«Раскачиваться для прыжка некогда»: как Россия переходит к онлайн-образованию

В этом году многие российские университеты столкнулись с необходимостью быстро перевести обучение в дистанционный формат. Вместе с этим перед ними возникли новые вопросы: нужно ли каждому создавать собственные онлайн-курсы или стоит пользоваться наработками коллег, можно ли перезачитывать студентам освоение курсов других вузов?

Директор центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко рассказал об опыте Санкт-Петербургского университета в этой области и поделился своим мнением о перспективах развития онлайн-образования.

Владимир Андреевич, сколько студентов со всей России на сегодняшний день записаны на онлайн-курсы СПбГУ? Курсы по каким направлениям среди них наиболее популярны ― по истории, биологии, экономике или каким-либо другим?

Наши курсы представлены на пяти платформах, включая нашу собственную. Суммарная аудитория слушателей онлайн-курсов СПбГУ превысила полтора миллиона человек, разумеется, большая часть — это студенты российских вузов. Только за этот весенний семестр централизованно заявки на обучение подали более 12 000 обучающихся разных университетов страны. Среди наших онлайн-курсов — всего их создано и реализуется уже более 180 — каждый может найти что-то себе по душе. Традиционно высоким спросом пользуются курсы по иностранным языкам, а также курсы, развивающие softskills.

Многие курсы с самого первого запуска бьют рекорды и собирают вокруг себя многочисленную аудиторию; например, на курс «Нейролингвистика», созданный под руководством Татьяны Черниговской на английском языке, на платформе Coursera за пару недель записалось более 40 тысяч человек, а сейчас мы запустили русскоязычную версию курса на платформе «Открытое образование».

К изучению курса «Введение в квантовые вычисления» на английском языке на платформе Coursera присоединяются до 500 слушателей еженедельно.

Среди вузов неизменной популярностью пользуются курсы по безопасности жизнедеятельности, философии, истории России и другим общеуниверситетским дисциплинам.

Сколько вузов уже выразили готовность зачитывать освоение онлайн-курсов Университета в качестве своих дисциплин?

В настоящий момент в СПбГУ обратилось уже 65 вузов со всех уголков России, среди них, например, Астраханский государственный университет, КБГУ, НИУ ВШЭ, Севастопольский государственный университет, СПбГПУ, ДВФУ, Южно-Уральский технологический университет и многие другие, причем заявки продолжают поступать до сих пор.

Некоторые вузы, особенно те, кто уже имел опыт сетевого партнерства с СПбГУ, обратились напрямую, но большинство заявок были направлены через портал «Современная цифровая образовательная среда».

Гибкость, взаимопомощь и комфортная среда: доцент Виктор Титов об онлайн-обучении во время пандемии

Разумеется, в условиях пандемии многие вузы почувствовали растерянность, столкнувшись с необходимостью срочно перевести образовательный процесс в дистанционный формат, и в сложившихся обстоятельствах СПбГУ, прочно занявший лидерские позиции в авангарде онлайн-образования, счел своим долгом оказать всестороннюю методическую поддержку по включению онлайн-курсов в образовательный процесс.

Многие ли студенты СПбГУ обратились в индивидуальном порядке за перезачетом онлайн-курсов в нынешней ситуации?

Для начала нужно отметить, что очень большое количество заявок пришло по представлениям директоров и деканов. На сегодняшний день это без малого 300 заявок и почти 10 000 студентов. Индивидуальных заявок от студентов СПбГУ поступило около 600, в большей части случаев по ним принималось положительное решение. Сейчас наступает пора аттестаций, и тогда мы сможем реально оценить, сколько студентов в конечном итоге получили сертификаты за освоение онлайн-курсов и смогли перезачесть их за дисциплину или ее часть.

Многие ли университеты России сегодня практикуют использование онлайн-курсов в учебном процессе? Становится ли их больше? В настоящее время они в основном сами создают онлайн-курсы или разрешают своим студентам пользоваться материалами других вузов?

Сложно дать какие-то точные цифры, однако судя по тому, что список вузов, представленных на платформе «Открытое образование» и на портале СЦОС, увеличивается, интерес, безусловно, есть. Многие вузы создают онлайн-курсы не в формате МООC (massive open online courses — массовые открытые онлайн-курсы), а в формате SPOC (small private online courses — малые закрытые онлайн-курсы), то есть небольших курсов, которые используются исключительно на платформах университетов для собственных студентов. Разумеется, многим выгодно использование чужих онлайнов, просто потому что создание онлайн-курса (если мы говорим о качественном образовательном продукте, а не просто о лекции, снятой подручными средствами) требует определенных финансовых вложений, а внедрение чужих онлайн-курсов помогает сократить экономические издержки.

Возможна ли, на ваш взгляд, в будущем такая ситуация, когда студенты одного вуза смогут записываться на онлайн-курсы по своему профилю в другом вузе и беспрепятственно получать за них зачеты? Возможно ли это сейчас и почему?

Думаю, да, подобное практикуется уже и сейчас. Более того: СПбГУ сразу же после особого распоряжения Министерства науки и высшего образования РФ о переходе на дистанционное образование объявил о том, что открывает возможность студентам российских вузов пройти сертификацию и перезачесть дисциплину в своем вузе. При этом специалисты СПбГУ связывались с администрацией вузов, где учились обратившиеся за подобной возможностью студенты, и консультировали коллег по учебной работе по поводу включения онлайн-курсов. В результате в большинстве случаев запросы обучающихся были удовлетворены.

Что необходимо отработать, чтобы этот механизм функционировал без сбоев? Поспособствует ли нынешняя обстановка, сложившаяся в связи с распространением коронавирусной инфекции, развитию онлайн-образования и взаимодействию вузов в этой области?

Разумеется, требуются изменения в нормативные документы различных уровней, и эти изменения вносятся уже сейчас. Нынешняя обстановка, когда раскачиваться для прыжка банально некогда, разумеется, способствует развитию онлайн-образования и укреплению связей между вузами в плане сетевого сотрудничества. Более того, многие из тех, кто уже давно получил свой диплом, изменят свое отношение к онлайн-образованию. Мы наблюдаем резкий скачок регистраций на онлайн-курсы в период пандемии. Оно и понятно: люди, будучи запертыми в четырех стенах, используют появившееся время для самосовершенствования и самообразования.