Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Конкурс на создание лабораторий под руководством ведущих ученых
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что в Университете стартует конкурс на создание научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых — конкурс мега-грантов СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 27.05.2013: с изменениями от 03.06.2013, п. 2). Как уже объявлялось, из 13 заявок, поданных Университетом на конкурс мега-грантов Правительства РФ, в этот раз победила всего одна (см. Материалы ректорского совещания от 13.05.2013, п. 1). Но анализ университетских заявок показал, что есть договоренности о сотрудничестве с сильными учеными мирового уровня. Поэтому СПбГУ планирует вложить собственные средства для создания научных лабораторий под руководством ведущих ученых — в рамках приоритетных направлений Программы развития СПбГУ (особенно «Социальные исследования и технологии», «Биомедицина и здоровье человека»).
Разработаны условия Открытого конкурса для поддержки научных исследований, проводимых в СПбГУ под руководством ведущих ученых (как приложение кприказу ректора № 1926/1 от 29.05.2013). По результатам этого конкурса создаются научно-исследовательские лаборатории. Коллектив каждой лаборатории (не менее трех сотрудников, имеющих ученую степень кандидата / доктора наук или равную им по уровню зарубежную ученую степень, не менее двух аспирантов и не менее трех студентов СПбГУ) будет возглавлять ведущий ученый, которого можно пригласить из любого университета или научного центра. Университет обеспечивает коллектив объемом финансирования до 6 млн рублей в год в течение двух лет с возможным продлением еще до двух лет. Руководитель лаборатории должен будет не менее трех месяцев в году находиться в Университете, и его зарплата будет составлять 3 млн рублей в год. Зарплата сотрудников лаборатории будет определяться ежемесячно руководителем лаборатории. Кроме того, СПбГУ обеспечивает для каждой лаборатории рабочие места, неспециализированное оборудование для проведения исследований и обработки материалов, расходные материалы, доступ к специализированному оборудованию ресурсных центров СПбГУ.
С. П. Туник подчеркнул, что Университет разработал программу конкурса, ориентированную на задачи Программы развития СПбГУ. В условиях конкурса указано, что ведущий ученый будет три месяца в году работать в Университете (а не четыре месяца, как по условиям конкурса мега-грантов Правительства РФ). Победитель обязан обеспечить внебюджетное финансирование лаборатории — не менее 25 % от объема средств, выделяемых Университетом. Установлены минимальные требования к количеству научных статей, опубликованных сотрудниками лаборатории в журналах с импакт-фактором не менее 1,5, входящих в наукометрические базы данных Web of Science и Scopus: через 18 месяцев работы лаборатории — четыре статьи, через два года — восемь статей. Победитель также обязан обеспечить участие сотрудников лаборатории в международных научных мероприятиях: через 12 месяцев — не менее двух участников, через 18 месяцев — не менее пяти участников (в том числе не менее двух студентов и аспирантов), через два года — участие каждого члена группы не менее одного раза.
Начало подачи заявок на конкурс университетских мега-грантов: 15 июня в 11:00, окончание — 1 августа в 17:00. В системе ИАС НИД будут выложены формы подачи заявок. Экспертиза заявок займет месяц, и после 30 августа будет объявлено о результатах конкурса.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила, подавать ли заявки на русском языке или на английском. С. П. Туник ответил: только на английском. Экспертиза заявок будет организована с участием зарубежных ученых.
См. также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 5); Материалы ректорского совещания от 30.09.2013, п. 1; от 02.09.2013, п. 3; от 24.06.2013, п. 2.2.
Проректор И. А. Дементьев напомнил, что СПбГУ подавал заявку на конкурс мега-грантов Правительства РФ, в которой приглашенным ведущим ученым был лауреат Нобелевской премии по экономике 2010 года Кристофер Антониу Писсаридес, но эта заявка не победила. Декан Экономического факультета О. Л. Маргания получил согласие К. А. Писсаридеса на создание в Университете научной лаборатории под его руководством. Решение ректора СПбГУ о создании такой лаборатории принято. Ее работа начнется осенью, когда будут оформлены договоры с руководителем лаборатории и сотрудниками, которых он привлечет для работы в СПбГУ. Поиск внебюджетных финансовых средств для работы лаборатории (30 млн рублей) декан Экономического факультета взял на себя, кроме того он предлагает ввести необходимое сокращение стимулирующего фонда факультета (и часть бюджетных средств направить на финансирование лаборатории).
Деятельность в университетах мира по продвижению в международных рейтингах
16–17 мая в Варшаве прошел форум ранжирования университетов, организованный Международной экспертной группой по ранжированию (IREG). IREG — это общественная некоммерческая организация, которая предоставляет площадку для обсуждения между издателями рейтингов и представителями университетов. С. П. Туник сообщил, что на форуме в Варшаве выступали представители трех ведущих рейтинговых агентств (Шанхайского, QS и THE), а также независимые эксперты из Канады и Европы, которые представили анализ основных рейтингов, показывающий их недостатки и достоинства. Общее мнение: рейтинги университетов — это объективная реальность современного рынка науки и образования, они будут играть все более важную роль в принятии политических и финансовых решений. Это важный инструмент оценки положения Университета по отношению к другим вузам.
См. также: Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 1 и 6); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 7).
Все большее внимание проявляется к дисциплинарным рейтингам, отметил С. П. Туник, они отражают реальные достижения ученых по каждому научному направлению. Национальные рейтинги важны внутри страны, но на международной арене они успехом не пользуются. Форум IREG дает возможность довести важную информацию до представителей ведущих международных рейтинговых агентств, которая позволяет влиять на их системы счета.
Об изменениях в составе Экспертной комиссии СПбГУ
Четверо членов Экспертной комиссии СПбГУ (С. Г. Инге-Вечтомов, С. В. Кривовичев, Г. А. Леонов и Р. А. Эварестов) написали заявления с просьбой вывести их из состава комиссии в связи с тем, что каждый из них планирует участвовать в конкурсах НИР. Это значит, что в состав комиссии будут введены другие ученые по областям знаний «Биология и медицинская наука», «Науки о Земле» из внешних организаций.
С. П. Туник сообщил, что анализ участия НПР во внутренних и внешних конкурсах показал, что количество заявок универсантов во внешних конкурсах не увеличивается. Возможно, это связано с тем, что финансирование Университета превышает гранты РФФИ и РГНФ. Но участие универсантов во внешних грантах и повышает имидж Университета, и увеличивает его бюджет. Но анализ показывает, что СПбГУ получает в четыре раза меньше грантов, чем МГУ, из-за того, что подает заявок существенно меньше, чем московские коллеги. И для исправления этой тенденции будут предприняты административные шаги.
Ректор добавил, что за последние пять лет бюджет Университета вырос в четыре раза, но не за счет активности ученых СПбГУ (например, выигранных внешних грантов), а за счет активности руководства Университета. Сокращение грантовой активности универсантов может привести к сокращению федерального финансирования. Поэтому объем стимулирующих фондов коллективов факультетов будет увязан с количеством внешних грантов, выигранных учеными соответствующего коллектива (см. также: Материалы ректорского совещания от 09.06.2014, п. 3; от 24.06.2013, п. 2.3).
О предоставлении помещений студсоветам
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова напомнила о том, что в начале марта вышел приказ первого проектора по учебной и научной работе И. А. Горлинского о предоставлении студсоветам факультетов помещений в учебных зданиях. Студсоветы факультетов начали осваивать эти помещения, и некоторые выразили просьбы об оснащении аудиторий компьютерами и другой техникой, просьбы о замене помещений (например, студсоветы факультетов международных отношений, политологии, искусств, восточного и физического). Эта работа была проведена, и на сегодняшний день студсоветы факультетов получили все необходимое, дополнительных пожеланий не высказывают (см. также: Он был первым, ответы 3 и 4; Университету кризис не страшен, ответ 12; СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки, ответ 11).
О стимулирующих выплатах
Проректор И. А. Дементьев напомнил, что год назад было решено разделить стимулирующие фонды коллективов факультетов на две части. Первая — стабильная, вторая — переменная, которая зависит от выполнения коллективами факультетов показателей Программы развития СПбГУ. В 2012 году были выбраны такие показатели:
- доля научно-педагогических работников, имеющих ученые степени, в общей численности научно-педагогических работников
- доля кандидатов наук моложе 35 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук
- доля докторов наук моложе 40 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 5)
- С июня 2013 года при расчете второй части стимулирующих фондов будут учитываться еще несколько показателей:
- доля НПР коллектива факультета, публикующих статьи в журналах, входящих в наукометрические базы данных Scopus, Web of Science, в общей численности НПР факультета (поверхностный анализ показывает, что у семи коллективов факультетов этот показатель ниже среднего по Университету)
- доля НПР коллектива факультета, ведущих научную работу по федеральным целевым программам, грантам российских и зарубежных фондов, в общей численности НПР коллектива факультета (этот показатель в Университете поддерживается только за счет биологов, геологов, математиков, физиков и химиков)
- доля публикаций на иностранных языках в общем количестве публикаций НПР факультета (этот показатель удерживается на должном уровне тоже только за счет представителей естественных наук)
Но расчеты не завершены, отметил И. А. Дементьев. На сегодняшний день в базе публикаций ИАС НИД имеется едва ли половина сведений о публикациях НПР за 2012 год. Требуются усилия каждого научно-педагогического работника, чтобы пополнить базу публикаций. И. А. Дементьев попросил деканов организовать такую работу и завершить ее в течение двух недель. После этого можно будет готовить приказ о формировании стимулирующих фондов (см. также: Материалы ректорского совещания от 24.11.2014, п. 9; от 28.10.2013, п. 7; от 23.09.2013, п. 9).
Использование административной электронной почты работниками СПбГУ
Год назад был издан приказ первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского о получении работниками СПбГУ адресов административной электронной почты. Но обязанности в получении и использовании этих адресов не было. Поэтому, например, информация о поручении выполнить экспертную работу шло по цепочке (ректор — декан — помощник декана — заведующий кафедрой — лаборант — конкретный преподаватель) больше недели (см. Материалы ректорского совещания от 08.04.2013, п. 4). В современном темпе жизни это недопустимо, подчеркнул И. А. Дементьев. Поэтому подготовлен приказ об обязанности выдачи работникам СПбГУ адресов административной электронной почты и их обязательном использовании. На этот адрес напрямую будут направляться документы, которые касаются работника и требуют его действий. В трудовом договоре будет внесена обязанность работника принимать такие документы как прямое указание к исполнению. Позже будет введено правило, по которому документы от работника будут приниматься с его административного адреса, и только с него.
Опыт такого использования адресов административной электронной почты уже есть. На прошлой неделе в коллективе психологов очередные приказы о приеме на работу были доставлены работникам по их административным адресам. Точно также и все остальные приказы, распоряжения, решения могут доставляться «лично в руки» каждому работнику. И у работников не будет необходимости наведываться в деканат с вопросами: «Когда же, наконец, из ректората пришлют необходимую бумагу?..».
Работа по формированию реестра административных адресов началась две недели назад. Она займет полтора-два месяца, и к началу учебного года новая система уже будет введена в действие.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов сообщил, что работа по выдаче адресов административной электронной почты сотрудникам Геологического факультета была проведена два месяца назад. И спросил, не потребуется ли заменять эти адреса на новые. И. А. Дементьев ответил, что такого делать не придется. Ректор отметил: главное — чтобы эти адреса активно использовались. А то бывает, что адреса есть, но информация по-прежнему передается по цепочке. А, например, приказ о создании комиссии по приему государственных экзаменов должен рассылаться напрямую каждому члену комиссии, а также выставляться в интернете (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 9).
Изменения в порядке проведения конкурса на замещение должностей НПР
Ректор сообщил, что до 4 июня будет утверждено приложение к приказу начальника ГУАТОиД В. П. Журавлева об организации конкурсов на замещение должностей НПР. В этом документе будет перечислено, какую базовую информацию о каждом претенденте на должность НПР необходимо сообщить в конкурсной документации (публикации, индекс Хирша, участие в грантах, работа с аспирантами и т. п.). Если претендент на должность работает в СПбГУ, у него нет необходимости заполнять эти бланки — вся информация о нем хранится в базах данных кадровой службы Университета. Если на должность НПР претендует сотрудник другой организации, то эти формы заполняет сотрудник кадровой службы, который принимает документы у претендента на должность. Естественно, каждый претендент имеет право сообщить о себе и дополнительную информацию, но публикуемая на сайте СПбГУ и раздаваемая членам ученых советов информация будет однотипной, доступной для сравнения.
При объявлении конкурса на должность НПР могут быть установлены минимальные требования к претендентам. Их устанавливает сотрудник кадровой службы на основе предложений деканов. Кадровая служба СПбГУ будет анализировать требования к каждому типу должностей — не только в Университете, но и на общем рынке труда НПР. Н. М. Кропачев отметил, что постепенно выстраивается система единых требований к деканам, заведующим кафедрами и к научно-педагогическим работникам.
См. также: Открыт всему миру (ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9); Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 2; от 18.04.2016, п. 7.
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва спросила, когда водится новая система. Ректор ответил: со следующих выборов на должности НПР в сентябре-октябре.
О кадровых изменениях в СПбГУ
Ректор сообщил о кадровых изменениях в Университете, которые вводятся приказом и. о. ректора № 1929/1 от 29.05.2013 «О проректорах и пресс-секретаре СПбГУ»:
С 17 июня вводится должность пресс-секретаря СПбГУ, и на эту должность назначен А. А. Заварзин. На сегодняшний день в Университете пока еще нет единой информационной политики, нет единства распространения информации в разных коллективах. Задача пресс-секретаря СПбГУ — сформировать и проводить такую политику для того, чтобы Университет работал как единый организм. Пресс-секретарь СПбГУ — не проректор, но лицо, напрямую подчиненное ректору. А. А. Заварзин во время работы на прежних должностях показал себя как весьма требовательный руководитель. Ректор попросил деканов высказать пресс-секретарю СПбГУ свои требования и пожелания по организации информационной политики Университета.
С 17 июня должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям история, психология и философия переименовывается в должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям биология, история, психология и философия. Ректор отметил, что задача Л. А. Цветковой: вывести историков и философов из прямого подчинения проректора по направлениям. И тогда она будет проректором по направлениям биология и психология. При этом у нее есть еще одна задача: наладить взаимодействие с коллективами наших медиков. Компетенция проректоров по направлениям в части финансово-хозяйственной деятельности будет постепенно переходить на иной уровень — по мере решения вопросов о передаче их функций лицам, им подчиненным. А для этого, подчеркнул Н. М. Кропачев, эти лица должны быть готовы принять такие функции и уровень их квалификации должен позволять им это сделать. Например, когда-то приказ о проведении конкурсов на должности НПР подписывал ректор, затем — проректор, теперь это делает начальник управления кадров, а со временем это будут делать его заместители по направлениям.
С 17 июня должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям биология, география, геоэкология и почвоведение переименовывается в должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям география, геология, геоэкология и почвоведение. На эту должность назначен С. В. Аплонов.
С 17 июня должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям геология и менеджмент переименовывается в должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлению менеджмент. На эту должность назначен Ю. В. Федотов. Ректор напомнил, что ремонт в Михайловке заканчивается, там откроется новый кампус ВШМ. И задача Ю. В. Федотова — подготовить на этой базе создание отдельного юридического лица (поскольку там будет обособленная имущественная база, которая дает определенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов).
С 29 июля должность первого проректора по экономике переименовывается в должность проректора по экономике, и на эту должность назначается Е. Г. Чернова.
Открытость в деятельности Университета
Проректор А. А. Заварзин напомнил об информации в СМИ о том, что Минобрнауки РФ «станет полностью открытым» и будет предоставлять информацию о работе ведомства в режиме реального времени. А в Санкт-Петербургском государственном университете проект «Открытый университет» реализуется уже несколько лет. «Открытый университет» — это один из проектов Программы развития СПбГУ, который крайне важен для обеспечения других показателей Программы развития, решения задач имиджевого плана, формирования университетского единства.
7 мая на базе СПбГУ прошло Всероссийское совещание советников по молодежной политике ректоров вузов, где подробно обсуждался пример СПбГУ по реализации концепции «Открытый университет». После выступления ректора СПбГУ Н. М. Кропачева о концепции открытого университета, последовательно применяемой в нашем Университете (доступности информации, прозрачности процедуры приема, онлайн-трансляций защиты диссертаций, публикации материалов ректорских совещаний, приемов граждан, работы «Виртуальной приемной» и т. д.) было много вопросов от участников совещания, на которые ректор подробно ответил.
Во время подготовки к этому совещанию был проведен анализ реализации политики открытости в СПбГУ. А. А. Заварзин кратко сообщил о конкретных действиях по расширению открытости разных сторон жизни Университета (подробнее см. Справка о реализации политики открытости в СПбГУ). Напомнил он также о ресурсах для развития и расширения открытости Университета. Это прежде всего подробная информация о сотрудниках СПбГУ, их достижениях. Сегодня на многих страницах факультетов на сайте СПбГУ отсутствует информация о сотрудниках, о крупных проектах, об инициативах — то есть о содержательной деятельности универсантов. Эти страницы необходимо дополнить, а также дать ссылки на личные страницы ученых СПбГУ.
См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 6); Честность и открытость (ответы 2, 8–10); Правила жизни Университета (ответы 10, 11, 13); За Нобелем (ответы 10–13).
А. А. Заварзин сообщил, что система обратной связи в Университете развивается. 21 мая было зафиксировано очередное достижение: 3 млн посетителей популярного университетского ресурса — «Виртуальной приемной СПбГУ». А также о том, что ректор СПбГУ наградил планшетным компьютером автора самого популярного вопроса в «Виртуальной приемной» в 2013 году — Виталия Красикова из Японии. Это был вопрос О переносе выходных дней в мае 2013 года — его просмотрели больше 14,5 тыс. пользователей!