«За пределами границ и ограничений»: эксперты Культурного форума — об истоках и трендах современного искусства
О том, что представляет собой современное искусство, кто может стать участником художественного процесса и как творческое сообщество реагирует на вызовы времени, рассказали искусствоведы, критики, кураторы и художники на конференции «Искусство XXI века как новое гуманитарное знание. Китай. Россия. США» секции «Образование» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Конференция организована в рамках проекта «Китай. Россия. США. Три полюса многополярного мира», цель которого — развитие сотрудничества в сферах художественной культуры, науки и образования. Реализуемая с 2015 года инициатива директора Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ профессора Татьяны Юрьевой направлена на то, чтобы выявить ценности нового поколения китайских, американских и отечественных художников, осмыслить арт-процессы, протекающие в мировом культурном пространстве, и проанализировать новую систему художественных символов, ставших знаковыми для XXI века.
Уникальность и сложность современной эпохи отметил в своем приветствии первый заместитель проректора по научной работе СПбГУ Сергей Гончаров. Стремительное заполнение информационного пространства, каскад естественно-научных открытий, мощное движение техносферы, а также рост конкуренции за внимание каждого человека настолько ускоряют темп нашей жизни, что порой не остается времени на осмысление происходящего.
нет правильного ответа
Пройдет еще несколько лет, и человек спохватится: каково его место в этом мире девайсов и искусственного интеллекта, куда он идет?
Первый заместитель проректора по научной работе СПбГУ Сергей Гончаров
Он мог бы быть уместен лишь в контексте точных и естественных наук, а здесь, напротив, мы вступаем в область гуманитарного знания. Именно оно, иррациональное и субъективное, по мнению Сергея Гончарова, раскрывает главное отличие человека от машины — внутреннюю духовную жизнь, которая и составляет сущность искусства во всех его видах.
Первая секция конференции была посвящена изобразительному искусству Китая, России и США в ХХIвеке. «Современные художники этих стран знают, как изменять течение времени в свою пользу. Они точно поняли смысл авангарда как искусства, устремленного в будущее. Они преображают эталоны признанной в прошлом веке красоты, по-своему их расшифровывая», — комментирует организатор конференции профессор СПбГУ Татьяна Юрьева. «И хотя китайские художники относительно гармоничны в своем творчестве, российские — более радикальны, а американские — политичны и остросоциальны, всех их сближает процесс эстетизации переживаемых чувств. В их произведениях соединяются миф и реальность, трагическое и обыденное, очевидное и неожиданное», — отмечает искусствовед.
Художественная традиция, о которой говорит Татьяна Юрьева, начала зарождаться во второй половине ХХ века, в том числе в недрах диссидентского движения, представители которого чувствовали особую потребность в проявлении активной социальной и творческой позиции. По мнению доцента СПбГУ, историка искусства Глеба Ершова, наиболее ярко им удавалось воплотить в своих произведениях образ маленького человека. Такие признанные мэтры, как советско-американский художник Илья Кабаков и китайский художник Ай Вэйвэй, для этого обращались к своему личному биографическому опыту. При этом и коммунальные персонажи Кабакова, «вышедшие из гоголевской шинели», и протестные акции Ай Вэйвэя сегодня уже не считываются в культурном поле лишь отдельной страны, так как затрагивают проблему существования отдельного человека в мире вне национальных границ, считает Глеб Ершов.
Поводом к созданию произведений искусства во второй половине ХХ века становились не только социальные проблемы: «источником вдохновения» часто была и геополитическая повестка дня. Искусствовед из Берлина Ханнелоре Фобо отмечает, что объектом размышлений ленинградского художника Евгения Козлова в 1980 году стало соперничество СССР и США, которые на его картине «Мертвые ласки века» изображены в виде двух контрастных фигур, которые вместе держат в руках хрупкий, словно хрустальный земной шар. В 1987 году художник пишет картину «Китай — СССР», где воплощает страны в образах гитаристов, присоединив таким образом к концерту великих держав и Поднебесную.
Середина прошлого столетия была ознаменована соперничеством другого рода — гонкой в космосе, которая находила широкое отражение в масскультуре. Какие послания она транслировала в начале космической эры, проанализировал петербургский коллекционер Геннадий Плискин, который изучил изображения на почтовых карточках СССР, США и Китая 1950-х – 1960-х годов. По его словам, на американских открытках картинки были документальны и наукообразны. Китай выпускал изящные карточки с филигранными рисунками древних обсерваторий и ракет, выполненными в акварельной гамме. А в СССР печатались карточки «плакатного» характера: портретные изображения Юрия Гагарина, ракеты и спутники несли идею превосходства социализма над капитализмом.
Китайский взгляд на художественные практики в свою очередь представил ландшафтный дизайнер из Гонконга Стон Ку Сиу Фанг. На примере трех видов искусства — архитектуры, живописи и кинематографа — он проанализировал систему традиционных художественных образов и рассмотрел, как они взаимодействуют с современными западными веяниями.
ХХ век оставил нам в наследство целый спектр самых разных художественных направлений. Искусство же ХХI века, по мнению главного редактора журнала Artin America Ричарда Вайна, можно разделить на три группы, каждая из которых обладает своей философией и эстетикой. Первую составляет традиционное искусство — источник выражения и вечных истин и национальной идентичности. Оно отражает живое прошлое и систему архетипов, а также сохраняет классические художественные техники. Вторая группа — искусство социального активизма, дискурс которого строится вокруг социальной справедливости и общественного благополучия. Будучи на границе с пропагандой, оно изображает как вождей и героев, так и бунтарей: все зависит от того, исходит это искусство от власть имущих или от тех, кто ее лишен. Третья группа — это предпринимательское искусство, цель которого — новаторство и стремление к постоянному совершенствованию как художественных практик, так и окружающего мира. Героем здесь является предприниматель — ключевой «спонсор» художников этого направления.
К деятелям искусства социального активизма относится петербургская художница Лера Лернер, которая представила собственный и мировой опыт организации социально вовлеченных проектов, суть которых состоит в том, что художник работает в диалоге с сообществом. В качестве примеров она привела школу для представителей среднего возраста, журнал для ожидающих в очереди в поликлинике, мобильное приложение для защиты трудовых прав мигрантов, мастерскую аранжировщиков для тех, у кого ограничен доступ к музыкальному образованию, а также многие другие инициативы.
Еще одной важной приметой современности, по мнению художника и кинематографиста, преподавателя СПбГУ Евгения Свердлова, является стирание границ между реальным и виртуальным восприятием.
Имитирование пространства приобретает новый смысл, искусство становится контекстным, привязанным к событию и времени.
Ввиду этого все более активным участником художественного процесса становятся медиа.
Взрыв медиа, в свою очередь, порождает новые формы творчества, которое создается анонимными непрофессионалами и легко распространяется с помощью интернета, отмечает главный хранитель Музея современного искусства СПбГУ, художник и искусствовед Андрей Хлобыстин. По его словам, это явление отсылает нас к непрофессиональному творчеству ХХ века, которому в середине 1980-х годов ленинградский художник Тимур Новиков дал название «народный концептуализм».
Во второй день конференции прошла работа секций «Культурология» и «Литература, театр, кино», участие в которых приняли литературоведы, писатели, педагоги, ученые и эксперты в области исполнительных искусств.