Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Совет по открытому онлайн-образованию
Министром образования и науки РФ создан Совет по открытому онлайн-образованию, который возглавил сам министр Д. В. Ливанов. Совет создан по инициативе ректоров нескольких ведущих вузов России, в состав совета вошли ректоры МГУ, СПбГУ, МФТИ, ВШЭ, МИСиС, СПбГТУ, СПбГУИТМО и УрФУ, представители Рособрнадзора и Минобрнауки. Задача совета — создать организационно-методические и материально-технические условия, необходимые для использования онлайн-курсов в ходе реализации образовательных программ вузов.
Проректор И. А. Дементьев подчеркнул актуальность этого вопроса: сегодня большое количество образовательного контента доставляется с помощью онлайн-технологий. В ближайшее время речь пойдет и о применении этих технологий при реализации традиционных образовательных программ. Совет будет отвечать за проведение экспертизы качества подобных онлайн-курсов, формирование единых требований к вопросам признания итогов освоения дисциплин, а также к методам и определенным процедурам, необходимым для оценки уровня достижения результатов их освоения. Со временем хорошие онлайн-курсы вполне могут быть сертифицированы. А результаты их освоения будут засчитываться как результаты обучения в вузе. Сегодня «рельеф» образовательной деятельности в России существенно меняется (Материалы приема граждан от 17.03.2015, п. 1, от 12.05.2015, п. 3, от 28.09.2015, п. 4, от 02.10.2017, п. 2).
О присвоении Академической гимназии СПбГУ имени Д. К. Фаддеева
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил о том, что по результатам общественного обсуждения инициативы выпускников СПбГУ, проведенного на сайте СПбГУ, а также с учетом обращений выпускников Университета, поступивших в адрес ректора, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев принял решение о присвоении Академической гимназии СПбГУ имени Дмитрия Константиновича Фаддеева — выпускника Университета, профессора ЛГУ, члена-корреспондента АН СССР, декана Математико-механического факультета ЛГУ и одного из «отцов-основателей» школы-интерната № 45 (Академической гимназии СПбГУ).
Конкурсный отбор на должности научно-педагогических работников
Конкурсный отбор на замещение должностей научно-педагогических работников, предусмотренный Трудовым кодексом РФ, должен обеспечивать Университету привлечение наиболее сильных и талантливых сотрудников, способных не просто поддерживать, но и повышать качество научных исследований и образовательных программ Университета в условиях нынешней конкуренции, в том числе конкуренции за ресурсы. Безальтернативные «конкурсы», которые и конкурсами-то называть нельзя, не решают, как правило, этой задачи.
Каждый год в СПбГУ проходит больше 1700 конкурсов на должности НПР (в 2015 году запланировано 1736 конкурсов). До 2010 года конкурсы на альтернативной основе были редчайшим исключением. Теперь их количество постоянно растет. Несколько первых конкурсов на альтернативной основе состоялись в Университете в 2010 году. В 2011 году было 12 таких конкурсов, затем 20 (2012), 32 (2013), 42 (2014).
Для того чтобы выбирать сильнейших, необходима индивидуальная работа директоров институтов и деканов факультетов по привлечению в Университет лучших ученых и преподавателей из России и других стран мира. Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев отметил, что эти вопросы (как привлекать в Университет лучших? как правильно организовать отбор лучших?) волнуют многих универсантов. Последние годы эти вопросы уже не раз поднимались сотрудниками Университета во время приема ректором граждан (см. Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 1 и п. 2), на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, Ученого совета СПбГУ. Наши сотрудники высказывали различные предложения по привлечению лучших ученых мира и по совершенствованию порядка проведения конкурсных процедур в СПбГУ.
- Профессор Л. В. Сморгунов предлагал приглашать ведущих специалистов из зарубежных вузов и институтов (см. Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 2) и принимать их на работу без проведения конкурсных процедур. Но действующее законодательство не позволяет принимать на должности научно-педагогических работников без конкурсных процедур. Законодательство разрешает принять на работу только на один год без конкурса, но только по совместительству и для поддержания непрерывности образовательного процесса.
- Профессор В. Б. Курасов предложил наделить диссертационные советы полномочиями по отбору кандидатов на должности научно-педагогических работников (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 24.11.2014). По его мнению, ученые советы факультетов состоят из специалистов разных специальностей, а потому им трудно правильно оценить (сравнить) нескольких кандидатов. В диссертационных советах состоят специалисты в определенной области науки, и, как считает профессор В. Б. Курасов, их выбор будет более профессиональным. Но это предложение также противоречит действующему законодательству, а потому неприемлемо.
- Профессор А. В. Майоров предложил устанавливать более высокие, чем сейчас, требования для участников конкурса, которые желают стать заведующими кафедрами и профессорами Университета. Это предложение уже реализуется. В объявлениях о конкурсе теперь устанавливаются определенные критерии. Правда, пока далеко не такие, какие предложил профессор. Если установить требования, которые предлагал профессор А. В. Майоров, подавляющее большинство действующих заведующих кафедрами института истории не смогли бы принять участие в таких конкурсах. Но требования к участникам всех конкурсов на должности научно-педагогических работников и дальше будут последовательно повышаться, и это одна из задач, стоящих как перед руководителями коллективов институтов и факультетов, так и перед руководителем кадровой службы.
- Профессор А. С. Комолов предложил использовать опыт ведущих университетов мира: чтобы кандидатуры на должности НПР рассматривались отдельной экспертной комиссией (см. Материалы сприема граждан от 18.11.2014, п. 1). Как известно, в зарубежных вузах такие комиссии могут отклонить кандидатуру претендента на должность. Пока предложение о создании комиссий с таким кругом полномочий также противоречит действующему российскому законодательству. Но экспертные комиссии как органы, предварительно рассматривающие кандидатуры претендентов на должности НПР, уже действуют, например, в Высшей школе экономики.
- Профессор В. Ю. Кукушкин предложил ученому совету факультета / института создать отдельную конкурсную кадровую комиссию для предварительного рассмотрения кандидатов на должности. Это предложение нашло поддержку ученого совета института химии. И решением ученого совета такая комиссия создана. Ректор подчеркнул, что ученый совет института химии вышел за рамки своих полномочий. Такая комиссия может быть создана, но не решением ученого совета, а решением ректора. Ректор поручил В. В. Еремееву создать такую комиссию для предварительного (до рассмотрения вопроса на заседании ученого совета института химии) рассмотрения конкурсных документов участников и заслушивания кандидатов. Ректор подчеркнул, что кандидаты на должности имеют полное право не приходить на заседание этой комиссии, созданной приказом ректора. Точно так же, как кандидаты на должности могут не принимать участия в заседаниях ученого совета факультета и Ученого совета Университета.
В. В. Еремеев еще раз напомнил директорам институтов и деканам факультетов их обязанность инициировать приглашение лучших научно-педагогических работников России и других стран для работы в СПбГУ. Право инициировать приглашение научно-педагогических работников к участию в конкурсах СПбГУ есть у каждого сотрудника СПбГУ. В. В. Еремеев подчеркнул, что он уже получает такие предложения от ведущих ученых — победителей конкурса мегагрантов Правительства РФ (С. К. Смирнова, Р. З. Валиева и др.) и ученых — победителей конкурса крупных грантов СПбГУ, а также от активных ученых СПбГУ и даже ученых, основным местом работы которых является вовсе не СПбГУ (например, от профессора С. В. Кислякова, директора Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН).
Из уже объявленных 152 конкурсов на должности научно-педагогических работников в 2015 году пока всего по девяти конкурсам имеются альтернативные заявления (но прием документов продолжается и, возможно, их будет больше).
В. В. Еремеев также сообщил, что в Университете создана служба, которая занимается подбором кандидатов для должностей административно-управленческого персонала, предварительной оценкой целесообразности их приема на работу в СПбГУ. Он констатировал, что теперь имеется возможность обратиться в эту службу, а не в платные частные кадровые агентства.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила, будет ли сообщаться на заседаниях ученого совета института химии и на заседании Ученого совета СПбГУ решение кадровой комиссии, которая создана в институте химии. Директор института химии И. А. Балова ответила утвердительно и пояснила, что теперь комиссия создана решением ректора, а задача комиссии — изучить все аспекты научной и педагогической деятельности претендентов на должности НПР, подготовить материалы для ученого совета института и Ученого совета Университета. Работники главного управления по организации работы с персоналом пока еще не могут проанализировать, например, качество научных статей претендентов, а члены учебно-методической и научной комиссий, которые входят в кадровую комиссию, могут сделать соответствующее заключение. Далее вопрос рассматривает Ученый совет СПбГУ.
Ректор еще раз объяснил: участники конкурса на должность научно-педагогического работника СПбГУ не обязаны присутствовать на заседании этой комиссии. Равным образом они также не обязаны присутствовать на заседании ученого совета института / факультета, где обсуждаются их кандидатуры. Право такое у них есть, но не обязанность. Предоставить в главное управление по организации работы с персоналом необходимые документы для участия в конкурсе они должны, но не обязаны предоставлять дополнительную информацию по запросу комиссии. Но если будут объявлены лекции или доклады для всех претендентов на должность, то члены кадровой комиссии могут прийти на них. Или посмотреть видеозапись обсуждения кандидатур.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 5–7); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 3 и 4); Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 9; от 13.04.2015, п. 3; от 27.04.2015, п. 8; от 18.05.2015, п. 5; от 09.11.2015, п. 2; Материалы с приема граждан 19.05.2015, п. 2.
Н. М. Кропачев подвел итоги обсуждения вопроса. Он напомнил, что предварительные публичное обсуждения кандидатур на должности научно-педагогических работников, которые начались недавно в коллективе химиков, уже лет пять открыто проходят в коллективе наших менеджеров, и результат не заставил себя ждать (по рейтингу газеты Financial Times ведущих бизнес-школ наш Университет занимает 56 позицию в мире). Нам нужны открытые процедуры конкурсного отбора. Сейчас же «конкурс» есть почти на каждую должность. Но эти «конкурсы» проходят в кабинетах начальников — авторитетных ученых, заведующих кафедрами и лабораториями, деканов, которые и принимают решение: кому участвовать в публичном конкурсе, кому пока еще надо подождать участвовать в публичном конкурсе, кому пора уходить и освободить должность... Такие решения, озвученные в тиши кабинетов, не обсуждаются открыто на заседаниях лабораторий, кафедр и ученых советов. Такие решения нельзя и оспорить в комиссии по трудовым спорам или в суде. Но при этом все, кому «положено», знают: что такому-то «еще рано претендовать на должность», а такой-то «получил добро» от N и может участвовать в публичном конкурсе на должность… Нам нужны честные конкурсные процедуры, которые позволят каждому попытаться занять то место, на которое он рассчитывает. Открытость этих процедур должна позволить побеждать в таких конкурсах сильнейшим.
О премиях директорам институтов и деканам факультетов
И. А. Дементьев напомнил, что по итогам работы в 2014 году объемы фондов для премирования научно-педагогических работников определялись по десяти показателям (см. Материалы ректорского совещания от 24.11.2014, п. 9). Оценка успешности деятельности директоров институтов и деканов факультетов как руководителей производилась по тем же самым критериям. При этом принималось во внимание, во-первых, достижение коллективом уровня каждого из показателей Программы развития СПбГУ и, во-вторых, обеспечение положительной динамики по каждому из показателей. Если коллектив не достиг заданных значений показателя, то это сводило к нулю все коэффициенты, насчитанные руководителю. В результате расчетные коэффициенты у директоров институтов и деканов факультетов разные: от нуля до 24. И, соответственно, премии за год, назначенные директорам институтов и деканам факультетов, разные: от отсутствия премии до расчетного размера, превосходящего миллион рублей. И. А. Дементьев отметил также, что ни один из проректоров СПбГУ не получил премии за год. Решение об их премировании будет приниматься ректором в январе, по результатам исполнения Университетом показателей Программы развития и федерального бюджета в 2014 году. И можно сказать однозначно, что никто из проректоров не получит премий, превосходящих премии наиболее эффективных лидеров научно-педагогических коллективов.
Председатель Совета молодых ученых СПбГУ А. В. Красикова напомнила, что недавно было объявлено о дополнительных премиях научно-педагогическим работникам, привлекшим в Университет финансирование на НИР из внешних источников (см. Материалы ректорского совещания от 15.12.2014, п. 8). И попросила опубликовать ранжированный список этих сотрудников. Ректор ответил, что такой список будет опубликован, но без указания размера премии. Однако будет сообщено, что суммы конкретных премий находятся в пределах от 50 тыс. рублей до 1 млн 600 тыс. рублей. Ректор еще раз подчеркнул, что решение о премировании победителей внешних грантов было озвучено только несколько дней назад, а само решение было принято намного раньше. Если бы это решение было озвучено до того, как деканы факультетов направили свои преставления о премиях по итогам года, информация о выплате премий победителям внешних грантов могла бы сказаться на размере премий этим сотрудникам в представлении деканов факультетов.
Дополнение от 16.01.2015
В связи с обращением председателя Совета молодых ученых СПбГУ А. В. Красиковой публикуем список научно-педагогических работников, привлекших в Университет финансирование на НИР из внешних источников в 2014 году.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 3, 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 6).
О назначении проректоров
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил, что все проректоры изъявили желание продолжить работу в должностях проректоров. Пока же они продолжают работать на своих должностях как исполняющие обязанности. Ректор планировал подписать приказ об их назначении 29 декабря 2014 года, но принял иное решение: все, кто желает работать в СПбГУ на должностях проректоров, могут направить свои заявления и резюме начальнику главного управления по организации работы с персоналом (v.eremeev@spbu.ru). Срок подачи заявления — до 25 января 2015 года (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.01.2015, п. 1).