Материалы ректорского совещания

№ 474
от 17.05.2021

    Участники совещания почтили минутой молчания память почетного профессора Р. А. Янсона.

    Заседание координационных комитетов «Петербургского диалога»

    15 мая в Берлине состоялась встреча российского и немецкого координационных комитетов росийско-германского форума «Петербургский диалог». В ней приняли участие заместитель председателя российского координационного комитета, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, ответственный секретарь комитета, директор дирекции форума «Петербургский диалог» А. О. Васильева (Цифровизация, международное сотрудничество и дорожная карта для гражданских обществ: что обсуждали эксперты «Петербургского диалога» в 2020 году) и заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин.

    В ходе переговоров немецкой стороной был затронут вопрос о том, что в Российской Федерации некоторые общеевропейские НКО признаны иностранными агентами. По мнению немецкой стороны, это затруднит работу форума или даже полностью его парализует, так как члены правления «Петербургского диалога» с немецкой стороны входят в руководящие органы таких организаций. Председатель координационного комитета форума с российской стороны В. А. Зубков подчеркнул, что иностранный агент — это не враг, а юридический статус, который определяет права и обязанности организации. Подобная практика существует во многих странах, в том числе в США.

    Заместитель председателя координационного комитета форума с российской стороны Н. М. Кропачев напомнил немецким коллегам, что и в Германии есть список российских участников «Петербургского диалога», которые находятся под санкциями и не могут участвовать в мероприятиях форума. Так, в 2019 году немецкой стороной фактически был сорван форум ректоров России и Германии в Казани, так как среди участников российской делегации был представитель, который признан в Германии нежелательной персоной. В Казань приехал лишь один немецкий ректор. Он публично извинялся за своих коллег. Кроме того, несколько ректоров прислали письменные извинения и объяснили свое отсутствие на мероприятии в Казани настоятельными рекомендациями представителей государственных органов Германии. В сентябре в онлайн-формате должна состояться очередная встреча ректоров России и Германии. К нашему сожалению, один из российских ректоров не сможет принять в ней участие. Еще один пример: в этом году в ходе обновления состава российских участников «Петербургского диалога» из состава был исключен наш коллега, который находится под санкциями.

    После этого стороны перешли к конструктивному обсуждению вопросов сотрудничества в области здравоохранения, образования, науки, экономики и других сфер.

    Об индикаторах программы развития СПбГУ

    Новая программа развития СПбГУ на 2021–2030 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ, предусматривает реализацию 33 мероприятий в рамках шести глобальных задач, коррелирующих с национальными целями развития Российской Федерации, установленными Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, положениями национального проекта «Наука и университеты» и государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также ряда иных федеральных документов стратегического развития (Материалы ректорского совещания от 11.05.2021).

    Исполнение отмеченных задач будет оцениваться по 23 независимым целевым показателям (индикаторам), затрагивающим отдельные основные направления деятельности СПбГУ: по восьми показателям образовательного сектора, по шести показателям кадрового сектора, по пяти показателям сектора научных исследований (за исключением одного вложенного — 14.1), по трем финансовым и одному инфраструктурному показателю. Некоторые показатели аналогичны общероссийским, широко использующимся в настоящее время Минобрнауки России (в том числе при проведении конкурсных процедур с участием вузов), но большинство разработано индивидуально для СПбГУ в целях обеспечения возможности наиболее достоверной оценки реальных достижений Университета. Система показателей выстроена на основе принципов содержательной целостности, прозрачности и верифицируемости, предусматривающих внутренние перекрестные соответствия показателей и исключающих возможность манипулирования отчетностью для искусственного завышения их значений, чем зачастую злоупотребляли прочие организации. Не в последнюю очередь благодаря методологическим преимуществам системы показателей был достигнут успех в утверждении Программы развития СПбГУ.

    Следующие показатели могут быть отнесены к ключевым, так как их исполнение зависит от согласованных действий всего коллектива работников Университета.

    • Показатель № 5 «Доля научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов» — не менее 6 % по итогам 2021 года, 15 % по итогам 2024 года и 17 % по итогам 2030 года. В 2020 году указанная доля составляла 4 %.
    • Показатель № 6 «Доля обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, проходящих обучение по индивидуализированным образовательным траекториям» — не менее 20 % по итогам 2021 года, 28 % по итогам 2024 года и 50 % по итогам 2030 года. В 2020 году указанная доля составляла 19 %.
    • Показатель № 9 «Количество основных образовательных программ, прошедших общественную аккредитацию» — не менее 15 единиц по итогам 2021 года, 20 единиц по итогам 2024 года и 25 единиц по итогам 2030 года. В 2020 году количество подобных программ составляло 15 единиц.
    • Показатель № 12 «Доля доходов от реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения в общем объеме доходов от образовательной деятельности» — не менее 11 % по итогам 2021 года, 15 % по итогам 2024 и 2030 годов. В 2020 году указанная доля составляла 10 %.
    • Показатель № 14 «Общее количество патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, зарегистрированных за отчетный год» — не менее 691 единицы по итогам 2021 года, 788 единиц по итогам 2024 года и 1043 единиц по итогам 2030 года. В 2020 году общее количество полученных патентов и свидетельств СПбГУ на объекты интеллектуальной собственности составляло 640 единиц.
    • Показатель № 18 «Увеличение доли аспирантов, представивших к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по сравнению с показателем по итогам 2018 года» — не менее 20 % по итогам 2021 года, 110 % по итогам 2024 года и 150 % по итогам 2030 года. В 2020 году указанная доля составляла 7 %.
    • Показатель № 21 «Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки» — 0,20 по итогам 2021 года; 0,36 по итогам 2024 года и 1,24 по итогам 2030 года. В 2020 году указанное отношение составляло 0,10.

    Помимо приведенных выше, в системе показателей присутствуют элементы, характеризующие результаты деятельности конкретных должностных лиц СПбГУ, и прежде всего — проректоров и руководителей отдельных подразделений. Информация о показателях, достижение целевых значений по которым напрямую ассоциируется с должностными лицами, была доведена до сведения последних на установочных совещаниях. Разграничение зон компетенций должностных лиц было также зафиксировано расширенной конфигурацией Плана реализации мероприятий программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы (приложение № 1 к распоряжению от 26.04.2021 № 1069‑р).

    В целом необходимо учитывать, что от исполнения установленных показателей напрямую зависит объем предоставляемой Университету целевой субсидии на реализацию программы развития, составляющий 1,3 млрд рублей ежегодно. При отклонении в меньшую сторону штрафные санкции могут исчисляться на основе алгоритма долевого списания по мероприятиям (финансирование которых расписано в приложении № 2 к распоряжению от 26.04.2021 № 1069‑р), что приведет к значительным финансовым потерям — от 13 млн рублей (1 % общего годового объема бюджетных ассигнований) до 650 млн рублей (эквивалента объема годового внебюджетного софинансирования программы). Учитывая изложенное выше, для упорядочения внутреннего взаимодействия и фиксации ответственности должностных лиц в настоящее время готовится проект соответствующего ректорского приказа. Директора и деканы представят свои предложения по организации работы в Университете по выполнению показателей программы развития СПбГУ до 25.05.2021.

    Об установке памятника жертвам COVID-19

    Как известно, в марте 2021 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник врачам, погибшим в пандемию коронавируса (РБК: В Петербурге открыли памятник погибшим в пандемию врачам).

    Скульптура «Печальный ангел» авторства известного петербургского скульптора Романа Шустова, скончавшегося от COVID-19, украсила набережную реки Карповки неподалеку от Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова.

    В обозримом будущем в Санкт-Петербурге появится еще один мемориал в память обо всех петербуржцах — жертвах коронавирусной инфекции.

    В последние месяцы несколько человек предлагали ректору СПбГУ поставить подпись под различными коллективными обращениями за установку мемориала в память о петербуржцах — жертвах коронавирусной инфекции.

    Н. М. Кропачев не стал подписывать какие-либо коллективные бумаги, а лично обратился к губернатору Санкт-Петербурга А. Д. Беглову с предложением установить памятник жертвам COVID-19. Безусловно, важно всегда высказывать свою личную позицию, подбирая важные для самого себя аргументы, брать ответственность, не пытаясь разделить ее на неограниченное количество лиц.

    В своем обращении к губернатору Н. М. Кропачев объяснил, почему увековечение памяти петербуржцев, погибших от COVID-19, важно для него как для руководителя Университета, учителя и коллеги которого ушли из жизни, горожанина, друзья и знакомые которого ушли из жизни в это страшное время, отца двоих детей, один из которых переболел ковидом. Николай Михайлович получил ответ губернатора, что А. Д. Беглов принял решение поддержать предложение ректора СПбГУ и других петербуржцев. Инициатива будет реализована в рамках соответствующего постановления Правительства Санкт-Петербурга.

    *Бард колледж (Bard College) – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации

    Генеральная прокуратура РФ и Бард-колледж США*

    В социальных сетях тиражируется информация о том, что ректор СПбГУ Н. М. Кропачев обратился в Генеральную прокуратуру РФ с требованием признать Бард-колледж (США) нежелательной организацией. Указанная информация не соответствует действительности. Любой желающий легко может найти достоверную информацию в Виртуальной приемной СПбГУ (Запрос от СМИ «Открытые медиа» о факультете свободных искусств и наук и Бард колледже), а также в СМИ («ТАСС»: Кудрин: вуз на базе факультета СПбГУ поможет другим университетам внедрять Liberal Arts; «Интерфакс»: СПбГУ выясняет, финансируется ли нежелательными НКО фонд американского Бард колледжа; «РИА Новости»: В России попросили проверить петербургский вуз на связь с Фондом Сороса*).

    Обращение в надзорное ведомство было направлено Координационным советом некоммерческих организаций России, после чего в Университет поступило множество запросов от СМИ («Коммерсант»: Совет НКО потребовал проверить на связи с Фондом Сороса* еще не созданный Университет свободных искусств; «РИА Новости»: В России попросили проверить петербургский вуз на связь с Фондом Сороса*; «Царьград»: «Почему только этот?»: К проверке российского вуза на связь с Фондом Сороса* возникли вопросы), которые хотели выяснить, сотрудничает ли СПбГУ с организациями, деятельность которых была признана нежелательной в РФ (Запрос от СМИ «Открытые медиа» о факультете свободных искусств и наук и Бард колледже).

    В СПбГУ о запросе Координационного совета некоммерческих организаций России узнали из СМИ («РИА Новости»: В России попросили проверить петербургский вуз на связь с Фондом Сороса*). В тот же день заместителем ректора по международной деятельности СПбГУ С. В. Андрюшиным был направлен запрос в Бард-колледж о том, используются ли пожертвования каких-либо организаций, деятельность которых была признана нежелательной в Российской Федерации, для обеспечения взаимодействия факультета свободных искусств и наук и Бард-колледжа, является ли фонд «Открытое общество»* жертвователем в эндаумент-фонд Бард-колледжа для развития программ СПбГУ по направлению «Искусства и гуманитарные науки».

    В ответе Бард-колледжа необходимой информации не содержалось (Что ответил Бард колледж о возможном финансировании ФСИиН нежелательными в РФ организациями?). В связи с продолжающимися запросами СМИ и граждан по данной теме руководством Университета 05.04.2021 было направлено обращение в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой «дать оценку возможности продолжения сотрудничества факультета свободных искусств и наук СПбГУ с Бард-колледжем (США) с точки зрения законодательства Российской Федерации». По состоянию на 17.05.2021 ответ не поступил.

    *Организация, признанная в России нежелательной.

    Изменение структуры Управления научных исследований

    В 2018 году ученые СПбГУ выполняли 171 грант РНФ, 600 грантов РФФИ, 35 грантов президента РФ, 4 мегагранта. В 2020 году ученые Университета выполняли 251 грант РНФ, 710 грантов РФФИ, 37 грантов президента РФ, 4 мегагранта под руководством ученых мирового уровня (на 190 проектов больше, чем в 2018 году). Все проекты требуют типового сопровождения со стороны административных работников Управления научных исследований (УНИ) вне зависимости от научного направления проекта.

    С 2018 года в СПбГУ функционирует центр НТИ «Центр технологий распределенных реестров СПбГУ» (срок реализации: 2018–2022 годы). На текущий момент в СПбГУ с целью решения задач и достижения результатов нацпроекта «Наука» созданы в 2019 и 2020 годах соответственно и успешно функционируют два научных центра мирового уровня: математический центр мирового уровня «Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера» (срок реализации проекта: 2019–2024 годы) и научный центр мирового уровня «Агротехнологии будущего» (срок реализации проекта: 2020–2025 годы), на базе которых не только выполняются исследования мирового уровня, но и проводится обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации.

    В рамках реализации мероприятия федеральной программы национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий в 2019 году создан и реализует программы подготовки и переподготовки кадров Международный научно-методический центр (срок реализации проекта: 2019–2021 годы).

    СПбГУ в 2020 году вошел в состав участников и партнеров консорциумов научно-образовательных центров (НОЦ): НОЦ «Инновационные решения в АПК» (Белгород) по ключевому направлению «Разработка микробиологических удобрений для управления ростом и развитием растений "Умные удобрения"»; НОЦ «Техноплатформа 2035» (Нижний Новгород), ключевыми направлениями работы которого являются инновационные производства, компоненты и материалы, интеллектуальные транспортные системы; НОЦ «Инженерия будущего» (Самара) по ключевому направлению «Искусственный интеллект».

    В 2020 году СПбГУ стал победителем конкурсного отбора заявок ведущих организаций на получение грантов на обновление приборной базы.

    В государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет» создана отдельная подсистема по управлению национальными проектами. Через «Электронный бюджет» заключаются все соглашения на предоставление субсидий ЦМУ, НОЦ, грантам президента, мегагрантам, ФЦП, на обновление приборной базы и др. В данной системе предоставляется не только финансовая, но и научная и иная отчетность по проектам СПбГУ. Организация сбора и внесение отчетных сведений — компетенция работников УНИ.

    Каждый из крупных проектов (МЦМУ «Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера», НЦМУ «Агротехнологии будущего», МНМЦ, ЦТРР) требует отдельного административного сопровождения в связи с необходимостью соблюдения условий соглашения на выделение субсидий на финансирование проектов. Деятельность каждого ЦМУ регламентирована Программой создания и развития центра, в ней зафиксированы не только целевые показатели (количество публикаций, привлеченное внебюджетное финансирование со стороны индустриального партнера, количество молодых исследователей и др.), которые требуется достигнуть к окончанию отчетного периода (ежегодно), но и перечень планируемых к проведению научных мероприятий (конференции, симпозиумы и др.), перечень реализуемых в рамках деятельности ЦМУ образовательных программ. Также требуется ежеквартальное представление статистической отчетности по деятельности ЦМУ в личном кабинете информационной системы мониторинга национальных проектов и программ в социальной сфере.

    На текущий момент в структуре УНИ — 11 отделов:

    • управление научных исследований (центральный аппарат)
    • отдел международного научно-технического сотрудничества
    • отдел организации внешнего финансирования НИР
    • консультационно-экспертный отдел
    • семь отделов по направлениям деятельности:
    • ООНИ по направлению менеджмент
    • ООНИ по направлениям биология, медицина, медицинские технологии и стоматология
    • ООНИ по направлению география, геология, геоэкология и почвоведение, лаборатория Чебышёва
    • ООНИ по направлениям история, психология, философия и юриспруденция
    • ООНИ по направлениям математика, механика, процессы управления, физика и химия
    • ООНИ по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика
    • ООНИ по направлениям востоковедение, журналистика, искусства и филология

    В действующей структуре в настоящее время наблюдаются: разобщенность работников УНИ различных отделов и соответственно сложности в формировании междисциплинарных проектов; отсутствие преемственности между сопровождением конкурсной заявки и запуском проекта и его сопровождением в СПбГУ; отсутствие кадровых ресурсов в УНИ в части специализированного сопровождения грантов по нацпроектам: МНМЦ, МЦМУ «Математический институт имени Леонарда Эйлера», НЦМУ «Агротехнологии будущего» и др.

    В связи с большим количеством научных проектов, требующих типового сопровождения со стороны УНИ, а также с необходимостью сопровождения крупных проектов (ЦМУ, ЦТРР, МНМЦ, мегагранты и др.) требуется переход к проектной деятельности в части сопровождения научных проектов СПбГУ. Все текущие научные проекты СПбГУ возможно распределить на пять видов с типовым сопровождением проектов: гранты фондов РНФ, РФФИ, ФЦП и др. и заявки на премии; договорная деятельность (включая научные стажировки, соискательство) и соглашения о партнерстве; внутренние проекты СПбГУ с финансированием из средств СПбГУ (Мероприятия 1, 3, 5, 8, 9); международные гранты / проекты (включая мегагранты); крупные проекты с финансированием из средств субсидий в рамках нацпроектов.

    Предлагаемая структура УНИ — это организация работы по функциональному принципу:

    • УНИ (центральный аппарат)
    • отдел сопровождения международной научной деятельности
    • отдел координации и сопровождения грантов и научных премий
    • отдел сопровождения договорной научной деятельности
    • отдел внутренних научных заказов СПбГУ
    • проектный офис национальных проектов
    • отдел стратегического планирования и аналитики

    Планируется и перераспределение функциональных обязанностей между сотрудниками УНИ. За каждым работником будет закреплено сопровождение конкретных проектов. Требуется подбор проектных менеджеров для сопровождения грантов нацпроектов. При подборе будут учитываться не только профессиональные компетенции и знания, но и навыки делового общения, доброжелательность, обучаемость, правильное целеполагание, нацеленность на достижение результата.

    Изменение структуры Управления научных исследований было поддержано участниками совещания. Предложения по этому вопросу директора и деканы представят до 25.05.2021. Все универсанты могут направлять свои предложения по возможным кандидатам для работы в УНИ и по совершенствованию структуры УНИ в адрес проректора по научной работе (science@spbu.ru).

    Об организации защит диссертаций

    Вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 24 февраля 2021 года № 118, отменяющий старую номенклатуру научных специальностей, по которым идут защиты диссертаций на соискание ученой степени, и вводящий новую номенклатуру (при этом паспорта научных специальностей не были приложены, они будут утверждены позже).

    Пункт 3 этого приказа предоставлял разрешение продолжать работать созданным диссертационным советам в течение 18 месяцев. Системе диссертационных советов ВАК это разрешение давало 100 % гарантию правомочности продолжения дальнейшей работы, так как они были созданы ранее.

    Для диссертационных советов СПбГУ, которые формируются практически через день, возник вопрос правомочности их формирования после 17 апреля 2021 года по старой номенклатуре научных специальностей.

    Действовать было решено по двум направлениям. В адрес министра был направлен запрос о возможности формирования диссертационных советов после 17.04.2021 по старой номенклатуре. И было дано поручение директорам и деканам о представлении новых научных специальностей для формирования перечня по новой номенклатуре. Когда Минобрнауки России введет паспорта научных специальностей, в тот же день СПбГУ может начать принимать диссертации по новой номенклатуре в тех случаях, когда уже сданные кандидатские экзамены действительны.

    Получен ответ из Минобрнауки России о правомочности формирования новых диссертационных советов СПбГУ по старым научным специальностям в течение 18 месяцев. 13 мая 2021 года издан приказ СПбГУ, учитывающий это разъяснение.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 53 обращения от студентов и преподавателей (в том числе 19 вопросов учебно-методического характера), 34 обращения поступило на электронную почту проректора.

    Обращения на различные темы: о проведении государственных экзаменов в 2021 году, о проблемах с доступом к электронным ресурсам СПбГУ, об объеме ВКР программы бакалавриата, о сопровождении родственником при прилете из Казахстана для сдачи экзаменов, о переводе, о возможности сдачи экзаменов в осеннюю сессию 2021 года в формате онлайн, об отчислении, о возможности пересмотра оценки по предзащите ВКР, о предоставлении академического отпуска, о формате проведения летней промежуточной аттестации, о возможности выдачи сертификата о повышении квалификации, о сроках проведения зачета по НИР, о формате проведения занятий, о сдаче зачета в рамках онлайн-курса с применением системы прокторинга, о выставленной оценке, об отчислении с обучения по дополнительной образовательной программе, о выдаче документов из личного дела, об отсутствии отображения результатов по онлайн-курсу, об уважительной причине возникновения академической задолженности, о результатах кандидатского экзамена.

    На все обращения обучающихся своевременно подготовлены ответы должностных лиц, руководителей различных служб Университета и руководителей учебно-научных подразделений.

    По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Было отмечено, что обучающаяся первого курса бакалавриата по направлению «Реставрация», которая находится в Республике Казахстан, направила заявление в адрес первого проректора по учебной и методической работе с вопросом о возможности пересечения сухопутной границы РФ вместе с сопровождающим (близким родственником). Заявитель запросил список документов, необходимых для представления в Университет, для организации пересечения границы РФ ее родственником.

    В ответ на вопрос даны следующие разъяснения. На основании инструкции, опубликованной на сайте СПбГУ, студентка из Казахстана может подать заявку на пересечение сухопутной границы РФ как обучающаяся СПбГУ. В соответствии с п. 14 п. 2 распоряжения Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, родственница (бабушка) как сопровождающий член семьи может пересечь границу РФ только через воздушные пункты пропуска РФ с целью въезда «Частная».

    Несколько обращений поступило от студентов с просьбой разъяснить содержание приказа о формате проведения летней промежуточной аттестации: приказ СПбГУ от 30.04.2021 № 4567/1 «О продлении действия порядка проведения промежуточной аттестации, утвержденного приказом от 11.12.2020 № 11231/1 "Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году"». В обращениях ставится вопрос, означает ли данный приказ, что проведение летней сессии будет исключительно в дистанционном формате по всем образовательным программам.

    По обращениям даны разъяснения, что в соответствии с приказом № 4567/1 от 30.04.2021 «О продлении действия порядка проведения промежуточной аттестации, утвержденного приказом от 11.12.2020 № 11231/1 "Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году"» действие приказа от 11.12.2020 № 11231/1 «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году» распространяется на проведение летней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году.

    В соответствии с данным порядком, проведение летней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года возможно как в помещениях СПбГУ (то есть в аудиторном формате или в смешанном формате, включающем аудиторные зачеты / экзамены), так и с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основании п. 1.2 порядка, промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном в Университете порядке расписанием промежуточной аттестации (зачетов, пересдач зачетов, экзаменов, пересдач экзаменов и иных аттестационных испытаний), размещенном в ИС «Электронное расписание» на странице портала. Информация о формате зачета / экзамена отражается в ИС «Электронное расписание».

    Формат промежуточной аттестации установлен с учетом формата, в котором проводились учебные занятия. Информация о формате занятий по образовательным программам и направлениям подготовки регулярно размещалась в отчетах о ректорских совещаниях и ответах в Виртуальную приемную, а также отражена в Электронном расписании.

    В адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило обращение от обучающихся второго курса магистратуры, осваивающих образовательную программу «Экономика и управление на предприятии» о преподавании дисциплины «Стратегический менеджмент» и отмене результатов сдачи экзамена. У студентов были претензии в отношении объема практических навыков, формируемых при изучении курса, оценки преподавателем качества выступлений студентов, они писали о несоответствии тем курса и материалов, предоставленных в системе Blackboard и другие.

    В результате проведенной проверки на основании представленных копий страниц курса, размещенного в системе Blackboard, а также методических материалов было установлено:

    • занятия и мероприятия промежуточной аттестации проводились в соответствии с утвержденным расписанием
    • методика оценивания применялась в соответствии с требованиями, указанными в рабочей программе
    • материалы курса в системе Blackboard по названиям соответствуют разделам, указанным в учебной программе дисциплины «Стратегический менеджмент»
    • рабочая программа дисциплины содержит список обязательной литературы (три источника), список дополнительной литературы (30 источников) и список иных информационных источников (15 источников)

    Нарушений в проведении экзамена не выявлено, оснований для отмены результатов нет. Согласно приложенной информации из системы Blackboard, из пяти студентов, подписавших заявление, два студента крайне мало работали в системе Blackboard, где были размещены материалы по курсу, ссылки на источники, еще два студента совсем не работали в системе Blackboard. Следует отметить, что в период реализации дисциплины студенты по вопросу качества преподавания к декану и в учебное управление не обращались.

    Наряду с проводимой проверкой заместитель декана экономического факультета Ю. Н. Гузов, председатель УМК В. О. Титов, научный руководитель программы Ю. В. Крылова организовали встречу со студентами (в онлайн-формате). Возникшие вопросы были обсуждены и урегулированы. По результатам встречи студенты отозвали свое заявление.

    В настоящее время промежуточная аттестация по дисциплинам, реализуемым в формате массовых открытых онлайн-курсов, осуществляется с использованием системы прокторинга «Экзамус», позволяющей идентифицировать личность сдающего и следить за прохождением итогового тестирования по онлайн-курсу. С помощью системы «Экзамус» создаются видеозаписи выполнения студентами экзаменационных заданий по онлайн-курсу, которые в последующем проверяются в ручном режиме специалистами компании «Экзамус» (прокторами) на предмет соответствия правилам проведения аттестации (далее — правила).

    Эти правила доводятся до обучающихся путем рассылки соответствующих информационных сообщений (инструкций) сотрудниками учебного управления, присутствуют в соответствующих разделах онлайн-курсов, а также доводятся до студентов непосредственно перед началом экзамена как на соответствующей странице на платформе, так и в рамках рассылки, осуществляемой с платформы.

    После завершения прохождения промежуточной аттестации по дисциплине, реализуемой с использованием онлайн-курсов, прокторы просматривают видеозаписи и выявляют наличие нарушений правил. По результатам такой проверки фиксируется статус прокторинга: положительный или отрицательный (при отсутствии или наличии нарушений соответственно). При этом в рамках взаимодействия компании «Экзамус» и образовательной платформы «Открытое образования» сложилась и реализуется следующая практика работы со всеми вузами: платформа «Открытое образование» получает статус результата прокторинга «Экзамус» после проведения аттестации и автоматически направляет письмо обучающемуся о статусе прокторинга и итоговой оценке (положительный или отрицательный статус прокторинга), сообщая, что данные результаты носят предварительный характер, и что окончательная оценка выносится вузом.

    В рамках работы по сопровождению текущей сессии ЦРЭОР СПбГУ организовано взаимодействие с разработчиками платформы «Открытое образование» и «Экзамус», по итогам которого осуществлена корректировка формы работы: сообщения, которые носят предварительный характер и не являются информацией о получении или неполучении зачета, не будут рассылаться обучающимся СПбГУ. Доработку программного кода осуществляют разработчики платформы «Открытое образование».

    Помимо этого, в период с 12 по 13 мая была зафиксирована некорректная работа платформы «Отрытое образование» при проведении итоговой аттестации по онлайн-курсам, реализуемым на НПОО с использованием системы прокторинга «Экзамус» (в том числе и на онлайн-курсах СПбГУ).

    В связи с большим количеством обращений студентов СПбГУ о проблемах с открытием доступа к экзамену на платформе «Открытое образование» (в том числе и в приложении «Экзамус»), поступивших в адрес ЦРЭОР, СПбГУ было организовано оперативное взаимодействие с разработчиками и представителями платформы «Открытое образование» и «Экзамус».

    Обращения студентов СПбГУ позволили определить некоторые систематические ошибки работы платформы «Открытое образование» и поставить перед разработчиками платформы задачу по исправлению ситуации.

    В результате взаимодействия установлено, что эта техническая проблема присутствовала в системе с момента последнего обновления платформы «Открытое образование» (в сентябре 2020 года) и проявлялась ранее и у других вузов, однако не имела массового характера, и проблемы, возникающие у студентов, решались в ручном режиме путем перенастройки аттестаций. При этом в период с 12 по 13 мая в СПбГУ проводилось 39 (!) аттестаций в рамках онлайн-курсов (22 аттестации 12 мая и 17 аттестаций 13 мая). Весной 2020 года промежуточную аттестацию по дисциплинам, реализуемым с использованием онлайн-курсов, проходили около 3700 обучающихся СПбГУ. В этом учебном году с учетом увеличения общего количества используемых онлайн-курсов число обучающихся, которые проходят аттестацию в рамках онлайн-курсов, существенно увеличилось (в предыдущую сессию их было более 22000). Статистика весенней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года будет представлена после ее окончания. Очевидно, что увеличение численности обучающихся напрямую влияет на возрастание числа разного рода обращений и жалоб обучающихся.

    13 мая по состоянию на 15:00 проблема со сбоем на платформе «Открытое образование» была устранена разработчиками платформы во взаимодействии со специалистами ЦРЭОР СПбГУ и системы «Экзамус». 14 мая при взаимодействии с Учебным управлением СПбГУ сотрудниками Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ была осуществлена рассылка сообщения всем студентам СПбГУ, проходившим промежуточную аттестацию в рамках онлайн-курсов 12 и 13 мая, с информацией о возможности сдать зачет в другое время ввиду технического сбоя работы платформы «Открытое образование».

    По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, обучение проходит в обычном режиме, согласно расписанию — с применением информационно-коммуникационных технологий и в смешанном формате. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке.

    К декану факультета международных отношений поступило два письма от студентов бакалавриата. Первое — от студента из Турции по поводу получения сертификата онлайн-курса, размещенного на международной образовательной платформе Coursera. Студент получил подробный ответ. Второе — от студентов первого курса по поводу получения зачета по рекомендованному онлайн-курсу СПбГУ «Всеобщая история, часть 2». Об обращении студентов декан сообщила в учебный отдел по направлению «Международные отношения», и проблема была устранена.

    Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Обсуждались вопросы организации образовательного процесса и проведения занятий. Проблем не отмечено. Некоторые руководители учебно-научных подразделений встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводили.