Эксперты Культурного форума: необходимо разрушить миф о мужчине-ученом
Российские и зарубежные специалисты обсудили проблемы и перспективы высшего образования для женщин в рамках секции «Образование» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Главном штабе Эрмитажа. Поводом для дискуссии стало 140-летие со дня основания Высших женских (Бестужевских) курсов.
Бестужевские курсы — первый женский университет в России, который работал в Петербурге с 1878 по 1918 год. «Очень большие социальные слои женщин получили возможность иметь образование самого высокого уровня, — отметила в своем видеообращении профессор СПбГУ Татьяна Черниговская. — Но не стоит думать, что женщины в России до того, как открылись Бестужевские курсы, были исключительно тонкими существами, сидящими дома и вышивающими подушечки. Это совершенно не так: высшие слои общества и монахини, разумеется, имели очень серьезное образование, которому, я думаю, мы можем позавидовать и сегодня».
Женщины с высшим образованием всего за полтора века стали привычным явлением для нашей страны. Этот российский опыт может быть полезен для других стран, в которых и сегодня существует гендерное неравенство в отношении высшего образования.
Еще 15 лет назад в одном из районов Петербурга существовали школы раздельного обучения: для мальчиков и для девочек, правда, этот рудимент сохранился в качестве исключения. Сейчас в России общее образование: по одним стандартам и лекалам для всех, нет никаких специальных требований и ограничений по гендерному признаку.
Заместитель министра культуры России Алла Манилова
Эксперт отметила, что высшее женское образование интересно именно в историческом контексте: то, как за короткий исторический миг страна прошла этот путь.
По словам доктора Амаль Мохаммед Аль-Малки, основателя и руководителя Колледжа гуманитарных и общественных наук Университета Хамада бен Халифы — Фонда Катара, сегодня в таких странах, как Сирия и Йемен, девочки боятся ходить в школу, потому что это небезопасно в условиях вооруженных конфликтов; схожая ситуация была раньше и в Ираке. В этом случае женщины не могут получить даже начальное или среднее образование.
О неравенстве в получении высшего образования в СССР и своем личном опыте рассказал доцент СПбГУ, писатель Андрей Аствацатуров: «Когда я поступал в университет, все были равны перед законом. Но на некоторые отделения все равно старались брать именно юношей. Во-первых, у них были особые привилегии после армии. Во-вторых, даже когда девушки и юноши набирали равное число баллов, предпочтение отдавалось именно юношам».
В современной России вопрос о гендерном неравенстве в получении высшего образования теряет актуальность. Однако существует другая проблема: многие девушки не работают по профессии после окончания вузов и получают образование для себя или для поддержки социального статуса своей семьи. В результате на обучение студенток государство, во-первых, выделяет средства, которые не возвращаются в казну, во-вторых, не получает квалифицированных специалистов. Эта проблема может решиться только в том случае, если в обществе поменяется отношение к высшему образованию, отмечают эксперты.
Еще один вопрос, связанный с гендерным неравенством, касается способности женщин конкурировать с мужчинами. По словам заместителя министра культуры России Аллы Маниловой, женщина, которая хочет реализовать себя не только как мать и жена, но и как высококвалифицированный специалист, должна быть в профессии сильнее мужчин. С этим утверждением согласилась вице-президент комиссии астрофизики гравитационных волн Международного астрономического союза, профессор университета Гран-Сассо (Италия) Марика Бранкези. По словам профессора Бранкези, надо разрушить стереотип о том, что ученый — это затворник-гений мужчина. Сегодня научные открытия делают целые группы ученых, где есть представители обоих полов.
«Опыт нашего Университета показывает, что гендерное равенство играет важную роль в развитии научной мысли. Ведь междисциплинарные исследования, а сегодня практически вся наука междисциплинарна, зачастую успешны только тогда, когда в рабочих группах есть и женщины, и мужчины», — отметила первый проректор СПбГУ Елена Чернова.