Доступная среда

В разделе содержится информация об организации в Санкт-Петербургском государственном университете обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом разных нозологий.

Во исполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в СПбГУ формируются специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

О работе проводимой в СПбГУ для организации доступа и обучения маломобильных групп населения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Во исполнении Приказа от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в СПбГУ изданы приказы:

  • № 8607/1 от 31.08.2018 «Об утверждении Положения об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербургском государственном университете»
  • № 8082/1 от 09.08.2017 «О создании комиссии по обследованию объектов СПбГУ по обеспечению условий доступной среды для маломобильных групп», с последующими изменениями и дополнениями

Специальные условия

СПбГУ обеспечивает всех заинтересованных лиц информацией по вопросам обеспечения специальных условий получения образования и предоставляет такие условия в заявительном порядке. Лица с ограниченным возможностями здоровья пользуются правом самостоятельно решить вопрос о необходимости предоставления им специальных условий обучения и могут обратиться с соответствующим заявлением к первому проректору по образовательной деятельности.

Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

При наличии обращений лиц с ограниченными возможностями здоровья о предоставлении условий получения образования организуется специализированный учет таких лиц, получение с их письменного согласия сведений о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии с целью обеспечения надлежащих условий обучения.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» в СПбГУ организуется обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися, обеспечиваются права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими обучающимися.

В СПбГУ обеспечивается безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья могут быть бесплатно предоставлены специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Кроме того, каждому предоставляется доступ ко всем образовательным электронным ресурсам, находящимся в подписке СПбГУ, с любого компьютера, имеющего выход в Интернет по индивидуальному логину и паролю.

Доступная среда

В соответствии с Государственной программой «Доступная среда на 2011–2020 годы» и мероприятиями Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СПбГУ выполняются мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в здания. При планировании капитального ремонта зданий в обязательном порядке включается требование по разработке раздела «Доступ инвалидов».

В рамках реализации мероприятий по организации доступа на объекты СПбГУ в 2019 году закуплено девять мобильных пандусов, один ступенькоход, получены задания Комитета по градостроительству и архитектуре СПб на проектирование элементов благоустройства (стационарные пандусы) на семь объектов университета, по данным заданиям разработаны технические задания, посчитаны сметы на проектирование.

Здание приемной комиссии СПбГУ по адресу Университетская наб., д. 13, литер Б оборудовано полностью, прилегающая территория, пандус входная дверь оборудована звонком для входа в здание для маломобильных групп населения, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), лифт.

Входные группы 12 зданий оборудованы звонками для вызова помощи и контрастной маркировкой, в том числе восемь зданий, в которых традиционно размещаются информационные центры приемной комиссии по адресам: Университетская наб., д. 7–9–11, литер АК, АЯ, О, В; Волховский пер., д. 3; ул. Чайковского, д. 62; Менделеевская линия, д. 5; Большой пр. В. О., д. 71.

На 65 зданиях размещены 75 табличек «Позвоните Вам помогут» с номером телефона вахты.

Доступ в здания и общежития

В рамках первого этапа разработаны паспорта доступности на 71 здание СПбГУ.

В СПбГУ из 78 учебных корпусов доступ для маломобильных групп населения обеспечен в шести зданиях по адресам:

  1. 14-я линия, д. 29, прилегающая территория, со двора — входная дверь оборудована звонком для входа в здание для маломобильных групп населения, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации) с двумя пандусами (переносные / складные), для движения по лестничным маршам (один ступенькоход), одна кабина для инвалидов в санузле на 1-м и одна — на 2-м этаже
  2. ул. Таврическая, д. 21–23–25, литер А., доступно полностью всем, в т. ч. прилегающая территория, входная группа с пандусами, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), грузоподъемное оборудование (два лифта с широкими дверями до 4-го этажа, подъемная платформа с 4-го на 5-й этаж), санузел для инвалидов. Здание оборудовано тактильной информацией для слабовидящих, мобильной индукционной системой для слабослышащих, складной инвалидной коляской для колясочников и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  3. Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, литер А, прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), санузел для инвалидов, грузоподъемное оборудование
  4. 22-я линия, д. 7, литер А, входная группа, путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), пандусы, электрические подъемники, оборудованные санузлы, зоны безопасности
  5. ул. Кораблестроителей, д. 20, корп. 1 (симуляционный центр). Доступно частично всем. Прилегающая территория, электрический подъемник, входная группа, пути движения внутри здания, санузлы для инвалидов, грузоподъемное оборудование
  6. ул. Галерная, д. 58–60, литер А, прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), грузоподъемное оборудование

Здания оборудованы для различных категорий маломобильных групп населения: с нарушениями опорно-двигательного аппарата — частично, с нарушениями зрения — частично, с нарушениями слуха — частично

В двух общежитиях оборудованы семь мест для проживания студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • общежитие № 6 (пр. Солидарности, д. 27/1): пандус, жилой блок (площадь — 33,9 м2) на первом этаже на три места с кухней и санузлом
  • общежитие № 8 (ул. Халтурина, д. 15): электрический подъемник, жилой блок (площадь 26,9 м2) и жилой блок (площадь 30,1 м2). Блоки двухместные на первом этаже, оборудованы специальной мебелью и санузлом с поручнями

Все общежития оборудованы звуковым оповещением при возникновении возгорания.

Справка о работе по организации доступа и обучения маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Количество аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами

  • для лиц c нарушениями зрения, обеспеченных видео увеличителями — 177
  • с нарушениями слуха, обеспеченных аппаратурой звукоусиления — 258

Количество мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями зрения

  • программы увеличения изображения на экране — 17
  • брайлевский дисплей — один
  • принтер Брайля — один
  • программы экранного доступа — две

Индивидуальная программа

Осуществление инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, содержание образования и условия организации обучения и воспитания определяются адаптированной программой. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть разработаны индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося: может быть увеличен срок получения высшего образования, а также предусмотрены различные варианты проведения занятий.

Для поддержки учебного процесса в СПбГУ используются технологические средства электронного обучения, системы сетевого и дистанционного обучения, например, Blackboard. Система позволяет в дистанционном режиме проводить такие виды занятий как лекции (предоставляются в записи), вебинары, индивидуальные консультации, тестирование и пр. Образовательные сайты доступны для широкого круга обучающихся, в т. ч. для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, все пользователи указанных систем располагают возможностями доступа к ним из любой точки мира через сеть Интернет без установки на свои компьютеры дополнительных программ. 

Указанные системы обеспечивают сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, используются для поддержки очного и организации дистанционного обучения, для осуществления совместной работы, в том числе работы исследовательских групп, коллективного обсуждения, принятия группового решения, для создания портфолио индивидуальных пользователей.

Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при необходимости организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Помимо вышеперечисленных специальных условий обучения, установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура и спорт»: занятия для лиц с ослабленным здоровьем и для лиц, освобожденных от практических занятий, проходят по специальной методике. Занятия физической культурой и спортом для указанных категорий лиц проходят по следующим видам: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительная ходьба и бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), по специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка (ОФП), шашки шахматы.

Сопровождение и поддержка

В СПбГУ может быть организовано осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Так, может осуществляться психологическое и иное сопровождение.

Cлужба психологической помощи

В СПбГУ создана служба психологической помощи для оказания поддержки в решении разнообразных психологических проблем и преодолении трудных жизненных ситуаций.

В СПбГУ обеспечивается профессиональная и социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской и социальной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и взаимопомощи, к способности адекватно воспринимать социальные, личностные и культурные различия обучающихся.

Медицинская поддержка

Всем обучающимся (в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья) обеспечивается предоставление необходимой медицинской помощи в рамках системы ОМС. Клиника высоких медицинских технологий (поликлиника, стационар) имени Н. И. Пирогова СПбГУ располагает приспособлениями, пандусами и лифтами, обеспечивающими возможность получения медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями и инвалидам. Доступ пациентов, в том числе пациентов с ограниченными возможностями, к информационным системам в медицинских подразделениях СПбГУ осуществляется в соответствии с установленными в здравоохранении нормами и правилами.

Льготы

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья входят в списки льготников, которым университет компенсирует питание в размере 60 рублей ежедневно, согласно учебным дням. Во всех пунктах питания инвалиды обслуживаются вне очереди.

Право на прием на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Правила приема в СПбГУ).

Сервисы для инклюзивного образования

По направлению «Юриспруденция» с 2014 года реализуется обучение по основной образовательной программе бакалавриата по очно-заочной форме с применением электронных технологий. В Президентском зале библиотеки (22-я линия, д. 7) имеется возможность организовать рабочие места (компьютеры) с выходом в интернет с возможностью использования клавиатуры с шрифтом Брайля, экранной лупы, программы синтезатора речи Jaws.

Получение образования обучающимися с ограниченными возможностями слуха может осуществляться с использованием специальной компьютерной техники, аудио-, видеотехники, электронной доски, видеоматериалов.

Обучающиеся с ограниченными возможностями зрения могут воспользоваться специализированным компьютером, расположенным в Научной библиотеке СПбГУ, оснащенным клавиатурой со шрифтом Брайля и наушниками, на котором установлены специальные программы, позволяющие увеличивать изображение на мониторе, а также озвучивающие весь электронный текст. Также для лиц с нарушениями зрения работает Государственная библиотека для слепых и слабовидящих, предоставляющая возможность доступа к электронным версиям текстов учебников по различным отраслям знаний (электронно-библиотечные системы «Лань», «Консультант студента»). Обучающиеся СПбГУ могут пользоваться этими ресурсами в полном объеме.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется доступ ко всем образовательным электронным ресурсам, находящимся в подписке СПбГУ, с любого компьютера, имеющего выход в Интернет по индивидуальному логину и паролю. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как и все пользователи указанных систем располагают возможностями доступа к ним из любой точки мира через сеть Интернет без установки на свои компьютеры дополнительных программ. Указанные системы обеспечивают сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, используются для поддержки очного и организации дистанционного обучения, для осуществления совместной работы, в том числе работы исследовательских групп, коллективного обсуждения, принятия группового решения, для создания портфолио индивидуальных пользователей.

В настоящее время ведется работа по включению в учебные планы основных образовательных программ онлайн-курсов размещенных на российской платформе «Открытое образование» и на международной платформе Coursera. Установлен порядок перезачета результатов обучения по онлайн-курсам (как разработанных СПбГУ, так и других образовательных организаций) за дисциплины учебных планов СПбГУ.