Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О популярности онлайн-курса СПбГУ по истории России
По поручению проректора по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой коллектив историков СПбГУ подготовил онлайн-курс «История России IX–XXI веков». Курс охватывает период развития российского государства с древнейших времен до наших дней, поэтому для разработки учебного материала был привлечен широкий круг специалистов (19 ученых и преподавателей). Курс размещен в системе Blackboard СПбГУ и на национальной платформе «Открытое образование», где на него записалось более 12 тыс. пользователей, и запись продолжается. В Университете курс истории России факультативно введен во всех образовательных программах. В следующем учебном году он станет обязательным для всех программ бакалавриата. А для магистрантов будут разработаны курсы истории России с учетом их специальностей.
Сегодня действует договор СПбГУ и МГУ о взаимном признании онлайн-курсов, внедрение которых является одним из трендов развития образовательной системы. Качественные онлайн-курсы привлекут в наш Университет студентов МГУ и других вузов России (см. также: Материалы ректорского совещания от 25.01.2016, п. 1).
О переводе учебно-методической документации на английский язык
Учебно-методическая документация по образовательным программам СПбГУ должна в обязательном порядке предоставляться на двух языках (русском и английском). Для продвижения образовательных программ среди иностранных абитуриентов необходимо, чтобы информация была доступна для них и публиковалась на портале СПбГУ как минимум и на английском языке. Работа в этом направлении особенно актуальна, поскольку уже объявлен прием на образовательные программы 2016 года.
Сначала на английский язык будут переведены аннотации каждой образовательной программы, затем их характеристики. А впредь учебно-методическую документацию будет необходимо предоставлять сразу на двух языках, русском и английском. Для некоторых программ — на трех языках (русском, английском и языке страны изучаемого языка). Например, для образовательной программы «Китайский язык и китайское право», которая открыта в СПбГУ.
Еще раз о разграничении академических и административных полномочий
В связи с обращениями заведующего кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания В. П. Казакова проректорами проведено рассмотрение запросов, которые адресуются научно-педагогическими работниками заведующему кафедрой (на этой кафедре больше 100 преподавателей, по этой образовательной программе за год проходит обучение около 1000 иностранных студентов). Большинство этих вопросов явно выходит за пределы компетенции заведующего кафедрой. Например, у него просят:
- завизировать заявку на закупку полиграфического оборудования
- выдать бланки для получения документов, удостоверяющих окончание дополнительной образовательной программы
- предоставить заявление на продление визы одного из преподавателей
- завизировать заявку на закупку услуг по доставке грузов
- подписать заявление о продлении срока сдачи разницы в экзаменах
- решить вопрос с отоплением (в помещении холодно)
- подписать заявление о получении ключей от помещения
Причем это уже не первое обращение. Такие вопросы должны быть адресованы напрямую соответствующим административным работникам. С подобными вопросами, просьбами, предложениями сталкиваются многие заведующие кафедрами и деканы, отметила первый проректор по экономике Е. Г. Чернова. Процесс четкого разграничения административных и академических полномочий в деятельности должностных лиц и научно-педагогических работников начался в Университете несколько лет назад. Полномочия должны быть четко разграничены, и каждый должен заниматься своим делом. Административные работники должны заниматься административными вопросами, а научно-педагогические работники — только академическими вопросами (см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 6; от 16.03.2015, п. 6; от 30.03.2015, п. 6; от 05.05.2015, п. 11; от 25.05.2015, п. 2).
Однако передача административных полномочий от научно-педагогических работников сотрудникам ректората идет тяжело. Некоторые заведующие кафедрами и деканы пытаются «решать» такие вопросы и тем самым сохранить часть прежних функций, которые они долгое время брали на себя. Но разграничение академических и административных полномочий будет продолжаться.
Передача непрофильных полномочий и изменение организационной структуры помогают увидеть неиспользованные ресурсы и решить проблемы в масштабах всего Университета. Например, электронное расписание позволило провести инвентаризацию всех помещений, увидеть их загруженность и решить вопрос конкретно: отказываться от части помещений или перепрофилировать их. Организация Научного парка позволила сосредоточить оборудование в ресурсных центрах и эффективнее использовать ресурс научного оборудования. Та же линия должна сохраниться и в других направлениях деятельности Университета. А у заведующих кафедрами и деканов остается больше времени на решение содержательных академических вопросов.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 11); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответ 7); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 3 и 16).
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил факторы, которые мешают сотрудникам и студентам изменить прежнюю точку зрения. Первое: на портале СПбГУ на страницах факультетов не указана четкая схема подчинения должностных лиц, зон их ответственности (в том числе пределы компетенции декана, заведующего кафедрой). Второе: в информации о приемах граждан, которые проводит декан, описывается, как он приглашает на прием заместителя начальника учебного управления. И студенты делают вывод о том, что декан отвечает за эту работу (раз он решает эти вопросы..,). И поэтому, например, студенты-юристы недавно в субботу разыскивали именно декана для того, чтобы их пропустили в воскресенье в здание по адресу 22-я линия, д. 7 для репетиции праздника. Выход очевиден: деканам и заведующим кафедрами не надо рассматривать вопросы, которые не входят в их компетенцию, надо направлять сотрудников к тем должностным лицам, которые уполномочены решать тот или иной вопрос. А на страницах институтов и факультетов портала СПбГУ должна быть размешена информация о полномочиях административных работников и способы связи с ними.
О премировании работников УВП и АУП
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев проинформировал деканов и директоров о том, что при определении размеров премий работников учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала может учитываться оценка деятельности этого персонала со стороны научно-педагогических работников. Информацию о конкретных основаниях (как положительных, так и отрицательных) для определения размеров премий нужно направлять в кадровую службу. И таким образом предложить поощрение или наказание. Но сообщать следует предметно, что и как выполнил работник или что он не выполнил (то есть факты и их оценку). Ходатайства с просьбами, где просто указаны суммы премии, не будут рассматриваться.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 3, 6); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 4–5).
О порядке приема в 2016 году
По федеральным правилам, на портале СПбГУ в разделе «Приемная комиссия» 16 ноября была опубликована основная информация о приеме 2016 года.