Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Совещание началось с минуты молчания. Во всех зданиях СПбГУ в это время (5 мая в 12:00) студенты и сотрудники Университета почтили память героев Великой Отечественной войны, защитников Родины и тружеников тыла единой минутой молчания.
Визит Президента РФ В. В. Путина в СПбГУ
27 апреля Президент Российской Федерации В. В. Путин в сопровождении председателя попечительского совета института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, главы администрации Президента РФ С. Б. Иванова, помощника Президента РФ А. А. Фурсенко, ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и директора института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, президента-председателя правления банка «ВТБ» А. Л. Костина осмотрел новый кампус СПбГУ «Михайловская дача» и пообщался со студентами первого университета России. Первый пусковой комплекс этого кампуса введен в эксплуатацию, идет освоение новых зданий студентами и преподавателями в тестовом режиме. Собирается информация о том, что может быть усовершенствовано, чтобы с 1 сентября здесь начались занятия студентов бакалавриата, обучающихся по образовательной программе «Менеджмент» (см. Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4; от 18.11.2013, п. 5; от 27.01.2014, с дополнением от 13.02.2015, п. 2; от 23.03.2015, п. 7).
Завершение работы по введению зданий в эксплуатацию, отметил и. о. ректора И. А. Дементьев, стало возможно в том числе и потому, что в ходе реконструкции кампуса за счет отдельных инженерных и проектных решений удалось снизить стоимость работ и сэкономить около 2,7 из 10 млрд рублей, которые государство выделило на реконструкцию кампуса СПбГУ «Михайловская дача». А почти весь 2014 год строители работали в отсутствие какого-либо финансирования, под честное слово руководства Университета. Как известно, в 2013 году заканчивалось финансирование работ по реконструкции «Михайловской дачи». Это было прямо зафиксировано в постановлении Правительства РФ. Между тем для того, чтобы достроить и ввести в эксплуатацию объекты, которые позволят начать учебный процесс в «Михайловской даче», еще необходимо было более 500 млн рублей (о том, как могло такое случиться, см. Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 4).
Никаких надежд на выделение дополнительного финансирования не было. Руководство Университета вместе со строительной компанией нашли проектные решения, которые позволили в 2013 году в ходе строительства сэкономить 530 млн рублей. Сэкономленные средства были переведены обратно в бюджет РФ. Тут же руководство Университета направило письмо в Минэкономразвития и Минфин с просьбой выделить СПбГУ средства, сэкономленные им в 2013 году на финансирование работ в 2014 году, которые позволят начать учебный процесс в «Михайловской даче». Руководству Университета такой подход казался честным и справедливым: мы сэкономили — и отдайте эти деньги нам. Были получены ответы, из которых следовало, что, конечно, спасибо за то, что сэкономили, но денег не получите. Срок реализации постановления о проведении реконструкции «Михайловской дачи» закончился, все деньги, предназначенные для реконструкцию, израсходованы, больше денег нет и не будет (как так получилось, что все средства израсходованы, а выстроена только часть объектов, да еще при этом сэкономлены миллионы рублей, см. Материалы ректорского совещания от 27.01.2014, с дополнением от 13.02.2015, п. 2).
Было множество встреч и переговоров, но всё безрезультатно. В ходе встреч и переговоров руководство Университета апеллировало к честности и справедливости, а в ответ слышало, что в стране много кто успешно экономит. На прямую просьбу привести конкретный пример стройки за счет бюджетных средств, в ходе которой было в общей сложности сэкономлено около 2,7 млрд рублей, из них 530 млн рублей — в 2013 году, никто ни одного примера так и не привел. Время шло, и у многих в Университете стало складываться ощущение, что нереально решить задачу начать в феврале-марте 2015 года переезд в подготовленные помещения «Михайловской дачи». Ведь даже если удастся к концу года (к сентябрю-октябрю) добиться принятия нового постановления Правительства (на это обычно уходит более полугода) и получить на этой основе специальное решение о выделении финансирования, то работы объемом в более чем 500 млн рублей не могут быть выполнены за 3–4 месяца.
А на дворе уже было начало февраля 2014 года. Тогда ректор Университета попросил руководство строительной фирмы начать строительные работы уже в феврале, без постановления Правительства, без финансирования и даже без разрешения на ведение строительства. Строители согласились! На что в такой ситуации надеялся ректор? Его аргументы были те же: мы сэкономили 530 млн рублей и ровно столько же просим выделить нам, это позволит начать обучение в «Михайловской даче». Мы просим справедливости! Мы будем обращаться к руководству страны и мы уверены, что будет принято справедливое решение!.. Мы не ошиблись: это решение было принято. Справедливость восторжествовала. Решение было принято в ноябре 2014 года, а поверившие ректору строители к этому моменту уже выполнили работы более чем на 350 млн рублей… Конечно, вновь созданная инфраструктура должна активно использоваться для проведения научных или методических конференций, симпозиумов и других мероприятий. Поэтому важно, чтобы и инициаторы таких мероприятий, и должностные лица, ответственные за их организацию, не зацикливались на уже привычных объектах.
См. также: Материалы приема граждан 19.05.2015, п. 1; Материалы ректорского совещания от 24.08.2015, п. 2; Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015).
Декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов спросил, есть ли возможность размещать участников конференций на территории кампуса. И. А. Дементьев ответил, что в ближайших окрестностях «Михайловской дачи» есть прекрасные возможности для размещения гостей. На территории кампуса пока такой возможности нет. И он сообщил, что Президент РФ В. В. Путин, заслушав развернутый отчет ректора СПбГУ о проделанной работе, пообщавшись со студенческим активом, принял решение о продлении финансирования проекта и начале второго этапа освоения кампуса, который будет включать строительство комплекса студенческих общежитий.
О сотрудничестве СПбГУ с другими членами Coimbra Group
28 апреля СПбГУ посетила делегация руководства Coimbra Group. Обсуждался вопрос сотрудничества СПбГУ с другими университетами, членами ассоциации старейших и наиболее влиятельных вузов Европы (ассоциация Coimbra Group организована по клубному принципу, в нее входят 37 университетов). По предложению ректора СПбГУ запланировано проведение культурно-научных тематических конференций, первая из них будут организована в Петербурге, на территории СПбГУ.
Появляются возможности организации совместных научных исследований с коллегами из вузов Coimbra Group, а также подачи совместных заявок в различные европейские и международные фонды — шансы, которые наши ученые прежде не использовали. И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов проанализировать открывающиеся возможности организации совместных научных исследований с коллегами из старейших европейских университетов, подачи совместных заявок на гранты и возможности развивать академическую мобильность студентов СПбГУ (см. также: Материалы приема граждан 19.05.2015, п. 1).
О критериях оценки качества образования
Ректор СПбГУ, председатель совета ректоров вузов СЗФО Н. М. Кропачев провел в СПбГУ расширенное заседание региональной комиссии по оценке качества высшего образования в Северо-Западном федеральном округе. В ней принял участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С. С. Кравцов. Он отметил, что одной из основных задач Рособрнадзора сегодня является создание и внедрение механизмов оценки качества образования. Уже прошли два этапа контроля качества с помощью проверки остаточных знаний студентов. Те вузы, которые имеют государственную лицензию и аккредитацию, должны подтверждать уровень образования в соответствии с федеральными стандартами.
И. о. ректора И. А. Дементьев напомнил, что Рособрнадзор принимает решительные меры для улучшения качества обучения в российских вузах: десятки вузов были лишены лицензий и аккредитаций, еще столько же были предупреждены. Федеральные органы образования переходят на систему формализованных показателей. Университету нужно им соответствовать.
О конференции иранских студентов и аспирантов
По инициативе профессора СПбГУ Мехди Санаи, чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации, и ректора Университета Н. М. Кропачева в СПбГУ была впервые проведена научная конференция студентов и аспирантов из Ирана Scientific Conference of Iranian Students (SCIS — 2015). В ней приняли участие 150 иранцев из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и других российских городов. Университет продемонстрировал свои возможности: в рамках мероприятия почетные гости конференции познакомились с Научным парком СПбГУ и посетили ресурсные центры.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк привела и противоположный пример. Когда при проведении общероссийского конкурса и конференции тюркологов наши профессора, члены оргкомитета по проведению мероприятия, без всяких к тому оснований в качестве площадки награждения победителей и призеров заключительного этапа всероссийского конкурса выбрали не университетскую площадку, хотя в Университете есть подходящие по техническим характеристикам залы. Она подчеркнула, насколько важно показывать в том числе и материально-технические возможности Университета для всех, кто приезжает к нам для участия в различных мероприятиях.
Дополнение перечня сотрудников СПбГУ, обязанных регулярно предоставлять сведения о своих доходах и имуществе
Директор института наук о Земле С. В. Аплонов подготовил предложения по дополнению перечня сотрудников СПбГУ, которые будут обязаны регулярно предоставлять сведения о своих доходах и имуществе (см. Материалы ректорского совещания от 13.04.2015, п. 4). Он напомнил, что в Университете, кроме ректора и проректоров, много иных должностных лиц, которые в той или иной форме распоряжаются имуществом Российской Федерации, переданным в оперативное управление СПбГУ. Готовится соответствующий приказ, директорам институтов и деканам факультетов было поручено представить предложения по дополнению перечня сотрудников. С. В. Аплонов собрал и обобщил эти предложения.
Он сообщил, что в срок из 23 руководителей коллективов только четверо представили свои предложения по дополнению перечня сотрудников СПбГУ, которые будут обязаны регулярно предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, 16 — одобрили имеющийся список должностей, трое — не представили свои предложения. Было предложено ввести в список тех должностных лиц, кому ректором предоставлены полномочия по распоряжению имуществом (начальников управлений капитального строительства, недвижимости и земельных ресурсов, материально-технической базы, складского хозяйства, управления-службы информационных технологий, директора центра языкового тестирования). С. В. Аплонов сообщил также о предложении внести в перечень всем советников ректората, директоров институтов, а также деканов факультетов и заведующих кафедрами. Последние две позиции, на его взгляд, являются дискуссионными.
Он сделал вывод о том, что обсуждение перечня должно быть продолжено, чтобы не было избыточности и чтобы список был исчерпывающим. И важно разработать систему принципов формулирования полномочий должностных лиц. В качестве примера С. В. Аплонов задал вопрос: какими ресурсами распоряжается начальник управления образовательных программ? На первый взгляд, никакими. Но если для реализации какой-то программы требуются сотни компьютеров или микроскопов, то получается, что именно он инициирует приобретение всего этого оборудования. Ему возразили, что решение о закупке компьютеров или микроскопов принимает другое должностное лицо, подчиненное проректору Г. С. Васильеву... В разгоревшейся дискуссии приняли участие многие руководители (Н. Ю. Рассказова, Р. А. Эварестов, С. Г. Еремеев, А. В. Шаболтас и др.). Были высказаны предложения уточнить терминологию «распоряжения ресурсами» и «присвоения ресурсов», четче сформулировать цели и решаемые задачи.
При обсуждении вопроса о целесообразности включения в этот список директоров институтов и деканов факультетов И. А. Дементьев отметил: если бы все финансовые вопросы в Университете регулировались правилами, было бы все иначе. Но так пока не происходит. Например, решение о распределении нагрузки преподавателей разве решается без декана или заведующего кафедрой? А кто принимает на работу в СПбГУ? Подчас это делает не представитель работодателя (должностное лицо, уполномоченное ректором), а тот сотрудник (например, заведующий кафедрой), который дает согласие на прием кандидата (см. Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 1)... И если, например, посчитать зарплату научно-педагогического работника на должности доцента, то мы получим около 1 млн рублей в год, — вот тот ресурс, которым распорядился этот неизвестный, который фактически принял этого доцента на работу. У обсуждаемого вопроса есть вторая сторона: оценка эффективности принимаемых решений. Этот подход пока совсем не проработан... И. о. ректора заключил, что проект приказа будет дополнен с учетом предложений директоров институтов и деканов факультетов.
Предложения по созданию порядка определения сроков сдачи курсовых работ
Декан Факультета политологии С. Г. Еремеев представил предложения по созданию порядка определения сроков сдачи курсовых работ. Он сообщил о действующем порядке и отметил, что срок представления курсовых работ к проведению зачета регламентируется рабочими программами учебных дисциплин. Окончательный текст курсовой работы загружается в систему Blackboard СПбГУ в срок не позднее, чем за семь дней до даты публичной защиты курсовой работы (согласно расписанию зачетов). С. Г. Еремеев отметил необходимость учитывать формы аттестации, предусмотренные учебно-методической документацией различных образовательных программ. И предложил рассмотреть следующие сроки:
- семь дней до начала зачетной недели (при форме аттестации «зачет»)
- до окончания зачетной недели (при форме аттестации «экзамен»)
И. о. декана Юридического факультета Н. Ю. Рассказова спросила, зачем жестко регламентировать сроки сдачи курсовых работ. Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк объяснила, что в Университете есть единые правила обучения, есть порядок проведения промежуточной аттестации. Но практика определения сроков сдачи курсовых работ не была обобщена. Не везде прописан порядок взаимодействия студент-преподаватель, их взаимные обязанности. Если порядок не прописан, то всегда есть реальная угроза нарушения прав одной из сторон взаимоотношений. А чьи права нарушаются? Конечно же, того, кто более слаб и зависим. Нужно создать общий алгоритм на университетском уровне, а уж затем устанавливать особенности, присущие конкретной образовательной программе или группе образовательных программ. Нужно обозначить логику, технологию процесса, установить обязательные стадии. Если будет создан такой документ, то это будет шаг вперед для защиты прав обучающихся.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015); Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 4; от 15.06.2015, п. 7.
В ходе дискуссии многие руководители (Т. В. Черниговская, С. Н. Белозеров, С. В. Аплонов, Н. Ю. Рассказова) высказали мнения о том, как определять сроки сдачи курсовых работ. И. А. Дементьев подвел итог: требуется дополнительное обсуждение вопроса — возможно, в рамках совещания, которое и. о. ректора поручил организовать С. Г. Еремееву.
Предложения по использованию возможностей университетской телестудии
С. Г. Еремеев проинформировал о предложениях директоров институтов и деканов факультетов по использованию возможностей телестудии, создаваемой в СПбГУ, для проведения научных исследований по различным направлениям исследовательской работы и реализации образовательных программ (см. Материалы ректорского совещания от 16.03.2015, п. 2). Предложения следующие:
- создание имиджевой и рекламной продукции по продвижению образовательных программ и популяризации научных достижений СПбГУ
- использование телестудии в качестве площадки для производственной практики студентов, обучающихся по образовательным программам «Журналистика», «Прикладная информатика», «Связи с общественностью»
- создание фильмов для учебной работы, запись лекций профессоров СПбГУ и создание видеокурсов (в том числе для дистанционного обучения)
- создание цикла передач о научной деятельности СПбГУ, телерепортажей о работе передовых научных лабораторий, о выдающихся ученых и научных открытиях
- использование телестудии для записи лекций ведущих ученых мирового уровня без их приглашения в Россию, для проведения телемостов со студентами из других вузов и других стран, для проведения телеконференций и вебинаров
И. о. ректора подчеркнул, что все эти предложения — вовсе не предложения по использованию возможностей телестудии для проведения научных (!) исследований. Только после этих слов и. о. ректора наконец-то прозвучали предложения (А. В. Шаболтас, Т. В. Черниговская, Н. Г. Скворцов и др.): использование телестудии как инструмента для проведения социологических и психологических исследований на материале телевизионной аудитории, обучение преподавателей искусству публичного выступления, изучение поведения человека в стрессовой ситуации перед камерой и др. И. А. Дементьев сделал вывод о том, что обсуждение следует продолжить через две недели.
О начале процесса формирования трудовых поручений
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил о начале процесса формирования трудовых поручений научно-педагогическим работникам и распределения аудиторной нагрузки на новый учебный год (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 8). Начато составление электронного расписания. В. В. Еремеев обратил внимание на то, что служебные записки директоров институтов и деканов факультетов об открытии новых ставок научно-педагогических работников и объявлении конкурсов на эти должности порой не связаны с реальной нагрузкой. Из-за этого, например, недавно был отменен конкурс на замещение должности профессора по направлению «Гуманитарные науки и искусства», а проректору по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология С. И. Богданову (инициатору объявления конкурса на замещение этой должности, практически не обеспеченной нагрузкой) объявлен выговор от 10 апреля 2015 года. В. В. Еремеев напомнил, что распределение аудиторных занятий следует осуществлять с учетом имеющегося кадрового потенциала и только после его внимательного анализа.
Об изменениях в Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2015/16 учебный год
По сравнению с порядком приема, действовавшим в 2013/14 учебном году, Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 №839, содержит важное нововведение: каждый вуз должен в первую волну зачислить абитуриентов по подлинникам документов о среднем образовании на 80% мест в рамках контрольных цифр приема (на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 № 137 были внесены изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 839. Проректор по учебной работе Бабелюк Е.Г. сообщила, что в соответствии с данным приказом баллы за индивидуальные достижения могут начисляться или не начисляться по усмотрению организации высшего образования. Санкт-Петербургский государственный университет начисляет баллы за индивидуальные достижения.
Порядок начисления баллов установлен главой 7 Правил приема в Санкт-Петербургский государственный университет на обучение по основным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) в 2015 году.
О ходе конкурса «Молодой профессор»
Объявлен первый конкурс молодых ученых (не старше 37 лет) на замещение должностей профессора по специальностям, соответствующим шести приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 30.03.2015, п. 2). Требования к претендентам достаточно высокие. Отрадно, что уже есть заявки, которые удовлетворяют этим требованиям. В. В. Еремеев напомнил, что задача повышения уровня кадрового состава — ключевая задача директоров институтов и деканов факультетов. И посоветовал воспользоваться этим конкурсом для привлечения в Университет сильных молодых ученых (см. также: Материалы приема граждан 19.05.2015, п. 1).
О разделении полномочий (академических и административных)
На конкретных примерах и. о. ректора И. А. Дементьев еще раз продемонстрировал необходимость четкого разделения академических и административных полномочий сотрудников СПбГУ. В частности, при подготовке и проведении конкурсных процедур на замещение должностей научно-педагогических работников со стороны участников конкурсов и «групп их поддержки» участились случаи обращений к ректору и должностным лицам Университета о проведении экспертизы научных работ претендентов: и на плагиат, и на качество полученных научных результатов. И. А. Дементьев пояснил, что вопросы, относящиеся к применению и соблюдению установленных правил, распоряжению ресурсами СПбГУ, обязаны рассматривать и решать должностные лица Университета. Но вопросы содержания и качества научных исследований имеют совершенно другие механизмы решения. Претензии к качеству диссертационных работ должны направляться в диссертационные советы и ВАК. Содержание научных исследований и достоверность результатов должны обсуждаться в формах, принятых в научном сообществе (на конференциях, в научных статьях и т. д.). А любые вопросы этического характера в отношении работников и обучающихся СПбГУ может обсуждать и решать комиссия по этике Ученого совета СПбГУ.
И. о. ректора поручил директорам институтов и деканам факультетов разъяснять сотрудникам смысл разделения академических и административных полномочий (см. также: Материалы ректорского совещания от 23.11.2015, п. 3).