Цель клиники — содействие в реализации практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ и формирование у обучающихся СПбГУ мотивации и ориентации на творческую и профессиональную самореализацию.
Социальная клиника СПбГУ
В Университете создана единственная в России модель организации «клинической практики» в социальной сфере.
Миссия клиники
- Студентам: помощь в профессиональном самоопределении, развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся
- Партнерам: включение партнеров с их практическим опытом в образовательный процесс, а также участие в подготовке высококонкурентного выпускника СПбГУ — потенциального сотрудника организации и учреждения социальной сферы
Социальная клиника — форма организации и прохождения включенных в учебные планы образовательных программ практик, состоящая в участии обучающихся в профессиональной деятельности под руководством лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу СПбГУ.
Социальная клиника функционирует как особое, практико-ориентированное образовательное пространство, входит в структуру отдела организации практик и содействия трудоустройству, оказывает помощь в профессиональном самоопределении обучающихся.
200
обучающихся каждый учебный год проходят практики.
В рамках практической клинической деятельности Социальная клиника организует клинические практики обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата «Социальная работа» и магистратуры «Социальная работа».
Социальная клиника осуществляет организационное и методическое сопровождение практик бакалавров и магистров, осваивающих образовательные программы по направлению «Социальная работа». Все эти практики внесены в соответствующие учебные планы, для них разработаны по утвержденной в Университете форме рабочие программы.
> 800 раз обучающиеся оказывали помощь специалистам учреждений социальной сферы в рамках прохождения практик.
Клиническая практика, организованная Социальной клиникой, проводится на базовых площадках — в социальных учреждениях Санкт-Петербурга и включает в себя отработку и закрепление у бакалавров и магистров социальных и профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций в социальной и профессиональной сфере.
Задачи клиники
- организация и методическое обеспечение практик обучающихся на площадках социальных организаций
- содействие участию научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ в практической клинической деятельности через сопровождение практик
- подготовка учебных и учебно-методических пособий для обеспечения методического сопровождения практик обучающихся СПбГУ
- содействие развитию добровольчества (оказания услуг в форме добровольческой помощи) среди обучающихся СПбГУ по образовательным программам
- содействие взаимодействию научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ с представителями работодателей в целях дальнейшего трудоустройства выпускников СПбГУ
21 июня 2017 года состоялось официальное открытие Социальной клиники.
История создания Социальной клиники
16 мая 2002 года на факультете социологии как структурное подразделение была создана учебная лаборатория «Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив». С ноября 2010 по 2016 год название изменилось на следующее: учебная лаборатория учебного отдела учебного управления ректората СПбГУ. На протяжении многих лет организовывались практики обучающихся, обеспечивался учебный процесс учебно-методической и научно-практической литературой (выпущено более 40 изданий авторами многих учебно-методических пособий и учебных материалов, изданных лабораторией в помощь студентам).
Накопленный опыт учебной лаборатории, высокий профессиональный уровень при организации всех видов практик, обеспечение индивидуальной траектории практической составляющей при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» и наработанный авторитет позволили перейти на такой более высокий и востребованный уровень подготовки бакалавров и магистров в СПбГУ, как клиническая форма организации практики.
Социальная клиника организует и проводит 13 практик. Обучающиеся, начиная с первого курса бакалавриата, погружаются в профессиональную среду, что способствует формированию профессиональной мотивации и ориентации на творческую самореализацию в избранной профессии.
Девять преподавателей кафедры теории и практики социальной работы включены в работу Социальной клиники.
В течение учебного года в рамках учебной практики «Основы добровольческой деятельности» обучающиеся организовывают и проводят от 3 до 9 добровольческих акций.
В течение учебного года до четырех благодарственных писем получает Социальная клиника от партнеров.
В среднем до семи обучающихся по основной образовательной программе магистратуры проводят исследования по темам, актуальным для партнеров — учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга.
< 60
проектов реализуется в Социальной клинике каждый учебный год.
Для проведения практик обучающихся по направлению «Социальная работа» Социальная клиника заключает договоры с учреждениями и организациями социальной сферы Санкт-Петербурга (94 договора заключено по состоянию на 2024 год).
Проекты
Мероприятие-квест «В поисках сокровищ или загадки для знатоков»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района»
Задачи
- Развитие умения анализировать информацию
- Развитие логического мышления
- Повышение уровня самооценки
- Развитие креативного мышления
Клиентская группа
Дети от 8 до 11 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Результаты
- Получено благодарственное письмо от получателей услуг учреждения, в котором отмечена высокая культура общения студентов с получателями социальных услуг отделения дневного пребывания № 2 Центра. Мероприятие привлекло более 10 участников из числа несовершеннолетних, состоящих на социальном обслуживании, способствовало повышению качественного уровня социально-культурной досуговой деятельности и расширению спектра мероприятий, проводимых получателями социальных услуг.
- Студентами получен опыт взаимодействия с руководителями социальных учреждений, а также приобретены навыки организаторской деятельности и работы в команде, творческие навыки, особенно необходимые для профессиональной работы в учреждениях, работающих с разными возрастными категориями детей.
Исследовательский проект «Анализ развивающихся практик в социальной работе с людьми с различными дефицитами»
ГБУСОН «ЦСРИиДИ Василеостровского района Санкт-Петербурга»
Цель
Изучить развивающиеся практики в социальной работе с людьми с дефицитами в самообслуживании, используемые в социально-ориентированных НКО и государственных социальных учреждениях Санкт-Петербурга и Москвы как основы формирования системы длительной поддержки людей с дефицитами в самообслуживании.
Задачи
- Изучить существующие практики инклюзивного образования, сопровождаемого проживания, сопровождаемого трудоустройства, социальной занятости и так далее
- Выявить проблемные места в организации системы длительной поддержки людей с дефицитами в самообслуживании на основании мнения специалистов, родителей людей с инвалидностью и самих людей с инвалидностью
- Выявить перспективы развития имеющихся практик с целью их транслирования при развитии системы длительной поддержки людей с дефицитами в самообслуживании
Результаты
- Разработан гайд интервью и проинтервьюированы специалисты государственных учреждений и общественных организаций в Санкт-Петербурге и Москве.
- Сделан вывод о единстве мнения специалистов по поводу необходимости реализации индивидуального подхода к каждому, именно он позволяет учитывать природу дефицита — ментальная, физическая или социальная, а также потребности клиента — есть ли у него желание учиться, работать, где учиться, где работать и так далее.
- Выявлено, что специалисты отмечают необходимость взаимодействия государственных и негосударственных организаций, а также межведомственного взаимодействия государственных структур — именно это способствует росту уровня соблюдения прав людей с дефицитами в самообслуживании и уменьшает их стигматизацию в обществе.
Выявление основных проблем, влияющих на качество предоставляемых услуг и разработка комплекса рекомендаций по улучшению их качества
СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района Санкт-Петербурга»
Цель
Анализ основных проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники учреждения системы социального обслуживания, влияющих на качество услуг, а также разработка комплекса рекомендаций для организации, которые определят наиболее эффективные способы решения выявленных проблем и улучшения процессов работы.
Задачи
- Выявить основные проблемы, влияющие на качество оказываемых услуг
- Определить способы усовершенствования процесса работы, предложить рекомендации по решению проблем, улучшению качества услуг
Результаты
- Проведен анкетный опрос клиентов и сотрудников с целью определения их отношения к качеству предоставляемых услуг и существующих проблем, негативно влияющих на качество этих услуг.
- Проведены экспертные интервью для выявления возможных способов разрешения проблем повышения качества услуг.
- На основе наблюдений за процессом работы специалистов, а также на основе результатов анкетирования и интервью разработаны рекомендации по повышению качества услуг.
Ключевые партнеры клиники
- Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
- Комитет по социальной политике
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Калининского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Московского района»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр Василеостровского района»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района
- Санкт-Петербурга» Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом милосердия"»
- Общественная организация инвалидов и пенсионеров «Еврейский благотворительный центр "Забота-Хэсэд Авраам"»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей «Транзит»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Приморского района Санкт-Петербурга»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга»