Материалы ректорского совещания

№ 197
от 16.03.2015

Повестка совещания

    Ошибки в публикации сведений о позициях СПбГУ в репутационном рейтинге THE

    СПбГУ вошел в топ-лист репутационного рейтинга Times Higher Education, заняв позицию 71–80 (верная информация на портале СПбГУ: СПбГУ вошел в список самых престижных вузов мира). Однако за два дня в сотне СМИ были допущены ошибки в публикациях о позициях СПбГУ в этом рейтинге Times Higher Education. Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил, что в Университет пришли официальные извинения. Из 98 публикаций с неверной информацией 45 материалов были исправлены по требованию пресс-службы СПбГУ. Сотрудники управления по связям с общественностью СПбГУ в течение двух недель работали с редакциями СМИ, перепечатавшими неверную информацию.

    См. также: СПбГУ вошел в список самых престижных вузов мира: комментарий ректора Н. М. Кропачева (ТК «Россия — Культура», 12 марта 2015); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 2, 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1).

    О заключении договора с руководством телеканала «Санкт-Петербург»

    В рамках соглашения между Санкт-Петербургским государственным университетом и ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» на базе СПбГУ будет создана новая современная телевизионная студия: СПбГУ и «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» создадут новую телестудию. Какие возможности создание мощного ресурсного центра телевещания открывает для наших преподавателей и студентов различных образовательных программ? Отвечая на этот вопрос, А. А. Заварзин отметил, что новая студия — это современная база для организации практического обучения студентов, причем не только журналистов. Ведь работа телестудии — это не только процесс съемок телесюжетов и телепрограмм. Как у любой крупной компании, деятельность студии имеет стороны, важные для экономистов, юристов, менеджеров, социологов и других специалистов. Не случайно 11 марта в Смольном на церемонии подписания соглашения губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко говорил о том, что развитие города на основе экономики знания делает очень востребованным интеллектуальный ресурс Университета.

    Кроме того, современная телестудия открывает возможности для ученых и преподавателей СПбГУ проявить себя в качестве экспертов. И уже поступил запрос от руководства канала «Санкт-Петербург» с просьбой о предложении новых форм телевизионного контента, новых тем, продуктов, которые могут быть опробованы на университетской телестудии. А. А. Заварзин сравнил новую студию с новой клиникой, которая недавно была включена в состав СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 1). И то и другое — это, по сути, ресурсные центры для исследований ученых Университета и для развития практических навыков студентов разных направлений и специальностей.

    Декан Факультета журналистики Л. П. Громова отметила, что новый проект позволит еще больше приблизить обучение студентов-журналистов к реальному производству, повысит качество их подготовки. В перспективе студия может стать аналогом канала «Просвещение», где специалисты Университета будут давать экспертные оценки по актуальным вопросам жизни города…

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев провел аналогию: если в университетскую медицинскую клинику придут только студенты-медики (и не придут юристы, менеджеры, дизайнеры, биологи…), то большого смысла в ней не будет. Точно так же, если в новую университетскую телестудию не придут преподаватели и студенты разных направлений и специальностей, это будет большой ошибкой. Эти огромные ресурсы Университета должны быть востребованы всеми научно-педагогическими работниками. Это ресурс, который должен привести к развитию химии, физики, психологии, юриспруденции, социологии и др. И если этого развития не будет, то полученные ресурсы не будут работать должным образом. Н. М. Кропачев привел простой пример: кто думает в России, скажем, о дизайне больничных палат, кто предлагает сделать палаты такими, чтобы пациентам там было комфортно? А, к примеру, в Германии очень востребованы специалисты в области дизайна медицинских лечебных учреждений. Кто думает о дизайне учебных аудиторий, залов для заседаний, кафедральных помещений? И точно так же можно привлечь к работе в клинике и телестудии экономистов, социологов, юристов, психологов, химиков, менеджеров... Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов сформировать пакет предложений по использованию возможностей новых ресурсных центров Университета: клиники и телестудии.

    Декан Факультета политологии С. Г. Еремеев напомнил о договорах СПбГУ с субъектами Российской Федерации и предложил при подаче телевизионного контента учитывать интересы регионов. Также стоит рассмотреть и возможность профессиональной подготовки кадров управленцев для региональных телевизионных каналов. Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас сообщила, что ее коллеги пытались продвигать на телевидении программы о поведении людей и психологии, но не нашли поддержки, и высказала надежду, что теперь такие программы будут созданы… Ректор напомнил о цикле фильмов «Встреча на вершине», созданном профессором Т. В. Черниговской (см. Материалы ректорского совещания от 20.10.2014, п. 2), который интересен многим зрителям (не только биологам или психологам). Затем вспомнил о материалах разных специалистов, которые публикуются на главной странице портала СПбГУ перед Новым годом, — они неизменно вызывают интерес читателей. И предложил химикам, физикам, политологам, психологам, математикам, историкам придумать телепрограммы, интересные всем. Новая телестудия — это гигантский ресурс для всего Университета: и для ученых, и для преподавателей, и для студентов (см. также: Материалы ректорского совещания от 20.04.2015, п. 1; от 05.05.2015, п. 7).

    О защите интеллектуальной собственности СПбГУ

    Продолжая тему, поднятую на предыдущем ректорском совещании (см. Материалы ректорского совещания от 10.03.2015, п. 3), проректор И. А. Дементьев на конкретных примерах продемонстрировал способы защиты интеллектуальной собственности СПбГУ. Типичная ситуация: в Университет поступает запрос из другого вуза о включении сотрудника СПбГУ в состав рабочей группы для участия в разработке каких-либо документов, разработки некой концепции. Как решается этот вопрос? Первый вариант: договоренность устная, сотрудник СПбГУ едет в другой вуз и какое-то время там работает в составе рабочей группы того вуза. А в Университете он оформляет отпуск за свой счет, согласия работодателя даже не запрашивают. Вариант второй: запрашивают и получают согласие работодателя (устное или письменное), но поездку работника не оформляют должным образом. И вариант третий: письменное согласие работодателя, работника направляют в командировку для участия в работе соответствующей рабочей группы. Только в этом случае он трудится в рамках служебного задания, и — вот что важно! — результат его работы принадлежит Университету… В любом другом случае Университет несет потери, репутационные и финансовые.

    Ректор напомнил недавнюю историю приглашения на работу в СПбГУ профессора одного из самых известных американских вузов. В проекте договора, подготовленном еще проректором по направлениям и согласованном во всех инстанциях, предусматривалось, что профессор этого университета будет работать определенное время в СПбГУ и получать в СПбГУ зарплату (заметим, вовсе не маленькую зарплату), но результаты интеллектуального труда этого профессора в нашем Университете будут принадлежать только этому американскому вузу. Поскольку такая форма договора была согласована на всех уровнях, в том числе и не только в СПбГУ, проректору И. А. Дементьеву и начальнику юридического управления Ю. В. Пенову пришлось затратить много сил и времени, чтобы добиться изменения договора. Теперь интеллектуальный продукт, созданный профессором американского университета во время работы в СПбГУ, будет принадлежать и СПбГУ, и этому американскому университету. Важно то, что американский профессор в СПбГУ работает лишь несколько месяцев в году, а остальное время — в своем американском вузе. Предметом договора является интеллектуальный продукт, созданный в период работы именно в СПбГУ, но американский вуз в таких случаях всегда требует «свою долю» в праве собственности. Интересный факт: когда наши коллеги пытались обсуждать эти вопросы с американским профессором, тот ответил фразой, заученной за многие годы работы: «Я не имею права обсуждать эти вопросы. Все переговоры вы должны вести с офисом ректора…»

    И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов провести разъяснительную работу в коллективах, чтобы коллеги понимали, как защищать интеллектуальную собственность Университета.

    О правилах приглашения и оформления на работу иностранных работников

    В связи с изменением в законодательстве изданы приказы, регламентирующие правила приглашения и оформления на работу в СПбГУ иностранных работников. И. А. Дементьев обратил внимание на то, что часто при приглашении зарубежных коллег не обращают внимания на то, как оформлено приглашение. Например, в представлении на приглашение иностранного специалиста декан, заведующий кафедрой, научно-педагогический работник СПбГУ утверждает, что он инициирует приглашение иностранного специалиста для участия в научной конференции. Сотрудники соответствующий службы, подчиненной заместителю ректора Е. В. Пикину, правильно оформляют такому иностранному специалисту приглашение «для научно-технического сотрудничества». Порой только после отъезда специалиста на родину сотрудники этой службы узнают, что в действительности же этого иностранного специалиста приглашали не только для участия в конференции! В период проведения конференции (или сразу после ее окончания) наши научно-педагогические работники в нарушение всяких правил привлекают иностранного специалиста, например, к оппонированию диссертаций, разрешают вместо себя прочитать какие-либо лекции или провести практические занятия. Что показательно, в своих объяснениях никто из наших научно-педагогических работников, как правило, и не скрывает, что они уже в момент инициирования приглашения специалиста знали, что будут привлекать его к чтению лекций, оппонированию... На выполнение всей этой работы они даже заранее получили согласие иностранного специалиста.

    Во-первых, и то, и другое (и чтение лекций, и оппонирование) — это работа (неважно, оплачивали этот труд специалиста или нет). Заметим, по первому требованию Университет будет вынужден оплатить эту работу, даже если ранее иностранный специалист написал заявление об отказе от оплаты своего труда... Во-вторых, работать иностранному гражданину в РФ (как и в любом другом государстве) при отсутствии трудовой визы категорически запрещено. В-третьих, оформлять (принимать на работу) в СПбГУ ни декан, ни заведующий кафедрой, ни научный руководитель аспиранта, ни председатель диссертационного совета не вправе (см. Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 1). В отличие от них, сотрудники главного управления по организации работы с персоналом хорошо знают правила приглашения и приема иностранцев на работу в СПбГУ. Но их, как и сотрудников планово-финансового управления, лишь ставят перед фактом, когда начинают просить (а то и требовать) оплатить работу такого-то оппонента или лектора!

    См. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 6; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответы 1-5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 12 и 16); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 3).

    Конечно же, оформление трудовой визы требует больше времени. Но эти «сэкономленные» дни оборачиваются штрафом в 500 тыс. рублей. Правильное исполнение правил приглашения и оформления на работу иностранных специалистов — задача сотрудников соответствующих служб, подчиненных заместителю ректора по безопасности Е. В. Пикину и начальнику главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву. От научно-педагогических работников, инициирующих приглашение иностранных специалистов, требуется только одно: четко и честно сформулировать действительную цель приглашения иностранного специалиста.

    Об оказании материальной помощи

    В связи с вопросом, поступившим в Виртуальную приемную, проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский прокомментировал некоторые пункты «Положения о порядке и условиях оказания материальной помощи работникам СПбГУ». Он объяснил, что материальная помощь — это средство денежной поддержки работников в сложных жизненных ситуациях. Это не зарплата, не компенсация, не обязательные выплаты, на которые работник имеет полное право. А «Положение…» широко обсуждалось на сайте СПбГУ и было принято на президиуме профсоюзной организации сотрудников СПбГУ большинством голосов.

    Комментируя свой ответ в Виртуальной приемной на претензии автора обращения по поводу того, что при выплате материальной помощи изымают оригиналы платежных документов за лекарства и лечение, что не позволяет вернуть налоговый вычет, проректор объяснил: платежный документ при предоставлении материальной помощи или налогового вычета является документом, подтверждающим законность осуществления соответствующей выплаты. И обоснованность расходования СПбГУ средств на материальную помощь регулярно проверяется территориальными органами Фонда социального страхования, Росфиннадзора, а также Счетной палатой Российской Федерации. Работник СПбГУ имеет право выбора: передать оригиналы платежных документов либо уполномоченным должностным лицам СПбГУ и возместить до 100 % затраченных на лечение средств, либо в налоговую инспекцию и получить только 13 %... В том случае, если работник получит материальную помощь и налоговый вычет одновременно, то он получит больше средств, чем им было затрачено на лечение. Категорически неприемлемо использовать материальную помощь как способ получения дополнительного дохода, подчеркнул М. Н. Кудилинский.

    Проректор напомнил, что каждый случай оказания материальной помощи — особый, решение принимается строго индивидуально. У работодателя нет обязанности по требованию ответчика оплачивать те чеки, которые он принес. При этом оценивается фактическая нуждаемость работника в помощи, его материальное положение. Важно, чтобы материальная помощь доходила до реально нуждающихся в ней работников Университета.

    О предложениях по разграничению академических и административных полномочий

    Проректор И. А. Дементьев сделал предварительный анализ предложений директоров институтов и деканов факультетов по разграничению академических и административных полномочий. Наиболее часто встречается предложение исключить из полномочий декана и заведующего кафедрой то, что не связано с их компетенцией как ученых или преподавателей. Проректор привел недавний пример: один из заведующих кафедрой обратился с просьбой снять с него обязанность направлять информацию членам коллектива кафедры. Такие поручения даются порой деканами или содержатся в приказах проректоров…

    Но большая часть «лишних» административных полномочий — то, что не вменено в обязанности декана и заведующего кафедрой, но исполняется ими потому, что такая практика традиционно сложилась в предыдущие годы, существуют некие неписаные правила. И. А. Дементьев сделал вывод: трудно запретить то, что не написано. В каждом конкретном случае могут помочь вопросы декана (или заведующего кафедрой), обращенные к самому себе: надо ли мне это делать? Мне ли это нужно делать? Тогда появится вероятность, что они сами перестанут исполнять эти обязанности, которые на них никто не возлагал.

    Ректор сначала напомнил о ситуации, когда заведующий кафедрой информировал известного российского журналиста А. Д. Константинова о необходимости принести в управление кадров справку об отсутствии судимости — заметим, советника губернатора (следовательно, вопрос о судимости в кадровой службе правительства города уже проверен…). Сразу же после ректорского совещания 2 марта (на котором об этом факте шла речь — Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 6) ректору сообщили о причине такой инициативы заведующего кафедрой. Оказывается, накануне звонка А. Д. Константинову на совещании все заведующие кафедрами услышали строгое поручение: потребовать от членов коллективов кафедр дать справку об отсутствии судимостив управление кадров. Кроме того (что наверное, для них было более важно) их предупредили, что могут лишить премии, если кто-либо из членов коллектива кафедры вовремя не сдаст в отдел кадров справку о судимости. Разве это дело заведующих кафедрами — отслеживать соблюдение правил приема на работу в СПбГУ?!

    Ректор также рассказал, что к нему на прием приходил профессор-физик, и. о. заведующего кафедрой, чтобы обсудить вопросы о трудоустройстве преподавателей, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к претендентам в конкурсе на должности научно-педагогических работников. Но вначале он сообщил о том, что недавно закрыли центр оперативной полиграфии, где физики много лет публиковали пособия для студентов. И профессор передал ректору обращение с просьбой открыть тот «центрик». Проректор И. А. Дементьев, который в тот момент зашел в кабинет ректора, объяснил посетителю: начальник этого «центрика» учредил частную фирму, которая находилась в помещениях Университета, не платила за коммунальные услуги, пользовалась издательским оборудованием и расходными материалами Университета, ее сотрудники получали зарплату в Университете, — и при этом осуществляли предпринимательскую деятельность и получали дополнительный доход. Директор фирмы отказался оформлять договорные (арендные) отношения с Университетом, на что посетитель заметил, что «это же ему невыгодно…» Ректор спросил: разве это обязанность заведующего кафедрой — заботиться о выгоде частного предпринимателя, который извлекает ее… за счет Университета? В ответ профессор обратил внимание ректора, что обращение об издательском центре подписал не он — а он лишь передал письмо. Ректор спросил: разве это обязанность заведующего кафедрой — передавать чьи-то письма? (см. Материалы приема граждан 10.03.2015, п. 1).

    Ректор напомнил: заведующий кафедрой — это лидер коллектива, его первейшая задача — обеспечить демократические процедуры при обсуждении в коллективе кафедры проектов учебно-методической документации, при обсуждении кандидатов на должности научно-педагогических работников, обеспечить высокое качество научных исследований и преподавания учебных дисциплин. А он волнуется о том, чтобы вернуть издательский «центрик»… И при этом всячески сопротивляется выполнению своих прямых обязанностей: найти лучших преподавателей и предоставить членам Ученого совета СПбГУ полную информацию о претендентах — чтобы был сделан верный выбор. Если же исключить административные полномочия, которые заведующий кафедрой добровольно «взвалил» на себя, то найдется время, чтобы исполнять академические обязанности (см. также: Материалы ректорского совещания от 23.11.2015, п. 3; от 30.03.2015, п. 6).

    О стипендиях Президента РФ для молодых ученых и аспирантов

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о стипендиях Президента РФ, назначенных молодым ученым и аспирантам СПбГУ. В этот раз их было всего шесть: две — аспирантам и четыре — молодым ученым.

    О приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2015 году

    Опубликованы правила приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2015 году. Е. Г. Бабелюк сообщила, что Университет вовремя получил лицензию с новыми кодами. Экзамен по английскому языку будет проводиться в письменной форме (он дает возможность оценить уровень владения иностранным языком для определения дальнейшей траектории обучения каждого), а экзамен по философии — в формате портфолио, которое надо сдать заранее.