Материалы ректорского совещания

№ 479
от 28.06.2021

    Роль вакцинации в борьбе с коронавирусом

    Д. М. Даниленко, заместитель директора по научной работе НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева (и выпускница СПбГУ 2006 года), выступила с сообщением «Циркуляция генетических линий SARS-CoV-2 в Санкт-Петербурге и роль вакцинации в снижении генетической вариабельности патогена». Она рассказала о результатах проводившихся в НИИ гриппа исследований о том, как влияет вакцинация на сопротивляемость петербуржцев разным штаммам коронавируса.

    НИИ гриппа осуществляет надзор за возбудителями гриппа и ОРВИ (в том числе и возбудителями новой коронавирусной инфекции). Докладчик напомнила, что вирус SARS-CoV-2 циркулирует в популяции людей давно и постоянно изменяется. Мутации накапливаются в S-белке («белке короны») и влияют на свойства вируса. Д. М. Даниленко рассмотрела на примере Петербурга: как быстро разные штаммы вируса передаются, как влияет их активность на иммунный ответ (число антител), насколько тяжело болеют люди, атакованные разными штаммами. Также она охарактеризовала активность альфа (британского), бета (южноафриканского), гамма (бразильского) и дельта (индийского) вариантов вируса. Вирус «дельта» передается быстрее всех и заражает больше людей, чем другие штаммы, выявленные ранее. В России он появился в апреле этого года и потеснил все остальные, его доля постоянно увеличивается.

    В НИИ гриппа проводят исследование воздействия отечественной вакцины Sputnik-V на волонтеров двух групп: 18–59 лет, 60 лет и старше, каждую из которых разделили на две категории: болевшие и не болевшие. У ранее не болевших после второй вакцинации в достаточном количестве вырабатываются нейтрализующие вирус антитела. А у тех, кто переболел коронавирусом, появляется яркий иммунный ответ, большое число антител вырабатывается уже после первой прививки (в обеих возрастных группах). Чем выше начальный титр антител, тем лучше (Презентация).

    Предварительные результаты независимого исследования НИИ гриппа аналогичны ранее опубликованным (в том числе исследованиям разработчиков вакцины). Вакцина Sputnik-V вызывает формирование выраженного гуморального ответа у лиц 18–59 лет и лиц 60 лет и старше. Вакцинация ведет к увеличению общего титра антител класса IgG, значительному увеличению титров нейтрализующих антител, что обеспечивает защиту от SARS-CoV-2, включая варианты. Вывод очевиден: прививаться необходимо всем — и тем, кто не болел, и тем, кто переболел коронавирусом. Никакие другие меры не смогут остановить пандемию. Если в какой-то стране вакцинация будет на низком уровне, вирус будет бесконечно передаваться от человека к человеку и вызывать новые, все более агрессивные мутации.

    Д. М. Даниленко ответила на вопросы участников ректорского совещания.

    О мерах, направленных на предотвращение распространения COVID-19

    Участники совещания почтили минутой молчания память профессора кафедры экономики предприятия и предпринимательства Е. Ф. Чеберко (Ушел из жизни ученый-экономист, профессор Евгений Федорович Чеберко) и доцента кафедры экономической теории СПбГУ О. А. Дроздова (Ушел из жизни доцент СПбГУ Олег Александрович Дроздов).

    Участники совещания обсудили варианты различных мер по предотвращению распространения COVID-19. В Университете готовится приказ о формате работы в следующем учебном году.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 50 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 19 вопросов учебно-методического характера), 19 обращений поступило на электронную почту проректора.

    Обращения на разные темы: о возможности получения справки об обучении в ЛГУ, о процедуре перевода, о возможности предоставления данных об окончании СПбГУ в World Education Services, о получении диплома об окончании СПбГУ, о размещении рабочих программ учебных дисциплин в открытом доступе, о возможности посещения лекции профессора СПбГУ, о формате начала 2021/22 учебного года, о предоставлении академического отпуска, о проведении полевой практики у студентов по направлениям наук о Земле СПбГУ, об организации выездных практик студентов-биологов, о вручении значка выпускника СПбГУ, о возможности получения приложения к диплому СПбГУ по европейскому образцу, о промежуточной аттестации с использованием ИКТ, о выборе элективных дисциплин, о приказе об отчислении, о подготовке справок, о досрочном получении диплома. По всем обращениям проводится сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.

    Обращалось внимание на некоторые вопросы. Например, обучающийся интересовался, размещены ли рабочие программы дисциплин, учебные программы в открытом доступе для обучающихся. Разъяснялось, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» СПбГУ реализует принцип информационной открытости образовательной деятельности. В соответствии с требованиями федерального законодательства, информация о реализуемых образовательных программах СПбГУ размещена на официальном сайте в сети «Интернет».

    Во исполнение требований приказа федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации» на сайте СПбГУ создан раздел «Сведения об образовательной организации» с подразделом «Образование». В этом разделе размещена в том числе информация об описании образовательной программы в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам сайта СПбГУ, содержащим информацию: о характеристике образовательной программы; об учебном плане; о календарном учебном графике; о методических и иных документах, разработанных для обеспечения образовательного процесса. Там же размещены рабочие программы учебных дисциплин и практик, аннотации учебных дисциплин. Информация об образовательных программах размещена по годам приема на обучение.

    Студенты по направлениям наук о Земле спрашивают: из-за заболевания нескольких студентов COVID-19 во время прохождения практики на базах практик были прекращены все выездные практики. Правда ли, что без прививки от COVID-19 студенты не будут допускаться до выездных полевых практик?

    Разъяснялось, что в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, в том числе и на учебно-научных базах практик СПбГУ, администрацией Университета принято решение о том, что участвовать в выездной практике на учебно-научных базах могут только те обучающиеся, у которых есть сертификат о вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, или справка о перенесенной болезни. Пятидесяти трем студентам-геологам, у которых запланирована выездная практика и которые на настоящий момент не сделали прививку, необходимо пройти вакцинацию с целью снижения риска заболевания коронавирусом во время практики, чтобы участвовать в выезде в Крым в период с 20 августа по 30 сентября 2021 года. Кроме того, учитывая общий подъем заболеваемости коронавирусной инфекцией, всем студентам СПбГУ, которые еще не прошли вакцинацию, рекомендуется сделать это в ближайшее время, до начала нового учебного года, чтобы в случае проведения занятий в офлайн-формате, они могли бы принимать в них участие и не подвергать себя и коллег угрозе заражения ковидом.

    В соответствии с п. 4.10 Положения о практике обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования СПбГУ (утверждено приказом первого проректора по учебной и методической работе от 29.03.2021 № 2408/1), медицинский осмотр и обязательная вакцинопрофилактика обучающихся перед проведением практики и допуск обучающихся к прохождению практики по медицинским показаниям осуществляются в порядке, установленном приказом ректора или иного уполномоченного им лица.

    В соответствии с распоряжением первого проректора по медицинской деятельности «О мероприятиях, направленных на обеспечение охраны здоровья обучающихся во время прохождения практики в полевых условиях на базах практик СПбГУ» от 06.04.2020 № 134-3р, для допуска к прохождению выездной полевой практики по медицинским показаниям, в том числе на базах практик в эндемичных по клещевому энцефалиту районах, обучающиеся должны пройти обязательную вакцинацию и ревакцинацию против клещевого энцефалита в поликлинике по месту жительства или в здравпункте СПбГУ по адресу: Санкт—Петербург, 7-я линия В. О., д. 16–18 (с понедельника по пятницу с 09:00 до 15:00).

    В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н», вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, подлежат обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, относящиеся к приоритету третьего уровня.

    Прививку от коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге могут сделать граждане Российской Федерации в любом из 134 пунктов вакцинации. Перечень медицинских организаций, в которых проводится вакцинация населения, с адресами прививочных пунктов и телефонами для записи на вакцинацию размещен на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. Записаться на вакцинацию можно также на портале «Здоровье петербуржца».

    К первому проректору по учебной и методической работе обратился родитель обучающегося первого курса по образовательной программе специалитета «Лечебное дело», обеспокоенный форматом летней практики в Петергофе в нынешних сложных эпидемических условиях. Родителя беспокоит очный формат практики.

    Разъяснялось, что учебным планом основной образовательной программы специалитета «Лечебное дело» во втором семестре предусмотрена биолого-экологическая практика. В соответствии с календарным учебным графиком, эта практика проводится в период с 25.06.2021 по 15.07.2021, обычно — в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге в июне 2021 года руководством медицинского факультета СПбГУ предложено проведение производственной биолого-экологической практики обучающихся образовательной программы «Лечебное дело» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предложение принято, формат практики изменен.

    Обучающийся интересуется возможностью посещения лекции Т. В. Черниговской в качестве вольнослушателя. Разъяснялось, что в соответствии с «Порядком освоения...», утвержденным приказом от 04.02.2019 № 798/1, обучающиеся СПбГУ имеют право на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). При этом осваиваемая образовательная программа должна осваиваться обучающимися в полном объеме.

    Для освоения других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в СПбГУ, с прохождением промежуточной аттестации по ним обучающийся до начала занятий по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) подает заявление в адрес первого проректора по учебной и методической работе. Освоение других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в СПбГУ, возможно только при соблюдении условий, перечисленных в п. 5 указанного Порядка.

    Однако студенты СПбГУ должны помнить и с пониманием относиться к тому, что в ряде случаев может отсутствовать организационно-техническая возможность допуска к посещению занятия, не включенного в учебный план программы, по которой обучается студент (например, требования к предельной численности студентов, противоэпидемические требования при аудиторном формате занятий, мотивированный отказ преподавателя, несовпадение в расписании учебных занятий и т. п.).

    По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, промежуточная и итоговая аттестация проходят в соответствии с расписанием, с применением информационно-коммуникационных технологий и / или в смешанном формате.

    В отношении формата зачетов, экзаменов и практик по программам СПО по физкультуре: в связи со сложной эпидемиологической обстановкой директором колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии предлагается с 25.06.2021 проводить зачеты и экзамены, в том числе по учебной практике (19 групп), с использованием платформы Microsoft Teams. С уполномоченными должностными лицами предложение согласовано, решение принято. Обучающиеся и преподаватели проинформированы.

    Отмечалось, что в случае заболевания коронавирусной инфекцией кого-то из студентов и наличия контактов с заболевшим студентов учебной группы во время аудиторных занятий или промежуточной аттестации вся группа направляется на карантин, соответственно, формат занятий, зачета или экзамена меняется с аудиторного на удаленный с использованием ИКТ.

    В социальных сетях появилась информация о том, что у обучающихся по направлениям география, геология, геоэкология и почвоведение несвоевременно отображаются оценки в электронной зачетной книжке (в личном кабинете) обучающихся. По этой информации была проведена проверка, по результатам которой установлено следующее.

    Согласно п. 4.3.6 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1 (далее — Правила обучения), и п. 6 Приложения № 2 к приказу первого проректора по учебной и методической работе «О новой редакции приказа от 10.12.2013 № 4515/1 "О порядке проведения промежуточных аттестаций студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования"» от 02.06.2021 № 5951/1 (далее — Приложение № 2), ведомости и протоколы выдаются сотрудником учебного отдела преподавателю, принимающему экзамен (зачет), одному из членов аттестационной комиссии либо сотруднику, уполномоченному заместителем начальника учебного управления по соответствующему направлению или иным уполномоченным ректором должностным лицом.

    В соответствии с п. 4.3.7 Правил обучения и п. 8 Приложения № 2, в случае если экзамен (зачет) принимается в устной форме, заполненные ведомости или протоколы сдаются лично преподавателем или одним из членов аттестационной комиссии сотруднику учебного отдела в день проведения экзамена (зачета) или заседания аттестационной комиссии или на следующий рабочий день, если экзамен (зачет) завершился после 18:00 (для студентов очной формы обучения).

    На основании п. 4.3.8 Правил обучения и п. 9 Приложения № 2, в случае если экзамен (зачет) принимается в письменной форме, заполненные ведомости или протоколы сдаются лично преподавателем или одним из членов аттестационной комиссии сотруднику учебного отдела на следующий рабочий день после объявления результатов (показа работ).

    Однако по указанным направлениям не все ведомости были получены преподавателями перед проведением зачетов или экзаменов и возвращены в учебный отдел в установленные Правилами обучения сроки.

    • 03.06.2021 проводился экзамен по модулю «Водные объекты полярных и горных территорий» (дисциплины: Гидроэкология и устойчивость водных экосистем полярных регионов; Разномасштабное моделирование; Трансформация компонентов цикла углерода в зоне взаимодействия океан — суша; Гидрология горных районов; Практикум по геохимическим анализам), преподавателем В. В. Федоровой ведомость не представлена в учебный отдел (по состоянию на дату совещания)
    • 02.06.2021 — экзамен по дисциплине «Геофизическая аппаратура», преподаватель В. В. Половков ведомость в учебный отдел не представил (по состоянию на дату совещания)
    • 01.06.2021 — экзамен по дисциплине «Учебная практика» (научно-исследовательская работа); преподаватели: С. Б. Шишлов, С. Е. Сутормин, М. А. Ткаченко, В. А. Лушпеев, И. А. Алексеев; ведомость по состоянию на 25.06.21 не возвращена в учебный отдел
    • 31.05.2021 проводился экзамен по элективной дисциплине «Устойчивое развитие городов», преподаватель Н. Г. Бобылев ведомость не получил и оценки не выставил в установленный срок, ведомость была представлена в учебный отдел 09.06.2021
    • 14.05.2021 — экзамен по дисциплине «Экономическая геология», преподаватель С. В. Петров, ведомость не сдана (по состоянию на дату совещания)
    • 11.05.2021 — экзамен по дисциплине «Бассейновый анализ и минерагения осадочных бассейнов», преподаватели И. К. Котова, Г. А. Черкашев, В. Б. Ершова до сих пор ведомость не сдали (по состоянию на дату совещания)

    Руководствуясь п. 4.3.10 Правил обучения, результаты промежуточной аттестации должны быть перенесены сотрудниками учебного отдела из зачетных, экзаменационных, аттестационных ведомостей и протоколов заседания аттестационных комиссий в учебные карточки студентов и иные предусмотренные локальными актами Университета документы не позднее трех рабочих дней после сдачи преподавателем ведомости сотрудникам учебного отдела.

    По просьбе преподавателей ведомости по отдельным дисциплинам были направлены сотрудниками учебного отдела по корпоративной электронной почте. Однако не все преподаватели вернули заполненные ведомости в учебный отдел в установленные сроки, даже после напоминания. Таким образом, причиной несвоевременного отражения оценок обучающихся в электронной зачетной книжке является несоблюдение преподавателями сроков представления ведомостей сотрудникам учебного отдела.

    По поручению первого проректора по учебной и методической работе директор Института наук о Земле предупредил научно-педагогических работников о необходимости соблюдать установленные Правилами обучения сроки сдачи ведомостей сотрудникам учебного отдела. Из-за подобного нарушения сроков студенты не могут своевременно узнать результаты промежуточной аттестации, это создает напряженную ситуацию у самих студентов, а также не позволяет сотрудникам учебного управления своевременно выполнять свои обязанности и организовывать работу по результатам промежуточной аттестации (перевод на другой курс, формирование дополнительной сессии, назначение стипендий и т. д.).

    Нужно помнить, что неисполнение требований локальных нормативных актов СПбГУ (в том числе различных приказов по организации образовательной деятельности) является основанием для применения к нарушителям мер дисциплинарной ответственности.

    19–25 июня проведены защиты ВКР у 507 обучающихся аспирантуры, бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования:

    Направление Аспирантура Бакалавриат и специалитет Магистратура СПО Итог
    Биология 21 - - - 21
    Востоковедение и африканистика - 51 - - 51
    Журналистика и массовые коммуникации 9 - - - 9
    Науки о Земле 18 - - - 18
    История 22 1 - - 23
    Физическая культура - - - 72 72
    Медицина 3 - - - 3
    Международные отношения 31 - - - 31
    Менеджмент 6 40 52 - 98
    Политология 7 - - - 7
    Психология - - 1 - 1
    Социология 6 - - - 6
    Стоматология и медицинские технологии 1 - - - 1
    Физика 20 - - - 20
    Филология 6 102 16 - 124
    Экономика 19 - - - 19
    Юриспруденция 3 - - - 3
    Итог 172 194 69 72 507

    Прошли заседания 303 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК):

    Направление ГЭК по приему государственного экзамена ГЭК по защите ВКР или итоговая ГЭК Итог
    Биология - 10 10
    Востоковедение 14 15 27
    Журналистика 2 9 11
    Искусства - 13 13
    История - 24 24
    Физическая культура - 14 14
    Математика и компьютерные науки - 4 4
    Математика и механика - 17 17
    Медицина 14 15 29
    Международные отношения 1 17 18
    Менеджмент - 16 16
    Науки о Земле - 6 6
    Политология - 2 2
    Процессы управления - 14 14
    Психология 3 11 14
    Связи с общественностью - 3 3
    Социология - 1 1
    Стоматология и медицинские технологии - 1 1
    Физика - 20 20
    Филология 10 19 29
    Философия 2 17 19
    Химия - 1 1
    Экономика - 3 3
    Юриспруденция 2 5 7
    Итог 47 256 303

    Из 507 защитивших ВКР получили оценки «отлично» — 353 человека (69,6 %), «хорошо» — 122 (24,1 %), «удовлетворительно» — 29 (5,7 %), «неудовлетворительно» — 3 (0,6 %):

      Аспирантура Бакалавриат и специалитет Магистратура СПО Итог
      Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Удовлетворительно Хорошо Отлично Удовлетворительно Хорошо Отлично
    Биология - 1 2 18 - - - - - - - - - - 21
    Востоковедение и африканистика - - - - 2 1 4 44 - - - - - - 51
    Журналистика и массовые коммуникации - - 1 8 - - - - - - - - - - 9
    Науки о Земле - 1 3 14 - - - - - - - - - - 18
    История 1 1 6 14 - - 1 - - - - - - - 23
    Физическая культура - - - - - - - - - - - 13 24 35 72
    Медицина - - - 3 - - - - - - - - - - 3
    Международные отношения - 1 5 25 - - - - - - - - - - 31
    Менеджмент - - 2 4 - 5 23 12 3 24 25 - - - 98
    Политология - - 1 6 - - - - - - - - - - 7
    Психология - - - - - - - - 1 - - - - - 1
    Социология - - - 6 - - - - - - - - - - 6
    Стоматология и медицинские технологии - - - 1 - - - - - - - - - - 1
    Физика - - 3 17 - - - - - - - - - - 20
    Филология - - 1 5 - 1 16 85 - 6 10 - - - 124
    Экономика - 1 - 18 - - - - - - - - - - 19
    Юриспруденция - - - 3 - - - - - - - - - - 3
    Итог 1 5 24 142 2 7 44 141 4 30 35 13 24 35 507

    Поступило два заявления в апелляционные комиссии по результатам защиты ВКР от обучающихся бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика», которые пока находятся на рассмотрении.

    Реализация соглашения между СПбГУ и МГУ в области дистанционного обучения

    Между СПбГУ и МГУ заключено соглашение о взаимодействии в сфере взаимного использования онлайн-курсов. Преподаватели и студенты СПбГУ могут на бесплатной основе использовать онлайн-курсы МГУ при реализации учебной дисциплины (в рамках основной образовательной программы) как частично, так и полностью заменяя дисциплину онлайн-курсом МГУ. Либо в рабочей программе дисциплины (РПД) основной образовательной программы СПбГУ соответствующий онлайн-курс МГУ может быть рекомендован студентам СПбГУ как дополнительный ресурс для обучения. Онлайн-курсы СПбГУ могут предлагаться студентам МГУ для аналогичного использования.

    Механизм действия соглашения предполагает, что список рекомендованных для взаимного использования онлайн-курсов МГУ и СПбГУ согласовывается уполномоченными должностными лицами МГУ и СПбГУ. Каждый из вузов определяет список рекомендованных на учебный период онлайн-курсов вуза-партнера (Материалы ректорского совещания от 08.06.2021).

    Включение онлайн-курсов СПбГУ в образовательный процесс МГУ и процедура выбора курсов СПбГУ определяется МГУ самостоятельно. Предполагается, что преподаватели МГУ отбирают курсы, проводят экспертизу на предмет соответствия онлайн-курса читаемой дисциплине с тем, чтобы использовать онлайн-курс СПбГУ в рамках реализации своей дисциплины.

    Далее от МГУ направляется заявка (по согласованной форме) на имя первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ с информацией о выбранном онлайн-курсе и данными студентов для их зачисления на указанный курс. Студенты МГУ обучаются в общем потоке с возможностью сдачи итоговой аттестации с прокторингом. По итогам прохождения онлайн-курсов студентам МГУ выдается сертификат СПбГУ, который размещается в их личных кабинетах. На основании сертификата студенты обращаются в учебный отдел МГУ для перезачета онлайн-курса СПбГУ.

    Механизм включения онлайн-курсов МГУ в учебный процесс для студентов СПбГУ организован на тех же принципах. Преподавателю, научному руководителю программы и / или УМК по УГСН нашего Университета необходимо выбрать и рекомендовать для освоения обучающимися СПбГУ один или несколько онлайн-курсов из каталога курсов, представленных МГУ на платформе «Открытое образование», затем представить эти рекомендации руководителю учебно-научного подразделения. А тот направляет первому проректору по УМР для рассмотрения обобщенные предложения по перечню онлайн-курсов МГУ по «своим» программам.

    Далее, на основе предложений директоров институтов и деканов факультетов, с учетом рабочих программ онлайн-курсов / дисциплин (представленных МГУ) формируется общий перечень / каталог рекомендованных к освоению студентами СПбГУ онлайн-курсов МГУ. Происходит взаимное согласование должностными лицами двух университетов перечня / каталога онлайн-курсов МГУ и СПбГУ, которые будут обоюдно предоставляться на учебный период. После взаимного согласования перечня / каталога онлайн-курсов МГУ, рекомендованных в Санкт-Петербургском университете, об этом перечне / каталоге информируются студенты СПбГУ, и они могут осваивать соответствующие рекомендованные онлайн-курсы МГУ на бесплатной основе.

    Общий порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ утвержден приказом проректора по учебно-методической работе № 8852 от 08.09.2017 (с последующими изменениями).

    Открылся Архивный центр СПбГУ

    25 июня в Университете состоялось открытие Архивного центра СПбГУ — новой структуры, позволяющей студентам СПбГУ проходить практику в архивах и работать с реальными заказчиками: гражданами и общественными организациями. Под руководством опытных преподавателей молодые историки смогут, например, оказывать консультационные услуги гражданам по поиску информации о их родственниках в архивах Российской Федерации.

    Архивный центр (это уже четырнадцатая клиника СПбГУ) — площадка, где студенты получают опыт реальной работы, благодаря чему работодатели — партнеры СПбГУ могут найти для себя лучшие кадры: молодых специалистов, обладающих всеми необходимыми компетенциями. СПбГУ стал первым университетом России, который внедрил в процесс обучения модель клинических практик: Юридическая клиника заработала первой в 1998 году. Сегодня в Университете также существуют Психологическая клиника, Центр финансовой грамотности, Социологическая клиника прикладных исследований и другие.

    В Архивный центр СПбГУ смогут обратиться как граждане, так и представители общественных организаций и государственных учреждений за помощью в проведении поиска в архивах интересующей их информации (генеалогия, справки о населенных пунктах, справки о предприятиях и учреждениях), а студенты смогут отработать практические навыки архивного поиска. Кроме того, на базе Архивного центра планируется разработка учебно-методических комплексов по архивному делу, организация семинаров, мастер-классов, круглых столов и конференций.

    «Человек на протяжении своей жизни неизбежно сталкивается с необходимостью обращаться к архивам, но не всегда может понять, куда именно стоит адресовать конкретный вопрос, — объяснил кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического регионоведения СПбГУ, руководитель Архивного центра СПбГУ Николай Штыков. — Студенты Университета, которые обучаются по программам исторического профиля, обладают всеми необходимыми навыками работы с различными архивными документами и поэтому могут оказать содействие в таких вопросах. Естественно, под руководством опытных преподавателей».

    В рамках торжественной церемонии открытия Архивного центра СПбГУ Университет заключил соглашение о сотрудничестве с архивным комитетом Санкт-Петербурга и Архивным управлением Ленинградской области.

    СПбГУ награжден орденом «Полярная звезда»

    По решению от 15 июня президента Монголии Халтмаагийн Баттулга СПбГУ награжден государственным орденом Монголии «Полярная звезда» (фото). Это высшая награда Монгольской Республики. Орден учрежден в 1936 году. Знаки ордена изготовлены из серебра и позолочены. Орденом «Полярная звезда» награждаются военнослужащие, гражданские лица и организации за заслуги перед Монголией. Это наиболее распространенный орден за большие достижения в развитии народного хозяйства, культуры, образования, здравоохранения.

    В настоящее время действует соглашение о сотрудничестве СПбГУ с Министерством образования, культуры, науки и спорта Монголии, в рамках которого стороны договорились о совместной работе с целью поддержки образовательной и исследовательской деятельности в области монголоведения в СПбГУ.

    После создания факультета восточных языков в Петербургском университете в 1855 году кафедра монгольского и калмыцкого языка, входившая в монголо-калмыцко-маньчжурский разряд (один из пяти, по которым тогда было организовано обучение студентов), стала одной из первых по направлению «Востоковедение».

    Специалисты кафедры монголоведения и тибетологии пользуются заслуженным авторитетом в таких областях востоковедения, как средневековая и современная монгольская и тибетская литература, история и историография Монголии, литература тибетского буддизма, лингвистика. Многие известные современные монголоведы и тибетологи России, которые работают в Санкт-Петербурге, Москве, Калмыкии, Бурятии, Туве, являются выпускниками СПбГУ.

    Студентам отделения преподаются современные и классические языки: монгольский, ойратский, тибетский, маньчжурский, китайский, санскрит. В обязательную учебную программу входят курсы истории монгольской литературы, истории, географии, этнографии. Текущая программа по монгольскому языку включает разные аспекты: грамматика современного и классического монгольского языка; классические тексты; современные литературно-художественные, общественно-политические, научные тексты; разговорный монгольский.

    Утверждена политика СПбГУ в области интернационализации

    Принимая во внимание, что интернационализация является одним из важных механизмов достижения Университетом мирового уровня образовательной, научной и экспертной деятельности в рамках партнерства с ведущими международными научно-образовательными центрами, был подготовлен и утвержден документ «Политика СПбГУ в области интернационализации» (приказ от 24.06.2021 № 6777/1).

    Документом предусмотрены базовые цели и приоритеты, а также задачи СПбГУ в области интернационализации, которыми должностные лица Университета смогут и должны будут руководствоваться при принятии оперативных решений в рамках своих компетенций, в том числе по вопросам планирования и исполнения Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы и достижения ее целевых индикаторов.

    Таким образом, реализация политики СПбГУ в области интернационализации предполагается путем принятия решений в кадровой, финансовой, информационной, материально-технической (ресурсной) областях в соответствии с установленными приоритетами и с учетом значений целевых показателей Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы.

    Организация приема в СПбГУ

    18 июня Университет начал прием заявлений и документов на основные образовательные программы бакалавриата и специалитета. Прием проводится исключительно в дистанционном формате. Это позволяет абитуриентам из любого региона России подать документы для поступления в Университет, не тратя средств на дорогу и проживание в Санкт-Петербурге (СПбГУ начинает прием документов на программы бакалавриата и специалитета).

    Университет в 2011 году начал процесс внедрения информационных систем «Прием» и «Личный кабинет поступающего», постепенно расширяя возможности абитуриентов по дистанционной подаче заявлений и документов. Внедрение этих информационных систем позволило в последние годы проводить прием заявлений и документов по всем уровням образования в дистанционном формате. Абитуриенты имеют возможность подать заявление о приеме, а также иные необходимые для участия в конкурсе документы (аттестаты, дипломы, грамоты, справки, иные составляющие портфолио поступающего документы и материалы) через информационную систему «Личный кабинет поступающего».

    Также в этом году Университет является участником второго этапа эксперимента по внедрению суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Этот сервис предоставляет абитуриентам возможность подать заявление и документы посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг.

    К сожалению, больше месяца в Университете не могли решить ряд технических вопросов, связанных с подключением к суперсервису и интеграцией информационных систем Университета и суперсервиса. Помог случай.

    В приемной одного из руководителей аппарата Правительства РФ ректор услышал заинтересованный вопрос молодой сотрудницы: все ли у Вас нормально с суперсервисом? Состоялся такой разговор: все плохо, будем нанимать 40–50 человек, и они будут вручную переносить заявления и документы из информационных систем Университета в суперсервис. Сотрудница обещала решить вопрос и, действительно, решила! Были переговоры и смс, в том числе рано утром и за полночь, и система заработала. Как потом выяснилось, сотрудники аппарата Правительства РФ порой ночуют прямо на работе и дело свое выполняют на отлично! Работают так, как в 2009 и 2010 годах работали наши коллеги — первый проректор И. А. Горлинский и проректор Е. Г. Бабелюк, когда они наводили порядок в организации приема в СПбГУ (Перезагрузка: Прием — прозрачный). Интеграцию информационных систем Университета и суперсервиса сотрудник аппарата правительства Юлия Левитская успешно провела в течение всего нескольких дней. Параллельно она решила еще и вопрос интеграции систем не только для СПбГУ, но и для всех вузов (включая МГУ, ВШЭ и др.). Героическая работа заслужила аплодисменты деканов, директоров и других участников ректорского совещания.

    Следует отметить, что сотрудниками аппарата Правительства РФ ведется большая работа по организации не только технической, но и организационно-методической помощи образовательным организациям, участвующим во внедрении суперсервиса, а именно: на регулярной основе проводятся организационные совещания, направляются методические рекомендации, оперативно даются необходимые консультации.

    Организация анализа работы коллектива факультета математики и компьютерных наук

    На заседании Ученого совета 27 мая 2019 года состоялось рассмотрение предложения о создании в Университете факультета математики и компьютерных наук (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 27.05.2019). По итогам состоявшейся дискуссии было принято решение о создании такого факультета и о проведении через два года комиссионной оценки состояния научно-образовательной деятельности его коллектива.

    В связи с этим предложено создать комиссию Ученого совета СПбГУ по оценке научно-образовательной деятельности коллектива факультета математики и компьютерных наук в следующем составе: председатель — директор Института истории А. Х. Даудов (он возглавлял комиссию по рассмотрению предложения о создании факультета в 2019 году), члены комиссии: председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе — Н. Г. Скворцов, председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе — Н. В. Кузнецов, председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам — С. А. Белов, по два дополнительных члена из состава каждой из постоянных комиссий Ученого совета (по представлению председателей комиссий), представитель Студенческого совета Университета (по представлению Студенческого совета Университета).

    Задачи комиссии: оценка основных результатов деятельности коллектива факультета математики и компьютерных наук в образовательной и научно-исследовательской областях на основании применяемых в СПбГУ методик и критериев, а также оценка кадрового состава научно-педагогических работников, качества поступающих на соответствующие образовательные программы и т. д. в сравнении с близкими по профилю деятельности подразделениями СПбГУ и других высших учебных заведений. Предполагается, что итоги работы комиссии будут заслушаны на сентябрьском заседании Ученого совета СПбГУ.

    О действиях СПбГУ в связи с признанием нежелательной на территории Российской Федерации деятельности Бард-колледжа (Bard College), США

    В 1997 году руководством СПбГУ было подписано соглашение об академическом обмене с Бард-колледжем (США). 1 ноября 1998 года был заключен договор между СПбГУ и Бард-колледжем «О сотрудничестве по созданию Смольного колледжа свободных искусств и наук». Однако в результате данного сотрудничества Смольного колледжа свободных искусств и наук создано не было (см. также Оплатит ли Университет «выпускнице Смольного института» обучение?).

    В 2002 году руководством СПбГУ было подписано новое соглашение об академическом обмене с Бард-колледжем, предусматривающее уже создание не колледжа, а «программы академического обмена — программы международного образования». Сведений о создании и реализации такой программы в Университете тоже нет.

    В 2005 году руководством Университета был заключен новый договор между СПбГУ и Бард-колледжем — «О сотрудничестве по развитию Смольного института свободных искусств и наук». При этом подчеркиваем, что Смольный колледж / институт так и не был создан, были только договоры о той или иной форме сотрудничества (например, о студенческом обмене) СПбГУ с Бард-колледжем (США). Названия этих договоров не отражали ни реального их содержания, ни фактического положения дел (в частности, реальное отсутствие «совместной с Бард-колледжем образовательной программы» и отсутствие в структуре СПбГУ какого-либо «Смольного колледжа / института» и т. п.).

    Каких-либо других документов, в которых упоминался бы «Смольный колледж / институт» в архивах СПбГУ не было обнаружено. Что же касается приказа «О создании Смольного колледжа / института», то, как утверждают сотрудники Университета, которые ранее занимали соответствующие руководящие должности в СПбГУ, такой приказ никто из них никогда не подписывал (Создавался ли когда-нибудь в Университете «Смольный институт»?). В архивах СПбГУ такого приказа также не было обнаружено.

    Подчеркнем еще раз: все эти соглашения с Бард-колледжем, заключенные в 1997, 1998, 2002 и 2005 годах, не соответствовали действительности и противоречили действовавшему на момент подписания соглашений законодательству Российской Федерации.

    1. Образовательная программа по направлению «Искусства и гуманитарные науки», которую Бард-колледж представлял (в том числе и на своем сайте) как реализуемую на территории Российской Федерации Бард-колледжем, в действительности не являлась ни программой Бард-колледжа, ни совместной программой СПбГУ и Бард-колледжа (США), а реализовывалась только СПбГУ, несмотря на использование образовательных и методических технологий зарубежных коллег.
    2. Как следствие, озвучиваемой представителями Бард-колледжа и некоторыми сотрудниками Университета программы «двойных дипломов с Бард-колледжем» не существовало. Образовательная программа, реализуемая СПбГУ с конца прошлого века, никогда не предполагала «двойную степень» бакалавра искусств или выдачу «дипломов одинаковой степени». СПбГУ всегда реализовывал собственную образовательную программу с выдачей диплома СПбГУ лицам, успешно освоившим программу. Решение же о выдаче / не выдаче выпускникам СПбГУ еще одного диплома со стороны Бард-колледжа самостоятельно принималось только Бард-колледжем ежегодно.

      На двух заседаниях совета данной образовательной программы (совета попечителей) в 2015 году руководители СПбГУ дважды поднимали этот вопрос: в первую очередь из-за недостоверного информирования абитуриентов и студентов, поскольку периодически на встречах с абитуриентами члены коллектива ФСИН и Бард-колледжа произносили слова «наша программа совместная», «выпускники программы получают два одинаковых диплома» и т. д. Руководство СПбГУ, обращаясь ко всем участникам встреч, попросило больше не распространять такую недостоверную информацию или в договоре между Бард-колледжем и СПбГУ прямо закрепить соответствующее обязательство Бард-колледжа по выдаче вторых дипломов всем выпускникам соответствующей программы СПбГУ. Руководство Бард-колледжа этого делать не стало.

      По поводу «выдачи дипломов одинаковой степени» также необходимо отметить, что понятия «бакалавр искусств» в российском и американском образовательном процессе не являются тождественными.
    3. Незаконным являлось и указание в договорах этого периода на обязательность условия соответствия требованиям американского законодательства и аккредитующих организаций США. Ясно, что деятельность СПбГУ регулируется законодательством Российской Федерации в области образования, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также Уставом СПбГУ.
    4. Закрепленные в этих договорах условия о приеме, определении и взимании платы за обучение в СПбГУ иностранных студентов из Северной Америки — «Бард-колледж будет единственным учреждением, которое будет заниматься набором студентов для Смольного в Северной Америке» (договор от 04.11.1998) и «Бард-колледж будет определять размер платы, взимаемой с североамериканских студентов, взимать все виды оплаты за образование» (договор от 04.11.1998) (эти положения были частично скорректированы только в договоре 2005 года) — противоречили законодательству Российской Федерации об образовании в части организации приема студентов на обучение по образовательным программам в высшие учебные заведения и организации платного обучения.
    5. Противоречащими законодательству и Уставу СПбГУ являлись также положения договоров об обязательном наличии представителей Бард-колледжа в комитетах и координирующих органах, так как в соответствии с Уставом СПбГУ (в редакции на момент подписания) общие принципы организации учебной и научной работы в СПбГУ определялись Ученым советом СПбГУ, а координирующие органы создавались приказом ректора, и их полномочия определялись в положениях, принимаемых Ученым советом СПбГУ и утверждаемых приказом ректора.
    6. В договоре 2005 года в п. 1 раздела «Прямые материальные вложения в проект» есть фраза о том, что СПбГУ обязуется закрепить «на безвозмездной основе за Смольным институтом комплекс зданий дворца Бобринских». Условие заключенного 26.04.2005 договора между СПбГУ и Бард-колледжем о сотрудничестве по развитию Смольного института свободных искусств и наук о том, что «СПбГУ обязуется закрепить в установленном порядке и на безвозмездной основе за Смольным институтом комплекс зданий и территорий дворца Бобринских для осуществления предусмотренных положением о Смольном институте и настоящим договором видов деятельности», является незаконным, так как комплекс зданий и территорий дворца Бобринских, во-первых, является федеральной собственностью, которая находится у СПбГУ на праве оперативного управления, во-вторых, «установленного порядка» такой процедуры «закрепления» для СПбГУ не может быть в принципе. Таким образом, СПбГУ не мог передать «Смольному институту» данное имущество (тем более, что «Смольный институт» так и не был создан ни как структурное подразделение СПбГУ, ни как самостоятельное юридическое лицо).

    Показательный факт: в 2011 году в день открытия отремонтированного здания дворца Бобринских по прямому поручению руководства факультета на фасаде здания при входе были размещены две таблички: «Бард-колледж (США)» и «СПбГУ». Только после вмешательства ректора табличка «Бард-колледж» была снята.

    Все эти факты наглядно свидетельствовали о том, что фактически в помещениях СПбГУ работала иностранная образовательная организация (Перезагрузка: На пути к единому Университету: проректоры по направлениям, раздел «Ресурсы партнеров»).

    Несмотря на многочисленные фактические и юридические нарушения, в 1998 году руководством Университета были приняты решения о приеме студентов на обучение (первый выпуск состоялся в 2003 году). Прием продолжался и все последующие годы. В СМИ шла активная реклама, призывающая абитуриентов поступать в «Смольный институт Бард-колледжа США и СПбГУ» (например, объявление в газете «Час Пик» от 23.06.1999).

    Юридическая ничтожность подписанных договоров не мешала им оказывать влияние на жизнь Университета, организацию процесса обучения по этой образовательной программе. Поскольку для многих (администраторов, студентов, преподавателей) обучение происходило вовсе не в СПбГУ и не по образовательной программе СПбГУ, а «в Смольном колледже / институте, учрежденном Бард-колледжем и СПбГУ, по совместной образовательной программе, с выдачей двух дипломов», то все это оказывало влияние на весь процесс обучения, а некоторые должностные лица СПбГУ при принятии конкретных управленческих решений, имеющих правовое значение, многие годы регулярно нарушали требования российского законодательства.

    Эти действия руководства Университета в период 1997–2008 годов привели к тому, что на заседании попечительского совета, в котором впервые принял участие новый ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, возникла «неловкая ситуация», когда ректор Бард-колледжа и все американские и российские члены попечительского совета начали разъяснять новому ректору СПбГУ (как новенькому члену попечительского совета), что «Смольный институт» принадлежит и Бард-колледжу, и СПбГУ; что «директор Смольного института» назначается только совместным решением ректора СПбГУ и президента Бард-колледжа; что все учебно-методические и кадровые вопросы самостоятельно решаются этим директором; что в случае спорных вопросов создаются комиссии «на паритетных началах»: один представитель Бард-колледжа, один представитель СПбГУ и два представителя «Смольного института». Тогда ректор поинтересовался: «Есть ли решение соответствующего должностного лица о создании совместного вуза? Какое имущество вложил СПбГУ в качестве учредительного взноса? Получено ли согласие Росимущества на совершение таких действий? Есть ли у этого совместного института лицензия на ведение образовательной деятельности? Кому принадлежат помещения, в которых ведется образовательная деятельность? Из каких средств финансируется деятельность этого совместного института?» К сожалению, не только сразу же, но даже и через продолжительное время получить внятные ответы на эти вопросы ректору не удалось. Вместо этого неоднократно повторялись слова: «у нас так было всегда»; «у нас такие договоренности» и т. п. Тогда ректор попросил представить начальнику Юридического управления СПбГУ все учредительные документы «Смольного института» для анализа. В течение целого года тянулось представление документов. В итоге были представлены только те документы, о которых упоминалось выше.

    В результате руководству Бард-колледжа было предложено привести в соответствие с требованиями российского законодательства соглашение о сотрудничестве Бард-колледжа и СПбГУ. Переговоры со стороны СПбГУ вел И. А. Горлинский, первый проректор по учебной и научной работе. В подготовке текста соглашения принимали участие члены постоянной комиссии по правовым вопросам Ученого совета СПбГУ (профессора Ю. К. Толстой, В. С. Прохоров, Р. А. Эварестов и др.). Переговоры продолжались более года, и только 19 июня 2011 года было заключено имеющее юридическую силу соглашение между СПбГУ и Бард-колледжем о сотрудничестве в области реализации образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки».

    В 2011 году был создан факультет свободных искусств и наук СПбГУ. При создании ФСИН основными задачами, которые ставились перед руководством факультета, а до 2017 года также перед проректором Университета по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология, в том числе, были:

    • привлечь к учебному процессу лучших преподавателей всех подразделений СПбГУ (искусствоведов, философов, историков, юристов)
    • строго соблюдать требования российского законодательства и исключить из жизни факультета политизацию учебного процесса

    Такова краткая история вопроса.

    В апреле 2021 года в СПбГУ поступили запросы от ряда СМИ относительно возможного сотрудничества Университета с НКО, чья деятельность признана нежелательной на территории Российской Федерации, а также относительно использования пожертвований указанных организаций для обеспечения взаимодействия факультета свободных искусств и наук СПбГУ и Бард-колледжа. В тот же период из публикаций СМИ СПбГУ узнал о запросе Координационного совета некоммерческих организаций Российской Федерации относительно Бард-колледжа (Запрос от СМИ «Открытые медиа» о факультете свободных искусств и наук и Бард колледже).

    На этом основании заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ С. В. Андрюшин незамедлительно направил в Бард-колледж запрос: используются ли пожертвования каких-либо организаций, деятельность которых была признана нежелательной в Российской Федерации, для обеспечения взаимодействия факультета свободных искусств и наук и Бард-колледжа; является ли фонд «Открытое общество» жертвователем в эндаумент-фонд Бард-колледжа для развития программ СПбГУ по направлению «Искусства и гуманитарные науки» (половина дохода фонда оставалась в распоряжении руководства Бард-колледжа; половина переводилась в СПбГУ и расходовалась по решению руководства факультета). Также СПбГУ направил запрос в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой оценить возможность взаимодействия СПбГУ с Бард-колледжем (Материалы ректорского совещания от 17.05.2021).

    21 июня 2021 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация о признании деятельности иностранной неправительственной организации «Бард-колледж» (Bard College, США) нежелательной на территории Российской Федерации, а также сведения о направлении в Минюст информации для внесения Бард-колледжа в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, и обнародования указанных сведений.

    24 июня 2021 года из Министерства науки и высшего образования Российской Федерации поступило информационное письмо, целью которого является доведение до сведения образовательных организаций решения Генеральной прокуратуры, а также ссылка на обновленный перечень организаций, опубликованный на официальном портале Минюста и в Российской газете (письмо Министерства науки и высшего образования).

    На основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации 22 июня 2021 года заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин направил в Бард-колледж письмо о прекращении сотрудничества СПбГУ с Бард-колледжем и расторжении всех имеющихся соглашений (О разрыве взаимоотношений с Бард колледжем).

    После официального опубликования информации по Бард-колледжу были изданы приказы от 22.06.2021 № 6697/1 «О внесении изменений в приказ от 02.04.2014 № 1742/1 "О временном составе ученого совета факультета свободных искусств и наук СПбГУ"»; от 22.06.2021 № 6682/1 «О внесении изменений в приказ от 11.09.2020 № 8060/1 "Об утверждении состава научной комиссии по междисциплинарным исследованиям в области естественных и гуманитарных наук на 2020–2021 годы"», которыми представители Бард-колледжа исключены из ученого совета факультета свободных искусств и наук СПбГУ и из состава научной комиссии. Также были изданы приказы от 22.06.2021 № 6694/1 «О новой редакции пунктов приказа от 06.06.2018 № 5549/1 «Об утверждении Совета основной образовательной программы магистратуры ВМ.5670* "Кураторские исследования"»; от 22.06.2021 № 6695/1 «О новой редакции приказа от 04.10.2016 № 8020/1 «Об утверждении Совета основной образовательной программы бакалавриата СВ.5045* "Свободные искусства и науки"»; от 22.06.2021 № 6698/1 «О новой редакции пунктов приказа от 24.05.2018 № 4834/1 «Об утверждении Совета основной образовательной программы магистратуры ВМ.5620* "Музыкальная критика"», которыми представители Бард-колледжа были исключены из соответствующих советов образовательных программ.

    В связи с решением Генпрокуратуры в ходе ректорского совещания были заданы вопросы о создании нового университета на базе факультета свободных искусств и наук. Заместитель ректора по правовым вопросам напомнил, что решение Ученого совета СПбГУ по вопросу создания Университета свободных искусств и наук было принято еще 1 марта 2021 года (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 01.03.2021). В решении четко обозначена позиция Университета: новый вуз может быть создан на базе ФСИиН. После этого решения Минобрнауки был подготовлен проект дорожной карты по реорганизации СПбГУ путем выделения факультета свободных искусств и наук и создания на его базе нового университета. Последний вариант проекта дорожной карты Университет согласовал еще в мае с небольшими уточнениями технического характера.