Материалы ректорского совещания

№ 513
от 28.02.2022

    Меры поддержки граждан ДНР, ЛНР и Украины

    В соответствии с решением ректора СПбГУ от 26.02.2022 в Университете сформирован специальный фонд для оказания финансовой поддержки (выплаты материальной помощи) обучающимся СПбГУ, являющимся гражданами ДНР, ЛНР и Украины, оказавшимся в трудном материальном положении. Для получения финансовой поддержки обучающиеся могут подать заявление о предоставлении материальной помощи в свободной форме на адрес электронной почты urm@spbu.ru или электронной почты заместителей начальника Управления по работе с молодежью по направлениям обучения. Информация об этом размещена на странице Управления по работе с молодежью.

    Также на совещании напомнили, что в Университете функционируют Психологическая и Юридическая клиники, в которые обучающиеся, нуждающиеся в получении психологической или юридической помощи, могут обратиться, и соответствующая помощь будет им оказана на безвозмездной основе. С подробной информацией о порядке получения психологической помощи также можно ознакомиться на странице Управления по работе с молодежью.

    Петербургское отделение Российского Красного Креста проводит сбор гуманитарной помощи от физических лиц. Оказать гуманитарную помощь могут все желающие. На данный момент наиболее важными товарами для сбора в Санкт-Петербурге являются продукты питания, вода, средства гигиены, подушки и одеяла. Подробная информация о сборе гуманитарной помощи размещена на странице Петербургского отделения Российского Красного Креста.

    Кроме того, Российский Красный Крест открыл счет для сбора пожертвований на помощь вынужденным переселенцам. Перечислить средства можно на главной странице сайта мывместе.рф либо на официальном сайте Российского Красного Креста.

    Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение в течение ближайших дней провести онлайн-встречи с обучающимися — гражданами ДНР, ЛНР и Украины с участием заместителей начальника Учебного управления и заместителей начальника Управления по работе с молодежью с целью выяснения ситуации каждого обучающегося и (при необходимости) оказания соответствующей помощи.

    О встрече с обучающимися, планирующими выезд в зарубежные страны для обучения

    С учетом складывающейся международной обстановки 24 февраля в онлайн-формате была проведена информационная встреча со студентами СПбГУ, направленными или планирующими свой отъезд весной 2022 года по программам академической мобильности в зарубежные университеты-партнеры в рамках двусторонних соглашений об обмене. Встречу провели декан факультета международных отношений Ирина Николаевна Новикова, декан факультета политологии Александр Вячеславович Курочкин и начальник отдела международного образовательного сотрудничества Учебного управления Вероника Евгеньевна Койтова.

    Во встрече приняли участие порядка 150 студентов, которые планируют свое обучение в Германии, Чехии, Франции, Италии, Корее и других странах.

    И. Н. Новикова и А. В. Курочкин дали советы обучающимся по выстраиванию правильного поведения за рубежом в условиях обострения международной обстановки. Они напомнили студентам, что их основная задача — учиться, не поддаваясь на возможные конфликты и провокации различного рода. Вероника Евгеньевна Койтова ответила на текущие вопросы студентов по обучению и пребыванию в зарубежных университетах — партнерах СПбГУ. Она также отметила, что сотрудники отдела международного образовательного сотрудничества всегда на связи со студентами и при необходимости готовы оказать помощь.

    Как рассказал на ректорском совещании А. В. Курочкин, студенты спокойно, по-деловому включились в обсуждение волнующих их вопросов (отсутствие прямых авиарейсов, финансы, проживание и другие). Они уверены в том, что Университет им всегда поможет.

    Меры поддержки российских студентов зарубежных вузов

    Санкт-Петербургский государственный университет предоставит возможность перевода в СПбГУ российским студентам, которые обучаются в зарубежных университетах и испытывают те или иные трудности с продолжением обучения.

    Обращения студентов принимаются на электронную почту spbu@spbu.ru с темой письма «О переводе в СПбГУ из зарубежного вуза». Также обращения можно направлять через специальную электронную форму. Подробная информация опубликована в разделе «Учебная деятельность».

    Вакцинация против COVID-19

    На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла на 0,18 % (с 43,43 до 43,61 %).

    Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:

    Направление обучения

    Доля вакцинированных

    п/с на 25.02.2022

    Биология

    54,04 %

    Востоковедение и африканистика

    68,93 %

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    24,33 %

    Институт истории

    42,48 %

    Институт когнитивных исследований

    44,44 %

    Институт наук о Земле

    48,54 %

    Институт педагогики

    49,02 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    91,67 %

    Институт философии

    44,67 %

    Институт химии

    69,92 %

    Искусства

    42,58 %

    Математика и компьютерные науки

    50,84 %

    Математика и механика

    45,4 %

    Медицина

    54,51 %

    Медицинский колледж

    60 %

    Международные отношения

    40,92 %

    Менеджмент

    43,05 %

    Политология

    36,52 %

    Процессы управления

    41,94 %

    Психология

    43,11 %

    Свободные искусства и науки

    48,62 %

    Социология

    36,01 %

    Стоматология и медицинские технологии

    44,51 %

    Физика

    55,96 %

    Физическая культура (бакалавриат)

    76,19 %

    Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних)

    42,59 %

    Филология

    49,74 %

    Экономика

    29,5 %

    Юриспруденция

    35,61 %

    Итого

    43,61 %

    Прирост доли вакцинированных

    0,18 %

    Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:

    Подразделение

    Общее кол-во НПР (пост.+внеш.)

    Вакцинировано

    Наличие антител

    Медотвод

    Процент на 18.02.22

    Процент на 25.02.22

    Академическая гимназия

    81

    57

    6

    6

    85,2 %

    85,2 %

    Биологический факультет

    329

    279

    20

    6

    92,7 %

    92,7 %

    Военно-учебный центр

    34

    29

    3

    2

    100 %

    100 %

    Восточный факультет

    150

    128

    9

    10

    98 %

    98 %

    ВШЖиМК

    119

    89

    13

    10

    94,1 %

    94,1 %

    ВШМ

    89

    69

    8

    5

    92,1 %

    92,1 %

    ИНоЗ

    249

    223

    13

    4

    96,4 %

    96,4 %

    Институт истории

    141

    121

    6

    5

    93,6 %

    93,6 %

    Институт когнитивных исследований

    14

    12

    1

    1

    100 %

    100 %

    Институт педагогики

    7

    7

    0

    0

    100 %

    100 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    9

    6

    2

    1

    100 %

    100 %

    Институт философии

    130

    111

    10

    9

    100 %

    100 %

    Институт химии

    264

    242

    14

    8

    100 %

    100 %

    Кафедра физкультуры и спорта

    53

    41

    5

    7

    100 %

    100 %

    КФКиСЭТ

    78

    59

    8

    7

    94,9 %

    94,9 %

    Матмех

    328

    258

    24

    4

    87,2 %

    87,2 %

    Медицинский колледж

    23

    19

    2

    1

    95,7 %

    95,7 %

    Медицинский факультет

    320

    246

    21

    7

    85,6 %

    85,6 %

    ПМ-ПУ

    209

    148

    19

    9

    84,2 %

    84,2 %

    Факультет иностранных языков

    298

    213

    28

    17

    86,2 %

    86,6 %

    Факультет искусств

    104

    88

    6

    4

    94,2 %

    94,2 %

    Факультет математики и компьютерных наук

    122

    100

    3

    2

    86,1 %

    86,1 %

    Факультет международных отношений

    120

    92

    7

    16

    95,8 %

    95,8 %

    Факультет политологии

    42

    35

    5

    0

    95,2 %

    95,2 %

    Факультет психологии

    169

    130

    15

    8

    90,5 %

    90,5 %

    Факультет свободных искусств и наук

    88

    76

    3

    1

    90,9 %

    90,9 %

    Факультет социологии

    90

    70

    6

    4

    88,9 %

    88,9 %

    Факультет стоматологии и медицинских технологий

    90

    54

    17

    2

    81,1 %

    81,1 %

    Физический факультет

    435

    359

    33

    6

    91,5 %

    91,5 %

    Филологический факультет

    456

    357

    45

    21

    92,3 %

    92,8 %

    Экономический факультет

    167

    133

    12

    8

    91,6 %

    91,6 %

    Юридический факультет

    153

    116

    19

    5

    91,5 %

    91,5 %

    Итого

    4961

    3967

    383

    196

    91,6 %

    91,6 %

    По данным на 25 февраля, во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету количество сотрудников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысило 90 %.

    Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова напомнила, что для возвращения к аудиторным занятиям количество вакцинированных преподавателей в коллективе должно превышать 80 %, а студентов — 40 %. Количество таких коллективов за неделю не увеличилось: на данный момент 24 коллектива могут рассматривать возможность возвращения к аудиторным занятиям.

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.

    О формате обучения

    С учетом доли вакцинированных и перенесших заболевание COVID-19 обучающихся по соответствующим направлениям обучения, а также с учетом предложений руководителей учебно-научных подразделений издан приказ от 24.02.2022 № 1589/1 «О внесении изменений в приказ от 08.02.2022 № 894/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 11.02.2022"», согласно которому по направлениям «Журналистика», «Экономика», «Юриспруденция» до 21.03.2022 реализация дисциплин будет организована с использованием информационно-коммуникационных технологий, по направлению «Свободные искусства и науки» с 28.02.2022 определен смешанный формат обучения.

    Обучение по другим направлениям реализуется в установленном ранее формате (Материалы ректорского совещания от 07.02.2022).

    Иностранным обучающимся, вынужденным выехать из России по требованиям государств, гражданами которых они являются, будет предоставлена возможность продолжить обучение в дистанционном формате.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило восемь обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще десять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Обращения были на разные темы, в том числе: о возможности перевода на бюджетную основу обучения в СПбГУ; о разъяснении приказа от 21.01.2022 № 349/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 24.01.2022»; о возможности ускоренного обучения в СПбГУ; о формате обучения.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке. Информация об учебной деятельности не поступила от руководителей факультета искусств, Высшей школы менеджмента, факультета стоматологии и медицинских технологий, медицинского колледжа.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в ряде коллективов такие встречи прошли.

    На встрече декана факультета международных отношений с представителями студенческого совета обсуждался переход на смешанный формат обучения с 28.02.22 в связи с достижением показателя в 40 % вакцинированных обучающихся. Причем если в первом семестре две группы первого курса, где преобладают студенты-иностранцы, обучались только с использованием информационно-коммуникационных технологий, то в настоящее время продолжать обучение с использованием только информационно-коммуникационных технологий будет лишь одна группа. Одна из групп благодаря высокому проценту вакцинации и приезду в Санкт-Петербург некоторых студентов-иностранцев переходит на гибридный формат обучения.

    На встречах руководителей Института химии, медицинского факультета, Института философии, биологического факультета с представителями студенческих советов обсуждался вопрос использования технологий шифрования работ на промежуточной аттестации. Шифрование позволит исключить саму возможность влияния субъективных факторов при оценивании учебных достижений обучающихся, а также повысит доказательность выставляемых обучающимся в ходе промежуточной аттестации оценок. Однако, по мнению членов студенческого совета биологического факультета, у обучающихся нет причин сомневаться в объективности преподавателей.

    Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями Института химии, Института истории, филологического факультета, факультета политологии, факультета международных отношений, биологического факультета, Института философии.

    Состоялись встречи с представителями студенческого совета руководителей физического, юридического и экономического факультетов.

    Информация о взаимодействии со студенческими советами не поступила от руководителей факультета искусств, Высшей школы менеджмента, медицинского колледжа.

    Утверждено Положение о проектной деятельности обучающихся в СПбГУ

    В соответствии с поручением ректора, в целях развития проектной деятельности обучающихся Университета приказом от 17.02.2022 № 1276/1 утверждено Положение о проектной деятельности обучающихся СПбГУ.

    Положение определяет основные принципы организации такой деятельности обучающихся в СПбГУ. Проектная деятельность обучающихся может быть организована в смежных формах: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, прохождение практики в виде участия в работе проектной группы или научной лаборатории, выставочный проект, разработка стартап-проекта и другие.

    С целью повышения активности обучающихся в учебной, научно-исследовательской деятельности в СПбГУ, развития междисциплинарного и межличностного взаимодействия обучающихся по различным образовательным программам проводятся конкурсы проектов (например, конкурс междисциплинарных проектов обучающихся СПбГУ «Start-up СПбГУ»), предметом которых является создание обучающимися оригинальных, наукоемких и/или социально ориентированных, а также коммерчески перспективных проектов.

    Заказчиками проектов могут являться: Университет; организации — партнеры Университета; организации, при участии которых осуществляется практическое обучение; Эндаумент-фонд СПбГУ; малое инновационное предприятие (МИП) СПбГУ; иные заказчики. Участниками проектов могут быть обучающиеся, а также работники Университета. В качестве участников могут выступать также внешние по отношению к СПбГУ лица.

    Результаты проектной деятельности (в том числе в рамках работы над стартап-проектом) обучающихся могут быть учтены в качестве курсовой или выпускной квалификационной работы (ВКР), в рамках обучения по дисциплинам (модулям) образовательной программы или прохождения практической подготовки.

    Активная работа по поддержке достижений обучающихся, которые участвуют в проектной деятельности, в СПбГУ ведется с 2018 года. 12 июля 2018 года был издан приказ № 6853/1 «Об учете предпринимательских достижений обучающихся СПбГУ». Далее в целях повышения привлекательности разработки проектов для обучающихся СПбГУ в указанный приказ вносились изменения и дополнения. Так, в 2019/20 учебном году был расширен круг лиц, которые могут защищать ВКР в форме стартапа: не только победители конкурса стартап-проектов, но и все участники команд-финалистов. В 2020/21 учебном году предусмотрена возможность учета стартап-проекта не только в качестве ВКР, но и в качестве курсовой работы.

    Первые защиты выпускных квалификационных работ в форме стартап-проектов состоялись в 2019 году, в 2020 и 2021 годах эта практика была продолжена: за период с 2019 года состоялись защиты ВКР в форме стартап-проектов по направлениям «Менеджмент», «Прикладная математика и информатика», «Химия», «Экономика», «Лечебное дело», «Востоковедение и африканистика», «Биология» по различным уровням подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет).

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено активизировать поддержку проектных инициатив студентов и преподавателей, стимулировать использование формата подготовки обучающимися различных проектов в образовательной, научной и внеучебной деятельности. Основой для дальнейшего развития проектной работы обучающихся является многолетний и успешный опыт проведения конкурса стартап-проектов СПбГУ.

    Открытие филиала СПбГУ в г. Гатчине Ленинградской области

    Несколько лет СПбГУ реализует образовательную программу магистратуры «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках мегакласса», программы магистратуры «Физика» с блоками дисциплин «Нейтронная и синхротронная физика» и «Ядерная физика». Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, реализация этих программ предполагает тесное сотрудничество СПбГУ с НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ, расположенным в Гатчине, проведение практик обучающимися, преподавание на площадке института ряда базовых дисциплин, проведение научных исследований, выполнение выпускных квалификационных работ под руководством сотрудников НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ.

    По результатам обсуждения ректора СПбГУ Николая Михайловича Кропачева с президентом НИЦ «Курчатовский институт», деканом физического факультета СПбГУ Михаилом Валентиновичем Ковальчуком решено обратиться к губернатору Ленинградской области Александру Юрьевичу Дрозденко с предложением о создании в городе Гатчине Ленинградской области филиала СПбГУ. Открытие филиала СПбГУ в Гатчине будет способствовать в том числе реализации Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры, в которой особое место уделяется подготовке кадров.

    Открытие филиала позволит решить инфраструктурные и логистические проблемы в организации обучения и совместных научных проектов, активизировать сотрудничество СПбГУ и НИЦ, повысить качество подготовки студентов-физиков, а также организовать на базе филиала образовательные программы других направлений подготовки, таких как химия, биология и другие. Важно, что такой проект расширит возможности мультидисциплинарной подготовки специалистов для дальнейшей работы в НИЦ «Курчатовский институт» и в различных сферах исследовательской деятельности.

    Открытие филиала будет также способствовать наращиванию приема на образовательные программы, прежде всего уровня магистратуры, за счет целевого привлечения абитуриентов из стран и регионов, строящих или эксплуатирующих исследовательские установки мегакласса. К числу таких регионов относится, в частности, Дальневосточный федеральный округ, а среди стран ближнего зарубежья это Беларусь.

    Для подготовки к открытию филиала СПбГУ в Ленинградской области будет создана рабочая группа, которую возглавит заместитель декана физического факультета СПбГУ Алексей Викторович Титов. Директорам и деканам поручено представить предложения по кандидатурам в состав рабочей группы, по возможным занятиям в помещениях филиала.

    Создание образовательной платформы СПбГУ

    В рамках поручения ректора от 14.08.2019 завершены работы по созданию собственной образовательной платформы СПбГУ. В настоящее время сотрудники Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ проводят работу по завершению тестовых испытаний, введению платформы в промышленную эксплуатацию, а также по увеличению нагрузоустойчивости платформы. Сегодня бесперебойная работа платформы может быть обеспечена для 1000–1200 обучающихся одновременно, а к концу этого учебного года данный показатель будет увеличен в 8–10 раз (СПбГУ вводит в промышленную эксплуатацию собственную образовательную онлайн-платформу).

    Как рассказал директор ЦРЭОР СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко, платформа позволит реализовывать не только онлайн-курсы СПбГУ (которые в настоящее время в основном реализуются на внешних образовательных ресурсах, таких как международная платформа Coursera и национальная платформа «Открытое образование»), но и образовательные программы (основные и дополнительные), реализуемые в дистанционном формате.

    Платформа поддерживает функционал, необходимый для проведения полноценного обучения пользователей в дистанционном формате: для проведения видеоконференций в настоящее время интегрирован Zoom, интегрирован сервис прокторинга Examus, внешние сервисы (Google Docs), чаты для взаимодействия с преподавателями и студентами, а также другие стандартные инструменты, предоставляемые системой управления обучением (lms).

    Вместе с этим в рамках работ по созданию платформы создан ресурс для проведения тестирований Центром языкового тестирования. На данном ресурсе частично использованы технологические решения платформы онлайн-образования. Платформа для тестирований ЦЯТ зарегистрирована Роспатентом в начале 2021 года (свидетельство о регистрации Программы ЭВМ № 2021611615 от 02.02.21, правообладатель — СПбГУ).

    В 2021 году на платформе проведено более 16 000 тестирований на знание русского языка для более чем 3000 иностранных граждан. Дополнительно в рамках платформы ЦЯТ проведено улучшение механизма отправки и сохранения ответов (июль 2021 года).

    27 февраля завершилась тестовая сессия по русскому как иностранному в представительстве СПбГУ в Салониках (Греция). Ее участниками стали более 50 человек, желающих проверить свои знания на уровни от А1 до В1. Большую часть из них составили греческие студенты, изучающие русский язык в университетах или планирующие использовать его в своей работе. Несмотря на международную обстановку, сессия прошла благополучно (СПбГУ провел в Греции тестирование по русскому языку).

    Как отметил В. А. Старостенко, для полноценного функционирования платформы необходимо в соответствии с планом выполнить к началу нового учебного года дополнительные работы в целях повышения пропускной способности платформы, бесперебойной работы, обеспечения нагрузоустойчивости при массовом посещении ресурса. В частности, для предоставления в дальнейшем полноценной технической поддержки платформы и вспомогательных сервисов, необходимых для функционирования платформы, в максимально короткие сроки будет проведена работа по масштабированию платформы.

    В связи с угрозой отключения иностранного программного обеспечения с конца прошлого года прорабатывается вопрос о подключении отечественных аналогов сервисов, предоставляющих услуги видеоконференций/вебинаров (примеры сервисов: webinar.ru, pruffme.com).

    Для поддержания администраторами работоспособности платформы в условиях повышенной востребованности и увеличения потока пользователей (до 10–12 тысяч одновременно), а также для бесперебойной работы и организационной поддержки пользователей рабочие места администраторов будут оборудованы современной компьютерной техникой, обладающей повышенными мощностными характеристиками.

    Планируемые мероприятия по повышению репутационного уровня СПбГУ

    По поручению ректора директора институтов и деканы факультетов проанализировали сведения о положении СПбГУ в репутационном рейтинге RUR World Reputation Rankings и представили предложения по мероприятиям внутри коллективов, призванным повысить репутационный уровень СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 30.11.2021). Как рассказал на совещании советник при ректорате Иван Михайлович Григорьев, руководителями подразделений было направлено 115 предложений.

    Предложения были сведены в 37 групп и оформлены как «обобщенные» мероприятия, названия которых сформулированы таким образом, чтобы отразить существо этих предложений вне зависимости от особенностей формулировок. Некоторые формулировки заимствованы непосредственно из поступивших предложений, поскольку они достаточно ярко отражают существо этих предложений. Перечень предлагаемых мероприятий с указанием количества поступивших предложений по каждому из них приведен в таблице 1 (см. таблицу 1).

    Из перечня предлагаемых мероприятий наиболее востребованными с точки зрения директоров институтов и деканов факультетов являются мероприятия:

    • по повышению цитируемости публикаций, в том числе путем формирования у научно-педагогических работников ориентации на публикации в высокорейтинговых журналах, — мероприятия 1 и 2 (13 предложений)
    • по развитию портфеля образовательных программ и онлайн-курсов — мероприятия 14, 15, 16, 17 (13 предложений)
    • по организации участия в конференциях высокого научного уровня — мероприятие 4 (12 предложений)
    • по проведению в СПбГУ значимых научных и научно-образовательных мероприятий, в том числе с международным участием, — мероприятие 5 (12 предложений)
    • по увеличению количества продуктивных исследователей, в том числе через рост количества и качества аспирантов, привлечение молодых мотивированных ученых, корректировку конкурсных требований, прием зарубежных ученых, развитие академической мобильности, включая привлечение стажеров из других организаций, — мероприятия 9, 10, 12, 13, 21, 24 (10 предложений)
    • по реализации научных проектов и научных публикаций совместно с партнерами — мероприятие 3 (8 предложений)
    • по увеличению количества публикаций в индексируемых журналах с одновременным учетом качественного уровня этих публикаций — мероприятия 8, 33 и 34 (8 предложений)
    • по обеспечению профессионального уровня продвижения информации о результатах, достигнутых научно-педагогическими работниками СПбГУ, — мероприятия 18 и 22 (8 предложений)

    И. М. Григорьев отметил, что все мероприятия, предлагаемые директорами институтов и деканами факультетов, могут быть включены в конкретные планы мероприятий с учетом специфики коллективов. Некоторые из предлагаемых мероприятий уже реализуются централизованно, например в рамках цифровой трансформации Университета (мероприятия 28, 29, 35) или в порядке реализации требований Программы развития СПбГУ до 2030 года (мероприятие 32), так что участие научно-педагогических работников в реализации соответствующих мероприятий может повысить их эффективность.

    Поскольку предлагаемые мероприятия будут реализовываться в коллективах с учетом их специфики, что приведет к различиям в формах, сроках и порядке реализации этих мероприятий, для организации контроля исполнения поручения ректора предложено ввести единую систему показателей (индикаторов) в соответствии с содержанием мероприятий, характеризующих результативность их реализации. Предложен перечень показателей (см. таблицу 2).

    Информация о выполнении части этих показателей может собираться централизованно, в остальных случаях руководителям учебно-научных подразделений поручено раз в семестр представлять отчет по установленной форме о реализации в коллективе научно-педагогических работников мероприятий по повышению репутационного уровня СПбГУ и их результативности, в котором будут отражены достижения коллектива по остальным показателям.

    После отработки методики учета показателей, их проверки и получения сведений о динамике этих показателей можно будет сформировать рейтинг коллективов научно-педагогических работников по повышению репутационного уровня СПбГУ с учетом количественных характеристик и специфики коллективов.

    Порядок назначения доплат за публикационную активность

    В рамках мероприятий по повышению цитируемости публикаций научно-педагогических работников в среднесрочной перспективе особое внимание уделяется качественным характеристикам научных публикаций. В том числе решено пересмотреть минимальные квалификационные требования к кандидатам на должности научно-педагогических работников, структуру обязательств в трудовых договорах, а также подход к расчету доплат за публикационную активность.

    Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев привел пример: в 2021/22 учебном году минимальные квалификационные требования к кандидатам на должности «ассистент» и «старший преподаватель» по количеству в WoS СС и Scopus не установлены в 21 коллективе. В рамках следующей конкурсной кампании такая ситуация будет последовательно изменяться — и не только по количественному, но и по качественному признаку.

    Требования по качеству публикаций в части конкретного показателя цитирования пока что предъявляются только к кандидатам на работу в коллективе Института химии. Аналогичная практика теперь будет развиваться в других коллективах.

    В части трудовых обязательств работников В .В. Еремеев отметил: более 70 % трудовых контрактов содержат количественные обязательства по публикациям именно в WoS СС и Scopus, но показатель цитирования в большинстве случаев либо условно определен формулировкой «в журналах с ненулевым импакт-фактором», либо не определен вообще. Только 10 % трудовых договоров в том или ином виде содержат характеристику импакта издания: «опубликовать в изданиях с импакт-фактором не ниже 2.0» либо «опубликовать в изданиях с суммарным импакт-фактором не ниже 1.5». Теперь же эта практика будет распространяться максимально широко.

    Наравне с развитием минимальных квалификационных требований и трудовых обязательств будет скорректирован и порядок назначения доплат за публикационную активность — таким образом, чтобы стимулировать подготовку публикаций для наиболее рейтинговых изданий. В результате рассчитывать на доплаты можно будет только в случае публикаций, выполненных сверх обязательств по трудовому договору, а также характеристики которых превышают минимальные квалификационные требования.

    Предложены корректировки порядка расчета доплат за публикационную активность:

    • дополнить раздел 2 пунктом следующего содержания:
      «2.4.8. Баллы за научный импакт изданий, в которых размещены публикации, не начисляются, если работником не выполнены обязательства по трудовому договору в части научного импакта изданий, в которых размещены публикации, либо научный импакт издания не превышает уровень, установленный на момент назначения доплат в минимальных квалификационных требованиях».
    • дополнить раздел 3 пунктами следующего содержания:
      «3.4. Доплата, предусмотренная п. 1.3.3 настоящего Порядка, не назначается, если значение приведенного показателя цитируемости (большее из FWCI и CNCI), рассчитанного в соответствии с п. 3.2 настоящего Порядка, меньше единицы.
      3.5. Доплата, предусмотренная п. 1.3.4 настоящего Порядка, не назначается, если значение приведенного показателя цитируемости (большее из FWCI и CNCI), рассчитанного в соответствии с п. 3.3 настоящего Порядка, меньше единицы.
      3.6. При определении размера доплат, предусмотренных п. 1.3.3 и п. 1.3.4 настоящего Порядка, размер балла устанавливается не более 20».

    В действующей редакции приказа о порядке назначения доплат за публикационную активность в пункте 2.3, описывающем порядок расчета баллов за опубликование результатов научных исследований, установлено, что баллы не начисляются, если работником не выполнены обязательства по количеству публикаций, предусмотренные трудовым договором. Предлагаемая формулировка пункта 2.4.8 распространяет тот же принцип материального стимулирования, увязывающий наличие доплаты с выполнением требований трудового договора. Введением пунктов 3.4 и 3.5 доплата устанавливается только за публикации, уровень цитируемости которых (с учетом как краткосрочного, так и долгосрочного импакта) не ниже среднемирового в предметной области, к которой отнесено научное издание.

    В. В. Еремеев отметил, что ограничительные нормы, связанные с исполнением работником требований трудового договора, применяются при расчете только в том случае, если требования по количеству публикаций (а речь идет только о публикациях, проиндексированных в WoS CС и Scopus) или научному импакту (квартилю либо импакт-фактору) научных изданий включены в трудовой договор с работником.

    То же касается и минимальных квалификационных требований по должностям, которые вводятся в зависимости от должности научно-педагогических работников для каждого коллектива отдельно с учетом мнения директора института или декана факультета. Соответствующее ограничение доплат за научный импакт издания начнет применяться только с момента утверждения уровня минимального научного импакта издания для работников, занимающих определенные должности в конкретном коллективе. До момента утверждения минимальных квалификационных требований данное ограничение не применяется.

    Проректор по организации работы с персоналом и проректор по научной работе приняли решение о внесении изменений в приказ о порядке расчета доплат за публикационную активность до 15 марта 2022 года, а утверждение минимальных квалификационных требований по должностям с учетом импакта изданий подготовить и утвердить к концу 2022 года после обсуждения с руководителями учебно-научных подразделений.

    О деятельности диссертационных советов СПбГУ

    Первая защита диссертации на соискание ученой степени по самостоятельно утвержденным в СПбГУ правилам состоялась 17 января 2017 года (Первая в России защита диссертации по собственным правилам вуза прошла в СПбГУ). С тех пор прошло пять лет. На ректорском совещании обсуждался вопрос: что было сделано за это время?

    Заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов рассказал об истории вопроса. В 2013 году была восстановлена традиция присуждения собственной ученой степени СПбГУ, существовавшая более ста лет назад (Перезагрузка: Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее). Были проведены первые 13 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук СПбГУ по математике, биологии, физике и геологии по новым правилам с присуждением соискателям ученой степени кандидата наук от имени СПбГУ (Ph. D. SPbSU). С 2013 года результаты защит диссертаций СПбГУ по собственным правилам признавались в научных и образовательных организациях мира, но не признавались в России.

    В 2015 году были подготовлены предложения для администрации президента РФ по плану мероприятий для перехода в Российской Федерации к системе университетских ученых степеней.

    В 2016 году опубликован федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"», по которому два ведущих вуза страны — СПбГУ и МГУ — получили право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать соискателям ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Диплом об ученой степени, выданный СПбГУ, предоставляет обладателю права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей «ваковских» дипломов от Минобрнауки России.

    В 2016 году в СПбГУ было организовано открытое общественное обсуждение проектов самостоятельно устанавливаемых правил защиты диссертации (больше 11 тысяч просмотров, больше 500 откликов и замечаний, больше 50 — от представителей иных организаций). Сформирована технологическая платформа для обеспечения процедуры защит, хранения видеозаписей и доступа к ним. Издан локальный акт СПбГУ «О порядке присуждения ученых степеней в Санкт-Петербургском государственном университете» от 01.09.2016 № 6821. В 2017 году состоялось общественное обсуждение и утверждена форма диплома кандидата наук и доктора наук, состоялась первая защита диссертации по самостоятельно установленным СПбГУ правилам (Первая в России защита диссертации по собственным правилам вуза прошла в СПбГУ).

    Ученый секретарь Ученого совета СПбГУ Александр Валентинович Гнетов сообщил, что по состоянию на 27.02.2022 было защищено 456 диссертаций, из них на соискание ученой степени доктора наук — 68, ученой степени кандидата наук — 388. Для следующих 86 диссертаций уже назначена/назначается дата защиты, очередные 64 соискателя оформляют документы для представления диссертации к защите, 17 соискателей изучают правила подготовки документов к защите и получают консультации (см. график 1: Рост числа защит по годам).

    Ю. В. Пенов назвал основные показатели системы присуждения ученых степеней в СПбГУ:

    • установлены более высокие критерии, которым должны отвечать принимаемые к защите диссертации на соискание ученых степеней
    • более квалифицированный состав диссертационных советов в рамках тематики научного исследования соискателей — совет сформирован из лучших специалистов непосредственно по тематике диссертации
    • более широкие возможности участия представителей научного сообщества в оценке каждого диссертационного исследования

    Этот подход к организации защит диссертаций позволяет выделять более «сильных» и квалифицированных соискателей.

    Соискателям ученых степеней максимально снижена «бюрократическая нагрузка», что предоставляет возможность расходовать освободившийся интеллектуальный и временной ресурс на науку, а не на работу по оформлению сопроводительных бумаг, подготовку справок. Так, например, было отменено требование об обязательном представлении автореферата, о предоставлении положительного заключения организации на диссертацию и другие.

    Подобный подход позволил существенно сократить продолжительность цикла защиты диссертации (см. «Сравнительную таблицу...») по сравнению с системой защит диссертаций ВАК Минобрнауки России.

    Внедрена разработанная в СПбГУ до 2017 года и существенно усовершенствована система правового регулирования научной аттестации в СПбГУ. Например, разработано и постоянно совершенствуется ключевое положение о научной аттестации — цикл жизни временного диссертационного совета, создаваемого для каждой диссертации. Ю. В. Пенов отметил, что при разработке системы регулирования принципиальной поставленной и решенной задачей было использование всех полномочий, предоставленных положениями 127-ФЗ СПбГУ как пилотной организации.

    Качество разработки системы правового регулирования научной аттестации в СПбГУ, четкость ее реализации в формате организационной структуры временного цикла защиты диссертации, тщательность работы системы внутреннего контроля — все это позволило за пять лет работы не получить ни одной апелляции или заявления о необоснованности присуждения ученой степени диссертационным советом как в адрес СПбГУ, так и в адрес Минобрнауки России, результатом чего явилась бы отмена ученой степени, присужденной диссертационным советом СПбГУ. Другими словами, не была отменена ни одна ученая степень, присужденная по самостоятельно установленным правилам за указанный пятилетний период.

    Ю. В. Пенов напомнил: СПбГУ раз в полгода представляет отчет в Федеральную информационную систему государственной научной аттестации (ФИС ГНА) — территориально-распределенную инфраструктуру аппаратно-программных средств, обеспечивающих сбор информации, ее обработку, хранение (утвержденную постановлением Правительства РФ 18 ноября 2013 года № 1035), в рамках которого СПбГУ информирует о всех жалобах и иных обращениях, поступивших в СПбГУ, соответствующих установленным Минобрнауки России требованиям к их содержанию и тематике, которые могли бы послужить основанием для отмены решений диссертационных советов, и отдельно — по поступившим апелляциям.

    За пятилетний период число указанных жалоб составило 12: девять жалоб — заявитель В. М. Хабибулина, три жалобы на диссертацию А. С. Аврутиной — заявитель А. А. Садыхова. В удовлетворении указанных жалоб заявителям было отказано. Указанные решения были проверены сотрудниками Минобрнауки России и согласованы.

    За пятилетний период число полученных СПбГУ апелляций — одна. А именно — в связи с поступившей апелляцией от Воробьева В. В. (вх. № 01-20-В-152 от18.01.2019) на решение диссертационного совета СПбГУ 023.18.2937 от 19.10.2018 о присуждении ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» Михальченковой Н. А. В соответствии с приказом первого проректора от 01.09.2016 № 6821/1 «О порядке присуждения ученых степеней в Санкт-Петербургском государственном университете» была создана апелляционная комиссия и проведено ее заседание; решением апелляционной комиссии Воробьеву В. В. было отказано в удовлетворении апелляции. Это решение апелляционной комиссии прошло проверку в Минобрнауки России и согласовано.

    Но это не все жалобы на систему государственной научной аттестации, которые рассматривал СПбГУ. Были жалобы, в которых отсутствовали обоснования декларируемых заявителями нарушений или конкретные примеры неправомерных обжалуемых действий и другие. Например, с начала 2017 года по настоящее время заявитель В. М. Хабибулина представила более 130 жалоб на работу системы государственной научной аттестации СПбГУ (они зарегистрированы в СЭДД «Дело»), примерно половина этих жалоб уходила в Минобрнауки России и, соответственно, проводилась проверка обоснованности этих жалоб сотрудниками министерства. Указанные жалобы были признаны необоснованными.

    В рамках системы научной аттестации СПбГУ принципиально изменен подход к репутационной ответственности членов диссертационного совета: осуществлен переход от «не личной», «распределенной» ответственности за итоговую оценку качества диссертационного исследования к персональной — в конце заседания диссертационного совета проходит поименное открытое голосование членов совета с мотивировкой оценки/решения.

    Отдельно оговаривается право члена диссертационного совета изменить свое мнение или свою оценку, высказанную в письменном размещаемом на сайте СПбГУ отзыве на диссертацию, по итогам научной дискуссии с соискателем по окончании его выступления.

    Были разработаны и внедрены новые формы организационно-технологического обеспечения проведения научной аттестации в СПбГУ. Например, был разработан и введен порядок защиты докторской диссертации по совокупности работ, была разработана и реализована процедура удаленного интерактивного режима защиты диссертации.

    Ю. В. Пенов обратил внимание на важность использования интерактивного режима. Его можно описать тремя словами: надежность, практичность и элегантность. Не тратятся финансовые, временные, нервные психологические ресурсы на прибытие к месту защиты, практически не нарушается личный график рабочего времени специалиста — члена совета (так, на участие в работе диссертационного совета надо выделить из рабочего графика порядка двух часов на участие в заседании совета, сидя на рабочем месте в обычной рабочей обстановке).

    Есть бонусы при использовании такого режима защиты диссертации и у соискателя ученой степени. В случае, когда у него отсутствует возможность из-за закрытия границ страны пребывания при пандемии или по иным уважительным причинам прибыть на свою защиту, он может защитить свою диссертацию, сидя за компьютером дома (конечно, при наличии надежной интернет-связи).

    Была разработана и реализована важная составляющая системы научной аттестации СПбГУ: обеспечение возможности расширения представительства научного сообщества, что не только повышало качество оценки диссертационных исследований, но и способствовало расширению научных контактов и дискуссий между учеными. Например, число зарубежных стран, специалисты которых входили в составы диссертационных советов, увеличилось в 2017–2021 годы с 16 до 32, а число зарубежных организаций — мест работы этих специалистов увеличилось с 28 до 95.

    Если мы обратимся к системе защит ВАК, то количество членов диссертационного совета, имеющих основным местом работы организацию, на базе которой создается диссертационный совет, должно составлять более 50 процентов состава диссертационного совета. В системе защит СПбГУ диссертационный совет должен содержать не менее одного-двух представителей СПбГУ, остальные — это сторонние, лучшие специалисты по профилю диссертации, и неважно, где они работают: в СПбГУ, МГУ или Гарварде.

    В рамках такого подхода часто задавали вопрос: а почему в этом случае выдается диплом о научной степени именно от имени СПбГУ? Какую ответственность в этом случае несет СПбГУ и в чем его вклад в научную аттестацию, если большинство членов диссертационного совета не являются работниками — специалистами СПбГУ? Ответ простой: ключевое слово ответа — научный потенциал специалистов. Если по конкретной теме диссертации лучшие специалисты сосредоточены в СПбГУ, то совет будет создан исключительно из них. Если же они «разбросаны» по странам и континентам, то задача СПбГУ — собрать их и обеспечить высокое качество защиты, публичность и открытость процесса, послужить гарантией отсутствия нарушений процедуры и высокой требовательности к квалификации соискателя и его диссертационному исследованию по правилам, разработанным и утвержденным в СПбГУ.

    Отдельное внимание было направлено на обеспечение публичности и открытости государственной научной аттестации:

    • вся документация, имеющая отношение к защите, публикуется на сайте СПбГУ на странице соискателя, в частности, там размещен текст диссертации на русском и английском языках,
    • на страницу соискателя может мгновенно выйти любой работодатель, держащий в руках диплом об ученой степени защитившегося соискателя, по QR-коду, размещенному на самом дипломе,
    • по каждой защите ведется прямая трансляция заседания диссертационного совета на двух языках: английском и русском,
    • любой специалист из любого места, где он может подключиться к интернету, в рамках онлайн-просмотра заседания диссертационного совета может задать вопрос соискателю по научной составляющей диссертации через электронную систему и получить ответ соискателя также в режиме онлайн до итогового голосования по результатам защиты.

    Значительно увеличилось по сравнению с прошлым временем количество научных специальностей, по которым в СПбГУ принимаются к рассмотрению и защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук, ученой степени кандидата наук: с 2016 года к настоящему моменту произошло увеличение со 134 научных специальностей до 163.

    Значительно вырос «научный охват» принимаемых к защите диссертаций по научным областям и направлениям, отраженным в паспортах научных специальностей: количество научных специальностей принимаемых диссертаций возросло с 87 до 114.

    Представлено сравнение процентного состава защищаемых диссертаций по отраслям науки на текущий момент и в 2016 году (в системе защит ВАК — см. Графики 2 и 3):

    • по-прежнему доминируют физико-математические науки
    • значительно уменьшился процент числа диссертаций по философским наукам
    • наблюдается сильный рост в сфере психологических и геолого-минералогических наук

    Значительно увеличилось за прошедший пятилетний период количество стран, из которых соискатели ученых степеней защитились в СПбГУ: с 4 до 27 стран. Привлечению иностранных аспирантов и докторантов к защите диссертаций на соискание ученых степеней СПбГУ во многом способствовало то, что содержание процедуры формирования диссертационных советов и открытость делают ее более понятной для зарубежного академического сообщества и создают предпосылки для более объективной оценки качества диссертации.

    Ближайшие планы развития системы научной аттестации СПбГУ: совершенствование критериев, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, и, как следствие, повышение качества защищаемых диссертаций.