Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О прошедшем праздновании 70-летия Победы
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин поблагодарил директоров институтов и деканов факультетов за активное участие в серии памятных мероприятий СПбГУ, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и чествованию ветеранов.
- 5 мая в 12:00 по инициативе ректора СПбГУ Н. М. Кропачева во всех зданиях СПбГУ студенты и сотрудники Университета единой минутой молчания почтили память героев Великой Отечественной войны, защитников Родины и тружеников тыла.
- 7 мая на торжественной церемонии у стелы «В бессмертие ушедшим» собрались ветераны, жители блокадного Ленинграда, сотрудники и студенты Университета мероприятия (около тысячи человек). В тот же день состоялись эстафета памяти Героя Советского Союза В. В. Васильковского, праздничный концерт в Актовом зале здания Двенадцати коллегий и прием для ветеранов от имени ректора СПбГУ: Санкт-Петербургский университет отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
- Личные свидетельства универсантов об исторических событиях легли в основу специального номера журнала «Санкт-Петербургский университет»: Вышел спецвыпуск журнала «Санкт-Петербургский университет», посвященный Дню Победы.
- 8 мая студенты и преподаватели возложили цветы к монументу «Универсантам 1941–1945» и поблагодарили ветеранов за их мужество и отвагу, которые принесли долгожданную победу. Cостоялась встреча ветеранов и универсантов «Диалог поколений»: Универсанты поблагодарили ветеранов Великой Отечественной войны за их героический подвиг.
- СПбГУ стал одним из организаторов городского праздника на Стрелке Васильевского острова, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: Университет поздравил горожан с Днем Победы.
- Полевая экспедиция поискового отряда «Ингрия», среди бойцов которого много студентов и выпускников СПбГУ, прошла в Кировском районе Ленинградской области, где были обследованы участки, расположенные в урочищах Гайтолово и Тортолово, местах ожесточенных сражений за Ленинград в 1941–1944 годах (отряд СПбГУ «Ингрия» успешно завершил 44-ю Вахту памяти). В Университете была развернута экспозиция, подготовленная бойцами отряда «Ингрия»: Никто не забыт, ничто не забыто.
- В СПбГУ прошла торжественная церемония награждения победителей I международного детско-юношеского конкурса «70 стихов о войне и Победе», который проводился в рамках Года литературы в России и стал самым масштабным литературным проектом к 70-летию Великой Победы: В СПбГУ наградили победителей международного литературного конкурса «70 стихов о войне и Победе».
О профессиональных стандартах
Вышел Федеральный закон от 02.052015 № 122–ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который устанавливает порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что профессиональные стандарты устанавливаются Правительством РФ и Трехсторонней комиссией. И с 1 июля 2016 года вводится обязанность применения работодателями профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если это установлено нормативно-правовыми актами. В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников. Уточнен порядок учета профстандартов при формировании требований ФГОС профессионального образования (они должны быть учтены в части профессиональных компетенций в образовательных стандартах). Введена норма продолжительности профессионального обучения, основанная на профстандартах. Пока профессиональные стандарты приняты не по всем видам деятельности, и есть возможность повлиять на их формирование. Принятые стандарты публикуются на сайте Минтруда.
И. о. ректора И. А. Дементьев подчеркнул, что это реальность, с которой столкнутся наши выпускники. Как известно, в начале 2014 года ректор инициировал включение работодателей в состав УМК. Теперь обязанность руководителей коллективов и председателей учебно-методических комиссий — привлекать работодателей к работе в УМК — закреплена в приказах по СПбГУ и должностных обязанностях директоров институтов и деканов факультетов. В свою очередь, у каждого научно-педагогического работника СПбГУ есть право инициировать включение в состав УМК представителей работодателей. О необходимости «проверки» отдельными работодателями, профессиональными сообществами работодателей наших образовательных стандартов на ректорских совещаниях говорилось не раз (см. Материалы ректорского совещания от 13.04.2015, п. 2; от 12.01.2015, п. 1; от 28.04.2014, п. 3; от 31.03.2014, п. 4; от 23.12.2013, п. 1). В последнее время в Университете стали создаваться советы образовательных программ, которые главным образом формируются из числа работодателей (см. Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 2). Все эти решения нашли поддержку в Минобнауки РФ, которое по-новому сформировало координационные советы по областям наук (см. Материалы ректорского совещания от 06.04.2015, п. 5). Теперь в них вошли не только ученые, но и представители работодателей. К сожалению, активность деканов по привлечению работодателей в УМК и советы образовательных программ пока очень низкая. Между тем профессиональное сообщество работодателей в каждой сфере деятельности будет с каждым годом все больше влиять и на формирование профессиональных стандартов, и на государственные образовательные стандарты, а следовательно, и на наши собственные образовательные стандарты СПбГУ.
Первый заместитель декана Факультета свободных искусств и наук Т. В. Черниговская отметила, что университетское образование подразумевает широту и мультидисциплинарность. Университет должен обеспечить свои выпускникам возможность перехода из одной области деятельности в другую. А профессиональные стандарты, по ее мнению, «втискивают» выпускника вуза в узкие рамки определенной специальности. Как же уберечь наших выпускников от этой «узкой дверцы»? И. А. Дементьев ответил, что Университет обеспечивает выпускникам больше возможностей для профессионального роста. Наша широта позволяет учитывать эти требования и действовать, готовить специалистов в рамках требований не какого-то одного, а многих профессиональных стандартов. Это возможность подтвердить нашу мультидисциплинарность. Университетский образовательный стандарт должен позволять сделать так, чтобы профессиональные компетенции выпускника отражали требования разных профессиональных стандартов. Выпускник с одним дипломом должен иметь возможность занимать разные должности в разных профессиональных сферах. Но создать такие стандарты без активного сотрудничества с работодателями невозможно! (см. также: Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 5; от 23.11.2015, п. 3; от 14.12.2015, п. 1)
О необходимости разработки открытых онлайн-курсов
С 1 сентября Минобрнауки РФ запланировало открытие и наполнение первыми курсами национального портала открытого образования, организуемого Советом по открытому онлайн-образованию, который создан по инициативе ректоров нескольких ведущих вузов России (см. Материалы ректорского совещания от 29.12.2014, п. 1). Проректор М. Ю. Лаврикова сообщила, что каждый вуз обязан подготовить не меньше десяти онлайн-курсов в год. Большинство ведущих вузов имеет такой опыт. Необходимо разработать видео-контент лекций и проверочные задания-тесты, чтобы можно было оценить результаты освоения каждого онлайн-курса. Курсы будут проходить процедуру сертификации. По итогам их освоения студенты могут получить зачет.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, каков минимальный объем онлайн-курса. М. Ю. Лаврикова ответила, что документация сейчас находится в стадии разработки, можно ориентироваться на семестровый курс (1–2 зачетных единицы) (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 5; от 28.09.2015, п. 4).
О приеме заявок на включение в Перечень олимпиад школьников на 2015/2016 учебный год
В связи с приемом заявок на включение в Перечень олимпиад школьников на 2015/2016 учебный год проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о результатах прошедшей Олимпиады школьников СПбГУ и о задачах, которые стоят перед СПбГУ по организации олимпиад в следующем учебном году. СПбГУ традиционно проводит 21 олимпиаду по предметам и комплексам предметов. Но уровень их разный, от первого до третьего. За шесть лет только в Олимпиаде школьников СПбГУ приняли участие 262 тыс. школьников. Е. Г. Бабелюк отметила, что до введения ЕГЭ во многих вузах России прием осуществлялся по так называемым «ректорским» спискам, спискам центральной приемной комиссии и т. п. То есть блат и коррупция были нормой при поступлении в вузы и оглавными инструментами приема.
В первые годы после введения ЕГЭ коррупция и блат переместились из кабинетов ректоров и проректоров в школы, органы управления школьным образованием. Однако за последние два года на уровне государства были приняты серьезные меры, направленные на снижение негативных последствий, и усовершенствованы процедуры организации и проведения ЕГЭ.
Основным способом обхода ЕГЭ постепенно стали олимпиады. Не секрет, что выпускники школ в последние годы пользовались олимпиадами для того, чтобы обойти ЕГЭ при поступлении в вузы, поскольку победителям и призерам даются серьезные льготы при поступлении либо «без экзаменов» либо «100 баллов по профильному предмету», и этим механизмом пользовались некоторые организаторы вузовских олимпиад. Но Минобрнауки придумало как этому противодействовать и ввело следующие правила: победители и призеры предметных олимпиад должны получить балл при сдаче ЕГЭ не ниже установленного Минобрнауки — 65 баллов, а также сканированные копии всех работ должны размещаться на сайтах университетов, являющихся организаторами олимпиад.
Проректор предложила ряд вопросов для обсуждения. Насколько эффективны наши олимпиады? Какие олимпиады нужны, какие из них оставить и от каких, может быть, отказаться? И в частности напомнила, что по всем олимпиадам СПбГУ, кроме олимпиады по филологии, результаты ЕГЭ победителей наших олимпиад выше средних ЕГЭ абитуриентов, поступивших на первый курс СПбГУ. Директор института химии И. А. Балова спросила, для кого мы ищем талантливых детей: для себя или для кого-то другого. По ее мнению, нужен анализ, какая доля победителей и призеров наших олимпиад поступает к нам. Проректор согласилась с этим предложением.
О назначении стипендий Правительства РФ студентам и стипендий Президента РФ студентам и аспирантам
Проректор Е. Г. Бабелюк напомнила, что в феврале был объявлен прием документов для участия в конкурсном отборе на назначение стипендий Президента РФ и Правительства РФ для студентов и аспирантов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, на 2015–2016 учебный год (см. Материалы ректорского совещания от 09.02.2015, п. 2). Назначены стипендии Правительства РФ студентам, обучающимся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, и стипендии Президента РФ студентам и аспирантам. Правительство РФ удовлетворило 22 заявки студентов СПбГУ (у МГУ — только 19). Стипендий Президента РФ у нас только две (из 42 заявок), у МГУ — 12 (количество заявок неизвестно). Заявок в этом году стало больше в три раза! Эффективность подачи заявок будет анализироваться.
Е. Г. Бабелюк напомнила также, что с этого года с целью повышения результативности труда научно-педагогических работников был введен новый критерий, используемый при определении размеров премий. Теперь учитывается, имеются ли среди обучающихся, которыми научно-педагогический работник осуществляет научное руководство, участники и лауреаты конкурсов именных стипендий. Этот критерий учитывается также при рассмотрении конкурсных заявок на должности научно-педагогических работников.
Проректор также отметила, что критерии для назначения стипендий Президента и Правительства одинаковые. А результат разный. Оргкомитеты учитывают многие обстоятельства, в том числе и критерии, по которым оценивают научных руководителей: наличие у них грантов, публикаций в международных журналах, документов на право интеллектуальной собственности. Необходимо активное вовлечение студентов и аспирантов в научные исследования.
Об отмене двух решений советов по защите диссертаций
Директор Центра экспертиз Л. А. Цветкова проанализировала приказы Минобрнауки РФ об отмене двух решений диссертационных советов, созданных на базе СПбГУ, о присуждении ученой степени кандидата наук и доктора наук. Были допущены две ошибки: неправильно назначены оппоненты и нарушены сроки размещения информации о диссертации на сайте ВАКа. Это послужило основаниями для отмены решений диссоветов. Л. А. Цветкова отметила, что Минобрнауки очень строго подходит к оценке деятельности диссоветов, за прошлый год были закрыты около 1000 советов.
И. А. Дементьев подчеркнул, что председатели диссоветов В. Ф. Попондопуло и П. К. Яблонский должны предъявлять жесткие требования к себе. Оба вопроса относятся к их компетенции. С них и будет спрошено за эти нарушения, которые наносят вред имиджу Университета.
Дополнение от 21.06.2015
На ректорском совещании 12 мая директор Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова сообщила о том, что председателем диссертационного совета, допустившим нарушение, повлекшее отмену решения о присуждении ученой степени кандидата юридических наук, является профессор СПбГУ В. Ф. Попондопуло. А 2 июня поступило обращение профессора В. Ф. Попондопуло, в котором указывалось, что на сайте СПбГУ размещена недостоверная информация, порочащая его репутацию, а именно: указано, что им допущено нарушение в части организации работы диссертационного совета, повлекшее отмену решения о присуждении ученой степени кандидата юридических наук.
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев провел всестороннюю проверку случившегся, потребовал объяснения от Л. А. Цветковой и установил факт недобросовестного исполнения ею трудовых обязанностей (в частности, Л. А. Цветкова не провела всестороннюю и полную проверку по факту выявленного Министерством образования и науки Российской Федерации нарушения, не выяснила, что председательствовал на заседании диссовета в тот день не профессор В. Ф. Попондопуло). В. В. Еремеев привлек директора Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкову к дисциплинарной ответственности — приказом № 6542/2 от 17.06.15 объявил ей замечание (см. также: Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 1).
Об оформлении прав на интеллектуальную собственность
На примере жалобы научного руководителя на его бывшего студента и. о. ректора И. А. Дементьев продемонстрировал важность правильного и своевременного оформления прав на интеллектуальную собственность. Он напомнил, что в Уставе СПбГУ записана обязанность работника Университета «в письменной форме уведомлять непосредственного руководителя или иное определенное локальными актами Санкт-Петербургского университета лицо о получении в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания Санкт-Петербургского университета результата, в отношении которого возможна правовая охрана (служебного объекта интеллектуальной собственности)» (см. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», п. 100–е). К сожалению, этот научный руководитель вовремя не исполнил свои обязанности и не проинформировал работодателя о возможных объектах интеллектуальной собственности. А студент оказался «проворнее» и зарегистрировал эти права на свое имя.
И. о. ректора подчеркнул: причины таких промахов — в нашей деятельности. Пока по-прежнему нет (или очень мало) заявлений работников о возникновении объектов интеллектуальной собственности. И работник не видит ущерба Университету, пока ущерб не нанесен, как он считает, ему лично — тогда возникают скандальные разбирательства, в том числе в суде... Но само отсутствие таких заявлений должно рассматриваться начальником главного управления по организации работы с персоналом как сигнал: где эти объекты? Университет тратит немалые суммы на поездки работников, на гранты, на организацию конференций. А где отдача, где результат?.. Право на интеллектуальную собственность трудно доказывать, если нет первичной документации. И. А. Дементьев поручил руководителям подразделений уделять повышенное внимание этим вопросам.