Открыть Тургенева заново

В Санкт-Петербургском университете начала работу международная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мероприятие проходит в рамках секции «Образование» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Участников форума приветствовал первый заместитель проректора по научной работе СПбГУ Сергей Гончаров. Он подчеркнул, что Санкт-Петербургский университет всегда был и остается местом встреч хранителей культурных традиций.

Пленарное заседание открыл доклад профессора СПбГУ Александра Карпова, посвященный месту Петербургского университета в жизни Ивана Тургенева. Известно, что с Университетом тесно связаны жизнь писателя и начало его творчества: в период с 1834 по 1837 год он учился на философском факультете, а в 1842 году сдавал экзамен на степень магистра философии.

Университетские профессора российской словесности Петр Плетнев и Александр Никитенко были среди первых читателей произведений Тургенева, давали молодому писателю советы и побуждали его к дальнейшему творчеству. Лекции по истории Средних веков читал Николай Гоголь, на занятия которого, по воспоминаниям современников, приходили Пушкин и Жуковский. Судя по университетским документам и конспектам, полученные Тургеневым в Университете знания были обширны и фундаментальны. По собственному признанию, он даже хотел стать педагогом, профессором или ученым. Но вскоре после знакомства с Белинским и Панаевым он «начал писать стихи, а затем прозу» и «всецело отдался русской литературе».

Профессор СПбГУ Игорь Сухих, использовав ретроспективный подход, рассказал об эволюции взглядов литературных критиков на творчество Тургенева. Охарактеризовав отзыв Виссариона Белинского на первые рассказы писателя как «неумеренную похвалу», исследователь подчеркнул, что настоящее признание пришло к Тургеневу в 60-е годы XIX века — эпоху становления русской критики. Именно тогда он был признан одним из значительных творцов русской литературы, произведения которого оценивали ведущие критики того времени — Катков, Чернышевский, Добролюбов и др.

Серебряный век — это время, в котором имя Тургенева блистательно отсутствует. Все отмечали его хорошую речь, гармоничное музыкальное слово, поэтичную натуру. То есть отзывались о нем мягко и неопределенно, за что никак нельзя ухватиться.

Профессор СПбГУ Игорь Сухих

Критические отзывы, появившиеся в 1918 году, закрепили за Тургеневым образ не просто «русского европейца» или «социально ориентированного» писателя, а носителя нормы русской литературной традиции.

Анализ критического подхода к тургеневскому творчеству продолжила Джузеппина Ларокка (Университет Мачераты, Италия). В своем докладе она представила взгляд исследователей раннего советского периода. По ее мнению, статьи литературоведа Льва Пумпянского выявляют систему координат, в рамках которой шло изучение тургеневского наследия в 30-е годы ХХ века. «Опирающийся на позиции марксизма, Пумпянский вводит в оборот новую литературоведческую классификацию, а именно — "роман поступка", "героический роман" или "роман социальной продуктивности"», — отметила Джузеппина Ларокка.

Основатель музея Тургенева в Буживале (Франция) Александр Звигильский показал писателя с необычной и малоизвестной широкой публике стороны — как мецената и юриста. По воспоминаниям современников и архивным документам, многим русским, приезжающим во Францию, Тургенев оказывал поддержку с помощью созданного им благотворительного фонда.

Профессор Рольф-Дитер Клюге (Тюбингенский университет, Германия), доклад которого был зачитан на конференции профессором МГУ Владимиром Катаевым, предложил рассмотреть образ героя «Записок охотника» Касьяна как сектанта — сторонника одного из беспоповских течений старообрядчества. В основе мировоззрения этого персонажа лежит идея примирения со смертью, которая рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Почетный профессор Университета Калгари Николай Жекулин (Канада) остановился на особенностях тургеневской пунктуации в рукописи романа «Отцы и дети», показывая, что она помогает передать важные смысловые оттенки.

В течение трех дней работы конференции будут рассмотрены проблемы, касающиеся историко-литературных аспектов творчества Тургенева, особенностей его поэтики, языка и стиля, связей его произведений с предшествующей литературой, творчеством современников и писателей позднейших поколений.

Представители университетов и крупнейших научных центров Петербурга, Москвы, регионов России, а также зарубежных стран — Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Канады, Китая, Польши, Франции, Швейцарии — собрались в СПбГУ, чтобы обсудить итоги изучения творчества великого писателя и определить новые пути исследования, популяризации и преподавания его наследия.