Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Результаты работы по формированию составов учебно-методических комиссий
Начальник управления образовательных программ И. М. Григорьев представил результаты работы по формированию составов учебно-методических комиссий. Учитывая важность вопроса, он сообщил, что подготовил письменный текст выступления. Приводим его полностью:
Уважаемые коллеги! В сентябре началась работа по формированию новых составов учебно-методических комиссий факультетов. Ранее составы комиссий формировались только по представлениям деканов факультетов. Однако за последний год не раз возникали ситуации, когда преподаватели, студенты, работодатели высказывали обоснованное недовольство и результатами работы этих комиссий, и невозможностью влиять на них, пересматривать эти решения. Поэтому ректором Университета было принято решение о том, что любой научно-педагогический работник Университета может сам предложить свою кандидатуру для участия в работе соответствующей учебно-методической комиссии (см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 5).
Это решение — продолжение политики предоставления научно-педагогическим работникам возможностей для активного участия в жизни Университета. Напомню эти права, закрепленные в локальных актах СПбГУ в последние годы:
- право самовыдвижения в состав диссертационных советов
- право самовыдвижения в состав ученого совета факультета
- право самовыдвижения в состав Ученого совета Университета
- право самовыдвижения в состав научно-технических советов ресурсных центров
- право членов диссертационного совета выбрать кандидатов на роль председателя, заместителя председателя и ученого секретаря совета
- право научно-педагогических работников на получение финансирования на конкурсной основе на тревел-гранты, на проведение конференций, на проведение научных исследований, на привлечение постдоков (при этом для участия в таких конкурсах не требуется получение согласия каких-либо должностных лиц, например, заведующего кафедрой, заведующего лабораторией, декана, проректора, ректора)
- право предложить в состав учебно-методической комиссии кандидатуры представителей работодателей и т. д. (более подробно о правах научно-педагогических работников см. Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7)
Все деканы воспользовались своим правом и представили кандидатуры в состав комиссий. Из кандидатур, представленных деканами, не были включены в составы комиссий только работники, совмещающие административную и научно-педагогическую работу: при решении академических вопросов, в том числе в учебно-методических комиссиях, работники ректората (например, начальник учебного или учебно-методического отдела) не должны иметь права решающего голоса. Такое университетское правило должно обеспечивать академическую свободу нашим научно-педагогическим работникам.
В ряде случаев в состав комиссий включены работники из коллективов разных факультетов для обеспечения более тесного взаимодействия и организации обмена опытом учебно-методической работы.
К сожалению, какого-либо активного самовыдвижения в состав учебно-методических комиссий пока не произошло. Будем надеяться, что в ближайшее время преподаватели будут более широко пользоваться своими новыми правами. Наверное, в этом есть какая-то закономерность: почти всегда новыми правами сотрудники Университета начинали активно пользоваться не сразу. Так было со всеми перечисленными выше правами. Например, в первый год проведения конкурсов на тревел-гранты не было ни одного примера, когда работник подал бы заявление на конкурс без согласования с заведующим кафедрой или деканом. На следующий год таких примеров было уже подавляющее большинство.
В коллективах факультетов часто раздаются критические замечания в адрес членов учебно-методических комиссий. Критические стрелы летят в их адрес и от студентов, и от выпускников и работодателей. Именно учебно-методические комиссии определяют все основные характеристики и многие детали образовательных программ, то есть от работы этих комиссий зависит академическое содержание университетской жизни. Будем надеяться, что помимо традиционной критики наших учебных планов, стандартов, программ, преподаватели будут стремиться принимать более активное участие в работе того органа Университета, который и определяет содержание всех этих документов.
Сегодня же ситуация выглядит следующим образом. Только четыре научно-педагогических работника (помимо кандидатур, представленных деканами факультетов) сами изъявили желание войти в состав учебно-методических комиссий. Все самовыдвижения были только в коллективе одного факультета. Поэтому половина из самовыдвиженцев сразу же включена в состав комиссии, а вторая половина будет включена в состав комиссии через полгода в порядке ротации.
Еще в одном коллективе самовыдвижение тоже было, но оно происходило особым, «сверхдемократическим» образом. Еще летом, по предложению заместителя декана факультета свободных искусств и наук, декан согласовал фамилии кандидатов в состав комиссии. Осенью этот список и был направлен проректору. При этом заместитель декана факультета попросил всех НПР, перечисленных в списке декана, написать (видимо для пущей «демократичности» процедуры) заявления о самовыдвижении в состав комиссии. Теперь они все — настоящие «самовыдвиженцы». Замечу, что заместитель декана объяснил свою «демократическую» позицию просто: «Так велел делать ректорат...»
Уже несколько лет по решению ректора в состав комиссий включаются представители студенческих советов факультетов. Предложения и замечания студентов по структуре и содержанию образовательных программ, учебных планов и стандартов должны рассматриваться по существу и непосредственно теми, кто принимает в СПбГУ решения по академическим вопросам, и это должна быть совместная работа представителей обучающихся и педагогического коллектива. Пока же в Университете преобладает такая схема действий: направляются жалобы обучающихся проректорам, ректору на качество учебных планов, программ, образовательных стандартов, иногда один и тот же текст посылается сразу нескольким должностным лицам — вместо активного обсуждения и решения этих вопросов в ходе работы тех органов Университета, которые и должны решать эти вопросы по существу.
Считаю принципиально важным, чтобы обучающиеся принимали участие в работе учебно-методических комиссий. Это позволит им понимать, как сформированы наши образовательные стандарты, программы и учебные планы, почему они сформированы в предлагаемом обучающимся виде. И никто лучше разработчиков этих программ не сможет дать им соответствующие профессиональные разъяснения. В таких дискуссиях обязательно проявится отношение обучающихся к тем или иным аспектам конкретной программы, и мнение обучающихся по этим вопросам сможет быть учтено оперативно и по существу. Прошу также обратить внимание, что в состав комиссий должны входить студенты, рекомендованные для этой работы студенческими советами факультетов, то есть представители студенческого коллектива, а не те, с кем декан или заместитель декана договорились о его вхождении в состав комиссии. Поэтому если Студенческий совет факультета считает, что надо заменить своего представителя на другого, это будет сразу же сделано.
Ректор уже несколько раз поднимал на ректорских совещаниях вопрос о необходимости включения в состав комиссий представителей работодателей. Кандидатуры представителей работодателей могут предложить деканы факультетов и любой научно-педагогический работник СПбГУ. Предложений по включению в составы комиссий представителей работодателей поступило явно недостаточно: к сожалению, примерно в половине комиссий представители работодателей пока не присутствуют. Это также очень важный вопрос, поэтому считаю необходимым продолжить сбор предложений по кандидатурам представителей работодателей и от деканов факультетов, и от других научно-педагогических работников. Участие внешних представителей поможет адаптировать наши образовательные программы к потребностям рынка труда не столько на основании абстрактно-академических представлений об этом рынке, сколько на основании конкретных предложений по результатам совместной работы с активными и заинтересованными участниками.
Приказы об утверждении составов комиссий будут изданы в ближайшие дни. В течение всего года будут приниматься предложения деканов факультетов, заявки по «самовыдвижению» и предложения по введению «внешних» представителей в составы комиссий. Эти инициативы будут учитываться при принятии решений о дополнении составов учебно-методических комиссий и о ротации членов комиссий. Считаю важным напомнить председателям комиссий их обязанность, установленную приказом по СПбГУ: обеспечить гласность в работе комиссии. Все сведения о дате и времени планируемых заседаний, рассматриваемые вопросы, принимаемые решения должны своевременно публиковаться на сайте СПбГУ, обращения научно-педагогических работников в комиссию должны регистрироваться и оперативно рассматриваться. С этой обязанностью председателей комиссии корреспондирует право каждого научно-педагогического работника требовать от председателей комиссий выполнения ими этих обязанностей. Поэтому на все случаи отступления от принципов открытости и гласности в работе учебно-методических комиссий факультетов будет следовать жёсткая реакция в отношении тех должностных лиц, которые не будут обеспечивать должный уровень информационной открытости. Прошу всех научно-педагогических работников активно отстаивать свое право на получение исчерпывающей информации о работе комиссий».
Ректор подчеркнул, что и значение работы учебно-методических комиссий, и внимание к их работе продолжают расти. От эффективности деятельности комиссий зависит качество наших образовательных стандартов, образовательных программ и программ учебных дисциплин. Образовательные программы и учебные планы надо постоянно совершенствовать. Многое зависит от того, кто входит в состав учебно-методических комиссий, активно ли там работают научно-педагогические работники, представители студенческих советов и представители работодателей. Ректор отметил ряд важных моментов выступления И. М. Григорьева:
- включение в состав комиссий представителей студсоветов, активно отстаивающих позиции студентов, поможет улучшить качество образовательных программ (Кому-то кажется легче включить в состав комиссии «удобного» студента, который будет тихо сидеть и «не выступать». Но так действовать нельзя. В учебно-методических комиссиях нам нужны умные, активные студенты, которые имеют свою позицию и умеют ее отстаивать, умеют спорить, возражать)
- включение в состав учебно-методических комиссий представителей работодателей служит выполнению тех же задач — повышению качества наших учебных планов и образовательных программ (Например, в состав учебно-методической комиссии факультета журналистики включены руководители четырех крупных СМИ — ИТАР-ТАСС, Балтинфо, Регнум, «Деловой Петербург»)
- пока активность самовыдвижения в состав учебно-методических комиссий недостаточна (и это странно, ведь многие преподаватели критикуют конкретные решения учебно-методических комиссий, но пока почему-то мало кто из них изъявил желание войти в комиссию и активно работать в ней)
- важно обеспечить гласность в работе комиссий: публиковать на страницах факультетов на сайте СПбГУ материалы их обсуждений и решения (и тогда в коллективе будут знать, каковы планы работы комиссии, кто в комиссии активно работает, кто какую позицию отстаивает, какие решения комиссия принимает)
Ректор поручил деканам провести встречи со студсоветами, где рассказать, в каком порядке в Университете должны решаться учебно-методические вопросы. Информацию о таких встречах необходимо опубликовать на странице факультета на сайте СПбГУ.
См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 13 и 14); Честность и открытость (ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (ответы 3, 22); Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 1; от 13.04.2015, п. 2; от 12.05.2015, п. 2; от 14.12.2015, п. 1; от 30.12.2013, п. 2; Материалы приема граждан от 24.12.2013, п. 1.
Результаты входных тестирований по английскому языку 2011–2013 годов и результаты обучения студентов английскому языку
Новая система преподавания иностранных языков в СПбГУ включает: входное (диагностическое) тестирование студентов первого курса, разработку и реализацию индивидуальных траекторий освоения иностранного языка на основании полученных баллов по результатам тестирования, итоговое тестирование. Напомним: если ранее для получения диплома СПбГУ необходимо было посетить 360 часов занятий по иностранному языку и сдать итоговый экзамен по иностранному языку, то теперь в университетском образовательном стандарте закреплено общее, обязательное для всех требование к выпускникам СПбГУ: владеть английским языком на уровне не ниже В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции.
Статистика входного тестирования показывает, что уровень владения иностранным языком у студентов СПбГУ, зачисленных на 1 курс, растет. Тех, кто владел английским языком на уровне ниже В1, в 2011 году было 46 %, а в 2013 году — только 31 %. А тех, кто владел английским языком на уровне В2 и выше, в 2011 году было 13 %, а в 2013 году — уже 19 %. То есть сегодня уровень знания английского языка 19 % студентов, зачисленных на первый курс, соответствует университетскому стандарту, предъявляемому к выпускниками СПбГУ, и поэтому они могут сразу получить необходимую аттестацию и не посещать занятия по английскому языку (например, 3 % студентов должны изучать английский язык с нуля — для них это будет уже второй иностранный язык).
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила также предварительные результаты итогового тестирования по английскому языку: его успешно прошли 84 % студентов (в основном второго и третьего курса). Из оставшихся большинство составляют те, кто пока по уважительным причинам не дошел до итогового тестирования. По правилам СПбГУ, при неудачной попытке пройти итоговое тестирование студент имеет право пересдать его 2 раза до выхода на итоговую государственную аттестацию.
Предложения по мерам повышения эффективности научно-исследовательской работы в СПбГУ заведующего кафедрой музеологии СПбГУ профессора А. В. Майорова
Заведующий кафедрой музеологии профессор А. В. Майоров приходил на прием к ректору, чтобы обсудить с ним вопросы повышения эффективности научно-исследовательской работы Университета в соответствии с требованиями Программы развития СПбГУ. По результатам этого приема предложения профессора А. В. Майорова были опубликованы на сайте СПбГУ. Эти предложения вызвали широкую дискуссию на сайте СПбГУ.
Проректор по научной работе С. П. Туник отметил только один аспект этого обсуждения: в ходе дискуссии некоторые наши научно-педагогические работники высказывают опасения, что для них не существует журналов, в которых они могли бы опубликовать свои результаты и которые индексируются в WoS и Scopus (например, 15 декабря Е. А. Ростовцев на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» написал: «По крайней мере в области гуманитарных наук ориентация на издания WoS и Scopus контрпродуктивна, поскольку почти все ведущие российские научные издания и тексты в эти базы не входят. Например, по истории в России всего два-три издания, входящих в Scopus и, по-моему, сейчас вовсе нет изданий, вошедших в WoS...» Ему ответил А. И. Филюшкин 16 декабря: «Евгений Анатольевич Ростовцев не прав. Вот издания Скопуса по российской истории (далее идет список из 16 названий и электронных адресов изданий). Как мы видим, их значительно больше, чем 2–3, при этом шесть на русском языке. Есть информация, что с 2014 г. должен войти и крупнейший русскоязычный журнал по новой имперской истории — Ab Imperio. Семь журналов по отечественной истории на русском и еще десятка полтора на английском / немецком — разве этого мало?.. Более двух десятков журналов, которые считаются ведущими в мировой науке, — не уверен, что все отрасли естественных наук похвастаются таким количеством. Это огромный сегмент современной историографии, актуальных научных исследований, игнорировать который для ученого по меньшей мере странно. И ведь кроме "национальной" тематики существует еще множество журналов по отраслям — по военной истории, истории образования, урбанистической истории, аграрной истории и т. д. Во всех из них тоже можно печатать статьи по русской истории соответствующей проблематики... Так что утверждение Евгения Анатольевича, что Scopus для историков совсем "чужая бесплодная земля", не соответствует действительности...» [орфография авторская]).
Такие утверждения, заключил С. П. Туник, вызывают недоумение. Ведь если преподаватель не знает о наличии ведущих научных журналов, значит, он их не использует ни в научной, ни в преподавательской работе. Вместе с тем, для преподавателя, да и для студентов Университета должно быть естественно не только изучать эти журналы, но и направлять в них свои статьи для публикации.
Опубликовать статью в журналах, которые индексируются в WoS и Scopus, сложнее, чем в журналах, в которых реферирование сведено к нулю, отметил С. П. Туник. Но если статья прошла «через сито реферирования» и ее опубликовали, это означает, что научные результаты, в ней изложенные, представляют интерес для других исследователей. А работа сотрудников Университета должна быть видна не только их коллегам по кафедре, но и всему мировому научному сообществу.
При встречах с сотрудниками Университета порой задаются вопросы о том, что руководство СПбГУ делает для того, чтобы способствовать публикациям в международных журналах высокого уровня. С. П. Туник перечислил принятые меры:
- постоянно увеличивается база электронных журналов в Научной библиотеке имени М. Горького (см. доклад И. А. Дементьева на заседании Ученого совета СПбГУ от 28.10.2013, с. 10–12)
- Университет выделяет финансирование для оплаты публикаций в платных высокорейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science (см. Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 8)
- введена ежемесячная доплата за публикации в высокорейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science (см. приказ № 3048/1 от 26.08.2013)
- организуются семинары для научно-педагогических работников СПбГУ с участием представителей издательств (см. на сайте СПбГУ: Молодым исследователям СПбГУ рассказали, как правильно писать научные статьи; Семинар «Как опубликовать статью в научном журнале»; Cеминары издательства Cambridge University Press; Семинар издательства Elsevier; Семинар Инфра-М)
- предоставляется квалифицированная помощь специалистов в переводе статьи на английский язык для этого необходимо обратиться к проректору по научной работе (см. Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 8)
- обучение преподавателей владению академическим английским языком (продолжится серия тренингов, организованных в СПбГУ — с приглашением преподавателей вузов США, ближайшие тренинги пройдут в январе и июне 2014 года)
Декан факультета политологии С. Г. Еремеев заметил, что при анализе публикаций сотрудников СПбГУ в международных журналах следует учитывать специфику отдельных направлений, например, политологического. Он отметил, что редакции некоторых зарубежных журналов отказываются печатать статьи ученых из России, если они не носят антироссийский характер (например, об итогах выборов, индексе демократии и др.).
Ректор попросил С. Г. Еремеева не быть голословным и представить проректору по научной работе в течение двух недель список статей, которые наши политологи направили в редакции международных журналов, а редакции журналов отказали им в публикации по соображениям цензуры. Когда такая информация будет представлена, тогда можно будет обсудить этот вопрос предметно.
С. П. Туник рассказал об опыте своих коллег, химиков и физиков, которые еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов начали предлагать свои статьи в международные журналы. Но их поначалу не печатали... Позже они поняли две особенности. Первая: дело было в результатах научных исследований (например, многие журналы не принимают статьи, основанные на результатах измерений на устаревшем оборудовании). Вторая: важен формат представления статьи, принятый в редакции каждого конкретного журнала («неформатные» статьи, не соответствующие принятым нормам, просто не рассматриваются). Постепенно его коллеги поняли, какие существуют правила и стандарты в каждой редакции, как нужно писать такие статьи, как их рецензируют и т. п. И их статьи регулярно принимают к публикации. Более того: эти ученые обучают правилам публикации своих студентов и аспирантов... Всем нам необходимо пройти тот же путь — с учетом специфики каждой отрасли знания.
Вслед за проректором С. П. Туником ректор поделился собственным опытом продвижения своей научной продукции. Книга Н. М. Кропачев и В. А. Мусина «Russian law in brief. Digest for foreign investors» была издана на английском языке в издательстве СПбГУ за счет средств авторов, но далеко не сразу была принята за рубежом. Прошло несколько лет, прежде чем презентации книги прошли во многих странах мира (Н. М. Кропачев не принимал участия ни в одной из этих презентаций). В 2014 году эта книга будет переведена на немецкий и корейский языки. Хотя, подчеркнул ректор, содержание этой книги вряд ли вызывало у всех положительную реакцию.
Декан исторического факультета А. Х. Даудов отметил, что историки, конечно, читают много, куда больше сотни зарубежных журналов. Но читают каждый по своей области специализации: например, специалист по античной истории скорее всего не читает статьи по истории России ХХ века (и наоборот), а регионовед не читает статьи по истории зарубежных стран. И, по его мнению, доцент кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века Е. А. Ростовцев имел в виду сферу своих научных интересов... А. Х. Даудов обещал, что историки «штурмом возьмут как Web of Science, так и Scopus...»
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 2, 10 и 11); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 3, 9 и 15); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1–4); Из России с дипломом (ответ 4); Правила жизни Университета (ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (ответы 7–8).
С. П. Туник поручил деканам составить списки журналов, которые индексируются в WoS и Scopus, и направить эту информацию сотрудникам. Он также поручил деканам социогуманитарных факультетов проанализировать, насколько востребованы электронные ресурсы Научной библиотеке имени М. Горького: какие журналы читают сотрудники.
Соглашение о сотрудничестве с Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в рамках соглашения с Президентской библиотекой имени Б.Н.Ельцина будут расширены возможности доступа универсантов к ресурсам Президентской библиотеки. В дополнение к уже существующим залам доступа (22 линия д. 7, ул. Чайковского, д. 62) планируется создание нового читального зала в здании СПбГУ на Менделеевской линии, д. 5.
Состав научно-технических советов ресурсных центров
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что в июле 2013 года было введена в действие новая редакция Типового положения о научно-техническом совете ресурсного центра СПбГУ. В соответствии с ним в состав совета могут быть включены, по их желанию, любые научно-педагогические работники СПбГУ. Эта информация была опубликована в материалах ректорского совещания в июле (см. Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 1). В ноябре 2013 года первый проректор по учебной и научной работе дополнительно направил информационное письмо в адрес всех научно-педагогических работников Университета, в котором вновь сообщалось о такой возможности и способе ее реализации. Сейчас уже декабрь, с момента издания приказа и первой его публикации прошло пять месяцев, но, к сожалению, до сих пор ни в адрес проректора по научной работе, ни в адрес первого проректора по учебной и научной работе соответствующих заявлений от научно-педагогических работников СПбГУ не поступало.
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).
И. А. Горлинский обратился к деканам с поручением дополнительно проинформировать коллег о возможности их участия в работе научно- технических советов ресурсных центров. И предложил всем научно-педагогическим работникам желающим участвовать в работе научно-технических советов ресурсных центов направлять свои заявки на включение в состав НТС по адресу: i.gorlinsky@spbu.ru.
О договоре о безвозмездной передаче книг в адрес Благовещенского университета
И. А. Горлинский напомнил, что в сентябре 2013 года ректор СПбГУ Н. М. Кропачев обратился к ректору Благовещенского государственного педагогического университета с предложением оказать помощь в доукомплектовании библиотеки, пострадавшей от сильного наводнения в Амурской области. Это предложение было с благодарностью принято. В СПбГУ была организована работа по определению перечня необходимых книг для передачи в библиотеку Благовещенского университета. И 9 декабря эти книги (207 экземпляров) были отправлены в библиотеку Благовещенского педагогического университета, а также был подписан соответствующий договор о их безвозмездной передаче.
О новой магистерской программе по модели двух дипломов
И. А. Горлинский сообщил, что недавно СПбГУ и Свободный университет Берлина подписали соглашение об открытии в 2014 году магистерской программы Global Communication and International Jornalism, выполняемой по модели двух дипломов. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа специалистов двух университетов. Программа будет выполняться на английском языке. По условиям соглашения в первом и третьем семестре все студенты (и студенты СПбГУ и студенты Свободного университета Берлина) будут обучаться в СПбГУ, во втором — в Свободном университете Берлина, а в четвертом — или в одном, или другом университете-партнере, в зависимости от темы магистерской диссертации и места работы научного руководителя. В случае успешного освоения программы и защиты магистерской диссертации выпускники смогут получить два диплома магистра (того и другого университета).
Мониторинг Минобрнауки стоимости проживания в общежитиях вузов
Министерство образования и науки РФ провело проверку 469 вузов России (и порядка 2500 общежитий), чтобы выяснить, как изменилась плата за общежитие после введения в действие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. сайт минобрнауки).
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что по итогам этого мониторинга было установлено, что 115 образовательных организаций приняли решение о сохранении платы за проживание в общежитии на уровне 5 % от стипендии. В их число входят МГУ имени М. В. Ломоносова, Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный строительный университет, Томский государственный университет, Тверской государственный университет и др.
И. А. Дементьев отметил, что плата за место в общежитии для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования на бюджетной основе, СПбГУ сегодня составляет 67 рублей в месяц (а средняя плата в вузах РФ гораздо выше: 340 рублей в месяц). Для сравнения: Университет расходует на содержание одного места в общежитиях больше 1000 рублей в месяц из внебюджетных средств Университета. И. А. Дементьев поручил деканам сообщить эту информацию студентам (см. также: Он был первым, ответы 3 и 4; Университету кризис не страшен, ответ 12).
СПбГУ: 14 место в топ–100 рейтинга QS BRICS
Агентством QS опубликован очередной международный рейтинг университетов. На этот раз была сделана выборка университетов стран BRICS: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (см. на сайте СПбГУ в разделе «Новости» от 17 декабря: СПбГУ вошёл в топ лучших вузов стран БРИКС).
Проректор И. А. Дементьев напомнил, что основанная в 1990 году британская компания Quacquarelli Symonds (QS) традиционно обеспечивает абитуриентов информацией о качестве образования в университетах по всему миру и фокусирует внимание именно на образовательной составляющей деятельности университетов. Это делает рейтинги QS наиболее «лояльными» по отношению к университетам России, деятельность которых традиционно в большей степени сосредоточена в образовательной сфере. Кроме того, версия рейтинга QS для стран BRICS, по сравнению с основной версией мирового рейтинга университетов QS, сравнивает университеты, находящиеся в более сходных экономических условиях, что делает результаты ранжирования более справедливыми.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2 и 4); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 1 и 6).
В топ–100 этого рейтинга вошли 19 российских вузов. Рейтинг очередной раз подтвердил простую истину, что в современном глобализованном мире конкурентные преимущества имеют те университеты, которые эффективно сочетают подготовку студентов и научные исследования. По показателю качества публикаций (цитируемости) в топ–100 оказались только четыре российских университета, а по числу публикаций в расчете на одного преподавателя в первую сотню не попал ни один российский университет.
Выделение средств на проведение реставрации фасадов четырех университетских зданий
И. А. Дементьев сообщил, что Министерство культуры РФ за последний месяц приняло три решения о выделении средств на проведение реставрации фасадов трех университетских зданий, имеющих историко-культурную ценность (дворца Петра II, зала Jeu de Paume и ректорского флигеля). Всего по трем контрактам выделено 188 млн рублей. Эти средства были получены в результате традиционной для России, но новой для СПбГУ последовательности действий: вначале готовилась проектная документация, а затем просьба о финансировании направлялась в органы власти. В прошлом году по той же схеме были получены 30 млн рублей для ремонта южного и северного фасадов здания Двенадцати коллегий.
См. также: Материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 8; Быть в тренде (ответ 1); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 11); Он был первым (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 6); Честность и открытость (ответ 10).
В ходе ректорского совещания проректор Г. С. Васильев получил информацию и сообщил: только что Министерство культуры РФ приняло еще одно решение: о выделении дополнительно 75 млн рублей для реставрации фасадов здания по адресу Менделеевская линия, д. 5.
О приёме на работу в СПбГУ профессора Р. Хаймера
Декан факультета психологии А. В. Шаболтас сообщила о приёме на работу в СПбГУ профессора Школы общественного здоровья Йельского университета (США) Роберта Хаймера. Профессор Хаймер является экспертом Всемирной организации здравоохранения, руководителем и участником нескольких исследовательских проектов, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, туберкулеза, гепатитов в различных регионах мира среди различных групп населения. Он автор более чем 150 научных работы в изданиях, индексируемых в Web of Science, Scopus (его индекс Хирша 27).
Сотрудничество профессора Хаймера с СПбГУ началось еще в 1998 году в рамках совместного проекта СПбГУ, Йельского университета и МедицинскоЙ школы штата Висконсин по обучению российских специалистов в области общественного здоровья, в частности, профилактике ВИЧ/СПИД. Профессор Хаймер проявляет активный интерес к сотрудничеству с нашим Университетом и мотивирован на продвижение СПбГУ в международное научное пространство. В 2013 году профессор Хаймер участвовал в конкурсе СПбГУ на создание уникальной для нашей страны лаборатории междисциплинарных исследований здоровья и поведения человека с участием сотрудников СПбГУ (психологов, социологов, биологов, математиков), сотрудников СПбГМУ имени И. П. Павлова и четверо сотрудников Йельского университета (социологов, психологов, эпидемиологов). Основной целью заявки было создание общеуниверситетского ресурса для проведения качественных междисциплинарных исследований и экспертиз мирового уровня в области индивидуального и общественного здоровья по проблематике социально-значимых заболеваний. Профессор Хаймер с пониманием отнесся к тому, что его заявка не получила финансирования в связи с серьезной конкуренцией, и в дальнейшем планирует активно участвовать в наших конкурсах. В настоящее время совместная работа наших ученых с Робертом Хаймером продолжается: в СПбГУ проводятся открытые лекции и семинары, весной запланирована серия семинаров для ученых СПбГУ по обработке данных исследований и написании зарубежных публикаций.
В ноябре 2013 года профессор Р. Хаймер принял предложение декана факультета психологии о работе в СПбГУ в качестве профессора. А. В. Шаболтас выразила уверенность в том, что появление в рядах сотрудников СПбГУ такого ученого как профессор Хаймер будет способствовать укреплению и расширению международного научного сотрудничества и продвижению нашего Университета в мировом научно-образовательном пространстве. По всем вопросам организации совместных исследований и научных семинаров профессор Хаймер просил обращаться по адресу его корпоративной личной почты в СПбГУ: r.heimer@spbu.ru.
О доплатах преподавателям СПбГУ за участие в образовательных программах, реализуемых на английском языке
Декан факультета международных отношений И. Н. Новикова поблагодарила за выделение премий тем преподавателям-международникам, которые работают на магистерских программах, реализуемых на английском языке. Она отметила, что их работу трудно измерить в часах, поскольку они имеют дело с носителями языка (например, с со студентами-американцами) и, кроме собственно обучения, научного руководства и руководства программой, они также помогают иностранным студентам адаптироваться в России, в Петербурге. Студентам, которые приезжают в СПбГУ, порой не зная русского языка, трудно ориентироваться в незнакомом городе, в чужой стране.
И. Н. Новикова подчеркнула, что, как только информация о премиях стала известной, в учебно-методическую комиссию стали поступать предложения от тех преподавателей, кто готов вести занятия на английском языке. Ректор отметил, что в Университете создается такая среда, чтобы преподаватели проявляли инициативу в подготовке новых образовательных программ.