Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова: «Мир, как выяснилось, очень мал, когда речь идет о педагогике»
Завершилась серия из пяти вебинаров «Цифровая педагогика для начинающих и...», созданных учеными СПбГУ. Трансляции посмотрели несколько тысяч преподавателей высших и средних учебных заведений. Среди них пользователи из Германии, Чехии, Румынии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии и многих других государств, где живут наши соотечественники и люди, владеющие русским языком. В период пандемии советы и рекомендации ведущих экспертов Университета по переходу на дистанционное обучение оказались востребованы по всему миру.
О том, как учителя стали «зумить» и почему преподавательскому сообществу пора объединиться, рассказала директор Института педагогики СПбГУ профессор Елена Казакова.
Елена Ивановна, как были выбраны темы для вебинаров?
Они ориентированы на запросы самих учителей. Первый вебинар прошел на второй неделе массового перехода на дистанционное образование, когда уже стали понятны все тревоги и проблемы учеников, учителей и родителей. Мы — коллектив Института педагоги СПбГУ — стали рассказывать коллегам, что такое цифровая педагогика, в чем отличия цифровых решений от традиционных методов обучения, какие цифровые ресурсы есть у современного учителя и ученика, как меняются роли ученика, учителя и родителей в новых условиях.
Какие отзывы и вопросы пользователей запомнились вам больше всего?
Была негативная и позитивная обратная связь. Начну с негативной: «Зачем вы нам все это рассказываете? Все это мракобесие! Этот коронавирус и дистанционное образование выдумали специально, чтобы нам испортить жизнь?» А позитивная: «Спасибо, ваш вебинар как глоток чистого воздуха, островок стабильности, конкретности, доброжелательности и пользы. Очень много успели освоить за короткий промежуток времени».
Всего в вебинарах приняли участие педагоги из 12 зарубежных стран: Австрии, Белоруссии, Германии, Грузии, Греции, Казахстана, Молдавии, Румынии, Таджикистана, Украины, Франции, Чехии.
Онлайн-формат вебинаров позволил выйти на международную аудиторию. Какие темы больше всего интересовали пользователей из других стран?
Мы говорили с русскоязычной публикой и убедились, что общность языка во многом создает и общность культуры, эмоций, восприятия. Мы не заметили существенной разницы между запросами российских преподавателей и зарубежных: проблемы те же, тревоги те же, опыт накопления новых решений такой же. Мир, как выяснилось, очень мал, когда речь идет о педагогике.
Почему серия вебинаров оказалась востребована в других странах при том, что там сложилась своя, часто непохожая на российскую система образования?
Наверное, ответ на этот вопрос найдут в будущем исследователи этой темы. Есть гипотеза — разница между обычным и цифровым миром оказалась больше, чем разница между системами образования. Собственно, первое и было в центре нашего внимания. Мы говорили о том, как построить образовательный процесс в условиях «раздвоенной» реальности, которая стала нормой.
Как пользователи вебинаров адаптировались к дистанционному обучению?
Времени прошло мало. Но вы ведь знаете, что уже есть глагол «зумить»? Сегодня одна учительница написала нам: «Очень хочу остаться, но пойду зумить к своим пятиклашкам, потому что сегодня стендовая сессия». И еще... Один шестиклассник написал: «Больше всего мне нравится, что учительница нам часто предлагает проверять самим себя. И если у меня не получается что-то, я всегда могу вернуться и переделать. В этой цифровой реальности я стал меньше бояться, поэтому она мне нравится»«. По-моему, в этой обратной связи есть ответ, почему актуальны наши вебинары.
Кто принял участие в вебинарах по педагогике в качестве спикеров?
Среди спикеров были все сотрудники Института педагогики СПбГУ, которые являются в том числе практикующими педагогами-практиками. У нас были вебинары, в которых участвовала один из признанных лидеров онлайн-образования — профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская. Один вебинар с нами вместе провели самые известные директора петербургских школ — Сергей Владимирович Данилов, Ирина Григорьевна Бойкова, Нина Николаевна Сабинина, Алексей Михайлович Каменский.
Почему важно было создать вебинары, которые полезны не только педагогам, но и руководителям образовательных организаций, методистам, координаторам образовательных проектов?
Не только коронавирус, но и весь наш «нырок» в новую реальность показал человечеству, что сейчас самым ценным становится навык слаженной командной, согласованной работы. Мы так долго уповали на конкуренцию, на соревновательность, что только сегодня, оглядываясь по сторонам, всерьез задумались о ценностях корпоративной культуры, значимости взаимопомощи, эффектах синергии. Вот мы и старались говорить о том, как жить и развиваться во имя наших детей и вместе с ними. Настало время жить в новых условиях, которые, похоже, с нами останутся... надолго.
Специально для тех, кому не удалось посмотреть прямые трансляции, видеозаписи всех вебинаров размещены на официальном YouTube-канале СПбГУ: вебинар № 1, вебинар № 2, вебинар № 3 «Видение директора школы», вебинар № 4 «Инновационный потенциал кризиса», вебинар № 5 «Классный руководитель и родители в цифровом мире школьника. Домашнее задание на лето».
Также всем желающим доступны тематические презентации.