Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О соглашении СПбГУ с Центральной избирательной комиссией РФ
СПбГУ заключил соглашение о сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией РФ. Предметом соглашения стала подготовка специалистов по избирательному праву, повышение правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса, обучение членов избирательных комиссий. Участие в соглашении Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ и Федерального центра информатизации при ЦИК РФ гарантирует использование новейших достижений в области информационных технологий. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковасообщила, что в декабре 2014 года специалисты Университета провели занятия со всеми членами избирательных комиссий города, этот опыт сотрудничества СПбГУ с Санкт-Петербургской избирательной комиссией признан удачным.
Об Этическом комитете СПбГУ и Этическом комитете в области исследований на животных
В связи с вопросами, поступившими в Виртуальную приемную СПбГУ, пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин проинформировал о деятельности Этического комитета СПбГУ и Этического комитета в области исследований на животных СПбГУ. В соответствии с международными нормами права их экспертная оценка обязательно запрашивается при рассмотрении заявок на проведение опытов с участием животных и человека. Их работа связана с исследованиями по двум приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ: «Биомедицина и здоровье человека» и «Экология и рациональное природопользование». Этический комитет СПбГУ был создан в 2003 года (Университет сделал это первым в России). А недавно утвержден состав Этического комитета в области исследований на животных СПбГУ (см. Приказ № 1212/1 от 06.03.2015 «Об утверждении состава Этического комитета в области исследований на животных СПбГУ»).
О совместных мероприятиях с РНФ
В СПбГУ 6–7 апреля проходил ряд совместных мероприятий с Российским научным фондом. Письмо из РНФ в адрес ректора СПбГУ поступило 30 марта. А уже 6 апреля состоялась встречи представителей РНФ с коллективом СПбГУ, реализующим грант «Трансляционная биомедицина в СПбГУ», затем встреча с универсантами, руководителями других грантов РНФ. Позже была представлена программа РНФ на 2015 год для тех, кто планирует подавать заявки. А 7 апреля состоялось знакомство представителей РНФ с коллективом Научного парка СПбГУ. Были также организованы встречи с участием грантополучателей РНФ — не только сотрудников Университета, но и других вузов и учреждений РАН, расположенных в Петербурге и Ленинградской области.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 2, 10 и 11); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11).
Прием в СПбГУ абитуриентов с территории Луганской и Донецкой областей Украины
В Виртуальную приемную поступают вопросы от студентов и школьников из Луганской и Донецкой областей Украины, желающих выяснить возможности их перевода или приема в СПбГУ. В связи с вопросами абитуриентов ректор поручил группе юристов СПбГУ решить этот вопрос с учетом норм международного и российского права. Проректор по учебной работе СПбГУ Е. Г. Бабелюк сообщила о подготовленном специалистами СПбГУ заключении о том, возможен или нет, с позиций международного и российского права, прием в СПбГУ документов об общем образовании, выданных на территории Луганской и Донецкой областей Украины.
Проректор Е. Г. Бабелюк обратила особое внимание на то, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года закрепляет фундаментальный принцип запрета дискриминации, сформулированный следующим образом: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия... Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете» (ст. 2).
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1).
Е. Г. Бабелюк подчеркнула, что Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека — это документы прямого действия. Поэтому Российская Федерация как член ООН обязана соблюдать эти нормы международного права, а вузы обязаны соблюдать те гарантии, которые предоставляет государство. Документы, полученные школьниками и студентами Луганской и Донецкой областей Украины, будут приниматься в СПбГУ для поступления на все образовательные программы.
Ректор добавил, что заключение наших экспертов направлено также и в Министерство образования и науки РФ.
О начале деятельности координационных советов и учебно-методических объединений
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и ректор МГУ В. А. Садовничий назначены сопредседателями трех координационных советов по областям образования («Математические и естественные науки», «Гуманитарные науки», «Науки об обществе») (см. Материалы ректорского совещания от 30.03.2015, п. 1). Состоялись первые заседания советов «Математические и естественные науки», «Гуманитарные науки». Говоря об итогах заседаний, ректор обратил внимание на несколько предложений, которые он внес в ходе заседания советов и которые широко обсуждались членами советов:
- значительно увеличить число представителей работодателей в координационных советах и новых учебно-методических объединениях
- по его мнению, УМО, как правило, должны возглавить представители профессиональных объединений работодателей. Например, УМО по юриспруденции может возглавить руководитель Ассоциации юристов России. Есть и другие профессиональные союзы и ассоциации работодателей (например, Российское общество преподавателей русского языка и литературы, Союз журналистов России, Российское химическое общество имени Д. И. Менделеева, Русское географическое общество и др.), члены руководства которых могут активно участвовать в работе УМО
- со временем ввести особый прядок допуска к работе по ряду специальностей (по юриспруденции, психологии, журналистике, медицине). Такой допуск после успешной сдачи квалификационного экзамена выпускники вузов должны получать у профессиональной ассоциации работодателей. Именно она должна предоставлять допуск к профессии и нести за это ответственность, причем не только с точки зрения профессиональной квалификации, но и с точки зрения этической состоятельности
- в круг проблем, которыми должны заниматься координационные советы и УМО, необходимо включить вопросы изучения опыта работы СПбГУ, МГУ и других вузов по собственным образовательным стандартам
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ А. С. Пую напомнил, что в СПбГУ есть образовательная программа «Реклама и связи с общественностью», а профессионального стандарта нет. И спросил, стоит ли инициировать создание профессионального стандарта. Ректор ответил, что, конечно же, стоит. И повторил еще раз свою позицию по этому вопросу (см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 3): при формулировании нашего образовательного стандарта надо исходить из требований профессионального стандарта (поэтому и надо инициировать его скорейшее принятие).
Директор института наук о Земле С. В. Аплонов сообщил, что профессиональный стандарт в области геологии, предложенный Минтрудом, подвергся критике работодателей, компаний и профильных министерств, и его пока не утвердили. Ректор ответил, что и уже принятые стандарты многим не нравятся. Но содержание принятых стандартов мы, несомненно, должны учитывать. Хотя у нашего Университета есть право работать по собственным образовательным стандартам, что позволяет предъявлять требования к выпускникам наших образовательных программ выше требований государственных профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов (см. также: Материалы ректорского совещания от 13.04.2015, п. 2; от 12.05.2015, п. 2).
О запросе от СМИ на предоставление персональных данных выпускника СПбГУ
В связи с запросом от одного из СМИ (ОАО «Телерадиокомпания "Петербург"», аналитическая программа «Главное» 5 канала, автор и ведущая В. Н. Стрижак) личного дела одного из выпускников СПбГУ ректор в очередной раз подтвердил неукоснительное соблюдение СПбГУ требований закона о защите персональных данных. Это личное дело может быть представлено журналистам только с согласия самого выпускника.
Ректор рассказал, как в конце 1990-х после заседания Сената СПбГУ к нему подошел проректор по безопасности и сообщил, что в Университет поступил запрос из генеральной прокуратуры личного дела студентки N (ректор напомнил, что в те годы не только здание, библиотека, компьютеры, но и архивы находились фактически в подчинении деканов факультетов). Н. М. Кропачев (тогда декан Юридического факультета) отказался передать личное дело без согласия студентки. Проректор привлек авторитет ректора, но и это не помогло. Через несколько дней на имя декана Факультета поступил официальный запрос личного дела студентки N. И этот запрос пришел от руководства группы генеральной прокуратуры, которая тогда вела в Санкт-Петербурге «расследование дела» в отношении А. А. Собчака. Но, внимательно изучив запрос, юристы Университета пришли к выводу, что прокуратура вышла за пределы своих полномочий. И декан направил автору запроса аргументированный отказ и приложил к нему развернутое юридическое заключение. Поскольку ощущалась угроза проведения незаконной выемки документов, личное дело было временно изъято из архива и размещено в другом помещении в здании на 22-й линии.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13-16); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
Только через какое-то время стало понятно, какую информацию искали следователи. Оказывается, приказом кого-то из проректоров (у деканов такого права не было) в СПбГУ на бюджетное отделение была переведена дочка одного милицейского руководителя. Перевод был произведен из коммерческого вуза, но не на договорную основу обучения, как того требует закон, а на бюджетную. Как рассказывал потом один из членов следственной бригады, по мнению следователей, в деле студентки может лежать документ, из которого следует, что к этому переводу имеет отношение А. А. Собчак. Прошли годы, но никто так и не заглянул в это личное дело.
Ректор подчеркнул, что тот порядок хранения личных дел, который сложился в коллективе юристов к концу 1990-х годов, должен быть во всем Университете.