Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О нормативных документах в области определения стоимости обучения и о критериях оценки вузов
Распоряжение Минобрнауки РФ от 17.12.2014 № Р–225 определяет перечень показателей деятельности вуза и корректирующие коэффициенты для ведущих вузов, отражающие право ведущего вуза (и использование этого права) самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты; а также отражающие качество приема на обучение (средний балл ЕГЭ поступивших на первый курс и долю победителей и призеров олимпиад) и научный потенциал вуза (объем доходов от НИР в расчет на одного НПР и количество публикаций в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, в расчете на 100 НПР). Это распоряжение вступает в силу с 2016 года. Но при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год будут учитываться показатели вуза, достигнутые в 2014 году. Проректор по экономике Е. Г. Чернова отметила примерные результаты СПбГУ по каждому критерию, охарактеризовала позитивные и негативные последствия для СПбГУ этих нововведений.
См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1).
Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2014 № 1553, устанавливающий итоговые значения и величины составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, корректирующие коэффициенты по формам обучения (очно-заочная, заочная), по формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в 2015 году, на весь период обучения, направлен на установление базовых нормативных затрат по группам специальностей и на внедрение корректирующих коэффициентов к базовым нормативам. На СПбГУ в 2015 году эти положения приказа пока не распространяются, но тенденции необходимо учитывать, поскольку, как показывает опыт, Министерство образования и науки РФ в целом придерживается единых подходов к регулированию деятельности как подведомственных ему вузов, так и вузов, подведомственных иным органам власти.
Об оценке результативности труда научно-педагогических работников
Гранты Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых получили четыре доктора наук (младше 40 лет) и 12 кандидатов наук СПбГУ (младше 35 лет). Гранты выделяются на двухлетний срок для финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований (по 600 тыс. рублей в год кандидату наук и по 1 млн рублей в год доктору наук): 16 молодых ученых СПбГУ получили гранты президента РФ. Можно порадоваться успеху наших молодых исследователей, сумевших получить внешнее финансирование. Но, с другой стороны, доля грантов, выигранных нашими учеными, в общем количестве грантов в РФ весьма невелика: из 400 грантов Президента РФ для молодых кандидатов наук только 12 грантов получили наши, а из 60 грантов для молодых докторов наук — лишь четыре наших... Тогда оценка достигнутого результата будет другой: нам всем есть к чему стремиться.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о сборе сведений (Начался прием документов для участия в конкурсном отборе на назначение стипендий Президента и Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов по приоритетным направлениям) о претендентах на получение стипендий Президента РФ и Правительства РФ для студентов и аспирантов очной формы, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, на 2015–2016 учебный год, в соответствии с письмом директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки А. Б. Соболева от 29.01.2015. Она поручила директорам институтов и деканам факультетов организовать работу по выдвижению достойных студентов и аспирантов для участия в этих конкурсах и напомнила, что студенты и аспиранты могут и сами выдвигать свои кандидатуры на конкурс. Для этого они должны представить заявки и соответствующие документы до 19 февраля 2015 года заместителям начальника Управления по работе с молодежью по направлениям.
См. также: Материалы ректорского совещания от 12.05.2015, п. 5; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 2, 3, 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 4–5).
Проректор И. А. Дементьев отметил, что пока отсутствует резкий рост числа участников и победителей конкурсов на именные стипендии среди обучающихся СПбГУ. С этого года с целью повышения результативности труда научно-педагогических работников вводится новый критерий, используемый при определении размеров премий. Теперь будет учитываться, имеются ли среди обучающихся, которыми научно-педагогический работник осуществляет научное руководство, участники и лауреаты конкурсов именных стипендий, федеральных и региональных конкурсов.
О повышении эффективности научно-исследовательской работы в соответствии с целевыми показателями Программы развития СПбГУ
Профессор А. В. Майоров, заведующий кафедрой музеологии СПбГУ, обратился к ректору СПбГУ с предложениями установить реальную личную ответственность руководителей подразделений (директоров институтов и деканов факультетов), заведующих кафедрами и руководителей научных коллективов за повышение эффективности научно-исследовательской работы сотрудников отдельных коллективов СПбГУ. И. А. Дементьев напомнил, что профессор А. В. Майоров обращался к ректору и ранее (см. Материалы приема граждан от 10.12.2013, п. 1). По результатам того обращения на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» была организована дискуссия, были высказаны ценные замечания и предложения, которые помогли продвинуться в решении вопроса повышения научной активности универсантов.
После этого кадровая служба Университета стала устанавливать дополнительные требования к участникам конкурсов на должности научно-педагогических работников и к участникам выборов на выполнение обязанностей деканов и заведующих кафедрами. Было реализовано и предложение А. В. Майорова о повышении требований к участникам конкурсов на научные гранты СПбГУ, участникам конкурсов на организацию конференций и конкурсов на финансирование стажировок. Было поддержано предложение А. В. Майорова о повышении требований (за счет соответствующих формулировок индивидуальных трудовых контрактов) к победителям конкурсов на должности научно-педагогических работников. Предложение привлекать к работе в Университете новых сильных ученых и преподавателей тоже было поддержано (см. Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7; от 16.12.2013, п. 13; от 18.08.2014, п. 7; от 08.12.2014, п. 4; от 17.06.2013, п. 2; Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 1 и 2).
Поводом для нового обращения, по словам профессора А. В. Майорова, стал тот факт, что он узнал: доля профессоров и преподавателей социально-гуманитарных областей науки, имеющих публикации в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, растет в Университете медленно, а количество публикаций на иностранных языках в ведущих международных изданиях практически не увеличивается. При этом, как пишет А. В. Майоров, количество научных журналов, издаваемых в нашей стране и включенных в базу данных Scopus, год от года растет… Профессор А. В. Майоров предложил меры, стимулирующие повышение эффективности научно-исследовательской работы в Университете: установить реальную личную ответственность руководителей подразделений (директоров институтов и деканов факультетов), заведующих кафедрами и руководителей научных коллективов за повышение показателей научной эффективности сотрудников СПбГУ; повысить материальную заинтересованность профессоров и преподавателей СПбГУ за публикацию в изданиях, индексируемых прежде всего в WoS.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 2, 12); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2 и 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2–3).
Ректор отметил, что забота об эффективности научно-исследовательской работы в соответствии с целевыми показателями Программы развития СПбГУ идет с двух сторон: и со стороны администрации, и со стороны научно-педагогических работников. Эту задачу необходимо решать всем вместе, и каждому отвечать за ее решение на своем уровне. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов в течение двух недель изложить свое видение ситуации и направить предложения по этому вопросу.
Расширение полномочий совета образовательной программы «Математика»
В ответ на предложение председателя совета образовательной программы «Математика» (см. Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 2) профессора С. К. Смирнова о расширении полномочий совета издан приказ, возлагающий на совет обязанность рассматривать вопросы подбора и оценки претендентов на должности научно-педагогических работников, реализующих эту образовательную программу. Начальник ГУОРП В. В. Еремеев отметил, что в Университете, таким образом, будет действовать уже три кадровых комиссии: у менеджеров, химиков и математиков (см. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 9).
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 201от 25.02.2015, п. 4; от 10.03.2015, п. 8.
4, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Материалы ректорского совещания
Новое общежитие для универсантов
В феврале после окончания зимних каникул начнется заселение студентов в общежитие СПбГУ (458 жилых мест) на пр. Солидарности, д. 27, принятое после капитального ремонта и укомплектованное мебелью и бытовым инвентарем. Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что (прежде всего из петергофских общежитий) туда будут переселены 180 магистрантов 1 курса, а затем бакалавры. Очередь на переселение студентов бакалавриата значительно сократится: Универсанты получат еще одно общежитие (см. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 6 и 11); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 3–5); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 7); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10)).