«Цифра», устойчивое развитие и мусор как искусство: новые вызовы международных дизайн-коммуникаций

В каком направлении должно развиваться современное дизайн-образование? Как бороться с визуальным шумом? Зачем дизайнер меняет отношение к мусору?

Эти и другие вопросы обсудили ведущие практики, преподаватели, архитекторы — участники конференции «Дизайн-коммуникации и реклама в пространстве образования и культуры: международный опыт Италии и России». Мероприятие прошло в рамках секции «Образование» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Новое поколение дизайнеров — кто они и как их учить?

Этот вопрос стал одним из главных на пленарном заседании конференции. «Итальянский» ответ на него предложил профессор Университета Сапиенца в Риме Лоренцо Имбези, рассказав об опыте построения системы дизайн-образования в своей стране. Среди основных ее принципов он назвал коллаборацию профессионалов и студентов в условиях постиндустриального общества. При этом и учащиеся, и практики, и преподаватели должны понимать, каково в современном мире место дизайнера.

Мы можем сравнить его [дизайнера] с диджеем, который не создает музыку, а так смешивает композиции, чтобы получить что-то новое.

Профессор Университета Сапиенца в Риме Лоренцо Имбези

Его коллега из Университета Сапиенца Лоредана Ди Луккьо сформулировала главную, по ее мнению, цель дизайн-образования — передавать знания, чтобы вырастить профессионалов. Однако здесь она обнаруживает проблему: как добиться понимания студентом логики технологии дизайна? «Сейчас наше внимание сосредоточено не на том, чтобы найти решение в какой-то конкретной ситуации, — заметила Лоредана Ди Луккьо, — а на том, как научить студента разрабатывать дизайн-стратегии с учетом нескольких переменных, среди которых и поведение потребителя, и возможности рынка».

Заслуженный художник РФ первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ профессор Иван Уралов предложил рассмотреть образование в куда более широком ключе. Будучи главным художником Санкт-Петербурга в течение десяти лет, он заострил внимание участников дискуссии на искажении панорам, перспектив и исторических видов Северной столицы. По словам Ивана Григорьевича, проблема облика города лежит не только в профессиональной плоскости: она касается воспитания личности. А это задача в том числе университетов. «В 90-е годы нам не удалось создать общую платформу для дискуссий об облике города. Я считаю, что сейчас ее можно сделать на базе СПбГУ, у нас для этого есть все возможности. Единая авторитетная площадка поможет донести до граждан консолидированное мнение. В обсуждение должны быть вовлечены и профессионалы, и власть, и градозащитники», — подчеркнул профессор. Схожую мысль выразила и председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова. «Наша цель — передать новым поколениям петербуржцев все лучшее, что создали наши предшественники», — сказала она.

Составить впечатление о том, в какой среде жили предыдущие генерации, можно не только по архитектурному облику городов. Не менее интересно обратиться к пространству «конструирования ценностей». Краткий экскурс в рекламу России ХVIII—ХХ веков представила профессор СПбГУ, академик Национальной академии дизайна Элеонора Глинтерник (кафедра рекламы). Она обратила внимание на необходимость изучения всего многообразия рекламных носителей, так как сегодня они представляют энциклопедию российской жизни и перманентную составляющую в культурно-историческом пространстве.


Культура городской среды: от прошлого до будущего

На круглом столе, посвященном визуальной экологии и культуре в городской среде, профессор Глинтерник продолжила тему пленарного выступления, рассказав о наружной рекламе конца XIX — начала XX века. Цитируя Анну Ахматову и Корнея Чуковского, профессор показала, что проблема визуальной экологии («загораживание фасадов вывесками») волновала горожан и профессионалов во все времена.

Действенным методом борьбы с таким «визуальным шумом» является создание эстетически гармоничной среды. Так, руководитель направления Culture & Science фонда «Сколково» Елена Пантелеева представила опыт реализации паблик-арта в городе и продемонстрировала любопытные инсталляции на улицах Сколкова, которые больше всего нравятся его обитателям и гостям.

Бывает и так, что стремление жителей облагородить городскую среду выходит за рамки реального мира. Доцент СПбГУ Александр Якунин (кафедра медиадизайна и информационных технологий) продемонстрировал коллегам результаты исследования цифрового пространства Петербурга. Проанализировав крупные городские медиа, он пришел к выводам, что наш город, вопреки стереотипам, предстает в этом контенте не только культурным, но и технически развитым. Однако злободневной социальной проблематики авторы подборок иллюстраций из Instagram и Flickr избегают. «Возможно, цель этого — намеренное приукрашивание облика города», — считает исследователь.

Мысль о том, что виртуальная реальность становится для нас все привычней, продолжил архитектор Дмитрий Шатилов. Так, по его мнению, человек уже перестает воспринимать историко-культурные памятники посредством осязания. Чтобы защитить от вандалов, их окружили заборами, а туристические тропы сегодня строго регламентированы. «Сцена, когда люди сидят на античных капителях уже невозможна: все давно огорожено», — комментирует архитектор. Однако проблемы в этом он не видит. По словам Дмитрия Шатилова, даже если через 50 лет доступ к оригиналам памятников будет только у ученых, в нашем распоряжении останется дополненная реальность. И эксперт убежден, что обыкновенный человек все чаще будет предпочитать именно ее.

Дизайн на службе устойчивого развития

Другое экспертное заседание конференции было посвящено устойчивому развитию и вопросам применения социальных инноваций в актуальной практике дизайн-образования. Открыла круглый стол эксперт Программы развития ООН, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Елена Шмелева. Она отметила, что в России саму концепцию устойчивого развития продвигать очень сложно. По ее мнению, одна из причин тому лингвистическая: сам перевод понятия sustainable development на русский язык транслирует смысл, отличный от оригинального, и это запутывает аудиторию. Среди других проблем она выделила отсутствие советов по устойчивому развитию и соответствующих центров образования. В Европе, где концепция внедряется гораздо активнее, на протяжении нескольких лет жителям эффективно удается сохранять гармоничную пространственную среду.

О ее значении для благополучия населения напомнила руководитель образовательной программы СПбГУ «Дизайн среды» Евгения Петрашень. Она презентовала междисциплинарное исследование, посвященное тому, как дизайн среды влияет на ментальное здоровье детей — самых уязвимых в этом плане представителей общества. По словам эксперта, настоящий профессионал должен хорошо понимать, что применение разных средств ландшафтного дизайна может вести к порой противоположному результату: что-то успокаивает нервную систему, а что-то стимулирует.

Важно и то и другое. Специалист обязан сохранять баланс и четко прослеживать все сценарии того, как будет чувствовать и вести себя человек в различных средах.

Руководитель образовательной программы СПбГУ «Дизайн среды» Евгения Петрашень

Примером создания такой гармоничной среды может послужить проект студентов СПбГУ, посвященный концепции развития территории кронштадтских берегов. Его представила старший преподаватель СПбГУ, архитектор Александра Толстова. По ее словам, этот участок Финского залива испытывает высокую антропогенную нагрузку, поэтому перед разработчиками стояла цель не просто создать новое место отдыха для горожан, но и сохранить экологический баланс и предотвратить размыв берегов.

Внести вклад в сохранение экологии могут не только дизайнеры среды: набирает популярность тренд на использование в дизайн-практике переработанных материалов. Доцент Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Ксения Бандорина привела в качестве иллюстрации ряд международных компаний, которые делают ставку на создание предметов мебели и одежды из океанского мусора. Тем не менее в России, по мнению Ксении Бандориной, люди пока не готовы приносить домой то, что сделано из выброшенных предметов. Дизайнеры решают эту проблему, обращаясь к арту. У них мусор переходит в разряд искусства: из него создаются инсталляции, и этот подход постепенно меняет отношение потребителя к переработанным материалам.

Данный пример хорошо иллюстрирует, что, прежде чем предлагать обществу новые смыслы, дизайнеру важно определиться со стратегией отношений с той средой, в которой он находится. Историю выстраивания такого взаимодействия представила доцент СПбГУ, научный руководитель образовательной программы «Графический дизайн», руководитель лаборатории дизайна DESIS SPbU Ксения Позднякова (кафедра дизайна) на примере школы дизайна в Университете. «В самом начале, в 2000 году, перед нами стояли вопросы: где мы? кто мы? какую пользу мы можем принести? — рассказывает она. — Со временем это понимание пришло». Постоянное участие в самых различных университетских процессах сформировало междисциплинарный подход в обучении дизайнеров, а также внесло вклад в устойчивое развитие СПбГУ. «Мы продолжаем налаживать междисциплинарные связи. Наши студенты создают визуальное сопровождение для музейных коллекций и научных конференций, инициируют социальные и художественные акции и таким образом постепенно меняют визуальное пространство классического университета», — заключила Ксения Позднякова.

Участие в круглом столе также приняли старшие преподаватели СПбГУ Светлана Витковская и Анна Дрига, директор Института дизайна РГУ имени А. Н. Косыгина Екатерина Гурова. Модератором обсуждения выступил доцент СПбГУ Алексей Бойко. Партнером мероприятия стала лаборатория дизайна DESIS SPbU. Работа конференции сопровождалась выставкой дизайн-проектов выпускников и студентов Университета, посвященных проблеме обитания человека в городской среде.