От разгадки тайн истории до создания композитных материалов: ученые СПбГУ делятся знаниями со школьниками
В рамках проекта «Ученые СПбГУ — детям» преподаватели Университета на протяжении всего года проводят для школьников научно‑популярные лекции, мастер‑классы и профориентационные занятия. В год празднования 300‑летия старейшего университета России в школах разных регионов страны, от Краснодарского края до Мурманской области, состоялось более 50 мероприятий.
Циклы лекций, предметные интенсивы и выступления ученых Университета проводились для школьников республик Саха и Чувашия, Краснодарского и Приморского краев, Астраханской, Оренбургской, Челябинской, Мурманской областей и, конечно, Санкт‑Петербурга.

Доцент СПбГУ, лектор Российского общества «Знание» Федор Веселов (кафедра музеологии) познакомил ребят с ремеслом палеографа, музейного работника, экскурсовода и историка. Он объяснил, как Александр Македонский оказался в Дублине, а Дмитрий Донской — в Лондоне, как построить медный двор и нескучно рассказать туристам о Пушкине. Для учащихся старших классов ученый подготовил лекции с захватывающими названиями: «Исторический детектив: тайна смерти великого князя Ярослава Всеволодовича» и «Историческое расследование: монгольские "пороки" в русских летописях».
Деление на три школьных возраста (младший, средний и старший) довольно условно, однако между ними огромная разница, порой даже больше, чем между старшеклассниками и студентами. По моему опыту, более взрослые ребята интересуются детективами.
Доцент СПбГУ, лектор Российского общества «Знание» Федор Веселов (кафедра музеологии)
«Человек так устроен: когда есть какая-то тайна, ему хочется ее разгадать. И этим их можно увлечь, потому что всю историю нетрудно разбить на такие сюжеты. В стремлении постигнуть истину, разгадать загадки прошлого ученые-историки нередко превращаются в настоящих детективов», — поделился Федор Веселов.
Доцент СПбГУ добавил, что в настоящее время участвует в проекте, поддержанном грантом РНФ, который посвящен монгольскому завоеванию русских земель в XIII веке. Новейшими знаниями, добытыми в процессе исследования, делиться со школьниками намного интереснее, чем хрестоматийными фактами, которые они прочитают в любом учебнике или в интернете, отметил Федор Веселов. Сделать это ему удалось в ходе лекций, которые он проводил в качестве участника четвертого сезона всероссийского конкурса «Знание. Лектор».
Преподаватели СПбГУ стали финалистами конкурса «Знание. Лектор»
Для обучающихся лицея № 533 Красногвардейского района Санкт‑Петербурга «Образовательный комплекс "Малая Охта"» доцент Марина Комарова (кафедра статистической физики) прочитала лекцию «Что увидишь, если уменьшишься до размера атома». В доступной для школьников форме она объяснила сложные физические концепции и помогла ребятам рассмотреть под новым для них углом популярные эксперименты, связанные с дифракцией волн, свойствами частиц и корпускулярно‑волновым дуализмом. «Любовь к науке необходимо прививать детям как можно раньше. Проект "Ученые — детям" наглядно демонстрирует стремление Университета к популяризации научных знаний среди подрастающего поколения и воспитанию будущих исследователей», — сообщила доцент СПбГУ Марина Комарова.
О минералогии урана, одного из самых важных элементов современной цивилизации, лицеистам рассказал председатель научной комиссии в области наук о Земле и смежных экологических наук, профессор СПбГУ Владислав Гуржий (кафедра кристаллографии). Юные физики и математики познакомились с историей развития исследований минералов урана: от их открытия до современных работ по изучению кристаллических структур и свойств соединений.

По словам профессора СПбГУ, такой формат лекций полезен не только для популяризации научного знания, но и для привлечения молодежи в науку. Он подчеркнул, как важно показывать детям, что геология, минералогия и кристаллография — это не прошлый век, а основа высокотехнологического будущего, и привлекать как можно больше талантливых абитуриентов к поступлению на естественно‑научные направления Санкт‑Петербургского университета. Поэтому, уверен Владислав Гуржий, знакомство школьников с современной наукой должно носить систематический характер. Уже сейчас оно не ограничивается только лекциями преподавателей СПбГУ: учащиеся общеобразовательных учреждений сами посещают Университет с экскурсиями, где им показывают и обширную музейную коллекцию, и новейшее оборудование Научного парка Санкт‑Петербургского университета.
«В идеале мы должны выстроить такую систему взаимодействия со школьниками, которая бы начиналась с младших классов и не прекращалась до выпуска. При этом большая часть общения должна проходить оффлайн. По своему опыту могу сказать, что личные встречи воспринимаются гораздо лучше, чем запись, которую можно посмотреть в Интернете. Конечно, мы должны использовать все форматы взаимодействия, но живой рассказчик способен лучше замотивировать слушателей на поиск новой информации», — отметил Владислав Гуржий.
В рамках проекта «Ученые СПбГУ — детям», приуроченного к празднованию 300‑летия Университета, преподаватели провели для школьников мастер‑класс по работе в профессиональных программах обработки звука, поделились способами улучшения работы памяти, научили эффективному планированию времени, борьбе со стрессом и тревожностью, а также провели переговорную игру для развития коммуникативных навыков.
В ноябре 2024 года Университет провел Фестиваль науки, на котором химики СПбГУ представили развитие науки от создания Демокритом атомистического учения до разработки самых современных технологий и рассказали, как организовать свою карманную лабораторию. Как сообщила руководитель образовательной программы магистратуры «Химия», доцент СПбГУ Ольга Осмоловская (кафедра общей и неорганической химии), возглавляющая научную группу синтеза и исследования наночастиц и наноструктурированных материалов, ее коллеги проводят открытые уроки для школьников в форме интерактивных мастер‑классов начиная с прошлого года. Так, занятия прошли в гимназиях № 426 города Ломоносова и № 406 города Пушкина, а также в ропшинской школе и школе № 31 Санкт‑Петербурга.

«В ходе таких уроков обучающиеся старших классов получают возможность погрузиться в мир наноматериалов и узнать о перспективе их применения в современных технологиях для решения актуальных проблем в областях экологии, компьютерного моделирования, медицины и индустрии красоты. Неотъемлемой частью мероприятий является проведение практического эксперимента по получению композитного материала из альгината натрия с наночастицами гидроксиапатита своими руками и исследованию его сорбционных характеристик, — рассказала доцент СПбГУ Ольга Осмоловская. — В ходе каждой такой встречи мы стараемся не только популяризовать науку среди талантливой молодежи, но и рассказывать будущим абитуриентам об образовательных треках СПбГУ в области естественных наук».
Одной из целей проекта «Ученые СПбГУ — детям» является помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии, однако открытые профориентационные лекции проходят в Санкт‑Петербургском университете на протяжении всего года. Учащиеся могут посещать занятия университетских школ юного историка, психолога и востоковеда, а также лекционные циклы в области наук о Земле «Многоликая ГЕО» и «Физика для всех».