Заместитель директора ИТШ Ольга Голик: «Важно, чтобы выпускники школы сделали правильный выбор»
Одним из партнеров Санкт‑Петербургского университета является инженерно‑технологическая школа № 777 ― уникальное учебное заведение с высокотехнологичной образовательной средой, созданное по инициативе правительства Санкт‑Петербурга и Комитета по образованию.
В интервью для сайта СПбГУ заместитель директора по учебно‑воспитательной работе ИТШ Ольга Алексеевна Голик рассказала о том, с какого возраста нужно начинать профориентацию, как вузы и предприятия участвуют в подготовке будущих инженеров и может ли школа помочь учащимся найти свою профессию.
Инженерно‑технологическая школа № 777 отличается высокотехнологичной образовательной средой, а обучающиеся с младших классов имеют возможность посещать занятия по робототехнике, программированию и учиться работать с 3D‑принтером. Как вы считаете, приобщать учащихся к сфере инноваций и высоких технологий сегодня нужно в каждой школе или это необходимо только при обучении одаренных школьников?
Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования ― одна из стратегических задач программы развития образования на ближайшие годы. В условиях стремительного технологического и экономического развития нашей страны нельзя находиться в стороне от происходящих изменений. Современная школа должна помочь выпускнику раскрыть свои способности, максимально подготовить его к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Сегодня содержание образования как раз дает возможность школьникам в зависимости от своих потребностей, устремлений овладеть практическими навыками и системой научных знаний на углубленном или базовом уровне, приобрести опыт работы на высокотехнологичном оборудовании и даже получить первую профессию уже в школе.
В школах созданы равные условия для получения качественного образования всеми обучающимися ― одаренными и не очень — и для каждого нужно выстроить такой образовательный маршрут, который позволит ему чувствовать себя полноценным участником всех великих событий, наполняющих окружающую его жизнь.
В ИТШ реализуется тернарная модель обучения: школа‑вуз‑предприятие. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ее смысл и как она воплощается на практике?
Это такая модель, при которой общеобразовательная подготовка школьников осуществляется на базе школы, проектная и исследовательская деятельность обучающихся организуется с привлечением специалистов вузов или в учреждениях высшего профессионального образования, а на площадке высокотехнологичных предприятий происходят практикумы, практические занятия, профессиональные пробы.
Представители вузов, предприятий города — активные участники многих мероприятий, которые у нас проводятся. Например, школа является учредителем регионального конкурса проектных и исследовательских работ «Интеллект будущего» для обучающихся 5‑7 классов и 8‑11 классов. Университетские преподаватели вузов и сотрудники предприятий всегда активно участвуют в качестве экспертов в проверке работ обучающихся. Более 80 человек в составе жюри оценивали работы школьников на конференции старшеклассников. Учредителями научно‑практической конференции «Таланты XXI века» для учеников начальных классов является АО НПП «Радар ММС», а ЛЭТИ традиционно организует и проводит совместно со школой научно‑практическую конференцию «ИТШ — ЛЭТИ», в которой принимают участие не только наши обучающиеся, но и ребята из других школ города и регионов.
В течение учебного года учащиеся школы № 777 совместно с педагогами посещают лаборатории вузов: вместе с учителем физики участвовали в практикумах на базе Физико‑механического института Политехнического университета Петра Великого, в рамках летней школы ― в занятиях и мастер‑классах преподавателей в вузе. Предприятия активно предлагают свою поддержку в организации и сопровождении проектной деятельности обучающихся. В этом году стартовал образовательный проект «Инновации на Неве», инициатива запуска которого принадлежала нашим партнерам ― особой экономической зоне «Санкт‑Петербург». Крупнейшие компании — резиденты ОЭЗ оказывают школьниками поддержку в написании творческих и учебных работ, которые могли бы иметь практическую значимость для бизнеса. Ребята посетили с экскурсией высокотехнологические предприятия и увидели их возможности для реализации своих проектов.
Социальных партнеров в лице предприятий, ссузов, вузов, организаций культуры и здравоохранения у школы много: на сегодняшний момент их 172 (!), и мы активно вовлекаем их в решение образовательных задач. Разработанная Министерством просвещения Единая модель профориентации, к реализации которой в 6‑11 классах приступили в этом учебном году все школы, как раз и ориентирована на организацию взаимодействия с предприятиями и вузами в помощи с профессиональным самоопределением школьников. Надо отметить, что в нашей школе подходы, описанные в данной модели, реализуются уже давно — и не только в 6‑11 классах, а значительно раньше ― начиная с начальных классов. Таким образом реализуется концепт «сквозного обучения» школьников с перспективой подготовки высококвалифицированных специалистов инженерно‑технологической направленности на базе вузов для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики Санкт‑Петербурга и нашей страны.
Одним из вузов‑партнеров школы № 777 является Санкт‑Петербургский университет. На протяжении скольких лет продолжается это взаимодействие, какую, на ваш взгляд, пользу оно приносит школе? По каким направлениям сотрудничают школа и СПбГУ?
Сотрудничество с Санкт‑Петербургским государственным университетом началось в 2021 году. Между Университетом и школой заключен договор о взаимодействии и сотрудничестве. Наши школьники принимают активное участие в мероприятиях, которые проводит СПбГУ на своих площадках и на базе других образовательных организаций. Направления сотрудничества — самые разнообразные. Я выделила бы олимпиадно‑конкурсное движение, участие ребят в научно‑практических конференциях и выставках, проведение мастер‑классов и практикумов для обучающихся и многое другое. В прошлом году для детей из Мариуполя, отдыхавших в лагере «Дружных», были организованы психологические тренинги и мероприятия — в этой работе приняли участие Центр финансовой грамотности, Центр прикладных экономических исследований, Лингвистическая и Социальная клиники СПбГУ совместно с воспитательным отделом нашей школы.
В этом году отметила бы олимпиаду по истории Санкт‑Петербурга, посвященную 300‑летию СПбГУ, в числе призеров которой наша ученица 5 класса: отличный результат в таком серьезном мероприятии. В апреле в Высшей школе менеджмента СПбГУ прошел финал «Varwin Хакатон» — всероссийского соревнования для школьников и студентов по 3D‑VR‑разработке. Ученица 10 класса стала победителем этого соревнования. Учащиеся нашей школы приняли активное участие во всероссийском с международным участием ученическом пленуме «Будущее в Настоящем» в рамках официальной программы XIV Петербургского международного образовательного форума. Хотелось бы упомянуть цикл интересных уроков по испанскому, немецкому языкам и истории японской каллиграфии, которые провели для ребят студентки филологического факультета Университета. СПбГУ оказывает поддержку при проведении всероссийской физико‑технической контрольной работы «Выходи решать», регионального конкурса современных цифровых медиакомпетенций «Новые горизонты» и многих других. Традиционными стали встречи на увлекательных лекциях по физике, которые в течение года проводились для наших школьников преподавателями физического факультета. Кстати, они же организовывали интересные занятия для ребят и в рамках летней школы. Преподаватели Университета активно участвуют в жюри научно‑практических конференций, проводимых на базе нашей школы. Мы благодарим администрацию, преподавателей и студентов вуза за сотрудничество и надеемся на новые встречи в новом учебном году.
Многие выпускники школы № 777 становятся студентами Санкт‑Петербургского университета? Какие направления обучения они выбирают?
Обучающиеся нашей школы охотно выбирают для поступления Санкт‑Петербургский государственный университет. В прошлом учебном году в СПбГУ поступили 12 человек. Выпускники выбирали разные направления обучения: экономический факультет, юридический, филологический. Популярностью пользовалось изучение китайского языка. Конечно, поступали и на направления, связанные с профильной направленностью: физический факультет, факультет математики и компьютерных наук. Надеемся, что знания, полученные в школе, помогут им в обучении в Университете. Станут ли нынешние выпускники студентами СПбГУ ― узнаем осенью.
Как вы считаете, с какого возраста школьникам нужно участвовать в профориентационных мероприятиях и почему? Когда ребенок должен определиться с будущей профессией? Как школа может ему в этом помочь?
В текущем учебном году во всех школах нашей страны введена Единая модель профориентационной работы, реализация которой предусмотрена в 6‑11 классах. В нашей школе мы уделяем большое внимание этой работе и начинаем ее уже в начальных классах. Именно в это время формируется ценностная система, такие личностные качества, как уважение к труду и его результату. Осознание мысли, что все вокруг создано руками человека, позволит ребенку ценить то, что его окружает, уважительно относиться к представителям разных профессий, проявит желание быть похожим на кого‑то из них. Возраст 7‑10 лет ― сензитивный период для того, чтобы всесторонне развивать обучающихся, и мы активно используем эту возможность, в том числе и для профессиональной ориентации. Хотя начинать эту работу, конечно же, нужно еще в дошкольном возрасте. Чем раньше к ней приступить, тем увереннее подойдет выпускник школы к выбору своего дальнейшего профессионального пути.
Однозначно ответить на вопрос, когда ребенок должен определиться с будущей профессией, сложно. У каждого процесс профессионального самоопределения осуществляется по‑своему, но важно, чтобы выпускники школы сделали правильный выбор, поступили в нужный вуз или колледж и нашли свое место в профессии. А школа, конечно же, должна им в этом помочь. В нашей школе реализуется много проектов, направленных на раннюю профориентацию обучающихся («Диалоги без галстуков», «Звезды на уровне глаз»), на которых мы приглашаем в гости к школьникам известных актеров, руководителей предприятий, людей, достигших определенных высот в профессиональной деятельности. В ходе общения ребята получают ответы на вопросы о том, как выбрать профессию, как достичь успеха в жизни и многие другие. Встречи проходят интересно, они очень полезны для профессионального становления обучающихся.
Ученые и студенты СПбГУ провели уроки для школьников
Важным является проект «Дни университета», в рамках которого в школу раз в четверть приходят студенты вуза и проводят для ребят всех классов различные активности, рассказывая им о специфике своего учебного заведения. Вся школа в этот день погружена в интересную деятельность, а завершается знакомство с вузом концертом или спектаклем, подготовленным студентами. Очень интересно, познавательно проходят такие встречи. Весной в гостях у школьников были Университет гражданской авиации, Морской технический университет, Военмех. Надеемся, что эта традиция сохранится и в будущем.
Много других мероприятий, которые знакомят школьников с профессиями: «Инженерные уроки», проект для начальных классов «Инженером стану я», курсы внеурочной деятельности профессиональной направленности, реализация дополнительных общеразвивающих программ ― а в нашей школе их более 130 — открытие профильных классов, получение первой специальности. Вот небольшая часть той работы, которую проводит школа для профессионального самоопределения обучающихся.
Несмотря на то, что школа № 777 продвигает модель инженерного образования, одной из ее целей является поддержка учащихся, которые добились успехов в творческой деятельности. Как вы считаете, в современном мире важнее иметь технический склад ума или уметь находить креативный подход к решению поставленных задач? Возможно ли в процессе обучения совместить обе составляющие и как это сделать?
Наша школа инженерно‑технологическая и ориентирована на подготовку будущих инженеров. А кто такие будущие инженеры? Конечно же, это высококвалифицированные специалисты, готовые к обучению в течение всей жизни, способные меняться и менять вокруг себя жизнь. Это люди, умеющие креативно мыслить, работать в условиях многозадачности, обладающие лидерскими качествами и навыком работы в команде. По‑другому никак. Поэтому, конечно же, мы заботимся о том, чтобы наши обучающиеся обладали такими качествами и необходимой системой знаний, которая им поможет жить и работать в высокотехнологичном мире.
Содержание школьного образования определено федеральными государственными образовательными стандартами, планируемые результаты ― личностные, метапредметные и предметные ― прописаны. Задача школы ― обеспечить их достижение, иначе быть не может. Поэтому совместить предметную технологическую подготовку и сформировать систему личностных качеств и метапредметных результатов в школе не только возможно, но и необходимо. В ИТШ этому способствуют реализация программы воспитания и социализации обучающихся, интеграция дополнительного и основного образования, выстроенная система организации проектной и исследовательской деятельности школьников, подготовка к олимпиадам и конкурсам различных уровней. И как результат ― достижения обучающихся! На сайте школы и в группе «ВКонтакте» мы постоянно размещаем информацию об успехах наших учеников в научно‑практических конференциях, чемпионатах, соревнованиях, олимпиадах, о высоких результатах государственной итоговой аттестации.
Есть ли среди учителей ИТШ выпускники Университета? Как бы вы оценили их подготовку? Какие качества, на ваш взгляд, отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?
Среди педагогов школы есть выпускники Университета. Все они высококвалифицированные учителя‑предметники. Глубокое знание предмета, вовлеченность в исследовательскую деятельность самих педагогов и стремление вовлечь в научное исследование обучающихся ― вот их отличительная черта. Мы рады, что у нас есть такие педагоги. На мой взгляд, для них характерны серьезный подход к исследовательской деятельности, глубина теоретического материала, широта кругозора, так как Университет дает знания из разных наук. Поэтому выпускники СПбГУ будут всегда востребованы и смогут найти применение в любой профессиональной сфере.
По каким, на ваш взгляд, направлениям еще могли бы сотрудничать школа № 777 и Университет? Какие совместные проекты вам хотелось бы запустить?
Очень хотели бы поддержки вуза в подготовке обучающихся к олимпиадам. Если бы удалось в течение года реализовать такую программу, было бы замечательно. Выезд на практикумы по физике, химии, биологии, математике в лаборатории Университета ― еще одно интересующее нас направление взаимодействия. Конечно, участие педагогов и студентов СПбГУ в проектной и исследовательской деятельности обучающихся в качестве наставников ― тоже интересный опыт сотрудничества.