В разделе содержится информация об организации в Санкт-Петербургском государственном университете обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом разных нозологий. Во исполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в СПбГУ формируются специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается обучающимся Санкт-петербургского университета, испытывающим трудности в освоении основных профессиональных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается обучающимся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Организационно-педагогическое сопровождение
Обучающимся из категории лиц с ОВЗ и инвалидностью оказывается сопровождение реализации основных образовательных программ на методическом уровне, в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении ОПОП и социальной адаптации.
Для несовершеннолетних обучающихся из числа лиц с ОВЗ осуществляется работа психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
С марта 2023 года на базе Университета открыт и функционирует Центр инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение
С 2021 года в СПбГУ функционирует Служба психологической помощи СПбГУ для оказания помощи и поддержки в решении разнообразных психологических проблем и преодолении трудных жизненных ситуаций. Основная задача Службы — оказание бесплатной психологической помощи студентам и сотрудникам СПбГУ. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психологами по нескольким направлениям:
- индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по проблемам трудностей в обучении, коммуникативных нарушений, межличностных и внутриличностых конфликтов, саморегуляции эмоциональной сферы, профессионального и личностного самоопределения, отклоняющегося поведения и др.;
- консультирование родителей (законных представителей) ведется по проблемам индивидуального развития студентов, детско-родительских отношений, профилактики отклоняющегося поведения обучающихся;
- консультирование педагогических работников ведется по проблемам взаимодействия с обучающимися и коллегами, профессионального выгорания, повышения учебной мотивации студентов;
- психологическая диагностика обучающихся;
- проведение тренинговых занятий в рамках проведения адаптационного практикума первокурсников и по проблемам межличностного отношения в группах.
Также на базе Университета с 2003 года функционирует Психологическая клиника СПбГУ, которая осуществляет психологическое консультирование универсантов, жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Услуги в области психологического консультирования оказывают научно-педагогические работники СПбГУ совместно с обучающимися, допущенными к данной практической деятельности.
Адреса и телефоны психологической службы
Медицинское сопровождение
Медицинское, оздоровительное сопровождение включает в себя сбор информации о физическом состоянии обучающегося в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, предоставление санаторно-курортного обеспечения и/или оздоровления, создание групп здоровья с учетом индивидуальных особенностей.
Первичная медицинская помощь обучающимся СПбГУ оказывается в рабочие дни в здравпунктах.
Адреса и телефоны здравпунктов СПбГУ
Социальная помощь
С целью координации мероприятий, направленных на решение вопросов социальной защиты и поддержки социально незащищенных групп студентов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, координации назначения социальных выплат, проведения консультаций по социально-правовым вопросам для студентов, а также оказания психологической помощи всем категориям обучающихся в Университете работает ряд структурных подразделений, отвечающих за вопросы социально-психологической поддержки обучающихся, в том числе Управление по работе с молодежью, Студенческий совет СПбГУ, Управление по организации спортивной деятельности.
Каждый студент СПбГУ, в том числе лица с ОВЗ и инвалидностью могут рассчитывать на социальную защиту и поддержку. Так, студенты бюджетной основы обучения, показывающие успехи в учебе, получают академическую стипендию, универсанты, относящиеся к льготным категориям граждан, могут рассчитывать на социальную стипендию.
Обучающиеся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью обеспечены местами в общежитиях, оснащенных специализированным оборудованием и доступной безбарьерной средой.
С целью создания и внедрения системы эффективного трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, содействия трудоустройству, а также, развития и активизации навыков эффективного поиска работы выпускников из числа инвалидов и ОВЗ в университете создан и функционирует Центр карьер, реализуя «Программу содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ Санкт-Петербургского Университета», задачами которой являются:
- создание условий для повышения эффективности трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом их индивидуальных потребностей
- установление взаимодействия с работодателями, кадровыми службами, центрами занятости с целью трудоустройства выпускников
- организация мониторинга трудоустройства выпускников из числа инвалидов и ОВЗ
- выявление и использование эффективных методов работы с выпускниками из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
С апреля 2023 года Университет вступил в совместный с ООО «Газпромнефть НТЦ» проект по трудоустройству обучающихся 2-4 курсов бакалавриата и 1 курса магистратуры из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
На базе Университета с 2010 года осуществляет сою деятельность Конфликтологическая клиника (Служба медиации и консультирования в конфликте), практика которой направлена на безвозмездную помощь людям в разрешении их проблем и конфликтов с использованием консультирования и медиации в сложной ситуации. Услугами такой клиники пользуются универсанты из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью с целью решения вопросов профессионального самоопределения, развития личностных и профессиональных качеств.
Совместно с СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» в клинике реализуются проект «Перспективы развития добровольчества (волонтерства) в учреждениях социального обслуживания инвалидов трудоспособного возраста и семей с детьми-инвалидами».
Адрес: Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
Телефон: +7 (921) 993-76-92
В Университете осуществляется работа Юридической клиники, в которой можно получить юридическую консультацию обучающимся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. Клиника оказывает бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Для плодотворной учебы необходим запас сил и энергии, для восполнения которого СПбГУ предоставляет своим студентам, в том числе обучающимся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью базы отдыха и оздоровительные комплексы:
- учебно-оздоровительная база «Горизонт» — расположена в 30 км от города Туапсе, на побережье Черного моря
- оздоровительный комплекс «Университетский» — база отдыха, которая располагается в районе Семиозерья в Ленинградской области
- санаторий-профилакторий СПбГУ — отдых с профилактическими и лечебно-оздоровительными процедурами, возможен заезд в течение всего учебного года
С марта 2021 года активно развивается волонтерское движение в рамках работы Волонтерского центра Санкт-Петербургского государственного университета. Одним из направлений работы волонтеров является помощь в социализации и адаптации обучающихся, в том числе и лиц с ОВЗ и инвалидностью. Вся волонтерская работа Центра основана на Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов
В Санкт-Петербургском государственном университете отсутствуют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, среди универсантов обучаются студенты, имеющие различные группы инвалидности. К условиям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью относят:
- содержание образования — определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- наличие адаптированных образовательных программ
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
- наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
В Университете созданы все условия для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, необходимые для организации обучения данной категорией обучающихся.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется Университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Процесс обучения осуществляется на основе ОПОП, адаптированной, при необходимости, для обучения конкретной категории обучающихся. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов, также, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Осуществление инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, содержание образования и условия организации обучения и воспитания определяются адаптированной программой. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть разработаны индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося: может быть увеличен срок получения высшего образования, а также предусмотрены различные варианты проведения занятий.
Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при необходимости организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей. Помимо вышеперечисленных специальных условий обучения, установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура и спорт»: занятия для лиц с ослабленным здоровьем и для лиц, освобожденных от практических занятий, проходят по специальной методике. Занятия физической культурой и спортом для указанных категорий лиц проходят по следующим видам: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительная ходьба и бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), по специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка (ОФП), шашки шахматы.
При проведении входного контроля физической подготовки первокурсников, а также для освоения дисциплины «Физическая культура», для обучающихся с ОВЗ предполагаются следующие направления физического развития:
- занятия в специальных медицинских группах с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого обучающегося, с возможностью использования бассейна и тренажерного зала
- занятия в спортивных секциях (индивидуальные командные виды спорта)
- участие в «Днях здоровья и спорта», спортивных мероприятиях посвященных знаменательным датам
- занятия физической культурой в учебной группе по индивидуальной программе
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете предусматривается:
- возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей)
- возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам
- определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда)
- проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- подбор и разработка учебных материалов в электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья
- предоставление специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и услуг ассистента
- особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» (студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования, для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия в специальных (медицинских) группах с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента)
- методическая работа с преподавателями
- организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися (возможность посещать спортивные секции, творческие кружки и коллективы, заниматься волонтерской и общественной деятельностью)
- оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха и трудоустройства
Процесс обучения лиц с ОВЗ может осуществляться как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальному плану (по необходимости).
Электронная информационная образовательная среда Университета и различные информационные платформы позволяют обеспечить доступ к учебным материалам, электронным информационным и образовательным ресурсам библиотеки.
Для поддержки учебного процесса в СПбГУ используются технологические средства электронного обучения, системы сетевого и дистанционного обучения, например, Blackboard.
Система позволяет в дистанционном режиме проводить такие виды занятий как лекции (предоставляются в записи), вебинары, индивидуальные консультации, тестирование и пр.
Посредством ЭИОС универсанты из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью имеют возможность самостоятельно изучать размещенные на сайте Университета курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия).
На информационных платформах Университета возможна реализация дистанционных технологий обучения и воспитания.
Образовательные сайты доступны для широкого круга обучающихся, в т. ч. для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, все пользователи указанных систем располагают возможностями доступа к ним из любой точки мира через сеть Интернет без установки на свои компьютеры дополнительных программ. Указанные системы обеспечивают сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, используются для поддержки очного и организации дистанционного обучения, для осуществления совместной работы, в том числе работы исследовательских групп, коллективного обсуждения, принятия группового решения, для создания портфолио индивидуальных пользователей.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Университет оснащен специальными техническими средствами обучения индивидуального пользования для обучающихся с различными нозологическими группами здоровья.
В рамках программы социальной и учебной адаптации для обучающихся первых курсов Университета (адаптационный практикум) проводятся коммуникативные тренинги, в ходе которых выявляются проблемные точки адаптации, даются рекомендации кураторам по работе с данной категорией обучающихся.
С сентября 2023 года в рамках совместной работы Управления по делам молодежи и Центра инклюзивного образования будет проведена адаптационная неделя, которая позволит первокурсникам из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью более детально ознакомится с условиями реализации инклюзивного образования в рамках Университета.
С целью формирования и поддержания здоровьесберегающей среды Университета, организуются мероприятия по санаторно-курортному оздоровлению обучающихся на базе санаториев. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют первоочередное право воспользоваться услугами по оздоровлению.
В целях осуществления воспитательной работы с обучающимися из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в Университете существуют условия для их активной внеучебной деятельности. В целях создания условий и возможностей для выявления развития и эффективной самореализации талантливой студенческой молодежи, а также морального поощрения ежегодно проводятся мероприятия, конкурсы, фестивали, способствующие раскрытию творческого потенциала обучающихся, удовлетворению социально-культурных запросов и духовных потребностей.
Актовые залы и иные помещения культурно-просветительской работы зданий Университета, соответствуют требованиям организации безбарьерной среды для маломобильных категорий обучающихся и обеспечивает свободный доступ для посещения культурно-массовых мероприятий.
С целью реализации творческих потребностей обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, функционируют творческие коллективы и кружки, универсанты имеют возможность принимать участие в фестивалях творчества, конкурсах студенческих проектов, профессионального мастерства различных уровней.
Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на базе Клиник СПбГУ. Консультационная поддержка обеспечивается сотрудниками клиник и преподавателями Университета.
Территория Университета, а так же здания и сооружения вуза, в которых осуществляется образовательная деятельность, приспособлена для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов. На территории оборудованы широкие пешеходные дорожки, имеются автомобильные стоянки, выделенные зоны отдыха. Все здания Университета имеют паспорта доступности.
В штате Университета работают сурдо- тифло- переводчики, психологи и ассистенты. Научно-педагогические работники Университета ежегодно проходят обучение по программам инклюзии.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для обеспечения комфортного доступа к образовательным услугам инвалидов и лиц с ОВЗ в зданиях Университета размещены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования в виде специализированной мебели, аудио-и видеотехники, персональных компьютеров, ноутбуков со специальными возможностями операционных систем, специализированным оборудованием для различных нозологических групп заболеваний.
В зданиях Университета выделены специализированные аудитории для самоподготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспеченные современными техническими средствами коллективного и индивидуального пользования.
В аудиториях лекционного типа, в библиотеках, столовых, буфетах выделены специализированные места для инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп, в т.ч. маломобильных, слабослышащих и слабовидящих. Обучающимся, имеющим нарушения зрения, предоставляется отдельное компьютерное место, специализированные учебные эргономичные столы (СИ-1), регулируемые по высоте и имеющие радиальную выемку для удобства расположения инвалида-колясочника.
В аудиториях соблюдены принципы размещения мебели с учетом столов для маломобильных.
Для обеспечения учебного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторный фонд Университета оснащен мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер и средства усиления звука, используются интерактивные доски и видеоувеличители.
В помещениях библиотек основных корпусов Университета сосредоточены специализированные технические средства обучения в зависимости от количества обучающихся и их нозологий.
Для осуществления образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в СПбГУ имеются специальные технические средства приема-передачи учебной информации (звукоусиливающая аппаратура) в доступных формах с использованием мультимедийного оборудования. На учебных компьютерах установлена операционная система, позволяющая использование специальных возможностей:
- для оптимизации изображения на экране (использование различных высоконтрастных схем)
- для увеличения размера текста и других элементов экрана
- для дополнительного увеличения отдельных областей изображения (экранная лупа)
- для альтернативного ввода данных (экранная клавиатура)
- для одновременного нажатия сложных комбинаций клавиш (залипание клавиш)
В рамках реализации «Дорожной карты инклюзии в СПбГУ» приобретены компьютеры (моноблок Acer Veriton Z2610G 20.1) со специализированным программным обеспечением:
- MAGiС (версия с ограничением по времени работы) — программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет. Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора
- Jaws for Windows (версия с ограничением по времени работы) — программа для речевого доступа к самому разнообразному контенту
- программное обеспечение экранного доступа NVDA, ПО Lookout, SpeakOut, встроенные в ОС Windows утилиты «Экранная Лупа», «Экранный диктор», программное обеспечение для масштабирования экрана Magnifixer, Webwizard
В целях осуществления образовательного процесса для лиц слабовидящих приобретены и установлены:
- мобильные рабочие места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук + Fusion 2021 Pro + дисплей Focus 40 Blue
- клавиатуры беспроводные с крупными кнопками и накладкой Clevy SimplyWorks
- принтеры Брайля
- комплекты средств для письма по системе Брайля: прибор Брайля, бумага, грифель
- увеличительные лупы нового поколения с подсветкой и семикратным увеличением
- ручные видео-увеличители в комплекте с телевизионными дисплеями «OpticZoom+TV»
- гарнитуры для рабочих мест Sennheiser PC 8 usb
- видеоувеличители портативные ручные (Ruby)
- электронные видеоувеличители для просмотра удаленных объектов и объектов на столе, переносные (Acrobat)
Для лиц с нарушениями слуха в учебных аудиториях и актовых залах установлены:
- портативные индукционные петли («Сонет-РСМ» РМ — 3-1«, «Сонет-РСМ» РМ — 7-1«)
- портативные информационные индукционные системы «Исток А2»
Для маломобильных лиц и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) оснащены рабочие пространства с ассистивными средствами:
- специализированные эргономичные столы СИ-1
- ортопедические кресла
- персональные компьютеры, оснащенные выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой
- альтернативные устройства, заменяющее компьютерную мышь: беспроводные кнопки SimplyWorks Switch 125; беспроводные джойстики SimplyWorks Joystick; беспроводные роллеры SimplyWorks Trackball беспроводные роллеры SimplyWorks Trackball, беспроводные роллеры SimplyWorks Trackball
Программные средства призваны помочь незрячим и слабовидящим людям получить доступ к любым сферам деятельности.
Благодаря программам экранного доступа, программам чтения с экрана и экранного увеличения, человек получает доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным ресурсам Интернета, электронной почте, а также может самостоятельно создавать на компьютере различные документы (доклады, отчеты и др.).
Программы, доступ к которым предоставляется в СПбГУ:
- JAWS for Windows — программа экранного доступа
- NVDA — программа экранного доступа (Open Source — открытое ПО)
- MAGic — программа экранного увеличения
- Балаболка — программа для чтения вслух текстовых файлов
Официальный сайт Университета имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по зрению). Переключить сайт на версию для слабовидящих можно нажав на кнопку «Версия для слабовидящих» внизу страницы.
В 2023 году в зданиях Университета установлены тактильно-сенсорные терминалы «Tactile-VERT-1(43)V» со стандартным программным обеспечением по адресам: Университетская наб., 7-9-11, лит А; Университетская наб., 13 лит. Б; Менделеевская линия, 5; Волховский пер., 3; Большой пр. В.О., 71; наб. Макарова, 6.
Передвижение студентов с нарушениями ОДА по лестничным маршам Университета осуществляется посредством мобильных подъёмников с гусеничной системой захвата ступеней (Vimec) и специализированных платформ.
Для осуществления процесса обучения и воспитания Университетом заключено соглашение о взаимодействии с Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих». В рамках реализации программы «Доступная среда СПбГУ» будут дополнительно заключены соглашения о взаимодействии с Санкт-Петербургской региональной организацией ОООИ «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Всероссийским обществом инвалидов (филиал Санкт-Петербурга).
В целях доступности образовательных услуг в СПбГУ организовано:
- наличие работников, на которых возложена административно-распорядительным актом обязанность по оказанию инвалидам помощи при их сопровождении;
- предоставление услуг ассистента, психолога, специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения, тьютора, оказывающих обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую помощь;
- проведение инструктирования и (или) обучения сотрудников для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Наличие доступа: да
Пандусы — да
Подъемники — да
Лифты — да
Подъемные платформы — да
Поручни — да
Расширенные дверные проемы — да
Достаточные размеры входных площадей с пандусом — да
Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов — да
Вывески с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне — да
Тактильно-контрастные указатели в зданиях и на территориях — да
Таблички с обозначением аудиторий и помещений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля — да
Контрастная маркировка стеклянных дверей — да
Контрастная маркировка ступеней лестничных маршей — да
Системы информационного оповещения для лиц с нарушением слуха и зрения — да
Кнопки вызова помощника для инвалидов — да
Планы зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля — да
Тактильных разметок для обеспечения навигации — да
Мобильные гусеничные подъемники — да
Сменные кресла-коляски — да
Выделенные учебные места в аудиториях с учетом вида нарушений здоровья — да
Специально обученный персонал — да
В соответствии с государственной программой «Доступная среда на 2011–2020 годы» и мероприятиями Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СПбГУ выполняются мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в здания.
При планировании капитального ремонта зданий в обязательном порядке включается требование по разработке раздела «Доступ инвалидов».
Все пути движения, доступные для лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудованы системой средств информационно-навигационной поддержки обеспечивающей возможность ее круглосуточного комфортного использования в любое время года в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.
На территории зданий Университета выделены самостоятельные автостоянки или специализированные места для лиц с ОВЗ. Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов выделены разметкой и обозначены специальными символами.
Входные группы зданий Университета оборудованы: пандусами с устройствами поручней и ограждений или специализированными подъемниками, информационными вывесками о режиме работы организации со шрифтом Брайля, звонками для вызова помощи, контрастной маркировкой, зонами для собак — поводырей.
Зоны прохода (зоны турникетов) оснащены информаторами, позволяющими ориентировать лиц с ОВЗ о местах индивидуального входа.
Для ориентации и навигации в архитектурном пространстве зданий и сооружений Университета предусмотрена комплексная информационная система, предназначенная для пребывания всех категорий инвалидности. В холлах помещений учебных корпусов размещены визуальные, звуковые и тактильные информационные стенды с целью информирования о возможных путях эвакуации, навигации по зданию и с указанием функциональных ролей помещений.
При перепаде высот пола в зданиях предусмотрены пандусы или подъемные устройства различных модификаций, доступные для лиц с нарушение ОДА.
Санитарно-гигиенические помещения в зданиях Университета представлены в виде отдельных комнат или специализированных кабинок в местах общего пользования.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, предусмотрена возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
Доступные кабины оборудованы системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).
Посадочные места (столы) для инвалидов в пунктах приема пищи (столовые, буфеты, фудкорты) располагаются вблизи от входа, предусмотрены непроходные зоны, для возможности их пользования учащимися на креслах-колясках, зоны обозначены специализированными знаками.
Согласно Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2063 от 07.04.2016 года процесс обучения универсантов проходит в 78 учебных корпусах, которые полностью или частично соответствуют требованиям доступа лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Доступная безбарьерная среда оформлена в 8 зданиях — информационных центрах приемной комиссии Университета по адресам:
- Университетская наб., 7-9-11, лит. АК, АЯ, О, В
- Волховский пер., 3
- ул. Чайковского, 62
- Менделеевская линия, 5
- Большой пр. В. О., 71
- Петергоф, Собственный пр., 1, лит. А
Доступ для маломобильных групп населения обеспечен в здании приемной комиссии СПбГУ по адресу Университетская наб., д. 13, литер Б, здание и прилегающая к нему территория полностью оборудованы: выделена стоянка для авто, пандус, входная дверь оборудована звонком для входа в здание для маломобильных групп населения, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), лифт, коляска, зона для собаки-поводыря, установлен информационный тактильно-сенсорный терминал «Tactile-VERT-1(43)V»
Согласно реализации программы «Доступная среда», все здания и сооружения Университета имеют паспорта доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта социальной инфраструктуры, ежегодно осуществляется процедура актуализации сведений в связи с установкой нового оборудования и применением современных технологий.
Здание по адресу: ул. Таврическая, д. 21—23—25, литер А., доступно полностью всем, в т. ч. прилегающая территория, входная группа с пандусами, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), грузоподъемное оборудование (два лифта с широкими дверями до 4-го этажа, подъемная платформа с 4-го на 5-й этаж), оборудован санузел для инвалидов. Здание оборудовано тактильной информацией для слабовидящих, мобильной индукционной системой для слабослышащих, складной инвалидной коляской для колясочников и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Здание по адресу: Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, литер А, оформлена прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), оборудован санузел для инвалидов, функционирует грузоподъемное оборудование.
Здание по адресу: 22-я линия, д. 7, литер А, оборудована входная группа, путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации), имеется пандус, электрический подъемник, оборудованные санузлы, зоны безопасности.
Учебный корпус по адресу: ул. Галерная, д. 58–60, литер А, оформлена прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), оборудован санузел для инвалидов, функционирует грузоподъемное оборудование.
Учебный корпус по адресу: Менделеевская линия, д. 5. Доступно частично всем группам маломобильных. Оформлена прилегающая территория, входная группа со стороны Тифлисского переулка оборудована пандусом. Оформлены пути движения внутри здания, в наличии переносной пандус и лестничный подъемник, оборудован санузел для МГН на 3 этаже. На первом этаже установлен тактильно-сенсорный терминал «Tactile-VERT-1(43)V».
Здание по адресу: Университетская наб., д. 7-9-11 лит. В (дворец Петра 2). Доступно частично (К,О). Доступна прилегающая территория, в наличии парковка для инвалидов. Вход со двора оборудован перекатным пандусом. На 1-м этаже отдельный оборудованный санузел для МГН.
Учебный корпус по адресу: Большой пр. В.О., д . 71. Доступна прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания на 1 этаже, установлена подъемная платформа. На первом этаже установлен тактильно-сенсорный терминал «Tactile-VERT-1(43)V».
Здание по адресу: Камская ул., д. 16а. Доступна прилегающая территория, входная группа, пути движения внутри здания на 1 этаже.
Здание Академической гимназии по адресу: Петергоф, Собственный пр., д.1, литер А. Доступна прилегающая территория, входная группа, в наличии парковка для инвалидов. Оборудованы пути движения внутри здания на 1 и 2 этажах, санузел для МГН на 1 этаже.
Научное здание по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, улица Ботаническая, дом 17, литер А частично оборудовано для доступа лиц с ОВЗ и МГН. Имеется одно парковочное место для инвалида, пандус при входе в здание, лифт, адаптированный под нужды МГН, в наличии оборудованная туалетная кабина.
Локальные нормативные акты Университета об организации обучения и обеспечения соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностям здоровья
- Приказ от 26.06.2020 № 5963/1 «Об утверждении Плана мероприятий по формированию безбарьерной среды в Санкт-Петербургском государственном Университете (редакция 1.0)»
- Приказ от 31.08.2018 № 8607/1 «Об утверждении Положения об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербургском государственном Университете»
- Приказ от 11.07.2023 № 9631/1 «Об адаптированной основной образовательной программе СПбГУ»
- Приказ от 23.07.2018 № 7321/1 «Об утверждении Положения о предоставлении материальной помощи обучающимся в Санкт-Петербургском государственном университете»
- Приказ от 01.09.2017 № 8670/1 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете»
- Приказ от 25.04.2018 № 3596/1 «О внесении изменений в приказ от 01.09.2017 № 8670/1 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете»
- Приказ от 09.08.2017 № 8082/1 «О создании комиссии по обследованию объектов СПбГУ по обеспечению условий доступной среды для маломобильных групп»
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со ст. 2, п. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», средства обучения и воспитания — это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Средствами обучения и воспитания выступают:
- материальные средства (специализированные компьютерные комплексы; специальные рабочие места, спецклавиатуры, тактильные мониторы, компьютерное оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), другое техническое и материальное оснащение помещений, используемых в воспитательном процессе)
- коммуникативные средства (информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронная библиотека, официальный сайт СПбГУ, социальные сети)
- социокультурная среда Университета, обеспечивающая организацию воспитательного процесса и развитие общих и профессиональных компетенций выпускников
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научное студенческое общество, различные формы студенческого самоуправления, спортивные и творческие клубы и коллективы, объединения по интересам, волонтерские объединения, студенческие педагогические отряды и др.)
- технические средства (компьютерные классы, мастерские и т.д.)
- окружающая среда (учебные корпуса, территории студенческих общежитий и др.)
- социокультурная среда города и региона
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом
- в форме электронного документа
- в форме аудиофайла
- в печатной форме на шрифте Брайля (по запросу)
- для лиц с нарушениями слуха
- в печатной форме
- в форме электронного документа
- по запросу может быть предоставлена система информационная для слабослышащих портативная «ИСТОК А2» для более качественного восприятия информации
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме
- в форме электронного документа
- в форме аудиофайла
Для абитуриентов и студентов с нарушениями зрения экзаменационные задания могут быть предоставлены на шрифте Брайля (по запросу).
Для абитуриентов с нарушениями слуха предоставляются услуги сурдо-тифло-переводчика (штатные сотрудники Университета) и система информационная портативная «ИСТОК А2».
Воспитание профессионально грамотного специалиста, развитого в правовом отношении гражданина, патриота Родины и нравственного человека осуществляется с помощью следующих средств:
- официальный сайт СПбГУ
- группы в соцсетях
- воспитательные мероприятия во время учебного процесса в соответствии с планом воспитательной работы СПбГУ
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
Условия ведения образовательного процесса в Университете соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности, действует контрольно-пропускной режим.
Охрана здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется планом (Дорожной картой) по организации инклюзии
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», В СПбГУ созданы следующие условия для охраны здоровья:
- оказывается первичная медико-санитарная помощь в 3 здравпунктах, которые обеспечены необходимым оборудованием, медикаментозными средствами и материалами для исполнения установленной медицинской деятельности. В медпунктах силами квалифицированного медицинского персонала оказывается первичная медико-санитарная помощь студентам, проводится комплекс профилактических мероприятий (ежегодные профилактические медицинские осмотры, иммунопрофилактики, ФЛГ-обследования, противоэпидемические мероприятия), динамическое диспансерное наблюдение, экспертиза временной нетрудоспособности и предоставление рекомендаций на оформление академического отпуска по медицинским показаниям. Все пункты имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности
- организовано питание обучающихся
- определен оптимальный объем учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул
- проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
- созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, применяется особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в рамках образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- организовано прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации
- проводится профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ
- обеспечивается безопасность обучающихся во время пребывания в Университете
- проводится профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Университете
- проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия
Педагогические работники проходят обучение по программе «Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации».