений по соответствующим направлениям.
Всего на рассмотрение ЦКПиВ и комиссии по переходу с платного обучения на бесплатное было подано 2224 заявления, из них:
- по программам аспирантуры и ординатуры — 53 заявления (21 заявление аспирантов и 32 — ординаторов)
- по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — 2078 заявлений
- по программам среднего профессионального образования — 93 заявления
Заявление |
Количество поступивших заявлений |
Количество положительных рекомендаций |
||||
всего |
бюджет |
договор |
всего |
бюджет |
договор |
|
Изменение основы обучения (перевод с обучения на договорной (платной) основе на обучение за счет ассигнований федерального бюджета) |
315 |
315 |
- |
60 |
60 |
- |
Восстановление на обучение в СПбГУ |
510 |
198 |
312 |
301 |
70 |
231 |
Изменение образовательной программы |
279 |
198 |
81 |
49 |
25 |
24 |
Перевод из другой образовательной организации |
1120 |
852 |
268 |
109 |
29 |
80 |
Всего |
2224 |
1563 |
661 |
519 |
184 |
335 |
Информация о рекомендациях ЦКПиВ и комиссии по переходу с платного обучения на бесплатное опубликована на портале СПбГУ и доступна по ссылке. Прием заявлений и документов перед началом 2022/23 учебного года будет осуществляться с 06.06.2022 до 05.08.2022.
О графике подготовки к 2022/23 учебному году
Подготовка к 2022/23 учебному году ведется в соответствии с приказом от 30.12.2021 № 13239/1 «О графике подготовки к 2022/23 учебному году». В сроки, утвержденные приказом (31.01.22), произведена загрузка учебных планов основных образовательных программ на новый учебный год в ИС «Обучение». С 01.02.22 была открыта возможность выбора преподавателями педагогических заданий на 2022/23 учебный год в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» ИС «Обучение» (самозапись).
Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, возможность выбора преподавателями педагогических заданий на 2022/23 учебный год в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» ИС «Обучение» (самозапись) закрылась в соответствии с графиком 14 февраля в 23:59.
Полнота заполнения по состоянию на 20:15 14.02.2022 представлена в Приложении. Информация 10, 11 и 14 февраля 2022 года направлялась директорам и деканам в СЭДД «Дело» с поручением об организации работы по обеспечению выполнения приказа. Параллельно организована работа по проведению конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников. В соответствии с распоряжением № 4634/1р от 29.12.2021, в 2022 году запланировано объявить конкурсы на 915,75 ставок. По состоянию на 08.02.22, подготовлены проекты по 70 % конкурсов, что позволит обеспечить выполнение графика.
В соответствии с приказом от 15.02.2022, в сервисе «Преподавание в СПбГУ» открыта функция подтверждения деканом или директором в электронном сервисе «Преподавание в СПбГУ» (комментирование) выбора постоянного состава научно-педагогических работников и приглашенных специалистов-практиков.
Комментирование доступно с 15.02.2022 по 23.02.2022 для ответственных по образовательным программам, утвержденных приказом от 31.08.2021 № 8343/1 «Об утверждении координаторов образовательных программ из числа научно-педагогических работников, ответственных за оперативное кадровое обеспечение реализации образовательных программ» (с последующими изменениями и дополнениями). Для директоров и деканов комментирование доступно с 15.02.2022 по 01.03.2022.
При комментировании необходимо учесть участие в реализации дисциплин сторонних исполнителей, приглашаемых для проведения занятий на регулярной основе, для заключения с ними договоров ГПХ с отложенным сроком действия.
На совещании отмечалось, что такие договоры с отложенным сроком действия будут заключаться впервые — это позволит эффективно использовать административный ресурс. В случае если один и тот же работник преподает несколько дисциплин (участвует в реализации нескольких образовательных программ), с ним будет заключаться один договор (вместо нескольких, как было ранее).
Использование в образовательном процессе иностранных языков
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, показатель «Количество основных образовательных программ высшего образования, реализуемых полностью или частично на иностранных языках» (в том числе с указанием объема части программы, реализуемой на иностранном языке) ежегодно отражается в мониторингах деятельности образовательных организаций высшего образования, таких как:
- мониторинг международной деятельности образовательных организаций высшего образования
- отчетность по выполнению федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование»
- приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»
- анкета расположенной на территории Санкт-Петербурга образовательной организации высшего образования
В целях повышения привлекательности образовательных программ для иностранных граждан в СПбГУ с 2014 года ведется планомерная работа по увеличению количества образовательных программ высшего образования, реализуемых полностью или частично на иностранных языках. Их число выросло с десяти образовательных программ в 2014 году до 278 в 2021 году.
Для подтверждения освоения иноязычной компетенции и владения английским языком в СПбГУ с 2015 года в восьмом семестре всех учебных планов основных образовательных программ уровней бакалавриата и специалитета предусмотрено включение минимум одной реализуемой на английском языке дисциплины, формирующей профессиональные компетенции.
В 2021/22 учебном году из 490 основных образовательных программ:
- полностью на иностранном языке реализуются 27 основных образовательных программ
- частично на иностранном языке реализуется 251 основная образовательная программа (Приложение)
В учебных планах основных образовательных программ, планируемых к реализации с 2022 года, предусмотрено более 2500 дисциплин на иностранных языках. А в целом в портфеле основных образовательных программ СПбГУ предусмотрено более 3500 дисциплин на иностранных языках (около 15 % от общего количества актуальных дисциплин).
Для повышения конкурентоспособности образовательных программ и их привлекательности для иностранных граждан приоритетным является рост количества основных образовательных программ, полностью реализуемых на иностранном языке. В решении этой задачи необходимо прежде всего ориентироваться на магистерские программы, частично реализуемые на иностранных языках (73), и доводить их до уровня полностью реализуемых на иностранном языке.
Э. А. Зелетдинова отметила: не менее важным условием решения этой задачи является постепенное увеличение количества отдельных дисциплин, реализуемых на иностранном языке, для чего необходимо следующее.
- Организовать создание англоязычных версий общеуниверситетских онлайн-курсов, включенных в учебные планы образовательных программ СПбГУ (что повысит число дисциплин на иностранном языке в разы и переведет целый ряд основных образовательных программ в разряд частично реализуемых на иностранном языке).
- В учебных планах основных образовательных программ высшего образования увеличить число дисциплин, реализуемых на английском языке (языке обучения) с промежуточной аттестацией на английском языке. В программах бакалавриата и специалитета дисциплины на английском языке могут включаться уже с пятого семестра (третьего курса), поскольку уровень, сопоставимый с В2, оценивается преимущественно в конце четвертого семестра (второго курса).
- В учебных планах основных образовательных программ высшего образования, ориентированных на изучение иностранного языка, предусмотреть в последних семестрах не менее двух дисциплин на изучаемом иностранном языке с аттестацией на нем для проверки сформированности профессиональных компетенций.
В 2021/22 учебном году реализуется 111 таких образовательных программ: ориентированных на изучение иностранного языка (на восточном факультете, филологическом факультете, факультете иностранных языков), а также ориентированных на изучение иностранного языка совместно с основной направленностью (на юридическом факультете, экономическом факультете, в институте ВШМ): «Международный менеджмент (с изучением европейских и восточных языков)», «Организация туристской деятельности (с углубленным изучением китайского языка)», «Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)», «Юриспруденция (с углубленным изучением японского языка и права Японии)» и другие. За 2022 год число таких образовательных программ будет увеличено до 129.
Для решения этих задач директорам и деканам поручено в срок до 21.02.22 представить предложения:
- по коллективам научно-педагогических работников и организации их работы для создания англоязычных версий общеуниверситетских онлайн-курсов
- по перечню дисциплин (дополнительно к имеющимся), реализуемых на английском языке (языке обучения), с промежуточной аттестацией на английском языке в учебных планах основных образовательных программ высшего образования
- по реализации на языке изучения двух и более дисциплин (дополнительно к имеющимся), формирующих профессиональные компетенции, в образовательных программах, ориентированных на изучение иностранного языка
Конкретный план и соответствующие поручения будут утверждены 24.02.22.
Дальнейший рост количества основных образовательных программ, реализуемых полностью или частично на иностранных языках, связан с двумя взаимосвязанными условиями:
- повышением уровня владения иностранным (прежде всего английским) языком обучающимися СПбГУ
- ростом числа научно-педагогических работников, преподающих свои дисциплины на иностранном языке
Для решения первой задачи будет и дальше использоваться несколько подходов:
- для приема обучающихся на программы бакалавриата и специалитета, реализуемые полностью на иностранном языке, предусматривать включение дополнительного вступительного испытания — экзамена по иностранному языку (конкретный план будет утвержден до 01.05.22)
- для приема обучающихся на программы магистратуры, реализуемые полностью или частично на иностранных языках, предусмотреть включение дополнительного вступительного испытания — собеседования на иностранном языке или представления сертификата не ниже уровня В2 (конкретный план будет утвержден до 01.05.22)
- предусмотреть повышение уровня иноязычной компетенции, сопоставимой с уровнем С1 или С2, у обучающихся по отдельным образовательным программам (конкретный план будет утвержден до 01.04.22)
Э. А. Зелетдинова подчеркнула, что для поступательного движения вперед важно следующее.
- Обеспечить образовательные программы СПбГУ кадровым составом, владеющим иностранным языком на соответствующем уровне, для чего в квалификационные требования на замещение ряда должностей научно-педагогических работников будет и дальше включаться требование к знанию иностранного языка. За последние пять лет в трудовые договоры не менее 30 % преподавателей гуманитарных факультетов (международных отношений, экономического, политологии, свободных искусств и наук и др.) включено требование к умению вести занятия на иностранном языке. В институте «Высшая школа менеджмента» 78 % преподавателей (51 из 65) уже ведут занятия на иностранном языке. В 2022 году более четверти конкурсных объявлений содержат требование к участникам по владению иностранным языком на уровне, достаточном для преподавания.
- Проводить повышение квалификации по иностранному языку (с профессиональным компонентом в зависимости от направления) научно-педагогических работников, задействованных в реализации дисциплин на иностранном языке. За последние три года повысили квалификацию более 300 научно-педагогических работников. Никому без веских причин не было отказано в обучении. В 2022 году запланировано повышение квалификации еще как минимум 200 научно-педагогических работников.
- Обеспечить сертификацию преподавателей факультета иностранных языков на уровне С1 / С2 для преподавания на образовательных программах, формирующих иноязычную компетенцию на соответствующем уровне (соответствующее требование будет включаться в условия допуска к конкурсным процедурам).
- Приглашать иностранных преподавателей, обладающих языковыми компетенциями, которые смогут обеспечивать преподавание на иностранном языке. В настоящий момент в СПбГУ преподают 56 иностранных преподавателей.
Конкретный план будет утвержден до 1 апреля 2022 года.
Использование сторонними организациями имени СПбГУ для оказания коммерческих услуг
В Университет продолжают поступать обращения от граждан, связанные с недобросовестной деятельностью организаций, использующих имя Санкт-Петербургского государственного университета для оказания коммерческих услуг.
Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в Виртуальную приемную СПбГУ обратился гражданин с вопросом о деятельности московского фонда «Образование и культура», сотрудники которого утверждают, что имеют прямое соглашение с СПбГУ на организацию вступительных испытаний, а также говорят о том, что первый год обучения должен быть оплачен через фонд (Фонд «Образование и культура»).
Ввиду того, что у Санкт-Петербургского государственного университета отсутствуют какие-либо соглашения о сотрудничестве с фондом содействия разработке программ просвещения и пропаганде русской творческой школы «Образование и культура» (в том числе предполагающие организацию вступительных испытаний при приеме на обучение в СПбГУ), в адрес данного фонда было направлено письмо с просьбой об удалении сведений об СПбГУ с сайта. По состоянию на 03.02.2022, сведения с сайта фонда были удалены. Университетом также направлено обращение в правоохранительные органы.
Чтобы не стать жертвой деятельности недобросовестных организаций в связи с возникновением таких ситуаций, при принятии решений гражданам следует руководствоваться информацией, размещенной исключительно на официальных ресурсах Университета, а также ознакомиться с информацией «Остерегайтесь недобросовестных организаций» и при наличии каких-либо вопросов задавать их должностным лицам Университета посредством Виртуальной приемной СПбГУ.
Об участии в конкурсе грантов на поддержку студенческих научных обществ
На ректорском совещании 31 января обсуждался вопрос о подаче заявки Университета на конкурс грантов Министерства образования и науки РФ для реализации в вузах мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных обществ (Материалы ректорского совещания от 31.01.2022).
2 февраля (Прием граждан: об участии в конкурсе грантов на поддержку студенческих научных обществ) и 7 февраля (Прием граждан: предложения студентов для участия в конкурсе грантов) вопрос формирования заявки обсуждался проректором по воспитательной работе и организации приема со студентами — представителями студенческих научных обществ.
В результате прошедших обсуждений студентами — представителями студенческих научных обществ было принято решение о целесообразности создания общего междисциплинарного проекта, который будет способствовать не только развитию отдельных студенческих научных обществ, но также поможет в развитии студенческой науки в Университете в целом и в формировании связей между студенческими научными обществами разных учебно-научных подразделений.
9 февраля, в соответствии с поручением ректора, состоялось заседание постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе, на котором студенты представили концепцию консолидированной междисциплинарной заявки от всех заинтересованных в участии в данной работе студенческих научных обществ.
Ключевым мероприятием этой концепции определен международный студенческий научный форум «Петербургские мосты». Члены постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе высказали предложения по совершенствованию заявки на конкурс, учету требований по охвату студентов научными мероприятиями, формированию перечня сопутствующих научных мероприятий студенческих научных обществ, которые могли бы быть проведены в течение года. В целом члены постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе поддержали предложение по подаче единой междисциплинарной заявки от Университета на конкурс.
Развитие сотрудничества с МАГАТЭ
Одна из задач Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) — содействие научно-исследовательской деятельности в области атомной энергии, развитие атомной энергии и ее практического применения в мирных целях во всем мире. Агентство объединяет научно-исследовательские учреждения развитых и развивающихся государств-членов для совместной работы по осуществлению исследовательских проектов, представляющих общий интерес, — проектов координированных исследований (Coordinated Research Activities, CRA).
Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, участие в CRA дает возможность ученым со всего мира объединить усилия для проведения прорывных исследований в некоторых наиболее важных областях мирного применения ядерной науки. Тематики подобных исследований не ограничиваются вопросами исследования ядерной энергии. Организация проводит научные работы в таких областях, как применение изотопов и радиации в сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности, гидрологии и изучении земной среды и морской среды, занимается вопросами ядерной безопасности, инициирует экономические исследования. В рамках системы CRA заключаются исследовательские, технические и образовательные контракты, а также исследовательские соглашения без предоставления финансовой поддержки. Обычно каждый проект объединяет
Реагируя на растущую важность ряда ключевых секторов в ядерной области, МАГАТЭ учредило несколько специализированных программ. Программы сосредоточены в том числе на вопросах лечения рака, ядерной и физической безопасности, а также на вопросах инновационных ядерных реакторов и топливных циклов:
- программа действий по лечению рака
- программа в области человеческого здоровья
- проект по улучшению водообеспеченности
- международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО)
- инициатива по использованию ядерной технологии для борьбы с загрязнением пластиком
- инициатива в отношении мирного использования ядерной энергии
- комплексные действия по борьбе с зоонозными заболеваниями
В рамках программы ИНПРО на базе «Технической академии Росатома» с целью поддержки в создании потенциала и развития национальных людских ресурсов в секторе ядерной энергетики с октября 2021 года функционирует совместная школа Россия — МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями. В работе школы принимают участие слушатели из Азербайджана, Армении, Бразилии, Египта, России, Судана, Турции, Чехии и Узбекистана. В качестве преподавателей выступают международные эксперты, представители Росатома и преподаватели НИЯУ МИФИ.
В своей работе МАГАТЭ охватывает достаточно широкий спектр мероприятий в области обучения и подготовки кадров. Эти инициативы включают такие разнообразные области, как ядерная безопасность, радиациозащита, управление людскими ресурсами, устойчивое развитие энергетики, аварийная готовность и реагирование, техническое сотрудничество, и включают очные учебные курсы и семинары-практикумы, а также дистанционное онлайн-обучение, программы стажировок и школ по различным аспектам ядерной тематики. В настоящее время на регулярной основе организуются следующие учебные курсы:
- Институт ядерного права
- Школа по разработке регулирующих положений по радиационной безопасности
- Школа управления в области ядерной энергии
- Школа по управлению ядерными знаниями
- Школа управления радиационными аварийными ситуациями
МАГАТЭ также способствует развитию партнерских отношений между ядерными учебными заведениями и образовательными организациями по всему миру. Агентство непосредственно содействовало созданию региональных образовательных сетей в Азии, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне, а также в Восточной Европе и Центральной Азии: AFRA NEST, ANENT, LANENT, STAR-NET, ENEN, NTEC, BNEN SCK-CEN и UNENE.
Региональная образовательная сеть STAR-NET — это одна из региональных сетей ядерного образования, созданная под эгидой МАГАТЭ, охватывающая регион Восточной Европы и Средней Азии. Задача STAR-NET — содействовать сотрудничеству в области образования и профессиональной подготовки, работе с общественностью в сфере ядерных технологий посредством:
- идентификации проблем и потребностей обучения в области ядерного образования в регионе
- оценки образовательных ресурсов и возможностей, доступных в регионе
- сотрудничества в проектах в области ядерного образования и в ядерных технологиях
- обмена информацией, учебно-методическими материалами, передовыми инструментами для образования и подготовки специалистов и работе с общественностью в области ядерных технологий
- разработки согласованных учебных планов с целью признания кредитов и упрощения процедуры признания документов об образовании
- разработки согласованных учебных и учебно-методических материалов
- содействия обмену обучающимися, преподавателями и научными сотрудниками
- содействия сотрудничеству организаций, членов региональной сети STAR-NET с другими региональными образовательными сетями
- обмена передовым опытом, совместного пользования ресурсами
Членство в сети открыто для юридических лиц (университетов, научно-исследовательских центров, промышленных предприятий, государственных организаций, вовлеченных в деятельность, связанную с образованием в области ядерных технологий) и индивидуальных лиц после одобрения Генеральной ассамблеей.
В настоящее время сеть STAR-NET объединяет 15 университетов из восьми стран (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Польша, Россия, Узбекистан и Украина). Россия представлена Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ (НИЯУ МИФИ), Нижегородским государственным техническим университетом имени Р. Е. Алексеева (НГТУ), Национальным исследовательским томским политехническим университетом (ТПУ). В настоящий момент сетью создан магистерский курс «Международное ядерное сотрудничество. Технические аспекты».
МАГАТЭ с 2019 года развивает партнерские отношения с Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ). В вузе запущена совместная магистерская образовательная программа в области аварийной готовности и реагирования. С 2020 года в рамках Международной политехнической летней школы реализуется образовательная программа «Физика плазмы и контролируемый термоядерный синтез». СПбПУ планирует выстраивать сотрудничество с МАГАТЭ в том числе в форме стипендиальных программ, грантов и стажировок студентов, запуска нового международного курса по машинному обучению, создания в СПбПУ «Центра сотрудничества» по тематике ядерных технологий и управляемого термоядерного синтеза.
В МАГАТЭ в том числе реализована программа стажировок, которая включает студентов и недавних выпускников из разных областей знаний. Области обучения, пользующиеся наибольшим спросом в этой программе:
- естественные науки и математика
- социальные / гуманитарные науки
- инженерия
- информационные технологии
- администрирование и управление
С. В. Андрюшин предложил рассмотреть возможность расширения международного сотрудничества СПбГУ с МАГАТЭ по следующим направлениям:
- участие в существующих и инициирование новых проектов координированных исследований
- участие в деятельности специализированных программ МАГАТЭ
- участие в разработке и использовании учебных курсов МАГАТЭ
- участие в деятельности международной академии ядерного менеджмента МАГАТЭ (International Nuclear Management Academy, INMA)
- членство и участие в деятельности региональной образовательной сети STAR-NET
- участие в программах стажировок МАГАТЭ
- деятельность по включению СПбГУ в программу стипендий и грантов МАГАТЭ
- инициирование иных двусторонних проектов с МАГАТЭ в области научных и образовательных программ
СПбГУ на первом этапе может предложить следующие инициативы:
- сотрудничество в осуществлении инициатив и усилий, связанных с образованием и подготовкой кадров в ядерной области, особенно в рамках курса МАГАТЭ «Институт ядерного права»
- сотрудничество в разработке инновационных и современных технологий учебно-образовательной работы в ядерной области
- иные направления по предложению экспертов
В целях подготовки обращения директорам и деканам поручено ознакомиться с информационной справкой о программах МАГАТЭ и представить предложения по сотрудничеству СПбГУ и МАГАТЭ в областях знаний, представляющих научный и образовательный интерес для МАГАТЭ и Университета.
Организация бюджетного планирования
Начиная с 2014 года, федеральный бюджет формируется в разрезе государственных программ в соответствии с положениями Федерального закона от 07.05.2013 №
По государственным программам распределено 97,4 % открытой части федерального бюджета на 2022 год (согласно Федеральному закону от 06.12.2021 № 390‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»). Оставшиеся 2,6 % приходятся на непрограммные расходы, включающие в себя правительственный резерв и финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов.
Как рассказал заместитель первого проректора — начальник бюджетно-аналитического управления Тите Давидович Ахобадзе, в настоящее время реализуется 49 государственных программ, охватывающих практически все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики. СПбГУ, являясь главным распорядителем бюджетных средств, сегодня принимает участие в реализации только четырех государственных программ: «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан» и «Экономическое развитие и инновационная экономика».
По государственной программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Университету на 2022 год предоставлено 10752,2 млн рублей (98,37 % от всех располагаемых бюджетных ассигнований СПбГУ) для осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ высшего образования и научной деятельности в рамках государственного задания СПбГУ, стипендиальных выплат, реализации мероприятий Программы развития СПбГУ на
По государственной программе «Развитие образования» на 2022 год предоставлено 118 млн рублей (1,08 % от бюджетных ассигнований СПбГУ) для осуществления образовательной деятельности по реализации программ общего и среднего профессионального образования.
По государственной программе «Социальная поддержка граждан» на 2022 год предоставлено 59,6 млн рублей (0,55 % от бюджетных ассигнований СПбГУ) для обеспечения выплат детям-сиротам.
По государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2022 год предоставлено 0,2 млн рублей на реализацию программ подготовки гражданских служащих (волонтерство).
Т. Д. Ахобадзе отметил: многообразие направлений деятельности СПбГУ предполагает возможность полноправного участия Университета в ряде иных государственных программ с последующим выделением дополнительных бюджетных ассигнований. Среди них — «Развитие культуры» (например, в части ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия, библиотечной и музейной деятельности), «Доступная среда» (в части наличия у СПбГУ обусловленных законодательством обязательств по обеспечению доступной и комфортной среды для обучающихся и работников), «Развитие культуры и спорта» (в части спортивно-оздоровительной деятельности) и др.
В соответствии с поручением ректора от 12.01.2021 была интенсифицирована ведущаяся в последние годы работа по определению возможных форм участия СПбГУ в реализации государственных программ с учетом позитивного опыта включения Университета в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» (осуществленного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 376). Директорам институтов, деканам факультетов и иным должностным лицам было поручено представить соответствующие предложения и организовать в пределах своих компетенций работу по направлению заявок в федеральные органы исполнительной власти, являющиеся ответственными исполнителями по государственным программам.
Вместе с тем различия представлений должностных лиц о корректном порядке действий и проведенные в течение 2021 года Минэкономразвития России и Минфином России радикальные преобразования алгоритмов формирования и ведения государственных программ предопределяют необходимость уточнения принципов подготовки и подачи отмеченных заявок.
Начиная с 2022 года, государственные программы включают федеральные и ведомственные проекты (так называемая «проектная часть», развитие) и комплексы процессных мероприятий (так называемая «процессная часть», регулярная деятельность). Так, Программа развития СПбГУ на
Каждой государственной программе назначается куратор из числа заместителей председателя Правительства РФ, который формирует управляющий совет программы и становится его председателем. Управляющий совет принимает решение о внесении изменений в государственную программу на основе предложений ее ответственного исполнителя — федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 42 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2021 № 786), внесение изменений в государственную программу осуществляется при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете — одновременно с подготовкой главными распорядителями бюджетных средств предложений по распределению базовых и предоставлению дополнительных бюджетных ассигнований. Таким образом, процесс внесения изменений в государственные программы синхронизирован со сроками бюджетных операций, доводящимися ежегодно особым правительственным графиком.
На совещании отмечалось, что получение дополнительного бюджетного финансирования зависит от активности и инициативности директоров и деканов. Нужны заявки с обоснованием нашей возможности участия в государственных программах. Например, в 2022 году СПбГУ примет участие в госпрограмме развития здравоохранения. В рамках госпрограммы Университет получит средства (184 млн рублей) на приобретение медицинского оборудования в рамках федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями. Это была инициатива Юрия Николаевича Федотова, директора Клиники высоких медицинских технология имени Н. И. Пирогова СПбГУ.
Т. Д. Ахобадзе подчеркнул: корректная последовательность действий по направлению заявок о включении СПбГУ в состав участников государственных программ с 2022 года может включать в себя следующие этапы.
- Ознакомление с паспортами действующих государственных программ и определение перспективных направлений деятельности СПбГУ, соответствующих целям, указанным в паспорте выбранной государственной программы.
- Подготовка оценки влияния, которое может оказать включение СПбГУ в состав участников государственной программы на значения показателей, задачи структурных элементов и стратегические приоритеты, приведенные в ее паспорте. При этом оценка влияния должна производиться на принципах измеримости и правдоподобности.
- Подготовка оценки влияния, которое может оказать включение СПбГУ в состав участников государственной программы на достижение национальных целей, закрепленных Указом президента РФ от 21.07.2020 № 474.
- Определение объема финансирования предполагаемых к реализации мероприятий СПбГУ в составе государственной программы во взаимодействии с финансовыми подразделениями Университета.
- Подготовка проекта заявки в адрес руководителя федерального органа исполнительной власти — ответственного исполнителя государственной программы, составленного с приложением оценок и прогнозных объемов финансирования.
- Направление проекта заявки на рассмотрение ректору (инициативные письма руководителям государственных органов направляются за подписью ректора).
Принимая во внимание усредненные сроки проведения бюджетных операций, направление окончательной редакции заявки должно быть обязательно произведено не позднее 1 июня, что позволит выполнить необходимые сопутствующие технические действия (включая создание цепочки кодов бюджетной классификации, обновление вложенных справочников нормативно-правовых актов и т. д.). Поскольку желательно обеспечить по крайней мере одну возможность доработки материалов после получения ответной позиции федерального органа исполнительной власти (с учетом времени на пересылку и регламентное рассмотрение), следует ориентироваться на отправку заявок до 15 апреля.
Для упрощения процесса подготовки заявок в распоряжение директоров и деканов в течение недели будут предоставлены типовые шаблоны обращений в адрес руководителей министерств и ведомств в части дополнения перечня участников государственных программ. Кроме того, предполагается организовать облачное хранилище с актуальными паспортами государственных программ по мере утверждения их новых редакций, доступ к которому будет предоставляться всем заинтересованным должностным лицам СПбГУ.
Учреждение «Почетного диплома имени Л. А. Вербицкой»
Совет ректоров вузов Воронежской обрасти в целях увековечения памяти известного филолога-русиста, ректора