Пандемия ускорила процесс консолидации вузов
В Санкт-Петербургском университете прошел семинар «Системы образования в ковидную эпоху: вопросы сохранения устойчивости», в ходе которого эксперты сферы образования обсудили, как вузы минимизировали риски, связанные с пандемией, и сохраняли контакт со студентами во время удаленного формата.
Участие в обсуждении приняли преподаватели СПбГУ, Европейского университета, РУДН, Санкт-Петербургского института ВГУЮ, эксперты Центра образовательного права СПбГУ, Центра технологий образовательного права ТГУ, представители Центра институционального анализа науки и образования, Федерального центра образовательного законодательства. Модерировала семинар профессор СПбГУ Наталья Шевелёва.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова подчеркнула, что Санкт-Петербургский университет весной 2020 года оперативно перешел к онлайн-формату.
Мы смогли наполнить его тем содержанием и качеством, которое требуется от нас в свете законодательства.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
Опыт первых месяцев пандемии показал, что технологии позволяют организовать учебный процесс эффективно вне зависимости от того, где находятся преподаватель и студенты. Стало возможным проведение занятий, консультаций, подготовка курсовых работ, выпускных квалификационных работ и даже проведение зачетов и экзаменов. При этом оказалось очень важным выстраивать горизонтальные связи между вузами и объединять усилия. «В начале пандемии СПбГУ, являясь одним из лидеров в системе онлайн-образования и создания массовых открытых онлайн-курсов, предоставил свои курсы другим вузам бесплатно, чтобы они могли интегрировать их в свой учебный процесс», — пояснила Марина Юрьевна. Около сотни вузов из стран СНГ воспользовались этой возможностью и, подписав сетевой договор с СПбГУ, использовали онлайн-курсы Санкт-Петербургского университета как аналог дисциплины или ее части. Более 13 тысяч студентов в период вынужденной самоизоляции смогли пройти онлайн-курсы СПбГУ.
Директор Центра образовательного права СПбГУ Вячеслав Суязов рассмотрел отдельные вопросы использования в учебном процессе онлайн-курсов — в частности, он привел в качестве примера опыт СПбГУ и обратил внимание участников на возможные проблемы использования созданных за счет бюджетных средств онлайн-курсов, что особенно актуально в период пандемии. Сегодня все чаще звучат мнения, что вузы должны по ясным и понятным правилам открывать доступ к онлайн-курсам, научному оборудованию, библиотечным фондам и другому публичному имуществу, созданному за счет бюджета, для преподавателей и студентов всех государственных вузов.
Санкт-Петербургский университет занимает первое место по количеству курсов и охвату аудитории на национальной платформе «Открытое образование». Открыт доступ к 177 курсам и 32 онлайн-программам СПбГУ.
На платформе Coursera Университет реализует 192 онлайн-курса и 18 специализаций, это позволяет СПбГУ занимать первое место среди вузов Европы и входить в топ-5 среди вузов мира по количеству размещенных курсов.
Еще один важный вывод последних лет — в сложных условиях оказалось чрезвычайно важно учитывать социально-психологические факторы во взаимоотношениях со студентами. Эксперты заметили, что когда уровень тревожности стал выше, он стал влиять на качество учебного процесса. Это заставило задуматься, какие методики и инструменты можно применять, чтобы выстраивать сложные связи в цепочках вуз-студент, студент-преподаватель и других. «Мы увидели, как важны становятся инструменты педагогики в высшей школе, — отметила Марина Лаврикова. — В период пандемии было введено требование, что вузы в рамках реализации бакалаврских программ должны вкладывать не только обучение, но и воспитание».
Проверку на прочность пришлось пройти и вузовским информационным системам — как корпоративным (например, личный кабинет студента, личный кабинет преподавателя), так и внешним. Доцент СПбГУ Екатерина Дмитрикова подчеркнула, что в период пандемии стало понятно: вуз должен иметь цифровые механизмы для коммуникации и внутри себя, и с внешней средой, и с учредителем. От них во многом зависели непрерывность и качество связи между всеми участниками образовательного процесса. Важно было не только проводить занятия онлайн, но и организовать дистанционный прием, коммуникацию с абитуриентами. Такая ситуация требовала ускоренной регламентации, возросла роль локального регулирования, в том числе в части передачи информации, защиты персональных данных.
При этом, по словам доцента СПбГУ Ильи Васильева, использование цифровых образовательных платформ принесло и плюсы. Так, многие программы, в том числе повышения квалификации и переподготовки, были перенесены в онлайн. «Это стало одним из способов развития экономики регионов, — уверен Илья Александрович. — Слушатели таких программ могли оставаться дома, а их мобильность приобрела виртуальный характер. Полученные знания и навыки они смогли применить в своих городах». Кроме того, онлайн активировал здоровую конкуренцию в сфере образования, стерев границы и сделав образование более открытым.
Вместе с тем резко возросли требования к технической оснащенности высшей школы. Стало ясно, что не во всех регионах есть возможности для организации качественного онлайн-образования. Особенно остро встал вопрос совершенствования цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава, которые сегодня нигде формально не прописаны. Профессионального стандарта для преподавателя высшей школы сегодня нет.
Мерилом для преподавателей вузов становится избрание по конкурсу с определенными квалификационными требованиями. Эти требования должны быть установлены вузами.
Профессор СПбГУ Нелли Дивеева
Участники семинара согласились, что государство через нормативное регулирование отвечает за предложение современных и качественных программ, а университеты должны нести ответственность за содержание программ и качество преподавания, а значит, за формулирование компетенций и их верификацию.
Встречи экспертов в области образования планируется сделать регулярными. В Санкт-Петербургском университете эксперты Центра образовательного права продолжат работу по адаптации системы управления сферы образования к новым условиям и анализ произошедших изменений.