Ученые и студенты СПбГУ провели уроки для школьников
В инженерно-технологической школе № 777 прошел день Санкт-Петербургского университета. Преподаватели и студенты провели для учеников разных классов лекции, мастер-классы по решению олимпиадных заданий, познакомили с конфликтологией и социологией, а также провели занятия по авиамоделированию беспилотных летательных аппаратов и развитию soft skills.
День открыла встреча из цикла «Диалоги без галстуков. Путь к успеху», гостем которой стал ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев. Отвечая на вопросы ребят об актуальных направлениях в науке, он рассказал, что страна всегда нуждается в фундаментальных исследованиях — от них зависит, насколько она будет сильна в будущем.
Наиболее востребованные для России направления зафиксированы в Программе фундаментальных научных исследований: в их число входят высокопроизводительные вычисления, искусственный интеллект, создание новых материалов с заданными свойствами, геномные исследования, биоинформатика, фармакология и другие.
Ректор СПбГУ подчеркнул, что именно на них ориентируется Университет, когда проводит собственные грантовые конкурсы. Он предложил школьникам познакомиться с нормативными актами, чтобы найти среди научных направлений то, которое придется им по душе, и заранее спланировать свою карьеру.
Также школьники спросили Николая Кропачева о том, как родились инициированные им проекты по компьютеризации судов и созданию первой в России роботизированной библиотеки, а также поинтересовались, какие новые идеи планируется реализовать в ближайшее время. Ректор пояснил, что Университет занимается компьютеризацией и трансформацией во всех направлениях, чтобы стать более открытым для общества.
«Когда в 2010 году мы создавали проект Программы развития СПбГУ, в нем появилось два пункта: "экспертный Университет" и "открытый Университет". Коллеги утверждали, что СПбГУ давно доступен для тех, кто знает о его возможностях, но большинству о них просто не было известно, — отметил Николай Кропачев. — Сейчас мы ежегодно готовим по запросам организаций и государственных органов около 2000 экспертных заключений в самых разнообразных областях — от инженерных наук до лингвистики, и все они находятся в общем доступе. В музеях Университета хранится 3 млн экспонатов, в то время как в Кунсткамере их 1,5 млн, а ведь еще десять лет назад о них не знал даже я, потому что они были закрытыми. В наши дни музеи СПбГУ представлены в онлайн-пространстве и проводят огромное количество открытых выставок. У нас есть Научный парк с современным исследовательским оборудованием: он доступен и для вас в том числе — возможностями наших лабораторий уже пользуется около десятка школ».
Мы открылись миру. И это важнейшая обязанность Университета — открывать для общественного пространства все свои интеллектуальные ресурсы.
Ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев
Кроме того, ректор СПбГУ сообщил, каких абитуриентов ждут предприятия в рамках целевого приема и почему школы и вузы должны сотрудничать с будущими работодателями своих выпускников, объяснил, как принял решение отменить комендантский час в общежитиях, а также поделился своей историей выбора профессии юриста.
В течение Дня СПбГУ в школе № 777 ученые и студенты Университета провели для школьников уроки по самым разным дисциплинам. Старший преподаватель СПбГУ Евгений Калинин (кафедра радиохимии) рассказал о том, как изотопная археология позволяет изучать древние цивилизации. Именно этот метод позволил понять, когда и для чего строились дольмены Северного Кавказа — древние мегалиты, чье предназначение долгое время оставалось загадкой. Эти памятники представляют собой не просто нагромождение камней: они высекались в скалах, составлялись из отдельных плит или блоков, в которых были сделаны пазы, чтобы те заходили друг на друга по определенной геометрии. Учащиеся узнали, что вне зависимости от размеров дольмена, каждый из них имел портальную часть с круглым отверстием фиксированного радиуса, а внутренняя камера была ровно обработана. Качество постройки удивляет, учитывая, что строили их люди бронзового века, в распоряжении которых имелись лишь простые орудия из нетехнологичного сплава. Всего на территории от Тамани до Батуми насчитывается порядка 2800 древних мегалитов, переживших землетрясения, войны и борьбу с религиозными культами. Это культурное явление имело широкое распространение во всем мире: так, только на территории Корейского полуострова в 1950-е годы было насчитано около 80 000 дольменов.
«В 2009 году в горном массиве недалеко от поселка Агой (Туапсинский район Краснодарского края) на берегу реки Колихо был обнаружен дольмен, погребенный на глубине около 2,5 метра в результате схода сели или лавины. В нем находились останки порядка 70 человек, которые сохранились благодаря тому, что все это время лежали под землей. Это была огромная удача, поскольку дольмен с захоронением удалось найти впервые, — поделился Евгений Калинин. — К исследованиям были привлечены археологи, антропологи, историки, медики и радиохимики, поскольку требовалось решить много вопросов: как люди жили, чем питались, от каких болезней страдали, каким был климат в то время. Я занимался химией соединений, меченных угеродом-14, что позволило и мне принять участие в этих работах».
В ходе лекции Евгений Калинин рассказал, как проводится датировка археологических и ископаемых объектов на основе определения времени распада углерода-14, как готовится материал для пробоподготовки и на что необходимо делать поправки при проведении вычислений. Он сообщил, что ученым удалось установить возраст костных останков в захоронении: самые древние можно датировать примерно 1800 годом до н. э., а самые молодые — 1200–1100 годом до н. э. Генетическая экспертиза показала, что все эти люди принадлежали к одному роду. Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении почти 650 лет дольменом «Колихо» пользовались как погребальной камерой.
Третий — не лишний: как в СПбГУ готовят специалистов по медиации?
День СПбГУ продолжил мастер-класс от студентов Конфликтологической клиники, на котором универсанты разыграли ситуацию, показывающую, как происходит медиация конфликтов и каким образом она позволяет определить истинные позиции сторон, а также предложили ребятам попробовать самим выбрать наиболее продуктивные ответы для разрешения нескольких сложных ситуаций. Специалисты Психологической клиники СПбГУ провели для школьников мастер-класс по развитию soft skills, а представители отдела организации профориентационной работы — серию интерактивных занятий и деловых игр. Руководители и члены группы синтеза и исследования наночастиц и наноструктурированных материалов и группы численного исследования нанообъектов и наноструктурированных систем рассказали про создание нанотехнологических решений прикладных задач и представили свои разработки в области экологии, медицины и косметологии.